Распределительная Контрольная 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределительная Контрольная



Финансы железных дорог

Финансы железнодорожного транспорта, являясь составной частью финансов государства, играют важнейшую роль в экономике России. Железнодорожный транспорт является связующим звеном различных отраслей народного хозяйства, подчас единственным средством передвижения по территории Российской Федерации, средством реализации международных промышленных, нефтегазовых и иных ресурсных проектов для развития международного сотрудничества.

Финансы предприятий и организаций железнодорожного транспорта представляют собой систему экономических отношений, связанных с производством и реализацией услуг по перевозкам, с образованием, распределением и использованием фонда денежных доходов и ресурсов.

Основные функции финансов на железнодорожном транспорте:

       
   


 

Распределительная Контрольная

 
Распределительная функция финансов заключается в централизации финансовых ресурсов исполнительными органами железнодорожного транспорта и перераспределении их внутри отрасли, между отраслью и государством, между отраслью и внебюджетными фондами, а также между отраслью и организациями, участвующими в обеспечении ее деятельности.

Контрольная функция финансов заключается в:

1) экономии расходования денежных средств и материально-производственных запасов;

2) выявлении и использовании внутренних резервов, в целях снижения себестоимости перевозок;

3) создании таких условий, при которых обеспечивается максимальная производительность труда, снижение себестоимости услуг, рост прибыли и рентабельности.

 

Управление финансовыми ресурсами на железнодорожном транспорте осуществляется финансовыми органами в соответствии с уровнями структуры управления железнодорожным транспортом.

Финансовыми органами на железнодорожном транспорте выполняются следующие функции:

1) финансовое планирование (разработка финансовых планов);

2) организация расчетов за перевозки и по прочим видам деятельности;

3)
 
централизация финансовых ресурсов, в том числе в целях финансирования капитальных вложений, расходов на ремонт основных средств;

4) разработка методических указаний и осуществление экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте;

5) финансовый контроль за деятельностью обособленных подразделений и др.

Управление финансами железнодорожного транспорта включает в себя множество задач: от расчета оптимального маршрута и выбора способов начисления амортизации до оптимизации управления дебиторской и кредиторской задолженностью и анализа хозяйственных ситуаций.

 

Задание I. Расчет оптимального маршрута железнодорожной перевозки.

 

В заданных условиях осуществления железнодорожных перевозок грузов, пассажиров и почты необходимо рассчитать оптимальный маршрут железнодорожной перевозки.

 

 
Определение оптимального маршрута перевозки и тарифного расстояния – один из важнейших этапов при анализе эффективности и экономичности железнодорожной перевозки. Для оптимизации расходов на перевозку необходимо, во-первых, найти кратчайшее расстояние от пункта отправления до пункта прибытия, которое и будет являться тарифным расстоянием. Оптимальный маршрут определяется с помощью рисунка 1 «Маршруты железнодорожных перевозок». Полученные данные заносятся в таблицу 1 «Анализ доходности грузовых и пассажирских перевозок» путем создания новых столбцов «Оптимальный маршрут», «Тарифное расстояние».

Маршруты железнодорожных перевозок приведены на рисунке 1.

 

 
Рис. 1 Маршруты железнодорожных перевозок

 

Таблица 1.1

Анализ доходности грузовых и пассажирских перевозок

Объект перевозки Пункт отправления Пункт прибытия Вес груза, тонн Количество пассажиров, человек  
 
Пшеница А Д      
Пропан-бутан Б М      
Б Ж      
Уголь   А К      
А З      
А Ж      
Нефть Е Л      
П Т      
И Р      
И Д      
ЖБИ (габаритные) И Р      
И П      
И Л      
И С      
Л Р      
           
Почта А М      
Е М      
Г М      
Д А      
Е
 
А

     
К А      
З Г      
З В      
З Л      
З Б      
З Е      
Р О      
С П      
З Т      
           
Пассажиры А И      
А Т      
А О      
А К      
А П      
Б Е      
Б З      
Б Т      
В О      
В Т      
В М      
Р Ж      
Р К      
Р И      

 

 
 
 


Задание II. Определение провозной платы при перевозке грузов.

В соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса РФ провозная плата это плата, которая взимается за перевозку грузов, пассажиров и багажа, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами, утверждены Постановлением Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации от 17 июня 2003 г. N 47-т/5 «Об утверждении Прейскуранта № 10-01 "ТАРИФЫ НА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ И УСЛУГИ ИНФРАСТРУКТУРЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ РОССИЙСКИМИ ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ" (ТАРИФНОЕ РУКОВОДСТВО N 1, ЧАСТИ 1 И 2)».Иные работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

Для расчета провозной платы необходимо располагать следующими данными:

 
- дата погрузки/завоза;

- вид отправки (повагонная; контейнерная; мелкая; групповая; маршрутная; контейнерная комплектом на вагон);

- параметры, определяющие маршрут (Страна отправления, Страна назначения, Станция отправления/входа в СНГ, Станция назначения/выхода из СНГ);

- станция промывки или переадресовки (при необходимости);

- скорость (большая, грузовая, пассажирская);

- планируемая принадлежность вагона (собственный, арендованный, принадлежит перевозчику);

- кем осуществляется погрузка/выгрузка: грузоотправителем или железной дорогой;

- дополнительные параметры, влияющие на расчет (код плательщика (7 или 10 символов), ОКПО грузоотправителя/ИНН, ОКПО грузополучателя/ИНН, Код исключительного тарифа при наличии и др.);

- сведения о грузе;

- сведения о вагонах или контейнерах, в которых будет перевозиться груз;

- иные сведения.

 

 
В рамках задания перевозка грузов осуществляется по российским железнодорожным дорогам в подвижном составе, принадлежащем ОАО «РЖД» и иным перевозочным компаниям. В заданных условиях, используя нормы действующего законодательства, требуется:

1) Определить коэффициент, применяемый при определении платы за перевозку грузов в зависимости от расстояния перевозки – К1;

2) Рассчитать количество единиц подвижного состава;

3) Исчислить поправочный коэффициент в зависимости от расстояния и количества единиц подвижного состава – Кп;

4) Определить собственника вагона и схему для расчета провозной платы;

5) Рассчитать плату, взимаемую за услуги по перевозке.

Исходные данные представлены в таблице 2.1 «Характеристики грузов, перевозимых железнодорожным транспортом».

Таблица 2.1

«Характеристики грузов, перевозимых железнодорожным транспортом»

 

№ п/п Вид груза Подвижной состав Тарифное расстояние, км Вес груза, тонн Тарифный класс груза
тип Динамическая нагрузка, т/ваг принадлежность
1. Нефть сырая цистерна   ОАО «РЖД»      
2. Бензин цистерна
 
35

ОАО «Лукойл»      
3. Масла и смазки минеральные цистерна   ОАО «Лукойл»      
4. Пшеница Крытый вагон   ОАО «РЖД» 171, в том числе по России 16    
5. Пшеница Крытый вагон для зерна (типа хоппер)   ООО «Василек»      
6. Мука пшеничная Вагон бункерного типа для муки
 
25

ОАО «РЖД»      
7. Цветы живые и свежесрезанные Вагон-термос   ООО «Рефсервис» 171, в том числе по России 16    
8. Колчедан серный Полувагон   ОАО «РЖД»     1[1]
9. Трубы керамические Платформа
 
27

ОАО «РЖД»      
10. Трактор «Беларусь» Платформа для колесной техники   ЗАО «Интеллект-сервис»      
11. Свиньи и поросята Крытый вагон   ОАО «РЖД»      
12. Автомобили легковые Платформа двухярусная для автомобилей[2]   ОАО «РЖД»   32 автомобиля  
13. Автомобили легковые Крытый вагон для легковых автомобилей[3]
 
32

ОАО «РЖД»   5 автомобилей  

 

Для определения коэффициента, определяемого в зависимости от расстояния перевозки (К1) используются данные относительно тарифного класса груза (см. таблицу 2.1) и Приложение 3 к разделу 2 Прейскуранта N 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство N 1).

Количество единиц подвижного состава определяется как отношение веса груза к динамической нагрузке.

 
С использованием данных таблицы № 5 Приложения 4 к разделу 2 Прейскуранта N 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство N 1) определяется Кп. Исходя из тарифного расстояния и найденного количества единиц подвижного состава на пересечении данных показателей в Таблице № 5, определяется поправочный коэффициент.

