Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тренируй силу и выносливость

Поиск

 

Эти тренировки – ключ к будущей боевой эффективности. Преимущество в крепком здоровье перед противником необходимо. Большинство «уличных хамов» курит и пьет что ни день, а если и посещает качалку, то там только гробит сердце неумеренными нагрузками. Так что сильный удар и способность активно действовать в драке в тот момент, когда у агрессоров зашалило сердце и заболела селезенка, несомненно полезны.

Здесь тоже есть свои маленькие хитрости. Во-первых, бесполезно «качать силу» больше часа в день – так устроен наш организм, что избыточная нагрузка не пойдет впрок и не улучшит твое самочувствие. Если не успеваешь сделать запланированный объем упражнений за отведенное время, уменьшай паузы между подходами. После часа работы (если тебе настолько повезло, что ты можешь выкроить целый час) пусть останутся только упражнения на растяжку и общую выносливость. Во-вторых, во время упражнений нужно правильно дышать. На каждый «раз» должен приходиться выдох, причем совмещенный с той фазой упражнения, в которой ты делаешь рывок. (Например, при отжимании в упоре лежа выдох совпадает с выпрямлением рук.) В-третьих, в ходе тренировок нам нужно задействовать все группы мышц. Только гармонично развитое тело действует максимально эффективно. С мускулами работает старое правило: «Эскадра идет со скоростью самого медленного корабля, входящего в нее». Не готовые к нагрузке мышцы будут «ставить палки в колеса» другим, какими бы накачанными и крепкими те ни были. Нельзя месяцами сосредоточенно качать «битку», забывая про спину, живот и ноги.

Определи для себя время суток, максимально удобное для тренировки, и старайся придерживаться графика. Организму гораздо легче настраиваться на нужную «волну», если занятия будут проходить регулярно и примерно в одни и те же часы.

Не следует забывать и о восстановлении после тренировок. Не перегружайся больше двух дней подряд, не забывай о полноценном питании и сне. Общая истощенность не пойдет тебе на пользу в любом случае, а вероятность травмы во время тренировки увеличится. Травма – не показатель усердия: ты прилагаешь усилия, чтобы избегнуть увечий в темном переулке, а не «заработать» их в освещенном спортивном зале или собственной квартире.

Что должно входить в занятие? Начинать нужно всегда с разминки и разогрева мышц и связок. Для этого годятся те же упражнения, которые приведены в комплексе для зарядки, и даже если ты уже сделал их с утра пораньше, перед силовыми нагрузками нужно повторить. Разминаемся мы для того, чтобы подготовить тело к нагрузкам. В реальном бою, конечно, никакой разминки не будет, но в стрессовой ситуации организм выбрасывает в кровь адреналин, который моментально делает тебя готовым бегать, прыгать, драться… На тренировке адреналина (по крайней мере в таком количестве) нет, поэтому нельзя забывать о подготовке мышц. После разминки следует выполнить бег на месте или прыжки со скакалкой в течение 5-7 минут, чтобы усилить циркуляцию крови в теле.

Размялся, разогрелся – переходи к основным упражнениям.

Начни с отжиманий. Здесь, как и во всех упражнениях, следи за техникой и дыханием. Упор лежа можно принимать на ладони и на кулаки. Опускаться к полу следует медленно, в конечной точке касаясь грудью земли. Разгибать руки, напротив, нужно резко и быстро – как если бы ты наносил удар. Смотреть лучше вперед, а не в пол, спину держать прямой, ноги не сгибать в коленях.

Дальше переходи к подтягиваниям на перекладине с широко расставленными руками, каждый раз «отмечая» подбородком перекладину. Ритм здесь обратный: сгибать руки следует быстро, а разгибать – медленно. Ноги можно держать согнутыми в коленях, но ни в коем случае не раскачиваться и не помогать себе, извиваясь всем телом, – пользы от этого не будет, а силы потратишь зря.

Следующее упражнение для развития мышц спины придумали индийские йоги, а пользуется им все благодарное человечество. Исходное положение – упор лежа, руки чуть шире плеч, прямые ноги расставлены, корпус в тазовой области согнут почти до прямого угла, так что ты становишься в смешную позу «попой кверху». Из этой позы, сгибая руки в локтях, плавным движением подай тело вперед параллельно земле, а в крайней точке этой «волны» выпрями руки, прогнись в спине и запрокинь голову. Все это делается на выдохе, а на вдохе нужно тем же путем вернуться в исходное положение.

