Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Следы орудий взлома, инструментов, производственных механизмов, их криминалистическое значение

Поиск

Механоскопия — это раздел, изучающий следы различных орудий и инструментов. В основном объектами взлома бывают замки, окна, решетки и т.д.

 

Выделяют механические орудия взлома (кусачки, стеклорезы и т.д.) и термические орудия взлома (аппараты для резки/сварки металла). Термические орудия взлома образуют следы термического воздействия (оплавление краев). Следы механических орудий взлома делятся на следующие виды.

Следы давления. В зависимости от твердости следовоспринимающего объекта остается поверхностный след или объемный (вмятина). Форма следа отражает форму следообразующего объекта. По этим следам можно судить о силе нанесенного удара. Следы скольжения возникают при воздействии орудия взлома под косым углом.

Следы резания. Чаще всего это следы топора, ножа, в основном на деревянных и металлических поверхностях.

Среди материальных следов орудий и инструментов могут быть не только следы отображения, но и следы-предметы (отделившиеся от орудия части, обломки), следы-вещества (в основном результат воздействия термических орудий, капли расплавленного металла и т.д.).

По следам орудий и инструментов можно получить информацию о способе совершения преступления, навыках преступника, его физических данных (использование отдельных инструментов требует физической силы, по расположению следов возможно определение роста, телосложения и т.п.).

Следы орудий и инструментов фиксируются по общим правилам. Они описываются в протоколе, фотографируются. При необходимости изготавливаются слепки, чертежи.

 

Следы транспортных средств, их криминалистическое значение

На месте происшествия от транспортных средств могут оставаться следы-отображения (следы колес на асфальте, бампера на препятствии), следы-предметы (отвалившиеся детали, осколки фарных стекал), следы-вещества (тормозная жидкость, бензин).

Среди следов транспортных средств выделяют следы ходовой части (колеса, гусеницы) и следы-отпечатки других частей транспортного средства.

Следы ходовой части позволяют определить направление движения, наличие торможений и остановок, вид автомобиля, изношенность шин. Чаще всего на твердой поверхности (асфальт) образуются следы-наслоения (следы проехавшего через лужу автомобиля), а на мягкой (грунт, снег) — объемные следы. Ввиду устройства большинства современных транспортных средств следы передних колес автомобиля при движении по прямой перекрываются следами задних, поэтому зафиксировать все следы возможно только при поворотах.

Статические следы транспортного средства образуются как отпечатки определенной части протектора. Динамические следы могут образовываться при торможении.

Следы-отпечатки других частей транспортного средства образуются при столкновении с другим объектом, позволяют установить детали происшествия.

Фиксируются следы транспортных средств описанием в протоколе, фотографированием, изготовлением слепков.

В зависимости от вида дорожно-транспортного происшествия могут образовываться и другие следы – следы крови, волочения тела потерпевшего по дорожному покрытию, скольжения его обуви, следы на теле и одежде потерпевшего в виде разрывов и раздавливания отдельных нитей, разрывов ткани, отпечатков складок одежды на теле, следов металлизации на одежде, образуемых в результате ее соприкосновения с хромированными деталями транспортного средства.

К диагностическим задачам, разрешаемым при исследовании следов транспортных средств, относятся:

установление типа, марки, модели транспортного средства;

определение модели шины, оставившей следы;

определение механизма следообразования и отдельных обстоятельств события (например, направления движения транспортного средства, места наезда на пешехода, стоянки).

Идентификационная задача - отождествление конкретного транспортного средства по его следам.

Вопросы, решаемые судебно-экспертными исследованиями при дорожно-транспортных происшествиях

Судебная экспертиза обстоятельств дорожно-транспортных происшествий и транспортных средств (далее - СЭОДТП и ТС) - это отрасль научно-практической деятельности, направленная на исследование фактических обстоятельств механизма дорожно-транспортного происшествия (ДТП), технического состояния транспортных средств (ТС), дорожной обстановки на месте ДТП и действий участников происшествия, а также обстоятельств, способствовавших возникновению происшествия, которые эксперт устанавливает в процессе исследования ДТП в соответствии со своими специальными научными знаниями.

