Лекция: стаж как институт права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция: стаж как институт права



ЛЕКЦИЯ: СТАЖ КАК ИНСТИТУТ ПРАВА

СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПЛАН:

Понятие, юридическое значение, виды и правовые основы стажа.

Страховой стаж: понятие, порядок исчисления, способы подсчета и порядок подтверждения.

Общий трудовой стаж и стаж на соответствующих видах работ.

Стаж государственной службы и выслуга лет.

Непрерывный трудовой стаж.

 

– 1 –

Понятие, юридическое значение, виды и правовые основы стажа.

Стаж – юридический факт в сложном составе, порождающем возникновение или изменение правоотношений в связи с назначением и выплатой всех видов трудовых пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, а также некоторых других правоотношений в социальном обеспечении.

 

Юридическое значение стажа в праве социального обеспечения:

1) Стаж определённой длительности и характера может играть роль основного юридического факта в сложном правообразующем юридическом составе (например, при назначении досрочных трудовых пенсий педагогическим и другим работникам с особыми условиями труда, пенсий за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим и др.).

2) Стаж может являться лишь одним из элементов сложного правообразующего фактического состава (например, при назначении трудовых пенсий по старости, потере кормильца и по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности).

3) С продолжительностью стажа связан размер большинства видов пенсий и отдельных пособий.

 

Виды стажа:

  1. страховой стаж:

Ø общий свидетельствует об общей, суммарной продолжительности трудовой и некоторой иной деятельности (совокупность периодов любой трудовой деятельности, при выполнении которой уплачивались и (или) подлежали уплате страховые взносы по обязательному социальному страхованию, периодов иной общественно полезной деятельности и иных периодов, признаваемых законодателем социально значимыми);

Ø специальный (профессиональный) является частью общего страхового стажа; суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности с уплатой страховых взносов на рабочих местах с тяжелыми или вредными условиями труда, в особых природно-климатических зонах или территориях с особым статусом;

  1. общий трудовой стаж;
  2. стаж на соответствующих видах работ;
  3. стаж государственной гражданской службы;
  4. выслуга лет.

Правовые основы стажа:

  1. Международно-правовые акты. Так, если международным договором РФ установлены иные правила подсчета и подтверждения, например, страхового стажа для установления трудовых пенсий, применяются правила международного договора РФ. Например, Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах-участниках СНГ.
  2. ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»[1];
  3. ФЗ от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об основах обязательного социального страхования»[2];
  4. ФЗ от 17.12. 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ред. от 28.12.2013) [3];
  5. ФЗ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»[4];
  6. ФЗ от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»[5];
  7. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»[6];
  8. Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 21.12.2013, с изм. от 28.06.2014) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;[7]
  9. подзаконные акты:

ü Постановление Правительства РФ от 24.07.2002 № 555 (ред. от 24.03.2014) «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий»[8];

ü Указ Президента РФ от 20.09.2010 № 1141 (ред. от 19.05.2011) «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих»[9];

ü Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 (ред. от 05.05.2014) «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ»[10];

ü Постановление Правительства РФ от 12.08. 1994 г. № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры РФ и их семьям» (ред. от 07.12.2011, с изм. от 03.04.2014)[11];

ü Постановление Правительства РФ от 02.02. 1998 г. № 103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах РФ, и их семьям»[12] и др.

– 2 –

Страховой стаж: понятие, порядок исчисления, способы подсчета

И порядок подтверждения.

Страховой стаж является самостоятельным юридическим фактом в правоотношениях по социальному обеспечению и важнейшим элементом страховой пенсионной системы. Именно он имеет решающее значение при установлении пенсии и определении ее размера.

Доктрина исходит из того, что страховой стаж как особый вид стажа это «суммарная продолжительность периодов работы, в течение которых за данное лицо должны были уплачиваться страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ, и иной деятельности, учитываемой при определении права на трудовую пенсию, с учетом которой страховые взносы возмещались за счет средств федерального бюджета».[13]

Страховой стаж имеет количественную (продолжительность в годах) и качественную (особенности производственных условий (вредные, тяжелые и др.), климатических зон и территорий, в которых осуществлялась трудовая деятельность (районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним)) характеристики.

Согласно ст.3 ФЗ от 16.07.1999 № 165-ФЗ (в ред. ФЗ от 05.03.2004 № 10-ФЗ, от 24.07.2009 № 213-ФЗ) «Об основах обязательного социального страхования» страховой стаж– этосуммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов. Это определение вообще не ставит страховой стаж в какую-либо зависимость от трудовой или иной деятельности. Таким образом, законодатель не связывает уплату страховых взносов непосредственно с трудовой деятельностью застрахованного лица. Страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования может являться любое лицо, изъявившее желание уплачивать страховые взносы за застрахованного, вне зависимости от наличия между ними каких-либо правоотношений. Застрахованные лица могут вступить добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, связанные с дополнительной уплатой в бюджет Пенсионного фонда РФ страховых взносов, сверх взносов, уплаченных за них страхователем, и самостоятельно уплачивать за себя страховые взносы. Также граждане вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ за другое физическое лицо.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 17.12. 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» страховой стаж учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Следовательно, между указанными выше легальными определениями страхового стажа существует принципиальная разница. В первом случае уплата взносов не связана с трудовой деятельностью, что «противоречит основополагающей идее социального страхования».[14] Вторая формулировка в качестве исключения из общего правила предполагает зачет в стаж периодов, в течение которых трудовая деятельность не осуществлялась, а взносы не уплачивались. ФЗ от 15.12.2001 г. допускает уплату взносов без занятия какой-либо трудовой деятельностью.

