Этика, доказанная в геометрическом порядке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этика, доказанная в геометрическом порядке.



Бенедикт Спиноза.

(1632 – 1677)

Этика, доказанная в геометрическом порядке.

Часть первая.

О Боге.

Причина самого себя - то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами то, чья природа может быть представлена не иначе как существующей.

Конечная вещь – вещь, которая может быть ограничена другой вещью той же природы.

Субстанция – то, что существует само в себе и представляется само через себя.

Атрибут – то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность.

Модус – состояние субстанции, т. е. то, что существует в другом и представляется через это другое.

Бог – существо абсолютно бесконечное, т. е. субстанция, состоящая из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность.

Свободная вещь – вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию сама собой.

Необходимая (принужденная) вещь – вещь, которая чем-либо иным определяется к существованию и действию по известному и определенному образу.

Теорема 11:

Бог, или субстанция, состоящая из бесконечно многих атрибутов, каждый из которых выражает вечную и бесконечную сущность, необходимо существует.

Теорема 14:

Кроме бога, никакая субстанция не может ни существовать, ни быть представляема.

Теорема 15:

Все, что только существует, существует в боге. Без бога ничего не может ни существовать, ни быть представляемо.

Схолил. Телесная субстанция, поскольку она субстанция не может быть делима.

Материя повсюду одна и та же и части ее различаются только модально, а не реально.

Вне бога не может быть никакой субстанции.

Все, что существует в боге, и все, что происходит, происходит по одним только законам бесконечной природы бога и вытекает из необходимости его сущности.

Теорема 17:

Бог действует единственно по законам своей природы и без чьего-либо принуждения.

Схолил. В природе бога не имеют место ни ум ни воля.

Ум бога, поскольку он понимается составляющим его сущность, на самом деле есть причина вещей, как по отношению к их существованию, так и по отношению к их сущности.

Теорема 18:

Бог есть имманентная причина всех вещей, а не действующая извне.

Теорема 19:

Бог, иными словами все атрибуты бога, вечны.

Теорема 20:

Существование бога и сущность его одно и то же.

Теорема 24:

Сущность вещей, произведенных богом, не заключает в себе существования.

Теорема 25:

Бог составляет производящую причину не только существования вещей, но и сущности их.

Королларий. Отдельные вещи составляют состояния или модусы атрибутов бога.

Теорема 26:

Вещь, которая определена к какому-либо действию, необходимо определена, таким образом, богом, а не определенная богом сама себя определить к действию не может.

Схолил. Бог есть абсолютно первая причина вещей, непосредственно произведенных им.

Теорема 29:

В природе вещей нет ничего случайного, но все определено к существованию и действию по известному образу из необходимости божественной природы.

Королларий 1. Бог не действует по свободе воли. 2. Воля и ум относятся к природе бога точно так же как движение и покой и вообще все естественное, что (по т.29) к существованию и действию по определенному образу должно определяться богом.

Теорема 30:

Вещи не могли быть произведены богом никаким другим образом и ни в каком другом порядке, чем произведены.

Схолил 2. Бог раньше своих постановлений не существовал и без них существовать не может.

Бог необходимо существует; он един; он существует и действует по одной только необходимости своей природы; он составляет причину всех вещей, все существует в боге и таким образом зависит от него; все предопределено богом из его абсолютной природы, бесконечного его могущества.

Часть вторая.

О природе и происхождении души.

Сущность вещи – то, без чего вещь и, наоборот, что без вещи не может ни существовать, ни быть представлено.

Идея – понятие, образуемое душой в силу того, что она есть вещь мыслящая.

Слово «понятие» выражает действие души.

Адекватная идея – та, которая имеет все свойства или признаки внутренней идеи.

Длительность – есть неопределенная неопределенность существования.

Реальность = совершенство.

Отдельные вещи – конечные вещи, имеющие ограниченное существование.

Теорема 1:

Мышление составляет атрибут бога, иными словами бог есть вещь мыслящая.

Королларий. Человеческая душа есть часть бесконечного разума бога.

Теорема 13:

Объектом идеи, составляющей человеческую душу, служит тело, то есть единство тела и души.

Схолил. Чем какое-либо тело способнее других к большему числу одновременных действий или страданий, тем душа его способнее других к одновременному восприятию большего числа вещей: чем более действия какого-либо тела зависят только от него самого и чем менее другие тела принимают участие в его действиях, тем способнее душа его к отчетливому пониманию.

