Институт социально-политических исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт социально-политических исследований

Поиск

Институт социально-политических исследований

При Администрации Президента Республики Беларусь

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

№ 6 (19)

СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ –

ВАЖНЕЙШИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ

ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

(БЛАГОСОСТОЯНИЕ ГРАЖДАН – ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ

ПОСТРОЕНИЯ СИЛЬНОЙ, ПРОЦВЕТАЮЩЕЙ БЕЛАРУСИ)

 

(для информационно-пропагандистских групп)

 

Минск

 

 

содержание

 

· Общая характеристика социально ориентированной политики государства ………………………………..3

 

· Характеристика социальных стандартов (цели и задачи, правовая основа введения социальных стандартов) …..5

 

· Внедрение социальных стандартов по регионам ………………………………..……………………………..7

 

· Социальные стандарты и благосостояние граждан – важнейшие составляющие для построения сильной, процветающей Беларуси...……………………….………………………………….……………………………………....22

 

· Приложение ……………………….………………………………………..……………………………….….25

Общая характеристика социально ориентированной политики государства

Республика Беларусь – суверенное государство, гарантирующее устойчивое и стабильное развитие общества, эффективное функционирование всех ветвей государственной власти. В Беларуси активно развиваются институты гражданского общества – партии, конфессии, общественные объединения, средства массовой информации и т.д., целенаправленно укрепляются политические и социальные права граждан.

По сравнению с бывшими республиками СССР в Беларуси не произошло обвального снижения благосостояния людей. Успешно функционирует система защиты здоровья нации, проходит реформа системы образования. Забота государства о стариках, пенсионерах, участниках Великой Отечественной войны, детях проявляется в оказании им всесторонней помощи в сфере социального обслуживания, выплате пенсий и пособий. Проведение такой политики имеет свою основу в социально ориентированной экономике страны.

Конституция Республики Беларусь определяет, что наивысшей ценностью страны является человек. Создание в Беларуси стройной системы защиты социальных интересов каждого человека и ее последовательная реализация – самая главная задача, которая стоит перед государственной властью.

Особую значимость в настоящее время приобретает социальная защита наиболее уязвимых слоев населения: пенсионеров, инвалидов, детей, многодетных семей. Исключительное внимание уделяется жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности вследствие недостаточного развития социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания.

Основополагающее значение в социальной политике государства отводится совершенствованию системы здравоохранения и формированию здорового образа жизни. И это не случайно. Ведь без здоровых граждан не может быть эффективной экономики и устойчивого развития общества. Система здравоохранения республики обеспечивает лучшие среди стран СНГ показатели состояния здоровья людей. Согласно данным ВОЗ, по общим достижениям системы здравоохранения Республика Беларусь занимает 53-е место среди 191 страны мира.

В республике проводится масштабная работа по оказанию помощи пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Преодоление последствий чернобыльской катастрофы остается в числе важнейших государственных задач. В районах, загрязненных радионуклидами, осуществляется комплекс мер по повышению уровня медицинского обслуживания, действует система социальной защиты всех категорий пострадавшего населения. В сохранении здоровья населения первоочередную роль играют бесплатное санаторно-курортное лечение, лекарственное обеспечение и оздоровление пострадавшего населения, бесплатное питание детей.

В жизни государства и общества велико значение системы образования. В ней заложен потенциал социально-экономического развития и нравственного благополучия нации. Основу реформирования образовательной отрасли, начатого несколько лет назад, определяют задачи ее качественного обновления, а также повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Цель национальной системы образования – формирование свободной, творческой, нравственно, интеллектуально и физически развитой личности. Доступность и высокое качество образования для всех слоев населения – один из приоритетов внутренней государственной политики Республики Беларусь.

