Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вводная тема: «Специфика философского знания и философской деятельности. Предмет философии и ее проблематика»↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Философия
ГСЭ.Ф. 10 для студентов ИК специальности 020600 (031401.65) ‑ «Культурология»
Томск - 2008 1. Цели и задачи дисциплины Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Рабочая программа предназначена для студентов ИПП специальности «Культурология». Основной целью дисциплины является формирования у студентов основ научного мировоззрения. Указанная цель достигается посредством последовательного решения следующих задач: ü усвоения исторических и современных типов философствования; ü анализа современных философских проблем; ü формирования у студентов навыков целостного, системного научно-философского мышления. Содержание учебной дисциплины разделено на два раздела: «Исторические типы философии» и «Основные проблемы современной философии». Первый раздел изучается на семинарских занятиях, ‑ второй, на лекциях. Для успешного овладения данной учебной дисциплиной необходимы знания в области истории, литературы и обществознания, а также навыки логико-математического мышления. Цель и основные задачи определяют структуру и содержание учебной дисциплины.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины федеральные требования: - иметь представления о научных, философских, религиозных картинах мироздания; - понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы; - быть знакомым с важнейшими этапами развития философского знания, основными философскими школами, направлениями, концепциями; - понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе; - знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, нравственных обязанностей человека по отношению к самому себе и к другим; региональные требования: - знать особенности развития философской мысли в регионе; - понимать и уметь объяснить феномен цивилизации, разбираться в многообразии интерпретаций общества; университетские требования: - иметь представление о новых образовательных технологиях, концепциях развития науки и образования, роли научной рациональности в информационно-техническом мире; - понимать проблемы философии образования, знать методологию и методы преподавания профильной дисциплины. 3. Объём дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины. 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план).
Содержание теоретического раздела Вводная тема: «Специфика философского знания и философской деятельности. Предмет философии и ее проблематика» Вопросы: 1. «Определения» философии 2. Функции философии 3. Философская проблематика 4. Предмет философского исследования 5. Методы философии
Основные понятия темы: Логическая операция определения понятий (виды и требования к определениям). Философия как наука о наиболее общих законах развития природы общества и мышления. Философия как теоретически сформулированное мировоззрение. Философия как особая сфера культуры и свойство человека. Методологическая функция философии. Функция построения общей картины мира. Критическая функция философии. Функция производства человеческого в человеке. Функция производства свободы. Проблемы онтологии, гносеологии, аксиологии, праксиологии. Специфика философских проблем. Предмет и объект исследования как основные характеристики специфики научной дисциплины. Отношения мира и человека (сознания и бытия, материи и мышления, Я и не-Я …) как специфический предмет философского исследования. Общие представление о методе как способе достижения цели. Методы построения философской картины мира: экспликация универсалий культуры, их рационализация и систематизация. Предшествующие философские теории как метод философствования: метафизический и диалектический методы. Философская спекуляция и интуиция. Герменевтические методы философствования.
Генезис философии. Исторические типы философии Вопросы: 1. Генезис философии. 2. Космоцентрический тип философии. 3. Теоцентрический тип философии. 4. Антропоцентрический тип философии. 5. Новоевропейский методоцентризм. 6. Логоцентризм. 7. Неклассическая философия.
Основные понятия темы: Исторический тип философии и структура исторического процесса Европы. Космоцентризм Античной философии и его исторические вариации. Теоцентризм основные характеристики философии Средних веков. Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи возрождения. Проблемы метода в философии Нового времени. Идеи прогресса и разума в философии 18-19 вв. Неклассические типы философствования 20 в.
Бытие Вопросы: 1. Понятие бытия в историко-философском контексте. 2. Проблема бытия. 3. Структура бытия.