На основе данных о собственниках подвижного состава, определяется схема для расчета провозной платы. Если вагоны и иной вид подвижного состава принадлежит ОАО «РЖД», тарифная схема будет выглядеть как сумма Тарифа за использование инфраструктуры и локомотивов «РЖД» (И) и Тарифа за использование вагонов (В). В случае, когда вагоны принадлежат иной компании (арендованы ею), то тарифная схема будет состоять из Тарифа за использование инфраструктуры и локомотивов «РЖД» (в числовом выражении).

Приложение 5 к разделу 2 Прейскуранта N 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство N 1) «ТАРИФНЫЕ СХЕМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПЛАТ ЗА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ», содержит Таблицы № 6, 7 и 8, с помощью которых в зависимости от вида груза, типа подвижного состава и его имущественной принадлежности определяются тарифные схемы для каждой из имеющихся перевозок.

 
Для расчета провозной платы по найденным схемам используется Таблица № 23 Приложения 7 к разделу 2 Прейскуранта N 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство N 1) «КЛАССИФИКАТОР ТАРИФНЫХ СХЕМ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛАТ ЗА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ». Соответствующий номер тарифной схемы необходимо рассчитать по формуле тарифной схемы для движенческих операций. Отдельно по указанной таблице рассчитываются показатели И, В и тарифная схема в числовом выражении, если собственником вагона является коммерческая компания. При расчете платы за инфраструктуру и за использование вагонов показатели Р и KL определяются следующим образом:

- Р – масса груза в тоннах;

- КL – коэффициент, корректирующий стоимость движенческих операций в зависимости от расстояния перевозки (L):

- при L <= 160 км, KL = 1,23;

- при 160 км < L < 3000 км, KL = 1,041 - 0,00006 х L + 31/L;

- при L >= 3000 км, KL = 0,87.

Провозная плата на одну единицу подвижного состава при перевозке вагонами коммерческих компаний будет найдена после расчета числовой тарифной схемы по формуле, представленной в Прейскуранте 10-01, а при перевозке вагонами ОАО «РЖД» - путем сложения рассчитанных значений показателей И и В.

Общая провозная плата по каждой перевозке будет определяться как произведение провозной платы на одну единицу подвижного состава и количества единиц подвижного состава.

 
Результаты расчетов необходимо занести в таблицу 2.2, составленную по форме, представленной ниже.

Справочный расчет провозной платы можно осуществить на сайте ОАО «РЖД», воспользовавшись инструкцией для расчета. Произвести расчет можно по ссылке: http://rpp.rzd.ru/Rzd/.

Таблица 2.2

«Расчет провозной платы»

 

Провозная плата, взыскиваемая с грузоотправителя, руб.        
Количество подвижного состава, ваг.        
Провозная плата за единицу подвижного состава        
Вагоны Собственные (арендованные)       Х
Общего парка Тариф за использование вагонов       Х
Тариф за использование инфраструктуры и локомотивов РЖД       Х
 
Кп

      Х
К1       Х
Вид груза       Итого

 

Задание III. Расчет доходной ставки по грузовым перевозкам.

Документом, регулирующим учет доходов, расходов и финансовых результатов, является Приказ Минтранса РФ от 17 августа 2007 года № 124, утверждающий Порядок ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ (далее - Порядок) открытого акционерного общества «Российские железные дороги», устанавливающий правила ведения управленческого раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов для подготовки ОАО «РЖД» информации, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года № 871 «О формировании отчетности открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по видам деятельности».

Классификатор доходов ОАО «РЖД» ф. 7-д и 7-р, обеспечивает группировку статей доходов по:

- видам доходов;

- видам деятельности;

 
- подгруппам для некоторых видов деятельности.

Классификатор доходов ОАО «РЖД» представляет собой перечень статей доходов, сгруппированных по различным признакам, в соответствии с которым доходы ОАО «РЖД» подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы.

Для перевозочных видов деятельности в Классификаторе доходов введена графа 4, в которой указывается код тарифной составляющей для каждой статьи доходов. Под тарифной составляющей в доходах понимается часть доходов от перевозок, связанная с предоставлением инфраструктуры (в том числе, вокзалов), локомотивов или вагонов ОАО «РЖД» в части перевозок.

На основании исходных данных Задания II требуется определить доходную ставку по всем перевозкам каждого грузоотправителя (собственника подвижного состава). Доходная ставка определяется как отношение суммарной провозной платы к суммарной величине грузооборота нетто по перевозкам грузов.

