Подражание: идеальная техника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подражание: идеальная техника



Дети — мастера подражания, самого действенного и естественного способа обучения. Так мы научились ходить, говорить и выполнять другие действия. У всех и всего есть слабости и достоинства. Я никогда не встречал человека, у которого бы не было, по крайней мере, одного качества, которым бы я не восхищался. Я всегда верил в поговорку: «Не завидуй. Сделай лучше».

Если вы в каждом человеке ищете хорошее, то он становится вашим учителем.

 

У нас нет друзей. У нас нет врагов.

У нас есть только учителя.

Неизвестный автор

 

Чтобы научиться новому навыку, найдите того, кто преуспел в нем, и внимательно за ним понаблюдайте. Изучайте его движения, привычки, выражения лица. Глядя, как он выступает, представляйте, что двигаетесь так же, как он.

Ваши способности усовершенствуются по мере практики. Даже самые оригинальные художники начинают с того, что копируют. Если вы хотите скопировать рисунок отличного художника, у вас не получится точно воспроизвести его сразу, но со временем копии улучшатся. Подражание можно практиковать где угодно и когда угодно.

Чтобы скопировать спортивное умение, сначала надо подготовиться; не получится подражать штангисту, если вы не развили в себе силу; подражать балетному танцору можно, только развив такую же гибкость и контроль над телом.

Я убежден, что подражание — лучшая техника обучения, потому что она работает на подсознательном уровне. Одно тело учится напрямую от другого без вмешательства интеллекта.

Чтобы наилучшим образом воспользоваться врожденной способностью подражания, сделайте следующее.

• Подготовьтесь физически, развив основные качества таланта.

• Осознайте, что копировать — это нормально. Вдохновение начинается с имитации.

• Убедитесь, что у вас хорошие ролевые модели.

Практика подражания

Пусть партнер встанет к вам лицом. Пусть он необычным образом поднимет руку. Скопируйте положение руки партнера, как будто он смотрит в зеркало. Затем пусть партнер примет другое положение, возможно, согнув обе руки. Воспроизведите его позу. Проделайте то же самое; на этот раз пусть партнер двигается очень медленно.

Выполняя эту пантомиму, вы обнаружите, что можете точно копировать движения партнера. Можете применять эту способность наблюдать и подражать в спорте и жизни.

В этой главе я обрисовал практические способы эффективного обучения. Только у вас есть сила воплотить эти слова в жизнь. Если вы используете одну из этих техник в полной мере, она улучшит результаты в спорте и обогатит жизнь.

 

Дети никогда не слушают внимательно то,

что им говорят родители, но им всегда удается подражать им.

Джеймс Болдуин

 

СОРЕВНОВАНИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО

 

Бег на скорость может быть и не до свистка, а сражение — не до победы сильнейшего, но так интереснее.

Дэймон Ранайан

 

Соревнования могут выявить лучшее и худшее в вас, развить сильные стороны и раскрыть слабости. Соревнования дают возможность пережить собственный момент истины. Выявляя лучшее в мужчине или женщине, соревнование может быть моделью позитивных, активных и реалистичных усилий, которые мы прилагаем в жизни. Спортсмены часто успешны не только в спорте, потому что они научились тому, что в жизни ничто не дается просто так, что некоторые добиваются больших успехов, чем другие, и этот успех корнями уходит в подготовку и труд. Спорт, как знают настоящие его приверженцы, может быть источником жизненных уроков действий и реакций, усилий и результатов.

Соревновательный опыт может, в лучшем случае, стать формой медитации в движении, во время которой ваше внимание, свободное от случайных грез, сфокусировано на нынешнем моменте. Это и приятная форма развлечений для миллионов взрослых, и источник вдохновения для многих мальчиков и девочек.

