Национальный институт бизнеса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальный институт бизнеса



НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА

Факультет экономики, управления и права

Учебно-методический комплекс

Рабочая программа учебной

дисциплины

 

«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

 

для студентов очной и очно-заочной форм обучения

по направлению 030900 «Юриспруденция»,

(квалификация (степень) «бакалавр»)

 

 

Автор – составитель:

к.ф.-м.н., доцент Гвоздкова И.А.

 

 

Москва 2013


Гвоздкова Ирина Александровна. Концепции современного естествознания.

Рабочая программа учебной дисциплины. Для студентов очной и очно-заочной форм обучения по направлению 030900 «Юриспруденция», (квалификация (степень) «бакалавр»).

 

 

Рецензент: Выжигин А.Ю. к.т.н., заведующий кафедрой информатики и математики АНО ВПО «Московский гуманитарный университет»

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры информатики, прикладной математики и естественнонаучных дисциплин НОУ ВПО «Национальный институт бизнеса»

 

 

Протокол № 01 29.08.13

 


СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи учебной дисциплины……………………………………………….  
2. Требования к результатам освоения содержания учебной дисциплины………...  
3. Объем учебной дисциплины и формы учебной работы……………..……………  
4. Тематический план…………………………………..………………………………  
5. Содержание учебной дисциплины……..…………………………………………..  
6. Планы семинарских занятий………………………………………………………..  
7. Методические указания студентам……..……………………………….………….  
8. Словарь основных терминов………………………………………………………..  
9. Фонд оценочных средств……………………………………………………………  
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины………….………………..  
11. Перечень литературы………………………………………………………………  
     

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Рабочая программа учебной дисциплины "Концепции современного естествознания"составлена в соответствии с квалификационными требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по направлению 030900 «Юриспруденция», (квалификация (степень) «бакалавр»).

Рабочая программа является основным документом, определяющим общее содержание учебной дисциплины.

Цель изучения учебной дисциплины - приобретение студентами знаний и умений:

- необходимых для анализа социально значимых проблем и процессов, происходящих в обществе, и прогнозирования их развития в будущем;

- необходимых для понимания сущности и значения информации в развитии современного информационного общества и экономических знаний;

- в области сбора, анализа и обработки естественнонаучной информации, необходимой для решения поставленных управленческих и экономических задач;

- в области количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

- в области защиты производственного персонала и населения от возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий;

- в области внедрения технологических и продуктовых инноваций.

Программой дисциплины предусматривается изложение материала с учетом основополагающих идей и современных взглядов на проблемы естественных наук и использование природных законов без привлечения сложного математического аппарата.

Изучение дисциплины «Концепции современного естествознания» направлено на приобретение навыков по использованию природных законов, естественнонаучных моделей и методов исследований в профессиональной деятельности на основе изучения следующих вопросов:

- роль естествознания в развитии современного информационного общества;

- естественнонаучные методы познания;

- достижения современного естествознания;

- естественнонаучные основы прогнозирования развития социально-значимых проблем и процессов;

- естественнонаучные основы развития современных технологий;

- естественнонаучные основы психологии управления;

- естественнонаучные аспекты защиты производственного персонала и населения от возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий;

- естественнонаучные аспекты информационной безопасности.

Дисциплина «Концепции современного естествознания» является фундаментом естественно-научного образования студента, который имеет важное значение для успешного изучения общетеоретических и специальных дисциплин, предусмотренных учебным планом подготовки выпускника по направлению 030900 «Юриспруденция», (квалификация (степень) «бакалавр»).

 

 

2. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Содержание и структура учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» должны способствовать формированию как общекультурных компетенций.

В процессе изучения учебной дисциплины формируются компетенции:

· способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

· владеет основными методами способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информации (ОК-11);

В результате освоения учебной дисциплины выпускник должен:

знать: особенности современного постиндустриального (информационного) общества; достижения современного естествознания и особенности их воздействия на развитие современного информационного общества; естественнонаучные основы современных технологий; естественнонаучные аспекты управления; естественнонаучные аспекты информационной безопасности и защиты государственной тайны; опасности и угрозы, возникающие в процессе получения, обработки и дальнейшего продвижения естественнонаучной информации.

уметь: выявлять социально значимые проблемы и процессы, в том числе в области современного естествознания; осуществлять сбор, анализ и обработку естественнонаучной информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач; выстраивать информационную иерархию, отличать значимую информацию от незначительной; соблюдать основные требования информационной безопасности и защиты государственной тайны; правильно оперировать профессионально значимой информацией, в том числе в области современного естествознания.