 

Задание IV. Доходность грузовых и пассажирских перевозок.

 
В заданных условиях осуществления железнодорожных перевозок грузов, пассажиров и почты необходимо рассчитать следующие показатели:

1. Количество вагонов (сформировать поезда);

2. Грузооборот и пассажирооборот;

3. Доходные поступления по грузовым и пассажирским перевозкам;

4. Чистый доход от грузовых и пассажирских перевозок.

 

1. Необходимо распределить грузы в соответствующие им виды подвижного состава. Так, например, пшеница, уголь и ЖБИ перевозятся в вагонах, а пропан-бутан и нефть – в цистернах. После распределения грузов по вагонам формируются поезда, то есть определяется их требуемое количество для перевозки имею6щегося груза.

Количество грузовых вагонов определяется как отношение общего веса груза к динамической нагрузке на груженую единицу подвижного состава. Динамическая нагрузка, а также значения иных показателей для различных видов подвижного состава представлены в таблице 4.1 «Технические характеристики работы подвижного состава железной дороги».

 

 
 
 


Таблица 4.1

Технические характеристики работы подвижного состава железной дороги

 

Обратите внимание

 
При расчете вагонов округление всегда осуществляется до большего числа вагонов

Рассчитанные значения количества грузовых вагонов заносятся в таблицу 1.1 путем добавления нового столбца «Количество грузовых вагонов поезда».

Далее для определения количества пассажирских вагонов дальнего и пригородного следования требуется распределить общее количество пассажиров по направлениям следования. С помощью таблицы 4.1 определяется доля пригородных перевозок от общего количества пассажирских перевозок. С помощью данного значения определяется количество пассажиров пригородного направления как произведение общего количества пассажиров (см. таблицу 1.1) и доли пригородных перевозок (см. таблицу 4.1). Количество пассажиров дальнего следования определяется как разница между общим количеством пассажиров и количеством пассажиров пригородного следования, либо как произведение общего количества пассажиров на долю перевозок дальнего следования (определяется как 100% - доля пригородных перевозок из табл. 4.1). Полученные данные заносятся в таблицу 1.1 путем добавления соответствующих столбцов.

 
Один вагон дальнего следования рассчитан на 36 пассажиров, вагон пригородного сообщения – на 86 пассажиров. Следовательно, количество пассажирских вагонов по направлениям следования будет определяться как отношение количества пассажиров дальнего или пригородного следования к количеству пассажиров, определяемому исходя из технических характеристик вагонов (36 или 86 соответственно). Полученные данные также необходимо занести в таблицу 1.1 путем добавления столбцов.

2. Следующим этапом будет расчет грузооборота нетто, тары и брутто. Грузообор о т - основной условно-натуральный экономический показатель продукции транспорта как особой отрасли материального производства. Грузооборот нетто определяется как произведение количества перевезённого груза (вес груза в тоннах) и расстояния перевозки (тарифного расстояния в км). Единицей измерения является т · км нетто, т. е. без веса подвижного состава, в котором груз перемещается. Грузооборот тары рассчитывается как произведение количества вагонов, веса тары и тарифного расстояния. Вес тары грузового подвижного состава представлен в таблице 4.1. Грузооборот брутто рассчитывается как сумма грузооборота нетто и грузооборота тары или как произведение массы поезда брутто (без массы локомотива) на пройденное расстояние.

 
Относительно пассажирских перевозок рассчитывается пассажирооборот нетто пригородного и дальнего следования как произведение количества пассажиров по пригородному или дальнему следованию и соответствующего тарифного расстояния. Пассажирооборот брутто определяется как сумма пассажирооборота нетто по дальнему следованию и пассажирооборота нетто по пригородному сообщению. Все исчисленные показатели заносятся в таблицу 1.1 путем добавления новых столбцов.

 

3. Доходы от железнодорожных перевозок складываются из:

1) Доходов от перевозки грузов, которые рассчитываются как произведение количества подвижного состава и стоимости перевозки одного вагона (плата за инфраструктуру).

Стоимость перевозки одного вагона определяется с помощью таблицы 4.2 «Расчет платы за инфраструктуру».

