Сущность бухгалтерского учета. Принципы ведения бухгалтерского учета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность бухгалтерского учета. Принципы ведения бухгалтерского учета.



Вопросы на экзамен

 

Сущность бухгалтерского учета. Принципы ведения бухгалтерского учета.

 

Выделяют учет: 1) бухгалтерский: а) финансовый (необходим для внешних пользователей); б) управленческий (для внутренних пользователей) 2) статистический (в международной практике выделяют еще налоговый учет).

 

Бухгалтерский учет – это процесс выявления, сбора, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации о деятельности предприятия внешними и внутренними пользователями для принятия управленческих решений.

 

Особенность бухгалтерского учета - его документальность: каждый шаг (факт) должен быть зарегистрирован в документе. Документальность дает возможность получения точной информации. Бухгалтерский учет (БУ) основан на сплошном наблюдении, хотя иногда использует выборочный метод наблюдения.

 

Требования, предъявляемые к БУ: 1) точность; 2) объективность; 3) документальность; 4) обоснованность; 5) оперативность; 6) доступность; 7) обеспечение международных принципов БУ, что означает использование единых методологических принципов БУ исходя из национальных особенностей страны.

 

Основные задачи реформирования:1) создание национальной системы нормативного регулирования БУ; 2) приближение БУ к международным стандартам для увеличения притока иностранных инвестиций страну; 3) необходимо обеспечить доступность и свободную публикацию бухгалтерской отчетности; 4) сертификация главных бухгалтеров.

 

На основе принципов БУ предприятие формирует свою учетную политику, выбирая из допустимых вариантов учета наиболее подходящие для характера этого предприятия.

 

Документирование хозяйственных операций.

Бухгалтерским документом называется письменное свидетельство, которое подтверждает факт совершения хозяйственных операций, право на их совершение или устанавливает материальную ответственность работников за доверенные им ценности. Хозяйственные операции отражаются на бумажных и машиночитаемых носителях информации (дисках, магнитных лентах и др.). Следовательно, документ — любой носитель информации, с помощью которого хозяйственные операции подвергаются первичной регистрации.

Бухгалтерскими документами оформляются любые хозяйственные операции в той последовательности, в какой они совершаются. Это обеспечивает сплошной непрерывный учет всех объектов учета; юридическое обоснование бухгалтерских записей, которые делают на основании документов, имеющих доказательную силу; использование документов для текущего контроля и оперативного руководства хозяйственной деятельностью организаций; контроль за сохранностью собственности, так как документами подтверждается материальная ответственность работников за доверенные им ценности; укрепление законности, поскольку документы служат основным источником сведений для последующего контроля правильности, целесообразности и законности каждой хозяйственной операции при документальных ревизиях.

 

 

Счет бухгалтерского учета. Активные и пассивные счета.

Счета бухгалтерского учета – способ группировки и текущего отражения и контроля состояния и движения имущества организации и источников его формирования, а также хозяйственных процессов и результатов хозяйственной деятельности.

Счет имеет форму двусторонней таблицы, левая часть которой называется «Дебет», а правая «Кредит» (от лат. debet – должен, credit – верит).

Все счета по отношению к балансу делятся на активные, пассивные и активно-пассивные счета.

Активные счета – это счета, предназначенные для учета состояния и движения имущества организации (счета «Нематериальные активы», «Материалы», «Валютные счета» и др.).

Пассивные счета – это счета, предназначенные для учета состояния и движения источников формирования этого имущества (счета «Резервный капитал», «Уставный капитал» и др.).

 

Сущность и значение двойной записи.

При осуществлении хозяйственной деятельности происходят

изменения в составе хозяйственных средств и их источников. Все

хозяйственные операции, которые совершаются в организациях,

оформляются документально.

 

Изменения, вызываемые хозяйственными операциями, носят

двойственный характер и происходят, как правило, в двух взаимо-

связанных объектах бухгалтерского учета.

Каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгал-

терского учета дважды (методом двойной записи): по дебету одного и

кредиту другого счета.

 

В каждом бухгалтерском счете хозяйственные операции отра-

жаются систематически в последовательности их совершения, т.е. в

хронологическом порядке.

Взаимосвязь между счетами бухгалтерского учета называется

корреспонденцией счетов. Она выражается записью хозяйственной

операции по дебету одного и кредиту другого счета.

Двойная запись своей внутренней логикой помогает раскрыть

принципы противоположного построения структуры активных и

пассивных счетов, связывая их с двусторонним построением балан-

са, где слева (у счетов — дебет) отражаются остатки хозяйственных

средств, а справа (на счетах — кредит) отражаются остатки источ-

ников средств. И по этой формальной связи счетов с балансом ос-

татки средств заносятся на левую (как в балансе), т.е. дебетовую,

сторону счета, а остатки источников средств — на правую (как в

балансе), т.е. кредитовую, сторону счета.

 

Таким образом, построение активных и пассивных счетов пре-

допределено построением самого баланса. Двустороннее построение

баланса диктует двустороннее построение счетов. Счета дополняют

баланс, образуя связанную с ним двойной записью единую и цель-

ную бухгалтерскую систему.

 

Функции в этой системе поделены между балансом и счетами.

Баланс периодически воссоздает обобщенную картину состояния

имущества организации, а счета обобщают движение (как увеличе-

ние и уменьшение) объектов бухгалтерского учета. Непосредствен-

но с балансом счета связаны остатками средств на дебетовой сторо-

не активных счетов и остатками источников средств на кредитовой

стороне пассивных счетов. Двусторонность построения счетов, пре-

допределенная балансом, используется для группировки изменений

в виде увеличений и уменьшений, происходящих с активными и

пассивными объектами бухгалтерского учета.

 

Двойная запись характеризуется тремя принципами:

 

1) отражается дважды;

 

2) отражается по дебету одного и кредиту другого счета;

 

3) на обоих взаимосвязанных счетах отражается в одной и той

же сумме.

 

 

Регистрация хозяйственных операций в учетном процессе дуб-

лируется в целях контроля и отражается первый раз как свершив-

шийся факт, в хронологической регистрации с документальным

подтверждением, а второй раз — в системной регистрации в виде

разноски суммы операции по дебетуемым и кредитуемым синтети-

ческим и аналитическим счетам.

 

Бухгалтерский учет благодаря двойной записи становится сис-

темным, текущим и непрерывным, в котором ни одна запись не

отражается без документального подтверждения, и разнообразная

совокупность имущества обобщается в едином денежном измере-

нии. В системном, текущем и непрерывно осуществляемом бухгал-

терском учете однородные, документированные факты хозяйствен-

ной деятельности обобщаются в различные экономические показа-

тели финансовой отчетности, которые формируются на дебете и

кредите бухгалтерских счетов с помощью двойной систематической

записи в виде остатков и оборотов.

 

Запись на счетах бухгалтерского учета производят на основании

документов, поэтому все принятые бухгалтерией документы подвер-

гают бухгалтерской обработке.

Счета синтетического и аналитического учета.План счетов бухгалтерского учета.

Бухгалтерские счета по степени детализации учета подразделяются на:

- синтетические;

- аналитические;

- субсчета.

Синтетические счета – это наиболее высокий уровень обобщения в учете. На них учет ведется по видам средств или их источникам только в стоимостном выражении. Эти счета являются счетами I порядка («Основные средства», «Материалы», «Расчеты с персоналом по оплате труда», «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и т.д.). Учет на этих счетах называется синтетическим.

Синтетический учет дает обобщенное отражение хозяйственной деятельности организации в системе синтетических счетов и в бухгалтерском балансе.

