Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Институт социально-политических исследований↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Институт социально-политических исследований При Администрации Президента Республики Беларусь ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ № 6 (19) СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ – ВАЖНЕЙШИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА (БЛАГОСОСТОЯНИЕ ГРАЖДАН – ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ ПОСТРОЕНИЯ СИЛЬНОЙ, ПРОЦВЕТАЮЩЕЙ БЕЛАРУСИ)
(для информационно-пропагандистских групп)
Минск
содержание
· Общая характеристика социально ориентированной политики государства ………………………………..3
· Характеристика социальных стандартов (цели и задачи, правовая основа введения социальных стандартов) …..5
· Внедрение социальных стандартов по регионам ………………………………..……………………………..7
· Социальные стандарты и благосостояние граждан – важнейшие составляющие для построения сильной, процветающей Беларуси...……………………….………………………………….……………………………………....22
· Приложение ……………………….………………………………………..……………………………….….25 Общая характеристика социально ориентированной политики государства Республика Беларусь – суверенное государство, гарантирующее устойчивое и стабильное развитие общества, эффективное функционирование всех ветвей государственной власти. В Беларуси активно развиваются институты гражданского общества – партии, конфессии, общественные объединения, средства массовой информации и т.д., целенаправленно укрепляются политические и социальные права граждан. По сравнению с бывшими республиками СССР в Беларуси не произошло обвального снижения благосостояния людей. Успешно функционирует система защиты здоровья нации, проходит реформа системы образования. Забота государства о стариках, пенсионерах, участниках Великой Отечественной войны, детях проявляется в оказании им всесторонней помощи в сфере социального обслуживания, выплате пенсий и пособий. Проведение такой политики имеет свою основу в социально ориентированной экономике страны. Конституция Республики Беларусь определяет, что наивысшей ценностью страны является человек. Создание в Беларуси стройной системы защиты социальных интересов каждого человека и ее последовательная реализация – самая главная задача, которая стоит перед государственной властью.
Особую значимость в настоящее время приобретает социальная защита наиболее уязвимых слоев населения: пенсионеров, инвалидов, детей, многодетных семей. Исключительное внимание уделяется жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности вследствие недостаточного развития социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Основополагающее значение в социальной политике государства отводится совершенствованию системы здравоохранения и формированию здорового образа жизни. И это не случайно. Ведь без здоровых граждан не может быть эффективной экономики и устойчивого развития общества. Система здравоохранения республики обеспечивает лучшие среди стран СНГ показатели состояния здоровья людей. Согласно данным ВОЗ, по общим достижениям системы здравоохранения Республика Беларусь занимает 53-е место среди 191 страны мира. В республике проводится масштабная работа по оказанию помощи пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Преодоление последствий чернобыльской катастрофы остается в числе важнейших государственных задач. В районах, загрязненных радионуклидами, осуществляется комплекс мер по повышению уровня медицинского обслуживания, действует система социальной защиты всех категорий пострадавшего населения. В сохранении здоровья населения первоочередную роль играют бесплатное санаторно-курортное лечение, лекарственное обеспечение и оздоровление пострадавшего населения, бесплатное питание детей. В жизни государства и общества велико значение системы образования. В ней заложен потенциал социально-экономического развития и нравственного благополучия нации. Основу реформирования образовательной отрасли, начатого несколько лет назад, определяют задачи ее качественного обновления, а также повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Цель национальной системы образования – формирование свободной, творческой, нравственно, интеллектуально и физически развитой личности. Доступность и высокое качество образования для всех слоев населения – один из приоритетов внутренней государственной политики Республики Беларусь.