Основные понятия темы: Понятие бытия в Античности (Парменид, Платон, Аристотель). Понятие бытия в Средневековой философии (Августин Аврелий и Фома Аквинский). Понятие бытия в Новое время (от Декарта к Гегелю). Понятие бытия в неклассической философии (М. Хайдеггер). Соотношение понятий бытие, субстанция, материя, реальность и действительность. Монистические и плюралистические концепции бытия. Идеализм и материализм в трактовках бытия. Диалектика и метафизика бытия. Детерминизм и индетерминизм, холизм и меризм в понимании бытия. Бытие материального: особенности бытия первой и второй природы. Бытие идеального: особенности бытия субъективного и объективного идеального.
Формы бытия Вопросы: 1. Чувственно воспринимаемые формы бытия. 1.1. Движение. 1.2. Время и пространство. 2. Умопостигаемые принципы бытия. 2.1. Принцип всеобщей взаимосвязи явлений мира. 2.2. Принцип системности. 2.3. Принцип детерминизма.
Основные понятия темы: Механистическое и диалектическое понимание движения. Развитие. Основные законы диалектики. Прогресс и регресс. Самоорганизация бытия. Субъективистские трактовки времени и пространства. Субстанциональные и релятивистские концепции времени и пространства. Специфика времени и пространства на различных уровнях и формах бытия. Хронотоп. Понятие связь и закон. Динамические и статистические законы. Категории: единичное и общее, сущность и явление. Категории: целое и часть, система, элемент и структура. Типы систем. Важнейшие положения теории систем. Категории: причина и следствие, повод и условие, случайное и необходимое. Свобода и принцип детерминизма. Виды детерминизма: механистический, статистический и кибернетический.
Сознание Вопросы: 1. Понятия: душа, сознание, бессознательное, менталитет. 2. Структура сознания. 3. Концепции сознания. 3.1. Атрибутивная концепция сознания. 3.2. Трансперсональные концепции сознания. 3.3. Экзистенциально-феноменологическая теория сознания.
Основные понятия темы: Понятия душа и сознание: общие и отличительные свойства. Сознание и бессознательное в концепциях психоанализа (З. Фрейд и К. Юнг.). Менталитет как конкретно-исторический тип единства сознательных и бессознательных процессов. Телесно-перцептивная сфера сознания. Логико-понятийные компоненты сознания. Эмоциональная компонента сознания. Ценностно-смысловой компонент сознания. Атрибутивная концепция сознания. Сознание как вид отражения. Специфические черты сознания как человеческой формы отражения. Трансперсональные концепции сознания. Космическая сущность и многоуровневость сознания в трансперсональной психологии (Станислав Гроф, Кен Уилбер, В.В.Налимов). Сознание в феноменологических и экзистенциальных концепциях. Экзистенциальная структура сознания. Переживание как центр человеческой экзистенции. Экзистенциалы человеческого бытия.
Познание Вопросы: 1. Общая характеристика познавательного процесса. 2. Структура процесса познания. 3. Проблема истины.
Основные понятия темы: Агностицизм, скептицизм и гносеологический оптимизм. Познание – отражение или конструирование. Неклассические концепции познания. Субъект познания – чувственные (ощущения, восприятия и представления) и рациональные (понятия, суждения и умозаключения) формы познания. Виды знания. Объект познания и картины мира. Репрезентативная, прагматическая, конвенциональная и когерентная концепции истины.
Научное познание Вопросы: 1. Понятие наука. 2. Структура научного познания. 2.1. Основания науки. 2.2. Уровни научного познания. 3. Основные формы научного знания.
Основные понятия темы: Наука: как система знаний, как деятельность, как социальный институт и традиция. Критерии научности. Научная картина мира, нормы и идеалы научной деятельности, философские основания науки. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Фундаментальная и прикладная наука. Понятия научного факта и научной проблемы. Гипотеза и теория как формы научного знания. Надтеоретические формы научного знания.