Пресс укрепляют так: из положения лежа на спине, руки за головой, одновременным движением корпуса и ног «складываются» пополам, а потом плавно возвращаются в исходное положение. Спину при этом не нужно скручивать, чтобы не повредить поясницу. Можно также поднимать корпус из положения лежа, не помогая себе руками и стараясь держать ноги прижатыми к полу.

Для силы ног и их готовности к резким движениям приседают «пистолетом» на одной ноге, вытягивая другую вперед. Стоять нужно на всей стопе, не отрывая пятку от пола, а вытянутую ногу держать прямой. После того как ты наприседался до изнеможения, переходи к следующему упражнению – прыжку с места на небольшое (30–40 см) возвышение вроде ступеньки или ящика. Запрыгивая и спрыгивая, нужно выдыхать, а вдох делать в паузах между прыжками. Можно еще, присев на одной ноге и вытянув другую в сторону, перекатываться с одной ноги на другую. Руками при этом нельзя опираться о бедра и пол, спину следует держать прямо, ноги всей стопой стоят на полу.

Выполнив последнее упражнение, возвращайся к первому, если остались силы. Сначала ты сможешь выполнять комплекс один раз, в дальнейшем нужно увеличивать как число повторений каждого упражнения, так и количество подходов.

Заканчивать тренировку следует «заминкой» – сбросом мышечного напряжения. Для этого подходят бег трусцой, вис на перекладине, растяжки, разнообразные танцевальные движения – все, что не требует напряженного сокращения мышц. Заминку мы делаем, чтобы снять мышечное возбуждение. В обычной ситуации мускулы после нагрузок еще довольно долго сохраняют готовность повторить только что выполненные упражнения, так что их комплексное расслабление способствует сохранению энергии и поддержанию общего тонуса.

 

Б. Не гонись за результатом

 

После всего прочитанного, вероятно, возникает вопрос: а где нормативы? Сколько раз нужно отжаться от пола или подтянуться на перекладине, чтобы сказать себе: «Я в хорошей форме»? А нет никаких нормативов. Как же так? А вот так. Ты ведь не на конкурс культуристов собираешься выдвигаться. Соревноваться тебе не с кем, кроме самого себя, а с подонком из подворотни тебе тоже не на руках бороться и не приседания на спор делать. Какие бы цифры я ни назвал, они не пошли бы тебе на пользу. Скажи я: «Подтянись тридцать раз!»– и ты бросишь книгу, потому что тебе и два раза достать подбородком перекладину тяжело, так что три десятка покажутся запредельной величиной. А скажу: «Подтянись хотя бы четыре раза», – и у тебя пропадет стимул к дальнейшему росту, ты подумаешь: «Я уже достаточно физически развит, увеличивать нагрузку – только здоровье портить».

Твой главный норматив – сегодня сделать больше и лучше, чем вчера. Возьми себе за правило с каждой тренировкой увеличивать нагрузку. Ненамного, процентов на пять. Если быстро наращивать отягощения или количество подходов, значительного прироста силы или гибкости не будет, зато можно обзавестись большим набором необычных и весьма неприятных травм и заболеваний. Тебе оно надо?

Если некуда увеличивать нагрузку в самом упражнении, ищи другие способы сделать задачу более сложной для себя: выполняй подход за ограниченное время (на скорость), уменьшай перерывы между подходами, пробуй делать комплексы вообще без перерывов.

Не забывай, что у каждого свой предел физической нагрузки. Бодибилдеры преодолевают его за счет разнообразной химии и чудес медицины, бойцы спецподразделений просто не рвутся за него – нет смысла. Предел этот далеко, в первые месяцы тренировок даже не надейся его «встретить». Вместо него на твоем пути встанут лень, нежелание организма напрягаться и жалость к себе. Все это надо преодолеть, если хочешь добиться результата. Как? Исключительно силой воли, другого способа нет. Зато навык преодолевать препятствия, сжав зубы и не обращая внимания на усталость и боль, еще тысячу раз пригодится тебе в жизни.

Да, занимаясь по этой программе, ты не получишь быстрого прироста мышечной массы, не похудеешь за рекордные сроки и не превратишься в копию Стивена Сигала. Но это тебе и не нужно. Тебя интересует твоя боевая эффективность, и физическое развитие – не самоцель, а только средство на пути к решению поставленной задачи.

 

 

Как стоять, как ходить

 

Твоя боевая стойка

 

Самое главное правило боевой техники – не оставаться на месте.