Социальная защита населения, здравоохранение и образование – важнейшие направления социальной политики государства, обеспечивающие улучшение качества жизни людей в ключевых для жизнедеятельности общества сферах. Другие направления социальной политики – жилищная сфера, транспортное, коммунальное и бытовое обслуживание, услуги связи, физическая культура и спорт – также динамично развиваются в соответствии с принципами социальной справедливости и интересами простого человека. Институт президентства выступает гарантом поступательного социального развития. В интересах народа в государстве изыскиваются и мобилизуются все внутренние резервы. По мере развития экономики требования по социальному обслуживанию населения будут корректироваться, совершенствоваться и улучшаться. Характеристика социальных стандартов (цели и задачи, правовая основа введения социальных стандартов) Главной задачей, стоящей перед государственной властью, является повышение качества жизни и благосостояния населения. При этом особое внимание уделяется наиболее уязвимым категориям граждан – детям, пенсионерам, ветеранам, инвалидам. Для того, чтобы люди почувствовали, что власть не просто «урывками» старается помочь, а системно защищает своих граждан, было принято решение разработать четкую систему стандартов, определяющих виды и качество важнейших социальных услуг в области образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, транспорта, связи, бытового и социального обслуживания. Система государственных социальных стандартов определила минимальный уровень гарантий для жителей Беларуси во всех социально значимых сферах. Другими словами, это та планка, относительно которой недопустимо снижать объем и качество услуг населению. Правовой основой для реализации социальных стандартов стал Закон Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах», принятый в 1999 году. Этот закон определяет критерии формирования и применения государственных минимальных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан. Государственные минимальные социальные стандарты применяются для решения следующих задач: · удовлетворения основных потребностей граждан в материальных благах и услугах; · нормативного обеспечения формирования и использования средств республиканского и местных бюджетов и средств государственных внебюджетных фондов на социальные нужды; · обеспечения государственной поддержки развития социальной сферы и социальной защиты граждан; · оказания необходимой социальной помощи малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам. На основании Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. №724 «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» разработана и утверждена система стандартов, включающая 44 норматива. Единые нормативы социальных стандартов по обслуживанию населения призваны определить гарантии, которые государство в состоянии обеспечить бесплатно (либо по доступной цене) в жизненно важных сферах. Социальные стандарты являются обязательными для использования в организациях всех форм собственности.
Условия и порядок установления государственных минимальных стандартов определены Трудовым и Жилищным кодексами Республики Беларусь, законами «О прожиточном минимуме», «О пенсионном обеспечении», «Об образовании» и другими нормативно-правовыми документами. Для отработки данной системы стандартов в каждой области был определен экспериментальный район: Пружанский (Брестская), Верхнедвинский (Витебская), Наровлянский (Гомельская), Кореличский (Гродненская), Клецкий (Минская), Осиповичский (Могилевская). В этих районах социальные стандарты были внедрены в первую очередь, а в дальнейшем их опыт был использован по всей республике с учетом специфики и уровня развития инфраструктуры регионов. Следует подчеркнуть, что при разработке социальных стандартов было взято все лучшее от системы обслуживания населения, которая действовала в советское время и доказала свою эффективность и результативность. Глава государства поставил задачу осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Стандарты должны выполняться неукоснительно и беспрекословно.
Социальное обслуживание В области социального обслуживания населения определен один норматив: обеспеченность населения центрами социального обслуживания (норматив – 1 центр на административный район). Уже в ноябре 2004 года этот стандарт был внедрен на всей территории республики. Общее количество территориальных центров социального обслуживания в стране составляет 156. Центры оказывают комплексную поддержку нуждающимся категориям граждан и семей: многодетным, неполным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, инвалидам, одиноким и одиноко проживающим пожилым гражданам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам, освободившимся из мест лишения свободы. В структуре центров созданы отделения первичного приема информации, анализа и прогнозирования; социальной помощи на дому; срочной социально-бытовой помощи; психологической помощи и реабилитации; отделения дневного и круглосуточного пребывания. Работа социальных территориальных центров реализуется по конкретным направлениям. Приоритетная форма – комплексное обслуживание на дому. Сеть отделений социальной помощи на дому охватывает города и все населенные пункты районов. Социальными работниками обслуживается почти 68 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов, свыше 70% из них — сельские жители. Социально-бытовые услуги на дому получают около 4,5 тыс. инвалидов и участников Великой Отечественной войны, почти 1,2 тыс. семей погибших воинов, свыше 19 тыс. инвалидов.
