Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анекдот с бородой Вам поможет

Поиск

 

Единственный стоящий способ

Научить чему-нибудь других -

это выступать в качестве примера,

Пусть даже отрицательного,

Если ничего другого не остается.

А.Эйнштейн



Продолжают приходить отклики. Получил пять электронных и одно бумажное письмо. Три человека сообщили, что решили занятия бросить. Причины? Много времени уходит, нет постоянного доступа в Интернет, не считают нужным учиться.

Одно письмо - анонимное. Автор считает, что занятия ведутся на примитивном уровне, "для живущих в слаборазвитых, колониальных странах".

А 10 человек нашу школу поддерживают. Некоторые из корреспондентов рассказывают о пользе занятий. Они её ощутили после выполнения этюдов: молчать два дня, не начинать разговор, не сосчитав про себя до трех, как можно приветливее здороваться с каждым человеком.

Были и пожелания. Больше давать этюдов для развития дикции, постановки правильного дыхания, по развитию фантазии и юмора. На все письма я вместе с моим помощником Алексеем Макридиным (всегда нужно помнить о тех, кто тебе помогает) отвечаю и каждое предложение внимательнейшим образом анализирую.

Этюд ¦ 36

Посмотрите фильм по телевидению (выбор зависит от Вас). Когда начнете смотреть, пожалуйста, записывайте (конспективно) все, что Вам нравится, как зовут героев, как развивается сюжет.Через два-три дня после просмотра перескажите сюжет ленты знакомым, друзьям, коллегам. Пересказывая, засекайте время: сколько ушло минут? Подготовьте три редакции пересказа.

Подробную. Сжатую. Сверхкраткую. Вечером подведите итоги: когда Вас внимательнее слушали? С чего Вы начинали свой рассказ (выступление): с самого начала фильма или с наиболее эффектного эпизода?

С оценки картины в целом или старались быть нейтральными? Проанализируйте, к каким выводам Вы пришли. Обязательно запишите как можно подробнее весь ход выполнения этюда. Попробуйте создать шутливую инструкцию "Как лучше пересказывать фильм".

Почему шутливую? Да потому, что таким образом Вы сами к себе отнесетесь чуть иронично, а самоирония всегда ценится слушателями. Удачнее всего проходят выступления тех, кто к публике относится серьезно, внимательно, уважительно, а к себе? иронично.

Через день после того, как выполните этюд, пожалуйста, посмотрите еще один фильм по телевидению (можно и в кинотеатре, по видео) и ничего во время просмотра не записывайте. А через два-три дня перескажите фильм своим знакомым. Скорее всего Вы сами поймете разницу между первым выполнением этюда и вторым. Легче пересказывать, когда составлен конспект.

С этого дня старайтесь, готовясь к выступлению, как можно тщательнее все конспектировать. Читаете книгу? и коротко конспектируйте, разговариваете с кем-нибудь по телефону? записывайте, готовитесь к деловой встрече - составьте план (конспект) разговора.

Этюд ¦ 37

Наговорите текст опубликованной встречи на магнитофон. Прослушайте и постарайтесь (не стирая сделанной записи) наговорить его снова. (Да-да, наговорить, а не начитать.) Снова прослушайте. Сделайте анализ двух записей: где Вам было интереснее себя слушать? (Текст Вам знаком, поэтому Вы будете больше внимания обращать на форму.) К каким выводам Вы пришли? Постарайтесь прислать в редакцию отчет о выполнении этого этюда.

Не бойтесь во время пересказа импровизировать. Не бойтесь пауз. Можете одновременно, наговаривая текст, как бы вслух рассуждать, что Вы в этот момент испытываете, как себя чувствуете.

