Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 4. Методика расследования отдельных видов и групп преступлений.

Поиск

Семинарское занятие по теме «23. Методика расследования убийств.

Вопросы:

1.Типичные исходные следственные ситуации по делам об убийствах.

2.Типичные первоначальные следственные действия по делам данной категории.

3.Использование данных криминалистических учетов в поиске преступника.

4.Последующие следственные действия.

5. Установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

Темя для докладов:

1.Использование помощи общественности и средств массовой информации.

2.Особенности расследования детоубийств.

3.Особенности расследования доведения до самоубийства.

4.Криминалистическая характеристика убийств.

 

Семинарское занятие по теме № 24. Методика расследования изнасилований.

Вопросы:

1.Типичные исходные следственные ситуации по делам об изнасиловании.

2.Типичные первоначальные следственные действия по делам данной категории.

3.Использование данных криминалистических учётов в поиске преступника.

4.Последующие следственные действия.

5.Установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

Темы для докладов:.

1.Использование субъективных портретов.

2.Типичные экспертизы по делам данной категории.

3.Особенности расследования изнасилования несовершеннолетних.

 

Семинарское занятие по теме № 26. Методика расследования краж.

Вопросы:

1.Типичные исходные следственные ситуации по делам о кражах.

2.Типичные первоначальные следственные действия по делам этой категории

3.Использование данных криминалистических учетов в поиске преступника.

4.Последующие следственные действия.

5.Установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

Темы для докладов:

1.Источники информации о краже, её оценка и принятие решения о возбуждении уголовного дела.

2.Особенности расследования краж, совершенных преступниками-гастролерами.

3.Особенности расследования краж транспортных средств.

4.Особенности расследования карманных краж.

5.Особенности расследования краж скота.

 

Семинарское занятие по теме № 27. Методика расследования мошенничества.

Вопросы:

1.Типичные исходные следственные ситуации по делам о мошенничестве.

2.Типичные первоначальные следственные действия по делам данной категории.

3.Использование данных криминалистических учетов в поиске преступника.

4.Последующие следственные действия.

5.Установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

Темы для докладов:

1.Криминалистическая характеристика мошенничества.

2.Характеристика наиболее распространенных способов мошенничества.

3.Поводы к возбуждению уголовного дела.

4.Особенности допроса потерпевшего по делам данной категории

 

Семинарское занятие по теме № 28. Методика расследования вымогательства.

Вопросы:

1.Типичные исходные следственные ситуации по делам о мошенничестве.

2.Типичные первоначальные следственные действия по делам данной категории.

3.Использование данных криминалистических учетов в поиске преступника.

4.Последующие следственные действия.

5.Установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

Темы для докладов.

Криминалистическая характеристика вымогательства.

2.Тактика задержания рэкетиров с поличным

3.Использование в доказывании результатов прослушивания телефонных и иных переговоров.

4.Установление наличия связи вымогательства с коррупцией в системе государственной службы.

 

 

6.Самостоятельная работа студентов

На сегодняшний день важная задача преподавателя - научить студентов работать с массивами информации. В студентах надо развивать способность и потребность использовать доступные информационные возможности для поиска нового знания и его распространения (т.е. информационную культуру). Студенты должны научиться управлять своей познавательной деятельностью в системе «информация – знание – информация», т.е. не только получать необходимые сведения из готовых источников, но и осуществлять обратную связь: обращать индивидуальное знание в источник научной информации. Для этого в Вузе и организуется самостоятельная работа. Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов при изучении курса криминалистики явля­ется обучение навыкам работы с научно-теоретической литературой и практическими материалами, необходимыми для углубленного изу­чения курса криминалистики, а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному (без помощи преподавателя) изу­чению и обработке полученной информации.

В связи с этим основными задачами самостоятельной (внеаудитор­ной) работы студентов являются:

  • во-первых, глубокое изучение студентами всех разделов криминалистики в домаш­них условиях по предлагаемой программе;

· во-вторых, привитие студентам интереса к криминалистике как науке, к юридической литературе, следственной и судебной практике.

