Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
С.78. Ахиллес см. комментарий к стр.30Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Стр 81. Хаос, Гея, Тартар, Эрос – четыре первопотенции в греческой мифологии. Хаос – означает «зев», «зияние», зевание», «развестое пространство», «пустое протяжение». Хронос=Кронос. «Крон (…….) в греческой мифологии один из титанов, сын Урана и Геи. ПО наущению своей матери оскопил серпом Урана, чтобы прекратить его бесконечную плодовитость (Hesiod “Theognonia”/ 154-182). Воцарившись вместо отца, Кронос взял в супруги свою сестру Рею. По предсказанию Геи, его должен был лишить власти собственный сын, поэтому, как только у Реи рождались дети, Крон тотчас проглатывал их, желая избежать исполнения предсказания. Однако Рея обманула Кроноса, подложив ему вместо младшего сына Зевса запеленатый камень, который и был проглочен Кроносом. Зевс был тайно вскормлен в пещере на Крите (453-491). Возмужав, он по совету жены Метиды опоил Кроноса волшебным питьем, благодаря которому Кронос изрыгнул на свет братьев и сестер Зевса (Apollodor. I 2,1). Под предводительством Зевса дети Кроноса объявили войну Титанам, длившуюся десять лет. Побежденные титаны вместе с Кроносом были сброшены в тартар и находились там под стражей сторуких, веведенных Зевсом из тартара (Hes. Theog.). … По орфической традиции Кронос примиряется с Зевсом и правит на островах блаженных, отсюда возникло понятие о царствовании Кроноса как счастливом и благодатном времени. Народная этимология сблизила имя Кроноса с неаименованием времени Хронос (…….). В римской мифологии Кронос известем под именем Сатурна, который воспринимался как символ неумолимого времени. Кроосу были посвящены празднества кронии, в Риме – Сатурналии, во время которых господа и слуги менялись своими обязанностями и воцарялось безудержное веселье карнавального типа». (А.Ф.Лосев «Мифы народов мира»).
стр. 82. – Зевс – «в греческой мифологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. З. – исконно греческое божество; его имя чисто индоевропейского происхождения и означает «светлое небо» (ср. индоевропейское deiuo – «дневное сияющее небо», deva – «бог», dyaus – «небо», греч. Zevs, род.п. Dios – «Зевс, бог ясного неба», лат. deus – «бог», dies – «день», др.- инд. Deaus pitar, др-греч. Zeus patro – лат.Jup (p) iter, Diespiiter). В античной этимологии слова «З.» связывлась с корнями греческих слов «жизнь», «кипение», «орошение», «то, через что все существует». Зевс- сын Кроноса (отсюда имена Зевса Кронид, Кронион) и Реи» ( А.Ф.Лосев. «Мифы народов мира»).
В Дельфах «почитался архаический фетиш омфал («пуп земли»), камень проглоченный Кроном, или камень как пуп младенца Зевса… Омфал был поставлен Зевсом в Пифоне под Парнасом как памятник на диво всем смертным». (Лосев)
стр.82 Гера (…..) в греческой мифологии супруга и сестра Зевса. верховная олимпийская богиня, дочь Кроноса и Реи (Hes. Theog. 453). Ее имя. возможно, означает «охранительница», «госпожа». Брак Геры с братом – рудимент древней кровно-родственной семьи. вместе с остальными детьми Кроноса Гера была проглочена им, а затем. благодаря хитрости Метиды и Зевса, изрыгнута Кроносом…Культ Геры был распространен на материке (особенно в Микенах, Аргосе – храм Герайон, Олимпии) (Paus. V, 16, 2) и на островах (на Самосее, где был храм Геры Самосской и ее древний фетиш в виде доски; на Крите, где в Кносе праздновали «священный брак» Геи и Зевса). В римской мифологии Геру отождествляли с Юноной. (А.А.Тахо-Годи). стр.82 – Посейдон (………..), в греческой мифологии один из главных олимпийских богов, владыка моря, сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Аида (Hes. Theog. 453-457), с которыми он поделил господство над миром. Бросив жребий, он получил в удел море (Зевс – небо, Аид – подземное царство) (Hom.II XV 187-194). … Олимпийский Посейдон неразрывно связан именно с морской стихией, сохранив в качестве рудиментов эпитеты, указывающие на былую связь с землей, мифы о зооморфных ипостасях Посейдона – коне и быке и предания о Посейдоне, своим трезубцем выбивающем из земли пресную влагу источников… В римской мифологии отождествлялся с Нептуном». (А.Ф.