Но для управления организацией синтетических (обобщенных) данных недостаточно. Поэтому в развитие синтетических счетов открываются аналитические счета более детализированные. Учет на них осуществляется как в денежном, так и в натуральном измерении. Эти счета являются счетами III порядка. Между ними – субсчета, которые являются промежуточными счетами. Субсчета являются счетами II порядка, они открываются в пределах соответствующего синтетического счета. Учет на них ведется в стоимостном выражении. Например, к счету 10 «Материалы» открываются субсчета: 10-1 «Сырье и материалы», 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали», 10-3 «Топливо», 10-4 «Тара и тарные материалы», 10-5 «Запасные части», 10-6 «Прочие материалы», 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону», 10-8 «Строительные материалы» 1, 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».

В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» аналитический учет определяется как учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих информацию об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.

Аналитический учет в организации относится к самым трудоемким участкам работы в системе бухгалтерского учета. Особенно сложным по объему учетной информации является сортовой учет материальных ресурсов (разнообразная номенклатура материальных ценностей, оформление приходных и расходных документов вручную, большое количество первичных документов и т.п.). Поэтому в крупных организациях одним счетом занимается конкретный бухгалтер, в обязанности которого входит ведение бухгалтерского учета на определенном синтетическом счете («Материалы», «Основные средства», «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.). Бухгалтеру самому предоставлено право принимать решения о необходимости открытия конкретных аналитических счетов.

Виды, формы оплаты труда.

Различают два вида заработной платы: основную и дополнительную.

К основной относится заработная плата, начисляемая работникам за отработанное время, количество и качество выполненных работ: оплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии сдельщикам и повременщикам, доплаты и надбавки.

Дополнительная заработная плата представляет собой выплаты за неотработанное время, предусмотренные трудовым законодательством. К таким выплатам относятся: оплата очередных отпусков, перерывов в работе кормящих матерей, льготных часов подростков, выходное пособие при увольнении и т.д.

Основными формами оплаты труда являются повременная, сдельная и аккордная. Повременная оплата труда в свою очередь подразделяется на простую повременную оплату и повременно-премиальную оплату труда

При повременной оплате оплата производится за определенное количество отработанного времени независимо от количества выполненных работ.Начисление производится путем умножения часовой (дневной) тарифной ставки соответствующего разряда на количество отработанных часов (дней). У других категорий работников начисление производится взависимости от установленного им оклада гарантированного им за расчетный месяц.При повременно-премиальной системе оплаты труда к сумме заработка по тарифу прибавляют премию в определенном проценте к тарифной ставке или другому измерителю, установленному трудовым договором с работниками или закрепленным локальным актом по предприятию.Первичными учетными документами по учету труда работников при повременной оплате являются табели учета рабочего времени. В настоящее время действуют унифицированные формы N Т-12 "Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда" и N Т-13 "Табель учета рабочего времени".Сдельная оплата труда подразделяется на прямую сдельную оплату труда, сдельно-премиальную оплату труда, сдельно-прогрессивную оплату труда и косвенно-сдельную оплату труда.При прямой сдельной системе оплата труда осуществляется за число единиц изготовленной работниками продукции и выполненных работ исходя из твердых сдельных расценок в соответствии с учетом необходимой квалификации.Сдельно-премиальная система оплаты труда рабочих предусматривает премирование за перевыполнение норм выработки и достижение определенных качественных показателей (отсутствие брака, рекламации и т.п.).

Сдельно-прогрессивная система предусматривает повышение оплаты за выработку сверх нормы.

При косвенно-сдельной системе оплата труда наладчиков, комплектовщиков, помощников мастеров и др. осуществляется в процентах к заработку основных рабочих обслуживаемого участка.

В некоторых случаях оплата труда может осуществляться одновременно как по повременной оплате труда, так и по сдельной оплате труда, например оплата труда руководителя небольшого коллектива, который совмещает руководство коллективом (повременная оплата труда) с непосредственной производственной деятельностью (сдельная оплата труда).

Аккордная оплата труда предусматривает начисление за комплекс работ или производство определенного объема продукции, а не за конкретную производственную операцию.

 

 

Учет кассовых операций.

