Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 15. Трансформация бухгалтерской отчетности российских организаций в составляемую по международным стандартам.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Лекция 15. Трансформация бухгалтерской отчетности российских организаций в составляемую по международным стандартам. Сравнение форм финансовой отчетности по МСФО и РСБУ. 2. Способы подготовки отчетности по МСФО: параллельный учет и трансформация отчетности. Варианты и схема трансформации отчетности российской организации в отчетность, составляемую по международным стандартам. Сравнение форм финансовой отчетности по РСБУ и МСФО Заметим, что РСБУ используют термин "бухгалтерская отчетность", а МСФО - "финансовая отчетность". Поэтому будем считать эти термины синонимами, хотя термин "финансовая отчетность", как правило, в международной практике несколько шире, чем "бухгалтерская отчетность". Составы представляемой отчетности по МСФО и РСБУ в целом не отличаются друг от друга. И по российским, и по международным стандартам по окончании отчетного периода фирмы заполняют: - бухгалтерский баланс (отчет о финансовом положении); - отчет о прибылях и убытках (отчет о совокупном доходе); - отчет об изменениях капитала; - отчет о движении денежных средств; - пояснительные замечания. При этом в соответствии с российскими стандартами учета формы бухгалтерской отчетности рекомендованы Минфином России, и на практике мало предприятий отступает от установленной формы, хотя теоретически это и позволяется. В то же время формы отчетности по международным стандартам не регламентируются столь явно. Однако при этом они должны содержать основные показатели, установленные МСФО 1 "Представление финансовой отчетности". Обратите внимание: финансовый год по МСФО может не совпадать с календарным. Если в России отчетный период длится строго с 1 января по 31 декабря, то по международным стандартам фирма вправе сама установить дату начала финансового года. Он может начаться, например, 1 сентября. Бухгалтерский баланс. Согласно МСФО 1 при составлении баланса обособленно нужно показать: - основные средства; - нематериальные активы; - финансовые активы; - инвестиции, учтенные по методу долевого участия; - запасы; - торговую и прочую дебиторскую задолженность; - денежные средства и их эквиваленты; - налоговые обязательства; - резервы; - долгосрочные процентные обязательства; - торговую и прочую кредиторскую задолженность; - собственный капитал и т.д. Решение о выделении в балансе того или иного показателя должно принимать руководство предприятия, основываясь на существенности статьи, целесообразности обособленного ее отражения и интересах пользователей отчетности. В соответствии с МСФО в балансе можно не разделять активы и обязательства на долгосрочные и краткосрочные, однако в отчетности должно раскрываться, какие активы или обязательства будут погашены (реализованы или использованы) в течение 12 месяцев после отчетной даты. Российская форма баланса заведомо предусматривает разделение активов и обязательств на долгосрочные и краткосрочные. Чаще всего предприятия не отступают от установленной формы, не добавляют строки в баланс и не удаляют лишние строки. В балансе по МСФО, как правило, нет пустых строк, они просто удаляются. Отчет о прибылях и убытках. Отчет о прибылях и убытках предназначен для представления информации, необходимой для оценки потенциальных изменений в экономических ресурсах, которые организация будет контролировать в будущем; прогнозирования способности создавать потоки денежных средств за счет имеющейся ресурсной базы; формирования суждения об эффективности использования ресурсов.
Предприятие должно представить все статьи доходов и расходов, признанные за период: 1) в одном отчете о совокупном доходе; 2) в двух отчетах: - отчет, отражающий компоненты прибыли или убытка (отдельный отчет о прибылях и убытках); - отчет, начинающийся с учета прибылей или убытков, и отражающий компоненты прочей совокупной прибыли (отчет о совокупной прибыли).
Согласно МСФО 1 определенные статьи должны быть представлены непосредственно в отчете о совокупной прибыли, а именно: - выручка; - расход по финансированию; - прибыль (убыток) от участия в ассоциированных компаниях, от совместной деятельности, учитываемая по методу долевого участия; - прибыль (убыток) до налогообложения; - расходы по налогам; - прибыль (убыток); - каждый компонент прочей совокупной прибыли; - общая совокупная прибыль. - прибыль (убыток) приходящийся на долю меньшинства; - прибыль (убыток) приходящийся на владельцев капитала материнской компании.