владеть: методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; навыками использования естественнонаучных методов для прогнозирования развития социально значимых проблем и процессов; навыками эффективного использования естественнонаучных знаний для решения поставленных профессиональных задач; методикой интерпретации информации; технологиями информационного обмена; навыками делового общения; способами защиты информации; основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий.

В целом, будущий бакалавр в области права должен иметь базисные естественно-научные знания, необходимые для дальнейшего изучения специальных дисциплин, и уметь использовать их в профессиональной деятельности. Кроме этого, полученные естественно-научные знания помогут понять будущему бакалавру результаты современных научных исследований, что является необходимым условием совершенствования профессиональных знаний и навыков.

В целом, будущий бакалавр в области экономики должен иметь базисные естественно-научные знания, необходимые для дальнейшего изучения специальных дисциплин, и уметь использовать их в профессиональной деятельности. Кроме этого, полученные естественно-научные знания помогут понять будущему бакалавру результаты современных научных исследований, что является необходимым условием совершенствования профессиональных знаний и навыков.

Формы контроля.

Текущий контроль: опрос студентов, тестирование, проведение контрольных работ; выполнение домашнего задания (написание реферата или подготовка сообщения по теме, согласованной с преподавателем), защита рефератов по темам дисциплины.

Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет.

Формы и методы учебной работы: лекции, семинарские занятия; решение задач; обсуждение докладов; тесты; консультации преподавателя; анализ конкретных ситуаций.

 

 

3. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа), из них:

- очная форма обучения: 24 часа - лекции, 24 часа - семинарские занятия, 24 часа – самостоятельная работа;

- очно-заочная форма обучения: 16 часов - лекции, 8 часов - семинарские занятия, 48 часов – самостоятельная работа.

На лекциях студенты получают общие теоретические знания об использовании природных законов, естественнонаучных моделей и методов исследований в профессиональной деятельности.

В ходе семинарских занятий закрепляется теоретический материал, проводятся тестирование и опросы студентов, разбираются конкретные примеры и задачи, осуществляется просмотр видеоматериалов.

Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время предусматривает подготовку к занятиям, контрольным мероприятиям и выполнение домашних заданий с помощью учебников, учебных пособий, методических указаний, специальной литературы, образовательных сайтов Интернет и электронных версий курса.

Изучение учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» завершается дифференцированным зачетом.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(очная форма обучения – 144 ч.)

№ п/п Наименование тем Аудиторные занятия
Всего Лекции Семинары
  Роль естествознания в развитии современного информационного общества 6/2*   2*
  Естественнонаучные методы познания 8/4*   4*
  Достижения современного естествознания 8/4*   4*
  Естественнонаучные основы прогнозирования развития социально-значимых проблем и процессов 6/2*   2*
  Естественнонаучные основы развития современных технологий 6/4*   4*
  Естественнонаучные основы психологии управления 6/4*   4*
  Естественнонаучные аспекты защиты производственного персонала и населения от возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий 6/4*   4*
  Естественнонаучные аспекты информационной безопасности     -
  Итого аудиторных часов 48/24*   24*

 

(очно-заочная форма обучения – 144 ч.)

№ п/п Наименование тем Аудиторные занятия
Всего Лекции Семинары
  Роль естествознания в развитии современного информационного общества 6/1*   1*
  Естественнонаучные методы познания 8/1*   1*
  Достижения современного естествознания 8/1*   1*
  Естественнонаучные основы прогнозирования развития социально-значимых проблем и процессов 6/1*   1*
  Естественнонаучные основы развития современных технологий 6/1*   1*
  Естественнонаучные основы психологии управления 6/2*   2*
  Естественнонаучные аспекты защиты производственного персонала и населения от возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий 6/1*   1*
  Естественнонаучные аспекты информационной безопасности     -
  Итого аудиторных часов 24/8*   8/8*

 

 


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Естествознание и его роль в развитии общества. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Особенности современного постиндустриального (информационного) общества. Роль и значение естественнонаучной информации в развитии современного общества. Концептуальный принцип изучения явлений и законов природы. Глобальные выводы современного естествознания. Использование достижений естествознания при разработке новых технологий. Обновление технологий и подъемы в экономике. Естествознание и нравственность. Роль естествознания в формировании профессиональных знаний. Естественнонаучные знания и современное образование. Роль естествознания в обеспечении устойчивого развития. Естествознание и сфера управления. Путь к единой культуре.