Лосев). стр.82 – Арей, Арес (….) – в греческой мифологии бог войны, коварной, вероломной, войны ради войны, в отличии от Афины Паллады – богини войны честной и справедливой. … Буйный и аморальный Арес с большим трудом ассимилировался с олимпийскими богами, и в его образе сохранились многочисленные напластования разных эпох. В Риме Арес отождествляется с италийским богом Марсом, и в искусстве и литературе позднего врмени он известен преимущественно под именем Марс. (А.Ф.Лосев). стр.82 – Homeros Iliada, V 889-898. об Аресе. стр.82 Афродита (……..) – в греческой мифологии богиня любви и красоты. Богиня малоазийского происхождения. Этимология этого негреческого имени не ясна. Существуют две версии происхождения Афродиты: согласно одной – поздней, она – дочь Зевса и Дионы …, согласно другой…, она родилась из крови оскопленного Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену; отсюда так называемая народная этимология ее имени «пенорожденная» (от греского «афрос» = пена) и одного из ее прозвищ - «Анадиомена» - «появившаяся на поверхности моря». Миф отражает также древнее хтоническое происхождение богини… (А.Ф.Лосев).
стр.82 – Homeros Iliada, XIV 215-221 Афродита
стр.82 – Гефест (…..) – в греческой мифологии бог огня и кузнечногодела. Олимпийское божество малоазийского происхождения, вместившее в себя древнейшие черты огненной стихии. … Мифы о Гефесте отражают также расцвет художественно-ремесленного творчества в эпоху патриархата…. В римской мифологии Гефесту соответствует Вулкан. (А.Ф.Лосев). стр.82 - Homeros Odissea, VIII 266-366.
стр.82 – Латона, «Лето (….), в греческой мифологии дочь титанов Коя иФебы. … Возможно… негреческим происхождением богини объясняется ее незаконная связь с Зевсом, преследование ее Герой и особенно трудности при рождении близнецов, когда ни один клочок суши не смел принять гонимую Герой Лето. … Опасаясь Геры, все отвергают Лето, и только на острове Астерия (первоначальное название Делоса) приютил богиню, стал священнейшим из островов… Лето особенно любима своими детьми, которые оберегают ее и убивают тех, кто пытается оскорбить их мать». (А.Ф.Лосев).
стр.82 – Аполлон (……) в греческой мифологии сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог, включивший в свой классический образ архаические и хтонические черты догреческого и малоазийского развития (отсюда разнообразие его функций – как губительных, так и благодетельных, сочетание в нем мрачных и светлых сторон)… Эпитет Аполлона - Феб (……) указывает на чистоту, блеск, прорицание… Аполлону-прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии – в Кларосе, Дидимах, Колофоне, Кумах… Он пастух и охранитель стад… Он основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племен… Он покровитель певцов и музыкантов, Мусагет – водитель муз… На стадии олимпийской или героической мифологии в этом мрачном божестве, с его властью над жизнью и смертью, выделяется определенное устойчивое начало, из которого вырастает сильная, гармоническая личность великого бога эпохи патриархата. Он помогает людям, научает их мудрости и искусствам, строит им города, охраняет от врагов, вместе с Афиной выступает защитником отцовского права… Культ Аполлона был распространен в Греции повсеместно…, но главным центром почитания Аполлона был Дельфийскитй храм с оракулом Аполлона, где восседавшая на треножнике жрица Аполлона – пифия давала предсказания…. В период классики Аполлон понимался прежде всего как бог искусства и художественного вдохновения… Из греческих колоний в Италии культ Аполлона проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии». (А.Ф.Лосев). стр.82 – Хариты (…….) – в греческой мифологии благодетельные богини, воплощающие доброе, радостное и вечно юное начало жизни (греческое «хари» - «милость», «доброта»… Аглая – «сияющая», Ефросина – «благомыслящая», Талия - «цветущая». Имена Харит, их происхождение и число в вариантах мифов различны. … В делосском храме Аполлон держит на ладони трех харит, они были изображены так же в пифийском храме Аполлона в Пергаме и в Афинах перед входом в Акрополь (Paus. IX 35 3). В римской мифологии Харитам соответствуют Грации. стр.82 – Артемида (……… этимогогия не ясна, возможны варианты: «медвежья богиня», «владычица», «убийца»), в греческой мифологии богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона. …классическая Артемида = девственница и хранительница целомудрия… В римской мифологии Артемида известна под именем Дианы, считалась олицетворением луны, так же как ее брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с солнцем. (А.Тахо-Годи). стр.82 – Эос – смотри комментарий к стр. 30.
