Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы эволюции общества и информатизацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Завершается век энергетики и на его смену в соответствии с прогнозом Н.Винера приходит век информатики. Первый век текущего тысячелетия войдет в историю человечества как век завершения перехода из индустриального общества в общество информационное. Процесс перехода, получивший название информатизации, интенсивно реализуется во всех странах мирового сообщества. На этот путь достаточно давно вступила и Россия. Прогнозы ученых позволяют утверждать, что большинство западно-европейских стран и с некоторым отставанием и Россия не позднее середины будущего столетия перейдут в информационное общество. Исчерпывающей характеристики информационного общества пока не существует, но предполагают, что в таком обществе будут полностью удовлетворены информационные потребности населения. В настоящее время эти потребности еще не осознаны и в значительной степени не сформированы. Будущий век будет отличаться глобальной технологизацией передовых стран, что определяется не только развитием материальной базы, но и уровнем интеллектуализации общества, его умением создавать, применять и сохранять новые знания. Изменится и структура знаний: доля традиционных знаний уменьшится с 70 до 40%, прагматических — с 15 до 10%, но возрастет доля новых знаний с 5 до 15% и знаний, направленных на развитие творческих способностей личности — с 3 до 25%. Современное образование является поддерживающим, перспективное образование должно стать в информационном обществе опережающим. Наряду с существующими проблемами в XXI в. прогнозируется возникновение информационного неравенства, что можно преодолеть путем формирования новой информационной культуры общества, как совокупности правил поведения в информационном обществе, коммуникационной среде, человеко-машинных системах, вписывающихся в мировую гуманистическую культуру человечества. Массовое вхождение пользователей в Интернет уже выявило ряд негативных тенденций: подавление российской национальной культуры, снижение нравственности, наличие планомерного негативного идеологического воздействия. Информатизация общества базируется на достижениях информатики, в которой как в научном направлении можно выделить три уровня: • физический — программно-аппаратные средства вычислительной техники и техники связи; • логический — информационные технологии; • прикладной — пользовательские информационные системы. Достижения информатики на этих уровнях и определяют прогресс в продвижении к информационному обществу. Экономической основой информационного общества являются отрасли информационной индустрии (телекоммуникационная, компьютерная, электронная, аудиовизуальная), которые переживают процесс технологической конвергенции и корпоративных слияний. Происходит интенсивный процесс формирования мировой «информационной экономики», заключающийся в глобализации информационных, информационно-технологических и телекоммуникационных рынков, возникновении мировых лидеров информационной индустрии, превращении «электронной торговли» по телекоммуникациям в средство ведения бизнеса. Правовой основой информационного общества являются законы и нормативные акты, регламентирующие права человека на доступ к информационным ресурсам, технологиям, телекоммуникациям, защиту интеллектуальной собственности, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, информационную безопасность. Информационная безопасность общества и личности приобретает новый статус, превращаясь из чисто технологической проблемы в социальную, от решения которой зависит устойчивое развитие человечества. Технологической основой информационного общества являются телекоммуникационные и информационные технологии, которые стали лидерами технологического прогресса, неотъемлемым элементом любых современных технологий, порождают экономический рост, создают условия для свободного обращения в обществе больших массивов информации и знаний, приводят к существенным социально-экономическим преобразованиям и, в конечном счете, к становлению информационного общества. Своеобразие новой стадии развития информационной среды проявляется в широком использовании понятия информационного пространства, но, как и в случае с понятием информации, не существует четкого его определения. Наиболее распространенным является понимание информационного пространства как обычного метрического (физического, географического и т.п.). Дальнейшая конкретизация данного понятия связана с более непосредственным учетом качественной стороны происходящих в нем и определяющих его процессов. Другой подход к конкретизации понятия информационного пространства связан с концепцией информационного поля, аналогичной концепции физического поля, например электромагнитного. Одним из традиционных является понимание информационного пространства, как совокупности информационных процессов, математической моделью которой является некоторое функциональное пространство, интерпретируемое, например, как система детерминант, обеспечивающих протекание определенных информационных процессов. Одной из самых распространенных является трактовка информационного пространства как информационно-поисковой системы, т.е. определенным образом упорядоченной совокупности информационных единиц (данных), для которых обеспечен их поиск и расшифровка. В качестве таковых могут рассматриваться каталоги и книжные фонды библиотек, файлы и базы данных и т.п. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА По современным воззрениям, информационное общество — это такое общество, в котором производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности, а информация признается наиболее значимым ресурсом, новые информационные и телекоммуникационные технологии и техника становятся базовыми технологиями и техникой, а информационная среда наряду с социальной и экологической — новой средой обитания человека. Основными отличительными признаками информационного общества являются: • информационная экономика; • высокий уровень информационных потребностей всех членов общества и фактическое их удовлетворение для основной массы населения; • высокая информационная культура; • свободный доступ каждого члена общества к информации, ограниченный только информационной безопасностью личности, общественных групп и всего общества. Информационному обществу присущи: • единое информационное пространство; • доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании сетевых информационных технологий, перспективных средств вычислительной техники и телекоммуникаций; • ведущая роль информационных ресурсов в обеспечении устойчивого поступательного развития общества; • возрастание роли инфраструктуры (телекоммуникационной, транспортной, организационной) в системе общественного производства и усиление тенденций к совместному функционированию в экономике информационных и денежных потоков; • фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах; • высокий уровень образования, обусловленный расширением возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышенная роль квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик труда; • высокая значимость проблем обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства, наличие эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.82 (0.007 с.) |