Социальная защита населения, здравоохранение и образование – важнейшие направления социальной политики государства, обеспечивающие улучшение качества жизни людей в ключевых для жизнедеятельности общества сферах. Другие направления социальной политики – жилищная сфера, транспортное, коммунальное и бытовое обслуживание, услуги связи, физическая культура и спорт – также динамично развиваются в соответствии с принципами социальной справедливости и интересами простого человека.

Институт президентства выступает гарантом поступательного социального развития. В интересах народа в государстве изыскиваются и мобилизуются все внутренние резервы. По мере развития экономики требования по социальному обслуживанию населения будут корректироваться, совершенствоваться и улучшаться.

Характеристика социальных стандартов (цели и задачи, правовая основа введения социальных стандартов)

Главной задачей, стоящей перед государственной властью, является повышение качества жизни и благосостояния населения. При этом особое внимание уделяется наиболее уязвимым категориям граждан – детям, пенсионерам, ветеранам, инвалидам. Для того, чтобы люди почувствовали, что власть не просто «урывками» старается помочь, а системно защищает своих граждан, было принято решение разработать четкую систему стандартов, определяющих виды и качество важнейших социальных услуг в области образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, транспорта, связи, бытового и социального обслуживания.

Система государственных социальных стандартов определила минимальный уровень гарантий для жителей Беларуси во всех социально значимых сферах. Другими словами, это та планка, относительно которой недопустимо снижать объем и качество услуг населению.

Правовой основой для реализации социальных стандартов стал Закон Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах», принятый в 1999 году. Этот закон определяет критерии формирования и применения государственных минимальных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан.

Государственные минимальные социальные стандарты применяются для решения следующих задач:

· удовлетворения основных потребностей граждан в материальных благах и услугах;

· нормативного обеспечения формирования и использования средств республиканского и местных бюджетов и средств государственных внебюджетных фондов на социальные нужды;

· обеспечения государственной поддержки развития социальной сферы и социальной защиты граждан;

· оказания необходимой социальной помощи малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам.

На основании Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. №724 «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» разработана и утверждена система стандартов, включающая 44 норматива.

Единые нормативы социальных стандартов по обслуживанию населения призваны определить гарантии, которые государство в состоянии обеспечить бесплатно (либо по доступной цене) в жизненно важных сферах. Социальные стандарты являются обязательными для использования в организациях всех форм собственности.

Условия и порядок установления государственных минимальных стандартов определены Трудовым и Жилищным кодексами Республики Беларусь, законами «О прожиточном минимуме», «О пенсионном обеспечении», «Об образовании» и другими нормативно-правовыми документами.

Для отработки данной системы стандартов в каждой области был определен экспериментальный район: Пружанский (Брестская), Верхнедвинский (Витебская), Наровлянский (Гомельская), Кореличский (Гродненская), Клецкий (Минская), Осиповичский (Могилевская). В этих районах социальные стандарты были внедрены в первую очередь, а в дальнейшем их опыт был использован по всей республике с учетом специфики и уровня развития инфраструктуры регионов.

Следует подчеркнуть, что при разработке социальных стандартов было взято все лучшее от системы обслуживания населения, которая действовала в советское время и доказала свою эффективность и результативность.

Глава государства поставил задачу осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Стандарты должны выполняться неукоснительно и беспрекословно.

 

Социальное обслуживание

В области социального обслуживания населения определен один норматив: обеспеченность населения центрами социального обслуживания (норматив – 1 центр на административный район). Уже в ноябре 2004 года этот стандарт был внедрен на всей территории республики. Общее количество территориальных центров социального обслуживания в стране составляет 156.

Центры оказывают комплексную поддержку нуждающимся категориям граждан и семей: многодетным, неполным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, инвалидам, одиноким и одиноко проживающим пожилым гражданам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам, освободившимся из мест лишения свободы.

В структуре центров созданы отделения первичного приема информации, анализа и прогнозирования; социальной помощи на дому; срочной социально-бытовой помощи; психологической помощи и реабилитации; отделения дневного и круглосуточного пребывания.

