Эластичность спроса по доходу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эластичность спроса по доходу



Эластичность спроса по доходу - это чувствительность спроса к изменениям в доходах потребителей. Она определяется как процентное изменение доходов при неизменных ценах.

Эффект изменения в доходах графически отражен на рис. 3.7, где D0 (Y0) - кривая спроса на путешествия при уровне дохода Y0. Если уровень дохода повышается от Y0 до Y1, то объемы спроса также возрастут. Это означает, что вся кривая спроса смещается вправо. При определенной цене РА количество туров, на которое имеется спрос, первоначально было Q0 (на кривой спроса D0 (Y0)). С повышением дохода до Y1 спрос при том же уровне цены РА возрастает до Q1 (на кривой спроса D1 (Y1)).

Рис. 3.7. Эластичность спроса на туризм по доходу

Эластичность спроса по доходу из определения может быть выражена следующим уравнением:

или , где ∆Q - изменение объема спроса Q на туры, ∆Y - изменение дохода Y.

Эластичность спроса по доходу может варьироваться от нуля до бесконечности. Когда эластичность по доходу находится в пределах между нулем и единицей, спрос считается неэластичным по доходу, т. е. вне зависимости от изменения в доходах спрос останется более или менее стабильным. Если эластичность больше единицы, то спрос эластичен по доходу, и это означает, что по мере роста семейного дохода или доходов определенного сегмента рынка и при неизменных ценах на путешествия спрос на туры возрастет. Эластичность может быть равна и единице.

Товары низкого качества являются исключением из этого правила. В данном случае нет прямой зависимости между доходом и количеством продукции, на которую имеется спрос.

В общем туризм считается эластичным по доходу (εY > 1). Он связан с необязательными (дискреционными) расходами, и поэтому очень подвержен влиянию изменений в доходах потребителей. Туризм - это одна из первых статей расходов, которая сокращается вслед за уменьшением дохода и зачастую увеличивается в большей пропорции по мере повышения дохода. Тем не менее существует мнение, что туризм неэластичен по доходу (εY < 1), по крайней мере в процветающих странах. Для населения Швеции, например, ежегодный отдых - это неотъемлемая часть семейного календаря. В случае, если семейный доход существенно понизился, шведы пожертвуют другими благами, чтобы позволить себе путешествовать в целях рекреации. Очевидно, что в данном случае эластичность по доходу снижается но мере увеличения благосостояния нации. Но для того чтобы утверждать, что туристский спрос неэластичен по доходу (даже в Швеции), нет достаточных оснований. Фактически значительная часть эмпирических оценок эластичности по доходу дала значения гораздо больше единицы. Это означает, что туристский спрос является эластичным по доходу.

Закон Энгеля

Согласно закону Энгеля с увеличением дохода уменьшается та его часть, которая расходуется на товары первой необходимости, и увеличивается доля расходов на предметы роскоши и духовное развитие (сюда же относится и туризм).

Товары можно разделить на три группы:

1) товары низшего ранга - в основном продовольственные, которые обеспечивают минимальное физическое существование;

2) товары нормального качества - некоторые продовольственные и промышленные товары;

3) высококачественные, особо модные товары и товары-раритеты.

При увеличении доходов спрос на товары первой группы сначала увеличивается, затем стабилизируется, а потом начинает снижаться; спрос на товары второй группы сначала растет, затем стабилизируется, а потом вновь начинает расти; спрос на товары третьей группы сначала круто идет вверх, а потом стабилизируется.

Туризм по сути является товаром нормального качества, хотя определенные его сегменты имеют характеристики низкокачественных товаров. Поэтому предполагается, что семья, чей доход повысился, путешествует больше. В то же время данная семья может теперь отдыхать в отеле, а не в кемпинге, как раньше, или путешествовать самолетом вместо наземного транспорта. Таким образом, кемпинг и наземный транспорт в данном случае можно считать товарами более низкого качества, поскольку повышение доходов привело к снижению спроса на них. В то же время объемы туризма увеличились, а следовательно, туризм -товар нормального или высшего качества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.004 с.)