 

Выслуга лет

Выслуга лет для лиц, проходивших государственную гражданскую, военную, правоохранительную службу, служит юридическим фактом, установленным федеральными нормативно-правовыми актами, дающим право на государственную пенсию независимо от возраста.

В стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет могут быть включены два вида службы (работы).

Первый вид службы (работы) определен в ст. 19 ФЗ от 15.12.01 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», а также в федеральных законах, регулирующих вопросы прохождения государственной службы. К данному виду, в частности, относится служба (работа) в должностях федеральной государственной службы и государственных должностях федеральных государственных служащих. Такие должности называются должностями федеральной государственной гражданской службы.

Согласно ст. 14 ФЗ от 27.05.03 № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов РФ.

В стаж (его общую продолжительность) государственной службы одного вида в соответствии с вышеуказанными законами включается продолжительность государственной службы других видов, а также периоды замещения государственных должностей РФ, государственных должностей субъектов РФ, выборных муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и муниципальных должностей муниципальной службы.

С учетом изложенного, применительно к гражданской государственной службе в её стаж должны включаться:

1. периоды прохождения военной и правоохранительной службы;

2. периоды замещения государственных должностей РФ;

3. периоды замещения государственных должностей субъектов РФ;

4. периоды замещения на постоянной основе выборных муниципальных должностей;

5. периоды замещения муниципальных должностей муниципальной службы.

Ко второму виду службы (работы) может быть отнесена работа в любой должности, не относящейся к указанным выше должностям, в т. ч. и не в органах государственной власти. Перечень этих должностей определяется Президентом РФ.

Включение в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет осуществляется по заявлению федерального государственного служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет федеральным государственным органом, в котором этот служащий замещал должность непо­средственно перед увольнением.

Документ, подтверждающий стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, представляется федеральным государственным органом в Пенсионный фонд РФ для решения вопроса о назначении пенсии.

Особенности выслуги лет для лиц, проходивших военную и правоохранительную службу регламентируется Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Порядок подсчета стажа

Периоды службы (работы), включаемые в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, подсчитываются и подтверждаются на основании сведений о трудовой деятельности, трудовом стаже либо стаже государственной службы, содержащихся в трудовой книжке и в иных выданных в установленном порядке документах.

 

5

Непрерывный трудовой стаж.

Непрерывный трудовой стаж – это продол­жительность последней непрерывной работы в одной организации или в нескольких при условии, что перерыв в трудовой деятельно­сти не превышает установленных законодательством сроков. В ранее действовавшем законодательстве юридическое значение непрерывного трудового стажа заключа­лось в том, что он являлся критерием при определении размера пособия по временной нетрудоспособности, т. е. продолжи­тельность непрерывного трудового стажа влияла на размер пособия социального страхования по временной нетрудоспособности.

В современном пенсионном законодательстве на федеральном уровне непрерывный трудовой стаж свое значение утратил.


[1] «Собрание законодательства РФ», 01.04.1996, № 14, ст. 1401.

[2] «Собрание законодательства РФ», 19.07.1999, N 29, ст. 3686.

[3] Собрание законодательства РФ от 24.12. 2001 г. N 52 (Часть I) ст. 4920

[4] «Собрание законодательства РФ» 17.12. 2001 г. № 51 ст. 4831

[5] «Собрание законодательства РФ», 01.01.2007, № 1 (1 ч.), ст. 18.

[6] «Ведомости СНД РФ и ВС РФ», 04.03.1993, № 9, ст. 328.

[7] «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 1991, № 21, ст. 699.

[8] «Собрание законодательства РФ», 05.08.2002, № 31, ст. 3110.

[9] «Собрание законодательства РФ», 27.09.2010, № 39, ст. 4926.

[10] «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 04.10.1993, N 40, ст. 3753.

[11] «Собрание законодательства РФ», 22.08.1994, № 17, ст. 2000.

[12] «Собрание законодательства РФ», 1998.№6.Ст.737.

[13] Вихров Д. Г.Страховой стаж и его юридическое значение в праве социального обеспечения:Автореферат -М., 2001, С.17

[14] См: Мачульская Е. Е., Добромыслов К. В. Право социального обеспечения. Учебное пособие и практикум. Изд-во: «Книжный мир», 2006, С.161.

[15] Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П «По делу о проверке конституционности п. 1 ст. 10 и п. 2 ст. 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и абз. 3 п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда РФ и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой» // Вестник Конституционного Суда РФ. - № 4. - 2007.

[16] Перечень сезонных отраслей промышлености, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год: Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 г. N 498.

[17] Вихров Д. Г. Указ. Соч. - С.25.

[18] Аналогичным является порядок подтверждения страхового стажа, необходимого для назначения и определения размера пособий.

[19] Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.

[20] «Собрание законодательства РФ», 05.08.2002, № 31, ст. 3110.

[21] Указанный пункт практически дублирует п.3 ст.30, лишь дополняя его, однако при исчислении пенсии в соответствии с ним в Законе применяется иная формула, чем при исчислении трудовой пенсии по п.3 ст.30.

[22] Например, постановления Правительства РФ «Об утверждении Списка производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в производствах и профессиях не менее 20 лет» от 01.03.1992 г. № 130; «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» от 24.04.1992 г. № 272 и др.

[23] «Собрание законодательства РФ» 17.12. 2001 г. № 51 ст. 4831

[24] «Собрание законодательства РФ», 27.09.2010, № 39, ст. 4926.

[25] п. 8.1 введен Указом Президента РФ от 14.01.2011 № 38.

[26] п. 15.1 введен Указом Президента РФ от 19.05.2011 № 655.

[27] СЗ РФ от 22.09. 2003 г. № 38 ст. 3661

ЛЕКЦИЯ: СТАЖ КАК ИНСТИТУТ ПРАВА

СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПЛАН:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1081; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.145.52 (0.029 с.)