Задачи СЭОДТП и ТС: исследование обстоятельств возникновения и развития ДТП, исследование обстановки места ДТП, соответствие или несоответствие действий участников ДТП требованиям Правил дорожного движения (ПДД), соответствие ТС техническим нормам безопасности и эксплуатации.

Объектами исследования СЭОДТП и ТС являются:

автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, мотоколяски, тракторы, прицепы и полуприцепы, велосипеды, городской электротранспорт, участвовавшие в дорожно-транспортном происшествии (далее - ТС);

место дорожно-транспортного происшествия - участок дороги, где произошло дорожно-транспортное происшествие;

материалы (процессуальные документы дел о ДТП, сопроводительная документация на ТС, узлы и детали ТС), представляемые в распоряжение эксперта.

В компетенцию судебного эксперта входит:

Судебно-экспертное исследование обстоятельств ДТП

Данный вид исследования проводится с целью установления:

соответствия действий участников ДТП в сложившейся (определенной) дорожно-транспортной ситуации (далее - ДТС) техническим требованиям правил безопасности движения и эксплуатации ТС путем ретроспективного анализа ДТП, что обусловлено исследованием следующих обстоятельств:

должен ли был данный участник происшествия выполнить определенное действие в соответствии с правилами дорожного движения (далее - ПДД) в сложившейся ДТС;

возможно ли технически выполнение данного действия в сложившейся ДТС;

возможно ли предотвращение происшествия при выполнении данного действия в сложившейся ДТС;

технической стороны причинной связи между несоответствием действий участников ДТП требованиям ПДД и самим происшествием в сложившейся к моменту ДТП определенной ДТС.

 

Типовые вопросы, решаемые в рамках судебно-экспертного исследования обстоятельств ДТП:

 

с какой скоростью двигалось ТС к моменту начала торможения;

какова должна быть безопасная скорость ТС по условиям видимости дороги или по условиям его устойчивости на повороте;

какой остановочный путь имеет ТС в условиях места происшествия;

какое время необходимо для остановки ТС в данных дорожных условиях;

на каком расстоянии находилось ТС от места наезда (столкновения) в определенные моменты: момент начала движения пешехода по проезжей части дороги; момент появления пешехода в поле видимости водителя из-за неподвижного или подвижного препятствия; момент реакции водителя с последующим применением торможения; момент выезда другого ТС на проезжую часть пересекаемой дороги; момент начала торможения впереди идущего ТС; момент загорания определенного сигнала светофора;

располагал ли водитель технической возможностью предотвратить наезд (столкновение) путем торможения с момента возникновения опасности для движения при фактической и безопасной для данных дорожных условий скорости их движения, в зависимости от направления начала движения препятствия: движущегося в попутном, встречном направлении или пересекающим путь движения ТС. располагал ли водитель возможностью осуществить безопасный объезд подвижного или неподвижного препятствия; какова должна быть величина безопасного интервала между ТС при их движении в попутном или встречном направлении; какова должна быть безопасная дистанция между ТС в условиях места происшествия и другие вопросы, решаемые с помощью программного комплекса НАСТ.

Судебно-экспертное транспортно-трасологическое исследование

Данный вид исследований проводится с целью установления:

механизма сближения ТC;

механизма взаимодействия ТС в процессе столкновения;

механизма перемещения ТС после столкновения;

механизма разрушения деталей и узлов ТС.

Типовые вопросы:

контактировали ли между собой представленные ТС в процессе рассматриваемого происшествия;

какими частями и под каким углом контактировали ТС в процессе происшествия;

как располагались ТС относительно друг друга и относительно элементов дороги в момент их первичного контакта и в процессе развития ДТП;

кто сидел за рулем ТС в момент ДТП;

каков механизм перемещения ТС в процессе ДТП.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 907; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.98 (0.006 с.)