Работа социальных территориальных центров реализуется по конкретным направлениям. Приоритетная форма – комплексное обслуживание на дому. Сеть отделений социальной помощи на дому охватывает города и все населенные пункты районов. Социальными работниками обслуживается почти 68 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов, свыше 70% из них — сельские жители. Социально-бытовые услуги на дому получают около 4,5 тыс. инвалидов и участников Великой Отечественной войны, почти 1,2 тыс. семей погибших воинов, свыше 19 тыс. инвалидов.

Оказание хозяйственно-бытовых и транспортных услугпредполагает предоставление одиноким пенсионерам услуг по социально низким ценам. Разработаны тарифы на 152 вида социальных услуг. Наиболее востребованными являются услуги по заготовке и распиловке дров, услуги по обработке огородов, ремонту и уборке жилья, ремонту печей, заборов, чистке дымоходов.

Внедрение государственного стандарта по социальному обслуживанию населения посредством создания территориальных центров с многопрофильной структурой позволяет говорить о новой национальной модели государственной социальной поддержки населения, направленной на усиление ее адресности и повышение эффективности.

Образование

В области образования установлено 10 социальных стандартов.

Задачи по организации качественного образовательного процесса решаются благодаря выполнению нормативов бюджетного финансирования в расчете на одного учащегося. Минимум, выделяемый государством на образование каждого ребенка, составляет 1 300 тыс. руб. в год в дошкольном учреждении, 850 тыс. руб. – в школе, 4 200 тыс. руб. – в учреждениях для лиц с особенностями психофизического развития, 1 400 тыс. руб. в год – в профессионально-технических учебных заведениях.

Следует подчеркнуть, что это минимальные показатели. Так, в Гродненской области в январе–апреле 2005 года содержание детей в дошкольных и школьных учреждениях профинансировано в размере 160% и 208% соответственно от рекомендованного уровня.

В результате целенаправленной работы к 2004 году количество детей, посещающих дошкольные учреждения, в среднем составило около 80% (в городе детский сад посещает 91% детей, на селе – почти половина).

В республике решена важная задача: все пятилетние дети проходят подготовку к школе (89% – в дошкольных учреждениях, 11% – в иной форме). Следует сказать о развитии нового типа учебно-воспитательного заведения, особенно важного для села, – школа-детский сад. Количество этих заведений увеличилось за последнее десятилетие с 98 до 663. На сегодня все показатели, отражающие состояние дошкольного образования, являются лучшими в СНГ.

Главная цель, стоящая перед школой, – повышение качества образования при одновременном снижении нагрузки на школьников. При этом особое внимание уделяется формированию здорового образа жизни у детей. Один из социальных стандартов предусматривает создание условий для полноценных занятий спортом в каждой школе.

Путь развития профессионально-технического образования лежит через создание гибкой системы профессионального обучения, скорректированной с учетом ситуации на рынке труда.

С 2000 года в Беларуси начался процесс преобразования профессионально-технических и высших профессиональных училищ в профессиональные лицеи и профессионально-технические колледжи. Одновременно повысилась мобильность профтехобразования. Ежегодно вводится подготовка по 20–30 новым профессиям. Около 70% выпускников получают 2 и более квалификации.

В целом по республике выполняется 9 из 10 стандартов в сфере образования. Самые большие недоработки – в области компьютеризации. Соответствующий стандарт (1 компьютер на 30 учащихся или не менее 1 компьютерного класса на школу) полностью внедрен в г. Минске (1,6 компьютерных класса на школу), Минской и Могилевской областях. В Гродненской области норматив компьютеризации школ выполнен на 80%, в Брестской – на 94%. Для решения этой задачи в отстающих регионах предусмотрено выделение из местных бюджетов дополнительных ассигнований. Всего в 2005 году из средств местных бюджетов на информатизацию образования запланировано финансирование в размере 12 млрд. рублей.