В любой школе боевых искусств – как настоящей, так и спортивной – подготовку бойца начинают с того, что учат его правильно двигаться. Любой учебник каратэ или прочих единоборств начинается с изложения правильных стоек. Ученики до изнеможения ходят «полулунным шагом» по прямой, изучают переходы из одних стоек в другие, забивают себе в подкорку те или иные положения тела. Все это очень хорошо для изучения техники, но не имеет никакого самостоятельного значения в бою. «Держать стойку» все время нет необходимости и даже вредно – нужно постоянно двигаться, чтобы противнику было как можно труднее прицельно ударить тебя. Да, какие-то простые и очевидные правила нужно соблюдать, чтобы предохранить тело от удара неприятеля, но вряд ли такие правила можно назвать «канонической стойкой боевой школы». Люди ходят, удерживая спину прямо и не кренясь вбок, стоят, не отклячивая задницу, и сидят, не запрокидывая голову. Не потому, что так принято, а потому, что так удобнее всего. Стойка бойца – это опорный пункт его системы движений, боец «выходит» из стойки, когда начинает действовать, и возвращается в нее, когда заканчивает.

Если бы потребовалось вывести определение, как «удобнее всего» держать тело во время схватки и перемещаться, это можно было бы описать примерно так: «Тебе удобно попадать по противнику, а ему неудобно попадать по тебе». Стойка бойца должна позволять ему максимально разнообразно двигаться, наносить удары кулаками, локтями, ногами, коленями, головой, применять захваты и борцовские приемы. При этом за счет положения корпуса, рук и ног в стойке должны быть закрыты наиболее уязвимые места.

В восточных единоборствах есть множество боевых стоек, одна вычурнее другой. Все эти замысловатые позы продиктованы, безусловно, боевой эффективностью, но так, как ее понимали древние китайцы и японцы. При объяснении смысла стоек «восточник» будет много рассказывать про циркуляцию загадочной внутренней энергии. Нам такие глубины премудрости ни к чему – мы всего лишь хотим обезвредить врага, чтоб не быть им уничтоженными. Так что и боевая стойка у нас должна быть простая и естественная.

Ноги должны стоять немного шире плеч, «ведущая» нога (правая у правшей, левая – у левшей) отведена чуть-чуть назад. Она будет приводить тело в движение, «толкать» тебя. Обе подошвы прочно стоят на земле – они оторвутся от нее для маневра или удара. Колени слегка согнуты и «пружинят», чтобы легко оттолкнуться от земли в момент шага или удара. Также нужно чуть-чуть повернуть колени вовнутрь, чтобы защитить пах. Носки обуви смотрят на противника.

Твой вес должен быть большую часть времени равномерно распределен на обе чуть согнутые ноги, так что центр тяжести окажется между стопами где-то посередине. Это придаст тебе устойчивость, необходимую как в атаке, так и в обороне. При этом, если ты стоишь правильно, тебе не составит никакого труда перенести вес полностью на одну или другую ногу, «покачаться» на ногах.

Плечи опущены, руки согнуты в локтях. Кулаки находятся на уровне висков, правая рука чуть пониже левой. Это потому, что противники, наиболее вероятно, окажутся правшами и твоя левая рука, находясь повыше, будет защищать от удара челюсть. Правая же рука должна будет опуститься и прикрыть печень.

Для чего мы сгибаем руки в локтях? Чтобы создать в них эффект скрученной пружины. Невозможно ударить прямой рукой, висящей вдоль корпуса, – ее нужно согнуть, а потом резко разогнуть. Держа руки согнутыми, мы экономим себе время для следующего движения. Кроме того, наши кулаки уже наготове на одной из основных линий атаки противника и защищают лицо.

Ягодицы и мышцы живота напряжены. Спина прогнута, гениталии как бы «втянуты» в пах, таз может быть несколько смещен назад. Корпус должен быть повернут так, чтобы плечо ведущей руки было слегка отведено назад – за счет проворота корпуса в момент удара ведущей рукой ты задействуешь в усилии мышцы спины, что добавит тебе и резкости, и мощи.

Многие начинающие и даже «продолжающие» рукопашники принимают стойку в тот момент, когда решают начать бой. Дескать, готовность номер один. Поведение понятное, но очень глупое. Приняв стойку, ты предупреждаешь противника, что готов драться и собираешься начать. Что за этим последует? Враг не будет ждать, враг ударит. Значит, нужно думать не о подготовке к схватке, а о том, как ударить первым.

