Концепция устойчивого развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция устойчивого развития.



Концепция устойчивого развития.

С 1987 под термином «устойчивое развитие» стали по­нимать такой тип развития, когда человечество удовлетворяет свои те­кущие потребности, не лишая этой возможности будущие поколения. Устойчивое развитие базируется на включении це­лей охраны окр среды и обеспечения экологич безопасно­сти в политику экономич развития, а с другой стороны, на учете экологич и сырьевых потребностей как ныне живущих, так и буду­щих поколений людей.. Принято выделять три вида капитала (К): созданный человеком (км), человеч капитал (образоват уровень населения, технич навыки) (юг) и природный капитал (Кп). правило сохр-я осн-го капитала: dK/dt = dKm/dt + dKh/dt + dKn/dt > 0.

Сильная и слабая устойчивость. Правило Хартвика.

Правило Хартвика: можно предположить, что вполне приемлемо полное истощение природного капитала при развитии двух других видов капитала. Эта ситуация получила название слабой устойчивости. Однако, по мнению экологов, слабая устойчивость не обеспечивает решения экологич проблем. Отдельные элементы природного капи­тала имеют самост ценность как части природно-ресурсового потенциала планеты. Поэтому необходимо со­хранять весь природный капитал или, по крайней мере, те его составляю­щие, которые имеют критическое значение для развития. Такой подход к развитию общества называется сильной устойчивостью.

 

Качество окружающей среды как общественное благо. Осн подходы к определению кач-ва окр среды

1.Максимизация ф-ции общественного благосостояния. Экономика благосостояния представляет собой напр-е экономич мысли, которое обосновывает полит решения на основе ценностных суждений об общ-ве в целом. Функция обществ благосост-я представляет собой правило, в соответствии с которым оценивается благосост-е общ-ва в целом при условии, что известно благосост-е отдельных индивидов в виде оценок полезности благ. В случае определения эфф-ого кач-ва окр среды предполагается, что правительству известна такая ф-ия, в которой объ­емы пр-ва частных благ и кач-ва окр среды как обще­ств блага являются независимыми переменными. Кроме того, в ф-цию вводятся и такие параметры, как занятость, уровень цен и сальдо платежного баланса. Колич оценка эфф-ого кач-ва окр сре­ды определяется путем максимизации указанной ф-ции в условиях ресурсного ограничения. Проблема: сомнение в сущ-нии ф-ции обществ благосост-я. 2.Анализ «издержки-выигрыш». сопоставле­ние издержек и выигрышей обеспечения опред кач-ва окр среды. Проблема: Невозможность адекватной оценки предельного эколого-экономич ущерба. 3.Экономич оценка качества окр среды. Выигрыш от осущ-я экологич политики выражается в улучшении кач-ва окр среды. При этом становится необ­ходимой экономич оценка кач-ва окр среды. экономич оценка основана на индивид предпочтени­ях, которые выявляются через готовность индивидов платить за обла­дание благом. Предпочтения могут быть выявлены рыночным путем или через анализ спроса. 4.Метод декларир предпочтений, или условно-опросный метод, позволяет определить ценность тех экологич благ и услуг, рынки которых отсутствуют. Недостатки: оценки носят чис­то гипотетич характер. Во-вторых, на результаты опроса влияет степень информир-ти респондентов о загр-ии окр среды и его негативных последствия. В-третьих, готовность индивида платить зависит от интен­сивности его экологич потр-тей. 5.Метод выявленных рыночных предпочтений применяется в от­ношении тех ТиУ, потребит св-ва которых тесно связаны с кач-вом окр среды. Он включает в себя: Метод транспортных затрат: анализ времени и транспортных расходов, которые потребители должны затратить в свя­зи с пользованием нац парками, памятниками природы... Метод гедонистич цен опирается на анализ цен, отражающих степень удовл-ти и благополучия потребителя. Метод превентивных расходов предполагает исп-е рыноч инф-ции о расходах, которые обусловлены желанием людей обезопасить себя от вредных последствий ухудшения кач-ва окр среды. 6.Решение Линдаля. шведский экономист. Главным допущением Линдаля является отсутствие проблемы «без­билетника». Это делает возможным уст-е индивид цен на качество окр среды, которые определяются органом экологич регулирования на основе готовности индивида пла­тить за обеспечение данного кач-ва окр среды. каждый индивид несет свою долю издержек. 7.Механизмы обществ выбора. Правило больш-ва голосов предполагает, что из двух аль­тернатив первая предпочтительнее для общ-ва, когда большинство предпочитает эту альтернативу. Прямая демократия предполагает непосредств участие в голосовании каждого индивида, что позволяет ему самост-но де­монстрировать свои предпочтения. Представит демократия заключается в том, что избранные и делегированные в правительствен­ные органы представители определенных соц групп отстаива­ют там интересы своих избирателей. нет ни одного меха­низма, который бы действительно обеспечил учет всех индивид предпочтений. теоре­ма невозможности К. Эрроу. чтобы общественный выбор адекватно отражал индивидуальные предпочтения, он должен отвечать следующим условиям. Упорядоченность: любые две альтернативы можно сравнить м\ду собой и индивид в состоянии выбрать одну из них. Рефлексивность: любая альтернатива по крайней мере не хуже самой себя. Транзитивность: если альтернатива а предпочтительнее в, а в -предпочтительнее С, то а предпочтительнее С. Эрроу доказал, что единственным полит механизмом, обеспеч выполнение всех условий, является диктатура.

