Методика выполнения курсового проекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика выполнения курсового проекта



ВВЕДЕНИЕ

Лесные экосистемы, являясь составной частью биосферы Земли, играют ключевую средообразующую и средорегулирующую роль на планете. Они являются важнейшим фактором, формирующим и стабилизирующим окружающую природную среду в глобальном и региональном масштабах.

Леса имеют огромное экономическое значение, являясь источником получения самых разнообразных видов сырья и продуктов, используемых человеком. Велика и социальная роль лесов, выполняющих также санитарно-гигиенические, оздоровительные, рекреационные, защитные и другие функции.

Однако прогрессирующее снижение площадей мировых лесов в результате их вырубки, расчистки земель под сельскохозяйственное пользование, урбанизации ландшафтов ведет к существенному снижению их экологического и ресурсного потенциала. Ситуация усугубляется и тем, что значительные площади лесов подвержены загрязнению промышленными выбросами, регулярно повреждаются кислотными осадками, что вызывает различные нарушения в лесных экосистемах и приводит к потере их устойчивости.

Все это, в сочетании с глобальным потеплением климата, начавшимся в первой четверти прошлого века, может привести к необратимым негативным изменениям окружающей природной среды, усилить проявление катастрофических стихийных природных явлений, уже давших о себе знать в начавшемся столетии.

Усиливающиеся негативные тенденции в состоянии лесных ресурсов обусловили принятие мировым сообществом концепции устойчивого развития лесов. В России такая общенациональная стратегия была введена 31 июля 1998 года Федеральной службой лесного хозяйства РФ. Как записано в концепции «целью устойчивого управления лесами является сохранение экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворение потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного рационального, неистощительного и многоцелевого лесопользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, сохранения биологического разнообразия».

Важнейшая роль в достижении поставленных целей отводится лесоустройству, которое призвано разрабатывать методы научно обоснованного, не­истощительного и комплексного пользования лесными ресурсами и лесным фон­дом. Такое пользование должно не только не снижать, но и способствовать увеличению эко­логического, социального и экономического потенциала лесов.

Для решения этой задачи необходимо проводить единую научно-техническую поли­тику в лесном хозяйстве, направленную на обеспечение рационального многоцеле­вого использования лесного фонда и восстановление лесных ресурсов.

Разработка и осуществление такой политики также возложены на лесоустройство, кото­рое для регионов и конкретных лесохозяйственных предприятий разрабатывает Лесохозяйственные регламенты лесничеств (лесопарков). В них дается характеристика лесного фонда, перечень разрешенных видов пользования. Приводятся расчеты и обоснование норм лесопользования, комплексы проектируемых лесохозяй­ственных мероприятий на предстоящий ревизионный период.

Таким образом, лесоустройство дает рекомендации по ведению лесного хозяй­ства, а также основу для прогнозирования состояния лесного фонда и планирования многоцелевого неистощительного пользования лесными ресурсами.

Выполняя курсовой проект, студенты приобретают навыки лесоустроитель­ных расчетов, знакомятся с основами планирования и рационального ведения лесного хозяйства.

При составлении «Методических указаний...» учтены разработки по курсовому про­ектированию Санкт-Петербургской ЛТА [11], Воронежской ЛТА [2], Саратовского СХИ [10], Марийского ПТИ [4], Московского государственного института леса.

Методические указания составлены с учетом Программы пояснительной за­писки к проекту организации и ведению лесного хозяйства (1995), Состава Лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений (2007), Состава и порядка разработки Проекта освоения лесов (2007).

 

ПОРЯДОК СБОРА И СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Сбор исходных данных для курсового проекта студенты очного отделения прово­дят в период прохождения первой производственной практики, а заочного - в лес­ничестве, где они работают. Для этого используются следующие материалы последнего лесоустройства лесхоза:

- Лесохозяйственный регламент лесничества (или Проект организации и ведения лесного хозяйства, том 1 - пояснительная записка).

- Планшеты.

- Таксационное описание (том 3 Проекта...).

Для курсового проекта выбирается компактная часть любого участкового лесничества, где студент проходит практику. Она должна включать 7-10 смежных кварталов (не менее 250 выделов), которые принимаются в качестве объекта проектирования.

Если в одном лесхозе проходят практику несколько студентов, то они в обязательном порядке выбирают разные кварталы.

