Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Национальный институт бизнеса↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА Факультет экономики, управления и права Учебно-методический комплекс Рабочая программа учебной дисциплины
«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
для студентов очной и очно-заочной форм обучения по направлению 030900 «Юриспруденция», (квалификация (степень) «бакалавр»)
Автор – составитель: к.ф.-м.н., доцент Гвоздкова И.А.
Москва 2013 Гвоздкова Ирина Александровна. Концепции современного естествознания. Рабочая программа учебной дисциплины. Для студентов очной и очно-заочной форм обучения по направлению 030900 «Юриспруденция», (квалификация (степень) «бакалавр»).
Рецензент: Выжигин А.Ю. к.т.н., заведующий кафедрой информатики и математики АНО ВПО «Московский гуманитарный университет»
Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры информатики, прикладной математики и естественнонаучных дисциплин НОУ ВПО «Национальный институт бизнеса»
Протокол № 01 29.08.13
СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Рабочая программа учебной дисциплины "Концепции современного естествознания"составлена в соответствии с квалификационными требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по направлению 030900 «Юриспруденция», (квалификация (степень) «бакалавр»). Рабочая программа является основным документом, определяющим общее содержание учебной дисциплины. Цель изучения учебной дисциплины - приобретение студентами знаний и умений: - необходимых для анализа социально значимых проблем и процессов, происходящих в обществе, и прогнозирования их развития в будущем; - необходимых для понимания сущности и значения информации в развитии современного информационного общества и экономических знаний; - в области сбора, анализа и обработки естественнонаучной информации, необходимой для решения поставленных управленческих и экономических задач; - в области количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; - в области защиты производственного персонала и населения от возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий; - в области внедрения технологических и продуктовых инноваций. Программой дисциплины предусматривается изложение материала с учетом основополагающих идей и современных взглядов на проблемы естественных наук и использование природных законов без привлечения сложного математического аппарата. Изучение дисциплины «Концепции современного естествознания» направлено на приобретение навыков по использованию природных законов, естественнонаучных моделей и методов исследований в профессиональной деятельности на основе изучения следующих вопросов: - роль естествознания в развитии современного информационного общества; - естественнонаучные методы познания; - достижения современного естествознания; - естественнонаучные основы прогнозирования развития социально-значимых проблем и процессов; - естественнонаучные основы развития современных технологий; - естественнонаучные основы психологии управления; - естественнонаучные аспекты защиты производственного персонала и населения от возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий; - естественнонаучные аспекты информационной безопасности. Дисциплина «Концепции современного естествознания» является фундаментом естественно-научного образования студента, который имеет важное значение для успешного изучения общетеоретических и специальных дисциплин, предусмотренных учебным планом подготовки выпускника по направлению 030900 «Юриспруденция», (квалификация (степень) «бакалавр»).
2. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание и структура учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» должны способствовать формированию как общекультурных компетенций. В процессе изучения учебной дисциплины формируются компетенции: · способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); · владеет основными методами способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информации (ОК-11); В результате освоения учебной дисциплины выпускник должен: знать: особенности современного постиндустриального (информационного) общества; достижения современного естествознания и особенности их воздействия на развитие современного информационного общества; естественнонаучные основы современных технологий; естественнонаучные аспекты управления; естественнонаучные аспекты информационной безопасности и защиты государственной тайны; опасности и угрозы, возникающие в процессе получения, обработки и дальнейшего продвижения естественнонаучной информации. уметь: выявлять социально значимые проблемы и процессы, в том числе в области современного естествознания; осуществлять сбор, анализ и обработку естественнонаучной информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач; выстраивать информационную иерархию, отличать значимую информацию от незначительной; соблюдать основные требования информационной безопасности и защиты государственной тайны; правильно оперировать профессионально значимой информацией, в том числе в области современного естествознания. владеть: методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; навыками использования естественнонаучных методов для прогнозирования развития социально значимых проблем и процессов; навыками эффективного использования естественнонаучных знаний для решения поставленных профессиональных задач; методикой интерпретации информации; технологиями информационного обмена; навыками делового общения; способами защиты информации; основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий. В целом, будущий бакалавр в области права должен иметь базисные естественно-научные знания, необходимые для дальнейшего изучения специальных дисциплин, и уметь использовать их в профессиональной деятельности. Кроме этого, полученные естественно-научные знания помогут понять будущему бакалавру результаты современных научных исследований, что является необходимым условием совершенствования профессиональных знаний и навыков. В целом, будущий бакалавр в области экономики должен иметь базисные естественно-научные знания, необходимые для дальнейшего изучения специальных дисциплин, и уметь использовать их в профессиональной деятельности. Кроме этого, полученные естественно-научные знания помогут понять будущему бакалавру результаты современных научных исследований, что является необходимым условием совершенствования профессиональных знаний и навыков. Формы контроля. Текущий контроль: опрос студентов, тестирование, проведение контрольных работ; выполнение домашнего задания (написание реферата или подготовка сообщения по теме, согласованной с преподавателем), защита рефератов по темам дисциплины. Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет. Формы и методы учебной работы: лекции, семинарские занятия; решение задач; обсуждение докладов; тесты; консультации преподавателя; анализ конкретных ситуаций.
3. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа), из них: - очная форма обучения: 24 часа - лекции, 24 часа - семинарские занятия, 24 часа – самостоятельная работа; - очно-заочная форма обучения: 16 часов - лекции, 8 часов - семинарские занятия, 48 часов – самостоятельная работа. На лекциях студенты получают общие теоретические знания об использовании природных законов, естественнонаучных моделей и методов исследований в профессиональной деятельности. В ходе семинарских занятий закрепляется теоретический материал, проводятся тестирование и опросы студентов, разбираются конкретные примеры и задачи, осуществляется просмотр видеоматериалов. Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время предусматривает подготовку к занятиям, контрольным мероприятиям и выполнение домашних заданий с помощью учебников, учебных пособий, методических указаний, специальной литературы, образовательных сайтов Интернет и электронных версий курса. Изучение учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» завершается дифференцированным зачетом. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (очная форма обучения – 144 ч.)
(очно-заочная форма обучения – 144 ч.)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Естествознание и его роль в развитии общества. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Особенности современного постиндустриального (информационного) общества. Роль и значение естественнонаучной информации в развитии современного общества. Концептуальный принцип изучения явлений и законов природы. Глобальные выводы современного естествознания. Использование достижений естествознания при разработке новых технологий. Обновление технологий и подъемы в экономике. Естествознание и нравственность. Роль естествознания в формировании профессиональных знаний. Естественнонаучные знания и современное образование. Роль естествознания в обеспечении устойчивого развития. Естествознание и сфера управления. Путь к единой культуре. Формируемые компетенции: ОК-8, ОК-11. СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Естествознание – основа развития современных технологий. Перспективы развития электронных и информационных технологий. Технологические возможности реализации высокой информационной плотности. Перспективы развития нанотехнологий. Технологии современной энергетики. Масштабы химической индустрии. Синтетические материалы. Природные запасы и потребление органического и неорганического сырья. Перспективные материалы. Современные биотехнологии. Генные технологии. Предупреждение и лечение инфекционных заболеваний. Развитие генной медицины. Продление жизни организма. Проблемы клонирования. Трансгенные организмы и перспективы увеличения продовольственных ресурсов. Естественнонаучные основы продления жизни человека. Формируемые компетенции: ОК-8, ОК-11.
УПРАВЛЕНИЯ Наследственные и ненаследственные особенности стилей поведения и принятия решений в обществе.Гены поведения. Функциональная специализация полушарий головного мозга человека и ее взаимосвязь с проявлением консерватизма и новаторства в обществе. Использование достижений нейрофизиологии в совершенствовании корпоративного управления. Проявление максимализма и минимализма при принятии решений. Гендерные особенности контекстной зависимости при принятии решений. Формирование самооценки и ее воздействие на формулировку целей управления. Методика определения самооценки руководителя и подчиненных. Естественнонаучные принципы лидерства и власти. Биологические основы конкуренции, агрессии и сотрудничества в обществе. Примеры психологических тестов для определения склонностей людей, а также их стилей поведения и принятия решений. Ритмы продуктивности, творческой активности и общего социально-психологического климата. Формируемые компетенции: ОК-8, ОК-11. БЕЗОПАСНОСТИ Опасности и угрозы, возникающие в процессе получения, обработки и дальнейшего продвижения естественнонаучной информации. Сбор, анализ, обработка и хранение естественнонаучной информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач. Роль фундаментальных естесвеннонаучных принципов в обеспечении информационной безопасности. Естественнонаучные основы технологий информационной безопасности и защиты государственной тайны. Формируемые компетенции: ОК-8, ОК-11. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ АНЯТИЙ Семинар по теме 1. Роль естествознания в развитии современного информационного общества.* 1) Примеры воздействия обновленных технологий на развитие экономики и общества. 2) Примеры формирования знаний в области экономики и управления на основе естественнонаучных достижений. 3) Доклады по обсуждаемым вопросам. 4) Ответы на вопросы для самоконтроля. *Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме – дискуссии. В ходе занятия используется принцип «опора на индивидуальный и групповой опыт». Это предполагает использование индивидуальной, парной и групповой работы; используются методы проектов; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами и ресурсами Интернет; предусматривается моделирование ситуаций; использование ролевых игр, совместное решение проблемы. Формируемые компетенции: ОК-8, ОК-11. Семинары по теме 2. Естественнонаучные методы познания.* 1) Признаки науки и примеры научных предсказаний. 2) Фундаментальная и прикладная наука. Тенденции развития науки. 3) Роль принципа дополнительности в экономике и управлении. 4) Контрольная работа. 5) Ответы на вопросы для самоконтроля. *Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме – дискуссии. В ходе занятия используется принцип «опора на индивидуальный и групповой опыт». Это предполагает использование индивидуальной, парной и групповой работы; используются методы проектов; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами и ресурсами Интернет; предусматривается моделирование ситуаций; использование ролевых игр, совместное решение проблемы Формируемые компетенции: ОК-8, ОК-11.
