Вопрос 28. Инфляция: сущность, виды, причины, последствия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 28. Инфляция: сущность, виды, причины, последствия



Инфляция представляет собой весьма сложное явление, в котором тесно переплетаются экономические, политические и социальные элементы. Инфляцию определяют как переполнение сферы обращения денежной массой сверх реальных потребностей товарооборота, которое вызывает обесценивание денег и рост цен. Необходимо помнить, что инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности характеризуется ее уровнем и темпами. Инфляция определяется как рост среднего уровня цен. Уровень цен обычно измеряется при помощи индекса цен. В макроэкономических моделях уровень инфляции рассчитывается как отношение разницы средних уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года, выраженное в процентах. Темпы инфляции определяются следующим образом: из индекса цен текущего года вычитается индекс цен прошлого периода, а разница делится на индекс цен прошлого (базового) периода. Индекс цен – это отношение стоимости определенного набора товаров и услуг (рыночной корзины) в данном периоде к стоимости того же самого набора в определенном базовом периоде, умноженное на 100.Существуют разные критерии для выделения видов инфляции. В зависимости от уровня инфляции различают:

- умеренную инфляцию, уровень которой составляет до 10% в год;

- галопирующую инфляцию, уровень которой составляет 20 – 200% в год;

- гиперинфляцию, измеряемую процентами в неделю или день, уровень которой составляет 40 – 50% в

месяц или более 1000% в год.

Причинами инфляции могут быть избыточный совокупный спрос (инфляция спроса), рост издержек на единицу продукции (инфляция предложения) и др. Причинами инфляции, в том числе и в Республике Беларусь, являются внутренние, внешние и психологические. К внутренним причинам относятся: дефицит бюджета, покрываемый за счет эмиссии, что приводит к росту денежной массы в обращении; монополизм в экономике, приводящий к росту цен и падению объемов производства; структурные диспропорции в экономике, приводящие к несоответствию между

товарной и денежной массой. Особенностями экономики Республики Беларусь является политика льготного кредитования, а также старение нации, рост удельного веса нетрудоспособного населения, нуждающегося в социальной поддержке.

К внешним причинам можно отнести наличие внешнего долга, рост мировых цен на сырье и энерго-носители, что во многом стимулирует инфляцию в Республике Беларусь, т. к. в общем объеме используемых ресурсов очень высок удельный вес импортного сырья и энергоносителей. К психологическим причинам относятся инфляционные ожидания населения и хозяйствующих субъектов, побуждающие делать товарные запасы в расчете на будущий рост цен. В соответствии с различиями в последствиях выделяют ожидаемую и непредвиденную инфляцию.

Ожидаемую инфляцию можно прогнозировать на какой – либо период. Непредвиденная инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на денежном обращении и системе налогообложения. Непредвиденная инфляция, приводя к произвольному перераспределению доходов, несет потери кредиторам, получателям фиксированных доходов, владельцам сбережений. Прогнозирование инфляции позволяет смягчить ее давление на доходы отдельных лиц и фирм. Общим последствием ожидаемой и непредвиденной инфляции является снижение покупательной способности денег. Покупательная способность денег – это то количество товаров и услуг, которые

можно купить на одну денежную единицу. Неоднозначная оценка последствий инфляции заключается в том, что, по утверждению некоторых экономистов, умеренная инфляция спроса способствует повышению темпов роста экономики, а другие

подчеркивают, что развитие инфляции предложения ведет к сокращению производства. Однако все они сходятся во мнении, что гиперинфляция разрушительно воздействует на экономику.

Вопрос 29. Сущность финансовой системы и ее структура.

Финансы представляют собой совокупность денежных отношений в сфере формирования и использования ресурсов, посредством которых государство осуществляет прямое перераспределение национального дохода в целях обеспечения стимулов к наиболее эффективному процессу хозяйствования. Посредством перераспределения финансов в Японии и России перераспределяется 1/3 ВВП, во Франции и Нидерландах – примерно ½, в Швеции – более 2/3. В Республике Беларусь уровень централизации финансовых ресурсов государством составляет 45% к ВВП, в том числе в консолидированном бюджете – 37%, во внебюджетных фондах – 10%.Финансовые отношения носят объективный характер и образуют систему, которая включает экономические связи, возникающие: между государством и предприятиями; непосредственно между предприятиями; внутри предприятий; между органами власти различных уровней; между государством и общественными организациями; между государством и населением; между государствами. Объектом финансовых отношений являются финансовые ресурсы, которые включают чистый доход, амортизационные отчисления, налоги и неналоговые платежи, финансовые резервы, часть средств общественных организаций и другие.