Оказание хозяйственно-бытовых и транспортных услугпредполагает предоставление одиноким пенсионерам услуг по социально низким ценам. Разработаны тарифы на 152 вида социальных услуг. Наиболее востребованными являются услуги по заготовке и распиловке дров, услуги по обработке огородов, ремонту и уборке жилья, ремонту печей, заборов, чистке дымоходов. Внедрение государственного стандарта по социальному обслуживанию населения посредством создания территориальных центров с многопрофильной структурой позволяет говорить о новой национальной модели государственной социальной поддержки населения, направленной на усиление ее адресности и повышение эффективности. Образование В области образования установлено 10 социальных стандартов. Задачи по организации качественного образовательного процесса решаются благодаря выполнению нормативов бюджетного финансирования в расчете на одного учащегося. Минимум, выделяемый государством на образование каждого ребенка, составляет 1 300 тыс. руб. в год в дошкольном учреждении, 850 тыс. руб. – в школе, 4 200 тыс. руб. – в учреждениях для лиц с особенностями психофизического развития, 1 400 тыс. руб. в год – в профессионально-технических учебных заведениях. Следует подчеркнуть, что это минимальные показатели. Так, в Гродненской области в январе–апреле 2005 года содержание детей в дошкольных и школьных учреждениях профинансировано в размере 160% и 208% соответственно от рекомендованного уровня. В результате целенаправленной работы к 2004 году количество детей, посещающих дошкольные учреждения, в среднем составило около 80% (в городе детский сад посещает 91% детей, на селе – почти половина). В республике решена важная задача: все пятилетние дети проходят подготовку к школе (89% – в дошкольных учреждениях, 11% – в иной форме). Следует сказать о развитии нового типа учебно-воспитательного заведения, особенно важного для села, – школа-детский сад. Количество этих заведений увеличилось за последнее десятилетие с 98 до 663. На сегодня все показатели, отражающие состояние дошкольного образования, являются лучшими в СНГ. Главная цель, стоящая перед школой, – повышение качества образования при одновременном снижении нагрузки на школьников. При этом особое внимание уделяется формированию здорового образа жизни у детей. Один из социальных стандартов предусматривает создание условий для полноценных занятий спортом в каждой школе. Путь развития профессионально-технического образования лежит через создание гибкой системы профессионального обучения, скорректированной с учетом ситуации на рынке труда. С 2000 года в Беларуси начался процесс преобразования профессионально-технических и высших профессиональных училищ в профессиональные лицеи и профессионально-технические колледжи. Одновременно повысилась мобильность профтехобразования. Ежегодно вводится подготовка по 20–30 новым профессиям. Около 70% выпускников получают 2 и более квалификации.
В целом по республике выполняется 9 из 10 стандартов в сфере образования. Самые большие недоработки – в области компьютеризации. Соответствующий стандарт (1 компьютер на 30 учащихся или не менее 1 компьютерного класса на школу) полностью внедрен в г. Минске (1,6 компьютерных класса на школу), Минской и Могилевской областях. В Гродненской области норматив компьютеризации школ выполнен на 80%, в Брестской – на 94%. Для решения этой задачи в отстающих регионах предусмотрено выделение из местных бюджетов дополнительных ассигнований. Всего в 2005 году из средств местных бюджетов на информатизацию образования запланировано финансирование в размере 12 млрд. рублей. Следует отметить, что пока еще существуют некоторые перекосы в выполнении социальных стандартов, которые часто зависят от складывающейся десятилетиями инфраструктуры. Так, наличие мест в детских дошкольных учреждениях (стандарт – 85%) по Брестской области в целом составляет 107%. В то же время в двух районах этой области он не достигает минимального стандарта. В Гомельской области данный стандарт не выполнен в одном районе. Связь Внедрение государственных стандартов в области связи – это установка новых телефонов и таксофонов, то есть более полное удовлетворение потребностей населения. Обеспечение плотности телефонов на 100 жителей, равное 27, означает, что у 85% семей в районе они установлены. По данному показателю республика занимает лидирующее положение среди стран СНГ. Например, на Витебщине в 2004 году телефонизированы 53 малые деревни области, в I квартале текущего года – 19. На начало мая 2005 года в Брестской области перевыполнен установленный социальный стандарт, касающийся плотности телефонов, но при этом он пока еще не выполнен в двух районах области. По состоянию на 1 мая 2005 года из 4 утвержденных показателей единых нормативов социального стандарта полностью внедрено 3 (плотность таксофонов в районе, телефонизация фельдшерско-акушерских