Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анекдот с бородой Вам поможетСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Единственный стоящий способ Научить чему-нибудь других - это выступать в качестве примера, Пусть даже отрицательного, Если ничего другого не остается. А.Эйнштейн
Одно письмо - анонимное. Автор считает, что занятия ведутся на примитивном уровне, "для живущих в слаборазвитых, колониальных странах". А 10 человек нашу школу поддерживают. Некоторые из корреспондентов рассказывают о пользе занятий. Они её ощутили после выполнения этюдов: молчать два дня, не начинать разговор, не сосчитав про себя до трех, как можно приветливее здороваться с каждым человеком. Были и пожелания. Больше давать этюдов для развития дикции, постановки правильного дыхания, по развитию фантазии и юмора. На все письма я вместе с моим помощником Алексеем Макридиным (всегда нужно помнить о тех, кто тебе помогает) отвечаю и каждое предложение внимательнейшим образом анализирую. Этюд ¦ 36 Посмотрите фильм по телевидению (выбор зависит от Вас). Когда начнете смотреть, пожалуйста, записывайте (конспективно) все, что Вам нравится, как зовут героев, как развивается сюжет.Через два-три дня после просмотра перескажите сюжет ленты знакомым, друзьям, коллегам. Пересказывая, засекайте время: сколько ушло минут? Подготовьте три редакции пересказа. Подробную. Сжатую. Сверхкраткую. Вечером подведите итоги: когда Вас внимательнее слушали? С чего Вы начинали свой рассказ (выступление): с самого начала фильма или с наиболее эффектного эпизода? С оценки картины в целом или старались быть нейтральными? Проанализируйте, к каким выводам Вы пришли. Обязательно запишите как можно подробнее весь ход выполнения этюда. Попробуйте создать шутливую инструкцию "Как лучше пересказывать фильм". Почему шутливую? Да потому, что таким образом Вы сами к себе отнесетесь чуть иронично, а самоирония всегда ценится слушателями. Удачнее всего проходят выступления тех, кто к публике относится серьезно, внимательно, уважительно, а к себе? иронично. Через день после того, как выполните этюд, пожалуйста, посмотрите еще один фильм по телевидению (можно и в кинотеатре, по видео) и ничего во время просмотра не записывайте. А через два-три дня перескажите фильм своим знакомым. Скорее всего Вы сами поймете разницу между первым выполнением этюда и вторым. Легче пересказывать, когда составлен конспект. С этого дня старайтесь, готовясь к выступлению, как можно тщательнее все конспектировать. Читаете книгу? и коротко конспектируйте, разговариваете с кем-нибудь по телефону? записывайте, готовитесь к деловой встрече - составьте план (конспект) разговора. Этюд ¦ 37 Наговорите текст опубликованной встречи на магнитофон. Прослушайте и постарайтесь (не стирая сделанной записи) наговорить его снова. (Да-да, наговорить, а не начитать.) Снова прослушайте. Сделайте анализ двух записей: где Вам было интереснее себя слушать? (Текст Вам знаком, поэтому Вы будете больше внимания обращать на форму.) К каким выводам Вы пришли? Постарайтесь прислать в редакцию отчет о выполнении этого этюда. Не бойтесь во время пересказа импровизировать. Не бойтесь пауз. Можете одновременно, наговаривая текст, как бы вслух рассуждать, что Вы в этот момент испытываете, как себя чувствуете. Сначала Вам покажется сложным говорить для себя. Слушателей же нет. Можете посадить в качестве слушателя собаку, кошку, куклу - иногда это помогает почувствовать себя как перед публикой, но в то же время у Вас преимущество - Вы один на один с магнитофоном, Вам некого стесняться. А стеснение, если Вы не привыкли к подобной работе, может возникнуть. Относитесь к этому спокойно, Вам же нужно научиться его преодолевать. Сначала Вы преодолеете стеснение сами перед собой, а потом для Вас не составит сложности как бы не замечать скованности, неловкости, некомфортности, неконтактности, зажатости (продолжите этот ряд и выберите слово, которое кажется Вам наиболее точным). Этюд ¦ 38 Узнайте, кто из Ваших знакомых смотрел тот или иной фильм. Попросите их рассказать Вам содержание увиденной картины. Обязательно про себя отметьте все достоинства и недостатки их пересказа. Смогли ли Вы составить впечатление о картине? Была ли дана оценка фильму? Захотелось ли Вам смотреть эту ленту? Понаблюдайте, как они рассказывали. Сколько возникало пауз? Помогали ли Ваши собеседники жестом? Сколько раз Ваши глаза встречались с их взглядом? Этюд ¦ 39 Вы любите анекдоты? Какой анекдот Вам нравится больше всего? Анекдот невероятно удобен для того, чтобы развить возможности собственной речи в интонационном отношении.