стр.83 – Святилище Аполлона в Дельфах – стр.83 – Музы (греч. Musai, лат. Musaе) в греческой мифолог ии сначала богини – покровительницы искусств, позже – покровительницы наук и всей творческой деятельности. Первоначально их было три, затем число увеличилось до девяти. В римское время функции каждой определились окончательно. Эрато – покровительница лирической поэзии и эротических стихов, Каллиопа – эпической поэзии, Клио – муза истории, Мельпомена – трагедии, Полигимния – муза танца и музыки, Терпсихора – танца, Талия – муза комедии, Урания – муза атрономи. стр.84 – Эфес ( греч. Ephesos, лат. Ephesus)- город на побережье Малой Азиив Кари. Основан как ионийская колония в XV-XIV веках до н.э. По Страбону город основали амазонки, построившие здесь знаменитое святилище Артемиды, Артемисион. Один из главных торговых центров древности. стр.84 – Герострат (греч. Herostratos) – По преданию житель Эфеса,желавший достичь славы и поджегший для этого храм Артемиды в ночь рождения Александра Македонского (именно поэтому богиня не смогла защитить свое святилище, так как принимала великого младенца у роженицы). Имя Герострата стало нарицательным («геростратово деяние», «геростратова слава») как синоним славы, основанной на кощунстве. стр.85 – Аид (греч. Aides, также Hades, вероятно – невидимый) – в греческой мифологии бог подземного царства мертвых, откуда нет возврата. Сын Кроноса и реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Деметры и Гестии, супруг Персефоны. В поздние времена под Аидом понималось также его царство. стр. 85 – Кербер, Цербер – в греческой мифологии сын Тифона и Ехидны, пес, охранявший ворота в подземное царство «мрачного Аида». Изображался многоглавым (тремя, пятью, ста головами, увитыми змеями). Кербер впускал в Аид души умерших, но не выпускал их. стр.85 – Эвмениды (греч. благожелательные богини)- позднее обозначениеэринний, переставшими быть богинями мести и раздора, и ставшими благодатными богинями, предотвращавшими несчастья и дарующими плодородие. стр.85 – Деметра (греч. Demeter – корень «мать-земля») – в греческой мифологии богиня плодородия и земледелия. Дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, от которого родила Персефону. От критского бога земледелия Иосиона родила Плутоса – бога богатства и изобилия. Горе Деметры по похищенной Аидом Песефоне губит плодоносную силу земли, обрекая людей на голод, и потому Зевс велит брату вернуть Песефону. Аид перед расставанием дает жене вкусить гранатовое зернышко, которое заставляет ее помнить о царстве смерти. Две трети года Персефона проводит с матерью. Это время расцвета и плодоношения природы. Треть года – в царстве супруга. Таким образом, плодородие существует лишь в контексте осознания неизбежного увядания (смерти) для дальнейшего возрождения. Святилище Деметры находилось в Элевсине (Аттика), где на протяжении первых девяти дней сентября проходили Элевсинские мистерии. Они представляли странствия скорбящей Деметры в поисках Персефоны, обретение дочери, связь миров – жизни и смерти. В элевсинских мистериях принимали участие старинные афинские семьи, члены которых давали строгий обед молчания, неразглашения мистериальных действ. Элевсинские мистерии считаются одним из источников трагедии. В римской мифологии Деметре соответствует Церера. стр.85 – Дионис (греч.Dionisos)- в греческой мифологии богвиноградарства и виноделия.