С задержкой психического развития (ЗПР) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С задержкой психического развития (ЗПР)



Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с ЗПР отличается по своим задачам и методам. В условиях специального детского сада на первый план выступает задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка.

Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего обучения.

В течение учебного года специалисты проводят обследование в три этапа.
Первый этап (сентябрь). Цель обследования на начальном этапе - выявить особенности психического развития каждого воспитанника, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы. Результаты обобщаются и заносятся в "Карту развития ребёнка". С их учетом формируются подгруппы детей для проведения занятий дефектологом и воспитателем, выстраиваются "уровневые" программы коррекционного обучения.

Второй этап (первые две недели января). Основной целью обследования на втором этапе является выявление особенностей динамики развития каждого ребенка в специально организованных условиях. Тревожащим симптомом является отсутствие положительной динамики. На данном этапе дополняются сведения, полученные ранее. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом. В программу вносятся коррективы, определяются цели и задачи коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии.

Третий этап (проводится в конце учебного года). Цель - определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника.

На основе результатов обследования осуществляется перевод ребенка в следующую возрастную группу или выпуск в школу.


Выпускники специальных групп, как правило, хорошо подготовлены к обучению в массовой школе. На это следует обратить особое внимание, так как цель дошкольной коррекции задержек психического развития - своевременное выявление и преодоление недостатков в развитии, формирование полноценного базиса для обучения в общеобразовательной школе.

Практика показывает, что большинство детей с ЗПР в дальнейшем успешно усваивают общеобразовательную школьную программу.

КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Второй младшей группы

МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ДАННЫЕ О РЕБЁНКЕ

Ф.И.О ребёнка _____________________________________________________________________
Дата рождения______________Дата поступления в дошкольное учреждение №129__________

СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ

 

Мать (Ф.И.О) ______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

Отец (Ф.И.О) ______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

Состав семьи, в которой проживает ребёнок ____________________________________________

Левшество в семье _________________________________________________________________

Кем воспитывается ребёнок на момент поступления в дошкольное учреждение №129 (родители, бабушка, дедушка или другие родственники, опекуны)____________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

 

Психомоторное развитие ребёнка:

держит головку с_______ месяцев, сидит самостоятельно с_______ месяцев, ходит с________ Развитие речи:

гуление с________ месяцев, первые слова с _________________. Фразы с ___________________

 

Общая активность на первом году жизни (подвижный, любознательный, равнодушный, заторможенный, спокойный - любит сам заниматься с игрушками, беспокойный – требует постоянного внимания) ______________________________________________________________


Страхи ребёнка (указать какие) _______________________________________________________

 

ЗАКЛЮЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ (психиатр, логопед) _____________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

ЛИЧНОСТНО-ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЁНКА

Активный, подвижный – инертный, медлительный. Спокойный, уравновешенный, возбуди-мый, неуравновешенный. Быстрота реакции на словесные раздражители (задания): быстрая, медленная, требуется неоднократное подкрепление. Проявляет ли ребёнок настойчивость при встречающихся трудностях или отступает перед ними. Особенности работоспособности.

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

 

Общительный, замкнутый. Вступает в контакт со знакомыми и незнакомыми сверстниками и взрослыми (легко, охотно, медленно, с трудом)__________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВОСПРИЯТИЕ

ЦВЕТ (ЦВЕТНЫЕ КУБИКИ) количество баллов начало учебного года середина учебного года конец учебного года
Ребёнок понимает разницу между цветами. К процессу деятельности индифферентен.   1 балл      
Ребёнок различает 4 основных цвета. Может назвать правильно хотя бы один из цветов.   2 балла      
Ребёнок соотносит и дифференцирует 4 основных цвета. Может выделить заданный цвет из множества цветов. 3 балла      
Ребёнок сличает и называет основные цвета, может назвать объекты окружающего мира, имеющие постоянный цветовой признак 4 балла      
ФОРМА («ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК», «ДОСКИ СЕГЕНА») количество баллов начало учебного года середина учебного года конец учебного года
Ребёнок не справляется с заданием даже с обучающей помощью.   1 балл      
Ребёнок использует силу, положительного результата не всегда добивается; помощь использует не в полном объёме. 2 балла      
Ребёнок использует силу, выполняет зада- ние с различными видами помощи.   3 балла      
Ребёнок действует путём целенаправленных проб. Результат деятельности положитель- ный. 4 балла      