Формами организации самостоятельной работы студентов является ведение научных кружков, подготовка рефератов, докладов, эссе по наиболее интересным темам, подготовка к деловой игре. Преподаватель, желая провести семинар в форме деловой игры, круглого стола или конференции, заранее дает задания студентам с учетом плана семинара, распределяет роли.

Исходным материалом для организации и проведения деловых игр может являться конкретное судебное дело или смоделированная ситуация. Преподаватель также может привести для разбора видео-сюжет, записанный с телепередачи «Человек и закон», «Дежурная часть», фрагменты художественных фильмов и т.д. Однако в любом случае деловая игра предполагает участие максимального количества студентов группы и распределение между ними определенных ролей. Например, одна группа студентов может предлагать свой план расследования дела по заданной ситуации, а оппоненты проводят критический анализ и свой вариант расследования. Известно, что любая игра увлекает, вызывает оживленный интерес к тем или иным вопросам. Исполняя роли в деловой игре, студенты могут выразить свое отношение к обсуждаемым проблемам. Участие в деловой игре позволяет выявить пробелы в знаниях по соответствующей теме. Таким образом, деловая игра относится к активной форме обучения, позволяющей вовлечь в работу всех студентов учебной группы.

На семинарском занятии в форме конференции студенты выступают с докладами по вопросам плана (или по дополнительным вопросам по теме), затем можно провести обсуждение выступлений, задать вопросы докладчикам. Во время выступления докладчики могут составлять схемы, чертежи, использовать компьютерные презентации и пр., что обеспечивает наглядное изложение материала. При этом оценивается как уровень подготовки доклада, так и грамотность поставленных слушателями вопросов, сделанных дополнений. Выступление не должно продолжаться более 7-10 минут, иначе слушатели начнут отвлекаться и скучать.

Круглый стол предполагает обсуждение какой-либо узкой дискуссионной темы. Студенты могут распределиться в зависимости от занимаемой позиции на два противоположных лагеря.

При подготовке рефератов. Привлекать студентов к написанию рефератов можно уже на начальном этапе изучения курса. Подготовка рефератов помогает студентам приобрести навыки грамотно формулировать свои мысли, работать с учебной литературой и нормативно-правовой базой, проявлять творческую инициативу. Выше уже говорилось о том, что можно строить семинарские занятия в форме конференций, круглых столов, где студенты имеют возможность выступить с докладом по отдельным вопросам. Но если обычный доклад предполагает устное изложение материала, то реферат готовится в письменном виде и оформляется по всем правилам, относящимся к написанию научных работ. Тема реферата определяется студентом по согласованию с преподавателем. Для рефератов больше всего подходят темы, по которым можно подискутировать, высказать свою точку зрения. Но в форме реферата может излагаться любой вопрос изучаемой темы, рассмотренный на лекциях, или дополнительный. Необходимо, чтобы студент не просто переписал материал одной книги или статьи, а попытался привести интересные примеры из практики, обосновать свою позицию. Реферат может быть просто сдан преподавателю на проверку, но желательно, чтобы студент учился выступать, ведь для будущего юриста это очень важно. Выступление с рефератом обычно рассчитано по времени на 10-15 минут, затем студенты и преподаватель могут задать вопросы. Не рекомендуется делать реферат слишком объемным и посвящать его нескольким относительно самостоятельным вопросам. Подготовка реферата, безусловно, может подтолкнуть студента к выбору того или иного научного направления для дальнейшего углубленного изучения, но не нужно, чтобы он превращался в курсовую или дипломную работу – всему свое время. Реферат оформляется на стандартных листах формата А-4, выполняется от руки или печатается. При этом студент формулирует название реферата, указывает его на титульном листе и в начале работы. Изложение материала начинается с краткого вступления, а завершается заключением. По ходу реферата делаются сноски на источники. В конце помещается список использованной литературы и источников.