2) Доходов от погрузки-выгрузки грузов (НКО – начально-конечные операции) – рассчитываются как произведение грузооборота нетто и стоимости обработки 1 тонны груза на НКО.

3) Дополнительных сборов – составляют 49 млн. рублей.

4) Доходов от перевозки почты – рассчитываются как произведение количества подвижного состава и стоимости перевозки одного вагона.

 

Обратите внимание

Доходы от перевозки грузов и почты рассчитываются отдельно по всем грузам и впоследствии суммируются. Для расчета доходов от погрузки-выгрузки грузов грузооборот по грузовым перевозкам суммируется в целях проведения дальнейших расчетов либо расчет производится по каждой грузовой перевозке, и затем полученные результаты суммируются.

 
Поскольку исходные показатели представлены за период, составляющий месяц, при расчетах доходов от железнодорожных перевозок данный факт необходимо учитывать, умножая исчисленные показатели на 12, приводя тем самым результаты к годовому выражению.

 

Таблица 4.2

Расчет платы за инфраструктуру

 

Расчет платы за инфраструктуру
Динамическая нагрузка на вагон/цистерну расстояние, км
391-420 571-600 1001-1050 1251-1300
48 и менее        
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
60 и более        

 

 
Рассчитанные таким образом величины доходов суммируются и определяются итоговые сборы от перевозки грузов и почты.

Доходы от пассажирских перевозок в дальнем следовании определяются как произведение стоимости перевозки пассажиров в дальнем сообщении (см. таблицу 4.1), тарифного расстояния, количества пассажиров в дальнем сообщении. Аналогично рассчитываются доходы от пассажирских перевозок в пригородном сообщении. Общая сумма доходов от пассажирских перевозок определяется как сумма доходов от пассажирских перевозок в дальнем следовании и сумма доходов от пассажирских перевозок в пригородном сообщении.

 

Условно принимаем, что в состав расходов по грузовым перевозкам включаются:

1) Расходы на поддержание подвижного состава в надлежащем состоянии - 100 млн. руб. в месяц;

2) Расходы на заработную плату – 83 млн. руб. в месяц;

3) Расходы на ремонт и амортизацию подвижного состава – 250 млн. руб. в месяц;

4) Расходы на содержание ж/д полотна в надлежащем состоянии – 150 млн. руб. в месяц;

5) Расходы на топливо и электроэнергию – 125 млн. руб. в месяц;

6) Расходы на содержание погрузочно-разгрузочных машин – 300 млн. руб. в месяц.

В состав расходов по пассажирским перевозкам включаются:

1)
 
Расходы на содержание подвижного состава в надлежащем состоянии – 12 млн. руб. в месяц;

2) Расходы на заработную плату сотрудников, обслуживающих пассажирские перевозки – 7 млн. руб. в месяц;

3) Затраты на инфраструктуру – 3 млн. руб. в месяц;

4) Расходы на топливо и электроэнергию – 8 млн. руб. в месяц;

5) Расходы на ремонт и амортизацию – 5 млн. руб. в месяц;

6) Затраты на поддержание ж/д полотна в надлежащем состоянии – 5 млн. руб. в месяц;

7) Расходы на содержание контролеров – 6 млн. руб. в месяц;

8) Расходы на содержание диспетчерских – 2 млн. руб. в месяц.

Общехозяйственные расходы за тот же период составляют 220 млн. руб. в месяц.

Для определения финансового результата от грузовых перевозок необходимо вычесть общую сумму расходов по грузовым перевозкам (с учетом суммы общехозяйственных расходов, приходящихся на грузовые перевозки) из итоговой суммы доходов от грузовых перевозок. Аналогичный расчет производится и для нахождения финансового результата от пассажирских перевозок.

 
В качестве алгоритма для распределения общехозяйственных расходов между видами осуществляемой деятельности принимаем прямые расходы по видам деятельности. Соответственно, для определения величины общехозяйственных расходов, приходящихся на грузовые перевозки, необходимо определить удельный вес расходов на грузовые перевозки в общей сумме расходов по перевозкам. Впоследствии полученный процент умножается на общую сумму общехозяйственных расходов, и таким образом определяется сумма общехозяйственных расходов, относящихся к грузовым перевозкам, которая добавляется к прямым расходам на грузовые перевозки. Исчисленная сумма эксплуатационных расходов используется для определения финансового результата от грузовых перевозок (путем сопоставления доходов с расходами).