Лесной фонд должен быть представлен как минимум двумя преобладающими породами (хвойными и лиственными) всех возрастных групп (молодняками, средневозрастными, приспевающими и спелыми древостоями). Для южной части области при отсутствии хвойных древостоев нужно взять кварталы с порослевыми насаждениями дуба. Необходимым условием является наличие в выбранных кварталах спелых древостоев в количестве не менее 15 выделов по каждой из этих двух пород.

Если это условие невозможно выполнить для группы смежных кварталов, то допускается подбор территориально разобщенных. На все кварталы выписывается таксационная характеристика всех выделов на стандартные листы, которые в дальнейшем подшиваются в курсовой проект. Таксационное описание переписывается полностью, за исключением отметок лесхоза о выполненных хозяйственных мероприятиях. На эти же кварталы делается выкопировка из планшетов на кальку черной тушью с указанием номеров кварталов, границ и таксационных формул выделов, масштаба. Заголовок выполняется чертежным шрифтом (План насаждений... лесничества).

Для написания 1 и части 2 (кроме раздела 2.2 и таблицы 2.2 раздела 2.1) глав используются данные Лесохозяйственного регламента лесничества (или Проекта организации и ведения лесного хозяйства лесхоза).

Эти главы желательно еще в период практики довести до полной готовности, размещая материал на стандартных листах в полном соответствии с требованиями к курсовому проекту. Особое внимание необходимо обратить на заполнение таблиц, помещенных в этих разделах. При этом не следует приводить обширной информации о местоположении, климате и почвах лесхоза. Нужно дать характеристику только основных типов леса (преобладающих) и лесных почв.

В лесохозяйственных регламентах и лесоустроительных проектах, выполненных до 1996 года, нумерация разделов не совпадает с их нумерацией в методических указаниях, но их можно найти по оглавлению.

Таким образом, для составления курсового проекта необходимы следующие исходные данные:

- общие сведения (в соответствии с главой 1 данных методических указаний);

- краткие сведения из проекта организации и ведения лесного хозяйства лесхоза, необходимые для написания 2 (кроме раздела 2.2) главы курсового проекта;

- полное таксационное описание выбранных кварталов;

- выкопировка из планшета на эти кварталы в масштабе 1:10000.

 

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Целью работы является составление проекта освоения лесов на части территории лесного фонда лесничества. Проектирование ведется по методу классов возраста в соответствии с действующей лесоустроительной инструкцией и другими нормативно-справочными материалами.

 

Содержание курсового проекта

Курсовой проект состоит из введения, 3 глав пояснительной записки с расчетами, таблицами и сводными ведомостями проектируемых мероприятий, таксационного описания выбранного участка лесного фонда, выкопировок из планшетов и вычерченного плана проектируемых мероприятий.

 

Структура проекта

Содержание

Введение

1. Краткая характеристика территории

1.1. Общие сведения

1.2. Организация территории. Характер лесоустроительных работ

2. Характеристика лесного фонда

2.1. Основные положения по ведению лесного хозяйства

2.2. Состояние лесного фонда

2.3. Экологическое и санитарное состояние лесов

2.4. Характеристика лесосырьевых ресурсов

3. Расчет норм лесопользования и проект лесохозяйственных мероприятий

3.1. Главное пользование лесом

3.2. Промежуточное пользование лесом

3.3. Размер пользования по всем видам рубок

3.4. Лесовосстановление

3.5. Охрана леса

3.6. Лесозащита

3.7. Побочные пользования

3.8. Фонд подсочки леса

3.9. Экологическое обоснование проектируемых мероприятий и их эффективность

Литература

Работу следует выполнять в следующей последовательности:

- написать введение и первую главу проекта;

- по данным таксационного описания 7-10 кварталов составить ведомость распределения площади лесного фонда по категориям земель;

- составить ведомости распределения площади покрытых лесом земель по классам возраста, бонитета, полнотам и группам типов леса;

- рассчитать средние таксационные показатели;

- образовать хозяйственные секции и установить для каждой главную породу, форму хозяйства;

- выбрать для дальнейших расчетов 2 хозяйственные секции (по возможности хвойную и лиственную);

- написать вторую главу;

- произвести необходимые расчеты по третьей главе и написать ее.

Оформление курсового проекта должно быть аккуратным. Титульный лист вычерчивается черной тушью стандартным шрифтом по форме, приведенной в приложении 1.

Работа представляется в сброшюрованном виде на листах бумаги формата А4 (210×297 мм). На каждом листе оставляются поля шириной: слева-30 мм, справа - не менее 15 мм, сверху и снизу-20 мм. Каждая глава начинается с нового листа.