Следует отметить, что пока еще существуют некоторые перекосы в выполнении социальных стандартов, которые часто зависят от складывающейся десятилетиями инфраструктуры. Так, наличие мест в детских дошкольных учреждениях (стандарт – 85%) по Брестской области в целом составляет 107%. В то же время в двух районах этой области он не достигает минимального стандарта. В Гомельской области данный стандарт не выполнен в одном районе.

Связь

Внедрение государственных стандартов в области связи – это установка новых телефонов и таксофонов, то есть более полное удовлетворение потребностей населения.

Обеспечение плотности телефонов на 100 жителей, равное 27, означает, что у 85% семей в районе они установлены. По данному показателю республика занимает лидирующее положение среди стран СНГ.

Например, на Витебщине в 2004 году телефонизированы 53 малые деревни области, в I квартале текущего года – 19.

На начало мая 2005 года в Брестской области перевыполнен установленный социальный стандарт, касающийся плотности телефонов, но при этом он пока еще не выполнен в двух районах области.

По состоянию на 1 мая 2005 года из 4 утвержденных показателей единых нормативов социального стандарта полностью внедрено 3 (плотность таксофонов в районе, телефонизация фельдшерско-акушерских пунктов и частота доставки почты).

До 1 октября 2005 года в соответствии с разработанными графиками социальные стандарты в области связи должны быть внедрены на всей территории республики.

Согласно информации, предоставленной Министерством торговли, государственные социальные стандарты по бытовому обслуживанию населения в целом по республике выполнены.

В 2005 году продолжена дальнейшая работа по увеличению объемов бытовых услуг населению, особенно на селе. С учетом принятого Главой государства Указа от 23 декабря 2004 г. №611 «О предоставлении комбинатам бытового обслуживания населения, оказывающим бытовые услуги населению в сельской местности, льгот по уплате некоторых налогов и платежей» в 2005 году более 2,5 млрд. рублей будет направлено на развитие и укрепление материально-технической базы отрасли.

По итогам результатов внедрения социальных стандартов и с учетом Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 годы внесены необходимые коррективы в работу по организации бытового обслуживания населения.

Кроме того, в 2005 году разработан и утвержден План дополнительных мер по организации бытового обслуживания населения, проживающего в сельской местности. В соответствии с ним в I квартале 2005 г.вреспублике открыто 19 сельских комплексных приемных пунктов, в том числе в Минской области – 4; в Могилевской – 12; Гродненской – 3. В Брестской области отремонтировано 3 КПП в Ивацевичском районе, 5 – в Лунинецком районе, 6 КПП и 2 Дома быта в Кобринском районе, КПП в д. Здитово Березовского района.

Данная работа носит системный характер. В Гомельской области за I квартал 2005 г. отремонтировано 4 КПП: в д. Новоселки и в д. Пыхань ОАО «Ветковский КБО», КПП в д. Уваровичи ОАО «Буда-Кошелевский КБО», КПП в д. Чемерисы ОАО «Брагинский КБО». В Минской области ведутся ремонтные работы в 15 КПП, в Могилевской области обновлена наружная реклама 12 КПП. В Гродненской области открыты мастерские по ремонту обуви в комплексных приемных пунктах в д. Негневичи Новогрудского района и д. Вердомовичи Свислочского района, возобновлена работа швейной мастерской в г.п. Острино Щучинского района.

Для улучшения качества обслуживания населения в сельской местности на предприятиях продолжена работа по внедрению новых видов и форм бытового обслуживания. Так, например, в Витебской области на Бешенковичском предприятии бытового обслуживания начал работать пункт по ремонту часов, открыта парикмахерская, а в Поставском – стали оказывать услуги по изготовлению чехлов для автомобилей, в Гомельской области ОАО «Жлобинский КБО» освоены услуги цифрового фото. В Гродненской области Сморгонским районным комбинатом бытового обслуживания организована переработка давальческой шерсти в пряжу, на семи комбинатах оказываются услуги по ремонту мебели.