Дополнительные линейные статьи, заголовки, промежуточные суммы должны представляться в отчете о прибылях и убытках в соответствии с требованиями других стандартов, а также в случае, если это необходимо для достоверного раскрытия информации о финансовых результатах компании. Информацию, не отраженную в отчете о прибылях и убытках, компания, руководствуясь критериями полноты и осмотрительности, может также раскрыть в примечаниях.
Предприятие должно представить анализ расходов, признанных в составе прибыли или убытка, с использованием классификации, основанной либо на характере затрат, либо на их функции в зависимости от того, какой из подходов обеспечивает надежную и более уместную информацию. Отчет об изменениях в капитале. В соответствии с МСФО предприятие должно отдельно от прочих форм отчетности представлять форму, отражающую: - чистую прибыль/убыток за период; - любые доходы и расходы, отнесенные непосредственно на увеличение/уменьшение капитала; - совокупный эффект от изменений в учетной политике и исправления фундаментальных ошибок, отраженный в соответствии с МСФО 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки". Кроме того, либо в этой форме, либо в пояснениях к отчетности должны быть раскрыты: - операции с собственниками по движению капитала (получение взносов или выплата долей или дивидендов); - остаток нераспределенной прибыли на начало периода, изменение за период и остаток на конец отчетного периода; - движение всех прочих статей капитала за период (эмиссионного дохода, резерва переоценки, резерва курсовых разниц и т.д.) с указанием остатков на начало и на конец отчетного периода. Отметим, что МСФО не регламентируют жестко форму Отчета об изменениях в капитале, а только указывают на информацию, которая необходима для раскрытия. Однако в целом состав раскрываемой информации схож как для целей МСФО, так и в российской форме N 3 "Отчет об изменениях капитала". Отчет о движении денежных средств. В МСФО подготовка Отчета о движении денежных средств регламентируется МСФО 7 "Отчет о движении денежных средств". Этот документ представляет собой информацию, которая позволяет пользователям оценить изменения в чистых активах компании и ее финансовой структуре. МСФО 7 оперирует понятием денежных эквивалентов как краткосрочных, высоколиквидных вложений, которые не подвержены значительному риску изменения стоимости. При этом движение и остатки денежных эквивалентов приравниваются к движению и остаткам денежных средств. К эквивалентам денежных средств обычно относятся инвестиции с кратким сроком обращения, как правило, не превышающим трех месяцев до даты погашения. Пояснительная записка. Общий подход к информации, которую нужно указать в этом документе, можно считать универсальным. В пояснительной записке отражаются сведения, которые не были приведены в других отчетных формах. Кроме того, в ней раскрываются отдельные показатели бухгалтерской отчетности, а также приводится справочная информация о фирме: адрес, организационно-правовая форма, описание рода деятельности, структура предприятия и т.д. Вот только в международной отчетности объем примечаний, как правило, многократно превышает объем пояснительной записки к отчетности, составленной по РСБУ. Варианты и схема трансформации отчетности российской организации в отчетность, составляемую по международным стандартам. Трансформация по своей сути - это перегруппировка учетной информации фирмы в другой бухгалтерский стандарт. При этом нелишним будет заметить, что единого алгоритма трансформации отчетности как такового нет. Следовательно, каждый случай требует индивидуального подхода. Обратите внимание: подготовить консолидированную отчетность по МСФО можно одним из двух способов. Первый вариант заключается в том, что сначала готовятся отчетности по международным стандартам для каждой компании группы. Затем эти данные суммируются и корректируются для получения консолидированной отчетности по МСФО. Согласно второму варианту сначала составляется агрегированная отчетность по российским стандартам. А уже после этого она трансформируется в соответствии с МСФО. Выбор того или иного варианта зависит от кадровых и технических возможностей компаний холдинга. Как правило, выбирают второй вариант. Дело в том, что трансформация одной, пусть даже очень большой отчетности, занимает, как правило, гораздо меньше времени и обходится дешевле, чем трансформация по отдельности отчетности всех компаний холдинга. Процесс трансформации можно представить себе как корректировку данных предшествующих отчетных периодов. При этом в отчетность, которая сформирована в соответствии с