Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Примечания к общему разделению суждений на аналитические и синтетические.

Поиск

Это разделение необходимо в отношении критики человеческого рассудка.

Общий вопрос пролигомен: возможна ли вообще метафизика?

Мы не можем признать действительность метафизики как науки, но можем сказать, что известные чисто синтетические познания a priori действительно нам даны, именно чистая математика и чистая естественная наука, потому что обе содержат наложения достоверные из одного разума, хотя берутся и из опыта.

Т.о. мы имеем неоспоримое синтетическое познание a priori.

Пролегамены: общий вопрос: как возможно познание из чистого разума?

Есть различия между аналитическими и синтетическими суждениями. Аналитические суждения основываются на законе противоречия. Синтетические суждения дочерпываются из опыта, поскольку сам опыт есть непрерывное соединение (синтез) восприятий (a priori).

A priori их возможность должна быть изыскана или исследована, т.к. основывается на др. принципах, помимо закона противоречия.

Возникает главный трансцендентальный вопрос, разделивший его на 4 другие вопроса:

1. Как возможна чистая математика?

2. Как возможно чистое естествоведение?

3. Как возможна метафизика вообще?

4. Как возможна метафизика вообще как наука?

 

1. Как возможна чистая математика?

Математическое познание имеет особенность – оно должно представить свое понятие сначала в воззрении и априорном, или чистом, а не эмпирическом. Средства математики всегда воззрительны, а философия должна удовлетворяться дискурсивными суждениями из одних понятий. Отсюда возможность ее существования: в ее основании должно лежать какое-нибудь чистое воззрение. В котором она может представлять все свои понятия конкретно и между тем a priori, т.е. конструктировать их.

Мы можем созерцать a priori только посредством формы чувственного созерцания.

Пространство и время – вот не воззрения, которые чистая математика полагает в основу всех своих познаний и суждений, являющихся сразу – и анодиктическими и необходимыми; ибо математика должна представлять свои понятия сначала в воззрении, т.е. она должна их конструировать, без чего ей нельзя сделать ни шагу, потому что только в чистом воззрении может быть дана материя для синтетических суждений a priori. Геометрия кладет в основу чистое воззрение пространства. Арифметика производит свои чистые понятия через последовательное прибавление единиц во времени. Чистая математика и чистая геометрия может иметь объективную реальность только над тем условием, что она относится единственно к предметам чувств, а относительно их твердо установлено положение, что наше чувственное представление никак не есть представление вещей самих по себе, а только таких, какими они являются нам.

Все геометрические положения о пространстве применяются равно ко всем предметам чувств, ко всему возможному опыту.

2. Как возможно чистое естествоведение?

Природа есть существование вещей. Однако если бы природа означала существование вещей самих по себе. Нам бы ни удалось познать ни a priori, ни a posteriori.

Имеются общие законы природы, существующие вполне a priori, например: субстанция пребывает неизменно и постоянно; все, что совершается всегда определено известною причиной по постоянным законам.

Кроме этого природа имеет и другие знания, определяющие объект.

Природа в материальном отношении есть совокупность всех предметов опыта.

Чтобы вывести возможность опыта, насколько он основывается на чистых рассудочных понятиях a priori, нужно представить в полной таблице то, что принадлежит к суждению вообще, и различные моменты рассудка в суждении.

Логическая таблица суждений:

1. По количеству всеобщие особенные единичные 2. По качеству утвердительные отрицательные бесконечные
3. По отношению безусловные условные разделительные 4. По модальности возможные действительные необходимые (анодиктические)

 

Трансцендентальная таблица рассудочных понятий.

1. По количеству единство (мера) множественность (величина) всеобщность (целое) 2. По качеству реальность отрицание ограничение
3. По отношению субстанция причина взаимодействие 4. По модальности возможность существование необходимость

 

Чистая физиологическая таблица всеобщих принципов естественной науки.

1. Аксиомы воззрения 2. Предворения восприятия
3. Аналогии опыта 4. Постулаты эмпирического мышления вообще

 

Рассудок есть источник всеобщего порядка природы, поскольку подводит все явления под свои собственные законы и через это производит опыт (по его форме) a priori, в силу чего всякое опытное познание необходимо подчинено его законам. Отсюда мы имеем дело не с природой вещей самих по себе, которая независима от условий нашей чувственности и рассудка, а с природой как с предметом возможного опыта – и тут рассудок, делая возможным этот опыт, приводит вместе с тем и то, что чувственный мир или совсем не должен быть предметом опыта, или должен быть природой.