Сначала Вам покажется сложным говорить для себя. Слушателей же нет. Можете посадить в качестве слушателя собаку, кошку, куклу - иногда это помогает почувствовать себя как перед публикой, но в то же время у Вас преимущество - Вы один на один с магнитофоном, Вам некого стесняться. А стеснение, если Вы не привыкли к подобной работе, может возникнуть. Относитесь к этому спокойно, Вам же нужно научиться его преодолевать. Сначала Вы преодолеете стеснение сами перед собой, а потом для Вас не составит сложности как бы не замечать скованности, неловкости, некомфортности, неконтактности, зажатости (продолжите этот ряд и выберите слово, которое кажется Вам наиболее точным).

Этюд ¦ 38

Узнайте, кто из Ваших знакомых смотрел тот или иной фильм. Попросите их рассказать Вам содержание увиденной картины. Обязательно про себя отметьте все достоинства и недостатки их пересказа.

Смогли ли Вы составить впечатление о картине? Была ли дана оценка фильму? Захотелось ли Вам смотреть эту ленту? Понаблюдайте, как они рассказывали. Сколько возникало пауз? Помогали ли Ваши собеседники жестом? Сколько раз Ваши глаза встречались с их взглядом?

Этюд ¦ 39

Вы любите анекдоты? Какой анекдот Вам нравится больше всего? Анекдот невероятно удобен для того, чтобы развить возможности собственной речи в интонационном отношении.Возьмите свой любимый анекдот и рассказывайте его в течение недели двадцати разным людям. Рассказывайте каждый раз с иной интонацией.

Проанализируйте, как Вас воспринимали: смеялись или лишь усмехнулись, захотелось ли человеку рассказать Вам анекдот, близкий по теме, то есть разбудили ли Вы ассоциативную память у тех, кто Вас слушал? Невероятно важно выступать так, чтобы будить мысль других, чтобы у тех, кому Вы говорите, возникало желание продолжить вашу мысль, поспорить с вами, высказать свое мнение. И анекдот - это прекрасная возможность как бы случайно развивать свои ораторские способности.

Обязательно проанализируйте, в чем разница ваших выступлений с анекдотом в первой, пятой, десятой и двадцатой редакциях. Когда Вам удалось рассказать анекдот наиболее интересно? В чем разница в восприятии анекдота, рассказанного одному человеку и компании?

На всякий случай, я предлагаю вашему вниманию анекдот, который можно рассказать в любой компании.

Два дрессировщика собак хвастаются:
- Мой Кристоф читает газеты!
- Знаю, мне про это говорила моя Нора.

Рассказывая анекдот, Вы должны помнить: никогда не нужно говорить: "Сейчас расскажу смешной анекдот". Смешной он или нет, пусть решат слушатели. Мало того, если Вы уже дали оценку, то слушатели будут ждать большего, и успех снижается. Никогда не смейтесь первым, рассказывая анекдот. А когда все засмеются, Вы можете улыбнуться. Лучше всего анекдоты рассказывать как бы между прочим, нейтрально, при этом не забывайте о драматургии анекдота, о режиссуре. В анекдоте всегда есть начало, кульминация и эффектный финал. Перед финальной репликой - соль анекдота, пауза. Но нельзя передерживать ее.

Выступление перед публикой, будь то речь, доклад, прения или просто реплика, это тоже всегда драматургия. Помните о режиссуре - Ваша манера держаться, жест, дикция, паузы, взгляд, реакция на поведение слушателей, умение быстро сориентироваться, говорить чуть тише или громче... И всему этому можно научиться, если рассказывать анекдоты, если серьезно отнестись к выполнению этого этюда.

Юрий Никулин в молодости не умел выступать. Он был зажат. Он стеснялся. Но он любил анекдоты. И всегда их рассказывал. Новые анекдоты записывал. Каждый раз он старался старый анекдот рассказать чуть-чуть иначе.

Чтец, выступая с эстрады, рассчитывает все: как выйдет, как посмотрит на зал, как произнесет первую фразу, где поможет себе жестом, когда засмеется вместе с залом, а когда, наоборот, сделает вид, что не понимает, почему зал смеется.

От занятия к занятию наши задания будут усложняться. У некоторых из Вас появится желание все забросить, Вы разуверитесь в своих силах, Вам надоест.