 

ВЕЛИЧИНА (ПИРАМИДКА) количество баллов начало учебного года середина учебного года конец учебного года
Ребёнок не справляется с заданием даже с обучающей помощью. 1 балл      
Ребёнок выполняет задание с различными видами помощи.   2 балла      
Ребёнок складывает пирамидку без учёта величины, но обучается и добивается поло- жительного результата. 3 балла      
Ребёнок самостоятельно складывает пирамидку с учётом величины методом проб и примеривания колец. 4 балла      

 

ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ (Разрезная картинка) количество баллов начало учебного года середина учебного года конец учебного года
Ребёнок совершает беспорядочные действия с частями картинки. Результат не достигнут.   1 балл      
Ребёнок совершает попытки выполнить зада-ние, результат деятельности не достигнут.   2 балла      
Ребёнок совершает попытки выполнить зада-ние, результат деятельности достигнут с помощью педагога. 3 балла      
Ребёнок складывает картинки самостоятельно методом зрительного соотнесения.   4 балла      

 

 

ПАМЯТЬ

СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ количество баллов начало учебного года середина учебного года конец учебного года
Ребёнок запоминает и воспроизводит одно или несколько слов после повторного прочте- ния педагогом. 1 балл      
Ребёнок запоминает и воспроизводит только одно слово после однократного прочтения педагогом. 2 балла      
Ребёнок запоминает и воспроизводит 2 - 3 слова после однократного прочтения педаго- гом. 3 балла      
Ребёнок запоминает и воспроизводит 4 слова после однократного прочтения педагогом. Ребенок способен запомнить двустишия и воспроизвести их по требованию. 4 балла      

 

начало учебного года
  ДОМ СЛОН МЯЧ МЫЛО Привнесения
           
           
           

 

середина учебного года
  ДОМ СЛОН МЯЧ МЫЛО Привнесения
           
           
           
конец учебного года
  ДОМ СЛОН МЯЧ МЫЛО Привнесения
           
           
           
ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ количество баллов начало учебного года середина учебного года конец учебного года
Ребёнок способен запомнить один знакомый предмет. 1 балл      
Ребёнок способен запомнить 2 - 3 знакомых предмета. 2 балла      
Ребёнок способен запомнить 1 - 3 изображения конкретных предметов. 3 балла      
Ребенок запоминает и находит 1 картинку среди 10. 4 балла      

ВНИМАНИЕ

ВНИМАНИЕ (Устойчивость внимания) количество баллов начало учебного года середина учебного года конец учебного года
Ребенок не способен к сосредоточению вни- мания на предмете, быстро отвлекается. 1 балл      
Внимание недостаточно устойчивое, поверхностное. 2 балла      
Внимание достаточно устойчивое. Ребенок спо собен к сосредоточению внимания на предмете 3 балла      
ВНИМАНИЕ (Концентрация внимания)        
Ребенок не способен к концентрации внима-ния. 1 балл      
Внимание поверхностное, низкая концентра-ция. 2 балла      
Внимание достаточно стойкое. Ребенок спо-собен к концентрации внимания. 3 балла      
ВНИМАНИЕ (Переключаемость внимания)        
Переключаемость внимания затруднена.   1 балл      
Замедленная переключаемость внимания.   2 балла      
Ребенок легко переключает внимание с одного вида деятельности на другой. 3 балла      

МЫШЛЕНИЕ

РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ (Достань мячик) количество баллов начало учебного года середина учебного года конец учебного года
Ребёнок совершает попытки выполнить зада-ние, результат деятельности не достигнут. 1 балл      
Ребёнок совершает попытки выполнить зада- ние, результат деятельности достигнут с помощью педагога. 2 балла      
Ребёнок находит верное решение после нес- кольких неудачных попыток с помощью педагога. 3 балла      
Ребенок самостоятельно решает задачу, результат деятельности положительный. 4 балла      

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.011 с.)