В аналогичном порядке необходимо произвести расчет суммы расходов по пассажирским перевозкам, предварительно определив величину общехозяйственных расходов, приходящихся на пассажирские перевозки.

По итогам расчетов определяется финансовый результат (прибыль/убыток) от грузовых и пассажирских перевозок в отдельности и в совокупности, после чего проводится анализ выполненных расчетов.

 

 

Задание V. Оптимизация управления дебиторской задолженностью

 
В международной практике получили распространение два метода признания расходов по сомнительным долгам: метод прямого списания и метод начисления резерва.

При методе прямого списанияна расходы организации списываются фактические суммы безнадежной задолженности.

Метод начисления резерва, в свою очередь, основывается на расчетной величине безнадежной задолженности, которая может быть достаточно точно определена на основе выручки от продаж, рыночных условий, анализа неоплаченной дебиторской задолженности.

Сомнительной признается задолженность, не погашенная в сроки, установленные договором, которая не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией.

Безнадежным считается долг, по которому истек срок исковой давности либо обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или по причине ликвидации организации.

На практике разработано множество подходов к определению величины резерва по сомнительным долгам, среди которых выделяют два основных: способ «процент от продаж» (по Отчету о прибылях и убытках) и способ «процент от дебиторской задолженности» (по Бухгалтерскому балансу).

Способ «процент от продаж» обеспечивает следование принципу соответствия доходов и расходов, так как расходы по созданию резерва по сомнительным долгам отражаются в том же периоде, что и соответствующие продажи.

 
Способ «процент от дебиторской задолженности» позволяет с достаточно высокой точностью оценить текущую стоимость дебиторской задолженности, не обеспечивая при этом следование принципу соответствия расходов и доходов по причине несовпадения периодов отражения расходов по сомнительным долгам и продаж.

В российском законодательстве при признании задолженности сомнительной организация должна создавать резерв по такому долгу. Отчисления в резерв по сомнительным долгам включаются в финансовом учете в состав прочих расходов согласно п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н.

Величина резерва по сомнительным долгам для целей бухгалтерского учета, определяется на основе результатов инвентаризации дебиторской задолженности организации отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения им долга, полностью или частично. При этом документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета не предполагают оценки платежеспособности должников и вероятности погашения долгов. Поэтому организация должна самостоятельно разрабатывать и последовательно применять правила оценки платежеспособности должников, оценки вероятности погашения долгов и определения соответствующих норм резервирования.

 
Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва по сомнительным долгам, в какой-либо части резерв не будет использован, неизрасходованные суммы включаются в состав финансовых результатов при составлении отчетности на конец отчетного года.

Для целей налогообложения прибыли расходы по сомнительной задолженности могут приниматься одним из следующих способов:

- путем образования резерва по сомнительным долгам в порядке, установленном ст. 266 НК РФ;

- путем списания безнадежных долгов согласно подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ.

Способ списания сомнительной задолженности в налоговом учете должен быть отражен организацией в учетной политике для целей налогообложения.

По аналогии с прямым списанием безнадежных долгов, резерв по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли создается по сомнительным долгам за отгруженные товары (работы, услуги).

Как сумма отчислений в резерв по сомнительным долгам, так и суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет резерва, включаются в состав внереализационных расходов и принимаются при налогообложении прибыли (п.п. 7 п. 1 и п.п. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ соответственно).

Размер резерва по сомнительным долгам определяется на основе анализа дебиторской задолженности по срокам ее возникновения, который должен быть подтвержден результатами инвентаризации на последний день отчетного (налогового) периода.

 
Таким образом, величина резерва, определяемая в налоговых целях, должна пересматриваться на конец каждого отчетного периода.

Пунктом 4 ст. 266 НК РФ определена норма резервирования в зависимости от срока возникновения сомнительной задолженности (табл. 5.1).

 

Таблица 5.1

Норма резервирования сомнительных долгов

 

Срок возникновения задолженности Норма резервирования (в % от суммы долга)
Свыше 90дней  
От 45 до 90 дней (включительно)  
До 45 дней  

 

Кроме того, общая сумма резерва по сомнительным долгам, принимаемая при налогообложении прибыли, не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.

Для расчета суммы начисленного резерва организация должна вести специальный регистр налогового учета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.137 с.)