В этом случае всегда вспоминайте о конечной цели - представление конечной цели помогает преодолевать препятствия. Преодолевать инертность, неверие в собственные силы.

Своим студентам, когда они начинают самостоятельную работу, я всегда советую составить план на два-три года. Чтобы они видели цель. К чему стремиться, чего достичь? Выпустить книгу? Стать главным редактором нового издания? Объездить весь мир и написать о своих впечатлениях? Когда есть цель, то каждый день становится более осмысленным - это ступенька к её достижению. И одновременно происходит выявление собственного "Я", своих возможностей.

Если люди будут способны с интересом прослушать в вашем исполнении анекдот с бородой, то это хороший признак - Вы на верном пути, Вы добьетесь успеха, когда начнете утверждать себя на публике, когда захотите обратить внимание на свои идеи. Вы научитесь убеждать других.

Этюд ¦ 40

Невероятно просто. Необходимо составить конспект нашей встречи. Сделайте конспект максимально коротким. Записывайте только ключевые слова. Выстраивайте цепочку слов.

Письма - это для слаборазвитых стран - фильм по телевидению - конспект - без конспекта - анекдот - мой пес читает газеты - Юрий Никулин - конечная цель - конспект - польза.

Составьте свой конспект. Его нужно составить таким образом, чтобы Вы посмотрели на ряд слов и могли, не заглядывая на сервер (или если записали нашу встречу, то в свои записи), достаточно точно пересказать её содержание. Попробуйте, пользуясь конспектом, наговорить на магнитофон. Затем проверьте запись с публикацией. Что Вы упустили, чем это вызвано? И снова наговорите.

Как всегда, я жду ваших писем.

ЗАНЯТИЕ ДВАДЦАТОЕ

РАЗБОГАТЕЕМ - СОБАКУ КУПИМ

 



У нас получается. Это основная мысль Ваших писем.

Я рад за Вас и за себя. Учителю всегда приятно узнавать, как растут его ученики. Когда понимаешь, что ученики оказались способными, деловыми, обязательными, точными, исполнительными, то настроение поднимается. Жаль, увы, мало учеников.

Этюд ¦ 41

Да, мне повезло, говорю я сам себе. Во всех удачах благодари обстоятельства, а во всех неудачах вини себя. Это один из принципов жизни, которого я придерживаюсь вот уже несколько десятилетий. Все просто. И никакой особенной философии нет, как нет и психологического открытия. Но с тех пор, как я сам для себя смог сформулировать этот принцип, если угодно, его можно назвать одним из законов успеха, мне стало легче жить.

Почему?

Во-первых, потому, что я перестал злиться и обвинять других в своих неудачах.

Это я виноват, что плохо выступил, а не собравшаяся публика, это я не сумел поговорить с человеком так, чтобы он меня понял и стал моим единомышленником, это я что-то упустил или допустил ошибки в общении с другом, которого ценил, уважал, - а отношения, как ни огорчительно для меня, прервались.

А на себя, согласитесь, злиться не хочется, ой, как не хочется. Следовательно, ты и начинаешь анализировать свои поступки, слова, приходишь к выводам, способным в будущем избежать, учитывая собственный, порой печальный, опыт, ошибок.

Кажется, фраза принадлежит Бисмарку: "Умный учится на чужих ошибках, а дурак - на своих". (Если не уверены в точности цитаты, то не забудьте сделать оговорку, - "кажется", "насколько я помню".) Но на самом деле больше всего учишься, конечно же, на собственных ошибках, если только умеешь анализировать, сопоставлять, размышлять и смотреть на себя как бы со стороны.

А как научиться смотреть на себя со стороны?

Проводя очные занятия, чтобы ученики увидели себя со стороны, я использовал видеозапись. Но и обыкновенная магнитофонная запись выступлений, разговоров помогает посмотреть на себя со стороны. И... то, о чем я много раз говорил, - дневник наблюдений.