Кассовые операции – это операции, связанные с приемом, хранением и расходованием различных денежных средств, поступающих в кассу организации из обслуживающего банка.Первичная документация:1) приходный кассовый ордер;2) расходный кассовый ордер (для оформления выдачи наличных денег из кассы одному лицу на любые нужды);3) кассовая книга;4) платежная ведомость;5) журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;6) книга учета принятых и выданных кассиром денег в подотчет общественным раздатчикам заработной платы и операциям кассирам.Прием, выдачу и безналичные перечисления банк производит по документам специфической формы.Основная форма безналичных расчетов – акцептная (расчет платежными требованиями).Инкассо – поручение банку на получение суммы с покупателя.Акцепт – есть различные виды акцепта (предварительный, последующий и пр.). Если в 3-дневный срок плательщик не заявил об отказе от акцепта, платежное требование считается акцептованным, но отказ должен быть документированно обоснован.Авизо – официальное банковское извещение о произведенной расчетной операции (о перемещении средств со счета плательщика на счет поставщика).Типичные операции по поступлению и расходу наличных денежных средств:1) получение из банка наличных денежных средств: Дебет счета 50 «Касса», Кредит счета 51 «Расчетный счет»;2) погашение задолженности покупателя за товары, работы, услуги:Дебет счета 50 «Касса»,Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;3) оприходование излишков, выявленных в результате инвентаризации (ревизии) кассы:Дебет счета 50 «Касса»,Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»;4) внесение подотчетным лицом остатка неиспользованных денежных средств:Дебет счета 50 «Касса»,Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;5) отражение выплат работникам из кассы (заработная плата, социальные пособия, доходы от участия в уставном капитале и т. д.):Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом пооплате труда»,Кредит счета 50 «Касса».

Формы безналичных расчетов.

Участники сделки имеют право выбрать одну форму безналичных расчетов с учетом конкретных операций. Вся система расчетов строится так, чтобы создавались благоприятные условия для совершения платежей и ускорения кругооборота средств. Задержка в расчетах лишает поставщиков выручки от реализации, затрудняет выполнение производственных и финансовых задач. При задержке платежей у покупателей образуется кредиторская задолженность, и нарушаются важнейшие принципы организации финансов [10].

В современных условиях рекомендуются следующие формы расчетов:

· платежными поручениями;

· чеками;

· аккредитивами;

· инкассовыми поручениями.

· платежными требованиями

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленные расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Платежные поручения принимаются банком в течение 10 дней со дня их выписки, не считая дня выписки, без исправления даты, обозначенной на документе[2].

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (далее банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (далее исполняющий банк) произвести такие платежи[12].

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Расчёты по инкассо -- это банковская операция, посредством которой банк по поручению и за счёт клиента на основании расчётных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Расчёты по инкассо производятся на основании платёжных требований и инкассовых поручений[14].

Банк - эмитент принявший на инкассо расчетные документы, принимает на себя обязательство доставить их по назначению. Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом.

Платёжное требование является расчётным документом, содержащим требования кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определённой денежной суммы через банк[6].

Учет подотчетных сумм.

Подотчетными суммами называются денежные авансы, выдаваемые работникам организации из кассы на мелкие хозяйственные расходы и на расходы по командировкам. Порядок выдачи денег под отчет, размер авансов и сроки, на которые они могут быть выданы, установлены правилами ведения кассовых операций.

При выдаче денег под отчет важно учитывать следующие требования:

  • выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели;
  • лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним;
  • подотчетное лицо не вправе передавать полученные под отчет денежные средства другому работнику;
  • выдача вновь наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу.


В каждой организации должен быть издан приказ, устанавливающий порядок выдачи и списания подотчетных сумм, в котором определены:

  • перечень лиц, имеющих право получать денежные средства под отчет;
  • срок, на который выдаются подотчетные суммы;
  • порядок представления и утверждения авансовых отчетов.