Для более полного удовлетворения потребностей жителей республики в бытовых услугах всеми организациями бытового обслуживания пересмотрен режим работы службы быта: увеличена продолжительность рабочего времени в будние дни и организована работа в выходные. В настоящее время свыше 2,6 тыс. (42%) предприятий бытового обслуживания работает без обеденного перерыва, около 7 тыс. – обслуживает работающих в выходные дни.

Здравоохранение

Здоровье – главное богатство нации. В системе здравоохранения Беларуси в последние годы ведется широкомасштабная работа, направленная на конкретизацию социальных гарантий государства в области здравоохранения и защиту социальных интересов населения.

Внедрение социальных стандартов в области охраны здоровья регламентировано постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 18 июля 2002 г. №963 «О государственных минимальных социальных стандартах в области здравоохранения», от 5 марта 2004 г. №235 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. №724».

Функции основного социального стандарта в области здравоохранения выполняет норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя. На его основе формируются территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Программы определяют социальные обязательства государства по видам, структуре, объемам и условиям предоставления бесплатной медицинской помощи.

При этом осуществляется перераспределение ресурсов отрасли с высокозатратной стационарной медицинской помощи на более доступную и экономичную амбулаторно-поликлиническую. С этой целью в республике открываются дневные стационары и стационары на дому, в поликлиниках внедряется хирургия одного дня.

Социальные стандарты и территориальные программы включают нормативы, рассчитанные на численность населения.

В системе охраны здоровья особое внимание уделяется стандартизации медицинских технологий с целью оказания качественной медицинской помощи каждому пациенту. При этом роль стандартов выполняют клинические протоколы, разработанные более чем по 1 600 формам заболеваний.

Как подчеркнул Президент в своем Послании белорусскому народу и Национальному собранию, «государство по-прежнему будет обеспечивать доступность медицинского обслуживания. Медицинские услуги в Беларуси останутся бесплатными, то есть бюджетными, в объеме установленных социальных стандартов. Это наше национальное достижение».

Постоянно укрепляется материально-техническая база учреждений охраны здоровья, включая районный уровень. Так, в Витебской области завершена реконструкция блока интенсивной терапии кардиологического отделения Новополоцкого ГТМО, в Орше введены в эксплуатацию станция скорой медицинской помощи и межрегиональный центр гемодиализа, открыта Суражская врачебная амбулатория, а также первая очередь детского реабилитационно-оздоровительного центра «Ветразь» в д. Костени Поставского района.

Таким образом, внедрение социальных стандартов в области здравоохранения позволит каждому жителю республики получить медицинские услуги в полном объеме, увеличит реальную доступность и повысит качество бесплатной медицины для населения.

Во всех регионах выполняются установленные социальные стандарты в области здравоохранения по обеспеченности бригадами скорой медицинской помощи, аптеками и больничными койками.

Социальные стандарты по обеспеченности койками (9 коек на 1 тыс. жителей) и аптеками (1 аптека на 8 тыс. жителей) выполняются в полном объеме. Так, общереспубликанский стандарт по обеспеченности койками в расчете на 1 тыс. жителей составил 9,7 коек и варьируется от 10 коек в Гомельской и Гродненской областях до 6,4 в г. Минске.

Физическая культура и спорт

В современных условиях существенно возрастает осознание роли физической культуры как фактора совершенствования природы человека и общества. Здоровый образ жизни, физическая культура и спорт являются общегосударственным достижением, национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества в целом.

За 2003-2004 гг. государственный социальный стандарт выполнен во всех регионах в полном объеме. Так, например, в Оршанском районе Витебской области и г. Новополоцке этот показатель почти в 3 раза превышает стандарт по области (4,7 тыс. рублей). В районах и городахГродненской области при установленных нормативах более 5,2 тыс. рублей выполнение в среднем составило 10,2 тыс. рублей. При этом наибольший показатель по республике достигнут в Сморгонском районе24,7 тыс. рублей.

