Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Снижение издержек в корпоративном обучении с помощью онлайн-инструментовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Современная, эффективная, развивающаяся компания немыслима без постоянного обучения. Изменяются линейка продуктов, управленческие технологии, рынок, конкурентная среда… Появляются управленческие технологии, из статуса «модных» переходящие в статус «необходимых» и требующие освоения сотрудниками. При этом хорошо известно, что сделать корпоративное обучение результативным не так-то просто. Тренинг по продажам сам по себе не повышает продажи; тренинг по тайм-менеджменту далеко не гарантирует, что сотрудники будут больше успевать. Эффективно лишь правильно организованное обучение, встроенное в бизнес-процессы компании, не ограничивающееся тренингами, но сопровождаемое различными организационными мероприятиями. Хорошее обучение к тому же продукт не дешевый. Людей, у которых нашлось пятьсот рублей на визитки с надписью «бизнес-тренер», на рынке много. А вот людей и компаний, которые передают действительно практичные и полезные знания, применимые в бизнесе, на порядок меньше. И правильно построить взаимодействие с ними, взять максимум пользы для компании – отдельная задача для руководителя. В каких видах обучения применимы онлайн-технологии Определим несколько видов обучения, которые могут быть полезны вам лично и вашей компании: – самостоятельное обучение (второе высшее образование и т. п.), как связанное, так и не связанное напрямую с задачами компании; – участие сотрудников компании в «открытых» семинарах и тренингах; – внутрикорпоративный тренинг, проводимый тренин-говой или консалтинговой компанией; – внутрикорпоративный тренинг, проводимый своими силами. Рассмотрим последовательно, как онлайн-инструменты помогают в организации этих форм обучения и снижают издержки на них. При этом не будем затрагивать вопросы дистанционного обучения в привычном понимании: с электронными дистанционными курсами, видеосюжетами, симуляциями, тестами и т. п. – то есть полностью или почти полностью исключающего контакт с живым преподавателем. Это отдельная огромная тема, по которой есть очень много литературы, услуг и продуктов. Мы же будем говорить только о тех формах обучения, которые подразумевают активный живой контакт с преподавателем, тренером, консультантом и т. д. Самостоятельное обучение Не важно, проводятся у вас в компании корпоративные тренинги или нет, наемный вы работник или собственник бизнеса. В любом случае вы наверняка регулярно повышаете свою квалификацию в той или иной сфере. Это может быть изучение иностранного языка, получение профессиональных сертификатов (РМР в проектном менеджменте, АССА в бухгалтерии, CCIM в оценочной деятельности и др.) и второго высшего образования либо прохождение более кратких тренингов, необходимых, чтобы ознакомиться с той или иной темой (навыки тайм-менеджмента, переговоров, продаж и т. п.). Если вам необходимо краткосрочное обучение, то рекомендую прежде всего посмотреть, есть ли по интересующим вас темам платные или бесплатные онлайн-семинары (их еще называют вебинарами) – возможно, доступны их видеозаписи. Кроме того, все больше тренинговых и консалтинговых компаний («Организация Времени» здесь не исключение) перед дорогостоящими платными семинарами проводит небольшие бесплатные онлайн-презентации, которые позволяют более подробно познакомиться с программой тренинга, пообщаться с тренером и принять для себя решение о целесообразности участия в полноценном семинаре. Думаю, что в ближайшие пару лет эта практика станет общепринятой. Не уверен, что так же быстро в онлайн перейдут сами семинары и тренинги – к сожалению, уровень правовой культуры и уважения к интеллектуальной собственности в России по-прежнему крайне низок, а технически защитить трансляцию от незаконного копирования практически невозможно. Один из пионеров онлайн-обучения в России – компания МЦФЭР (Международный центр финансово-экономического развития), в учебном центре которой автор в свое время проводил видеотренинги по тайм-менеджменту, причем количество участников «в онлайне» доходило до 150 человек из примерно 30 регионов России. Тренинги проходят в смешанном формате: тренер выступает перед московской группой, при этом с помощью видеокамеры и электронной доски его выступление транслируется в регионы, где участники сидят в учебных классах филиалов МЦФЭР. Участники из регионов видят лектора, электронную доску, а также задают вопросы по электронной почте. Учитывая, что основная специализация МЦФЭР – семинары по различным тонкостям бухгалтерского и налогового учета, в том числе из первых рук: с участием авторов соответствующих поправок в законодательство, руководителей налоговых органов, можно представить, какое астрономическое количество времени и денег экономят главные бухгалтеры региональных предприятий, не имеющие нужды после каждой следующей перестановки запятой в налоговых и бухгалтерских правилах лететь в Москву на разъясняющий эту новую запятую семинар. В продолжительном обучении (второе высшее образование и т. п.) основную пользу онлайн-технологии дадут скорее в самостоятельной работе, чем в собственно учебном процессе, который обычно проходит в классическом «очном» жанре. Две важнейшие проблемы в самостоятельном обучении, которое в первую очередь подразумевает выполнение домашних заданий и подготовку к сертификационным экзаменам, – это как найти время и как заставить себя учиться, не откладывая все на последний день. Очень хорошо эти две проблемы позволяет решить командная работа. Если вы договорились с кем-то из коллег по учебной группе о регулярных совместных онлайн-сессиях, вы тем самым убиваете сразу несколько зайцев: 1. Время учебы запланировано заранее, причем не лично тобой, а по договоренности с другими людьми, что оставляет тебе гораздо меньше шансов «продинамить». 2. В живом общении, диалоге большинство тем изучать легче, чем во время скучного чтения учебника. 3. Вместе легче и разбирать сложные новые вещи (каждому что-то дается легче, что-то труднее), и готовиться к экзаменам (сумев объяснить тему коллеге, сумеешь объяснить ее и экзаменатору). Надо сказать, все это применимо не только к бизнес-обучению. Один из участников моего блога, студент, делился опытом аналогичной совместной работы со своими одногруппниками при подготовке к экзаменам в вузе. Различные учебные центры все чаще внедряют те или иные сочетания онлайн-трансляций в обычный учебный процесс. Полагаю, что через несколько лет в России будет как минимум несколько десятков компаний, предлагающих обучение только в онлайне и очень конкурентоспособных по цене и качеству. Автор участвовал в жюри конкурса, который проводила компания Skype. Тема конкурса – лучшее практическое использование программы в бизнесе. Конкурс проводился по всему миру. Компания, за которую голосовал автор и которая в итоге заняла одно из призовых мест, – российская компания Elf English. Это хороший пример учебного центра, работающего «только в онлайне». Суть бизнеса компании – обучение английскому языку с активным использованием программы Скайп. Тот, кто когда-нибудь ставил перед собой задачу довести свой английский до нужного уровня (а таких в деловой среде большинство, судя по лесу рук на моих мастер-классах при разборе этой темы), хорошо знает, как важно при этом живое общение, особенно с носителями языка. Благодаря сервису, который предоставляет компания, жители больших городов могут сэкономить массу времени на дорогу к месту учебы, а жители маленьких городов – в принципе получают возможность качественного обучения у носителей языка. Кроме того, поскольку компания не тратит денег на учебные классы и прочие сопутствующие расходы, стоимость курса оказывается весьма конкурентоспособной. В своем конкурсном кейсе компания упоминает, что она также активно использует Скайп для проведения интервью с кандидатами на должность преподавателей. Оцените эффективность. Примем за год условную среднюю продолжительность «серьезного курса» (второе высшее образование, получение сертификата РМР или АССА, доведение до работоспособного уровня иностранного языка и т. п.). Пусть курс требует вашего участия в двух трехчасовых «очных» занятиях в неделю и в двух