Список источников и литературы: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список источников и литературы:



9. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1984. – С. 7 –

10, 12 – 17, 31 – 42.

2.Касаткин Л.Л. Современный русский язык. Фонетика. – М., 2006. – С.191 – 204.

3.Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. –

М., 1982. – С. 121 – 125.

4.Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык: в 3 ч. Ч. 1. –

С. 127 – 137.

ТЕМА 12. Русская графика.

Понятия: алфавит, графика, фонематический и позиционный принципы.

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет и задачи изучения графики. Из истории русской графики.

2. Что такое буква, алфавит? Значение букв русского алфавита.

3. Основные принципы русской графики.

4. Обозначение на письме гласных и согласных фонем.

5. Соотношение букв и фонем в русской графике.

Базовый учебник:

1. Ганиев Ж.В. Современный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: учебное пособие/ Ж.В.Ганиев. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – 200с. + CD. (Университетская библиотека онлайн). С.59 – 61.

2. Розенталь Д.Э. Современный русский язык/ Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – 11-е издание. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 448с. – (от А до Я).С. 157 – 159.

Список источников и литературы:

1.Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Современное русское письмо – М., 1974.

2.Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. – М., 1976. 3.Касаткин Л.Л. Современный русский язык. Фонетика. – М., 2006. – С.223 – 231.

4.Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры. – М., 1987.

ТЕМА 13. Русская орфография.

Понятия: орфография, орфограмма, фонематический принцип, фонетический п., традиционный п., дифференцирующие написания.

Вопросы для обсуждения:

1. Орфография: предмет и задачи изучения; из истории русской орфографии.

2. Что такое орфограмма?

3. Основной принцип русской орфографи.

4. Фонетический принцип написания.

5. Традиционный принцип написания.

6. Дифференцирующие написания.

7. Проблемы усовершенствования современной орфографии.

Базовый учебник:

1. Ганиев Ж.В. Современный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: учебное пособие/ Ж.В.Ганиев. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – 200с. + CD. (Университетская библиотека онлайн). С. 61 – 66.

2. Розенталь Д.Э. Современный русский язык/ Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – 11-е издание. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 448с. – (от А до Я). С. 159 – 163.

Список источников и литературы:

1.Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П., Чельцова Л.К. Письма об орфографии. – М., 1969.

2.Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. - М., 1976.

3.Касаткин Л.Л. Современный русский язык. Фонетика. – М., 2006. – С.232 – 248.

4.Орфография и русский язык. – М., 1966.

5.Панов М.В. И все-таки она хорошая! – М., 1964.

6.Панов М.В. Теория письма. Графика. Орфография// Современный русский язык/ под ред. В.А.Белошапковой. М., 1997.

 

 

Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)

Не предусмотрено программой

6. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

В процессе выполнения самостоятельной работы решаются следующие важные задачи:

- образовательная (систематизация и закрепление знаний),

- развивающая (развитие памяти, мышления, речи),

-воспитательная (воспитание навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля и т.п.).

Методические рекомендации студентам по выполнению самостоятельной работы.

Наименование раздела дисциплины   Тема Формы самостоятельной работы Учебно-методическое обеспечение
Раздел 1. Фонетика Предмет и задачи фонетики.     Конспект в рабочей теттетради   См. список литературы
  Акустическая классификация звуков речи русского языка.   Конспект в рабочей теттетради См. список литературы
Раздел 2. Фонология      
  Звуки речи и звуки языка. Фонема: позиции, аллофоны фонемы. Конспект в рабочей тетради См. список литературы
  Фонологические школы: МФШ, ПФШ, ПЛК.   Работа с момонографиями См. список литературы  
Раздел 3. Орфоэпия      
  Становление и развитие норм русского языка. Нормы произношения имен и отчеств; иноязычных слов.   Конспект См. список литературы

 

7. Фонд оценочных средств:

Разделы, темы дисциплины Код формируемой компетенции Оценочное средство
Раздел «Фонология»: Система фонем русского языка. Раздел «Орфоэпия»: Понятие орфоэпии. Становление и развитие норм русского языка Раздел «Теория письма»: Русская графика и Русская орфография. . ОК-1«Владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения».   Проверочная работа, тест
Раздел «Фонетика»: Синтагматические законы в фонетической системе русского языка. Ударение, его типы. Раздел «Орфоэпия»: Орфоэпические нормы в области гласных и их сочетаний. Орфоэпические нормы в области согласных и их сочетаний. Произношение некоторых грамматических форм. Раздел «Теория письма»: Русская графика и Русская орфография. . . ОПК-3 «Владеет основами речевой профессиональной культуры Проверочная работа, тест
Раздел «Орфоэпия»: Становление и развитие норм русского языка   СК-1 «Способен к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка».     конспект
Раздел «Фонетика»: Предмет и задачи фонетики. Связь фонетики с другими разделами современного русского языка Раздел «Фонология»: Звуки речи и звуки языка. Фонема: позиции, аллофоны фонемы.     СК-2 «Способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций».   конспект
Раздел «Фонетика»: Артикуляционная классификация звуков русского языка. Раздел «Фонология»: Система фонем русского языка. СК-4 «Способен определять связи русского языка и его типологические соотношения с другими языками».   Проверочная работа, тест
Раздел «Фонология»: Фонологические школы: МФШ, ПФШ, ПЛК     СК-5 «Способен ориентироваться в дискуссионных вопросах языкознания и этапах его развития»   Конспекты, устные выступления

Примерные вопросы для контроля освоения учебной дисциплины.

