Дополнительно к практике: Естественные, патологические и умышленные изменения почерка и их признаки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дополнительно к практике: Естественные, патологические и умышленные изменения почерка и их признаки.



Умышленные изменения — это изменения, сознательно внесенные в почерк самим исполнителем рукописи. Виды умышленного изменения почерка:

1. Скорописная маскировка почерка.

2. Перемена привычной пишущей руки.

3. Подражание буквам печатной формы.

4. Подражание почерку другого лица.

5. Другие изменения почерка (например, выполнение рукописей с помощью прямоугольных ячеек трафаретов).

Признаки, указывающие на факт необычности выполнения рукописи

Измененное или аномальное письмо — это письмо, которое претерпело изменения относительно каких-либо норм. При исследовании обычного "родного" почерка нормой являются принятые повсеместно на территории российской Федерации школьные прописи, при исследовании же измененных почерков — "родные" неизмененные почерки исполнителей.

Особое внимание исследованию измененного почерка в нашей стране уделяется с 60-х гг. Тогда перед учеными-криминалистами стояла задача: установить конкретные признаки, свидетельствующие о воздействии того или иного фактора.

Выявлено, что под действием одного и того же фактора в почерках разных лиц происходят разные изменения, поэтому для идентификации исполнителя измененных рукописей обязательно наличие образцов почерка, выполненных в условиях, приближенных к тем, в которых был исполнен исследуемый текст.

Таким образом, конкретных "стопроцентных" признаков, свидетельствующих об изменении почерка под воздействием того или иного фактора, нет. Но есть признаки, указывающие на сам факт необычности выполнения рукописи. Эти признаки можно назвать "классическими", так как они почти всегда присутствуют в измененных почерках. К ним, в первую очередь, относятся признаки снижения темпа и координации движений.

Признаки снижения темпа движений:

1. Преобладание интервальных видов соединений как между буквами, так и элементами.

2. Увеличение размера почерка (большое и очень большое).

3. Преобладание простых и упрощенных вариантов букв.

4. Наличие тупых начал и окончаний движений.

5. Необоснованные остановки пишущего прибора.

6. Ретушь (дорисовки) и повторы движений в знаках.

7. Сильный, недифференцированный нажим.

8. Снижение координации движений.

Признаки снижения координации движений:

1. Изломы и извилистость штрихов (чаще в овальных, полуовальных, петлевых и дугообразных элементах, а также в прямых элементах, выполненных разгибательными движениями).

2. Неравномерный размер букв в словах, элементов в буквах при общем увеличении размера почерка.

3. Неравномерный разгон и расстановка букв.

4. Неустойчивый наклон букв и элементов в буквах.

5. Извилистая или ступенчатая форма линии письма.

6. Неустойчивое направление линии письма.

7. Неравномерный размер интервалов между строками.

Обнаружение указанных признаков позволяет сделать вывод в вероятной форме о необычности выполнения исследуемой рукописи. Вероятная форма обусловлена тем, что точно такие же признаки можно выявить и в маловыработанном практическом почерке, и в почерке лиц пожилого и старческого возраста, так как эти почерки внешне очень сходны между собой.

О факте необычности выполнения рукописи эксперт может сказать в категорической форме только после процесса идентификации с образцами почерка предполагаемого исполнителя, выполненными в обычных и приближенных к условиям выполнения исследуемого текста условиях и только в случае положительного решения вопроса о тождестве исполнителя.

Однако на этапе установления факта необычности выполнения рукописи, эксперт в той или иной степени может определить группу факторов, которые вероятнее всего воздействовали на исследуемый почерк. Рассмотрим эти факторы и признаки, исходя из вышеприведенной классификации видоизменений почерка.

Признаки изменения внешней обстановки письма

Непривычная внешняя обстановка (необычная поза, материал письма, недостаточное освещение) требует от пишущего усиления зрительного контроля за процессом письма и снижения при этом автоматизма движений.

Следует сказать, что при данных видах естественного изменения почерка наиболее ярко проявляются указанные выше "классические" признаки измененного почерка, а именно:

1. Снижается темп движений.

2. Нарушение координации движений проявляется в неустойчивости наклона, протяженности по вертикали и горизонтали, реже — в извилистости и изломах элементов букв.

3. Структурная сложность движений имеет тенденцию к упрощению. Новые варианты письменных знаков не встречаются.

4. Форма и направление движений обычно остаются такими же. Изменения происходят лишь в том случае, если значительно нарушается координация движений.