В Гомельской области на физическую культуру и спорт израсходовано 12,4 тыс. рублей, вМинской – 9,2 тыс. рублей,в Могилевской– 8,3 тыс. рублей, затраты средств на одного жителяв г. Минске составили 14,5 тыс. рублей.

В Брестской области при нормативе 4 тыс. рублей на одного жителя расходы на физическую культуру и спорт составили 4,5 тыс. рублей, а в городах Барановичи и Пинск соответственно 5,9 и 7,5 тыс. рублей.

Для жителей Беларуси уже не в новинку крупные физкультурно-оздоровительные центры даже в глубинке. Так, в Витебской области практически завершено строительство нового стадиона, проведена реконструкция стадиона в г.п. Копысь, завершается возведение физкультурно-оздоровительного комплекса в д. Зубово Оршанского района, спортивного комплекса «Журжево» в г. Витебске.

Физическая культура – это в первую очередь здоровье. В целом по республике за прошедший год проведено более 11 тысяч областных, городских и районных физкультурно-оздоровительных мероприятий, в которых участвовало свыше 1,5 млн. человек, из них дети и подростки составили более 600 тысяч.

Динамично развивается сеть специализированных учебно-спортивных учреждений, где занимается 180 тысяч юных спортсменов. При этом стоимость обучения каждого из них составляет около 300 тыс. рублей в год.

В то же время при достаточно высоких средних региональных показателях в отдельных районах количество бюджетных средств на физическую культуру составляло чуть более 1 тысячи рублей на одного жителя, что свидетельствует, в первую очередь, о низкой эффективности работы руководителей учреждений физической культуры и спорта. Например, в Витебской области не на должном уровне организована работа в Докшицком и Полоцком районах, в Гомельской – Кормянском, Ельском и Лоевском районах, в Минской – Вилейском, Борисовском районах, в Могилевской – Кличевском и Мстиславском районах.

С целью более полного удовлетворения потребности населения в занятиях физической культурой и спортом постоянно совершенствуется нормативно-правовая база внедрения социальных стандартов.Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 марта 2005 г. №251 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. №724» социальный стандарт по физической культуре и спорту определен как норматив бюджетной обеспеченности расходов на физическую культуру и спорт в расчете на одного жителя по бюджетам: города Минскане менее 0,5 базовой величины (12,5 тыс. рублей); областейне менее 0,25 базовой величины (6,25 тыс. рублей).

Облисполкомами и Мингорисполкомом разработаны поквартальные графики внедрения социальных стандартов. В стране в I квартале 2005 года расходы на физическую культуру и спорт на одного жителя составили: Брестская область – 2,2 тыс. рублей, или 100,5% к квартальному плану, Витебская – 2,5 тыс. рублей (108,6%), Гомельская – 3,9 тыс. рублей (136,4%), Гродненская – 1,7 тыс. рублей (106,2%), Минская – 2,4 тыс. рублей (114,3%), Могилевская – 2,2 тыс. рублей (121,3%) и г. Минск – 3,3 тыс. рублей (105%).

Культура

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь в качестве минимального социального стандарта по культуре утвержден норматив бюджетной обеспеченности расходов в расчете на 1 человека в размере 1,5 базовой величины, в том числе 1,3 – за счет бюджетного финансирования, 0,2 – за счет оказания платных услуг.

Во всех регионах принимаются меры по расширению перечня и увеличению объемов предоставляемых населению услуг, проводится работа по совершенствованию форм и методов культурного обслуживания населения, творческому поиску новых форм работы.

В 2004 году в среднем по республике расходы на культуру составили 1,9 базовой величины в расчете на 1 жителя, в том числе за счет средств бюджета – 1,7, платных услуг – 0,2 базовой величины. По регионам средства распределялись следующим образом: в Брестской, Гродненской и Минской областях было обеспечено финансирование расходов на культуру в размере 1,8 базовой величины на 1 жителя, в Витебской – 1,7, в Гомельской – 2,5 (в то же время в двух районах области этот стандарт не был выполнен), в Могилевской – 1,9 базовой величины.

