Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исключительные права на средства индивидуализации товаров и их производителей

Поиск

В условиях современной рыночной экономики в России все более важным элементом становятся такие важные объекты интеллектуальной собственности, как средства индивидуализации товаров, работ, услуг и их производителей: фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Средства индивидуализации являясь относительно новым институтом, уже прочно входят в нашу повседневную жизнь. Статья 138. Интеллектуальная собственность. В случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). - утратила силу! Фирменное наименование. Основное назначение фирменного наименования состоит в индивидуализации отдельных участников гражданского оборота. Часть первая ГК РФ посвящает фирмен­ным наименованиям ряд норм общего характера (п. 4 ст. 54), содержит требования к фирменным наименованиям отдельных коммерческих организаций (ст. 69,82,87,95,96 и др.), а также указывает, что фирмен­ное наименование включается в понятие интеллектуальной собствен­ности (ст. 138) и входит в состав предприятия как единого имущест­венного комплекса (ст. 132). В части второй ГК РФ о фирменных наименова­ниях упоминается в правилах о договорах купли-продажи (ст. 559) и аренды (ст. 656) предприятий. Сейчас идет разработкой проекта Федерального закона "О фирменных наименованиях ". Законодательство предъявляет к фирменным наименованиям ряд требований, которые обычно оцениваются в литературе в качестве принципов: принцип истинности фирмы - Фирменное наименование дол­жно содержать соответствующее действительности указание на орга­низационно-правовую форму предприятия (казенное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, и т.д.), его тип (государственное, муниципальное, частное), про­филь деятельности (производственное, научное, коммерческое и т.д.), личность владельца и т.п.; принцип исключительности фирмы - для выполнения функции индивидуализации оно должно обладать от­личительными признаками, которые не допускали бы смешения од­ной фирмы с другой; принцип постоянства фирмы - фирма остается неизменной в течение всего времени, пока пользующийся ею предприниматель сохраняет свой организационно-правовой статус, не допускается произвольное и не обусловленное переменой правового статуса изме­нение фирменного наименования. В литературе принято выделять две части фирменного наименования — основную, которая именуется корпусом фирмы, и вспомогательную, которая именуется добавлениями. Корпус фирмы, являющийся обязательной частью вся­кого фирменного наименования, содержит указание на организацион­но-правовую форму предприятия, его тип и предмет деятельности. К корпусу фирмы добавляется вспомогательная часть, элементы которой подразделяются на обязательные и факультативные. Обяза­тельным добавлением является специальное наименование предприя­тия, его номер или иное обозначение, необходимое для отличия одних предприятий от других. Данное субъективное право носит исключительный характер, т.е. субъект права обладает монополией на реализацию тех возможностей, которые заложены в данном субъективном праве - юридическое лицо, которое приобрело право на фирму в установленном порядке, вправе потребовать от любого предпринимателя прекращения использования тождественного или сходного наименования.

Товарный знак, знак обслуживания. Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, являясь связующим звеном между изготовителем и покупателем, промышленностью и торговлей, производством и потреблением, играют роль безмолвного продавца, непременного участка рыночных отношений. Согласно статье 1 ФЗ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" под товарным знаком и знаком обслуживания понимаются - обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. Основная функция данного объекта промышленной собственности - способность отличать, индивидуализировать продукцию конкретного изготовителя и выделять ее из массы однородной продукции. Статья 1 ФЗ «О товарных зна­ках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения то­варов» фактически закрепляет «равенство» (понятия-близнецы) значений «товарный знак» и «знак обслуживания». Правовой охрана товарного знака в Российской предоставляется на основании государственной регистрации товарного знака - факт регистрации знака имеет правоустанавливающий характер. Исключительное право владельца товарного знака понимается как в позитивной, так и в негативной форме: владелец знака имеет право пользоваться и распоряжаться знаком, а также запрещать его использование другими лицами. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак м. б. зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании. Закон о товарных знаках России дает возможность рег-ть в качестве товарных знаков "другие обозначения". Это - световые, звуковые, обонятельные, движущие и другие обозначения (сигналы, шумы, крики, позывные, мелодии, используемые как заставки к радио- и телепередачам). Владелец товарного знака имеет право проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку в виде латинской буквы "R" или "R" в окружности либо словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак", указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Российской Федерации.

Наименование мест происхождения товара. Этот объект все еще мало изучен. В России основным документом, регулирующим отношения, касающиеся товарных знаков и наименований мест происхождения товаров, является закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» 1992 г. в редакции от 11 декабря 2002 г. Под понятием наименования места происхождения товаров (НМПТ) по выше указанному закону понимается: это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Правовая охрана НМПТ в России имеет своей целью усиление заинтересованности изготовителей в поддержании высокого качества и сохранении особых свойств производимых ими товаров, обеспечение интересов потребителей, повышение конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Правовая охрана НМПТ имеет своей целью усиление заинтересованности изготовителей в поддержании высокого качества и сохранении особых св-в производимых ими товаров, обеспечение интересов потребителей, повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Правовая охрана НМПТ в РФ возникает на основании его рег-ии и действует бессрочно. Для оформления прав на НМПТ в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам должна быть подана заявка на регистрацию и предоставление права пользования НМПТ. Сведения о регистрации НМПТ и о предоставлении права пользования им вносятся в Государственный реестр НМПТ Российской Федерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.130.96 (0.008 с.)