Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль РЧП в развитии правовых учений(4)

Поиск

Возрождение римского права в Западной Европе в качестве самостоятельной области культуры и практики началось с XI в. В 1080 г. возникла Болонская юридическая школа (с этой даты ведут свою родословную европейские университеты). Эта школа в лице знаменитого правоведа Ирнерия положила начало течению (школе) глоссаторов. Глоссаторы занимались изучением Свода Юстиниана в интересах современной практики. Они тщательно изучали источники, изымая из Свода греческие слова и интерполяции. Свое понимание и дополнения догматического толкования глоссаторы отражали в примечаниях - глоссах к рукописям римских текстов. Глосса Аккурсия (около 1250 г.) стала общепризнанной авторитетной работой по Дигестам. В практике утвердилось правило: что не признает глосса, не признает суд.

Продолжателями научно-практической рецепции римского права в XIII-XIV вв. стали комментаторы, или постглоссаторы (Бартол, Бальдо и др.). Постглоссаторы стремились воспроизвести дух римского права, создавая конструкции, прямо неизвестные римскому праву. Комментатор Бартол дал, например, знаменитое определение права собственности, отсутствовавшее у римлян: "Право полностью располагать своей вещью, если это не запрещено законом". Приспосабливая римское право к практическим нуждам своего времени, они существенно деформировали римское право. Научное значение работ постглоссаторов невелико, в решении научных вопросов господствует мнение арифметического большинства. В это время сокращается юридическое образование.

К XVI в. было сформировано новое, "современное римское право", или пандектное право (usus modernus Pandectarum). Оно стало ведущим элементом юридической науки и практики в Италии, Франции, особенно Германии. В это же время с эпохой Возрождения проявился особый интерес к античному наследию, ученые стали изучать первоисточники. Полициан, Халоандер восстанавливают первоначальный текст Свода Юстиниана. Особенно большая заслуга в возвращении римского наследия принадлежала Куяцию, Донеллу, Готофреду (XVI в.).

Историческая школа права XIX в. (Гуго, Савиньи) утверждала, что истинная система права может быть построена только на основе римского права. И хотя догма римского права исторической школы была мало связана с собственно римским правом, ее лозунг "назад к источникам" стал основанием научного изучения истории и догмы римского права. Ученые отмечают реакционные цели исторической школы. В это же время развитие юриспруденции в Германии происходило под влиянием виднейших философов - Канта, Гегеля, Фейербаха, Маркса.

Благодаря значению, которое наука и практика придавали римскому праву, под его влиянием были созданы крупнейшие кодификации частного права начала и конца XIX в. - Французский гражданский кодекс (Кодекс Наполеона 1814 г.) и Германское гражданское уложение (ГГУ 1896 г.), влияние которых испытали многие страны мира.

Первыми русскими романистами были профессора Московского университета Н.В.Кукольник, Л.А.Цветаев. Из последующих ученых можно назвать Н.И.Крылова, С.А.Муромцева, Л.И.Петражицкого, В.В.Ефимова, К.А.Митюкова, Д.Д.Гримма, И.А.Покровского, В.М.Хвостова и др.

Таким образом, возрождение римского права в Западной Европе в качестве самостоятельной области культуры и практики началось в XI в. Практическое изучение и освоение римских источников и, в частности, Свода Юстиниана глоссаторами и постглоссаторами положило начало европейской юриспруденции.

Усыновление и узаконение(34)

Узаконение. Patria potestas предполагала рождение сына или дочери в римском браке. Над детьми, рожденными вне брака, она могла быть установ­лена путем узаконения, legitimatio. Однако legitimatio возникла лишь в период империи и допускалась только в отношении liberi naturales, т. е. детей, рожден­ных от конкубината (п. 136). Постепенно сложились три способа legitimatio: a) legitimatio per oblationem curiae, т. е. путем представления внебрачного сына в ordo местных декурионов с наделением его известным имущественным цен­зом; б) legitimatio per subsequens matrimonium, т. е. путем последующего брака родителей; в) путем издания специального императорского указа.

Усыновление. Но patria potestas могла быть установлена и над чужи­ми детьми путем усыновления.

Существовали два вида усыновления, совершавшегося в разных формах: a) arrogatio, если усыновляемый был persona sui juris и б) adoptio, если усы­новляемый был persona alieni iuris.

Arrogatio в древнейшие времена производилась в народном собрании при участии pontifex maximus и в присутствии как усыновителя, так и усы­новляемого. После расследования обстоятельств дела pontifex maximus пред­лагал народному собранию rogatio об усыновлении. Таким образом каждая arrogatio была iussus populi, т. е. законом. Ввиду этого усыновлять и быть усы­новляемыми в этой форме могли только лица, которые имели право участво­вать в народных собраниях. К числу таких лиц не принадлежали ни женщи­ны, ни несовершеннолетние. С падением значения народных собраний отпадает и законодательный характер arrogatio; она превращается в публич­ное оформление соглашения усыновители с усыновляемым. С окончатель­ным прекращением созыва народных собраний arrogatio производится per rescriptum principis.