Все таблицы должны иметь номер и название. Нумерация таблиц и рисунков выполняется в пределах глав. Первая цифра соответствует номеру главы, а затем после точки ставят порядковый номер таблицы в этой главе и с новой строки ее заголовок. Нумерация и порядок оформления таблиц приводится в методических указаниях.

Все иллюстрации (графики, схемы и т.п.) имеют название «Рисунок» с указанием номера и заголовка, которые помещаются под рисунком. Таблицы и рисунки нумеруются раздельно.

На каждую таблицу и рисунок в тексте пояснительной записки должна быть ссылка в круглых скобках с указанием их номера. При этом слова «таблица» или «рисунок» пишутся сокращенно. Например, (табл.4) или (рис.7).

Все результаты расчетов и таблицы должны быть прокомментированы в тексте проекта.

 

 

Введение. В нем приводятся значение лесов, основные задачи, стоящие перед лесным хозяйством и место лесоустройства при их решении. Указывается цель составления лесохозяйственных регламентов лесничеств, разрабатываемых при лесоустройстве. В заключение приводится цель составления курсового проекта. Объем 1-2 страницы.

 

Общие сведения

Наименование и местонахождение районного лесничества. Общая площадь, наименование и пло­щади участковых лесничеств (табл.1.1).

Таблица 1.1

Структура районного лесничества

№№ п.п. Наименование участковых лесничеств Административный район Общая площадь, га
       
Итого по лесничеству (лесопарку):  

 

Краткая характеристика климата. Лесорастительный район, в котором располо­жен лесхоз. Краткая характеристика лесорастительных условий и основных типов леса. Ле­систость. Пути транспорта. Краткая характеристика рек и водоемов

 

1.2. Организация территории. Характер лесоустроительных работ

Приводятся год, характеристика объемов и разряд последнего лесоустройства. Размер кварталов, средняя площадь выдела. Применявшиеся нормативно-справочные материалы.

 

 

Состояние лесного фонда

Характеристика лесного фонда дается с использованием ведомости распределения площадей по категориям земель (табл.2.4) и таблиц классов возраста, бонитетов и полнот (табл.2.5-2.7). Они заполняются на основании данных таксационного описания выбранных 7-10 кварталов, именуемых в дальнейшем «лесничество» или «лесной участок».

При составлении курсового проекта принимается условие, что лесной фонд относится к эксплуатационным лесам и хозяйственной части -эксплуатационные леса. Связано это с тем, что на производстве такие таблицы составляются и анализируются отдельно по каждой хозчасти, а при курсовом проектировании нецелесообразно дублировать аналогичные расчеты.

Таблица 2.4

Распределение лесного фонда по категориям земель

№№ п.п. Категория земель Площадь
га %
       
1. Общая площадь лесного фонда    
2. Лесные земли – всего:    
2.1. Покрытые лесом – всего:    
2.1.1. В том числе лесные культуры    
2.2. Несомкнувшиеся лесные культуры    
2.3. Лесные питомники, плантации    
2.4. Редины естественные    
2.5. Непокрытые лесом (фонд лесовосстановления)– всего: в том числе    
  Гари, погибшие насаждения    
  Вырубки, лесосеки текущего года    
  Прогалины, пустыри, поляны, опушки    
3. Нелесные земли – всего: в том числе    
  Пашни    
  Сенокосы    
  Пастбища, выгоны    
  Воды    
  Сады, виноградники и др.    
  Дороги, просеки, границы, противопожарные разрывы    
  Усадьбы и пр.    
  Болота    
  Торфоразработки    
  Прочие земли    

 

 

При анализе таблицы 2.4 дается оценка распределению покрытой и не покрытой лесом площади по категориям земель примерно в следующем порядке.

Указывается процент лесистости и по его величине устанавливается основное направление ведение лесного хозяйства (лесопользование, лесовосстановление).

Анализ распределения лучше начинать с нелесных земель. Приводится их процент от общей площади и перечень категорий, занимающих наибольшую площадь. Далее приводится их характеристика в следующей последовательности: название категории, площадь, характеристика (по таксационному описанию), значение или использование при ведении лесного хозяйства и основные проектные решения для этой категории. Например: сенокосы занимают площадь 12,5 га, что составляет 1,27% от всей площади лесного фонда. Преобладают сенокосы суходольные, среднего качества, урожайность – 0,8-1 т/га. Используются для заготовки сена работниками лесной охраны. Закустаренность составляет 15%, поэтому в проекте предусматриваются мероприятия по расчистке сенокосов.