Человек Вопросы: 1. Сущность человека: многообразие определений 2. Проблема антропосоциогенеза 3. Индивид, индивидуальность, личность Основные понятия темы: Homo sapiens — человек разумный. Animal rationale — животное рациональное. A tool making animal — «животное, производящее орудия». "Animal symbolicum" — «человек как символическое животное». Человек — существо, делающее выбор. «Человек — это животное, способное обещать». «Размышляющий человек — просто испорченное животное». — Антагонизм идей и позиций. Декартово cogito ergo sum — я мыслю, следовательно, существую. Берклианское: существовать значит быть воспринимаемым. Volo ergo sum (Мен де Биран) — «хочу, следовательно, существую». Ницше о воле к власти и Фрейд о либидо как руководящей идее человека. Значимость экономического стимула Маркса. Человек — проблема самого себя. Гоббс об эгоистической природе человека: «Человек человеку волк», «война каждого с каждым». «Мысли» Паскаля о человеке. Просвещение и новое видение природы человека. Загадки антропосоциогенеза. Материальные условия и предпосылки возникновения человеческой ступени сознания: сложная психическая деятельность высших животных, зачатки орудийной деятельности, стадная жизнь человекообразных предков. Выход за рамки природно-биологического круга. Инвариантное «поведенческое амплуа» высших животных и универсальная деятельность «по мерке любого вида» у человека. Теория двух скачков — как объяснительная модель антропосоциогенеза. Предметно-практическая деятельность как решающий фактор эволюции человека. Синергетика и проблема возникновения человека. Флуктуации и бифуркации эволюционного процесса. «Человек по природе своей есть существо политическое» (Аристотель). Была ли личность в античности? — Стоическая «невозмутимость» и Amor fati — «любовь к року». Основания запрета на индивидуальность. «Принцип индивидуации» Фомы Аквинского и ренессансное мышление. Вл. Соловьев о соотношений индивидуальности и индивидности. Проблема определения понятия «личность». Персонализм о личности как главном достижении земной цивилизации. Индивид как репрезентант массы. Голод, половое влечение и инстинкт власти — витально-инстинктивные факторы жинедеятельности индивида. Э. Фромм и К. Юнг о «социальных болезнях» нашего современника.
Общество Вопросы: 1. Специфика философского осмысления природы общества. 2. Общество как система. 3. Типы обществ. Основные понятия темы: Социальная философия и философия истории. Христианское (Августин Аврелий) понимание сущности истории и общества. Гегелевская концепция общества и истории. Исторический материализм о природе общества и сущности исторического процесса. Системный взгляд на общество и аспекты системного рассмотрения общества. Деятельность как общественная субстанция. Общество как сложная, саморазвивающаяся система. Понятия «социальная» и «социетальная» системы. Элементы и структурные отношения общества как системы. Проблема исторического процесса с точки зрения синергетической методологии. Основания классификации обществ. «Дописьменные» и «письменные» общества. Первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистические общества. Классификация Ф. Тённиса Gemeinschaft (община) и Gessellschaft (общество). Общества, живущие охотой и собирательством. Садоводческие общества. Аграрные общества. Промышленные (индустриальные) общества. Постиндустриальное общество.
Культура
Вопросы: 1. Понятие культура. Культура и цивилизация. 2. Типология культур. 3. Взаимодействие культур. Основные понятия темы: Многообразие определений и концепций культуры. Проблема культуры и цивилизации. Формационный и цивилизационный подходы в понимании истории. Понятие и принципы типологии. Диахрония - синхрония и линейность - дискретность. Типологии О. Шпенглера и А. Тойнби. Проблема взаимодействия культур: восток-запад, север-юг. Культура и процессы глобализации. Планы семинарских занятий
Т.2. Античная философия Вопросы: 1. Причины генезиса и истоки античной философии. 2. Досократовская философия. 3. Античная философия классического периода. 4. Эллинистический период античной философии. Основные понятия темы: Специфика древнегреческой мифологии. Культурные, социально-экономические и теоретические предпосылки возникновения античной философии. Космоцентризм как базовая характеристика античной философии. Натурфилософия досократовской философии. Основные проблемы досократовской философии: проблема архе, проблема единого и многого. Философия софистов и Сократ. Онтология, гносеология, аксиология и социальная философия Платона. Философия Аристотеля. Основные направления и школы эллинистического периода античной философии: кинизм, скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.
