Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 28. Инфляция: сущность, виды, причины, последствияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Инфляция представляет собой весьма сложное явление, в котором тесно переплетаются экономические, политические и социальные элементы. Инфляцию определяют как переполнение сферы обращения денежной массой сверх реальных потребностей товарооборота, которое вызывает обесценивание денег и рост цен. Необходимо помнить, что инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности характеризуется ее уровнем и темпами. Инфляция определяется как рост среднего уровня цен. Уровень цен обычно измеряется при помощи индекса цен. В макроэкономических моделях уровень инфляции рассчитывается как отношение разницы средних уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года, выраженное в процентах. Темпы инфляции определяются следующим образом: из индекса цен текущего года вычитается индекс цен прошлого периода, а разница делится на индекс цен прошлого (базового) периода. Индекс цен – это отношение стоимости определенного набора товаров и услуг (рыночной корзины) в данном периоде к стоимости того же самого набора в определенном базовом периоде, умноженное на 100.Существуют разные критерии для выделения видов инфляции. В зависимости от уровня инфляции различают: - умеренную инфляцию, уровень которой составляет до 10% в год; - галопирующую инфляцию, уровень которой составляет 20 – 200% в год; - гиперинфляцию, измеряемую процентами в неделю или день, уровень которой составляет 40 – 50% в месяц или более 1000% в год. Причинами инфляции могут быть избыточный совокупный спрос (инфляция спроса), рост издержек на единицу продукции (инфляция предложения) и др. Причинами инфляции, в том числе и в Республике Беларусь, являются внутренние, внешние и психологические. К внутренним причинам относятся: дефицит бюджета, покрываемый за счет эмиссии, что приводит к росту денежной массы в обращении; монополизм в экономике, приводящий к росту цен и падению объемов производства; структурные диспропорции в экономике, приводящие к несоответствию между товарной и денежной массой. Особенностями экономики Республики Беларусь является политика льготного кредитования, а также старение нации, рост удельного веса нетрудоспособного населения, нуждающегося в социальной поддержке. К внешним причинам можно отнести наличие внешнего долга, рост мировых цен на сырье и энерго-носители, что во многом стимулирует инфляцию в Республике Беларусь, т. к. в общем объеме используемых ресурсов очень высок удельный вес импортного сырья и энергоносителей. К психологическим причинам относятся инфляционные ожидания населения и хозяйствующих субъектов, побуждающие делать товарные запасы в расчете на будущий рост цен. В соответствии с различиями в последствиях выделяют ожидаемую и непредвиденную инфляцию. Ожидаемую инфляцию можно прогнозировать на какой – либо период. Непредвиденная инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на денежном обращении и системе налогообложения. Непредвиденная инфляция, приводя к произвольному перераспределению доходов, несет потери кредиторам, получателям фиксированных доходов, владельцам сбережений. Прогнозирование инфляции позволяет смягчить ее давление на доходы отдельных лиц и фирм. Общим последствием ожидаемой и непредвиденной инфляции является снижение покупательной способности денег. Покупательная способность денег – это то количество товаров и услуг, которые можно купить на одну денежную единицу. Неоднозначная оценка последствий инфляции заключается в том, что, по утверждению некоторых экономистов, умеренная инфляция спроса способствует повышению темпов роста экономики, а другие подчеркивают, что развитие инфляции предложения ведет к сокращению производства. Однако все они сходятся во мнении, что гиперинфляция разрушительно воздействует на экономику. Вопрос 29. Сущность финансовой системы и ее структура. Финансы представляют собой совокупность денежных отношений в сфере формирования и использования ресурсов, посредством которых государство осуществляет прямое перераспределение национального дохода в целях обеспечения стимулов к наиболее эффективному процессу хозяйствования. Посредством перераспределения финансов в Японии и России перераспределяется 1/3 ВВП, во Франции и Нидерландах – примерно ½, в Швеции – более 2/3. В Республике Беларусь уровень централизации финансовых ресурсов государством составляет 45% к ВВП, в том числе в консолидированном бюджете – 37%, во внебюджетных фондах – 10%.