Готовясь встретить атаку или атаковать самому, нужно стоять раскрепощено, не зажимая излишне мышцы. Надо постоянно двигаться, не выпуская из виду противников, ожидать нападения с любой стороны. Если скукожишься, зажмешься и будешь ждать удара в напряженные мышцы, лишишь себя возможности действовать. При этом ты покажешь противнику очень многое из своих намерений. Этого делать нельзя. Напротив, нужно отвлечь его внимание. Раскачивайся на пружинящих ногах, совершай мелкие движения руками, перемещайся.

Действовать нужно максимально экономно. Если будешь тратить на свои движения слишком много энергии, быстро вымотаешься и противник возьмет тебя «тепленьким». Напротив, если будешь перемещаться и уворачиваться от ударов аккуратно и с умом, противник выбьется из сил, только «гоняясь» за тобой, и потеряет боеспособность, еще не получив ни одного удара.

Неправильных действий нужно избегать, потому что они лишают тебя возможности не только атаковать, но и защищаться. Нельзя, демонстрируя уверенность в собственных силах, засовывать руки в карманы или прятать за спину. Во-первых, не успеешь вовремя среагировать. Во-вторых, противник может решить, что в руках находится скрытое от него оружие, и начнет действовать быстрее, чем планировал до этого.

Еще раз, коротко и ясно:

– ноги чуть шире плеч, колени пружинистые, одна нога немного впереди другой, вес распределен между ними;

– плечи опущены, левая рука прикрывает челюсть, правая – печень;

– живот напряжен, спина прогнута, голова слегка наклонена.

 

Правильные перемещения

 

Все перемещения в бою должны учитывать два обстоятельства: то, как ты будешь атаковать, и то, от чего защищаешься. Самый простой способ защиты – находиться от противника дальше, чем он может достать. Здесь теорией делу не поможешь, глазомер развивается только практикой. Нужно все время находиться на такой дистанции, чтобы противник не мог до тебя дотянуться. При этом выигрыш в расстоянии должен быть небольшим – таким, чтобы, когда решишь нанести ответный (а лучше первый) удар, ты мог лишь слегка подшагнуть вперед и оказаться на нужном тебе расстоянии, а сразу после удара вновь увеличить дистанцию, чтобы любая ответная атака прошла «по воздуху».

Смерти подобно двигаться в бою линейно – вперед, назад, в сторону. Твои перемещения должны быть как минимум диагональными, а лучше – по дугам. Представь, что твой противник – это центр условного круга, и двигайся вокруг него по окружности. Он – одна ножка циркуля, ты – другая. Все время держи его в поле зрения, но смещайся так, чтобы ему было видно тебя хуже. Ты точно так же сможешь его ударить, если будешь сбоку от него или у него за спиной. Но при этом ты будешь контролировать ситуацию, а враг – нет.

Шагать следует так, чтобы ты не «падал» на ногу, а переносил вес уже после того, как ведущая нога опустилась на землю. При обычной ходьбе человек клонится корпусом вперед и только «подставляет» ноги. В бою это недопустимо. Твой центр тяжести должен оставаться посередине между ногами, его смещение будет означать уменьшение устойчивости. Так что нужно ходить особым устойчивым образом.

При ходьбе одна нога упирается в землю, а другая скользит, еле-еле отрываясь от поверхности. Сместившись так на полшага, ступня опускается на землю, и к ней подтягивается вторая нога. Вес плавно переносится вместе с ногами, ты не раскачиваешься и не дергаешься. А значит, все время находишься в равновесии, готов атаковать и защищаться. Центр тяжести движется параллельно земле, ты не скачешь, как мячик. Не нужно раскачиваться на носках, как боксеры, – и устанешь быстрее, и устойчивость у тебя будет меньше.

Помимо таких мелких шагов, есть еще шаги-рывки, нужные, чтобы быстро сократить дистанцию и атаковать противника. В них основную роль играет не передняя нога, с которой ты начинаешь мелкие шаги, а задняя, опорная нога, которой нужно толкнуться, чтобы резко продвинуться вперед. Кстати, когда я говорю «передняя нога», то имею в виду ту, что находится ближе к направлению, в котором ты собираешься двигаться. Если ты стоишь, как описано выше, и твоя правая нога находится чуть сзади, то она будет «задней» при шагах вперед.

Итак, для того чтобы сделать рывок, нужно толкнуться задней ногой и зашагнуть передней, согнув ее чуть сильнее. Таким образом ты толкаешь весь вес тела вперед, а завершаешь шаг в той же стойке, из которой его начал. Удар, совмещенный с таким шагом, достигнет цели чуть раньше, чем передняя нога опустится на землю, и в него вкладывается вся масса тела.