Т.9. Русская философия Вопросы: 1. Человек и мир в русской философии. 2. Судьба России.
Основные понятия темы: Периодизация и специфика русской философии. Мир как арена борьбы добра и зла в русской религиозной философии. Мир как поле деятельности в русском космизме. Западники и словянофилы об исторической судьбе и предназначении России.
Т.10. Философия жизни Вопросы: 1. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра. 2. Фридрих Ницше - мученик познания. 3. Анри Бергсон и философия длительности.
Основные понятия темы: Естественнонаучные и философские предпосылки «Философии жизни». Мир как воля и представление в философии Артура Шопенгауэра. Пессимизм и этика сострадания Артура Шопенгауэра. Основные философские идеи и характеристика творчества Ф. Ницше. Имморализм Ф. Ницше. Анри Бергсон как представитель философии жизни. Творческая эволюция и философия длительности.
Т.11. Психоанализ Вопросы: 1. Философское значение творчества З. Фрейда. 2. Пересмотр психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг.
Основные понятия темы: Естественнонаучные и философские предпосылки психоанадиза. Структура личности и роль в ней бессознательного по З. Фрейду. Культурологические воззрения З. Фрейда. Учение о бессознательном К. Юнга. Архетипы: их роль в понимании сущности общества и культуры.
Т.12. Феноменология Вопросы: 1. Эдмунд Гуссерль. 2. Макс Шелер. 3. Мартин Хайдеггер. 4. Морис Мерло-Понти.
Основные понятия темы: Исторические предпосылки феноменологии. Концепты феноменологии: «сознание», «интенциональность», «феномен» (феноменальность), «эйдетическое» и «категориальное созерцание сущностей», «темпоральность», «феноменологическая редукция» («эпохе»), «жизненный мир», «телесность», «вот-бытие», «деструкция», «историчность», «горизонт», «событие».
Т.13. Экзистенциализм Вопросы: 1. Сёрен Кьеркегор. 2. Мартин Хайдеггер. 3. Карл Ясперс. 4. Жан-Поль Сартр. 5. Альбер Камю. Основные понятия темы: Исторические и философские предпосылки экзистенциализма. Виды экзистенциализма. Категории и экзистенциалы: забота, смерть, страх, экзистенция, временность, историчность, конечность. Влияние экзистенциальной философии на европейскую культуру.
Т.14. Позитивизм Вопросы: 1. Первый позитивизм. 2. Эмпириокритицизм. 3. Неопозитивизм. 4. Постпозитивизм.
Основные понятия темы: Общая характеристика классического позитивизма: сциентизм, эмпиризм, мировоззренческий рационализм, антиисторизм. Характеристика отдельных этапов классического позитивизма (первого позитивизма, эмпириокритицизма и неопозитивизма). Представители и характеристика постпозитивизма: фальсификационизм К. Поппера, структура научных революций Т. Куна, методологический анархизм П. Фейерабенда.
Т.16. ПОСТМОДЕРНИЗМ Вопросы: 1. Общая характеристика и основные понятия постмодернизма. 2. Культура модерна и культура постмодерна. 3. Философия основных представителей постмодернизма.
Основные понятия темы: Постмодернистская философия как переоценка ценностей. Модерн и постмодерн. Основные черты постмодернистской культуры. Децентрация и деконструкция. Текст и текстуальность. Основные представители постмодернизма.
Лабораторный практикум Не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Рекомендуемая литература а) Основная литература 1. Философия. В 2 ч. Ч.1. Историческое развитие философии. Основные направления и школы / А. А. Степанов и др.; под ред. Л. С. Сысоевой, А. А. Степанова. Томск: Издательство ТГПУ. ‑ 2004. ‑ 317 с. 2. Философия. В 2 ч. Ч.2. Современный курс философии / А. А. Степанов и др.; под ред. Л. С. Сысоевой, А. А. Степанова. – Томск: Издательство ТГПУ, 2005. ‑ 402 с. 3. Философия: курс лекций / С. И. Ануфриев и др.; под ред. Л. В. Котликовой. – Томск: Издательство ТГПУ, 2004. ‑ 382 с. 4. Философия: методические указания и задания для выполнения контрольных работ (студентам заочной и дистанционной форм обучения) / авт.-сост. Л. В. Котликова. – Томск: Издательство ТГПУ, 2008. ‑ 103 с.