Тело человеческое слагается из очень многих индивидуумов (различной природы), из которых каждый весьма сложен.

Теорема 14:

Человеческая душа способна к восприятию весьма много и тем способнее, чем в большее число различных состояний может приходить ее тело.

Королларий. 1. Душа человеческая воспринимает вместе с природой своего тела и природу многих других тел. 2. Идеи, которые мы имеем о внешних телах. Более относятся к состоянию нашего тела, чем к природе тел внешних.

Теорема 18:

Если человеческое тело подверглось однажды действию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других.

Схолил. Память есть ни что иное как сцепление идей, заключающих в себе природу вещей, находящихся вне человеческого тела, происходящее в душе сообразно с порядком и сцеплением человеческого тела.

Теорема 19:

Человеческая душа сознает тело человеческое и знает о его существовании только через идеи о состояниях, испытываемых телом.

Схолил. Идея души и сама душа составляют одну и ту же вещь., представляемую под одним и тем же атрибутом, именно атрибутом мышления.

Идея души, то есть идея идеи, есть ни что иное как форма идеи.

: раз кто-нибудь что-нибудь знает, он тем самым знает, что он это знает и т.д.

Теорема 22:

Человеческая душа воспринимает не только состояния тела, но также и идеи от этих состояний.

Теорема 32:

Все идеи, поскольку они относятся к богу, истинны.

Схолил 2. Мы многое постигаем и образуем всеобщие понятия:

1) из отдельных вещей, искаженно, смутно и беспорядочно – познание через беспорядочный опыт;

2) из знаков;

1) и 2) есть познание первого рода, мнение или воображение.

3) из того, что мы имеем общие понятия и адекватные идеи о свойствах вещей – это познание второго рода или рассудок.

Третий род познания – интуитивное знание. Этот род познания ведет от интуитивной идеи о формальной сущности каких-либо атрибутов бога к адекватному познанию сущности вещей.

Теорема 41:

Познание первого рода есть единственная причина ложности, познание же второго и третьего рода необходимо истинно.

Часть третья.

Часть четвертая.

Часть пятая.

Френсис Бэкон

(1561 – 1626)

Новый органон.

Три вида (степени) человеческих домагательств.

1. Люди желают распространить свое могущество в своем отечестве, этот род низменен и подл.

2. Люди стремятся распространить власть в силу родины на все человечество. Этот род заключает в себе больше достоинства, но не меньше жадности.

3. Но если кто-либо попытается установить и распространить могущество и власть самого человеческого рода по отношению к совокупности вещей, то это домогательство, без сомнения разумнее и почтеннее остальных.

Власть же человека над вещами заключается лишь в искусствах и науках. Ибо над природой не властвуют, если ей не подчиняются.

Книга вторая.

В природе ничего не существует действительного помимо обособленных тел, осуществляющих сообразно с законом отдельные чистые действия, однако в науках этот же самый закон и объяснение служат основанием как знанию, так и деятельности. И этот же самый закон и его разделы мы разумеем под названием форм.

Исследование форм, которые (по смыслу и по их закону) вечны и неподвижны, составляет метафизику, а исследование действующего начала и материи и скрытого схематизма (все это касается обычного хода природы, а не основных и вечных законов) составляет физику. Им подчиняются две практики: физика-механика и метафизика-логика (в очищенном смысле слова), ради и широких дорог и большей власти над природой.

Под формами мы понимаем ни что иное, как те законы и определения чистого действия, которые создают какую-либо чистую природу, как например теплоту, свет, вес во всевозможных материях и воспринимающих их предметах.

Людвиг Фейербах

Предварительные тезисы к реформе философии.

С психологической точки зрения абсолют или бесконечное, в использовании спекулятивной философии, есть ни что иное, как нечто неопределенное, недетерминированное, это – абстракция от всякой определенности.

С исторической точки зрения это ни что иное как не конечная, не человеческая, не материальная, не определенная сущность.

Божественная сущность теологии есть идеальная или абстрактная совокупность всех реальностей.

В теологии все имеется в двойном виде, то – в абстрактном, то – в конкретном.

Сущность теологии есть трансцендентная сущность человека, вынесенная за пределы человека.