Точно так же можно двигаться назад, отталкиваясь той ногой, что впереди. Одновременно с этим движением ты выбрасываешь руку вперед и атакуешь противника, отступая. Делать шаги-рывки надо не прямо вперед и назад, а по диагоналям. Шагать таким образом влево или вправо тоже не стоит – в момент шага ты будешь очень неустойчивым.

Ни в коем случае нельзя ходить скрестными шагами, как бы тебе ни хотелось. Ноги переплетаются, центр тяжести уходит черт знает куда – в таком положении скорее упадешь, чем ударишь.

Шагать нужно, разумеется, как можно быстрее. Если будешь ползать, как черепаха, «там тебя и найдут», как говорится. Только панциря у тебя нет, так что никуда не спрячешься. Переставляй ноги как можно скорее, но при этом не давай себе халтурить – не дергайся, не «скачи» вверх-вниз, а главное – не смотри себе под ноги. Приучись чувствовать свои правильные движения, не видя их.

С самого начала тренировок привыкай сочетать любые движения с атакой и защитой. Одновременно с шагом ты должен и прикрываться от ударов, и уклоняться, и атаковать. На то, чтобы делать все это раздельно, по очереди, у тебя не будет времени. Только в кино уклонение и контратака следуют ПОСЛЕ удара. В реальной жизни все это делается ОДНОВРЕМЕННО с тем, как противник замахивается на тебя. Если будешь нарабатывать удары, стоя на месте, то и в дальнейшем твое тело захочет остановиться в устойчивом положении, чтобы ударить. Двигайся, постоянно меняя направления, наноси удары из любого положения, привыкай отталкиваться не только «любимой» ногой, но и той, с которой тебе ходить менее удобно. Меняй ритм движений, скорость, ищи наиболее удобные для тебя и непредсказуемые для противника сочетания шагов и ударов. Если твои действия можно будет предугадать, противник сделает это. Любая предсказуемость в бою – это ошибка.

Для того чтобы быстро сокращать или увеличивать дистанцию между тобой и противниками, годятся также прыжки. С ними, думаю, все понятно: сильно толкаешься двумя ногами и прыгаешь с расчетом, чтобы приземлиться одновременно на обе слегка согнутые ноги, не становясь уязвимым. Не надо прыгать высоко или далеко – достаточно выйти за пределы дистанции удара. Точно так же не надо «помогать» себе при прыжке руками или движением корпуса – ты не на соревнованиях. Прыжок – самый сложный вид перемещения, потому что в нем не так просто сохранить равновесие. Так что пользоваться им нужно с оглядкой.

Для выработки резкости движений и приучения мышц к нужным шагам делай простое упражнение, в народе называемое «британский флаг». Представь себе британский флаг «Юнион Джек» с восьмиконечным крестом. Вообрази, что ты стоишь в его центре, а вокруг есть восемь направлений: вперед, назад, влево, вправо и диагонали. Теперь начинай по часовой стрелке «проходить» эти направления. Рывок вперед – рывок назад, на исходную позицию. Рывок влево-вперед – рывок вправо-назад, чтобы снова оказаться на том же месте, откуда начал. И так далее. Пройдя полный круг шагами-рывками, повтори то же самое, но прыжками. Потом двойными рывками. Потом двойными прыжками. И все сначала. А затем вразнобой, произвольно выбирая направление каждого следующего прыжка или рывка. И так пока не упадешь от усталости. Следи за тем, чтобы ноги были всегда чуть согнуты, не оказывались слишком близко или слишком далеко друг от друга. Не опускай рук – держи их так, чтобы ты мог защищаться. Не смотри под ноги, не забывай дышать. Добивайся максимальной скорости движений, а также того, чтобы никакой шаг и прыжок не мешали тебе бить одновременно с перемещением.

Совсем хорошо, если будешь делать «британский флаг» на пересеченной местности, где можно поскользнуться или придется прыгать с кочки на кочку, – ведь не всегда провидение убережет тебя от драки на неровной или скользкой поверхности. А упадешь – не беда, падать тоже надо привыкнуть. Может пригодиться.

Еще раз, коротко и ясно:

– постоянно двигайся;

– перемещайся не по линиям, а по дугам;

– не скрещивай ноги;

– двигайся быстро, сочетай любые движения с атакой и защитой.