Эссе – это сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее ту или иную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления автора. Эссе – метод обучения, предполагающий активность и самостоятельность студента в выполнении поставленной задачи. Эссе. Как правило, посвящено какому-либо спорному, дискуссионному положению. Текст эссе является персонифицированным способом реагирования на заявленную проблему. На первый план при выполнении эссе выступает личное отношение автора к исследуемой проблеме. Известны различные виды эссе. Как правило, эссе состоит из четырех частей:

1. Краткое содержание, в котором:

  • определяется тема и предмет исследования или приводятся основные тезисы;
  • дается краткое описание структуры и логики развития материала;
  • формулируются основные выводы.

2. Основная часть эссе: содержит основные положения и аргументацию;

3. Заключение: результаты исследования, выводы;

4. Библиография.

Научная статья тоже является показателем внеаудиторной работы студента. Она готовится для выступления на конференции, научном кружке или для публикации и должна оформляться соответствующим образом (обычно организаторы конференции или публикации заранее сообщают требования к оформлению научных статей: размер шрифта, интервал, поля, сноски, объем работы).

Самостоятельная работа студента может осуществляться путем письменного выполнения контрольных заданий. Примерный перечень заданий для контроля указан в плане семинарских занятий. Данные задания выполняются во внеаудиторное время по согласованию с преподавателем.

7.Примерный перечень тем для докладов, рефератов:

1. Основоположники криминалистической науки в России

2. Связь криминалистики с естественными и техническими науками, математикой, кибернетикой, логикой, психологией, теорией информации и другими науками

3. Использование результатов криминалистической идентификации и диагностики в раскрытии и расследовании преступлений

4. Е.Ф. Буринский - творец судебной фотографии

1. Следственный чемодан как универсальное средство криминалистической техники

2. Средства поисковой техники

3. Классификация экспертиз в криминалистике

4. Микрообъекты, материалы и вещества как источники криминалистически значимой информации

5. Особенности механизма образования следов преступлений на запирающих устройствах (замках, пломбах и т.п.)

6. Предметы, оставляемые преступниками на местах происшествий, как источники криминалистически значимой информации

7. Одорология и ее значение для расследования и раскрытия преступлений

8. Использование служебно-розыскной собаки при расследовании преступлений

9. Перспективы развития криминалистической тактики

10. Особенности планирования при возбуждении уголовного дела по официальным материалам и по оперативно-розыскным данным

11. Техника планирования (формы планов)

12. Взаимодействие участников осмотра как фактор, определяющий его эффективность

13. Предварительное изучение следов и других вещественных доказательств на месте происшествия с целью использования их в установлении преступника

14. Осмотр помещений и участков местности, не являющихся местом происшествия

15. Тактические приемы допроса в бесконфликтной ситуации

16. Использование полиграфа в деятельности правоохранительных органов

17. Допустимость применения гипноза и наркотиков при производстве допроса

18. Тактические приемы проверки показаний на месте

19. Оценка и использование результатов проверки показаний на месте

20. Тактические приемы проведения следственного эксперимента

21. Типовые программы (алгоритмы) расследования в структуре частной методики

22. Криминалистическая методика и задачи предотвращения преступлений

23. Особенности расследования детоубийств

24. Особенности расследования доведения до самоубийства

25. Морально-этические и правовые аспекты эвтаназии

26. Понятие и значение виктимного поведения жертвы изнасилования. Профилактика изнасилований.

27. Отличие расследования изнасилования от расследования иных преступлений против половой свободы личности

28. Особенности расследования серийных изнасилований

29. Проблемы профилактики грабежей и разбоев

30. Расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними

31. Особенности расследования вымогательства

32. Расследование нераскрытых преступлений прошлых лет

33. Особенности расследования преступлений по горячим следам

34. Проблемы расследования похищения человека

35. Первоначальные следственные действия при расследовании хулиганства

36. Следственные ситуации при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков

37. Криминалистическая характеристика присвоения или растраты

38. Расследование изготовления или сбыта поддельных денег и ценных бумаг

39. Криминалистическая характеристика дачи и получения взятки

40. Расследование нарушения правил пожарной безопасности

41. Виды экспертиз, назначаемых при расследовании нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

42. Особенности расследования преступлений в зависимости от субъекта преступления