Для болот приводится их площадь, тип, краткая характеристика, на основании которой дается проектное решение о необходимости (или нецелесообразности) гидролесомелиоративных мероприятий.

Характеристика просек, границ и дорог приводится при любой их площади. Указывается назначение этих категорий (для чего используются), их состояние и принятое проектное решение о необходимости ремонта (для дорог), расчистки или разрубки (для просек).

При характеристике лесных земель сначала указывается их процент от общей площади и доля, занимаемая лесными не покрытыми лесом землями. Приводятся названия и краткая характеристика этих площадей (аналогично нелесным), основные типы леса и их потенциальная продуктивность, наличие и состояние подроста хозяйственно ценных пород, среднее количество пней (для вырубок). На основании такой характеристики обосновывается принятое проектное решение о выборе способов лесовосстановления на этих землях в предстоящем ревизионном периоде. Даются рекомендации по перспективному использованию нелесных и лесных не покрытых лесом площадей.

Для несомкнувшихся лесных культур приводится площадь, породы, тип, средняя приживаемость, ТУМ, состояние. На основании этого дается проектное решение о необходимости проведения дополнения, рубок осветления, уходов и т. п.

После этого приводится примерная оценка ежегодно создаваемых лесных культур, которая определяется из соотношения:

Sг=Sнес. л/к/Т,

где Sг – площадь ежегодной посадки; Sнес. л/к – общая площадь несомкнувшихся лесных культур; Т – средний возраст перевода несомкнувшихся лесных культур в покрытую лесом площадь, который по Нижегородской области можно принять равным для сосны – 6, а для ели – 7 лет.

На основании полученной оценки можно установить примерный срок закультивирования (t) площадей лесокультурного фонда (Sнпл), который составляют лесные не покрытые лесом земли

t=Sнпл/Sг.

Если этот срок не превышает 10 лет, то сложившиеся темпы лесовосстановления можно признать удовлетворительными, если же он превышает этот срок, то дается заключение об их недостаточности и проектируется увеличение ежегодного объема лесокультурных работ (с оговорками на сложившиеся экономические условия).

Приводится общая площадь лесных культур, их породный состав, краткая характеристика и оценка состояния. Указывается площадь погибших культур и отмечаются причины их гибели. По состоянию лесных культур оценивается качество проведения лесокультурных работ. Определяется процент искусственных насаждений в общей покрытой лесом площади, на основании которой дается оценка интенсивности ведения лесного хозяйства.

В заключение дается обобщенная оценка структуры земель лесного фонда, ее соответствие намеченным целям ведения хозяйства и предлагаются основные проектируемые мероприятия для ее оптимизации.

Анализ распределения площади покрытых лесом земель по преобладающим породам, классам возраста, бонитетам и полнотам выполняется по итоговым данным таблиц 2.5-2.7 примерно в следующем порядке.

По данным таблицы 2.5 перечисляются 4 породы, занимающие наибольшие площади в порядке возрастания их хозяйственной значимости. Для каждой из этих пород указывается, какой процент она занимает от покрытой лесом площади, какие группы (или 2-3 класса) возраста преобладают (их доля от площади породы), средний возраст (табл. 2.8), равномерность распределения по классам возраста. При существенном преобладании спелых и перестойных (или молодых и средневозрастных) древостоев приводятся возможные причины, обусловившие такую возрастную структуру.

Исходя из теории нормального леса, вычисляется процент площадей эксплуатационного фонда от покрытой лесом площади для всех преобладающих пород. Нормативная величина этого процента определяется по формуле:

Рн=100/n,

где n-номер класса возраста рубки, лет. Например, при возрасте рубки для сосны 81 год, n=5 и тогда

Рн=100/5=20%.

Если фактический процент превышает нормативный, то в хозяйстве создаются хорошие условия для организации главного пользования. Однако средний прирост в лесхозе будет ниже, чем в нормальном лесу.

Если фактический средний процент оказывается ниже нормы, то средний прирост в хозяйстве повышен, но недостаток спелых и перестойных насаждений будет создавать трудности с организацией лесопользования.