Методы оценки эколого-экономич ущерба

Экономич ущерб от загрязнения окр среды может выступать в виде либо предотвращенного, либо реально нанесенного экологич ущерба. Суммарный эколого-экономич ущерб включает три основ­ных компонента: ущерб здоровью и жизни людей; ущерб отдельным природным ресурсам и экологич систе­мам в целом; материальный ущерб. Удобным аналитич инструментом является функция эколого-экономич ущерба. она характеризует соотношение между объемом загрязнений, поступающих в окр среду, и величиной вызванного ими ущерба.. На первом этапе определяется уро­вень загрязнения окр среды. На втором этапе происходит сбор данных, характеризующих воздей­ствие загрязнения окр среды на реципиентов. В результате определяется натуральный ущерб от загрязнения окр среды. На третьем этапе осуществляется денежная оценка влияния загрязнения окр среды на реципи­ентов. На четвертом, этапе анализируются факторы, кото­рые не подлежат денежной оценке. В рамках метода денежной оценки физических изменений в окр среде выделяют следующие основные подходы: метод доза-эффект. Он позволяет оценить влияние изменений в ка­честве окр среды на состояние метод производственной ф-ции. Он предполагает рассмотрение природных ресурсов и экологических благ в качестве факторов про­изводства; метод оценки человеческого капитала. Он позволяет оценить в денеж­ной форме ущерб от ухудшения здоровья населения, вызванного загряз­нением окр среды, через снижение произв-ти труда.


 

Осн показатели эффективности природоохранной деят-ности

Для обоснования эфф-ти природоохр мероприятий исп-ся показатели: Чистая приведенная стоимость: разность дисконт-х на один и тот же момент времени показателей при­были и инвестиционных расходов. Рентабельность инвестиций - показатель, производный от чистой приведенной стоимости. Он характеризует отноше­ние дисконтированной стоимости к дисконтированным инвестиц расходам. Период окупаемости - это время, за которое сумма поступлений от реализации проекта покроет дискон­тированную сумму инвест расходов. Внутр норма прибыли - это такая норма прибыли от инве­стиций, при которой в случае ее исп-я в кач-ве ставки дис­конт-ния чистая приведенная стоимость равна нулю, т. е. капиталовлож-я полностью окупились.

Принципы экологич политики

Принцип альтернативных издержек. Он требует учета альтерна­тивных издержек исп-я природных ресурсов и экологич благ. Выигрыш от определенного варианта исп-я должен пре­вышать альтернативные издержки. Принцип «загрязнитель платит». альтернативные издержки адре­сованы тем, по вине кого они возникли. Проблемы: для реали­зации необходимо точно установить виовника, а это не всегда возможно. Принцип долгосрочной перспективы предполагает, что в случае выбора между охраной или деградацией окр среды альтернативные издержки должны определяться не статически, а в дол­госрочной перспективе. Часто последствия загрязнения окр среды проявляются через длительное время. Принцип взаимозависимости. Экологич системы образуют сложную сеть взаимодействий. Поэтому при проведении экологич политики необходимо учитывать перемещение загрязняющих веществ из одних подсистем окр среды в другие.

 

Экологическое страхование

инструмент косвенного эколого-экономич регулирования. Экологич страхование выступает преимущественно в виде обязательного страхования экономич объектов, эксплуатация ко­торых связана с высоким риском аварий и катастроф. Размер страхово­го платежа зависит от потенц ущерба, а также от оценки веро­ятности неблагоприятного события. Фирмы, осуществляющие инве­стиции в повышение экологич безопасности, могут освобождать­ся от части выплат. В то же время деят-ть фирм, которые игнори­руют такое инвестирование, может быть ограничена или запрещена. Существует также страхование от стихийных бедствий, которые могут сопровождаться загрязнением окр среды.

 

 

28. Залоговая цена.