Работники организации, имеющие право получать под отчет деньги, должны быть ознакомлены с данным приказом под подпись.

Учет уставного капитала.

Уставный капитал - совокупность вкладов учредителей, зарегистрированная в учредительных документах. Увеличение или уменьшение УК осуществляется после внесения изменений в учредительные документы и перерегистрации в установленном порядке.

Учет уставного капитала ведется на пассивном счете 80 «Уставный капитал». Аналитический учет по счету 80 ведется по учредителям и видам акций.

Счет 80 также применяется для обобщения информации о состоянии и движении вкладов в общее имущество по договору простого товарищества. В этом случае счет 80 именуется "Вклады товарищей".

Имущество, внесенное товарищами в простое товарищество в счет их вкладов, приходуется по дебету счетов учета имущества (51 "Расчетные счета", 01 "Основные средства", 41 "Товары" и др.) и кредиту счета 80 "Вклады товарищей". При возврате имущества товарищам при прекращении договора простого товарищества в бухгалтерском учете производятся обратные записи.

Учет продажи продукции

Готовая продукция — это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком.

Основными задачами бухгалтерского учета готовой продукции являются:

правильный и своевременный учет наличия и движения готовой продукции на складах, холодильниках и других местах хранения продукции;

контроль за выполнением планов по объему, ассортименту, качеству выпущенной продукции и обязательств по ее поставкам;

контроль за сохранностью готовой продукции и соблюдением установленных лимитов;

контроль за соблюдением плана по продаже продукции и своевременностью оплаты проданной продукции;

выявление рентабельности всей продукции и ее отдельных видов.

Готовая продукция, как правило, должна быть сдана на склад в подотчет материально ответственному лицу. Крупногабаритные изделия и продукция, которая не может быть сдана на склад по техническим причинам, принимаются представителем заказчика на месте их изготовления, комплектации и сборки.

Планирование и учет готовой продукции ведут в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях.

Вопросы по анализу

Экономико-математические.

Способы и приемы количественного анализа включают такие традиционные методы, как:

использование абсолютных, относительных и средних величин;

сравнение (с прошлым, с лучшим, со средними данными);

группировка;

индексный метод;

метод цепных подстановок;

Интегральный метод.

Способы и приемы качественного анализа включают эвристические методы анализа, к которым можно отнести:

метод экспертных оценок;

разработку сценариев;

мозговой штурм;

Деловые игры.

Требования, предъявляемые к системе информации, используемой для проведения экономического анализа.

Вопросы на экзамен

 

Сущность бухгалтерского учета. Принципы ведения бухгалтерского учета.

 

Выделяют учет: 1) бухгалтерский: а) финансовый (необходим для внешних пользователей); б) управленческий (для внутренних пользователей) 2) статистический (в международной практике выделяют еще налоговый учет).

 

Бухгалтерский учет – это процесс выявления, сбора, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации о деятельности предприятия внешними и внутренними пользователями для принятия управленческих решений.

 

Особенность бухгалтерского учета - его документальность: каждый шаг (факт) должен быть зарегистрирован в документе. Документальность дает возможность получения точной информации. Бухгалтерский учет (БУ) основан на сплошном наблюдении, хотя иногда использует выборочный метод наблюдения.

 

Требования, предъявляемые к БУ: 1) точность; 2) объективность; 3) документальность; 4) обоснованность; 5) оперативность; 6) доступность; 7) обеспечение международных принципов БУ, что означает использование единых методологических принципов БУ исходя из национальных особенностей страны.

 

Основные задачи реформирования:1) создание национальной системы нормативного регулирования БУ; 2) приближение БУ к международным стандартам для увеличения притока иностранных инвестиций страну; 3) необходимо обеспечить доступность и свободную публикацию бухгалтерской отчетности; 4) сертификация главных бухгалтеров.

 

На основе принципов БУ предприятие формирует свою учетную политику, выбирая из допустимых вариантов учета наиболее подходящие для характера этого предприятия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.086 с.)