Таблица 2.5

Распределение площади покрытых лесом земель по классам возраста

(числитель – площадь, га; знаменатель – запас, м3)

Преобла- дающая порода Классы возраста Итого
I II III IV V VI VII VIII и выше
                   
Сосна                  
и т. д.                  
Итого хвойные:                  
Дуб в/с                  
Дуб н/с                  
и т. д.                  
Итого твердолиств.:                  
Береза                  
и т. д.                  
Итого мягколиств.:                  
ВСЕГО:                  

 

При анализе потенциальной производительности древостоев отмечается, у каких из выбранных 4 пород она наиболее высокая, перечисляются наибольшие по площади один-два класса бонитета. Отмечается в пределах отдельных пород равномерность распределения площадей по классам бонитета, т. к. распределение площадей преимущественно по крайним классам может послужить основанием для выделения в пределах одной породы двух хозсекций по товарности. Дается вывод о возможности ведения крупнотоварного хозяйства или необходимости организации мелкотоварного хозяйства на базе тех или иных пород.

 

Таблица 2.6

Распределение площади покрытых лесом земель по классам бонитета

площадь, га

Преобла- дающая порода Классы бонитета Итого
I II III IV V Va
                     
Сосна                    
и т. д.                    
Итого хвойные:                    
Дуб в/с                    
Дуб н/с                    
и т. д.                    
Итого твердолиств.:                    
Береза                    
и т. д.                    
Итого мягколиств.:                    
ВСЕГО:                    

 

Таблица 2.7

Распределение площади покрытых лесом земель по полнотам

(площадь, га)

Преобла- дающая порода Полнота Итого
0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0
                   
Сосна                  
и т. д.                  
Итого хвойные:                  
Дуб в/с                  
Дуб н/с                  
и т. д.                  
Итого твердолиств.:                  
Береза                  
и т. д.                  
Итого мягколиств.:                  
ВСЕГО:                  

 

При анализе таблицы 2.7 отмечается, древостои каких пород имеют наибольшую полноту, процент преобладающего класса полноты от площади каждой породы. Приводятся возможные причины значительных отклонений от хозяйственно допустимой полноты, принимаемой равной 0,7 (преобладание молодняков искусственного происхождения с низкой приживаемостью, чрезмерная интенсивность рубок ухода, отсутствие уходов в мягколиственных древостоях и др.). Предлагаются мероприятия по увеличению полноты на ревизионный период.

По данным таблиц 2.5-2.7 рассчитываются таксационные показатели по каждой порде: средний возраст, средний класс бонитета, средняя полнота и средний запас на 1 га, общий средний прирост по запасу на 1га и общий средний прирост запаса по преобладающим породам. Первые три показателя вычисляются как средневзвешенные через площадь.

Средний возраст определяется по формуле:

,

где A1 …An – средний возраст 1…n классов возраста, лет; S1…Sn – площади древостоев этих классов возраста; Sобщ. – общая покрытая лесом площадь данной породы. Точность определения – 1 год.

Продолжительность класса возраста для хвойных и твердолиственных семенного происхождения составляет 20 лет (кроме сосны сибирской), для мягколиственных и твердолиственных порослевого происхождения –10 лет.

Средний класс бонитета определяется по формуле:

,

где SIб …SVб – площади древостоев Iб…Vб классов бонитета. Вычисленный как средневзвешенный класс бонитета уменьшается на 2 для приведения его к фактической величине. Точность определения – 0,1. Например: I,2 или Va,3.

Средняя полнота определяется по формуле:

,

где S0,3 …S1,0 – площади древостоев с полнотой 0,3…1,0 соответственно. Точность определения – 0,01 единицы. Например: 0,68.

Средний запас на 1 га определяется делением общего запаса породы (М) на площадь древостоев этой породы (S):

.

Средний запас на 1 га спелых и перестойных насаждений (Мэкс.) рассчитывается делением запаса спелых и перестойных насаждений на сумму их площадей:

.

Общий средний прирост рассчитывается по формуле:

,

где Z1…Zn – средние приросты I…n классов возраста, которые определяются делением запаса каждого класса возраста (Mn) на средний возраст этого класса (An):

.

Например, при продолжительности класса возраста 20 лет (хвойные и твердолиственные семенного происхождения) для I, II, III классов средние возрасты составят 10, 30 и 50 лет соответственно, а при продолжительности 10 лет (мягколиственные и твердолиственные порослевого происхождения) – 5, 15 и 25 лет.

Если для I класса возраста запас не указан, то в курсовом проекте он определяется следующим образом. Рассчитывается средний прирост (z) на 1 га II класса возраста делением среднего прироста II класса возраста (Z2) на площадь этого класса:

.