Назывался также Вакхом (в Древнем Риме ему соответствовал Bacchus). Сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма. Ревнивая Гера надоумила Семелу упросить Зевса появиться перед ней во всем своем величии. Зевс, связанный обещанием исполнить любую просьбу возлюбленной, явился в раскатах грома и извергая молнии, которые испепелили Семелу. Зевс выхватил из огня недоношенного шестимесячного младенца, зашил его в свое бедро и выносил до положенного срока. Его спутниками были сатиры, селены и нимфы. Имеет восточное – фракийское и лидийско-фригийское происхождение. В Греции противились утверждению его культа, однако это произошло (VIII-VII веках до н.э.). Культ Диониса был распространен вплоть до Индии. Поклонницы Диониса менады (вакханки) прославляли его в оргаистическом культе. В Аттике в честь Диониса праздновали дионисии, ленеи, анфестерии. Празднества включали в себя фаллические процессии. Фаллос являлся символом Диониса как бога плодоносящих сил земли.Появившиеся при Писистрате Великие Дионисии праздновались в течении пяти дней в конце февраля - начале марта. Три дня в театрах игрались представления. Драма, трагедия развилась из дифирамбов, культовых песен в честь Диониса (греч. «tragodia, буквально «песнь о козле», «песнь козлов», то есть козлоногих сатиров). стр.85 – Менады (греч. mainades - безумствующие) – в греческой мифологии спутницы Диониса (Вакха, отсюда второе название – вакханки). Во время культовых шествий толпы (фиасы) менад в шкурах пятнистого оленя, украшенные виноградными листьями, перепоясанные убитыми змеями, размахивая факелами и тирсами (жезлы), так же увитыми плющем, изображали свиту бога, устремляясь в неистовой пляске и беге через горы и леса, увлекая за собой мужчин и женщин. В экстатических порывах они растерзывали диких зверей и пили их кровь. Нередки и человеческие жертвы. В истории изобразительного искусства менад изображали часто с Дионисом. Хорошо известна статуя менады Скопаса. стр.85 – Фавн (Faunus) - древнеиталийский бог плодородия, покровитель скотоводства и земледелия, лесов и животных. Соответствовал греческому (аркадскому) Пану. Сын Пика (одно из воплощений Марса) и отец Латина. Как Фавн Фатуй (Fatuus – одержимый) являлся предсказателем. Считался хитрым, лукавым. Он воровал детей, насылал кошмары. Вступал в связь с животными, соблазнял женщин. Иногда говорится о множестве фавнов как о лесных духах. Женским соответствием Фавну была Фавна, Фатуя. Его праздником были Луперкалии (15 февраля). Он отправлялся в гроте Луперкалий (от “lupus” – волк) на склоне римского холма Палатина и обслуживался коллегией жрецов-луперков. В жертву приносились собака и козел. После жертвоприношения Луперки обнаженные, с козьей шкурой на бедрах бежали вокруг холма, стегая вырезанными из кожи жертвенного козла ремнями встречных женщин. Считалось, что это принесет им плодородие и благополучие. стр.85 – Силены (греч. Seilenoi, лат. Silenus)- в греческой мифологии – демоны плодородия, воплощение стихийных сил природы.. Часто изображались толпами. Входили в свиту Диониса (подчас их трудно отличить от сатиров, с которыми они часто отождествляются). Силены выглядели как люди, но с лошадиными ушами, хвостом, копытами, обычно курносы, толстогубы, с глазами навыкате, животным выражением лица. Они пристрастны к вину, были задиристы и похотливы, иногда милы и дружелюбны. Они любили музыку и танцы, и проводили время в обществе нимф. Лишь позднее их ввели в свиту Диониса. стр.85 – Гермес (греч. Hermes) – в греческой мифологии вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших Сын Зевса и Майи, одной из дочерей Атланта. Самый молодой и быстрый из олимпийских богов. Возможно малоазийского происхождения. Имя – производное от греч. herma – «груда камней», «столп». Такие столбы ставились, отмечая места погребений, а затем почитались как охранительные знаки дорог, входов, ворот, границ. Повреждение