трехчасовых занятиях такой самостоятельной работой, которую эффективнее выполнять с кем-то в паре или небольшой группе. Очень оптимистично, не считая разных «выключил компьютер – оделся – вышел – забыл зонтик – вернулся», положим всего один час на дорогу «туда и назад» (в мегаполисах это время будет больше, в небольших городах меньше), получим в неделю на 12 часов учебы минимум 4 часа дороги и сопутствующих телодвижений. В год на примерно 600 часов учебы – примерно 200 часов дороги, т. е. 25 полноценных рабочих дней, целый рабочий месяц! Это время можно потратить на дополнительную учебу, либо работу, дающую дополнительные деньги и карьерный рост, либо, наконец, на отдых, хобби и увлечения. Эквивалент полноценного 25-дневного отпуска – неплохо! Участие сотрудников компании в «открытых» семинарах Теперь перейдем к корпоративному обучению. Достаточно экономичная его форма – посещение отдельными сотрудниками открытых семинаров и тренингов, т. е. семинаров, на которые съезжаются люди из разных компаний. Помимо некоторых онлайн-возможностей, упомянутых в начале предыдущего раздела, есть еще дополнительные техники, позволяющие более эффективно «принести» и внедрить знания с семинара. Из практики нашей компании и компаний-клиентов рекомендую следующий простой прием. Отправляя сотрудника на открытый семинар, заранее предупредите его о том, что по итогам семинара ему необходимо будет сделать небольшую, на один-два часа, презентацию полученных знаний внутри компании. Эту презентацию целесообразно сопровождать онлайн-трансляцией – так, чтобы могли присоединиться коллеги из разных офисов и чтобы запись презентации сохранилась в компании и могла быть использована впоследствии. Понятно, что сотрудник не является профессиональным тренером и не сможет донести полученные знания до своих коллег в полном объеме. Но вполне реальны и очень полезны по крайней мере базовое представление, плюс ссылки на источники, плюс возможность для других коллег решить, насколько им целесообразно съездить на аналогичный семинар либо заказать его в корпоративном формате. В практике «Организации Времени» участники платного онлайн-семинара «Тайм-менеджмент для первых лиц» иногда просят запись семинара для показа своим коллегам, которая (при определенных оговорках относительно «нераспространения») им дается и помогает продвижению «ТМ-бациллы» в компании.
Получите расписание платных и бесплатных вебинаров (онлайн-семинаров) компании «Организация Времени», посвященных различным аспектам тайм-менеджмента, послав запрос с темой «Онлайн-книга: запрос расписания вебинаров» и с указанием ваших полных контактных координат на адрес info@ov1.ru Внутрикорпоративные тренинги с привлечением внешних экспертов Самая распространенная и полезная форма корпоративного обучения – проведение внутрикорпоративного семинара или тренинга для группы сотрудников. Именно здесь онлайн-технологии способны дать довольно заметную экономию. На стадии выбора тренинговой компании и тренера многие заказчики хотят посмотреть на тренера «вживую», что действительно важно при выборе тренинговой услуги. Но чем профессиональнее тренер, тем сильнее он загружен и тем с меньшим удовольствием выделит один-два часа (плюс дорога, итого полдня) на первичное знакомство с компанией-клиентом. И тем более это становится неудобным, если тренер и клиент находятся в разных городах. Онлайн-технологии полностью снимают эту проблему: знакомство с тренером становится возможным и отнимает ровно столько времени, сколько нужно, без сопутствующих непроизводительных расходов. После выбора тренинговой услуги обычно проходит ее адаптация: проводятся различные анкетирования, интервью и т. п., что позволяет лучше подготовить тренинг и адаптировать его под нужды конкретной компании. «Организация Времени» обычно организует небольшую фокус-группу – встречу тренера с участниками тренинга (обычно это 20–30 % от общего числа людей, которые будут присутствовать на тренинге). Задача этой встречи – показать участникам программу тренинга, собрать их пожелания, понять специфику работы, по итогам – расставить необходимые акценты в программе. При