А времени дневник займет не много. Сначала покажется странным записывать каждый день, но потом войдет в привычку. И полезно каждый месяц перечитывать собственный дневник. Возможность посмотреть на себя со стороны, анализ своих дел и поступков, развитие наблюдательности, памяти, фантазии, привычка к точности формулировок, расширение словарного запаса, я могу еще долго перечислять аргументы в пользу ведения дневника.

Кем бы Вы ни работали, где бы ни учились, сколько бы Вам ни было лет - ведите дневник. Пожалуйста, не ленитесь каждый день записывать.

Это лучший способ самовоспитания. Это идеальное средство для самопознания. Через месяц-другой Вы почувствуете отдачу.

Да, понимаю, иной читатель скажет: ну что же все об одном и том же - третий раз о дневнике. Да читали мы про дневник, знаем, хватит. Но я получил читательские письма и понял: нужно напомнить. Так на самом деле просто - вести дневник. Не требуется особых средств, особых способностей, особого настроя, а некоторые читатели, выполняя те или иные этюды, дневник, как я понял из писем, забросили. Могу понять почему. Ведение дневника кажется элементарным делом. А мы нередко простые вещи откладываем на потом. Вот начнем с понедельника, с первого числа очередного месяца. А зачем откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня? Так поступают заядлые курильщики. Они знают все о вреде курения. Они хотели бы жить долго. Но берут сигареты и закуривают. И планируют если не сегодня, так завтра, если не завтра, так на той неделе, если не на той неделе, то как-нибудь потом все-таки бросить курить. И, увы, бросают курить лишь уходя из жизни.

Один экскурсовод в Мельбурне (вспомнилось по ассоциации) любил удивлять экскурсантов.

Он брал микрофон и проникновенно обращался к экскурсантам, сидящим в автобусе.

- А сейчас, - говорил он, - мы въезжаем в особую часть города, несколько десятков человек здесь никогда не курят, не пьют и не ссорятся.

Как все уже догадались, экскурсионный автобус проезжал мимо кладбища.

Допускаю, что не все догадались, но, выступая, всегда стоит подчеркнуть уважительное отношение к слушателям и при каждом удобном случае давать понять, что Вы считаете сидящих в зале людьми умными, догадливыми, образованными. Многим нашим политикам, увы, не хватает воспитанности, доброжелательного отношения к другим, уважительности к иному мнению. Не поэтому ли на заседаниях и происходит нередко выяснение отношений, а не деловое обсуждение тех или иных проблем? Политики невольно, обращаясь к другим, подразумевают, что их не только не поймут, но слушатели просто никогда не способны их понять. Обучение и воспитание получается всегда только у тех учителей, которые с уважением относятся к своим ученикам, верят в их возможности, надеются на них и помогают преодолевать незнание.

Вступительная часть затянулась. Но после прочтения Ваших писем мне подумалось, что многих учеников нужно подбодрить. Я надеюсь, что меня все правильно поняли. А если нет? Что ж, во всех удачах благодари обстоятельства, а во всех неудачах вини себя. (А если действительно попробовать жить по этому принципу? Проведите, пожалуйста, своеобразный эксперимент и тщательно фиксируйте Ваши наблюдения. Я бы с большим интересом познакомился с ними. И к нашей школе это имеет прямое отношение. Попробуйте. Потратьте на это месяц. Даже если вы не верите, что такой опыт даст результат, все равно, пожалуйста, попытайтесь.)

Как я уже писал в первых выпусках, полезно и дает больший эффект, если заниматься вдвоем-втроем, - так веселее, возникает общение. Всегда есть кому подбодрить, если вдруг придет усталость, возникнет инертность, нахлынет апатия и все, как говорится, будет валиться из рук.

Доброе слово друга, подруги, коллеги, человека, занимающегося вместе с Вами, способно повысить тонус, помочь преодолеть возникающие сложности психологического характера.