 

 

Как бить

 

Постановка удара

 

Главное в бою – это удар. Только удар принесет тебе победу над врагом. Школы единоборств могут сколько угодно доказывать преимущества захватов, болевых приемов и прочих хитрых действий, но ни одно ухищрение не может конкурировать с ударом. Он проще и быстрее, на него затрачивается меньше энергии. Правильно поставленным ударом можно сбить человека с ног, сломать ему кости, даже убить.

Запомни простую формулу: бить надо быстро, жестоко и точно.

Второго шанса поразить противника у тебя не будет, и тем более никто не будет неподвижно ждать, пока твой кулак или каблук долетит до цели, так что нужно стараться свалить, сломить нападающего одним тычком. Ты не на боксерском ринге и не в дружеской потасовке. Удар должен быть сокрушающим, приходиться в уязвимую точку, наносить максимальные повреждения.

Из школьного курса физики многие помнят, что импульс – это произведение массы тела на его скорость. Так, скажем, у падающего кирпича скорость относительно небольшая, а масса очень приличная. У летящей пули мизерная масса, но огромная скорость. Попадание и кирпича, и пули для человека очень опасно, часто смертельно. Примерно такого же эффекта нам нужно добиться в ударе.

Думаю, все слышали, что такое «постановка удара». При этих словах обывателю представляются сухонькие японские старички, часами тыкающие выпрямленными пальцами в деревянную колоду, или кикбоксеры, методично постукивающие ногой по подвешенному мешку. Это все очень хорошо, ноты, наверное, не сможешь посвятить два-три года ежедневным тренировкам, после которых будешь способен пробить противнику височную кость тычком пальца? Вот и я думаю, что нет. Так что готовить к удару следует в первую очередь костяшки, поскольку в бою ничто не идет в ход так часто, как кулаки. Для «закаливания» суставов выполняй длительную стойку на кулаках, как при отжиманиях. Можно делать это в перерывах между другими упражнениями, можно отдельно, вечером или в обеденный перерыв. Поначалу будет больно – это придется пережить. Лучше, кстати, не просто стоять, а немного раскачиваться, как бы перекатываться на кулаках.

Стучание по груше или другому тренажеру тоже способствует постановке удара. Тут все просто: если ты ударил мощно и быстро, кулак не соскочил с цели, а в запястье и предплечье не вспыхнула резкая боль – ты все сделал правильно. Так что с самого начала не гони, вслушивайся в свои ощущения. Лихие ребята, стремящиеся всех победить, бывает, колотят кулаками по бетонной стене. От этого костяшки у них расплющиваются, подвижность пальцев уменьшается, а от постоянных повреждений запястьев развиваются всяческие нехорошие хронические заболевания. Желаю тебе не повторять ошибок идиотов. В их число, кстати, входят и представления о «правильной» ударной технике: каратешном «ввинчивании», боксерском «тычке» и всем таком прочем. Не забивай себе этим голову. Если удар вредит врагу и не вредит бьющему, он правильный. А остальное – лирика.

Но даже при укрепленных костяшках и запястье, привыкшем к удару, трудно избавиться от онемения, которое появляется в кисти после удара кулаком во что-нибудь твердое – например, в челюсть оппонента. На это есть одна нечестная хитрость: зажать что-нибудь в руке. Сгодится обыкновенная копеечная зажигалка или предмет сходных габаритов. Важно, чтобы ты мог полностью сжать кулак, когда в нем находится твоя «свинчатка». В противном случае могут пострадать пальцы.

 

Бей правильно

 

Дистанция для удара кулаком должна составлять почти всю твою вытянутую руку. По мере того как кулак летит, он разгоняется, и чем дольше разгоняется, тем выше его конечная скорость. Именно поэтому, когда на ринге встречаются коротышка и высокорослый боксер, тот, кто поменьше ростом, стремится прорваться как можно ближе к противнику. Он не только выходит на свою ударную дистанцию, но еще и оказывается там, где удары верзилы еще не достигли своей максимальной скорости.

Удар должен наноситься единым скоординированным усилием мышц всего тела. Причем в идеале тебе должно быть все равно, из какого положения и в каком направлении бить – нужно развивать себя комплексно, так, чтобы предпочтения в траекториях были минимальными, а сами удары не требовали каких-то специальных подготовительных движений вроде большого замаха или выпрямления корпуса.