Финансовые отношения носят объективный характер и образуют систему, которая включает экономические связи, возникающие: между государством и предприятиями; непосредственно между предприятиями; внутри предприятий; между органами власти различных уровней; между государством и общественными организациями; между государством и населением; между государствами. Объектом финансовых отношений являются финансовые ресурсы, которые включают чистый доход, амортизационные отчисления, налоги и неналоговые платежи, финансовые резервы, часть средств общественных организаций и другие. Финансы призваны выполнять различные функции: воспроизводственную, распределительную, контрольную и стимулирующую. Воспроизводственная функция состоит в создании условий для продолжения процесса производства через формирование различных фондов. Распределительная функция охватывает распределение и перераспределение материальных, трудовых, природных ресурсов, созданного общественного продукта между различными субъектами хозяйствования и регионами. Контрольная функция заключается в том, что в процессе воспроизводства осуществляется контроль за движением ресурсов, как самим хозяйственным субъектом, так и вышестоящими организациями и финансовыми органами. Стимулирующая функция финансов проявляется в том, что условия, нормативы и система отчислений в денежные фонды стимулирует эффективное хозяйствование. Так, согласно законодательству Республики Беларусь хозяйствующим субъектам предоставляются льготы по налогу на прибыль в части сумм, направленных на финансирование капитальных вложений производственного назначения. На базе финансов формируется финансовая система – совокупность финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование денежных фондов. Основными звеньями финансовой системы выступают бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, финансы предприятий, учреждений, организаций и населения. Финансовая система подразделяется нацентрализованные финансы – финансовые отношения, складывающиеся на уровне национальной экономики в целом; децентрализованные финансы – финансовые отношения, складывающиеся на уровне отраслей, предприятий и регионов; финансы домохозяйств, которые формируются на уровне семьи, индивида; международные финансы – финансовые отношения между государствами. Вопрос 30. Налоги. В настоящее время налоги являются преобладающим источником государственных доходов и основным инструментом регулирования экономики. Налоги – это платежи, сборы, пошлины, которые подлежат обязательной уплате со стороны физических и юридических лиц в пользу государства. Сущностный аспект налогов реализуется в деятельности общества по распределению, перераспределению национального дохода и части денежных доходов населения. Содержание налогов раскрывают процессы их формирования, распределения, использования и регулирования. Процесс формирования налогов воплощается в изъятии и присвоении части стоимости национального дохода и части денежных доходов плательщиков налогов. Процесс распределения заключается в перераспределении национального дохода, региональном распределении налоговой нагрузки между республиканским бюджетом и местными бюджетами, распределении налогов между социальными группами, переложения налогов и уклонения плательщиков от их уплаты. Использование налогов затрагивает создание целевых фондов государства и расходование средств бюджетов на развитие государственного сектора, финансирование строительства, научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ, содержание инфраструктуры, субсидирование капитальных вложений. Регулирование налогов охватывает формирование налогового механизма воздействия на микроуровне, макроуровне и уровне интерэкономики.В современной практике развитых государств используется несколько классификаций налогов. Так, в зависимости от способа взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются непосредственно с лиц и выплачиваются с их доходов. Основными видами прямых налогов являются: налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налог на недвижимость, земельный налог. Косвенные налоги – это часть цены товара или услуги. Поскольку эти налоги входят в стоимость покупок, они носят неявный характер. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизный налог, таможенные пошлины. В развитых странах наибольшую долю (примерно 2/3) налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в странах с переходной экономикой – косвенные налоги. В доходной части бюджета Республики Беларусь удельный вес прямых налогов составляет 32%, косвенных – 48%, прочих налогов – 12%.Другая классификация налогов строится на основе соотношения между ставкой налога и доходом. Налог считается прогрессивным, если его средняя ставка повышается по мере возрастания дохода; регрессивным, если средняя ставка понижается по мере роста дохода; пропорциональным, если средняя ставка остается неизменной независимо от размеров дохода. В Республике Беларусь прогрессивным является подоходный налог с граждан, остальные налоги пропорциональные. Совокупность налогов в той или иной стране, форм и методов их построения, организация взимания образуют налоговую систему. В основе построения налоговых систем лежат следующие принципы: - всеобщность, охват налогами всех субъектов хозяйствования; - обязательность: субъекты хозяйствования обязаны уплачивать налоги в полном размере и в строго установленные сроки; - равнонапряженность: взимание налогов по единым ставкам независимо от субъектов хозяйствования, находящихся в одинаковых условиях хозяйствования; - однократность: недопущение того, чтобы с объекта налог взимался боле одного раза за установленный промежуток времени; - стабильность: ставки налога и порядок их отчисления должны длительное время оставаться без изме-нений длительное время; - простота и доступность для восприятия; - гибкость: налоговая система должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.95.36 (0.01 с.) |