Формируемые компетенции: ОК-8, ОК-11.

СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Естествознание – основа развития современных технологий. Перспективы развития электронных и информационных технологий. Технологические возможности реализации высокой информационной плотности. Перспективы развития нанотехнологий. Технологии современной энергетики. Масштабы химической индустрии. Синтетические материалы. Природные запасы и потребление органического и неорганического сырья. Перспективные материалы. Современные биотехнологии. Генные технологии. Предупреждение и лечение инфекционных заболеваний. Развитие генной медицины. Продление жизни организма. Проблемы клонирования. Трансгенные организмы и перспективы увеличения продовольственных ресурсов. Естественнонаучные основы продления жизни человека.

Формируемые компетенции: ОК-8, ОК-11.

 


УПРАВЛЕНИЯ

Наследственные и ненаследственные особенности стилей поведения и принятия решений в обществе.Гены поведения. Функциональная специализация полушарий головного мозга человека и ее взаимосвязь с проявлением консерватизма и новаторства в обществе. Использование достижений нейрофизиологии в совершенствовании корпоративного управления. Проявление максимализма и минимализма при принятии решений. Гендерные особенности контекстной зависимости при принятии решений. Формирование самооценки и ее воздействие на формулировку целей управления. Методика определения самооценки руководителя и подчиненных. Естественнонаучные принципы лидерства и власти. Биологические основы конкуренции, агрессии и сотрудничества в обществе. Примеры психологических тестов для определения склонностей людей, а также их стилей поведения и принятия решений. Ритмы продуктивности, творческой активности и общего социально-психологического климата.

Формируемые компетенции: ОК-8, ОК-11.

БЕЗОПАСНОСТИ

Опасности и угрозы, возникающие в процессе получения, обработки и дальнейшего продвижения естественнонаучной информации. Сбор, анализ, обработка и хранение естественнонаучной информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач. Роль фундаментальных естесвеннонаучных принципов в обеспечении информационной безопасности. Естественнонаучные основы технологий информационной безопасности и защиты государственной тайны.

Формируемые компетенции: ОК-8, ОК-11.


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ АНЯТИЙ

Семинар по теме 1. Роль естествознания в развитии современного информационного общества.*

1) Примеры воздействия обновленных технологий на развитие экономики и общества.

2) Примеры формирования знаний в области экономики и управления на основе естественнонаучных достижений.

3) Доклады по обсуждаемым вопросам.

4) Ответы на вопросы для самоконтроля.

*Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме – дискуссии. В ходе занятия используется принцип «опора на индивидуальный и групповой опыт». Это предполагает использование индивидуальной, парной и групповой работы; используются методы проектов; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами и ресурсами Интернет; предусматривается моделирование ситуаций; использование ролевых игр, совместное решение проблемы.

Формируемые компетенции: ОК-8, ОК-11.

Семинары по теме 2. Естественнонаучные методы познания.*

1) Признаки науки и примеры научных предсказаний.

2) Фундаментальная и прикладная наука. Тенденции развития науки.

3) Роль принципа дополнительности в экономике и управлении.

4) Контрольная работа.

5) Ответы на вопросы для самоконтроля.

*Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме – дискуссии. В ходе занятия используется принцип «опора на индивидуальный и групповой опыт». Это предполагает использование индивидуальной, парной и групповой работы; используются методы проектов; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами и ресурсами Интернет; предусматривается моделирование ситуаций; использование ролевых игр, совместное решение проблемы

Формируемые компетенции: ОК-8, ОК-11.

 

Семинары по теме 3. Достижения современного естествознания.*

1) Взаимодействие науки и техники в истории естествознания.

2) Достижения современных естественных наук и перспективы их использования в профессиональной деятельности.

3) Просмотр фильма «К 100-летию Нобелевских премий».

4) Тестовый контроль по вопросам темы.

5) Доклады по обсуждаемым вопросам.

*Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме – дискуссии. В ходе занятия используется принцип «опора на индивидуальный и групповой опыт». Это предполагает использование индивидуальной, парной и групповой работы; используются методы проектов; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами и ресурсами Интернет; предусматривается моделирование ситуаций; использование ролевых игр, совместное решение проблемы.

Формируемые компетенции: ОК-8, ОК-11.

 

Семинар по теме 4. Естественнонаучные основы прогнозирования развития социально-значимых проблем и процессов.*

1) Изучение поведения параметров порядка в природных и социально-экономических системах на этапах устойчивого развития и во время кризисов.

