Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критерии выбора и оценки инструментов экологич политики↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Наиболее известными инструментами прямого эколого-экономи-ческого регулирования являются моральное осуждение, а также экологич стандарты и нормативы. Моральное осуждение предполагает влияние на поведение индивидов с помощью этич норм и общественного мнения. Эффективность применения этого инструмента зависит от ряда соц, культурных, психологич и др. факторов. Однако часто мотив максимизации прибыли оказывается настолько мощным, что заставляет индивида игнорировать мнение общества об этической стороне его поведения. В этом случае необходимо использовать такие внешние регуляторы поведения людей, как правовые нормы. В экологич политике они представлены соответствующими стандартами, лимитами и нормативами.
Экологические стандарты и нормативы Экологические стандарты и нормативы: разреш-е на загр-е окр среды в установл размере; обязательство сократить эмиссии загрязн ве-в на опред величину; стандарты на производств, природоохр технологии; нормы содержания загрязн и вредных вещ-в в продукции; нормы на кол-ва загрязн вещ-в, образующихся в процессе потребления продукции; ограничения и запреты на выпуск товаров, производство или потребление которых ведет к загрязнению окр среды. Все эти стандарты, нормативы и лимиты устанавливаются в зак-ном порядке, и их наруш-е предполагает юридич отв-ность. Недостатки: Во-первых, они не соответствуют критерию экономич эфф-ти. Во-вторых, происходит бюрократизация экологич политики, которая лишает ее гибкости в принятии решений. В-третьих поскольку разрешения на загр-е в установлен размере даются бесплатно, игнорируется принцип альт издержек. В-четвертых, возникает проблема так называемой «дедовской статьи»: при введении нового зак-ва более строгие экологич стандарты обычно касаются только фирм-новичков, в то время как фирмы, уже действующие в отрасли, получают право определенное время рук-ся старыми нормами. В-пятых, замедляется инновац процесс.
Показатели ПДК, ПДВ (ПДС) и ПДН. (ПДК)Предельно допустимая концентрация – это максимальное содержание вредного вещества в единице объема воздуха, воды или почвы, не вызывающее при длительном и ежедневном воздействии патологических изменений в организме человека, животных и растений. (ПДН) Предельно допустимая нагрузка на окружающую среду представляет собой допустимую степень загрязнения окружающей среды в конкретном регионе. Этот показатель служит ориентиром для обеспечения благоприятной среды обитания человека и сохранения экологических систем. Для каждой экологической системы используются свои критерии качества окружающей среды, которые зависят от ее потенциала и степени устойчивости. (ПДВ) Предельно допустимый выброс позволяет дать оценку вклада в загрязнение атмосферного воздуха конкретного стационарного источника. Он устанавливается на таком уровне, чтобы суммарные выбросы всех стационарных источников на данной территории не превышали ПДК. (ПДС) Предельно допустимый сброс – показатель, аналогичный ПДВ, но предназначенный для оценки вклада стационарного источника в загрязнение воды. 24. Экологические налоги. Экологич налогообложение базируется на принципах интернализации отриц внешних эффектов, разработанных А. Пигу. Каждая фирма сталкивается с дилеммой: либо продолжать загрязнять окр среду и платить налоги по дискриминирующим ставкам, либо осуществлять природоохранную деят-ть с целью получения налоговых льгот. Приспособление к экологич налогу предполагает осуществление одного или нескольких действий из числа следующих: замена загрязняющих окр среду факторов пр-ва; введение более экологичной технологии производства; осуществление природоохр деят-ти; рециркуляция отходов пр-ва; перемещение в регион с менее жесткими экологич требованиями. Любое из перечисленных действий ведет к росту издержек, что вынуждает производителя пересмотреть свои действия или выпускать продукцию в меньшем объеме. Налоговой базой для экологич налога является точный объем эмиссий, измеренный в соответствующих единицах. Проблемы: точность измерения эмиссий. взаимодействие загрязняющих веществ, часто ведущее к синергизму, т. е. превышению размера совокупного результата над суммой отдельных результатов неблагоприятного воздействия.
25. Экологические субсидии. Экологическая субсидия – это выплата или налоговая льгота, предназначенная для покупки природоохранного оборудования или реализации природоохранных мероприятий.
Рынок разрешений на загрязнение окруж среды. В его основе лежит правовой подход к интернализации внешних эффектов, предложенный Р. Коузом. В данном случае часть прав собственности на окр среду, включая возможность ее загрязнения, передается фирмам в виде разрешений или лицензий, подлежащих купле-продаже на рынке. Предварительно орган экологич политики выбирает пространственно ограниченный регион, для которого устанавливает предельно допустимый уровень загр-я конкретным вещ-вом. Затем этот суммарный объем загрязнений делится на опред кол-во частей, каждая из которых фиксируется в специальном финансовом документе - лицензии. Тем самым лицензию на загр-е окр среды можно отнести к ценным бумагам, удостоверяющим имущественное право их владельца. Экологически благополучная фирма с низкими природоохр издержками не нуждается в части своих лицензий. Поэтому она продает их тем фирмам, которые не могут уменьшить загрязнение из-за слишком высоких природоохранных издержек. суммарный объем загрязнения остается неизменным. Решающим преимуществом рынка прав на загрязнение окр среды является то, что формируется подлинный рынок, и действуют механизмы саморегулирования, а значит, может быть достигнуто эфф-е распр-е ресв.