«Как же обойтись без замаха? – спросит читатель. – Ведь буквально только что было сказано, что чем большую дистанцию пролетит удар, тем он сильнее!» Это так. Но замах выдает твое намерение ударить противника. Нужно обойтись без него. К тому же замах сам по себе не задействует в ударе никаких дополнительных мышц: усилие одинаково, что бить наотмашь, что просто с силой разгибая руку. Чтобы добавить силы в удар и не дать противнику его предугадать, нужно скручивать корпус. Например, ты слегка поворачиваешь корпус влево – не отводишь плечо, обрати внимание, а именно поворачиваешь корпус. А после этого, толкаясь левой ногой, разворачиваешься, как пружина, и твой левый кулак летит в цель. Корпус при этом не просто возвращается в исходное положением еще и немного скручивается вправо. За счет этого докручивания и добавляется сила к уже запущенному удару, и готовится новый удар второй рукой. Толчок ногой можно делать как вперед, так и назад – бить в наступлении и на отходе. Траектория удара в итоге может быть любой, просто твой кулак «выстреливает» не только за счет бицепсов-трицепсов, но и за счет мощных мышц спины.

Сразу после того, как удар попал в цель, рука должна отдернуться назад и вернуться в защиту. Не нужно «провожать» цель – если противник упадет, это случится от силы твоего удара, а не от того, что ты будешь его подталкивать. Вообще отучись замирать как перед ударом, так и после него. Я уже говорил, что любая неподвижность, зажатость опасна.

 

Какие бывают удары

 

 

 

 

Рис.3. Прямой удар кулаком в лицо.

 

Прямые удары в лицо и корпус – основа всего, но они могут оказаться и самыми бесполезными действиями (рис. 3). В них можно вложить достаточно силы, но их траектории слишком предсказуемы, от них легко защищаться. Тем не менее прямые удары, примененные с умом, могут решить исход боя. Старайся бить, поворачивая кулак так, чтобы обратная сторона ладони смотрела вверх. Локоть в начале удара оставляй опущенным вниз, не выноси его слишком далеко в сторону, чтобы не открыть бок для упреждающей атаки врага. При ударе можно чуть сильнее согнуть колени, чтобы стать ниже и направить удар под рукой противника. Можно, напротив, ударить над рукой, тогда от прямого удара будет сложнее защититься. Будь готов ударить в любой момент, держи противника в напряжении. Разбитая прямым ударом бровь может залить ему кровью глаза. Рассчитывать на это не стоит, но сбрасывать саму возможность со счетов тоже не надо.

 

 

Рис.4. Апперкот в челюсть.

 

Апперкот – очень узнаваемый удар, которым заканчивается не один поединок в телевизионном боксе и фильмах о боевых искусствах (рис. 4). Рука дугообразно идет вверх от твоего корпуса и целится в подбородок снизу или в корпус противника – в печень, селезенку, под дых. При этом враг буквально «надевается» на кулак, а твоя бьющая рука одновременно защищает тебя от контратаки в корпус. При апперкоте не нужно разгибать руку до конца – она должна продолжать как бы опираться на корпус, сообщающий ей дополнительное усилие. Если будешь бить апперкот с неподходящей дистанции и рука слишком сильно распрямится, большая часть твоего импульса пройдет как бы «мимо» цели. Преимущество апперкота в том, что от него очень сложно защититься, а недостаток – в близкой дистанции, с которой его нужно проводить.

 

 

Рис.5. Хук в челюсть.

 

Боковые удары, или, в боксерской терминологии, «хуки», не требуют почти никакого замаха и позволяют вложить в удар всю массу тела за счет скручивания корпуса (рис. 5). При хуке рука тоже не должна полностью разгибаться, чтобы удар пришелся в цель именно костяшками, а не внутренней стороной кулака. Локоть при боковом ударе поднимается почти на ту же высоту, на которой находится кулак. Основные цели хука – печень и челюсть противника. Один пропущенный хук может лишить сознания, один правильно проведенный – принесет победу над оппонентом.

Траектории ударов кулаками просты и понятны. Для любой атаки нужно угадать момент. Развел противник руки в стороны – гаси его прямым ударом в открывшуюся брешь. Уходит в сторону – бей хук. На твоем пути нет его локтей, он раскрылся или махнул кулаком наугад – отличный момент для апперкота.

 

Не только кулаками

 

Но ударной поверхностью руки является не только кулак. Маховые удары можно наносить, например, основанием кулака или внутренней его стороной, где большой палец. А самая твердая и устойчивая к травмам поверхность нашей руки – это основание ладони. Тут, правда, без тренировки не обойтись. Вспомни, как при падении ты подставляешь руки, чтобы упасть не на грудь, а на эти самые основания ладоней, – и точно так же наноси удар. Резкий прямой тычок в уязвимую точку будет пострашнее удара кулака, пришедшегося в то же место (рис. 6). В конце концов, прямой удар в нос максимум сломает его, а тычок снизу вверх может вогнать носовую кость в череп.. И даже если этого не случится, болевые ощущения будут несопоставимо сильнее.

