Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 15. Трансформация бухгалтерской отчетности российских организаций в составляемую по международным стандартам.

Поиск

Лекция 15. Трансформация бухгалтерской отчетности российских организаций в составляемую по международным стандартам.

Сравнение форм финансовой отчетности по МСФО и РСБУ.

2. Способы подготовки отчетности по МСФО: параллельный учет и трансформация отчетности.

Варианты и схема трансформации отчетности российской организации в отчетность, составляемую по международным стандартам.

Сравнение форм финансовой отчетности по РСБУ и МСФО

Заметим, что РСБУ используют термин "бухгалтерская отчетность", а МСФО - "финансовая отчетность". Поэтому будем считать эти термины синонимами, хотя термин "финансовая отчетность", как правило, в международной практике несколько шире, чем "бухгалтерская отчетность".

Составы представляемой отчетности по МСФО и РСБУ в целом не отличаются друг от друга. И по российским, и по международным стандартам по окончании отчетного периода фирмы заполняют:

- бухгалтерский баланс (отчет о финансовом положении);

- отчет о прибылях и убытках (отчет о совокупном доходе);

- отчет об изменениях капитала;

- отчет о движении денежных средств;

- пояснительные замечания.

При этом в соответствии с российскими стандартами учета формы бухгалтерской отчетности рекомендованы Минфином России, и на практике мало предприятий отступает от установленной формы, хотя теоретически это и позволяется. В то же время формы отчетности по международным стандартам не регламентируются столь явно. Однако при этом они должны содержать основные показатели, установленные МСФО 1 "Представление финансовой отчетности".

Обратите внимание: финансовый год по МСФО может не совпадать с календарным. Если в России отчетный период длится строго с 1 января по 31 декабря, то по международным стандартам фирма вправе сама установить дату начала финансового года. Он может начаться, например, 1 сентября.

Бухгалтерский баланс.

Согласно МСФО 1 при составлении баланса обособленно нужно показать:

- основные средства;

- нематериальные активы;

- финансовые активы;

- инвестиции, учтенные по методу долевого участия;

- запасы;

- торговую и прочую дебиторскую задолженность;

- денежные средства и их эквиваленты;

- налоговые обязательства;

- резервы;

- долгосрочные процентные обязательства;

- торговую и прочую кредиторскую задолженность;

- собственный капитал и т.д.

Решение о выделении в балансе того или иного показателя должно принимать руководство предприятия, основываясь на существенности статьи, целесообразности обособленного ее отражения и интересах пользователей отчетности.

В соответствии с МСФО в балансе можно не разделять активы и обязательства на долгосрочные и краткосрочные, однако в отчетности должно раскрываться, какие активы или обязательства будут погашены (реализованы или использованы) в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Российская форма баланса заведомо предусматривает разделение активов и обязательств на долгосрочные и краткосрочные. Чаще всего предприятия не отступают от установленной формы, не добавляют строки в баланс и не удаляют лишние строки. В балансе по МСФО, как правило, нет пустых строк, они просто удаляются.

Отчет о прибылях и убытках.

Отчет о прибылях и убытках предназначен для представления информации, необходимой для оценки потенциальных изменений в экономических ресурсах, которые организация будет контролировать в будущем; прогнозирования способности создавать потоки денежных средств за счет имеющейся ресурсной базы; формирования суждения об эффективности использования ресурсов.

 

Предприятие должно представить все статьи доходов и расходов, признанные за период:

1) в одном отчете о совокупном доходе;

2) в двух отчетах:

- отчет, отражающий компоненты прибыли или убытка (отдельный отчет о прибылях и убытках);

- отчет, начинающийся с учета прибылей или убытков, и отражающий компоненты прочей совокупной прибыли (отчет о совокупной прибыли).

 

Согласно МСФО 1 определенные статьи должны быть представлены непосредственно в отчете о совокупной прибыли, а именно:

- выручка;

- расход по финансированию;

- прибыль (убыток) от участия в ассоциированных компаниях, от совместной деятельности, учитываемая по методу долевого участия;

- прибыль (убыток) до налогообложения;

- расходы по налогам;

- прибыль (убыток);

- каждый компонент прочей совокупной прибыли;

- общая совокупная прибыль.