Возьмите свой любимый анекдот и рассказывайте его в течение недели двадцати разным людям. Рассказывайте каждый раз с иной интонацией. Проанализируйте, как Вас воспринимали: смеялись или лишь усмехнулись, захотелось ли человеку рассказать Вам анекдот, близкий по теме, то есть разбудили ли Вы ассоциативную память у тех, кто Вас слушал? Невероятно важно выступать так, чтобы будить мысль других, чтобы у тех, кому Вы говорите, возникало желание продолжить вашу мысль, поспорить с вами, высказать свое мнение. И анекдот - это прекрасная возможность как бы случайно развивать свои ораторские способности. Обязательно проанализируйте, в чем разница ваших выступлений с анекдотом в первой, пятой, десятой и двадцатой редакциях. Когда Вам удалось рассказать анекдот наиболее интересно? В чем разница в восприятии анекдота, рассказанного одному человеку и компании? На всякий случай, я предлагаю вашему вниманию анекдот, который можно рассказать в любой компании. Два дрессировщика собак хвастаются: Рассказывая анекдот, Вы должны помнить: никогда не нужно говорить: "Сейчас расскажу смешной анекдот". Смешной он или нет, пусть решат слушатели. Мало того, если Вы уже дали оценку, то слушатели будут ждать большего, и успех снижается. Никогда не смейтесь первым, рассказывая анекдот. А когда все засмеются, Вы можете улыбнуться. Лучше всего анекдоты рассказывать как бы между прочим, нейтрально, при этом не забывайте о драматургии анекдота, о режиссуре. В анекдоте всегда есть начало, кульминация и эффектный финал. Перед финальной репликой - соль анекдота, пауза. Но нельзя передерживать ее. Выступление перед публикой, будь то речь, доклад, прения или просто реплика, это тоже всегда драматургия. Помните о режиссуре - Ваша манера держаться, жест, дикция, паузы, взгляд, реакция на поведение слушателей, умение быстро сориентироваться, говорить чуть тише или громче... И всему этому можно научиться, если рассказывать анекдоты, если серьезно отнестись к выполнению этого этюда. Юрий Никулин в молодости не умел выступать. Он был зажат. Он стеснялся. Но он любил анекдоты. И всегда их рассказывал. Новые анекдоты записывал. Каждый раз он старался старый анекдот рассказать чуть-чуть иначе. Чтец, выступая с эстрады, рассчитывает все: как выйдет, как посмотрит на зал, как произнесет первую фразу, где поможет себе жестом, когда засмеется вместе с залом, а когда, наоборот, сделает вид, что не понимает, почему зал смеется. От занятия к занятию наши задания будут усложняться. У некоторых из Вас появится желание все забросить, Вы разуверитесь в своих силах, Вам надоест. В этом случае всегда вспоминайте о конечной цели - представление конечной цели помогает преодолевать препятствия. Преодолевать инертность, неверие в собственные силы. Своим студентам, когда они начинают самостоятельную работу, я всегда советую составить план на два-три года. Чтобы они видели цель. К чему стремиться, чего достичь? Выпустить книгу? Стать главным редактором нового издания? Объездить весь мир и написать о своих впечатлениях? Когда есть цель, то каждый день становится более осмысленным - это ступенька к её достижению. И одновременно происходит выявление собственного "Я", своих возможностей. Если люди будут способны с интересом прослушать в вашем исполнении анекдот с бородой, то это хороший признак - Вы на верном пути, Вы добьетесь успеха, когда начнете утверждать себя на публике, когда захотите обратить внимание на свои идеи. Вы научитесь убеждать других. Этюд ¦ 40 Невероятно просто. Необходимо составить конспект нашей встречи. Сделайте конспект максимально коротким. Записывайте только ключевые слова. Выстраивайте цепочку слов. Письма - это для слаборазвитых стран - фильм по телевидению - конспект - без конспекта - анекдот - мой пес читает газеты - Юрий Никулин - конечная цель - конспект - польза. Составьте свой конспект. Его нужно составить таким образом, чтобы Вы посмотрели на ряд слов и могли, не заглядывая на сервер (или если записали нашу встречу, то в свои записи), достаточно точно пересказать её содержание. Попробуйте, пользуясь конспектом, наговорить на магнитофон. Затем проверьте запись с публикацией. Что Вы упустили, чем это вызвано? И снова наговорите. Как всегда, я жду ваших писем. ЗАНЯТИЕ ДВАДЦАТОЕ РАЗБОГАТЕЕМ - СОБАКУ КУПИМ