работе с заказчиками в регионах, а также с группами руководителей, которых в силу специфики их работы трудно собрать в офисе в одно время, онлайн-формат для фокус-группы оказывается неоценимо полезным. На стадии проведения тренинга онлайн-формат нужно применять аккуратно. Живой контакт – одно из главных достоинств тренинга как формата обучения. Правильной режиссурой и некоторыми техническими приемами, конечно, можно сделать онлайн-тренинг приближенным по эффективности к обычному. Но в основном онлайн-инструменты предпочтительнее использовать для вспомогательных целей – например, чтобы обеспечить участие небольшого количества сотрудников, которые не смогли приехать лично; чтобы сделать запись тренинга для последующего использования во внутрикорпоративном обучении[12] и т. д. Очень полезен онлайн-формат для поддерживающих посттренинговых мероприятий: мини-тренингов на закрепление материала, ответов на вопросы, накопившиеся в ходе применения полученных на тренинге технологий, интервью для аттестации сотрудников и оценки эффективности обучения… Поистине неоценимым онлайн-формат становится в ситуации, когда тренинг должна пройти группа сотрудников из разных городов – именно тогда экономия благодаря онлайн-инструментам максимальна. Оцените эффективность. Командировочные расходы на приезд тренера в город, где группа сотрудников проходит обучение, составляют обычно две-три тысячи долларов и по сравнению со стоимостью тренинга не так велики. А вот если возникает необходимость обучить людей из разных регионов, то онлайн-обучение дает уже заметно большую экономию. Например, группа обучаемых состоит из начальников отделов продаж региональных филиалов; торговых представителей в регионах (по два-три человека из региона); главных бухгалтеров филиалов и т. п. Расходы на то, чтобы все эти люди приехали в головной офис компании для прохождения обучения, при группе в 20–30 человек составят минимум 20–30 тысяч долларов – это сравнимо со стоимостью очень хорошего тренинга в исполнении одного из лучших российских экспертов. Таким образом, переведя обучение группы людей из разных регионов в онлайн, можно сэкономить до 50–70 % общих расходов на проведение тренинга. И соответственно, сэкономив на несущественном (авиабилеты, гостиницы), позволить себе не экономить на главном – качественных знаниях и навыках. Внутрикорпоративные тренинги, проводимые своими силами Часть внутрикорпоративного обучения в принципе не может быть сделана силами внешних тренеров. Это тренинги по новым продуктам, процедурам, маркетинговым стратегиям и т. п. Такое обучение может проводиться не только для сотрудников компании, находящихся в разных городах, но и для партнеров, дилеров, дистрибьюторов. Перенос части такого обучения в онлайн позволяет серьезно сократить расходы и при этом быстрее доносить до сотрудников и партнеров новую информацию. Интересен опыт компании ABBYY – создателя известных программ Lingvo и FineReader. Рассказывает Инесса Покровская, директор по маркетинговым коммуникациям ABBYY Россия. «Мы используем такие средства онлайн-коммуникации, как вебинары и скайп-сессии. Поскольку российский офис компании находится в Москве, а в регионах интересы компании представляют дистрибьюторы, специалисты ABBYY чаще всего прямо из Москвы координируют обучающие программы для партнеров по всей России и стран СНГ. Вебинары с рассказами о новых продуктах и технике их продаж организуются несколько раз в месяц, и партнеры оповещаются о них заранее. Также несколько раз в год компания проводит открытые вебинары для обычных пользователей, записаться на них можно через сайт компании. Регулярные совещания с партнерами из других городов чаще всего происходят в режиме скайп-сессий. Скайп-сессии также очень удобны для общения с журналистами из других городов и стран, ведь электронная почта не всегда может заменить живое общение. С помощью Скайпа возможно гораздо быстрее обсудить интересующие темы и даже провести интервью. Такие онлайн-технологии позволяют не только экономить массу времени, но и избежать искажения информации, которое возникает от недостатка живого контакта». Еще один важный