Проблема общественного выбора. Кривая производственных возможностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема общественного выбора. Кривая производственных возможностей.



Проблема выбора является основной проблемой, связанной с ограниченностью ресурсов. Однако ограниченность ресурсов приводит к возникновению еще нескольких. Такими проблемами являются конкуренция, рационирование и дискриминация. Поскольку существует множество вариантов использования ре­сурсов, а количество этих ресурсов ограниченно, то неизбежно возникает конкуренция. Конкуренция — экономическое соперничество товаропроизводителей, направленное на получение в свое распоряжение наибольшего количества ресурсов. Рационирование — система распределения, устанавливающая максимальное количество блага или ресурса, которое может приобрести экономическая единица. Рационирование — это способ распределения какого-либо блага или ресурса, предложение которого ниже спроса. В условиях свободного рынка такая ситуация не возникает. В свое время рационирование широко практиковалось в нашей стране, испытавшей с 1917 г. разнообразные виды дефицита и следовавшего за ним рационирования. Как исключительная мера рационирование имеет место и в экономике развитых стран. Например, в США во время Второй мировой войны оно было достаточно эффективно. Дискриминация — ограничение или лишение доступа к каким-либо благам определенных категорий граждан по признаку расовой, национальной принадлежности, социального происхождения, политических взглядов и др. Примером может являться дискриминация на рынке труда.

С помощью простейшей модели рассмотрим производственные возможности общества. Рассмотрим гипотетическую экономику, в которой производится два блага — X и Y. Допустим также, что количество ресурсов и технология производства постоянны. Предположим, что данная экономическая система эффективна, т. е. работает в условиях полной занятости ресурсов и полного объема производства.

Если абсолютно все ресурсы направлены на производство блага X, то общество получит максимальное его количество. При этом благо Y вообще производиться не будет (вариант А). Возможна другая альтернатива, когда все ресурсы общества направляются на производство товара Y. В этом случае благо Y производится в максимальном количестве, а благо X не выпускается (вариант В). Однако обществу необходимы одновременно оба товара, для чего необходимо снизить производство каждого из этих благ ниже максимального. При этом имеет место множество альтернативных вариантов производственных комбинаций ресурсов и соответствующей структуры производства (например, варианты С, D, Е). Данную ситуацию можно изобразить графически. По горизонтали отложим количество блага X, по вертикали — блага Y. В результате получим кривую производственных возможностей. Каждая точка этой кривой представляет определенную комбинацию благ двух видов. Например, точка С представляет комбинацию Хс шт. товара X и Yc шт. товара Y.

Кривая производственных возможностей показывает' максимально возможный объем одновременного производства двух благ при заданных ресурсах и технологиях, которыми располагает данное общество.

Экономика эффективна, когда все точки возможных комбинаций производства двух благ находятся на границе производственных возможностей (т. А, В, С, D, Е). Экономическая система неэффективна, когда различные комбинации производства двух благ находятся левее границы производственных возможностей (точка F). В этом случае ресурсы общества заняты не полностью (безработица, неполная загрузка производственных мощностей, отсталая технология). Точка F представляет такую комбинацию благ X и Y, которая существенно меньше, чем могло бы производиться при полном и эффективном использовании имеющихся ресурсов. Общество должно сделать все необходимое, чтобы переместиться на границу производственных возможностей. Для общества, обладающего определенным запасом ресурсов и знаний и обеспечивающего полный объем производства, точка G на сегодняшний день недостижима. Любая экономическая система в каждый момент времени обладает ограниченными возможностями и не может переместиться за пределы границы производственных возможностей.

54) Антиинфляционная политика:

АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА — выбор государством курса и проведение совокупности мер, направленных на урегулирование денежного обращения, сжатие массы денег, прекращение неумеренного роста цен. Зачастую сочетается с общестабилизацйонными мерами на макроэкономическом уровне.Антиинфляционная политика может быть как упреждающей раскручивание маховика инфляции, так и проводиться на фоне уже прогрессирующей инфляционной ситуации. В этом случае осуществляется разновидность антиинфляционная политика — дефляционная политика. В странах с развитой рыночной экономикой основным объектом антиинфляционной политики является инфляция издержек (спираль: цены — доходы — цены). Поэтому антиинфляционная политика проводится главным образом путем замораживания или ограничения роста доходов и цен, притормаживания излишней деловой активности посредством удорожания кредита и лишь во вторую очередь предусматривает урегулирование госбюджета, сокращение государственных расходов.
Антиинфляционная политика должна быть увязана с продуманной структурной политикой и инвестиционной политикой, иначе структурные дисбалансы будут воспроизводить инфляционный спрос и порождать новые витки инфляции.

Два вида антиинфляционной политики:

а) Дефляционная политика: снижение бюджетного дефицита: ограничение кредитной экспансии; сдерживание денежной эмиссии

б) Политика регулирования цен и доходов воплощается через индексацию доходов на основе уровня прожиточного минимума или исходя из стоимости стандартной потребительской корзины. Политика регулирования цен и доходов всегда согласуется с динамикой индекса цен. Проводится с целью увязать рост заработков населения с ростом цен на товары и услуги.

56) Сущность кредитно-финансовой системы страны и её оснвные эл-ты:
Экономическая категория "кредитно-финансовой системы включает в себя совокупность отдельных, но взаимосвязанных эл-тов финансовой и кредитной системы.
Финансовые отношения возникают по поводу образования и использования централиз. и децентрализ. фондов ден. средств гос-ва и предприятий. Сов-ть обособл, но взаимосв сфер и звеньев фин отношений образуют финансовую систему. Она включает в себя след эл-ты: 1) гос бюджет - осн ср-во перераспределения нац дохода (через это звено перераспределяется до 40% нац дохода); доходами явл-ся налоги, расходами - военные цели, вмешательство в эк-ку, содержание госаппарата, соц расходы, субсидии и т.д.; 2) местные финансы (стр-ра опр-ся бюджет устройством); доходы - налоги (в основном поимущественные); расходы - развитие эк и соц инфраструктуры; 3) специальные внебюджетные фонды (к ним относятся фонды соц страхования, пенс фонд и др целевые фонды); 4) финансы государственных предприятий (возникновение связано с развитием гос сектора в экономике нек-ых стран, они предст собой попытку разрешить противоречия между частными интересами и общенациональными экономическими проблемами.
Кредитная система - сов-ть всех кредит отношений. Она включает в себя 3 уровня: 1) ЦБ (обеспечение устойчивости ден-кредит с-мы, стабильного функц-ия КБ; основная функция - реализация монет п-ки); 2) КБ (банки играют ключевую роль в коммерческом обороте страны; явл-ся посредниками в экономике, к-ые обеспечивают процесс "сбережение-инвестиции"; банки явл-ся глав источником ликвидности эк-ки); 3) другие СКФУ (к ним относятся: инвест банки и компании, доверительные компании, ипотечные банки и т.д.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.004 с.)