Сущность человеческой логики есть трансцендентное мышление, человеческое мышление, вынесенное за пределы человека.

Метафизика – эзотерическая психология.

Искусство и религию нельзя отделить от человеческих ощущений,, фантазий, созерцания, философию же нельзя отделить от мышления, т.е. абсолютный дух нельзя отделить от субъективного духа.

Теология есть вера в призраки.

Философии Гегеля не хватает непосредственного единства, непосредственной достоверности, непосредственной истинности.

Субъективный ход развития и источник философии есть также ее объективный ход и источник. До того как помыслить качество, ты чувствуешь это качество. Мышлению предшествует страдание.

Бесконечное есть истинная сущность конечного, подлинное конечное. Настоящее умозрение, или философия, есть ни что иное как подлинный и универсальный опыт.

Задачей подлинной философии является познание конечного, как неконечного, как бесконечного, но как бесконечного в конечном.

Философия есть познание того, что есть. Высший закон, высшая задача философии заключается в том, чтобы помыслить вещи и сущность так, познать их такими, каковы они есть.

Правдивость, простота, определенность – формальные признаки реальной философии.

Только сознание есть реальное единство духа и природы..

Пространство и время составляют формы бытия всего сущего.

Только существование в пространстве и времени есть существование.

Отрицание пространства и времени есть только отрицание их границ, а не их сущности.

Развитие вне времени равносильно развитию без развития.

Пространство и время – формы раскрытия реального, бесконечного.

Только испытывающее нужду существо есть существо необходимое; существование без потребностей есть бесполезное существование.

Только преисполненное скорбью существо есть существо божественное. Существо, не испытывающее страданий есть существо без сущности, существо без чувственности, существо без материи.

Философия своей противоположностью неизбежно имеет опыт. Философ должен включить в состав философии ту сторону человеческого существа, которая стоит скорее в оппозиции философии. Только таким способом философия становится универсальной, свободной от противоречий, неопровержимой, непреодолимой силой. Философия должна начать не с себя самой, но со своей антитезы, с того, что ни есть философия. Важнейшими орудиями, органами философии является: голова – источник активности, свободы и сердце – источник страдания, потребностей. Сердце – это женский принцип, это чувство конечного, это средоточие материализма; голова – мужской принцип, средоточие идеализма. Сердце ни во что не верит, кроме себя самого, а голова, сердцу не внимающая, превращает собственную сущность сердца в обособленную, объективную, внешнюю сущность.

Теизм кроется в разладе между головой и сердцем, пантеизм есть устранение этого разлада. У антропотеизма нет разлада, антропотеизм есть сердце, возведенное к уму.

Новая философия, отрицая теологию, отвергающего подлинность религиозного аффекта, есть утверждение религии.

Шиллинг и Гегель – противоположности.

Гегель – представитель мужского принципа самостоятельности, идеального принципа.

Шиллинг – представитель женского принципа рецептивности, восприимчивости.

Гегелю не хватает созерцания, Шиллингу – силы мысли и определения.

Гегель превращает вещи в чистые мысли, Шеллинг же превращает чистые мысли в вещи.

Философия Гегеля есть устранение противоречия между мышлением и бытием. У Гегеля мысль – это бытие; мысль- субъект, бытие – предикат. Гегель мыслил объекты лишь как предикаты самомыслящей мысли.

Кто не отказывается от философии Гегеля, тот не отказывается и от теологии.

Действительное отношение к бытию таково: бытие – субъект, мышление – предикат. Мышление исходит из бытия, а не наоборот. Бытие существует потому, что небытие есть небытие, иначе говоря, ничто, бессмыслица.

Сущность бытия как бытия есть сущность природы. Возникновение во времени распространяется только на виды природы, а не на ее сущность. Бытие только там выводится из мышления, где разрушено подлинное единство мышления и бытия.

Природа есть неотличимая от бытия сущность, человек есть сущность отличающая себя от бытия.

Новая философия есть отрицание философии, как абстрактного, она есть сам мыслящий человек – человек, который существует и знает себя, как природное существо.

Новая философия составляет единство всех противоположных истин, будучи абсолютно самостоятельной и чистой истинной.