5. Наклон почерка, как правило, не изменяется.

6. Протяженность движений по вертикали и горизонтали в большинстве случаев увеличивается, но становится неустойчивой.

7. Связность также изменяется: при изменении позы и письма в темноте — увеличивается, при письме на необычном материале — уменьшается.

8. Признаки пространственной ориентации не претерпевают существенных изменений (в силу сохранения зрительного контроля). Однако некоторые изменения признаков этой группы (размеров интервалов между строками, направления и формы линии письма) происходят в случае выполнения текстов при недостаточном освещении или в темноте.

Из частных признаков наибольшим изменениям подвергаются:

— строение букв;

— протяженность движений;

— вид соединения;

— количество движений.

Необычная внешняя обстановка при письме может быть самой разнообразной: от непривычного пишущего прибора до выполнения рукописи в условиях космического полета. Следовательно, признаки, указывающие на тот или иной сбивающий фактор, будут в определенной степени различны.

Так, в рукописях, выполненных в полной темноте, можно наблюдать:

1) крайне неравномерный размер интервалов между строками и словами: от их отсутствия до интервалов почти в четверть листа;

2) сильно извилистую линию конфигурации левого поля. Правое и верхнее поля, как правило, отсутствуют, так как строки “срезаются” соответствующими краями листа бумаги;

3) среднюю или высокую степень связности почерка. Иногда слитно, без отрыва пишущего прибора, выполняются рядом стоящие слова;

4) наложение букв, слогов, слов и целых строк друг на друга. Причем наложение по вертикали (нижерасположенных на вышерасположенные) встречается значительно чаще, чем по горизонтали (последующих на предыдущие);

5) повторение слов, слогов, букв, а также отдельных элементов в знаках. Последнее особенно часто наблюдается в буквах, выполненных однотипными движениями (и, ш, щ, м);

6) отсутствие элементов в буквах (особенно выполняемых однотипными движениями) и букв в словах;

7) упрощение сочетаний букв за счет их всевозможной синтезации;

8) значительную утрату знаков препинания.

Ситуационные признаки, указывающие на факт выполнения рукописи в условиях движущегося транспорта:

1) чрезмерная деформация букв, слов или всего текста, иногда достигающая такой степени, что они становятся совершенно нечитаемыми;

2) присутствие, наряду с указанным, слогов или целых слов, выполненных четко, без признаков снижения координации;

3) наличие срывов пишущего прибора, проявляющееся в значительном, неестественном удлинении заключительных элементов букв и знаков препинания, особенно запятых;

4) разная степень нажима при выполнении отдельных строк или фрагментов текста, а также измененный характер нажима при выполнении букв (сгибательные движения являются более тонкими по сравнению с разгибательными);

5) преобладание интервального вида соединений букв в словах и элементов в буквах;

6) появление рефлекторных штрихов в начальных и заключительных частях букв, а также в соединениях между элементами;

7) наличие в небольшом количестве упрощенных сочетаний букв за счет их синтезации.

Выявленные комплексы признаков, наряду с "классическими" признаками снижения темпа и координации движений, свидетельствуют о том, что исследуемые рукописи, вероятнее всего, выполнены или в полной темноте, или в условиях движущегося транспорта.

К признакам изменения внутреннего состояния пишущего относятся признаки возрастных, патологических изменений и необычных функциональных состояний исполнителя рукописных текстов. Эти признаки нельзя объединить в единый комплекс, так как они слишком различаются даже в пределах одной группы изменений.

Возрастные изменения почерка

Общеизвестно, что почерк каждого человека на протяжении всей его жизни подвергается естественным изменениям. Наиболее существенные из них происходят в период формирования навыков письма, особенно при обучении в старших классах школы, на первых курсах средних и высших учебных заведений, а также в начальные годы практической работы. Подобные изменения обычно связаны с увеличением письменной практики и необходимостью перехода к быстрому письму. В этот период в почерке в течение небольшого срока (3-5 лет) может наступить ряд своеобразных устойчивых изменений, проявляющихся в повышении степени их выработанности, упрощении сложности движений, изменении угла наклона, повышении степени связности, уменьшении размера и увеличении разгона почерка.

Изменения частных признаков сводятся к появлению в почерке новых вариантов букв, обычно более приспособленных для быстрого письма, к изменению частоты встречаемости отдельных вариантов букв, упрощению движений при выполнении букв и их соединений, изменению относительной протяженности движений при выполнении надстрочных и подстрочных элементов букв и степени связности движений при соединении букв и их элементов.