- прибыль (убыток) приходящийся на долю меньшинства;

- прибыль (убыток) приходящийся на владельцев капитала материнской компании.

 

Дополнительные линейные статьи, заголовки, промежуточные суммы должны представляться в отчете о прибылях и убытках в соответствии с требованиями других стандартов, а также в случае, если это необходимо для достоверного раскрытия информации о финансовых результатах компании. Информацию, не отраженную в отчете о прибылях и убытках, компания, руководствуясь критериями полноты и осмотрительности, может также раскрыть в примечаниях.

 

Предприятие должно представить анализ расходов, признанных в составе прибыли или убытка, с использованием классификации, основанной либо на характере затрат, либо на их функции в зависимости от того, какой из подходов обеспечивает надежную и более уместную информацию.

Отчет об изменениях в капитале.

В соответствии с МСФО предприятие должно отдельно от прочих форм отчетности представлять форму, отражающую:

- чистую прибыль/убыток за период;

- любые доходы и расходы, отнесенные непосредственно на увеличение/уменьшение капитала;

- совокупный эффект от изменений в учетной политике и исправления фундаментальных ошибок, отраженный в соответствии с МСФО 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки".

Кроме того, либо в этой форме, либо в пояснениях к отчетности должны быть раскрыты:

- операции с собственниками по движению капитала (получение взносов или выплата долей или дивидендов);

- остаток нераспределенной прибыли на начало периода, изменение за период и остаток на конец отчетного периода;

- движение всех прочих статей капитала за период (эмиссионного дохода, резерва переоценки, резерва курсовых разниц и т.д.) с указанием остатков на начало и на конец отчетного периода.

Отметим, что МСФО не регламентируют жестко форму Отчета об изменениях в капитале, а только указывают на информацию, которая необходима для раскрытия. Однако в целом состав раскрываемой информации схож как для целей МСФО, так и в российской форме N 3 "Отчет об изменениях капитала".

Отчет о движении денежных средств.

В МСФО подготовка Отчета о движении денежных средств регламентируется МСФО 7 "Отчет о движении денежных средств". Этот документ представляет собой информацию, которая позволяет пользователям оценить изменения в чистых активах компании и ее финансовой структуре.

МСФО 7 оперирует понятием денежных эквивалентов как краткосрочных, высоколиквидных вложений, которые не подвержены значительному риску изменения стоимости. При этом движение и остатки денежных эквивалентов приравниваются к движению и остаткам денежных средств. К эквивалентам денежных средств обычно относятся инвестиции с кратким сроком обращения, как правило, не превышающим трех месяцев до даты погашения.

Пояснительная записка.

Общий подход к информации, которую нужно указать в этом документе, можно считать универсальным. В пояснительной записке отражаются сведения, которые не были приведены в других отчетных формах. Кроме того, в ней раскрываются отдельные показатели бухгалтерской отчетности, а также приводится справочная информация о фирме: адрес, организационно-правовая форма, описание рода деятельности, структура предприятия и т.д. Вот только в международной отчетности объем примечаний, как правило, многократно превышает объем пояснительной записки к отчетности, составленной по РСБУ.

Варианты и схема трансформации отчетности российской организации в отчетность, составляемую по международным стандартам.

Трансформация по своей сути - это перегруппировка учетной информации фирмы в другой бухгалтерский стандарт. При этом нелишним будет заметить, что единого алгоритма трансформации отчетности как такового нет. Следовательно, каждый случай требует индивидуального подхода.

Обратите внимание: подготовить консолидированную отчетность по МСФО можно одним из двух способов.

Первый вариант заключается в том, что сначала готовятся отчетности по международным стандартам для каждой компании группы. Затем эти данные суммируются и корректируются для получения консолидированной отчетности по МСФО.

Согласно второму варианту сначала составляется агрегированная отчетность по российским стандартам. А уже после этого она трансформируется в соответствии с МСФО.

Выбор того или иного варианта зависит от кадровых и технических возможностей компаний холдинга. Как правило, выбирают второй вариант. Дело в том, что трансформация одной, пусть даже очень большой отчетности, занимает, как правило, гораздо меньше времени и обходится дешевле, чем трансформация по отдельности отчетности всех компаний холдинга.