российской системой бухучета, вносят изменения, чтобы привести ее в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности. К методам трансформации отчетности относятся: - детализация остатков; Расшифровка статей отчетности и детализация остатков бухгалтерских счетов являются первичными методами трансформации. Отправным моментом служит российская бухгалтерская отчетность. Статьи российского баланса и отчета о прибылях и убытках необходимо вначале расшифровать по остаткам включенных в них счетов. Связь между статьями баланса и остатками по счетам должна быть однозначно установлена. Если остатки по одному счету участвуют в формировании нескольких отчетных статей, то необходимо разделить остатки и обороты по такому счету на несколько субсчетов. - реклассификация остатков; Ряд объектов учета, формирующих статьи отчетности по МСФО в соответствии с ПБУ и с учетной политикой российской организации, не отражаются на счетах бухгалтерского учета. Поскольку российская система учета и система учета в соответствии с МСФО в трансформационных таблицах дает бухгалтерскую интерпретацию одних и тех же фактов хоз. жизни, то большинство учетных объектов находит свое отражение и в той и в другой системе отчетности. Реклассификация остатков – способ устранения формальных различий в структуре и составе показателей российской отчетности и отчетности, составляемой по международным стандартам. - переоценка остатков. Переоценкой остатков являются любые корректировки остатков балансовых счетов, влекущие одновременные изменения собственного капитала: прибылей и убытков отчетного года, нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), добавочного капитала и других статей собственного капитала. Например, стоимость материалов, принадлежностей, инвентаря, предназначенных для снабжения офиса, остающаяся в наличии на отчетную дату, по российским стандартам находит отражение в бухгалтерском балансе в качестве актива, в то время как по международным стандартам конкретный объект должен включаться в расходы данного отчетного периода. Отметим, что обычно при составлении финансовой отчетности по МСФО компании используют валюту, в которой происходит большинство операций компании. Однако, чтобы удовлетворить требованиям различных пользователей отчетности, могут быть подготовлены варианты отчетности и в других валютах. Схема трансформации Решив трансформировать отчетность, для начала фирма должна разработать общую стратегию. Она может выглядеть следующим образом. 1) выявляются расхождения в учете по российским стандартам с МСФО. Для этого, в частности, проводится: - инвентаризация запасов на отчетную дату, в процессе которой определяется их рыночная стоимость; - инвентаризация дебиторской задолженности с целью начисления резерва сомнительных и безнадежных долгов; - инвентаризация основных средств на предмет установления их чистой рыночной стоимости и обесценения, вызванного моральным и физическим износом функционирующих в настоящее время активов; - оценка долгосрочных финансовых инвестиций и инвестиционной собственности по рыночной стоимости с последующим начислением резерва переоценки этих активов. 2) составляются корректировочные проводки, а план счетов приводится в соответствии с планом счетов по МСФО. При составлении корректировочных проводок в действующем российском Плане счетов рекомендуется выделить два дополнительных счета: - счет 84-11 "Корректировки нераспределенной прибыли/непокрытого убытка отчетного периода" - для группировки корректировочных проводок по событиям, относящимся к отчетному периоду; - счет 84-12 "Корректировки нераспределенной прибыли/непокрытого убытка прошлых лет" - для группировки корректировочных проводок по событиям прошлых лет. Заметим, что международные стандарты финансовой отчетности не предписывают определенную структуру для плана счетов, а также их нумерацию. Поэтому каждая фирма в зависимости от вида своей деятельности вправе самостоятельно разработать свой план счетов. Схематически его структуру можно представить следующим образом: - текущие (оборотные) активы; - долгосрочные (внеоборотные) активы; - краткосрочные обязательства; - долгосрочные обязательства; - собственный капитал; - доходы от основной деятельности; - расходы от основной деятельности; - расходы по реализации и административно-управленческие расходы; - доходы и расходы от неосновной деятельности. Лекция 15. Трансформация бухгалтерской отчетности российских организаций в составляемую по международным стандартам.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 970; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.75.46 (0.008 с.) |