Но у соревнований есть и обратная сторона: в них сравниваются личности в чрезвычайно узких сферах, все их труды исчисляются баллами, временем и оценками. Соревнования разделяют мир надвое — на победителей и проигравших. Дети, которые занимаются соревновательными видами спорта, чаще оказываются проигравшими, чем победителями, несмотря на доброжелательные слова: «Главное — не победа...» На нашем пути к победе мы иногда проигрываем. Соревнования обычно воспитывают дух товарищества среди участников одной команды, но и враждебность по отношению к соперникам (футбол прозвали игрой, в которой нравится только половина игроков на поле). Незадолго до соревнований в колледже я часто видел фотографии команды соперников, приклеенные снаружи на двери спортивного зала, с подписями «Враги». В некоторых случаях я даже видел, как спортсмены смеялись или радовались, когда участник команды соперников терпел какую-то неудачу. Такие вещи поощряют враждебность и в повседневной жизни. Стоит посмотреть, как водители обращаются друг с другом и с пешеходами.

 

Когда я играл в футбол, я никогда не старался толкнуть кого-то намеренно — если только это не было, знаете, важное событие, вроде игры лиги или что-то подобное.

Дик Баткус

 

Соревнования могут закрепить упрощенный, «чернобелый» взгляд на мир, мир, в котором единственная важная цель — победа. Мы постоянно сравниваем себя с другими, чтобы определить нашу относительную ценность. Как сказал Джерри Сайнфелд, «второе место — это первое место среди проигравших».

Улучшения ото дня ко дню кажутся более осмысленной мерой успеха, чем «кто кого победил». Но все же «наилучшие» игроки редко получают признание, если их достижения не помогают победе.

 

Путь мудреца — действовать, но не соревноваться.

Лао-цзы

 

Игра в «музыкальные стулья» — хороший пример того, как соревнование прививается нашей культурой с детства. В своей книге «Без соперничества: доводы против соревнования» психолог Альфи Кон пишет, что в каждом раунде «музыкальных стульев» выбывает один ребенок, пока в конце «не останется только один триумфально сидящий ребенок, когда все остальные, исключенные из игры, стоят в сторонке. Это один из способов, какими в Америке учат весело проводить время».

Большинство из нас играло в эту игру; немногие были травмированы тем, что не нашли себе стула, но все равно помнят это ощущение — будто идешь на дно. Конечно, жизнь сложнее, и надо научиться справляться с разочарованием, с тем, что мы иногда проигрываем. Но какой морали учит эта «невинная детская забава»? Что недостаточно бегать по кругу, а надо побороться за место — возможно, даже оттолкнуть кого-то в сторону, потому что либо мы займем место, либо останемся не у дел. Игры отражают нужды общества и уровень его развития.

Кон доказывает, что по мере того, как развивается общество и личность, нужно придумывать новые игры для будущих поколений. Книга «Без соперничества» упоминает сотни исследований, которые показали, что соревнования занижают самооценку, портят отношения и не дают нам раскрываться в полной мере. Эти результаты особенно тревожны для спортсменов и родителей. Большинство полагает, что соревновательные виды спорта учат разнообразным полезным урокам, и принимает за истину, что в спорте по определению должен быть победитель и проигравший. Но я согласен с Коном в том, что спорт — это не торжество одних людей над другими. В действительности — все наоборот.

Терри Орлик, спортивный психолог Оттавского университета, изучил «музыкальные стулья» и предложил оставить основу игры (в виде убирания стульев), но изменить ее цель. Вместо того чтобы исключить кого-то, дети должны пытаться разместить всех на уменьшающемся количестве мест. В конце группа смеющихся детишек должна придумать, как уместиться на одном-единственном стуле. Все участвуют в игре до самого конца, всем весело.

Орлик и другие придумали или собрали сотни таких игр — и для детей, и для взрослых. Лежащая в их основе теория проста: все игры подразумевают преодоление препятствий для достижения некой цели, но нигде не предписано, что препятствием должен быть другой человек. Целью игры для каждого участника может быть внесение особого вклада в достижение общей цели, определенного результата для всех или же работа с партнером в ограниченный период времени. В таких играх соперник становится партнером. Во время таких занятий вся динамика игры смещается, и вместе с ней меняется отношение к другим игрокам. В отличие от таких игр, соревнование ведет к тому, что дети завидуют победителям, игнорируют проигравших и с подозрением относятся вообще ко всем.