б) Дополнительная литература 1. Спиркин, А.Г. Философия: Учебник / А. Г. Спиркин. ‑ М.: Гардарики, 2007. ‑ 736 с. 2. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. / И. Т. Фролов и др. ‑ М.: Республика, 2003. ‑ 623 с. 3. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с. 4. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 519 с. 5. Кальной И.И., Сандулов Ю.А. Философия для аспирантов: Учебник / Под ред. И. И. Кального. 3-е изд., стер. — СПб.: Издательство «Лань», 2003. — 512 с. 6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Для обеспечения освоения данной учебной дисциплины необходимы, наглядные пособия и дидактические материалы (схемы, бланки, опросные листы и т.п.), литература и другие информационные источники. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Для обеспечения освоения данной учебной дисциплины необходимы оборудованные аудитории. 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 8.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы Контрольные вопросы к темам семинарских занятий приведены в учебнике «Философия: В 2 ч. Ч.1. Историческое развитие философии. Основные направления и школы / Под ред. Л.С. Сысоевой, А.А. Степанова. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2004. – 318 с.». Контроль материала лекций осуществляется на основе тестовых заданий. Для самоконтроля рекомендуется также использовать тестовые задания, помещенные на сайте ТГПУ и в издании: «Философия: методические указания и задания для выполнения контрольных работ (студентам заочной и дистанционной форм обучения) / авт.-сост. Л. В. Котликова. – Томск: Издательство ТГПУ, 2008. ‑ 103 с.» Формы контроля Для контроля усвоения данной учебной дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен. Экзамен проводится в форме собеседования по экзаменационным билетам. Студенты, не выполнившие в полном объеме самостоятельную работу, не допускаются к сдаче экзамена. Примерный перечень экзаменационных вопросов 1. Мифологическое сознание. Генезис философии. 2. Философия Древней Индии. 3. Древнекитайская философия. 4. Античность. Досократовская философия. 5. Античная философия классического периода. 6. Эллинистический период античной философии. 7. Раннехристианская философия: апологетика, патристика. 8. Схоластическая философия. 9. Гуманизм эпохи Возрождения. 10 Философия эпохи Реформации. 11. Неоплатонизм и натурфилософия в эпоху Возрождения. 12. Возрождение. Философия государства и права. 13. Ф. Бэкон и эмпиризм в философии Нового времени. 14. Рационалистическая философия Нового времени. 15. Проблема субстанции в философии Нового времени. 16. Учение о социальной организации в философии Нового времени. 17. Социокультурные основания и общие принципы философии Просвещения. 18. Философия И. Канта. 19. Наукоучение И.Г. Фихте. 20. Философия Ф.В. Шеллинга. 21. Система абсолютного идеализма Г.В.Ф. Гегеля. 22. Философия Л. Фейербаха. 23. Философия марксизма. Общая характеристика. 24. Человек и мир в русской философии. 25. Западники и славянофилы в русской философии. 26. Философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон) 27. Философия позитивизма. 28. Философское содержание психоанализа. 29. Феноменология и герменевтика. 30. Философия постмодернизма. 31. «Определения» философии. 32. Функции философии. 33. Философская проблематика. 34. Предмет философского исследования. 35. Методы философского исследования. 36. Общая характеристика познавательного процесса. 37. Субъект познания. 38. Объект познания, научные картины мира. 39. Знание и его виды. 40. Проблема истины. 41. Понятие и проблемы бытия. 42. Структура бытия. 43. Эмпирически данные формы бытия: движение, время, пространство. 44. Умопостигаемые формы бытия: принципы и категории. 45. Сознание. 46. Понятие науки. 47. Структура научного познания. 48. Общелогические методы исследования. 49. Методы эмпирического исследования. 50. Методы теоретического исследования. 51. Виды научного знания: факт и проблема. 52. Виды научного знания: гипотеза и теория. 53. Проблема сущности человека. 54. Индивид, индивидуальность, личность. 55. Проблема социоантропогенеза. 56. Понятие общества. 57. Культура. 58. Цивилизация и культура. 59. Многообразие глобальных проблем, их общие черты и иерархия. 60. Пути преодоления глобальных кризисных ситуаций и стратегия дальнейшего развития человечества.
