Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Существует два основных подхода к измерению полезности: кардиналистский (количественный) и ординалистский (порядковый).

Поиск

Количественный подход к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения полезности различных благ в гипотетических единицах – ютилах (utility – полезность). Предполагается, что потребитель может сравнивать разные товары с точки зрения их предпочтений и упорядочить их по определённой шкале предпочтительности, то есть потребитель может определить разницу полезностей разных товаров или их набора. Это означает, что конкретный потребитель может сказать, что потребление одной чашки кофе приносит ему удовлетворение в 30 ютилов, двух чашек кофе – 56 ютилов, двух чашек кофе и одной сигареты – 70 ютилов и т.д. Этот подход лежит в основе потребительского выбора, целью которого является максимизация общей полезности при ограниченном доходе.

Следует иметь в виду, что количественные оценки полезности того или иного товара имеют исключительно индивидуальный, субъективный характер

Порядковый подход базируется на нескольких аксиомах:

  1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности: Потребитель способен упорядочить альтернативные наборы товаров с помощью отношений предпочтения (>) и безразличия (~). Это означает, что для любой пары товарных наборов A и B потребитель может указать, что либо A > B (A предпочтительнее, чем B), либо B > A, либо A ~ B (A и B равноценны).
  2. Аксиома транзитивности: Если первый набор товаров сравним со вторым, а второй с третьим, то первый сравним с третьим. Если A > B > C, или A ~ B > C, или A > B ~ C, то A > C. Если A ~ B ~ C, то A ~ C. Эта аксиома гарантирует согласованность предпочтений. В противном случае поведение потребителя противоречиво. В связи с этим говорят, что «предпочтения свернулись в кольцо», то есть изменились вкусы.
  3. Аксиома ненасыщения: Если набор A содержит не меньшее количество каждого товара, чем набор B, но какого-то товара больше, то набор A предпочтительнее. Подразумевается, что потребности в товарах и услугах не имеют насыщения, а посему - большее количество товара предпочитается меньшему.
  4. Аксиома независимости потребителя:Удовлетворение потребителя зависит только от количества благ им потребляемых и не зависит от потребления других потребителей. Здесь исключаются такие типичные случаи взаимных влияний, как эффект присоединения к большинству (приобретается то, что покупают другие), эффект сноба (доминирует стремление выделиться из толпы), эффект Веблена (престижное или демонстративное потребление, целью которого является создание неизгладимого впечатления).

30) Производственная функция — зависимость между количеством используемых факторов производства и максимально возможным при этом выпуском продукции. Все факторы пр-ва можно представить в виде 3-х агрегатов: труд, капитал орудия и ср-ва труда, включая природ. ресурсы и уровень науч-технич. знаний. Однако при изуч. большинства проблем микры предполагают, что НТП отсут. Тогда произ. ф-ция выгл.: Q=f L,K, где Q — объем выпуска продукции, L — труд, К — капитал.

В коротком периоде труд считается переменным фактором, а капитал — постоянным. Это обусловлено тем, что производитель может достаточно легко и быстро изменить количество используемого труда, наняв дополнительных работников или введя сверхурочные часы. Ему, однако, обычно требуется значительно больше времени для увеличения капитала, т.е. для приобретения и наладки дополнительного оборудования, расширения производственных площадей и т.д.

Соотношение между количеством выпускаемой за определенное время продукции и количеством используемых для ее изготовления факторов производства называется технической результативностью производства.

Общий продукт — термин, используемый в микроэкономике для анализа издержек и доходов фирмы. По сути равен общему объему выпуска предприятия.

Из общего продукта выводятся еще две важных характеристики предприятия — средний продукт и предельный продукт.

Общий продукт, рассчитанный на единицу переменного фактора, использующийся в производстве, - это средний продукт (АР – average product). Средний продукт измеряет производительность переменного фактора. Если переменным фактором является рабочая сила, то величина среднего продукта – это производительность труда.

Изменение величины общего продукта в результате изменения единицы переменного фактора, используемого в производстве, выражает предельный продукт (МР— marginal product). Предельный продукт измеряет производительность добавочной единицы переменного фактора. Если переменным фактором выступает рабочая сила, то производительность дополнительного фактора называется предельной производительностью труда. Предельный продукт выражает изменение общего продукта посредством бесконечно малых приращений переменного фактора.

 

 

32) Внешние эффекты (экстерналии) — ситуация, когда издержки или выгоды от рыночных сделок не учитываются в ценах в полном объеме. При отрицательных (положительных) внешних эффектах деятельность одного лица вызывает издержки (выгоды) других лиц. Если цементный завод производит выбросы в атмосферу, налицо отрицательный внешний эффект для окрестных жителей (они терпят издержки, не учитываемые в цене цемента, и ничего не получают взамен). Если же завод проведет дорогу и окрестные жители смогут ею бесплатно пользоваться, налицо положительный внешний эффект.