Я рад за Вас и за себя. Учителю всегда приятно узнавать, как растут его ученики. Когда понимаешь, что ученики оказались способными, деловыми, обязательными, точными, исполнительными, то настроение поднимается. Жаль, увы, мало учеников. Этюд ¦ 41 Да, мне повезло, говорю я сам себе. Во всех удачах благодари обстоятельства, а во всех неудачах вини себя. Это один из принципов жизни, которого я придерживаюсь вот уже несколько десятилетий. Все просто. И никакой особенной философии нет, как нет и психологического открытия. Но с тех пор, как я сам для себя смог сформулировать этот принцип, если угодно, его можно назвать одним из законов успеха, мне стало легче жить. Почему? Во-первых, потому, что я перестал злиться и обвинять других в своих неудачах. Это я виноват, что плохо выступил, а не собравшаяся публика, это я не сумел поговорить с человеком так, чтобы он меня понял и стал моим единомышленником, это я что-то упустил или допустил ошибки в общении с другом, которого ценил, уважал, - а отношения, как ни огорчительно для меня, прервались. А на себя, согласитесь, злиться не хочется, ой, как не хочется. Следовательно, ты и начинаешь анализировать свои поступки, слова, приходишь к выводам, способным в будущем избежать, учитывая собственный, порой печальный, опыт, ошибок. Кажется, фраза принадлежит Бисмарку: "Умный учится на чужих ошибках, а дурак - на своих". (Если не уверены в точности цитаты, то не забудьте сделать оговорку, - "кажется", "насколько я помню".) Но на самом деле больше всего учишься, конечно же, на собственных ошибках, если только умеешь анализировать, сопоставлять, размышлять и смотреть на себя как бы со стороны. А как научиться смотреть на себя со стороны? Проводя очные занятия, чтобы ученики увидели себя со стороны, я использовал видеозапись. Но и обыкновенная магнитофонная запись выступлений, разговоров помогает посмотреть на себя со стороны. И... то, о чем я много раз говорил, - дневник наблюдений. А времени дневник займет не много. Сначала покажется странным записывать каждый день, но потом войдет в привычку. И полезно каждый месяц перечитывать собственный дневник. Возможность посмотреть на себя со стороны, анализ своих дел и поступков, развитие наблюдательности, памяти, фантазии, привычка к точности формулировок, расширение словарного запаса, я могу еще долго перечислять аргументы в пользу ведения дневника. Кем бы Вы ни работали, где бы ни учились, сколько бы Вам ни было лет - ведите дневник. Пожалуйста, не ленитесь каждый день записывать. Это лучший способ самовоспитания. Это идеальное средство для самопознания. Через месяц-другой Вы почувствуете отдачу. Да, понимаю, иной читатель скажет: ну что же все об одном и том же - третий раз о дневнике. Да читали мы про дневник, знаем, хватит. Но я получил читательские письма и понял: нужно напомнить. Так на самом деле просто - вести дневник. Не требуется особых средств, особых способностей, особого настроя, а некоторые читатели, выполняя те или иные этюды, дневник, как я понял из писем, забросили. Могу понять почему. Ведение дневника кажется элементарным делом. А мы нередко простые вещи откладываем на потом. Вот начнем с понедельника, с первого числа очередного месяца. А зачем откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня? Так поступают заядлые курильщики. Они знают все о вреде курения. Они хотели бы жить долго. Но берут сигареты и закуривают. И планируют если не сегодня, так завтра, если не завтра, так на той неделе, если не на той неделе, то как-нибудь потом все-таки бросить курить. И, увы, бросают курить лишь уходя из жизни. Один экскурсовод в Мельбурне (вспомнилось по ассоциации) любил удивлять экскурсантов. Он брал микрофон и проникновенно обращался к экскурсантам, сидящим в автобусе. - А сейчас, - говорил он, - мы въезжаем в особую часть города, несколько десятков человек здесь никогда не курят, не пьют и не ссорятся. Как все уже догадались, экскурсионный автобус проезжал мимо кладбища. Допускаю, что не все догадались, но, выступая, всегда стоит подчеркнуть уважительное отношение к слушателям и при каждом удобном случае давать понять, что Вы считаете сидящих в зале людьми умными, догадливыми, образованными. Многим нашим политикам, увы, не хватает воспитанности, доброжелательного отношения к другим, уважительности к иному мнению. Не поэтому ли на заседаниях и происходит нередко выяснение отношений, а не деловое обсуждение тех или иных проблем? Политики невольно, обращаясь к другим, подразумевают, что их не только не поймут, но слушатели просто никогда не способны их понять. Обучение и воспитание получается всегда только у тех учителей, которые с уважением относятся к своим ученикам, верят в их возможности, надеются на них и помогают преодолевать незнание. Вступительная часть