В 2005 году расходы на культуру запланированы в размере 1,6 базовой величины на 1 жителя. В целом это соответствует социальному стандарту по культуре, однако в реальности количество районов, где уровень расходов составит меньше установленного норматива, возрастет с 7 в 2004 году до 16 в 2005 году.

Складывается ситуация, при которой в условиях финансовой обеспеченности расходов на культуру наблюдается невыполнение социального стандарта в ряде районов: Лунинецком, Кобринском, Столинском Брестской области, Оршанском Витебской области, Буда-Кошелевском и Речицком Гомельской области, Горецком Могилевской области. Это свидетельствует о недостаточном внимании к выполнению государственного социального стандарта со стороны как руководителей управлений культуры облисполкомов, так и начальников отделов культуры райгорисполкомов.

Для достижения нормативной обеспеченности расходов на культуру в расчете на 1 жителя во всех районах к установленному сроку Министерство культуры обратилось к облисполкомам с просьбой о выделении дополнительных бюджетных средств на финансирование учреждений культуры.

Как подчеркнул Глава государства в своем Послании белорусскому народу и Национальному собранию, «даже там, где социальные стандарты доведены до установленного уровня, этот процесс не должен прекращаться. Важно сделать его непрерывным. Внедренный социальный минимум надо расширять и переводить на более высокий качественный уровень. Так мы сможем постоянно улучшать жизнь людей».

Ход внедрения социальных стандартов постоянно освещается в средствах массовой информации. Во всех регионах республики в рамках работы информационно-пропагандистских групп в производственных коллективах и по месту жительства проводятся разъяснения хода внедрения нормативов государственных стандартов.

Для информирования населения об оказываемых услугах в районах и регионах изданы справочники, содержащие перечень услуг, адреса и телефоны учреждений и индивидуальных предпринимателей. Аналогичные справочные издания имеются на предприятиях торговли. Повсеместно организована наглядная агитация, созданы соответствующие стенды.

Анализ хода внедрения социальных стандартов показывает, что они выступают не только критерием и оценочным показателем услуг, оказываемых государством населению. Государственные минимальные социальные стандарты позволили преодолеть инертность в работе чиновников, повернуть их лицом к наиболее злободневным проблемам населения.

С учетом фактического завершения работы по внедрению системы государственных социальных стандартов в целом по районам и городам республики назрела необходимость разработки минимальных социальных стандартов по обслуживанию сельского населения на уровне сельсоветов и сельских населенных пунктов. Это обусловлено тем, что прямое применение действующей системы государственных социальных стандартов для обслуживания сельского населения не совсем приемлемо. Кардинально улучшить жизнь сельчан – возродить белорусское село – первостепенная задача сегодняшнего дня, поставленная Президентом Республики Беларусь перед всеми органами государственного управления. Речь идет о создании такого уклада жизни на селе, который полностью соответствует экономическим и культурным канонам ХХI века. Как отметил Глава государства на республиканском семинаре по вопросам реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 гг. «необходимо изменить расстановку акцентов, отдав приоритет человеку». Как образно сказал А.Г. Лукашенко, отработать можно в самых тяжких условиях, но после этого человек должен прийти в уютный дом, хорошо отдохнуть, восстановиться, чтобы с новыми силами браться за свою работу.

В соответствии с утвержденной Государственной программой предусматривается формирование принципиально нового типа населенных пунктов – агрогородков, в которых предусмотрено создание развитой социальной инфраструктуры для обеспечения достойного уровня и качества жизни сельского труженика. Целесообразно и стратегически правильно начать эту работу с разработки системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения агрогородков.