Полученную величину умножают на площадь I класса возраста и на коэффициент 0,4 для хвойных и твердолиственных пород или 0,6 - для мягколиственных. Точность определения среднего запаса и общего среднего прироста – 1 м3.

Рассчитанная величина является средним изменением запаса, но, учитывая, что в лесоустроительном проектировании и в учебной литературе она часто называется средним приростом, в дальнейшем мы будем придерживаться этого термина.

Средний прирост на 1 га определяется делением общего среднего прироста на площадь, занятую данной породой. Точность определения – 0,1 м3.

Все расчеты приводятся в тексте пояснительной записки. Полученные показатели сводятся в таблицу 2.8.

В конце раздела приводится распределение лесов по группам типов леса (табл. 2.9). Дается заключение о соответствии основных лесообразующих пород лесорастительным условиям. Отмечается, какие породы занимают коренные типы леса, возможность выращивания высокопроизводительных древостоев в данных условиях произрастания. Если мягколиственные породы занимают высокопродуктивные коренные типы леса хвойных или твердолиственных пород, то обосновывается необходимость формирования на их основе временных хозяйственных секций. Основной целью ведения хозяйства в них будет восстановление хозяйственно ценных пород в коренных высокопродуктивных условиях обитания (при отсутствии целевого спроса на древесину мягколиственных пород).

Таблица 2.8

Средние таксационные показатели

Преобладающая порода Возраст рубки Средние таксационные показатели
Возраст Класс бонитета Полнота Запас насаждений Средний прирост
Покрытых лесом Спелых и перестойных Общий на 1 га
                 
Сосна и т. д.                
Итого:                

 

Таблица 2.9

Распределение площади покрытых лесом земель по группам типов леса и

преобладающим породам

площадь, га

Типы лесорастительных условий. Индекс типов леса Преобладающие породы Итого
С Е Б      
                 
В2, С2 и т. д. Смбр 22,8 13,6 17,9        

 

В заключение дается обобщенная оценка состояния лесного фонда на основе выполненного анализа, приводятся основные проектные решения для улучшения состава и структуры лесного фонда. Устанавливается возможность организации на базе насаждений объекта комплексного многоцелевого высокопродуктивного лесного хозяйства.

 

План рубок

После установления расчетных лесосек проводится размещение рубок на территории объекта на ревизионный период. Это размещение должно быть увяза-


но с лесоводственными требованиями (максимально допустимой площадью, шириной и концентрацией лесосек, сроками и способами примыкания) и требованиями лесоэксплуатации (доступность участков, относительная равномерность объема и сортиментного состава заготавливаемой древесины по годам и др.).

Для этого составляется ведомость участков и товарная структура спелых и перестойных насаждений, в которых разрешена заготовка древесины при рубках главного пользования (табл. 3.6). В нее набираются участки по двум выбранным для расчетов хозсекциям, в которых возможно проведение рубок главного пользования. Ведомость составляется на ревизионный период (10 лет).

Набор проводится по общему запасу вырубаемого леса за 10 лет, причем отклонение от расчетной лесосеки по запасу не должно превышать ±15%.

Оставляемую на корню часть насаждения при проектировании сплошнолесосечных рубок составляют семенники и семенные куртины (группы). Для сосны количество семенников принимается равным 10-30 шт/га. Для ели рекомендуют оставлять семенные куртины, однако, при ширине лесосек 100-150 м этого делать не следует из-за возможного ветровала.

Одновременно участки наносятся на план проектируемых мероприятий и закрашиваются определенным цветом [6].

При планировании очередности рубок в первую очередь в него включаются участки, требующие рубки по состоянию, затем древостои, вышедшие из подсочки, недорубы прошлых лет, перестойные древостои, участки спелого леса среди молодняков и в кварталах, уже начатых рубкой.

Сроки назначения в рубку сосновых древостоев должны быть увязаны со сроками окончания подсочки.

Запас отдельных пород определяется по доле их участия в составе древостоя. Товаризация вырубаемой части проводится по породам с использованием товарных таблиц. Итоги в таблице 3.6 подводятся в целом по хозяйству по площади, общему вырубаемому запасу и его структуре, а также по составляющим породам.


Таблица 3.6

Ведомость участков и товарная структура спелых и перестойных насаждений, в которых разрешена заготовка древесины при рубках главного пользования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.104 с.)