затянулась. Но после прочтения Ваших писем мне подумалось, что многих учеников нужно подбодрить. Я надеюсь, что меня все правильно поняли. А если нет? Что ж, во всех удачах благодари обстоятельства, а во всех неудачах вини себя. (А если действительно попробовать жить по этому принципу? Проведите, пожалуйста, своеобразный эксперимент и тщательно фиксируйте Ваши наблюдения. Я бы с большим интересом познакомился с ними. И к нашей школе это имеет прямое отношение. Попробуйте. Потратьте на это месяц. Даже если вы не верите, что такой опыт даст результат, все равно, пожалуйста, попытайтесь.) Как я уже писал в первых выпусках, полезно и дает больший эффект, если заниматься вдвоем-втроем, - так веселее, возникает общение. Всегда есть кому подбодрить, если вдруг придет усталость, возникнет инертность, нахлынет апатия и все, как говорится, будет валиться из рук. Доброе слово друга, подруги, коллеги, человека, занимающегося вместе с Вами, способно повысить тонус, помочь преодолеть возникающие сложности психологического характера. Умение достигать цели, умение преодолевать слабости своего характера, умение переломить ситуацию - все это необходимо каждому человеку, а оратору тем более. (Уместен ли здесь повтор слова "умение"? Если фразу произносить, то, на мой взгляд, уместен, а если бы у меня была статья, а не беседа, то скорее всего я бы повтор убрал.) Этюд ¦ 42 Выходит человек на трибуну. А все устали. Раздраженность в глазах у всех - еще одного человека нужно послушать. Не хотим. Шум. Кашель. Все переговариваются между собой. И в этой ситуации первая фраза может совершить чудеса. Её можно так произнести, что зал окажется на Вашей стороне, Вы преодолеете сопротивление слушателей. Если бы я вел очные занятия, то на очередной нашей встрече, выйдя и оглядев зал, приветливо улыбнувшись, я бы как можно громче произнес: "ДА ДИ ДО ДУ Здесь бы обязательно кто-нибудь засмеялся! А я бы еще громче повторил: "СА СИ СО СУ"... И смех бы усилился. А потом я бы рассказал об одной из киноролей Ролана Быкова, помните, он играл логопеда и его герой никак не мог произнести правильно "улица Горького" - получалось "улица Койкого". То было бы занятие, посвященное работе над дикцией. Многих выступающих, впрочем, и просто беседующих, подводит дикция. Нет четкого произнесения звуков v и слово непонятно. В беседе можно переспросить, и переспрашивают часто. Что, естественно, раздражает слушающего. Да и самого говорящего, если его постоянно останавливают и просят повторить сказанное, это тоже раздражает. К сожалению, к тому, как мы говорим, мы относимся несерьезно. (Как избежать повтора местоимения мы, стоило ли дважды его использовать?) Шепелявых, картавящих, съедающих окончания слов, произносящих звуки нечетко, увы, больше, чем говорящих правильно, а все это, как я уже сказал, затрудняет восприятие речи. (Стоило ли использовать здесь слово "речи"? В каком смысле понимать это слово - речь как говорение или речь как произносимый текст?) Поэтому нужно работать над дикцией. Многим может помочь логопед. К сожалению, наши родители не придавали серьезного значения тому, как мы говорили в детстве. Подумаешь, речь! Но теперь, став взрослыми, мы способны сами себе исправить речь. Пожалуйста, выпишите в один ряд гласные "а", "и", "о", "у". Теперь подставляйте к ним любые согласные, допустим, "д", "г", "в"... Четко произнесите слоги по такому образцу: ДА ДИ ДО ДУ. Минимум пятнадцать минут в день. Лучше всего v перед зеркалом. Почему? Об этом я расскажу в следующий раз, а пока только произносите. Договорились? И если Вы сможете выполнять упражнение не пятнадцать минут, а полчаса, то Вы просто удивительно хорошие ученики. Я в вас верю, и, как всегда, жду писем. Жду предложений и замечаний, отчетов о выполненных заданиях. Жду откликов на мой призыв v рассказать о нашей школе своим знакомым и друзьям. Я буду рад, если на нашем сервере "1001" Вы посмотрите и другие разделы: · книгу "Мне интересны все люди"; · эссе и заметки Михаила Борисовича Зуева; · наш выпуск номер 100. На главной странице с левой стороны есть рубрика "Поиск". Стоит вызвать "Поиск" v и Вы сможете найти на нашем сервере все, что Вас интересует, достаточно Вам написать слова: "психология", "секс", "цирк", "клоун", "Мессинг", "Соловейчик", "Шостакович"- Я привел слова для поиска не случайно. Мне хотелось бы, чтобы Вы посмотрели эти материалы. Как всегда, я жду ваших писем. ЗАНЯТИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОЕ ПРИ ЧЕМ ТУТ СОБАКА?!
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.138.129 (0.019 с.) |