аспект внутрикорпоративного обучения – внедрение в работу новых стандартов и процедур. Практика показывает, что любые внутрикорпоративные «благие намерения», выраженные в процедурах, приказах, памятках, стандартах и т. п. документах, постепенно исчезают из реальной жизни: сотрудники о них просто забывают с течением времени. Поэтому любой корпоративный стандарт, если вы хотите, чтобы он действительно применялся, следует доносить до сотрудников снова и снова – в форме внутрикорпоративного обучения. Например, в секретариате вашей компании есть стандарт обработки входящего звонка (он же памятка, инструкция, регламент). При введении стандарта руководитель секретариата провел мини-тренинг по стандарту. Через некоторое время сотрудники сдали зачет на знание и правильное применение стандарта. Прошло несколько месяцев. Некоторые люди сменились, оставшиеся многое из стандарта подзабыли, и оказалось, что на самом важном участке общения с клиентом – входящем звонке, где «невозможно дважды произвести первое впечатление», – клиента или делового партнера встречают далеко не так, как хотелось бы. Логично с определенной периодичностью проводить внутрикорпоративные тренинги на знание и понимание различных стандартов, процедур и технологий. Последовательность действий такова: – аудит исполнения стандарта – выяснение (с помощью наблюдений, мини-интервью с сотрудниками, изучения документов), насколько правильно используется стандарт, а также насколько он актуален и есть ли необходимость в изменениях; – доработка/актуализация стандарта, если таковая оказалась необходимой; – тренинг на основе стандарта, позволяющий сотрудникам в разборе практических ситуаций, ответах на вопросы и т. п. лучше усвоить для себя правила, по которым им предстоит действовать; – аттестация – через некоторое время после обучения (оптимально через три-четыре недели) проверка правильности понимания и исполнения стандарта. Может проходить в форме устного зачета, мини-интервью, проверки правильности записей, которые делает сотрудник в ходе исполнения стандарта, и т. п. Обратите внимание, что обучение само по себе практически не работает – работает последовательность из всех четырех обозначенных шагов. Если у вас в компании или подразделении нет формального перечня действующих стандартов, а также процедур их актуализации и доведения до сотрудников (например, в рамках системы менеджмента качества ISO 9001:2000), рекомендую для начала составить в табличке Excel простейший список стандартов, памяток, инструкций (существующих и требующих разработки), которыми должны руководствоваться сотрудники. В этой же табличке укажите календарный график актуализации стандартов и «напоминающих» мини-тренингов по стандартам для сотрудников. Все упомянутые четыре шага работы со стандартом предполагают активное личное взаимодействие сотрудников – опять-таки в форме мини-интервью, зачетов, мини-тренингов и т. п. А теперь представим, что «секретариат» у нас – несколько человек на reception в Москве и по одному-два человека в паре десятков регионов; «менеджеры по продажам» – 30 человек, которых, как волка, ноги кормят и которые практически никогда не бывают в офисе; «ИТ-отдел» – два десятка человек по всему городу, по одному-два в каждом из допофисов, и т. п. Как только мы видим в работе компании или подразделения специфику, затрудняющую сбор людей «в одно время в одном месте», целесообразно применить онлайн-инструменты для внутреннего обучения. Они позволят: – снизить непроизводительные расходы времени и денег на доставку сотрудников в одно место обучения (аттестации, зачета, интервью и т. д.); – используя специальные средства онлайн-инфраструктуры (голосования, электронные тесты), сделать сам процесс обучения и аттестации более эффективным и быстрым; – с помощью видеозаписей учебных и зачетных сессий обеспечить более легкое восстановление сотрудником нужных ему знаний, а также более быструю адаптацию новых сотрудников. Оцените эффективность. Случай из жизни. Автор проводил экспресс-тренинг, посвященный вводимому в компании стандарту контроля поручений на Outlook, на собрании директоров региональных