Эффект дохода и эффект замещения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффект дохода и эффект замещения



Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход или покупательную способность, потребителя. Эффект замещения (замены) возникает в результате относительного изменения цен. Эффект замещения способствует росту потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным. Для того чтобы определить эффект замены, нужно элиминировать влияние эффекта дохода. Или наоборот, чтобы определить эффект дохода, нужно элиминировать эффект замены.

 

№12 Предложение товаров на рынке. Факторы, влияющие на рыночное предложение. Графическое изображение предложения.

Предложение (в экономике) — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определенный период времени при определенных условиях.

Объем предложения (объем выпуска) — количество товара, которое готов предложить товаропроизводитель (фирма) по определенной цене за определенный период времени при прочих равных условиях.

Величина предложения — количество товара, которое имеется в продаже при определённой цене.

Предложени е — определенное количество товара, который продавцы готовы предложить в течение определенного периода времени. Производитель решает две задачи: сколько и по какой цене производить. Чем выше цена, тем выше предложение. Чем ниже цена, тем ниже предложение. Эластичность предложения зависит от:

особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен)

временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке)

зависит и от (не)способности данного товара к длительному хранению

Факторы, приводящие к изменению предложения:

изменение в себестоимости сырья или производства (повышение себестоимости приводит к снижению предложения) изменение цен на другие, в том числе и на взаимозаменяемые товары перспективы ожидания производителей (ожидание повышения цен — предложение (экономика) снижается; ожидание снижения цен — предложение (экономика) увеличивается)

количество товаропроизводителей

 


№13 Условия формирования рыночного равновесия. Равновесный объем производства и равновесный уровень цен. Рыночное равновесие по Маршаллу и Вальрасу.

Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными.

Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.

Равновесная цена (equilibrium price) — цена, при которой объем спроса на рынке равен объему предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.

Равновесный объём (equilibrium quantity) — объем спроса и предложения товара при равновесной цене.

Механизм достижения рыночного равновесия

Свободное движение цены в соответствии с изменением спроса и предложения, приводит к тому, что товары, проданные на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей оплатить цену, предлагаемую производителем. Если спрос превышает предложение, то цена будет расти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение больше, чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции цена будет снижаться до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей.

Виды рыночного равновесия

Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым.

Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объем, то равновесие называют устойчивым.

Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен и объем спроса и предложения, то равновесие называют неустойчивым.

Виды устойчивости

1. Абсолютная;

2. Относительная;

3. Локальная (колебания цен происходит, но в определенных пределах);

4. Глобальная (Устанавливается при любых колебаниях).

Функции равновесной цены

1. Распределительная;

2. Информационная;

3. Стимулирующая;

4. Сбалансирующая.

 

№14 Фактор времени в формировании рыночного равновесия. Паутинообразная модель ценообразования.

В этой модели учитывается, что при планировании объемов рыночной сделки потребители и производители могут оказаться в неодинаковом положении. Покупатель, планируя в t-м периоде объем спроса, знает цену этого периода, а производитель в момент осуществления мероприятий, определяющих объем его предложения, не знает, какова будет цена к моменту выхода продукции на рынок. Так, фермер, определяя площади посева, не знает цену урожая в день его реализации; когда производитель мебели определяет объем ее выпуска, ему еще неизвестно, по какой цене ее можно будет продать, и т.п. На этом основании предполагается, что объем рыночного спроса в периоде t зависит от цены этого периода: , а объем рыночного предложения в данном периоде определяется ценой предшествовавшего периода: . Иначе говоря, паутинообразная модель ценообразования основана на предположении, что в текущем периоде производители определяют объем предложения на основе цены предшествующего периода.

При таком поведении рыночных агентов в любом периоде объем отраслевого спроса будет равен объему предложения, если

Если , то при на рынке установится длительное равновесие. До тех пор, пока, планируемые на период t объемы спроса и предложения не совпадают и фактический объем продаж определяет “короткая” сторона рынка.

 

 


№15 Рынки совершенной и несовершенной конкуренции. Условия совершенной конкуренции. Излишки потребителя и производителя.

Взаимовыгодность обмена в условиях совершенной конкуренции. Конкуренция - это экономическое соревнование между гражданами, фирмами и странами, направленное на то, чтобы получить в своё расположение наибольшее количество (или лучшие виды) ограниченных ресурсов и добиться от их использования максимальной выгодыТем самым конкуренция выступает как главная регулирующая система в рыночной экономике. чем выше конкуренция-тем лучше для потребителя. Совершенная конкуренция. Рынок свободной конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляет незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна соглашатьсят с ценой.
Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.
Колебания цены могут быть довольно интересными - сравните цену яблок в конце лета и весной, - но разница в цене эта не результат действия отдельных продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке.
На практике совершенная конкуренция в чистом виде - явление редкое не только в ХХ столетии, но и предыдущих веках. Но существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру.
Несовершенная конкуренция. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.
На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции.
Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.175.59.242 (0.008 с.)