2) Изучение возможностей увеличения КПД управленческой деятельности.

3) Тестовый контроль по вопросам темы.

4) Доклады по обсуждаемым вопросам

5) Ответы на вопросы для самоконтроля.

*Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме – дискуссии. В ходе занятия используется принцип «опора на индивидуальный и групповой опыт». Это предполагает использование индивидуальной, парной и групповой работы; используются методы проектов; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами и ресурсами Интернет; предусматривается моделирование ситуаций; использование ролевых игр, совместное решение проблемы.

Формируемые компетенции: ОК-8, ОК-11.

 

Семинары по теме 5. Естественнонаучные основы развития современных технологий.*

1) Перспективы развития энергетических технологий.

2) Перспективы развития нанотехнологий.

3) Перспективы развития генных технологий.

4) Просмотр фильма «И.В.Курчатов».

5) Ответы на вопросы для самоконтроля.

6) Тестовый контроль по вопросам темы.

*Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме – дискуссии. В ходе занятия используется принцип «опора на индивидуальный и групповой опыт». Это предполагает использование индивидуальной, парной и групповой работы; используются методы проектов; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами и ресурсами Интернет; предусматривается моделирование ситуаций; использование ролевых игр, совместное решение проблемы.

Формируемые компетенции: ОК-8, ОК-11.

 

Семинары по теме 6. Естественнонаучные основы психологии управления*.

1) Изучение наследственных механизмов, определяющих поведение человека.

2) Просмотр фильма «Как создать человека».

3) Формирование самооценки и ее воздействие на формулировку целей

управления.

4) Ответы на вопросы для самоконтроля.

5) Тестовый контроль по вопросам темы.

*Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме – дискуссии. В ходе занятия используется принцип «опора на индивидуальный и групповой опыт». Это предполагает использование индивидуальной, парной и групповой работы; используются методы проектов; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами и ресурсами Интернет; предусматривается моделирование ситуаций; использование ролевых игр, совместное решение проблемы.

Формируемые компетенции: ОК-8, ОК-11.

 

Семинары по теме 7. Естественно-научные аспекты защиты производственного персонала и населения от возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий *

1) Виды космического и внутрипланетарного воздействия на биосферу.

2) Просмотр фильма «Н.Тесла».

3) Естественнонаучные проблемы защиты населения и окружающей среды.

4) Контрольная работа.

5) Ответы на вопросы для самоконтроля.

*Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме – дискуссии. В ходе занятия используется принцип «опора на индивидуальный и групповой опыт». Это предполагает использование индивидуальной, парной и групповой работы; используются методы проектов; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами и ресурсами Интернет; предусматривается моделирование ситуаций; использование ролевых игр, совместное решение проблемы.

Формируемые компетенции: ОК-8, ОК-11.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Методические указания студентам по организации самостоятельной работы по учебной дисциплине «Концепции современного естествознания» составлены в соответствии с квалификационными требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по направлению 0301900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»).

Самостоятельная работа студентов над учебным материалом состоит из следующих элементов:

- изучение материала по учебникам, учебным пособиям, конспектам лекций и по другим источникам;

- решение задач;

- самопроверка;

- выполнение контрольных работ;

- тестирование;

- подготовка сообщений, докладов, рефератов;

- подготовка к лекциям, семинарам и зачету.

Кроме этого, студент может обращаться к преподавателю с вопросами для получения консультации.

В ходе самостоятельной работы студенты используют имеющиеся в данных методических указаниях справочные материалы, вопросы для самоконтроля и проверки качества знаний и тесты для контроля за уровнем знаний по дисциплине.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

учебной дисциплины «Концепции современного естествознания»

 

(очная форма обучения – 72 ч.)

№ п/п Наименование тем Всего Аудиторные занятия, часы Сам. раб.
Лекции Семинары
  Роль естествознания в развитии современного информационного общества        
  Естественнонаучные методы познания        
  Достижения современного естествознания        
  Естественнонаучные основы прогнозирования развития социально-значимых проблем и процессов        
  Естественнонаучные основы развития современных технологий        
  Естественнонаучные основы психологии управления        
  Естественнонаучные аспекты защиты производственного персонала и населения от возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий        
  Естественнонаучные аспекты информационной безопасности     -  
  Итого часов        

(очно-заочная форма обучения – 72 ч.)