филиалов в одной из крупнейших российских компаний. В компании в связи с экономическим кризисом введен режим жесточайшей экономии: планка затрат, требующих утверждения решением правления, снижена с обычных для таких корпораций нескольких миллионов рублей до нескольких десятков тысяч. Собрание проходит в одном из лучших московских отелей, где даже бутылка минеральной воды для кофе-паузы стоит умопомрачительных денег. Плюс командировочные расходы: авиабилеты, гостиницы на сотню человек. Представим, что мероприятие грамотно переформатировано в онлайн-режим. Грамотно – то есть не просто переведено в онлайн-трансляцию, но и обеспечивает возможность не потерять живую неформальную «кофе-паузную» коммуникацию (а для этого нужно обеспечить эффективную визуализацию информации, организовать и правильно поддерживать интернет-форум и чаты для участников, учесть ряд других тонкостей перевода личного общения в онлайновое). Экономия – несколько сотен тысяч долларов только в деньгах, плюс сотни человеко-часов дорогостоящего времени руководителей, не потерянного в самолетах, не сбитого сменой часовых поясов, плюс возможность присутствовать тем, кто по уважительным причинам не смог приехать в Москву. При этом внедрение «под ключ» всей необходимой инфраструктуры (технические решения для онлайн-работы, разработка корпоративного стандарта проведения мероприятий, обучение модераторов в компании, которые будут впоследствии самостоятельно организовывать и поддерживать такие мероприятия, поддержка и сопровождение модераторов на первом мероприятии) обошлось бы в несколько раз дешевле, чем затраты всего лишь на одно «оффлайновое» мероприятие. Эффективное корпоративное обучение. Итоги – При самостоятельном обучении (второе высшее образование, получение профессионального сертификата) онлайн-инструменты помогают за счет «командной работы» сделать самостоятельное обучение более эффективным и планомерным, а также сэкономить на дороге и прочих непроизводительных сопутствующих расходах до 30 % времени обучения (то есть около 25 дней чистого рабочего времени на год обучения). – При посещении краткосрочных курсов, открытых семинаров и тренингов целесообразно поинтересоваться наличием онлайн-презентаций этих курсов, которые дадут возможность познакомиться с программой, задать вопросы тренеру и принять решение о своем участии. – Отправляя сотрудника на открытый семинар, стоит озадачить его проведением небольшой онлайн-презентации по итогам семинара для других сотрудников компании; впоследствии запись этой презентации следует использовать в корпоративной практике. – При организации внутрикорпоративного тренинга онлайн-технологии полезно применить на стадии подготовки (интервьюирование сотрудников, фокус-группа), посттренингового сопровождения и отчасти в ходе самого тренинга, дав возможность участвовать сотрудникам из других городов. – Если в группу для обучения набираются люди из разных городов, что предполагает серьезные командировочные расходы, целесообразно провести тренинг полностью в онлайн-формате. Для этого необходимы грамотная режиссура и технология проведения, позволяющие не потерять интерактивность и вовлеченность участников. Экономия в зависимости от размера группы может составлять десятки тысяч долларов. – Внутрикорпоративные процедуры, регламенты, памятки необходимо внедрять в практику и регулярно освежать в памяти сотрудников с помощью корпоративных мини-тренингов. Их онлайн-трансляция позволит существенно снизить непроизводительные расходы времени на проведение, а также сохранить видеозаписи для обучения новых сотрудников. – Во всей последовательности «аудит исполнения стандарта – доработка/актуализация стандарта – тренинг на основе стандарта – аттестация, проверка правильности исполнения стандарта» онлайн-технологии позволяют на 20–25 % сократить непроизводительные сопутствующие расходы времени и существенно повысить качество исполнения процедур и управляемость предприятия. Глава 5. Управленческая инфраструктура работы 2.0
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-25; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.87.113 (0.018 с.) |