Умение достигать цели, умение преодолевать слабости своего характера, умение переломить ситуацию - все это необходимо каждому человеку, а оратору тем более. (Уместен ли здесь повтор слова "умение"? Если фразу произносить, то, на мой взгляд, уместен, а если бы у меня была статья, а не беседа, то скорее всего я бы повтор убрал.)

Этюд ¦ 42

Выходит человек на трибуну. А все устали. Раздраженность в глазах у всех - еще одного человека нужно послушать. Не хотим. Шум. Кашель. Все переговариваются между собой. И в этой ситуации первая фраза может совершить чудеса. Её можно так произнести, что зал окажется на Вашей стороне, Вы преодолеете сопротивление слушателей.

Если бы я вел очные занятия, то на очередной нашей встрече, выйдя и оглядев зал, приветливо улыбнувшись, я бы как можно громче произнес:

"ДА ДИ ДО ДУ
ГА ГИ ГО ГУ
СА СИ СО СУ"

Здесь бы обязательно кто-нибудь засмеялся!

А я бы еще громче повторил:

"СА СИ СО СУ"...

И смех бы усилился.

А потом я бы рассказал об одной из киноролей Ролана Быкова, помните, он играл логопеда и его герой никак не мог произнести правильно "улица Горького" - получалось "улица Койкого".

То было бы занятие, посвященное работе над дикцией.

Многих выступающих, впрочем, и просто беседующих, подводит дикция. Нет четкого произнесения звуков v и слово непонятно. В беседе можно переспросить, и переспрашивают часто. Что, естественно, раздражает слушающего. Да и самого говорящего, если его постоянно останавливают и просят повторить сказанное, это тоже раздражает.

К сожалению, к тому, как мы говорим, мы относимся несерьезно. (Как избежать повтора местоимения мы, стоило ли дважды его использовать?)

Шепелявых, картавящих, съедающих окончания слов, произносящих звуки нечетко, увы, больше, чем говорящих правильно, а все это, как я уже сказал, затрудняет восприятие речи. (Стоило ли использовать здесь слово "речи"? В каком смысле понимать это слово - речь как говорение или речь как произносимый текст?)

Поэтому нужно работать над дикцией. Многим может помочь логопед. К сожалению, наши родители не придавали серьезного значения тому, как мы говорили в детстве. Подумаешь, речь! Но теперь, став взрослыми, мы способны сами себе исправить речь.

Пожалуйста, выпишите в один ряд гласные "а", "и", "о", "у". Теперь подставляйте к ним любые согласные, допустим, "д", "г", "в"...

Четко произнесите слоги по такому образцу:

ДА ДИ ДО ДУ.
ГА ГИ ГО ГУ.
ВА ВИ ВО ВУ.

Минимум пятнадцать минут в день. Лучше всего v перед зеркалом.

Почему? Об этом я расскажу в следующий раз, а пока только произносите.

Договорились?

И если Вы сможете выполнять упражнение не пятнадцать минут, а полчаса, то Вы просто удивительно хорошие ученики.

Я в вас верю, и, как всегда, жду писем. Жду предложений и замечаний, отчетов о выполненных заданиях.

Жду откликов на мой призыв v рассказать о нашей школе своим знакомым и друзьям.

Я буду рад, если на нашем сервере "1001" Вы посмотрите и другие разделы:

· книгу "Мне интересны все люди";

· эссе и заметки Михаила Борисовича Зуева;

· наш выпуск номер 100.
И напоминаю, что на нашем сервере работает поиск.

На главной странице с левой стороны есть рубрика "Поиск". Стоит вызвать "Поиск" v и Вы сможете найти на нашем сервере все, что Вас интересует, достаточно Вам написать слова: "психология", "секс", "цирк", "клоун", "Мессинг", "Соловейчик", "Шостакович"- Я привел слова для поиска не случайно. Мне хотелось бы, чтобы Вы посмотрели эти материалы.

Как всегда, я жду ваших писем.

ЗАНЯТИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОЕ

ПРИ ЧЕМ ТУТ СОБАКА?!

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.138.129 (0.019 с.)