Кону бы понравилась игра «Легкий теннис». Она придумана Брентом Зеллером, талантливым учителем, разработавшим естественный, плавный, легкий и требующий взаимодействия подход к игре. По нему цель — держать мяч так долго, насколько возможно, бросая его туда, где партнер сможет отбить, таким образом выполняя более сложные упражнения, получая больше мячей и совершенствуя свои навыки.

СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ СКЛАД УМА

Критический взгляд на некоторые особенности соревнований не означает, что мы должны с ними покончить. Скорее, надо изучить свойства соревновательного склада ума.

У спортсменов нет монополии на соревновательный склад ума, который, по сути, заключается в сравнении результатов одного человека с результатами другого. Соревновательный склад ума проявляется во всех сферах жизни — мы видим соперничество между братьями и сестрами, между партнерами, мужчинами и женщинами. Даже в таких несоревновательных видах искусства, как современный танец, балет или музыка, мы можем обнаружить зависть среди соперничающих исполнителей.

Я знал спортсменов мирового класса, которые рассматривали свою работу исключительно с точки зрения сотрудничества. Стив Хаг, лучший гимнаст олимпийской сборной США, на самом деле никогда ни с кем не соревновался, потому что у него был другой склад ума. Он просто старался изо всех сил, измеряя результаты собственными мерами успеха. Благодаря такому подходу он был одним из самых цельных спортсменов и участников соревнований, которых я знал.

Даже в парных видах спорта, таких как теннис или бокс, соперника можно рассматривать как учителя или ученика.

Каждый старается изо всех сил, пока вы испытываете друг друга, указывая, в чем соперник слаб. Он делает то же самое для вас. Если взглянуть на соревнования под таким углом, мы сможем приложить все усилия, чтобы выложиться в полную силу, не поддаваясь враждебности или отчуждению.

Преодолев воинственный настрой ума, поняв, что больше нет соперников — только такие же люди, как и мы, братья и сестры по тренировкам, стремящиеся к превосходным результатам, — мы достигаем наивысшего потенциала в спорте. Это относится и ко всей жизни, когда мы сравниваем себя и соревнуемся с другими: кто популярнее, привлекательнее, успешнее. Решение, как кажется, заключается в том, чтобы сохранять сбалансированный взгляд на вещи, по достоинству оценивая как положительные стороны, так и подводные камни соревновательного склада ума и в спорте, и в жизни. Суть не в том, что люди с уравновешенным подходом к жизни не соревнуются; они просто не воспринимают соревнование чересчур серьезно. Они помнят, что игра — всего лишь игра, и с их точки зрения, жизнь — это тоже игра.

Сам момент истины, случись он во время выступления или соревнования, может послужить потрясающим стимулом, чтобы добиваться превосходных результатов. Однако цель его исчезает, когда заканчивается гонка. Поймали рыбу, и больше не нужна сеть, переплыли реку, и больше не нужна лодка. А когда заканчивается соревнование, не надо чахнуть над баллами, цифрами или статистикой. Не нужны засушенные как бабочки у коллекционера результаты из прошлого. Когда мы избавляемся от одержимости цифрами, статистикой, титулами и победами, то вновь открываем чистое удовольствие от процесса тренировок, обучения и подъема к вершинам своих возможностей.

Когда игра окончена, ее результат — достояние истории. Триумф мимолетен, а слава быстро меркнет. Единственная вечная ценность соревновательного опыта заключается в уроках, которые мы учим и проживаем.

 

Это неправда, что хорошие парни приходят к финишу последними. Хорошие парни выигрывают еще до того, как игра началась.

Аддисон Уокер

 

Как спортсмен вы всегда будете сталкиваться с теми, кто искуснее или слабее вас. Продолжая совершенствоваться, не давайте отдаленным целям завладеть вашими мыслями, иначе вы можете не получить удовольствия от восхождения. Будь ваша тропа в тот или иной день легка или камениста, единственную настоящую меру ваших достижений можно найти, ответив на вопрос: «Старался ли я сегодня изо всех сил?» Все победы, проигрыши, титулы и слава останутся в тени ответа на этот вопрос.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.181.19 (0.027 с.)