герм считалось святотатством. Волю богов людям Гермес сообщал иногда в их снах, касаясь жезлом – керикейоном (от греч. keraino – «губить»); в древнерим. мифологии – кадуцей – крылатый с двумя обвивающими его змеями – символ восходящей энергии). Гермеса сопровождают хариты (в римской мифологии – грации). См. комментарий. Гермес – бог изобретательности, Он придумал лиру и обучил игре на ней Аполлона. Позднее он сделался богом торговли, гимнастики, риторики и покровителем путешественников и странников. Покровитель скотоводства. Хитрость и ловкость Гермеса сделал его покровителем плутов и воров. Непременными атрибутами Гермеса являются золотые крылатые сандалии и золотой жезл, средоточие магической силы. Часто изображают в петасе – остроконечной шапке (Меркурий – в крылатом шлеме). Как по-хозяйски вхожего в три мира (горний, земной и подземный) его называли (сIV в. до н.э.) «Трижды величайшим» («Трисмегист»). С этим образом связывают оккульные науки, а Гермес почитается как покровитель тайных знаний. У древних римлян ему соответствовал Термин (божество границ и межевых знаков), а затем Меркурий. стр.85 – Европа (греч. Europe, этимология спорна, возможно, «широкоглазая» или «широкогласная») – в греческой мифологии дочь финикийского царя Агенора и Телефассы. Зевс, влюбившись в царевну, явился к ней в виде белого быка с золотыми рогами. Он был столь игрив и мирен, что Европа не побоялась сесть к нему на спину, и тот увез ее через море на остров Крит. стр.85 – Даная (греч. Danae) – в греческой мифологии дочь аргосского царя Акрисия и Аганиппы. Акрисий вызнал у оракула, что ему суждена смерть от руки внука и запер Данаю в подземный медный терем. Однако Зевс проник туда в виде золотого дождя. Даная родила от него героя Персея. В заколоченном ящике Данаю с сыном сбросили в море. Однако ящик прибило к острову Сериф, и мать с сыном были спасены. стр.85 – Леда ( греч. Lede – «забвение») – в греческой мифологии – дочь этолийского царя Фестия, супруга изгнанного из Спарты царя Тиндарея, от которого родила Клитемнестру и близнецов Диоскуров, Кастора и Полидевка. По иной версии мифа Полидевк и Елена Прекрасная были детьми Леды от Зевса, явившегося к ней в виде белоснежного лебедя. Леда родила яйцо, из которого появилась Елена. А Кастор и Клитемнестра – дети от Тиндарея, и потому Полидевк был бессмертным, а Кастор – смертным. стр.85 – Ио ( греч. Io) – в греческой мифологии дочь аргосского царя Инаха и возлюбленная Зевса. Спасая Ио от мстительной ревности супруги, Зевс превратил ее в белоснежную телку. Однако Гера наслала овод, который мучил Ио и заставлял скитаться. В Египте она приняла свой предний вид и родила от Зевса сына Эпафа – родоначальника греческих героев. стр.85 – Семела (греч. Semele) – в греческой мифологии дочь фиванского царя Кадма и Гармонии, возлюбленная Зевса. (см. ком. Дионис) стр.85 – Сирена (греч. Seirenes) – в греческой мифологии злые демоны, дочери реки Ахелоя (по другой версии Стеропа) и музы Мельпомены (в другом варианте мифа – Терпсихоры). Это полуженщины-полуптицы. От отца у них – дикий стихийный нрав, от матери-музы – чарующий голос, которым они заманивают проплывающих мореходов к скалам своего острова, где те разбивались. Одиссей, чтобы его спутники избежали подобной печальной участи, велел им залепить уши воском, а себя привязать к мачте. Аргонавтов в их странствовании спас Орфей, заглушив их пение своим. В классический период сирены превращаются в сладкоголосых мудрых духов. Они сидят на небесных сферах мирового веретена богини судьбы Ананке и пение их творит мировую гармонию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.14 (0.011 с.) |