Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция: стаж как институт права↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
ЛЕКЦИЯ: СТАЖ КАК ИНСТИТУТ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЛАН: Понятие, юридическое значение, виды и правовые основы стажа. Страховой стаж: понятие, порядок исчисления, способы подсчета и порядок подтверждения. Общий трудовой стаж и стаж на соответствующих видах работ. Стаж государственной службы и выслуга лет. Непрерывный трудовой стаж.
– 1 – Понятие, юридическое значение, виды и правовые основы стажа. Стаж – юридический факт в сложном составе, порождающем возникновение или изменение правоотношений в связи с назначением и выплатой всех видов трудовых пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, а также некоторых других правоотношений в социальном обеспечении.
Юридическое значение стажа в праве социального обеспечения: 1) Стаж определённой длительности и характера может играть роль основного юридического факта в сложном правообразующем юридическом составе (например, при назначении досрочных трудовых пенсий педагогическим и другим работникам с особыми условиями труда, пенсий за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим и др.). 2) Стаж может являться лишь одним из элементов сложного правообразующего фактического состава (например, при назначении трудовых пенсий по старости, потере кормильца и по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности). 3) С продолжительностью стажа связан размер большинства видов пенсий и отдельных пособий.
Виды стажа:
Ø общий – свидетельствует об общей, суммарной продолжительности трудовой и некоторой иной деятельности (совокупность периодов любой трудовой деятельности, при выполнении которой уплачивались и (или) подлежали уплате страховые взносы по обязательному социальному страхованию, периодов иной общественно полезной деятельности и иных периодов, признаваемых законодателем социально значимыми); Ø специальный (профессиональный) – является частью общего страхового стажа; суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности с уплатой страховых взносов на рабочих местах с тяжелыми или вредными условиями труда, в особых природно-климатических зонах или территориях с особым статусом;
Правовые основы стажа:
ü Постановление Правительства РФ от 24.07.2002 № 555 (ред. от 24.03.2014) «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий»[8]; ü Указ Президента РФ от 20.09.2010 № 1141 (ред. от 19.05.2011) «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих»[9]; ü Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 (ред. от 05.05.2014) «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ»[10]; ü Постановление Правительства РФ от 12.08. 1994 г. № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры РФ и их семьям» (ред. от 07.12.2011, с изм. от 03.04.2014)[11]; ü Постановление Правительства РФ от 02.02. 1998 г. № 103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах РФ, и их семьям»[12] и др. – 2 – Страховой стаж: понятие, порядок исчисления, способы подсчета И порядок подтверждения. Страховой стаж является самостоятельным юридическим фактом в правоотношениях по социальному обеспечению и важнейшим элементом страховой пенсионной системы. Именно он имеет решающее значение при установлении пенсии и определении ее размера. Доктрина исходит из того, что страховой стаж как особый вид стажа – это «суммарная продолжительность периодов работы, в течение которых за данное лицо должны были уплачиваться страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ, и иной деятельности, учитываемой при определении права на трудовую пенсию, с учетом которой страховые взносы возмещались за счет средств федерального бюджета».[13] Страховой стаж имеет количественную (продолжительность в годах) и качественную (особенности производственных условий (вредные, тяжелые и др.), климатических зон и территорий, в которых осуществлялась трудовая деятельность (районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним)) характеристики. Согласно ст.3 ФЗ от 16.07.1999 № 165-ФЗ (в ред. ФЗ от 05.03.2004 № 10-ФЗ, от 24.07.2009 № 213-ФЗ) «Об основах обязательного социального страхования» страховой стаж– этосуммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов. Это определение вообще не ставит страховой стаж в какую-либо зависимость от трудовой или иной деятельности. Таким образом, законодатель не связывает уплату страховых взносов непосредственно с трудовой деятельностью застрахованного лица. Страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования может являться любое лицо, изъявившее желание уплачивать страховые взносы за застрахованного, вне зависимости от наличия между ними каких-либо правоотношений. Застрахованные лица могут вступить добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, связанные с дополнительной уплатой в бюджет Пенсионного фонда РФ страховых взносов, сверх взносов, уплаченных за них страхователем, и самостоятельно уплачивать за себя страховые взносы. Также граждане вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ за другое физическое лицо. В соответствии со ст. 2 ФЗ от 17.12. 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» страховой стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Следовательно, между указанными выше легальными определениями страхового стажа существует принципиальная разница. В первом случае уплата взносов не связана с трудовой деятельностью, что «противоречит основополагающей идее социального страхования».[14] Вторая формулировка в качестве исключения из общего правила предполагает зачет в стаж периодов, в течение которых трудовая деятельность не осуществлялась, а взносы не уплачивались. ФЗ от 15.12.2001 г. допускает уплату взносов без занятия какой-либо трудовой деятельностью.