Семинары по теме 3. Достижения современного естествознания.* 1) Взаимодействие науки и техники в истории естествознания. 2) Достижения современных естественных наук и перспективы их использования в профессиональной деятельности. 3) Просмотр фильма «К 100-летию Нобелевских премий». 4) Тестовый контроль по вопросам темы. 5) Доклады по обсуждаемым вопросам. *Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме – дискуссии. В ходе занятия используется принцип «опора на индивидуальный и групповой опыт». Это предполагает использование индивидуальной, парной и групповой работы; используются методы проектов; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами и ресурсами Интернет; предусматривается моделирование ситуаций; использование ролевых игр, совместное решение проблемы. Формируемые компетенции: ОК-8, ОК-11.
Семинар по теме 4. Естественнонаучные основы прогнозирования развития социально-значимых проблем и процессов.* 1) Изучение поведения параметров порядка в природных и социально-экономических системах на этапах устойчивого развития и во время кризисов. 2) Изучение возможностей увеличения КПД управленческой деятельности. 3) Тестовый контроль по вопросам темы. 4) Доклады по обсуждаемым вопросам 5) Ответы на вопросы для самоконтроля. *Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме – дискуссии. В ходе занятия используется принцип «опора на индивидуальный и групповой опыт». Это предполагает использование индивидуальной, парной и групповой работы; используются методы проектов; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами и ресурсами Интернет; предусматривается моделирование ситуаций; использование ролевых игр, совместное решение проблемы. Формируемые компетенции: ОК-8, ОК-11.
Семинары по теме 5. Естественнонаучные основы развития современных технологий.* 1) Перспективы развития энергетических технологий. 2) Перспективы развития нанотехнологий. 3) Перспективы развития генных технологий. 4) Просмотр фильма «И.В.Курчатов». 5) Ответы на вопросы для самоконтроля. 6) Тестовый контроль по вопросам темы. *Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме – дискуссии. В ходе занятия используется принцип «опора на индивидуальный и групповой опыт». Это предполагает использование индивидуальной, парной и групповой работы; используются методы проектов; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами и ресурсами Интернет; предусматривается моделирование ситуаций; использование ролевых игр, совместное решение проблемы. Формируемые компетенции: ОК-8, ОК-11.
Семинары по теме 6. Естественнонаучные основы психологии управления*. 1) Изучение наследственных механизмов, определяющих поведение человека. 2) Просмотр фильма «Как создать человека». 3) Формирование самооценки и ее воздействие на формулировку целей управления. 4) Ответы на вопросы для самоконтроля. 5) Тестовый контроль по вопросам темы. *Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме – дискуссии. В ходе занятия используется принцип «опора на индивидуальный и групповой опыт». Это предполагает использование индивидуальной, парной и групповой работы; используются методы проектов; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами и ресурсами Интернет; предусматривается моделирование ситуаций; использование ролевых игр, совместное решение проблемы. Формируемые компетенции: ОК-8, ОК-11.
Семинары по теме 7. Естественно-научные аспекты защиты производственного персонала и населения от возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий * 1) Виды космического и внутрипланетарного воздействия на биосферу. 2) Просмотр фильма «Н.Тесла». 3) Естественнонаучные проблемы защиты населения и окружающей среды. 4) Контрольная работа. 5) Ответы на вопросы для самоконтроля. *Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме – дискуссии. В ходе занятия используется принцип «опора на индивидуальный и групповой опыт». Это предполагает использование индивидуальной, парной и групповой работы; используются методы проектов; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами и ресурсами Интернет; предусматривается моделирование ситуаций; использование ролевых игр, совместное решение проблемы. Формируемые компетенции: ОК-8, ОК-11.