№ п/п Наименование тем Всего Аудиторные занятия, часы Сам. раб.
Лекции Семинары
  Роль естествознания в развитии современного информационного общества        
  Естественнонаучные методы познания        
  Достижения современного естествознания        
  Естественнонаучные основы прогнозирования развития социально-значимых проблем и процессов        
  Естественнонаучные основы развития современных технологий        
  Естественнонаучные основы психологии управления        
  Естественнонаучные аспекты защиты производственного персонала и населения от возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий        
  Естественнонаучные аспекты информационной безопасности     -  
  Итого часов        

Задания для самостоятельной работы студентов

А) При чтении лекций

 

ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

В конспекте лекции рекомендуется раскрыть воздействие естествознания на мировую культуру, особенности современного постиндустриального (информационного) общества и роль естественнонаучной информации в его развитии, а также вопросы, связанные с использованием достижений естествознания в экономике, управлении и других профессиональных областях.

Ключевые слова: естественные науки, гуманитарные науки, культура, концепция, постиндустриальное (информационное) общество, естественно-научные открытия и информация, обновление технологий, подъемы в экономике, устойчивое развитие.

Задание для самостоятельной работы:

1.Изучить категориальный аппарат.

2.Доработать материалы лекции.

3.Подготовиться к семинару по теме. *Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме – дискуссии.

СОВРЕМЕННЫХТЕХНОЛОГИЙ

В конспекте лекции следует указать перспективы развития электронных и информационных технологий, нанотехнологий, технологий современной энергетики, химических технологий, биотехнологий, генных технологий.

Ключевые слова: электронные технологии, информационные технологии, нанотехнологии, энергетические технологии, химические технологии, синтетические материалы, биотехнологии, генные технологии.

Задание студентам для самостоятельной работы:

1.Изучить категориальный аппарат.

2.Доработать материалы лекции.

3.Подготовиться к семинарам (для студентов дневного отделения). *Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме – дискуссии.

УПРАВЛЕНИЯ

В конспекте лекции необходимо отметить преобладание наследственных механизмов в формировании стилей поведения и принятия решений в обществе над ненаследственными, привести примеры открытых генов поведения, раскрыть роль новаторства и консерватизма в обществе, максимализма и минимализма в решении проблем выбора, гендерных особенностей контекстной зависимости при принятии решений. Кроме этого, следует привести примеры психологических тестов для определения самооценки, стилей поведения и принятия решений. Особое внимание рекомендуется уделить биологическим основам ритмов продуктивности, конкуренции, агрессии и сотрудничества в обществе.

Ключевые слова: гены поведения, консерватизм, новаторство, полушарная специализация головного мозга человека, максимализм, минимализм, контекстная зависимость и независимость при принятии решений, самооценка, лидерство, конкуренция, сотрудничество, агрессия, ритмы продуктивности и творческой активности.

Задание студентам для самостоятельной работы:

1.Изучить категориальный аппарат.

2.Доработать материалы лекции.

3.Подготовиться к семинарам (для студентов дневного отделения). *Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме – дискуссии.

БЕЗОПАСНОСТИ

В конспекте лекции следует раскрыть сущность опасностей и угроз, возникающих в процессе получения, обработки и дальнейшего продвижения естественнонаучной информации, а также указать способы сбора, анализа, обработки и хранения естественнонаучной информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач. Кроме этого, необходимо охарактеризовать естественнонаучные основы технологий информационной безопасности и защиты государственной тайны.

Ключевые слова: естественнонаучная информация и сопровождающие ее угрозы и опасности, естественнонаучные способы защиты информации, государственная тайна, информационная безопасность.

Задание студентам для самостоятельной работы:

1.Изучить категориальный аппарат.

2.Доработать материалы лекции.*Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме – дискуссии.

Б) При подготовке к семинарским занятиям

Если по теме семинара подготовлены сообщение, доклад или реферат, необходимо проинформировать об этом преподавателя и проконсультироваться у него.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

А

Абиогенез - гипотеза о происхождении жизни, возникновения живого из неживого

Абсолютно черное тело - объект, полностью поглощающий попадающее на него электромагнитное излучение. Такими свойствами обладает отверстие в непрозрачном полом теле

Абстракция (лат. - отвлечение) - мысленное представление (моделирование) о предмете (объекте), отвлеченное от частностей, с выделением главного

Автаркия(лат. - самоудовлетворение) - политика хозяйственного обособления страны

Автогенез - идеалистическое учение, объединяющее эволюцию организмов действием только внутренних нематериальных факторов («принцип совершенства», «сила роста» и т.д.). Близок к витализму