Вообще, характер и степень изменения почерка в указанный период специфичны для каждого пишущего. Они зависят от большого количества как объективных, так и субъективных факторов.

Второй период существенных возрастных изменений почерка человека приходится на переход от зрелого к пожилому и старческому возрасту.

Признаки почерка лиц такого возраста не только изучены и описаны в специальной литературе, но и положены в основу количественного метода установления факта выполнения рукописи лицом пожилого или старческого возраста.

В частности, к ним относятся:

1. Неоднократная угловатость и извилистая форма движений при выполнении и соединении букв и их элементов (снижение координации 1-й группы).

2. Угловатая или смешанная форма движений в почерке в целом.

3. Наличие тупых начал движений в виде точки или широкого штриха.

4. Размещение точек начала и окончания движений в средней или нижней части буквы.

5. Размещение точек пересечения движений в верхней части буквы.

6. Простое или упрощенное строение букв в целом.

7. Недифференцированный нажим.

8. Необоснованные остановки пишущего прибора.

9. Обводка элементов или букв в целях повторения их общей конфигурации.

10. Неустойчивые наклон и разгон почерка, а также форма и направление линии письма.

11. Интервальная или малая степень связности.

12. Исправление первоначальных и выполнение новых букв.

13. Наличие в тексте фрагментов, различающихся по общим признакам.

Патологические изменения почерка также различны, как и виды заболеваний, степени их проявления и протекания.

Наиболее ярко патологические изменения письма проявляются у лиц, страдающих хроническими психическими заболеваниями или временными расстройствами душевной деятельности человека, в частности:

1. Выполнение в тексте всевозможных пиктограмм или идеограмм.

2. Полная или частичная утрата единства смыслового содержания рукописи.

3. Повторы отдельных элементов, букв, слов, словосочетаний или предложений в целом.

4. Немотивированное зачеркивание букв, слов или предложений.

5. Утрата в составе предложений заключительных словосочетаний или слов, в составе слов — заключительных слогов или букв, в составе письменных знаков — заключительных элементов или их частей.

6. "Бессистемные" пропуски слов, слогов или букв.

7. Нарушение последовательности выполнения письменных знаков или слогов в составе сложных слов.

8. Необычное использование заглавных букв и знаков препинания.

9. Выполнение полностью или частично контаминированных (совмещенных) письменных знаков.

Например:

10. Необычное строение письменных знаков:

11. "Вычурность" конфигурационных характеристик письменных знаков:

12. Фрагментарность рукописи по степени связности почерка, наклону и расстановке письменных знаков.

13. Необычное размещение рукописи на листе бумаги или самостоятельных фрагментов текста, а также письменных знаков в составе слов, элементов в составе букв, знаков препинания и переноса слов.

14. Полная или частичная зеркальность письма.

15. Извилистая или ломаная (неоднократно) форма элементов письменных знаков и ряд других признаков. Всего в работе М. В. Бобовкина описано 100 "психопатологических" признаков письма.

Для заболеваний, не связанных с болезнями головного мозга, обычно характерно:

1. Замедление темпа письма и нарушение координации движений.

2. Замена букв нечитаемыми штрихами и переход на печатное письмо.

3. Снижение степени связности почерка.

4. Повторение отдельных слов, слогов и букв.

Частные признаки почерка при этом каким-либо изменениям обычно не подвергаются.

Признаки необычных функциональных состояний алкогольного опьянения сводятся к следующим:

1. Написание слов с разнообразными орфографическими ошибками.

2. Замена или дополнительное внесение в слова букв, обычно из тех же слов или соседних.

3. Пропуск или удвоение отдельных букв и слогов в словах, а также отдельных слов в предложениях.

4. Увеличение или уменьшение числа штрихов в буквах, выполненных однотипными движениями (в буквах т, ш, й и др.).

5. Неуверенность в правильности написания слов (многочисленные исправления).

6. Увеличение размера и разгона почерка.

7. Снижение степени выработанности и упрощение сложности движений.

8. Уменьшение равномерности наклона, размера и разгона почерка.

9. Существенное изменение признаков пространственной ориентации движений: наиболее часто — размера (в сторону увеличения) и степени равномерности (в сторону уменьшения) интервалов между строками и словами; реже — размера и формы полей (без какой-либо закономерности), а также формы (прямолинейной — на неровную) и направления (с горизонтального — на неустойчивое) линии письма.