Adoptio совершалась так же, как emancipatio, путем использования правила законов XII таблиц о троекратной mancipatio. Paterfamilias трижды манципировал подвластного доверенному лицу, которое после первых двух манципаций освобождало подвластного от mancipium, после чего подвласт­ный возвращался под власть paterfamilias. После третьей mancipatio, прекра­щавшей patria potestas, выступал усыновитель и предъявлял к доверенному лицу, у которого подвластный был in mancipio, vindicatio lilii. В результате начинавшегося таким образом фиктивного процесса претора addicit усынов­ляемого усыновителю. Для adoptio дочери или внука достаточно было одной mancipatio. Юстиниан заменил эту сложную процедуру простым заявлением перед судом.

До Юстиниана adoptio так же, как и arrogatio, вводила усыновленного в агнатическую семью усыновителя, но Юстиниан ослабил ее значение: она не уничтожала patria potestas кровного отца, лишь устанавливая право насле­дования усыновленного после усыновителя.

Некоторые указания дошедших до нас памятников позволяют думать, что существовал еще и третий вид усыновления: усыновление в завещании усы­новителя (adoptio testamentaria), но отчетливых сведений о нем нет.

 

Договор хранения, виды(67)

Договор хранения. Хранение или поклажа (depositum) — договор, в соответствии с которым одна сторона (поклажеприниматель, депозитарий) получала от другой стороны (поклажедателя, депонента) индивидуально-определенную вещь и обязывалась безвозмездно хранить ее в течение определенного срока или до востребования и по окончании хранения возвратить ее в целости и сохранности стороне, передавшей вещь на хранение.

Договор хранения — реальный контракт, обязательственные отношения возникали с момента передачи вещи. Поскольку предметом договора являлась индивидуально-определенная вещь, эта же вещь по окончании договора хранения должна была быть возвращена поклажедателю.

Хранение — безвозмездный договор, поэтому поклажеприниматель обязан хранить вещь как обычный человек и не должен принимать каких-либо специальных мер, если последние не предусмотрены в договоре. Отсюда, поклажеприниматель не нес ответственности за вред, если в его действиях была легкая небрежность. Однако если в действиях поклажепринимателя усматривалась грубая небрежность или умысел, он нес ответственность за вред, причиненный поклажедателю. Исключение из этого правила имело место в двух случаях: когда поклажеприниматель сам вызывался хранить вещь, и когда передача вещи имела место при чрезвычайных обстоятельствах, например при пожаре. В последнем случае ответственность хранителя повышалась, и он отвечал перед поклажедателем в двойном размере. В данном примере, как говорил Ульпиан, поклажедатель не имел возможности выбирать себе поклажепринимателя исходя из наименьшего риска для себя.

Как и при договоре ссуды, из хранения вытекало требование поклажедателя о возврате вещи, защищаемое прямым иском actio depositi direkta. Поклажеприниматель, не возвращавший вещь, подвергался бесчестию.

Если же поклажедатель при передаче вещи на хранение виновным обра зом причинял убытки поклажепринимателю, не знавшему о пороках вещи, то последнему предъявлялся иск о взыскании с поклажедателя убытков (actio depositi contraria).

Существовали следующие дополнительные варианты договора хранения:

— depositum irregulare («необычная поклажа») возникала в случае поклажи вещей, определенных родовыми признаками. В этом случае должник обязан был возместить любой ущерб, который был нанесен вещам во время хранения (уменьшение количества зерна, масла и т. п.). Если на хранение передавались незапечатанные деньги, то они поступали в собственность к поклажепринимателю (принцип смеше ния вещей), а поклажедатель приобретал право требования денежной суммы с процентами. Этот вид хранения был очень похож на договор займа;

— «горестная поклажа» (depositum miserabile) возникала в нестандартных обстоятельствах, при стихийных бедствиях, когда поклажедатель был вынужден прибегнуть к помощи хранителя из-за тяжелых условий и невозможности самостоятельно хранить вещь. Если поклажеприниматель наносил вещи какой-либо ущерб, то он возмещал убытки от незаботливого хранения в двойном размере (тогда как в обычной ситуации — в одинарном размере). Если же хранитель отказывался вернуть вещь, полученную в тяжелой ситуации, то вещь истребовалась посредством иска и он объявлялся обесчещенным.

— «секвестрация» (sequestrum) — это особый вид поклажи, когда на хранение сдавали вещь сразу несколько лиц сообща, а возвращалась вещь одному из этих лиц в зависимости от обстоятельств. «В собственном смысле в качестве секвестра передается на хранение вещь, передаваемая несколькими лицами солидарно для хранения и возврата на опреде ленных условиях» (D. 16. 3. 6). Секвестрацией пользовались при спорах о собственности, если продавец и покупатель хотели обезопасить себя от обмана со стороны друг друга, то вещь могла отдаваться на хранение вплоть до передачи денег. Если имущество передавалось на длительный срок, то хранитель мог получить право не только хра нить, но и управлять этим имуществом.

Билет

Обычай как источник.(5)

Развитие римских норм поведения, как указывает римский юрист Помпоний проходило в 2 этапа:

1. До возникновения государства (эти нормы не имели правового значения, были равносильны правовому поведению).

2. Образование государства. (начало классового расслоения).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.117.167 (0.011 с.)