Экологическое страхование инструмент косвенного эколого-экономич регулирования. Экологич страхование выступает преимущественно в виде обязательного страхования экономич объектов, эксплуатация которых связана с высоким риском аварий и катастроф. Размер страхового платежа зависит от потенц ущерба, а также от оценки вероятности неблагоприятного события. Фирмы, осуществляющие инвестиции в повышение экологич безопасности, могут освобождаться от части выплат. В то же время деят-ть фирм, которые игнорируют такое инвестирование, может быть ограничена или запрещена. Существует также страхование от стихийных бедствий, которые могут сопровождаться загрязнением окр среды.
28. Залоговая цена. Еще одним инструментом системы экологического кредитования является залоговая цена. Она является альтернативой экологическому налогообложению, и служит для устранения разрыва между частными и общественными издержками ненадлежащего обращения с отходами. В целом залоговая система предполагает внесение аванса за возможное загрязнение окружающей среды, гарантируя его возврат, если загрязнение было предотвращено.
30. Понятие управления природопользованием и его функции. Управление природопользованием и экологической безопасностью представляет собой процесс, посредством которого осуществляется организация, регулирование и координация природопользования в совокупности с социально-экономической сферой, обеспечивается должный уровень экологической безопасности производства и потребления, воспроизводится качество окружающей среды как общественное благо. Механизм управления любой областью экономической деятельности предполагает реализацию следующих основных функций: организация, планирование, прогнозирование, регулирование, учет и контроль.
32. Специально уполномоченные органы в области охраны окружающей среды в РБ и их функции. 1)Президент РБ, явл. главой государства, на основе и в соответствии с Конституцией РБ издает декреты, указы, распоряжения, в том числе и по вопросам охраны окр. среды, а также осущ. контроль за соблюдением природоохр. законодательства. 2)Парламент – Нац. собрание РБ – как представительный и законодательный орган страны определяет основные направления государственной экологической политики, принимает законодательные акты в области охраны окружающей среды и природопользования, объявляет, в случае необходимости, территории зонами экологического бедствия. 3)Правительство – Совет Министров РБ – явл. центральным органом государственного управления. осуществляет исполнительную власть в РБ: реализует государственную экологическую политику, разработку и исполнение гос. экологических программ и крупных природоохранных мероприятий, координирует деятельность в области охраны окружающей среды и природопользования министерств и иных республиканских органов гос. управления, осуществляет международное сотрудничество в этой области. 4)Местные органы государственного управления – областные, районные, городские, поселковые, сельские исполнительные комитеты несут ответственность за состояние окружающей среды на соответствующих территориях, выполнение гос. экологических программ и иных природоохранных мероприятий, разрабатывают и утверждают местные программы охраны природы, организуют их исполнение, а также материально-техническое и финансовое обеспечение.
33. Система экологического планирования и прогнозирования. Экологическое планирование – это расчет потенциально возможной эксплуатации природных ресурсов и объектов окружающей среды без заметного ухудшения существующих экологических параметров и без нанесения ущерба одной отраслью экономики другим отраслям.
Экологич мониторинг. экологич мониторинг - постоянно действующая система наблюдения за загр-ем окр среды. Осн задача: обеспечение органов экологич политики достоверной инф-ей, необходимой для принятия соответствующих мер регулирования. В рамках мониторинга атмосферного воздуха производится отбор проб на основные и специфич загрязн вещества. Мониторинг гидросферы проводится по гидрохимич и гидробиологич показателям в соответствии с установленными стандартами. Мониторинг земель включает наблюдения за загрязнением почв пестицидами и токсичными промышленными отходами. Радиационный мониторинг позволяет контролировать уровень загрязнения радионуклидами атмосф воздуха, вод, а также почвы. Для оценки состояния атм воздуха, качества воды и почвы уст-ся нормативы предельно допустимых концентраций загрязн вещ-в (ПДК) - это максимальное содержание вредного вещества в единице объема воздуха, воды или почвы, не вызывающая при длительном и ежедн воздействии патологич изменений в организме человека, животных и растений. предельно допустимая нормы нагрузка на окр среду (ПДН) - представляет собой допустимую степень загр-я окр среды в конкр регионе. Предельно допустимый выброс(пдв) производная от пдк,позволяет дать оценку конкретного стационарного источника загрязнения атмосф воздуха. В совр условиях важным элементом контроля загр-я окр среды на уровне субъектов экономики является экологич аудит - независимая проверка, направл на сбор инф-и о загр-и и ее оценку с точки зрения экологич стандартов. Целью экологич аудита является опр-е способов и путей экологизации пр-ва.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.16 (0.006 с.) |