пунктов и частота доставки почты). До 1 октября 2005 года в соответствии с разработанными графиками социальные стандарты в области связи должны быть внедрены на всей территории республики. Согласно информации, предоставленной Министерством торговли, государственные социальные стандарты по бытовому обслуживанию населения в целом по республике выполнены. В 2005 году продолжена дальнейшая работа по увеличению объемов бытовых услуг населению, особенно на селе. С учетом принятого Главой государства Указа от 23 декабря 2004 г. №611 «О предоставлении комбинатам бытового обслуживания населения, оказывающим бытовые услуги населению в сельской местности, льгот по уплате некоторых налогов и платежей» в 2005 году более 2,5 млрд. рублей будет направлено на развитие и укрепление материально-технической базы отрасли. По итогам результатов внедрения социальных стандартов и с учетом Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 годы внесены необходимые коррективы в работу по организации бытового обслуживания населения. Кроме того, в 2005 году разработан и утвержден План дополнительных мер по организации бытового обслуживания населения, проживающего в сельской местности. В соответствии с ним в I квартале 2005 г.вреспублике открыто 19 сельских комплексных приемных пунктов, в том числе в Минской области – 4; в Могилевской – 12; Гродненской – 3. В Брестской области отремонтировано 3 КПП в Ивацевичском районе, 5 – в Лунинецком районе, 6 КПП и 2 Дома быта в Кобринском районе, КПП в д. Здитово Березовского района. Данная работа носит системный характер. В Гомельской области за I квартал 2005 г. отремонтировано 4 КПП: в д. Новоселки и в д. Пыхань ОАО «Ветковский КБО», КПП в д. Уваровичи ОАО «Буда-Кошелевский КБО», КПП в д. Чемерисы ОАО «Брагинский КБО». В Минской области ведутся ремонтные работы в 15 КПП, в Могилевской области обновлена наружная реклама 12 КПП. В Гродненской области открыты мастерские по ремонту обуви в комплексных приемных пунктах в д. Негневичи Новогрудского района и д. Вердомовичи Свислочского района, возобновлена работа швейной мастерской в г.п. Острино Щучинского района. Для улучшения качества обслуживания населения в сельской местности на предприятиях продолжена работа по внедрению новых видов и форм бытового обслуживания. Так, например, в Витебской области на Бешенковичском предприятии бытового обслуживания начал работать пункт по ремонту часов, открыта парикмахерская, а в Поставском – стали оказывать услуги по изготовлению чехлов для автомобилей, в Гомельской области ОАО «Жлобинский КБО» освоены услуги цифрового фото. В Гродненской области Сморгонским районным комбинатом бытового обслуживания организована переработка давальческой шерсти в пряжу, на семи комбинатах оказываются услуги по ремонту мебели. Для более полного удовлетворения потребностей жителей республики в бытовых услугах всеми организациями бытового обслуживания пересмотрен режим работы службы быта: увеличена продолжительность рабочего времени в будние дни и организована работа в выходные. В настоящее время свыше 2,6 тыс. (42%) предприятий бытового обслуживания работает без обеденного перерыва, около 7 тыс. – обслуживает работающих в выходные дни. Здравоохранение Здоровье – главное богатство нации. В системе здравоохранения Беларуси в последние годы ведется широкомасштабная работа, направленная на конкретизацию социальных гарантий государства в области здравоохранения и защиту социальных интересов населения. Внедрение социальных стандартов в области охраны здоровья регламентировано постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 18 июля 2002 г. №963 «О государственных минимальных социальных стандартах в области здравоохранения», от 5 марта 2004 г. №235 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. №724». Функции основного социального стандарта в области здравоохранения выполняет норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя. На его основе формируются территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Программы определяют социальные обязательства государства по видам, структуре, объемам и условиям предоставления бесплатной медицинской помощи. При этом осуществляется перераспределение ресурсов отрасли с высокозатратной стационарной медицинской помощи на более доступную и экономичную амбулаторно-поликлиническую. С этой целью в республике открываются дневные стационары и стационары на дому, в поликлиниках внедряется хирургия одного дня. Социальные стандарты и территориальные программы включают нормативы, рассчитанные на численность населения. В системе охраны здоровья особое внимание уделяется стандартизации медицинских технологий с целью оказания качественной медицинской помощи каждому пациенту. При этом роль стандартов выполняют клинические протоколы, разработанные более чем по 1 600 формам заболеваний. Как подчеркнул Президент в своем