Первоочередная задача государства состоит в определении рынка прав и снижении трансакционных издержек. До тех пор пока такие права не выявлены, они не могут найти отражение в рыночных сделках. Неопределённость размытость подобных прав собственности является препятствием: в эффективной работе рыночного механизма.

В тех случаях, когда государство не располагает достаточными инструментами в определении прав собственности, либо они нечетки и противоре­чивы, общество прибегает к административному регулированию. Это прояв­ляется в установлении прямых запретов, требований к экономическим аген­там в определенных действиях. Например, устанавливаются предельные нормы промышленных выбросов в окружающую среду, стандарты. Практика показала, что такие административные методы позволяют сократить размеры внешних эффектов, но не способствуют оптимальному размещению ресурсов.

Другой способ регулирования экстерналий - это введение корректирую­щих налогов и субсидий. Налог на отрицательные экстерналии (налог Пигу) устанавливается в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции. И наоборот, корректирующая субсидия применяется в случае положительной экстерналии и приравнивается к предельной выгоде на каждую единицу выпускаемой продукции. Следует заметить, что применение такого метода регулировки не столь эффективно, ибо сопряжено с высокими административным и трансакционными издержками. И, тем не менее, некоторые налоги и субсидии используют в практике государственного регулирования в некоторых странах.

Проблема внешних эффектов может решаться путём формирования и действия общественных обычаев, традиций, норм поведения, влияющих на поведение экономических субъектов. Эти способы используются в обществе для упорядочения и стабильности рынка прав

и формируются через воспитание, общественный контроль, общественное мнение, экономическое и правовое просвещение. В определённых ситуациях они ведут к корректировке поведения участников рынка, при которых издержки на устранение причин внешних эффектов оказывается меньше потерь, связанных с утратой репутации к таким средствам относятся золотое правило в бизнесе: «Честный бизнес выгоден», «Поступай с другими так, как хотелось бы, чтобы они поступали с тобой», «платить налоги выгодно».

34)Общественные блага - блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо.

Общественные блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Примером общественного блага служит система национальной обороны, поскольку касается всех и каждого в равной степени.

Заметим, что кроме общественных благ существуют еще и общественные "антиблага" - общественные блага, равномерно налагающие издержки на группу людей. Это нежелательные побочные продукты производства или потребления: тепличный эффект, при котором сгорание полезных ископаемых угрожает глобальной переменой климата; загрязнение воздуха, воды и почвы отходами химической промышленности, производством энергии или использованием автомобилей; кислотные дожди; радиоактивные выбросы из-за испытаний ядерного оружия; истончение озонового слоя.

Различают чистые общественные блага и чистые частные блага.

Чистое общественное благо - благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Получение полезности от обеспечения чистым общественным благом единственным потребителем невозможно.

Чистое частное благо - благо, которое можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат.

Если эффективное обеспечение общественных благ часто требует государственных действий, то частные блага может эффективно распределить рынок.

Следовательно, чистое частное благо приносит полезность только покупателю.

Целый ряд благ не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Например, услуги полиции, с одной стороны, представляют собой общественное благо, а с другой - раскрывая кражи со взломом, они оказывает частную услугу конкретному лицу.

Чистые общественные блага имеют две основные особенности.

  1. Чистые общественные блага обладают свойством неизбирательности в потреблении, означающим, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает доступности для других.
  2. Потребление чистых общественных благ не обладают исключительностью в потреблении, т. е. не является исключительным правом. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Чистое общественное благо невозможно выпускать "мелкими порциями", которые можно было бы распродать через кассовый автомат.

Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения его индивидуальных предельных полезностей для всех потребителей при каждой возможной цене, что предполагает суммирование по вертикали индивидуальных кривых спроса.

Кривая спроса на чистое общественное благо, как и кривая спроса на чистое частное благо, имеет нисходящий наклон. Однако кривая спроса на чистое общественное благо отличается от кривой спроса на чистое частное благо двумя моментами. Первый - цена не является переменной величиной на вертикальной оси, поскольку нельзя назначить цену за отдельную единицу, ибо ее потребление не выступает исключительным правом. Второе отличие состоит в том, что в случае чистого частного блага люди корректируют объем спроса таким образом, чтобы приспособить его к своим вкусам и своему экономическому положению. Для чистого общественного блага это невозможно, поскольку на единицу этого блага не назначается цена. Все потребители должны потреблять объем производства целиком. Следовательно, при любом объеме предложения объем потребления такого блага каждым потребителем должен равняться объему предложения.

На рис. 49.1 и 49.2 изображены отличия между кривыми спроса на общественное и частное благо.

Для чистого частного блага совокупный объем спроса при каждой возможной цене равен сумме индивидуальных объемов спроса:

Qd = Сум (qi)

где i = 1,..., N.

Кривая спроса на чистое частное благо получается посредством сложения объемов спроса для каждой цены вдоль горизонтальной оси.

Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения предельных полезностей для каждого объема вдоль вертикальной оси. Каждый из потребителей всегда потребляет одинаковые объемы блага.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 683; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.203.200 (0.008 с.)