Отмечается определенная закономерность изменения этих признаков в зависимости от концентрации алкоголя в крови и стадии опьянения. Частные признаки почерка при этом сохраняются без существенных изменений.

Непривычная установка пишущего, не связанная с умышленным изменением почерка, включает, как было отмечено выше, установку на старательное и быстрое письмо.

При установке на старательное письмо пишущий теряет свойственный ему автоматизм и ритм. Темп замедляется, усиливается зрительный контроль, и рукопись в целом становится четкой и аккуратной. Степень выработанности в большинстве случаев сохраняется. Координация движений нарушается незначительно. Строение почерка изменяется в сторону усложнения. Протяженность движений по вертикали и горизонтали, как правило, увеличивается. Связность уменьшается.

При максимально непривычном ускорении письма нарушается координация движений. Рукопись становится трудночитаемой, небрежной. Строение почерка изменяется в сторону упрощения. Признаки пространственной ориентации, форма и направление движений, наклон, а также большинство частных признаков почерка устойчиво сохраняются.

В умышленно измененных почерках, помимо отражения "классических" признаков необычности выполнения, имеются и свои специфические признаки. Они должны быть рассмотрены отдельно, применительно к видам умышленных искажений почерка.

Скорописная маскировка почерка

При скорописной маскировке почерка подвергаются изменениям общие и некоторые частные признаки.

Из общих, в основном, изменяются признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка, а также структуру движений по их траектории:

— наклон почерка;

— степень выработанности почерка;

— общее строение почерка (сложности, формы и направления движения);

— протяженность движений по вертикали;

— протяженность движений по горизонтали;

— степень связности движений;

— отдельные частные признаки.

Наиболее распространенным видом изменения почерка является его искажение путем изменения наклона букв (в экспертной практике на такие изменения приходится 50% случаев исследования измененных почерков). Данное искажение почерка не представляет особых трудностей для исполнителя и в то же время делает его почерк внешне малопохожим на обычный.

Чаще пишущий изменяет наклон с правого на левый или прямой, т. е. противоположный привычному наклону почерка. При этом способе наблюдаются следующие изменения:

— ступенчатая форма письма;

— увеличение протяженности движений по вертикали и уменьшение по горизонтали;

— уменьшение связности движений.

Частные признаки почерка обычно существенным модификациям не подвергаются.

Умышленно изменить степень выработанности почерка можно только в сторону снижения. Намеренно повысить ее за короткий промежуток времени без специальной тренировки нельзя. Поэтому почерк с такого рода изменением внешне очень похож на маловыработанный практический почерк, почерк непривычной пишущей руки или "старческий" почерк; в нем наиболее ярко проявляются "классические" признаки снижения темпа и координации движений. Однако в рукописи могут сохраняться фрагменты со средней и даже высокой степенью выработанности. Снижение последней нередко сопровождается и изменением признаков письменной речи, проявляющимся в умышленном допущении грамматических, лексических, синтаксических и других ошибок.

Искажение общего строения почерка выражается одновременно в изменении ряда его общих признаков:

— формы движений (с округлой — на угловатую и наоборот);

— направления движения при выполнении основных элементов (неустойчивое);

— протяженности движений по вертикали (чаще увеличивается) и горизонтали (чаще уменьшается);

— степени связности движений (чаще снижается);

— выработанности почерка (снижается).

Частные признаки также искажаются — меняется строение букв (подражание печатному шрифту, вычурные начала и окончания).

Примером изменения общего строения почерка является исполнение текста с подражанием школьным прописям.

Изменение протяженности движений по вертикали может выражаться в ее увеличении или уменьшении.

При увеличении размера почерка наблюдается:

— уменьшение степени связности (изредка);

— уменьшение протяженности движений по горизонтали.

При уменьшении размера почерка наблюдается:

— уменьшение связности;

— увеличение протяженности движений по горизонтали.

Большинство частных признаков при этом сохраняется.

Искажение почерка путем изменения протяженности движений по горизонтали чаще происходит в сторону увеличения, чем уменьшения. В сторону увеличения обычно меняется степень связности и протяженность движений по вертикали. Иногда изменяется и направление движений при выполнении основных элементов букв.

Степень связности движений чаще всего сознательно уменьшается. Этому сопутствуют изменения протяженности движений по вертикали и горизонтали (в сторону увеличения). Об искажении почерка за счет изменения степени связности свидетельствует тот факт, что наряду с низкой степенью связности в тексте присутствуют фрагменты с высокой степенью выраженности указанного признака.