Послании белорусскому народу и Национальному собранию, «государство по-прежнему будет обеспечивать доступность медицинского обслуживания. Медицинские услуги в Беларуси останутся бесплатными, то есть бюджетными, в объеме установленных социальных стандартов. Это наше национальное достижение». Постоянно укрепляется материально-техническая база учреждений охраны здоровья, включая районный уровень. Так, в Витебской области завершена реконструкция блока интенсивной терапии кардиологического отделения Новополоцкого ГТМО, в Орше введены в эксплуатацию станция скорой медицинской помощи и межрегиональный центр гемодиализа, открыта Суражская врачебная амбулатория, а также первая очередь детского реабилитационно-оздоровительного центра «Ветразь» в д. Костени Поставского района. Таким образом, внедрение социальных стандартов в области здравоохранения позволит каждому жителю республики получить медицинские услуги в полном объеме, увеличит реальную доступность и повысит качество бесплатной медицины для населения. Во всех регионах выполняются установленные социальные стандарты в области здравоохранения по обеспеченности бригадами скорой медицинской помощи, аптеками и больничными койками. Социальные стандарты по обеспеченности койками (9 коек на 1 тыс. жителей) и аптеками (1 аптека на 8 тыс. жителей) выполняются в полном объеме. Так, общереспубликанский стандарт по обеспеченности койками в расчете на 1 тыс. жителей составил 9,7 коек и варьируется от 10 коек в Гомельской и Гродненской областях до 6,4 в г. Минске. Физическая культура и спорт В современных условиях существенно возрастает осознание роли физической культуры как фактора совершенствования природы человека и общества. Здоровый образ жизни, физическая культура и спорт являются общегосударственным достижением, национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества в целом. За 2003-2004 гг. государственный социальный стандарт выполнен во всех регионах в полном объеме. Так, например, в Оршанском районе Витебской области и г. Новополоцке этот показатель почти в 3 раза превышает стандарт по области (4,7 тыс. рублей). В районах и городахГродненской области при установленных нормативах более 5,2 тыс. рублей выполнение в среднем составило 10,2 тыс. рублей. При этом наибольший показатель по республике достигнут в Сморгонском районе – 24,7 тыс. рублей. В Гомельской области на физическую культуру и спорт израсходовано 12,4 тыс. рублей, вМинской – 9,2 тыс. рублей,в Могилевской– 8,3 тыс. рублей, затраты средств на одного жителяв г. Минске составили 14,5 тыс. рублей. В Брестской области при нормативе 4 тыс. рублей на одного жителя расходы на физическую культуру и спорт составили 4,5 тыс. рублей, а в городах Барановичи и Пинск соответственно 5,9 и 7,5 тыс. рублей. Для жителей Беларуси уже не в новинку крупные физкультурно-оздоровительные центры даже в глубинке. Так, в Витебской области практически завершено строительство нового стадиона, проведена реконструкция стадиона в г.п. Копысь, завершается возведение физкультурно-оздоровительного комплекса в д. Зубово Оршанского района, спортивного комплекса «Журжево» в г. Витебске. Физическая культура – это в первую очередь здоровье. В целом по республике за прошедший год проведено более 11 тысяч областных, городских и районных физкультурно-оздоровительных мероприятий, в которых участвовало свыше 1,5 млн. человек, из них дети и подростки составили более 600 тысяч. Динамично развивается сеть специализированных учебно-спортивных учреждений, где занимается 180 тысяч юных спортсменов. При этом стоимость обучения каждого из них составляет около 300 тыс. рублей в год. В то же время при достаточно высоких средних региональных показателях в отдельных районах количество бюджетных средств на физическую культуру составляло чуть более 1 тысячи рублей на одного жителя, что свидетельствует, в первую очередь, о низкой эффективности работы руководителей учреждений физической культуры и спорта. Например, в Витебской области не на должном уровне организована работа в Докшицком и Полоцком районах, в Гомельской – Кормянском, Ельском и Лоевском районах, в Минской – Вилейском, Борисовском районах, в Могилевской – Кличевском и Мстиславском районах. С целью более полного удовлетворения потребности населения в занятиях физической культурой и спортом постоянно совершенствуется нормативно-правовая база внедрения социальных стандартов.Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 марта 2005 г. №251 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. №724» социальный стандарт по физической культуре и спорту определен как норматив бюджетной обеспеченности расходов на физическую культуру и спорт в расчете на одного жителя по бюджетам: города Минска – не менее 0,5 базовой величины (12,5 тыс. рублей); областей – не менее 0,25 базовой величины (6,25 тыс. рублей). Облисполкомами и Мингорисполкомом разработаны поквартальные графики внедрения социальных стандартов. В стране в I квартале 2005 года расходы на физическую культуру и спорт на одного жителя составили: Брестская область – 2,2 тыс. рублей, или 100,5% к квартальному плану, Витебская – 2,5 тыс. рублей (108,6%), Гомельская – 3,9 тыс. рублей (136,4%), Гродненская – 1,7 тыс. рублей (106,2%), Минская – 2,4 тыс. рублей (114,3%), Могилевская – 2,2 тыс. рублей (121,3%) и г. Минск – 3,3 тыс. рублей (105%). Культура В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь в качестве минимального социального стандарта по культуре утвержден норматив бюджетной обеспеченности расходов в расчете на 1 человека в размере 1,5 базовой величины, в том числе 1,3 – за счет бюджетного финансирования, 0,2 – за счет оказания платных услуг. Во всех регионах принимаются меры по расширению перечня и увеличению объемов предоставляемых населению услуг, проводится работа по совершенствованию форм и методов культурного обслуживания населения, творческому поиску новых форм работы. В 2004 году в среднем по республике расходы на культуру составили 1,9 базовой величины в расчете на 1 жителя, в том числе за счет средств бюджета – 1,7, платных услуг – 0,2 базовой величины. По регионам средства распределялись следующим образом: в Брестской, Гродненской и Минской областях было обеспечено финансирование расходов на культуру в размере 1,8 базовой величины на 1 жителя, в Витебской – 1,7, в Гомельской – 2,5 (в то же время в двух районах области этот стандарт не был выполнен), в Могилевской – 1,9 базовой величины. В 2005 году расходы на культуру запланированы в размере 1,6 базовой величины на 1 жителя. В целом это соответствует социальному стандарту по культуре, однако в реальности количество районов, где уровень расходов составит меньше установленного норматива, возрастет с 7 в 2004 году до 16 в 2005 году. Складывается ситуация, при которой в условиях финансовой обеспеченности расходов на культуру наблюдается невыполнение социального стандарта в ряде районов: Лунинецком, Кобринском, Столинском Брестской области, Оршанском Витебской области, Буда-Кошелевском и Речицком Гомельской области, Горецком Могилевской области. Это свидетельствует о недостаточном внимании к выполнению государственного социального стандарта со стороны как руководителей управлений культуры облисполкомов, так и начальников отделов культуры райгорисполкомов. Для достижения нормативной обеспеченности расходов на культуру в расчете на 1 жителя во всех районах к установленному сроку Министерство культуры обратилось к облисполкомам с просьбой о выделении дополнительных бюджетных средств на финансирование учреждений культуры. Как подчеркнул Глава государства в своем Послании белорусскому народу и Национальному собранию, «даже там, где социальные стандарты доведены до установленного уровня, этот процесс не должен прекращаться. Важно сделать его непрерывным. Внедренный социальный минимум надо расширять и переводить на более высокий качественный уровень. Так мы сможем постоянно улучшать жизнь людей». Ход внедрения социальных стандартов постоянно освещается в средствах массовой информации. Во всех регионах республики в рамках работы информационно-пропагандистских групп в производственных коллективах и по месту жительства проводятся разъяснения хода внедрения нормативов государственных стандартов. Для информирования населения об оказываемых услугах в районах и регионах изданы справочники, содержащие перечень услуг, адреса и телефоны учреждений и индивидуальных предпринимателей. Аналогичные справочные издания имеются на предприятиях торговли. Повсеместно организована наглядная агитация, созданы соответствующие стенды. Анализ хода внедрения социальных стандартов показывает, что они выступают не только критерием и оценочным показателем услуг, оказываемых государством населению. Государственные минимальные социальные стандарты позволили преодолеть инертность в работе чиновников, повернуть их лицом к наиболее злободневным проблемам населения. С учетом фактического завершения работы по внедрению системы государственных социальных стандартов в целом по районам и городам республики назрела необходимость разработки минимальных социальных стандартов по обслуживанию сельского населения на уровне сельсоветов и сельских населенных пунктов. Это обусловлено тем, что прямое применение действующей системы государственных социальных стандартов для обслуживания сельского населения не совсем приемлемо. Кардинально улучшить жизнь сельчан – возродить белорусское село – первостепенная задача сегодняшнего дня, поставленная Президентом Республики Беларусь перед всеми органами государственного управления. Речь идет о создании такого уклада жизни на селе, который полностью соответствует экономическим и культурным канонам ХХI века. Как отметил Глава государства на республиканском семинаре по вопросам реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 гг. «необходимо изменить расстановку акцентов, отдав приоритет человеку». Как образно сказал А.