Агностизм (греч. - недоступный познанию) - философское учение, отрицающее возможность объяснения сущности объективного мира и его закономерностей

Аккреция (лат. - приращение) - гравитационный захват вещества и последующее падение его на космическое тело, при этом выделяется гравитационная энергия

Аксиология (греч. - ценность) - учение о ценностях

Аксон(греч. - ось) - отросток нейрона, проводящий нервный импульс от тела клетки к иннервируемым органам

Анабиоз(греч. - оживление) - состояние организма, при котором жизненные процессы резко замедляются, что способствует выживанию его в неблагоприятных условиях.

Анаболизм (греч. - подъем) - химический процесс, в котором простые вещества образуют более сложные, накапливая при этом энергию. В биологии - процесс в живом организме, направленный на образование и обновление структуры клеток и тканей

Аннигиляция (лат. - превращение в ничто, исчезновение) - один из видов превращения элементарных частиц при столкновении с античастицей в другие частицы, например при аннигиляции пары электрон-позитрон возникает фотон. При аннигиляции должны выполняться законы сохранения

Антропный принцип - рассмотрение законов Вселенной и ее строения на основе того, что познание ведется человеком разумным. Природа такова как она есть только потому, что в ней живет человек. Антропный принцип не противоречит возможности жизни на других космических объектах, но в другом для нас виде

Антропоморфизм - уподобление человеку, наделение человеческими качествами и свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных и мифических существ (например, богов)

Аттрактанты (лат. - притягивать) - природные или синтетические вещества со специфическим запахом, привлекающим насекомых

Аттрактор (англ. - притягивать) - точка равновесия, к которой «притягиваются» фазовые траектории, определяемые детерминированными начальными условиями, и которая является обобщением понятия равновесия, определяет относительную устойчивость состояния системы. Аттрактор можно рассматривать как конечное состояние эволюции диссипативной структуры

Б

Базис (греч. - основание) - совокупность отношений, линий на местности, служащих вместе с измеренными углами для вычислений длин других линий в геодезии

Бактериофаг - вирус, поражающий бактерии

Бактерии - группа микроскопических, преимущественно одноклеточных организмов, обладающих клеточной стенкой, но не имеющих ядра и размножающихся делением

Барионы (греч. - тяжелый) - элементарные частицы, относящиеся к классу адронов, с полуцелым спином и массой не меньше массы протона

Барстеры - вспыхивающие рентгеновские источники с периодом повторения вспышек от нескольких часов до нескольких дней

Белки - макромолекулы, состоящие из большого числа аминокислот, соединенных пептидными связями

Белая дыра - гипотетический небесный объект, обращенный по времени гравитационный коллапс, в противоположность черной дыре; вещество, первоначально находящееся в белой дыре, расширяется с течением времени и выходит за гравитационный радиус белой дыры. Можно представить, что белые и черные дыры находятся в пространствах с разной мерностью

Бентос (греч. - глубина) - совокупность организмов на грунте и в грунте дна водоемов

Биогенез - образование органических соединений живыми организмами; процесс зарождения живого. По этой концепции, все живое рождается только от живого

Биокатализ - процесс ускорения свойственных живой природе химических процессов в присутствии катализаторов

Биополимеры - высокомолекулярные природные соединения - белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды и их производные. Являются структурной основой живых организмов и играют определяющую роль в процессах жизнедеятельности

Биофизика - раздел физики, изучающий физические и физико-химические явления в биологических объектах и фундаментальные процессы, лежащие в основе живой природы. Оформилась в 1961 г.

Бифуркация (лат. - раздвоение) - критическая пороговая точка, в которой происходит качественное изменение поведения объекта. Точка ветвления траектории движения (изменения) неравновесной системы в момент ее структурной перестройки. В точках бифуркации система находится одновременно как бы в двух состояниях и предсказать ее детерминированное поведение невозможно

Бластомеры - клетки, образующиеся в процессе деления яйца у многоклеточных животных

Бозон - элементарная частица с цельным спином, подчиняющаяся статистике Бозе - Эйнштейна

В

Валентность - (лат. - сила) - способность атома к образованию химических связей с другими атомами, определяемая количеством электронов на внешней оболочке

Вариационный принцип, исчисление - нахождение экстремальных значений переменных величин (функционалов), зависящих от одной или нескольких функций



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.148 с.)