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Методические указания студентам по организации самостоятельной работы по учебной дисциплине «Концепции современного естествознания» составлены в соответствии с квалификационными требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по направлению 0301900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»). Самостоятельная работа студентов над учебным материалом состоит из следующих элементов: - изучение материала по учебникам, учебным пособиям, конспектам лекций и по другим источникам; - решение задач; - самопроверка; - выполнение контрольных работ; - тестирование; - подготовка сообщений, докладов, рефератов; - подготовка к лекциям, семинарам и зачету. Кроме этого, студент может обращаться к преподавателю с вопросами для получения консультации. В ходе самостоятельной работы студенты используют имеющиеся в данных методических указаниях справочные материалы, вопросы для самоконтроля и проверки качества знаний и тесты для контроля за уровнем знаний по дисциплине. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН учебной дисциплины «Концепции современного естествознания»
(очная форма обучения – 72 ч.)
(очно-заочная форма обучения – 72 ч.)
Задания для самостоятельной работы студентов А) При чтении лекций
ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В конспекте лекции рекомендуется раскрыть воздействие естествознания на мировую культуру, особенности современного постиндустриального (информационного) общества и роль естественнонаучной информации в его развитии, а также вопросы, связанные с использованием достижений естествознания в экономике, управлении и других профессиональных областях. Ключевые слова: естественные науки, гуманитарные науки, культура, концепция, постиндустриальное (информационное) общество, естественно-научные открытия и информация, обновление технологий, подъемы в экономике, устойчивое развитие. Задание для самостоятельной работы: 1.Изучить категориальный аппарат. 2.Доработать материалы лекции. 3.Подготовиться к семинару по теме. *Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме – дискуссии. СОВРЕМЕННЫХТЕХНОЛОГИЙ В конспекте лекции следует указать перспективы развития электронных и информационных технологий, нанотехнологий, технологий современной энергетики, химических технологий, биотехнологий, генных технологий. Ключевые слова: электронные технологии, информационные технологии, нанотехнологии, энергетические технологии, химические технологии, синтетические материалы, биотехнологии, генные технологии. Задание студентам для самостоятельной работы: 1.Изучить категориальный аппарат. 2.Доработать материалы лекции. 3.Подготовиться к семинарам (для студентов дневного отделения). *Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме – дискуссии. УПРАВЛЕНИЯ В конспекте лекции необходимо отметить преобладание наследственных механизмов в формировании стилей поведения и принятия решений в обществе над ненаследственными, привести примеры открытых генов поведения, раскрыть роль новаторства и консерватизма в обществе, максимализма и минимализма в решении проблем выбора, гендерных особенностей контекстной зависимости при принятии решений. Кроме этого, следует привести примеры психологических тестов для определения самооценки, стилей поведения и принятия решений. Особое внимание рекомендуется уделить биологическим основам ритмов продуктивности, конкуренции, агрессии и сотрудничества в обществе. Ключевые слова: гены поведения, консерватизм, новаторство, полушарная специализация головного мозга человека, максимализм, минимализм, контекстная зависимость и независимость при принятии решений, самооценка, лидерство, конкуренция, сотрудничество, агрессия, ритмы продуктивности и творческой активности. Задание студентам для самостоятельной работы: 1.Изучить категориальный аппарат. 2.Доработать материалы лекции. 3.Подготовиться к семинарам (для студентов дневного отделения). *Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме – дискуссии. БЕЗОПАСНОСТИ В конспекте лекции следует раскрыть сущность опасностей и угроз, возникающих в процессе получения, обработки и дальнейшего продвижения естественнонаучной информации, а также указать способы сбора, анализа, обработки и хранения естественнонаучной информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач. Кроме этого, необходимо охарактеризовать естественнонаучные основы технологий информационной безопасности и защиты государственной тайны. Ключевые слова: естественнонаучная информация и сопровождающие ее угрозы и опасности, естественнонаучные способы защиты информации, государственная тайна, информационная безопасность. Задание студентам для самостоятельной работы: 1.Изучить категориальный аппарат. 2.Доработать материалы лекции.*Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме – дискуссии. Б) При подготовке к семинарским занятиям Если по теме семинара подготовлены сообщение, доклад или реферат, необходимо проинформировать об этом преподавателя и проконсультироваться у него. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ А Абиогенез - гипотеза о происхождении жизни, возникновения живого из неживого Абсолютно черное тело - объект, полностью поглощающий попадающее на него электромагнитное излучение. Такими свойствами обладает отверстие в непрозрачном полом теле Абстракция (лат. - отвлечение) - мысленное представление (моделирование) о предмете (объекте), отвлеченное от частностей, с выделением главного Автаркия(лат. - самоудовлетворение) - политика хозяйственного обособления страны Автогенез - идеалистическое учение, объединяющее эволюцию организмов действием только внутренних нематериальных факторов («принцип совершенства», «сила роста» и т.д.). Близок к витализму Агностизм (греч. - недоступный познанию) - философское учение, отрицающее возможность объяснения сущности объективного мира и его закономерностей Аккреция (лат. - приращение) - гравитационный захват вещества и последующее падение его на космическое тело, при этом выделяется гравитационная энергия Аксиология (греч. - ценность) - учение о ценностях Аксон(греч. - ось) - отросток нейрона, проводящий нервный импульс от тела клетки к иннервируемым органам Анабиоз(греч. - оживление) - состояние организма, при котором жизненные процессы резко замедляются, что способствует выживанию его в неблагоприятных условиях. Анаболизм (греч. - подъем) - химический процесс, в котором простые вещества образуют более сложные, накапливая при этом энергию. В биологии - процесс в живом организме, направленный на образование и обновление структуры клеток и тканей Аннигиляция (лат. - превращение в ничто, исчезновение) - один из видов превращения элементарных частиц при столкновении с античастицей в другие частицы, например при аннигиляции пары электрон-позитрон возникает фотон. При аннигиляции должны выполняться законы сохранения Антропный принцип - рассмотрение законов Вселенной и ее строения на основе того, что познание ведется человеком разумным. Природа такова как она есть только потому, что в ней живет человек. Антропный принцип не противоречит возможности жизни на других космических объектах, но в другом для нас виде Антропоморфизм - уподобление человеку, наделение человеческими качествами и свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных и мифических существ (например, богов) Аттрактанты (лат. - притягивать) - природные или синтетические вещества со специфическим запахом, привлекающим насекомых Аттрактор (англ. - притягивать) - точка равновесия, к которой «притягиваются» фазовые траектории, определяемые детерминированными начальными условиями, и которая является обобщением понятия равновесия, определяет относительную устойчивость состояния системы. Аттрактор можно рассматривать как конечное состояние эволюции диссипативной структуры Б Базис (греч. - основание) - совокупность отношений, линий на местности, служащих вместе с измеренными углами для вычислений длин других линий в геодезии Бактериофаг - вирус, поражающий бактерии Бактерии - группа микроскопических, преимущественно одноклеточных организмов, обладающих клеточной стенкой, но не имеющих ядра и размножающихся делением Барионы (греч. - тяжелый) - элементарные частицы, относящиеся к классу адронов, с полуцелым спином и массой не меньше массы протона Барстеры - вспыхивающие рентгеновские источники с периодом повторения вспышек от нескольких часов до нескольких дней Белки - макромолекулы, состоящие из большого числа аминокислот, соединенных пептидными связями Белая дыра - гипотетический небесный объект, обращенный по времени гравитационный коллапс, в противоположность черной дыре; вещество, первоначально находящееся в белой дыре, расширяется с течением времени и выходит за гравитационный радиус белой дыры. Можно представить, что белые и черные дыры находятся в пространствах с разной мерностью Бентос (греч. - глубина) - совокупность организмов на грунте и в грунте дна водоемов Биогенез - образование органических соединений живыми организмами; процесс зарождения живого. По этой концепции, все живое рождается только от живого Биокатализ - процесс ускорения свойственных живой природе химических процессов в присутствии катализаторов Биополимеры - высокомолекулярные природные соединения - белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды и их производные. Являются структурной основой живых организмов и играют определяющую роль в процессах жизнедеятельности Биофизика - раздел физики, изучающий физические и физико-химические явления в биологических объектах и фундаментальные процессы, лежащие в основе живой природы. Оформилась в 1961 г. Бифуркация (лат. - раздвоение) - критическая пороговая точка, в которой происходит качественное изменение поведения объекта. Точка ветвления траектории движения (изменения) неравновесной системы в момент ее структурной перестройки. В точках бифуркации система находится одновременно как бы в двух состояниях и предсказать ее детерминированное поведение невозможно Бластомеры - клетки, образующиеся в процессе деления яйца у многоклеточных животных Бозон - элементарная частица с цельным спином, подчиняющаяся статистике Бозе - Эйнштейна В Валентность - (лат. - сила) - способность атома к образованию химических связей с другими атомами, определяемая количеством электронов на внешней оболочке Вариационный принцип, исчисление - нахождение экстремальных значений переменных величин (функционалов), зависящих от одной или нескольких функций Вектор (лат. - несущий) - отрезок определен
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.7.186 (0.012 с.) |