Г. Лукашенко, отработать можно в самых тяжких условиях, но после этого человек должен прийти в уютный дом, хорошо отдохнуть, восстановиться, чтобы с новыми силами браться за свою работу. В соответствии с утвержденной Государственной программой предусматривается формирование принципиально нового типа населенных пунктов – агрогородков, в которых предусмотрено создание развитой социальной инфраструктуры для обеспечения достойного уровня и качества жизни сельского труженика. Целесообразно и стратегически правильно начать эту работу с разработки системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения агрогородков. Таким образом, повсеместное внедрение государственных социальных стандартов, причем дифференцированно для городской и сельской местности, будет способствовать повышению благосостояния жителей республики, построению сильной и процветающей Беларуси.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Социальные стандарты в различных социальных сферах (в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 года №724 «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики». Изменения и дополнения: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 марта 2004 г. №235)
В области жилищно-коммунального хозяйства предусмотрено13государственных социальных стандартов: · доля собственных расходов граждан на оплату затрат, связанных с жилищно-коммунальными услугами (25% совокупного дохода семьи); · норма обеспечения водой для граждан, проживающих в домах, оборудованных централизованным водоснабжением и канализацией (не менее 180 л/сутки на 1 человека, в том числе не менее 90 л/сутки на горячее водоснабжение); · норма обеспечения водой для граждан, пользующихся водой из водоразборных колонок (35 л/сутки на 1 человека); · норматив отопления жилых помещений (не менее 18о С); · норматив температуры горячей воды (не менее 50о С); · наличие помывочных мест в банях для городов и городских поселков (в благоустроенном секторе – 3 места на 1000 чел., в неблагоустроенном – 5 мест на 1000 чел.); · наличие общественных уборных в городах и городских поселках (не менее 1 на 1000 чел.); · площадь полигонов и мини-полигонов для захоронения коммунальных отходов (не менее 0,02 га на 1000 чел.); · норматив потребления электроэнергии (в домах с газовыми плитами – 60 кВт·ч в месяц на 1 чел., с электроплитами – 90 кВт·ч в месяц на 1 чел.); · норма расхода газа с целью приготовления пищи (природный газ – 8 куб. м на 1 чел., сжиженный емкостный газ – 3 куб. м на 1 чел., сжиженный газ баллонный – 10 баллонов в год на семью); · удельный вес освещенных улиц (не менее 80%); · удельный вес улиц с усовершенствованным покрытием (не менее 60%); · подача горячей воды – ежедневно (в исключительных случаях – не менее 2 дней в неделю по утверждаемым местными исполнительными и распорядительными органами графикам). В области образования утверждено 10 социальных стандартов. В их числе: · обеспеченность детей дошкольного возраста местами в учреждениях дошкольного образования (85%); · охват детей дошкольного возраста подготовкой к школе (100%); · норматив денежных средств на содержание одного ребенка в дошкольном учреждении, включая расходы на питание (1 300 тыс. руб. на одного ребенка в год); · норматив бюджетного финансирования на обучение одного учащегося в учреждениях общего среднего образования всех типов (850 тыс. руб. на одного учащегося в год); · норматив бюджетного финансирования на обучение одного учащегося с особенностями психофизического развития и лиц, находящихся в экстремальной ситуации (4 200 тыс. руб. на одного учащегося в год); · норматив бюджетного финансирования на обучение одного учащегося в профессионально-технических учебных заведениях (1 400 тыс. руб. на одного учащегося в год); · норматив бюджетного финансирования на обучение одного учащегося в учреждениях внешкольного обучения и воспитания (130 тыс. руб. на одного ребенка в год); · обеспеченность общей площадью общеобразовательных учебных заведений (8 кв. м на 1 учащегося); · обеспеченность учащихся школ спортивными плоскостными сооружениями (1,62 кв. м на 1 учащегося), зданиями спортивного назначения (0,5 кв. м на 1 учащегося); · норматив обеспечения учащихся персональными компьютерами (1-2 компьютерных класса на школу или же 1 компьютер на 30 учащихся). В области культуры установлен один стандарт – бюджетная обеспеченность расходов в расчете на одного человека в размере 1,5 базовой величины, в том числе 1,3 – за счет бюджетного финансирования и 0,2 – за счет оказания населению платных услуг. Это позволяет о
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-25; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.34.148 (0.014 с.) |