43. Расследование экологических преступлений

44. Производство осмотра и обыска при расследовании преступлений в сфере компьютерной информации

45. Особенности расследования преступлений, совершенных организованными группами

46. Расследование преступлений в условиях чрезвычайного положения

Примерный перечень тем для эссе:

1. Взгляды ученых на предмет криминалистики в конце 19-начале 20 века

2. Эксперт как субъект идентификации

3. Проблемы идентификации личности по следам пальцев рук

4. Развитие криминалистики за рубежом

5. Понятие холодного оружия

6. Применение принуждения при производстве следственных действий

7. Задачи проверки показаний на месте

8. Отличие проверки показаний на месте от следственного эксперимента, допроса на местности и осмотра участка местности

9. Задачи обыска

10. Использование результатов ОРД в расследовании и раскрытии преступлений

11. Понятие типичной версии

12. Контроль и запись переговоров в следственной практике

13. Проблемы взаимодействия следователя с оперативными подразделениями

14. Личность жертв вымогательства

15. Виктимологическая профилактика грабежей и разбоев

16. Типичные следственные ситуации при расследовании хулиганства

17. Специфика «заказных» убийств

18. Использование криминалистических учетов при расследовании преступлений

19. Фактор внезапности и его роль при производстве следственных действий

20. Роль невербальной информации при расследовании и раскрытии преступлений

21. Проблемы расследования коррупционных преступлений

22. Криминалистическое значение звуковой информации

23. Проблемы применения цифровой фотографии при расследовании и раскрытии преступлений

24. Особенности назначения и производства фоноскопических экспертиз

25. Факторы, влияющие на процесс раскрытия преступлений прошлых лет

 

Задания для работы в сети Интернет

1. Войдите на сайты:

1) http: // kalinovsky-k.narod.ru;

2) http: // nadzor.pk.ru

Ознакомьтесь с научными статьями по актуальным проблемам расследования и раскрытия преступлений. Подготовьте доклад по методике расследования какого-либо преступления (см. темы для докладов).

2. Используя данные, размещенные на сайте http: // mvd.ru, подготовьте доклад о состоянии преступности несовершеннолетних.

3. Подберите материал по теме «Пластическая и графическая реконструкция лица по черепу» при помощи Интернет. Подготовьте компьютерную презентацию.

4. Ознакомьтесь в Интернет с последними разработками в области использования дактилоскопической информации. Подготовьте компьютерную презентацию.

5. В Интернет найдите информацию о современных комплектах технико-криминалистических средств, о предложениях в области разработки передвижных криминалистических лабораторий. Подготовьте компьютерную презентацию.

Задания для работы с периодическими изданиями

1. Просмотрите Бюллетень Верховного Суда РФ за последний период. Взяв за основу конкретный пример из практики расследования преступлений, составьте план первоначальных следственных действий.

2. Ознакомьтесь с публикациями в последних номерах журналов «Следователь», «Уголовное право». Выделите темы, которые являются особенно актуальными для криминалистики. Подготовьте доклад по выбранной теме (см. перечень тем для докладов).

3. Просмотрите Бюллетень Верховного Суда РФ за последний период. На основе конкретного примера из практики составьте задачу по методике расследования преступлений.

4. Прочитайте один из последних номеров журнала «Законность». Выберите любую статью по криминалистике. Письменно выразите свое отношение к позиции автора, подготовив отзыв на статью. Мотивируйте свою точку зрения.

5. Проанализируйте публикации в последних номерах журналов «Законность», «Следователь», «Уголовное право» на конкретную тему. Представьте предложения авторов по актуальным вопросам данной темы в виде сводной таблицы с указанием своего мнения.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

 

1.Понятие и структура общей теории криминалистики.

2.Предмет криминалистики

3.Задачи, принципы и законы развития криминалистики.

4.Язык криминалистики.

5.Учение о методах криминалистической науки.

6.Криминалистическое учение о механизмах следообразования.

7.Криминалистическое учение о признаках.

8.Криминалистическое учение о фиксации доказательственной информации.