Выслуга лет Выслуга лет для лиц, проходивших государственную гражданскую, военную, правоохранительную службу, служит юридическим фактом, установленным федеральными нормативно-правовыми актами, дающим право на государственную пенсию независимо от возраста. В стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет могут быть включены два вида службы (работы). Первый вид службы (работы) определен в ст. 19 ФЗ от 15.12.01 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», а также в федеральных законах, регулирующих вопросы прохождения государственной службы. К данному виду, в частности, относится служба (работа) в должностях федеральной государственной службы и государственных должностях федеральных государственных служащих. Такие должности называются должностями федеральной государственной гражданской службы. Согласно ст. 14 ФЗ от 27.05.03 № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов РФ. В стаж (его общую продолжительность) государственной службы одного вида в соответствии с вышеуказанными законами включается продолжительность государственной службы других видов, а также периоды замещения государственных должностей РФ, государственных должностей субъектов РФ, выборных муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и муниципальных должностей муниципальной службы. С учетом изложенного, применительно к гражданской государственной службе в её стаж должны включаться: 1. периоды прохождения военной и правоохранительной службы; 2. периоды замещения государственных должностей РФ; 3. периоды замещения государственных должностей субъектов РФ; 4. периоды замещения на постоянной основе выборных муниципальных должностей; 5. периоды замещения муниципальных должностей муниципальной службы. Ко второму виду службы (работы) может быть отнесена работа в любой должности, не относящейся к указанным выше должностям, в т. ч. и не в органах государственной власти. Перечень этих должностей определяется Президентом РФ. Включение в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет осуществляется по заявлению федерального государственного служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет федеральным государственным органом, в котором этот служащий замещал должность непосредственно перед увольнением. Документ, подтверждающий стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, представляется федеральным государственным органом в Пенсионный фонд РФ для решения вопроса о назначении пенсии. Особенности выслуги лет для лиц, проходивших военную и правоохранительную службу регламентируется Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Порядок подсчета стажа Периоды службы (работы), включаемые в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, подсчитываются и подтверждаются на основании сведений о трудовой деятельности, трудовом стаже либо стаже государственной службы, содержащихся в трудовой книжке и в иных выданных в установленном порядке документах.
– 5 – Непрерывный трудовой стаж. Непрерывный трудовой стаж – это продолжительность последней непрерывной работы в одной организации или в нескольких при условии, что перерыв в трудовой деятельности не превышает установленных законодательством сроков. В ранее действовавшем законодательстве юридическое значение непрерывного трудового стажа заключалось в том, что он являлся критерием при определении размера пособия по временной нетрудоспособности, т. е. продолжительность непрерывного трудового стажа влияла на размер пособия социального страхования по временной нетрудоспособности. В современном пенсионном законодательстве на федеральном уровне непрерывный трудовой стаж свое значение утратил. [1] «Собрание законодательства РФ», 01.04.1996, № 14, ст. 1401. [2] «Собрание законодательства РФ», 19.07.1999, N 29, ст. 3686. [3] Собрание законодательства РФ от 24.12. 2001 г. N 52 (Часть I) ст. 4920 [4] «Собрание законодательства РФ» 17.12. 2001 г. № 51 ст. 4831 [5] «Собрание законодательства РФ», 01.01.2007, № 1 (1 ч.), ст. 18. [6] «Ведомости СНД РФ и ВС РФ», 04.03.1993, № 9, ст. 328. [7] «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 1991, № 21, ст. 699. [8] «Собрание законодательства РФ», 05.08.2002, № 31, ст. 3110. [9] «Собрание законодательства РФ», 27.09.2010, № 39, ст. 4926. [10] «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 04.10.1993, N 40, ст. 3753. [11] «Собрание законодательства РФ», 22.08.1994, № 17, ст. 2000. [12] «Собрание законодательства РФ», 1998.№6.Ст.737. [13] Вихров Д. Г.Страховой стаж и его юридическое значение в праве социального обеспечения:Автореферат -М., 2001, С.17 [14] См: Мачульская Е. Е., Добромыслов К. В. Право социального обеспечения. Учебное пособие и практикум. Изд-во: «Книжный мир», 2006, С.161. [15] Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П «По делу о проверке конституционности п. 1 ст. 10 и п. 2 ст. 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и абз. 3 п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда РФ и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой» // Вестник Конституционного Суда РФ. - № 4. - 2007. [16] Перечень сезонных отраслей промышлености, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год: Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 г. N 498. [17] Вихров Д. Г. Указ. Соч. - С.25. [18] Аналогичным является порядок подтверждения страхового стажа, необходимого для назначения и определения размера пособий. [19] Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции. [20] «Собрание законодательства РФ», 05.08.2002, № 31, ст. 3110. [21] Указанный пункт практически дублирует п.3 ст.30, лишь дополняя его, однако при исчислении пенсии в соответствии с ним в Законе применяется иная формула, чем при исчислении трудовой пенсии по п.3 ст.30. [22] Например, постановления Правительства РФ «Об утверждении Списка производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в производствах и профессиях не менее 20 лет» от 01.03.1992 г. № 130; «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» от 24.04.1992 г. № 272 и др. [23] «Собрание законодательства РФ» 17.12. 2001 г. № 51 ст. 4831 [24] «Собрание законодательства РФ», 27.09.2010, № 39, ст. 4926. [25] п. 8.1 введен Указом Президента РФ от 14.01.2011 № 38. [26] п. 15.1 введен Указом Президента РФ от 19.05.2011 № 655. [27] СЗ РФ от 22.09. 2003 г. № 38 ст. 3661 ЛЕКЦИЯ: СТАЖ КАК ИНСТИТУТ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЛАН:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.131 (0.007 с.) |