Чтобы человек ни называл и ни выражал, всегда он раскрывает свою собственную сущность; поэтому, язык есть критерий того, на каком уровне находится человеческая культура. Имя же божье есть название того, что у человека имеет смысл величайшей силы.

В основе всех наук должна лежать природа. Учение до тех пор является простой гипотезой, покуда не найдено его собственное основание.

Философия должна вновь связаться с естествознанием, а естествознание с философией.

Новая философия есть реализованная идея, она есть правда христианства.

Непротиворечивая, чистая, не извращенная правда есть новая правда, новый автономный акт человечества.

Иммануил Кант

Предварительные заключения об особенности всякого метафизического познания.

Об источниках метафизики.

Источники метафизики не могут быть эмпирическими. следовательно принципы метафизики (куда принадлежат не только ее основные наложения, но и ее основные понятия) никогда не должны браться из опыта, поскольку она должна быть познанием не физическим, а метафизическим, т.е. лежащим за пределами опыта. Метафизика есть познание a priori, или из чистого рассудка и чистого разума. Т.о. метафизика может называться чистым философским познанием.

Бенедикт Спиноза.

(1632 – 1677)

Этика, доказанная в геометрическом порядке.

Часть первая.

О Боге.

Причина самого себя - то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами то, чья природа может быть представлена не иначе как существующей.

Конечная вещь – вещь, которая может быть ограничена другой вещью той же природы.

Субстанция – то, что существует само в себе и представляется само через себя.

Атрибут – то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность.

Модус – состояние субстанции, т. е. то, что существует в другом и представляется через это другое.

Бог – существо абсолютно бесконечное, т. е. субстанция, состоящая из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность.

Свободная вещь – вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию сама собой.

Необходимая (принужденная) вещь – вещь, которая чем-либо иным определяется к существованию и действию по известному и определенному образу.

Теорема 11:

Бог, или субстанция, состоящая из бесконечно многих атрибутов, каждый из которых выражает вечную и бесконечную сущность, необходимо существует.

Теорема 14:

Кроме бога, никакая субстанция не может ни существовать, ни быть представляема.

Теорема 15:

Все, что только существует, существует в боге. Без бога ничего не может ни существовать, ни быть представляемо.

Схолил. Телесная субстанция, поскольку она субстанция не может быть делима.

Материя повсюду одна и та же и части ее различаются только модально, а не реально.

Вне бога не может быть никакой субстанции.

Все, что существует в боге, и все, что происходит, происходит по одним только законам бесконечной природы бога и вытекает из необходимости его сущности.

Теорема 17:

Бог действует единственно по законам своей природы и без чьего-либо принуждения.

Схолил. В природе бога не имеют место ни ум ни воля.

Ум бога, поскольку он понимается составляющим его сущность, на самом деле есть причина вещей, как по отношению к их существованию, так и по отношению к их сущности.

Теорема 18:

Бог есть имманентная причина всех вещей, а не действующая извне.

Теорема 19:

Бог, иными словами все атрибуты бога, вечны.

Теорема 20:

Существование бога и сущность его одно и то же.

Теорема 24:

Сущность вещей, произведенных богом, не заключает в себе существования.

Теорема 25:

Бог составляет производящую причину не только существования вещей, но и сущности их.

Королларий. Отдельные вещи составляют состояния или модусы атрибутов бога.

Теорема 26:

Вещь, которая определена к какому-либо действию, необходимо определена, таким образом, богом, а не определенная богом сама себя определить к действию не может.

Схолил. Бог есть абсолютно первая причина вещей, непосредственно произведенных им.

Теорема 29:

В природе вещей нет ничего случайного, но все определено к существованию и действию по известному образу из необходимости божественной природы.

Королларий 1. Бог не действует по свободе воли. 2. Воля и ум относятся к природе бога точно так же как движение и покой и вообще все естественное, что (по т.29) к существованию и действию по определенному образу должно определяться богом.

Теорема 30:

Вещи не могли быть произведены богом никаким другим образом и ни в каком другом порядке, чем произведены.

Схолил 2. Бог раньше своих постановлений не существовал и без них существовать не может.

Бог необходимо существует; он един; он существует и действует по одной только необходимости своей природы; он составляет причину всех вещей, все существует в боге и таким образом зависит от него; все предопределено богом из его абсолютной природы, бесконечного его могущества.

Часть вторая.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 801; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.075 с.)