Ну и, конечно, при атаке основанием ладони не растопыривай пальцы. Лучше всего их вообще поджать, согнув во второй и третьей фаланге – в таком положении находятся пальцы при стойке «смирно». Или просто свести вместе и держать напряженными, чтобы случайно не вывихнуть.

Специалисты по рукопашному бою в арсенале действий открытой рукой называют два типа ударов: «таранные» и «хлещущие». При проведении первых полагаются на массу, вторых – на скорость.

 

 

Рис.6. Удар под нос основанием ладони.

 

В таранный удар нужно вложить массу всего тела, в хлестком – «щелкнуть» конечностью, как кнутом, здесь скорость важнее веса. Таранный удар опаснее, потому что с большей вероятностью ломает кости, разрывает сосуды и связки. Хлещущий удар больнее, он с большей вероятностью дезориентирует противника, а также поражает «глубокие» цели – то есть, придясь в «мясо», повреждает внутренние органы.

С таранным ударом все понятно – основные удары кулаками именно таковы. Хлещущие удары несколько сложнее, придется им научиться. При хлесте вначале вперед идет локоть и только затем – кисть, все суставы расслаблены, рука как бы «мажет» по цели с оттяжкой. Хлесткий удар делается кончиками пальцев, обратной стороной ладони, иногда – ребром ладони, как в каратэ. В момент контакта «снаряда» с мишенью рука должна напрячься, тем самым приобретя жесткость. Причем напрячь руку нужно только в момент удара, не раньше. Чтобы не дать своим мышцам «опережать события», при отработке представляй, что цель находится не на поверхности «груши» или «лапы», а в ее глубине или за ней. Ведь на самом деле так и есть – тебе нужно попасть не по «мясу» противника, а по внутренним органам, этим мясом прикрытым.

Хлестать лучше не по вертикали или горизонтали, а наискосок перед собой, как бы рисуя крест. При этом обрати внимание, что диагональные удары снизу вверх менее удобны и интуитивно понятны для тебя, так что их наработке нужно уделить больше времени. Зато их сложнее предугадать и труднее отразить.

Удар, кстати сказать, тем сильнее, чем меньше поверхность контакта руки и цели. Именно для того, чтобы импульс приходился на минимальную площадь, древние стали затачивать оружие. Представь, что опаснее – тычок черенком от лопаты или такой же тычок, но если черенок заточен, как карандаш? В качестве такого «острия» у руки есть пальцы. Выпрямленными сжатыми пальцами нужно попадать в уязвимые места противника – глаза, горло, подключичную выемку, солнечное сплетение, гениталии. Рука с выпрямленными пальцами длиннее, чем кулак, так что у тебя появится небольшой выигрыш в дистанции.

 

Куда бить

 

О точках, в которые должны приходиться удары, речь пойдет чуть позже, когда разберемся с техникой. Но уже сейчас хочу сказать пару слов, которые нужно запомнить.

Бить нужно туда, куда проще всего попасть и где твой удар причинит максимальную боль и нанесет максимальные повреждения. Нет большого смысла стучать врагу в лоб или по скулам – головой он, скорее всего, только ест и курит, для того, чтобы думать, она ему не нужна. Зато разбитый нос или свернутую челюсть он обязательно почувствует. Но и защититься от ударов в голову легко. Так что работай кулаками также по среднему и нижнему уровням – ниже ребер справа находится печень, и если ее отбить, желание продолжать бой у противника исчезнет. «Под дых», то есть в солнечное сплетение – это удар в середину корпуса, выше мышц брюшного пресса и ниже точки соединения ребер. Бей сбоку по ушам, прямым или восходящим ударом – в кадык, сверху вниз по носу, по ключицам, тыльной стороной ладони или пальцами – наотмашь по глазам. Забудь о правилах и конвенциях, не жалей врага – он тебя не пожалеет.

И не забывай во время нанесения ударов прикрывать собственное тело. Не бьющая в данную секунду рука находится там, где должна, – прикрывает голову или корпус. Рука после удара сразу возвращается назад, готовая прикрывать или снова бить.

 

Б. Используй все тело

 

Помимо кулаков, в реальном бою необходимо использовать локти. В отличие от кулака или открытой ладони, локоть сам при ударе не пострадает, удар им наносится с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.12.181 (0.014 с.)