1. Предмет и задачи фонетики, её содержание, связь с другими

разделами современного русского языка. Разные виды фонетики.

2. Сегментные единицы речи: звук, фонетическое слово, такт, фраза.

3. Артикуляционная классификация гласных звуков.

4. Артикуляционная классификация согласных звуков.

1. Синтагматические законы в области гласных звуков: позиционная мена и позиционные изменения гласных звуков.

2. Синтагматические законы в области согласных звуков: позиционная мена и позиционные изменения согласных звуков.

3. Теория слога. Структура фонетического слога, типы слогов. Слогораздел и правила слогоделения.

4. Ударение как суперсегментная единица речи и его роль в современном русском языке.

5. Интонация как суперсегментная единица речи. И нт онационные конструкции Е.А.Брызгуновой.

6. Паузирование, темп, мелодика, тембр как суперсегментные единицы речи.

7. Звук и фонема. Дифференциальные признаки фонем и интегральные признаки звуков. Гиперфонема. Архифонема. Явление нейтрализации фонем.

8. Состав и система гласных фонем современного русского языка.

9. Состав и система согласных фонем современного русского языка.

10. Понятие фонемы и её реализация в трактовке ученых Петербургской фонологической школы.

11. Понятие фонемы и её реализация в трактовке ученых Московской фонологической школы.

12. Понятие фонемы и её реализация в трактовке ученых Пражского лингвистического кружка

13. Русская орфоэпия. Формирование норм русского литературного произношения. Понятие нормы, её признаки. Источники отклонения от норм литературного произношения.

14. Произношение гласных звуков и их сочетаний.

15. Произношение согласных звуков и их сочетаний.

16. Понятие «старомосковской» и «петербургской» норм произношения. Особенности произношения отдельных грамматических форм в сценической практике и на уроках литературы или выразительного чтения.

17. Произношение имен и отчество. Произношение некоторых иноязычных слов.

22. Русская графика: пути становления; понятие буквы, алфавита;

значение букв.

23. Основной принцип русской графики. Обозначение на письме

гласных и согласных фонем. Соотношение букв и фонем в русской

графике.

24. Русская орфография, её основной принцип и правила, основанные на этом принципе.

25. Фонетические, традиционные, дифференцирующие написания в русской орфографии.

 

8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1. Основная литература (изданная за последние 5 лет, имеющаяся в библиотеках вуза в количестве 50 экземпляров на 100 обучающихся)

№ п/п Автор и название литературного источника Выходные данные ссылки на электронные библиотечные системы и базы данных
1.      
2.      
3.      
4.        
5.          

8.2. Дополнительная литература (изданная за последние 10 лет, имеющаяся в библиотеках вуза в количестве 25 экземпляров на 100 обучающихся)

№ п/п Автор и название литературного источника Выходные данные ссылки на электронные библиотечные системы и базы данных
1. Голуб И. Б., Неклюдов В. Д. Русская риторика и культура речи: учебное пособие М.: Логос, 2011 ЭБС Онлайн
2. Кобякова Т. И. Стилистика русского языка и культура речи (сфера профессиональной коммуникации) Уфа: Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2013. ЭБС Онлайн
3. Маслов В.Г. Культура речи: учебное пособие. М.: Флинта, 2010. 160 с.  
4. Орфоэпический словарь русского языка сост. Круковер В.И. СПб., 2012 ЭБС IPR Books
5. Словарь синонимов русского языка /ред. Михайлова О.В. СПб., 2013 ЭБС IPR Books
6. Тимошенко Т.Е. Риторика. Практикум.   М.: Флинта, 2009. 96 с.  
7. Фразеологический словарь русского языка / сост. Степанова М.И. СПб., 2013 ЭБС IPR Books
8.      
9.      
10.      

 

8.3. Рекомендуемая литература

№ п/п Автор и название литературного источника Выходные данные ссылки на электронные библиотечные системы и базы данных
1. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск, 1998. – Кн. 1-ая. Гл. XIII; Кн. 2-ая. Гл. II, III, IV.  
2. Петрова Ю.А. Психология делового общения и культура речи Саратов, 2012 ЭБС IPR Books
3. Цицерон. О наилучшем из ораторов; Об ораторе // Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма   . М., 1994.  

 

8.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационный сети "Интернет" (базы данных, информационно-справочные и поисковые системы и др.):

http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=691&p=117

http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=691&p=8651

http://studiorum.ruscorpora.ru/

http://www.ruscorpora.ru/

http://www.slovari.ru/

http://www.exactus.ru/

8.5. Материально-техническое обеспечение:

· компьютерное и мультимедийное оборудование для презентаций,

· видео-, аудиовизуальные средства обучения и пр.

Примечание: данный раздел РПД может быть оформлен в виде текстового списка основной, дополнительной и рекомендуемой литературы, учебно-методических материалов с обязательным отражением указанных пунктов.

 

Лист согласования с деканами факультетов, реализующих ОП, в рамках которых осуществляется преподавание УД

Ф.И.О. Должность Дата Подпись
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

Лист изменений и дополнений в рабочую программу дисциплины

Дополнения и изменения в рабочую программу дисциплины:

Русский язык и культура речи

 

На 2014/2015 учебный год

 

Перечень дополнений и изменений, внесенных в рабочую программу РПД актуализированы на заседании кафедры
дата Номер протокола Подпись зав. кафедрой
В рабочую программу внесены следующие изменения: 1……………. 2……………. и т.д.      
       
       
       

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.035 с.)