Процесс трансформации можно представить себе как корректировку данных предшествующих отчетных периодов. При этом в отчетность, которая сформирована в соответствии с российской системой бухучета, вносят изменения, чтобы привести ее в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности.

К методам трансформации отчетности относятся:

- детализация остатков;

Расшифровка статей отчетности и детализация остатков бухгалтерских счетов являются первичными методами трансформации. Отправным моментом служит российская бухгалтерская отчетность.

Статьи российского баланса и отчета о прибылях и убытках необходимо вначале расшифровать по остаткам включенных в них счетов. Связь между статьями баланса и остатками по счетам должна быть однозначно установлена. Если остатки по одному счету участвуют в формировании нескольких отчетных статей, то необходимо разделить остатки и обороты по такому счету на несколько субсчетов.

- реклассификация остатков;

Ряд объектов учета, формирующих статьи отчетности по МСФО в соответствии с ПБУ и с учетной политикой российской организации, не отражаются на счетах бухгалтерского учета. Поскольку российская система учета и система учета в соответствии с МСФО в трансформационных таблицах дает бухгалтерскую интерпретацию одних и тех же фактов хоз. жизни, то большинство учетных объектов находит свое отражение и в той и в другой системе отчетности.

Реклассификация остатков – способ устранения формальных различий в структуре и составе показателей российской отчетности и отчетности, составляемой по международным стандартам.

- переоценка остатков.

Переоценкой остатков являются любые корректировки остатков балансовых счетов, влекущие одновременные изменения собственного капитала: прибылей и убытков отчетного года, нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), добавочного капитала и других статей собственного капитала.

Например, стоимость материалов, принадлежностей, инвентаря, предназначенных для снабжения офиса, остающаяся в наличии на отчетную дату, по российским стандартам находит отражение в бухгалтерском балансе в качестве актива, в то время как по международным стандартам конкретный объект должен включаться в расходы данного отчетного периода.

Отметим, что обычно при составлении финансовой отчетности по МСФО компании используют валюту, в которой происходит большинство операций компании. Однако, чтобы удовлетворить требованиям различных пользователей отчетности, могут быть подготовлены варианты отчетности и в других валютах.

Схема трансформации

Решив трансформировать отчетность, для начала фирма должна разработать общую стратегию. Она может выглядеть следующим образом.

1) выявляются расхождения в учете по российским стандартам с МСФО. Для этого, в частности, проводится:

- инвентаризация запасов на отчетную дату, в процессе которой определяется их рыночная стоимость;

- инвентаризация дебиторской задолженности с целью начисления резерва сомнительных и безнадежных долгов;

- инвентаризация основных средств на предмет установления их чистой рыночной стоимости и обесценения, вызванного моральным и физическим износом функционирующих в настоящее время активов;

- оценка долгосрочных финансовых инвестиций и инвестиционной собственности по рыночной стоимости с последующим начислением резерва переоценки этих активов.

2) составляются корректировочные проводки, а план счетов приводится в соответствии с планом счетов по МСФО.

При составлении корректировочных проводок в действующем российском Плане счетов рекомендуется выделить два дополнительных счета:

- счет 84-11 "Корректировки нераспределенной прибыли/непокрытого убытка отчетного периода" - для группировки корректировочных проводок по событиям, относящимся к отчетному периоду;

- счет 84-12 "Корректировки нераспределенной прибыли/непокрытого убытка прошлых лет" - для группировки корректировочных проводок по событиям прошлых лет.

Заметим, что международные стандарты финансовой отчетности не предписывают определенную структуру для плана счетов, а также их нумерацию. Поэтому каждая фирма в зависимости от вида своей деятельности вправе самостоятельно разработать свой план счетов. Схематически его структуру можно представить следующим образом:

- текущие (оборотные) активы;

- долгосрочные (внеоборотные) активы;

- краткосрочные обязательства;

- долгосрочные обязательства;

- собственный капитал;

- доходы от основной деятельности;

- расходы от основной деятельности;

- расходы по реализации и административно-управленческие расходы;

- доходы и расходы от неосновной деятельности.

Лекция 15. Трансформация бухгалтерской отчетности российских организаций в составляемую по международным стандартам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 970; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.247.50 (0.008 с.)