Финансы призваны выполнять различные функции: воспроизводственную, распределительную, контрольную и стимулирующую. Воспроизводственная функция состоит в создании условий для продолжения процесса производства через формирование различных фондов. Распределительная функция охватывает распределение и перераспределение материальных, трудовых, природных ресурсов, созданного общественного продукта между различными субъектами хозяйствования и регионами. Контрольная функция заключается в том, что в процессе воспроизводства осуществляется контроль за движением ресурсов, как самим хозяйственным субъектом, так и вышестоящими организациями и финансовыми органами. Стимулирующая функция финансов проявляется в том, что условия, нормативы и система отчислений в

денежные фонды стимулирует эффективное хозяйствование. Так, согласно законодательству Республики Беларусь хозяйствующим субъектам предоставляются льготы по налогу на прибыль в части сумм, направленных на финансирование капитальных вложений производственного назначения. На базе финансов формируется финансовая система – совокупность финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование

денежных фондов. Основными звеньями финансовой системы выступают бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, финансы предприятий, учреждений, организаций и населения.

Финансовая система подразделяется нацентрализованные финансы – финансовые отношения, складывающиеся на уровне национальной экономики в целом;

децентрализованные финансы – финансовые отношения, складывающиеся на уровне отраслей, предприятий и регионов; финансы домохозяйств, которые формируются на уровне семьи, индивида; международные финансы – финансовые отношения между государствами.

Вопрос 30. Налоги.

В настоящее время налоги являются преобладающим источником государственных доходов и основным инструментом регулирования экономики. Налоги – это платежи, сборы, пошлины, которые подлежат обязательной уплате со стороны физических и юридических лиц в пользу государства. Сущностный аспект налогов реализуется в деятельности общества по распределению, перераспределению национального дохода и части денежных доходов населения. Содержание налогов раскрывают процессы их формирования, распределения, использования и регулирования. Процесс формирования налогов воплощается в изъятии и присвоении части стоимости национального дохода и части денежных доходов плательщиков налогов. Процесс распределения заключается в

перераспределении национального дохода, региональном распределении налоговой нагрузки между республиканским бюджетом и местными бюджетами, распределении налогов между социальными группами, переложения налогов и уклонения плательщиков от их уплаты. Использование налогов затрагивает создание целевых фондов государства и расходование средств бюджетов на развитие государственного сектора, финансирование строительства, научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ, содержание инфраструктуры, субсидирование капитальных вложений. Регулирование налогов охватывает формирование налогового механизма воздействия на микроуровне, макроуровне и уровне интерэкономики.В современной практике развитых государств используется несколько классификаций налогов. Так, в

зависимости от способа взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с лиц и выплачиваются с их доходов. Основными видами прямых налогов являются: налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налог на недвижимость, земельный налог. Косвенные налоги – это часть цены товара или услуги. Поскольку эти налоги входят в стоимость покупок, они носят неявный характер. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизный налог, таможенные пошлины. В развитых странах наибольшую долю (примерно 2/3) налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в странах с переходной экономикой – косвенные налоги. В доходной части бюджета Республики Беларусь удельный вес прямых налогов составляет 32%, косвенных – 48%, прочих налогов – 12%.Другая классификация налогов строится на основе соотношения между ставкой налога и доходом. Налог считается прогрессивным, если его средняя ставка повышается по мере возрастания дохода; регрессивным, если средняя ставка понижается по мере роста дохода; пропорциональным, если средняя ставка остается неизменной независимо от размеров дохода. В Республике Беларусь прогрессивным является подоходный налог с граждан, остальные налоги пропорциональные.

Совокупность налогов в той или иной стране, форм и методов их построения, организация взимания образуют налоговую систему. В основе построения налоговых систем лежат следующие принципы:

- всеобщность, охват налогами всех субъектов хозяйствования;

- обязательность: субъекты хозяйствования обязаны уплачивать налоги в полном размере и в строго установленные сроки;

- равнонапряженность: взимание налогов по единым ставкам независимо от субъектов хозяйствования, находящихся в одинаковых условиях хозяйствования;

- однократность: недопущение того, чтобы с объекта налог взимался боле одного раза за установленный промежуток времени;

- стабильность: ставки налога и порядок их отчисления должны длительное время оставаться без изме-нений длительное время;

- простота и доступность для восприятия;

- гибкость: налоговая система должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.037 с.)