Приложение к чистому естествознанию. О системе категорий.

Для философа нет ничего более необходимого, как желание вывести из одного принципа a priori и соединить этим в одно познание все разнообразие понятий и суждений, которые раньше были рассеяны.

Аристотель собрал 10 таких чистых элементарных понятий под именем категорий или предикаментов.

1) Субстанция

2) Качество

3) Количество

4) Отношение

5) Действие

6) Страдание

7) Когда

8) Где

9) Положение

10) Состояние

Потом он прибавил еще 5 постпредикаментов, которые содержались частью в первых.

11) Противоположность

12) Прежде

13) Вместе

14) Движение

15) Иметь

Такое понимание природы категорий, ограничивающее их одним опытным употреблением, не приходило в голову ни Аристотелю, ни кому-либо другому после него; но без этого понимания категории вполне бесполезны и представляют собой только список названий, без объяснения и правил их употребления.

3. Как возможна метафизика вообще?

Метафизика имеет дело с чистыми понятиями разума, которые никогда не даются ни в каком возможном опыте. Также она имеет дело с естественными понятиями, находящими всегда свое применение в опыте.

Каждый отдельный опыт есть только часть всей области опыта, но абсолютное целое всего возможного опыта само уже не есть опыт, но образует необходимую задачу для разума. Рассудок нуждается для опыта в категориях, а разум содержит в себе основания идей. Эти идеи также лежат в природе разума, как категории в природе рассудка, и если первые имеют в себе обманчивость, могущую легко соблазнить, то эта обманчивость неизбежна, хотя и можно остеречься от ее искушения.

Чистый разум в своих идеях не относится к особым предметам, лежащим за пределами опыта, но он требует лишь полноты рассудочного познания в совокупной связи опыта. Но эта полнота может быть лишь полнотою принципов, а не восприятий предметов.

Предварительное заключение к диалектике чистого разума.

Чистота категорий от всякой примеси чувственных определений может побуждать разум распространять их употребление за пределы опыта до вещей самих по себе, несмотря на то, что эти категории, как чисто логические функции, хотя и могут представлять вещь вообще, но не могут одни дать никакого определенного понятия о какой-либо вещи, т.к. им самим не соответствует никакое чувственное воззрение, которое могло бы им сообщить конкретное знание и смысл.

I. Психологическая идея. («Критика чистого разума», глава о паралогизмах).

Во всех субстанциях нам не известен настоящий субъект, т.е. то, что остается по выделении всех принадлежностей (как предикатов), т.е. самое существенное. Чистый разум требует, чтобы мы искали для каждого предиката вещи принадлежащий ему субъект. Особенность нашего рассудка состоит в том, что он мыслит все дискурсивно, т.е. в понятиях или посредством одних предикатов.

Понятие душа, как субстанция, мыслящая самость имеет значение лишь в том смысле, если из всего возможного нам опыта есть жизнь; следовательно, можно заключить о постоянстве души лишь в жизни, что смерть человека есть конец всякого опыта, а поэтому и души как предмета опыта. Т.о., можно доказать постоянство души лишь при жизни человека, а не после его смерти.

II. Космологическая идея. («Критика чистого разума», глава об антиномиях).

Космологическая идея всегда берет свой объект только в чувственном мире и употребляет только такие понятия, предмет которых есть объект чувств. Эта идея расширяет связь обусловленного с его условием настолько, что опыт никогда ей не может соответствовать.

Существуют 4 космологические идеи – столько же и классов категорий; но для каждого класса идея выражает только абсолютную полноту в ряде условий данного обусловленного. Соответственно этим космологическим идеям существует 4 рода диалектических утверждений чистого разума, каждому из которых противостоит обратное утверждение, исходящего из такого же мнимого принципа чистого разума; и этого противоречия нельзя избежать.

Антиномия – не выдуманная произвольно, но основанная в природе человеческого разума, содержит 4 положения с их противоположениями.

Положение 1: Мир имеет начало (границу) во времени и в пространстве.

Противоположение: Мир во времени и пространстве бесконечен.

Положение 2: Все в мире состоит из простого (неделимого).

Противоположение: Нет ничего простого, а все сложно.

Положение 3: В мире существуют свободные принципы.

Противоположение: Нет никакой свободы, а есть природа (т.е. необходимость).

Положение 4: В ряду мировых причин есть некое необходимое существо.

Противоположение: В этом ряду нет ничего необходимого, а все случайно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.178 (0.01 с.)