Таким образом, повсеместное внедрение государственных социальных стандартов, причем дифференцированно для городской и сельской местности, будет способствовать повышению благосостояния жителей республики, построению сильной и процветающей Беларуси.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Социальные стандарты в различных социальных сферах

(в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 года №724 «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики». Изменения и дополнения: постановление Совета Министров Республики Беларусь

от 5 марта 2004 г. №235)

 

В области жилищно-коммунального хозяйства предусмотрено13государственных социальных стандартов:

· доля собственных расходов граждан на оплату затрат, связанных с жилищно-коммунальными услугами (25% совокупного дохода семьи);

· норма обеспечения водой для граждан, проживающих в домах, оборудованных централизованным водоснабжением и канализацией (не менее 180 л/сутки на 1 человека, в том числе не менее 90 л/сутки на горячее водоснабжение);

· норма обеспечения водой для граждан, пользующихся водой из водоразборных колонок (35 л/сутки на 1 человека);

· норматив отопления жилых помещений (не менее 18о С);

· норматив температуры горячей воды (не менее 50о С);

· наличие помывочных мест в банях для городов и городских поселков (в благоустроенном секторе – 3 места на 1000 чел., в неблагоустроенном – 5 мест на 1000 чел.);

· наличие общественных уборных в городах и городских поселках (не менее 1 на 1000 чел.);

· площадь полигонов и мини-полигонов для захоронения коммунальных отходов (не менее 0,02 га на 1000 чел.);

· норматив потребления электроэнергии (в домах с газовыми плитами – 60 кВт·ч в месяц на 1 чел., с электроплитами – 90 кВт·ч в месяц на 1 чел.);

· норма расхода газа с целью приготовления пищи (природный газ – 8 куб. м на 1 чел., сжиженный емкостный газ – 3 куб. м на 1 чел., сжиженный газ баллонный – 10 баллонов в год на семью);

· удельный вес освещенных улиц (не менее 80%);

· удельный вес улиц с усовершенствованным покрытием (не менее 60%);

· подача горячей воды – ежедневно (в исключительных случаях – не менее 2 дней в неделю по утверждаемым местными исполнительными и распорядительными органами графикам).

В области образования утверждено 10 социальных стандартов. В их числе:

· обеспеченность детей дошкольного возраста местами в учреждениях дошкольного образования (85%);

· охват детей дошкольного возраста подготовкой к школе (100%);

· норматив денежных средств на содержание одного ребенка в дошкольном учреждении, включая расходы на питание (1 300 тыс. руб. на одного ребенка в год);

· норматив бюджетного финансирования на обучение одного учащегося в учреждениях общего среднего образования всех типов (850 тыс. руб. на одного учащегося в год);

· норматив бюджетного финансирования на обучение одного учащегося с особенностями психофизического развития и лиц, находящихся в экстремальной ситуации (4 200 тыс. руб. на одного учащегося в год);

· норматив бюджетного финансирования на обучение одного учащегося в профессионально-технических учебных заведениях (1 400 тыс. руб. на одного учащегося в год);

· норматив бюджетного финансирования на обучение одного учащегося в учреждениях внешкольного обучения и воспитания (130 тыс. руб. на одного ребенка в год);

· обеспеченность общей площадью общеобразовательных учебных заведений (8 кв. м на 1 учащегося);

· обеспеченность учащихся школ спортивными плоскостными сооружениями (1,62 кв. м на 1 учащегося), зданиями спортивного назначения (0,5 кв. м на 1 учащегося);

· норматив обеспечения учащихся персональными компьютерами (1-2 компьютерных класса на школу или же 1 компьютер на 30 учащихся).

В области культуры установлен один стандарт – бюджетная обеспеченность расходов в расчете на одного человека в размере 1,5 базовой величины, в том числе 1,3 – за счет бюджетного финансирования и 0,2 – за счет оказания населению платных услуг. Это позволяет о


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-25; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.34.148 (0.014 с.)