Еще одним инструментом системы экологического кредитования является залоговая цена. Она является альтернативой экологическому налогообложению, и служит для устранения разрыва между частными и общественными издержками ненадлежащего обращения с отходами. В целом залоговая система предполагает внесение аванса за возможное загрязнение окружающей среды, гарантируя его возврат, если загрязнение было предотвращено.

 

30. Понятие управления природопользованием и его функции.

Управление природопользованием и экологической безопасностью представляет собой процесс, посредством которого осуществляется организация, регулирование и координация природопользования в совокупности с социально-экономической сферой, обеспечивается должный уровень экологической безопасности производства и потребления, воспроизводится качество окружающей среды как общественное благо. Механизм управления любой областью экономической деятельности предполагает реализацию следующих основных функций: организация, планирование, прогнозирование, регулирование, учет и контроль.

 

 

 

32. Специально уполномоченные органы в области охраны окружающей среды в РБ и их функции.

1)Президент РБ, явл. главой государства, на основе и в соответствии с Конституцией РБ издает декреты, указы, распоряжения, в том числе и по вопросам охраны окр. среды, а также осущ. контроль за соблюдением природоохр. законодательства.

2)Парламент – Нац. собрание РБ – как представительный и законодательный орган страны определяет основные направления государственной экологической политики, принимает законодательные акты в области охраны окружающей среды и природопользования, объявляет, в случае необходимости, территории зонами экологического бедствия.

3)Правительство – Совет Министров РБ – явл. центральным органом государственного управления. осуществляет исполнительную власть в РБ: реализует государственную экологическую политику, разработку и исполнение гос. экологических программ и крупных природоохранных мероприятий, координирует деятельность в области охраны окружающей среды и природопользования министерств и иных республиканских органов гос. управления, осуществляет международное сотрудничество в этой области.

4)Местные органы государственного управления – областные, районные, городские, поселковые, сельские исполнительные комитеты несут ответственность за состояние окружающей среды на соответствующих территориях, выполнение гос. экологических программ и иных природоохранных мероприятий, разрабатывают и утверждают местные программы охраны природы, организуют их исполнение, а также материально-техническое и финансовое обеспечение.

 

33. Система экологического планирования и прогнозирования.

Экологическое планирование – это расчет потенциально возможной эксплуатации природных ресурсов и объектов окружающей среды без заметного ухудшения существующих экологических параметров и без нанесения ущерба одной отраслью экономики другим отраслям.

 

 

Экологич мониторинг.

экологич мониторинг - постоянно действующая система наблюдения за загр-ем окр среды. Осн задача: обеспечение органов экологич политики достоверной инф-ей, необходимой для принятия соответствующих мер регулирования. В рамках мониторинга атмосферного воздуха производится от­бор проб на основные и специфич загрязн вещества. Мониторинг гидросферы проводится по гидрохимич и гид­робиологич показателям в соответствии с установленными стан­дартами. Мониторинг земель включает наблюдения за загрязнением почв пестицидами и токсичными промышленными отходами. Радиационный мониторинг позволяет контролировать уровень загрязнения радионуклидами атмосф воздуха, вод, а также почвы. Для оценки состояния атм воздуха, качества воды и почвы уст-ся нормативы предельно допустимых концен­траций загрязн вещ-в (ПДК) - это максимальное содержание вредного вещества в единице объема возду­ха, воды или почвы, не вызывающая при длительном и ежедн воздействии патологич изменений в организме человека, живот­ных и растений. предельно допустимая нор­мы нагрузка на окр среду (ПДН) - представляет собой допустимую степень загр-я окр среды в конкр регионе. Предельно допустимый выброс(пдв) производная от пдк,позволяет дать оценку конкретного стационарного источника загрязнения атмосф воздуха. В совр условиях важным элементом контроля загр-я окр среды на уровне субъектов экономики является экологич аудит - независимая проверка, направ­л на сбор инф-и о загр-и и ее оценку с точки зрения экологич стандартов. Целью экологич аудита является оп­р-е способов и путей экологизации пр-ва.

 

концепция устойчивого развития.

С 1987 под термином «устойчивое развитие» стали по­нимать такой тип развития, когда человечество удовлетворяет свои те­кущие потребности, не лишая этой возможности будущие поколения. Устойчивое развитие базируется на включении це­лей охраны окр среды и обеспечения экологич безопасно­сти в политику экономич развития, а с другой стороны, на учете экологич и сырьевых потребностей как ныне живущих, так и буду­щих поколений людей.. Принято выделять три вида капитала (К): созданный человеком (км), человеч капитал (образоват уровень населения, технич навыки) (юг) и природный капитал (Кп). правило сохр-я осн-го капитала: dK/dt = dKm/dt + dKh/dt + dKn/dt > 0.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.015 с.)