9.Учение о криминалистической регистрации.

10.Криминалистическое учение о розыске.

11.Теория криминалистической идентификации и криминалистической диагностики.

12Учение о криминалистической версии и планировании расследования.

13.Криминалистическая теория причинности.

14.Криминалистическая теория временных связей и отношений.

15.Технико-криминалистическое обеспечение собирания и исследования криминалистически значимой информации.

16.Теория и практика использования средств и методов криминалистической фотографии, видеозаписи и звукозаписи при проведении расследования.

17Теория и практика использования следов рук в расследовании преступлений.

18.Теория и практика использования в расследовании внешних признаков человека.

19.Теория и практика использования в расследовании запаховых следов человека

20.Теория и практика использования следов транспортных средств при проведении расследования.

21Теория и практика использования микроследов в расследовании.

22.Следы огнестрельного оружия как источники криминалистически значимой информации.

23.Теория и практика использования возможностей результатов исследования письма и почерка при расследовании преступлений.

24.Теория и практика использования специальных знаний при расследовании преступлений.

25.Теория и практика освидетельствования на предварительном следствии.

26.Теория и практика проведения обыска в жилых помещениях.

27.Теория и практика производства выемки.

28.Теория и практика использования полиграфа в расследовании.

29.Теория и практика допроса подозреваемого и обвиняемого.

30.Теория и практика допроса свидетеля и потерпевшего

31.Теория и практика проведения очной ставки.

32.Теория и практика предъявления для опознания живых лиц.

33.Теория и практика проведения следственного эксперимента.

34.Теория и практика проведения проверки показаний на месте.

35.Теория и практика розыскной деятельности следователя.

36.Теория и практика контроля и записи переговоров.

37.Теория и практика назначения и проведения судебно-медицинских экспертиз при проведении расследования.

38.Теория и практика назначения и проведения судебных фоноскопических экспертиз.

39.Теория и практика назначения и проведения судебных компьютерно-технических экспертиз.

40.Теория и практика назначения и проведения судебных финансово-экономических экспертиз

41.Взаимодействие следователя с оперативными подразделениями при расследовании заказных убийств

42.Взаимодействие следователя с оперативными подразделениями при расследовании детоубийств.

43.Взаимодействие следователя с оперативными подразделениями при расследовании изнасилований.

44.Взаимодействие следователя с оперативными подразделениями при расследовании причинения телесных повреждений.

45.Взаимодействие следователя с оперативными подразделениями при расследовании похищения людей.

46.Взаимодействие следователя с оперативными подразделениями при расследовании хулиганства.

47.Взаимодействие следователя с оперативными подразделениями при расследовании вымогательства.

48.Взаимодействие следователя с оперативными подразделениями при расследовании мошенничества.

49.Взаимодействие следователя с оперативными подразделениями при расследовании проявлений коррупции должностных лиц.

50.Взаимодействие следователя с оперативными подразделениями при расследовании фальшивомонетничества.

51.Взаимодействие следователя с оперативными подразделениями при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

52.Взаимодействие следователя с оперативными подразделениями при расследовании преступлений, совершённых с использованием компьютерной техники.

53.Взаимодействие следователя с оперативными подразделениями при расследовании квартирных краж.

54.Взаимодействие следователя с оперативными подразделениями при расследовании грабежей и разбойных нападений.

55.Методика расследования преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта.

56.Рсследование поджогов и преступного несоблюдения правил пожарной безопасности

57.Взаимодействие следователя с оперативными подразделениями при расследовании преступлений по «горячим» следам.

58.Взаимодействие следователя с оперативными подразделениями при расследовании нераскрытых преступлений, дела по которым приостановлены.

59.Использование средств массовой информации при расследовании преступлений.

60.Профилактическая деятельность следователя при расследовании преступлений

61.Использование виктимологических знаний при расследовании преступлений.

62.Взаимодействие следователя со специалистами экспертно-криминалистических подразделений при расследовании преступлений.

63.Криминалистическая характеристика преступлений и её использование в следственной практике.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.90 (0.025 с.)