Изменение частных признаков почерка заключается, как правило, в искажении общего строения отдельных букв. На это указывает наличие в тексте новых форм букв (чаще вычурных) наряду с устойчивым сохранением обычных вариантов форм отдельных букв.

В рукописях, выполненных непривычной пишущей рукой, наряду с "классическими" признаками изменения почерка, наблюдаются специфические признаки, как правило, леворучного почерка, к которым относятся:

1. Зеркальность — перевернутое (как в зеркале) влево, вправо, вверх и вниз отображение письменного знака в целом или его части, а также изменение обычного направления движения на противоположное.

Зеркальность может наблюдаться:

а) при выполнении буквы в целом

б) при выполнении элемента буквы

в) при выполнении части элемента буквы

г) при выполнении дополнительных штрихов над буквами "т, п", надстрочного элемента буквы "й", подстрочного штриха под буквой "ш", знаков "тире" и переноса слов (справа налево)

д) при выполнении запятых (левоокружными движениями)

2. Увеличение протяженности движений при выполнении заключительных элементов. Направление движения может быть как поднимающимся, опускающимся, так и горизонтальным:

3. Различное строение одноименных букв (наличие одновременно упрощенного, простого и усложненного вариантов знака):

4. Наличие букв, выполненных по типу печатных знаков:

5. Выполнение букв "г" и "ч" по типу латинской буквы "Z":

6. Выполнение точек в форме запятых:

7. Опускающееся (слева направо, сверху вниз) направление движений при выполнении надстрочно-покрывающих элементов заглавных букв Г, Б, П, Т:

При этом меняется масса частных признаков, которые у каждого исполнителя индивидуальны.

При исследовании измененного почерка путем подражания печатному шрифту специфические ситуационные признаки, указывающие на этот факт, не выделяются, так как они наглядны без всякого доказательства. В таких текстах изучаются только "классические" признаки измененного почерка, т. е. признаки снижения темпа и координации движений для того, чтобы отличить данный вид искажения почерка от родного (неизмененного) печатного почерка.

Подражание почерку другого лица

Подражание почерку другого лица — сложный процесс. Пишущий при выполнении текста одновременно воспроизводит признаки, свойственные почерку другого человека, и подавляет признаки своего почерка. Это приводит к нарушению процесса письма. В рукописи, наряду с признаками обычного почерка исполнителя, появляются особенности, имитирующие признаки чужого почерка, а также искаженные признаки почерка пишущего.

Успех подражания почерку другого лица во многом зависит от ряда факторов, к которым относятся:

1. Вид подражания.

2. Степень сходства почерка лица, которому подражают, с почерком подражателя.

3. Время наблюдения почерка другого лица и степень тренировки в подражании этому почерку.

4. Объем подделываемого текста.

5. Индивидуальные особенности, профессия подражателя и др.

Различают следующие виды подражания:

— путем срисовывания "на глаз" (без предварительной тренировки и с тренировкой);

— "по памяти".

Подражание почерку другого лица путем срисовывания "на глаз" без предварительной тренировки характеризуется:

— деавтоматизацией письма (снижением темпа и нарушением координации движений);

— снижением стройности и связности почерка;

— увеличением протяженности движений по вертикали и горизонтали;

— воспроизведением общего строения письменных знаков, особенно вычурных, имитируемого почерка;

— повторением некоторых частных признаков, например формы и направления движений при выполнении подражаемых букв.

При этом от внимания подражателя ускользает:

— относительная протяженность движений при выполнении знаков и их элементов по вертикали и горизонтали;

— относительное направление движений при выполнении отдельных элементов букв;

— размещение точек пересечения движений.

При подражании почерку другого лица посредством срисовывания "на глаз" с предварительной тренировкойнаблюдается:

— отсутствие резкой деавтоматизации движений, т. е. проявляется значительно меньше признаков снижения координации и темпа движений;

— совпадение большинства общих признаков почерка подделывателя и лица, которому он подражает;

— совмещение наиболее ярких, броских частных признаков.

Подделывателю не удается воспроизвести:

— форму движений при выполнении начальных и заключительных элементов букв;

— степень связности имитируемого почерка;

— относительную протяженность движений по вертикали и горизонтали;

— направление движений при выполнении основных элементов букв;

— относительное размещение точек начала и окончания движений при выполнении букв и их элементов.

При подражании почерку другого лица по "памяти" в рукописи наблюдается сравнительно мало признаков почерка подражаемого лица и много признаков обычного почерка подражателя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 739; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.092 с.)