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования ГСФ 10
Программу составил док. филос. наук, проф. каф. философии и социальных наук ________________ А.А. Степанов
Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры философии и социальных наук протокол №___ от «__»________200__г.
Зав. кафедрой философии и социальных наук ___________________________________ (подпись)
Программа дисциплины одобрена методической комиссией института культуры ТГПУ протокол №___ от «___»____________200__г.
Согласовано: Директор института культуры ___________ Е.А. Каюмова (подпись)
Философия
ГСЭ.Ф. 10 для студентов ИК специальности 020600 (031401.65) ‑ «Культурология»
Томск - 2008 1. Цели и задачи дисциплины Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Рабочая программа предназначена для студентов ИПП специальности «Культурология». Основной целью дисциплины является формирования у студентов основ научного мировоззрения. Указанная цель достигается посредством последовательного решения следующих задач: ü усвоения исторических и современных типов философствования; ü анализа современных философских проблем; ü формирования у студентов навыков целостного, системного научно-философского мышления. Содержание учебной дисциплины разделено на два раздела: «Исторические типы философии» и «Основные проблемы современной философии». Первый раздел изучается на семинарских занятиях, ‑ второй, на лекциях. Для успешного овладения данной учебной дисциплиной необходимы знания в области истории, литературы и обществознания, а также навыки логико-математического мышления. Цель и основные задачи определяют структуру и содержание учебной дисциплины.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины федеральные требования: - иметь представления о научных, философских, религиозных картинах мироздания; - понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы; - быть знакомым с важнейшими этапами развития философского знания, основными философскими школами, направлениями, концепциями; - понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе; - знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, нравственных обязанностей человека по отношению к самому себе и к другим; региональные требования: - знать особенности развития философской мысли в регионе; - понимать и уметь объяснить феномен цивилизации, разбираться в многообразии интерпретаций общества; университетские требования: - иметь представление о новых образовательных технологиях, концепциях развития науки и образования, роли научной рациональности в информационно-техническом мире; - понимать проблемы философии образования, знать методологию и методы преподавания профильной дисциплины. 3. Объём дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины. 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план).
Содержание теоретического раздела Вводная тема: «Специфика философского знания и философской деятельности. Предмет философии и ее проблематика» Вопросы: 1. «Определения» философии 2. Функции философии 3. Философская проблематика 4. Предмет философского исследования 5. Методы философии
Основные понятия темы: Логическая операция определения понятий (виды и требования к определениям). Философия как наука о наиболее общих законах развития природы общества и мышления. Философия как теоретически сформулированное мировоззрение. Философия как особая сфера культуры и свойство человека. Методологическая функция философии. Функция построения общей картины мира. Критическая функция философии. Функция производства человеческого в человеке. Функция производства свободы. Проблемы онтологии, гносеологии, аксиологии, праксиологии. Специфика философских проблем. Предмет и объект исследования как основные характеристики специфики научной дисциплины. Отношения мира и человека (сознания и бытия, материи и мышления, Я и не-Я …) как специфический предмет философского исследования. Общие представление о методе как способе достижения цели. Методы построения философской картины мира: экспликация универсалий культуры, их рационализация и систематизация. Предшествующие философские теории как метод философствования: метафизический и диалектический методы. Философская спекуляция и интуиция. Герменевтические методы философствования.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.105.80 (0.014 с.) |