Петербургский период (1817-1820) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Петербургский период (1817-1820)



Участие Пушкина в литературно-общественной и театральной жизни Петербурга. Проблема крупного жанра для Арзамаса» и визит Пушкина к П. Катенину. Поэма «Руслан и Людмила». Восприятие поэмы современниками Пушкина, полемика вокруг поэмы. Худо­жественное новаторство Пушкина. Ю.Н. Тынянов о поэме «Руслан и Людмила».

Вольнолюбивая лирика 20-х гг. и её эволюция.

Тынянов Ю. Пушкин и его современники. М., "Наука", 1969.

ПЕРИОД ЮЖНОЙ ССЫЛКИ (1820-1824)

Обстоятельства ссылки и ссылка Пушкина. Пушкин и Байрон. Особенности романтизма в творчестве Пушкина южного периода. Поэма «Кавказский пленник». Характер романтического героя и романтического конфликта в поэме Пушкина. Анализ по­эм «Бахчисарайский фонтан», «Братья-разбойники». «Цыганы» - последняя романтическая поэма Пушкина.

Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М.,1965.

Рак В. Д. Раннее знакомство Пушкина с произведениями Байрона // Русская литература. – 2000. – 2. – С.3.

Манн Ю.М. Русская литература XIX в. Эпоха романтизма. Учеб. пособие. М., 2003.

ВТОРАЯ ССЫЛКА ПУШКИНА (1824-1826)

Обстоятельства 2 ссылки в Михайловское, интерес к истории. Драма­тургия. Драма «Борис Годунов», ее оценка современниками Пуш­кина и причины неприятия пьесы. Шекспиризм драмы и новаторство Пушкина (совмещение 2-х систем расиновской и шекспировской). Особенности изображения русской истории, на­рода и отдельных героев. Психологизм характеров. Проблематика пьесы.

Непомнящий В.С. Поэзия и судьба. – М., 1983.

Княжицкий А.И. «Борис Годунов»… // Русская словесность. – 2001. – 2. – С.17.

Красухин Г. При свете совести и во тьме (Трагедия Пушкина «Борис Годунов»). Вопросы литературы. – 2004. – Январь-Февраль. – С. 112-143.

 

ПУШКИН ПОСЛЕ ССЫЛКИ (1826-1831).

Встреча Пушкина с Николаем I. Основные обстоятельства жизни до женитьбы: по­ездка на Кавказ, Болдинская осень. Интерес к личности Петра I. Образ Петра в стихотворении«Стансы», поэме «Полтава», роман «Арап Петра Великого», «Медный всадник. Роль традиции в изображении Петра I в поэме «Полтава». Эпическая и лирическая линии в поэме. Историко-философская концепция Пушкина в поэме «Медный всадник» и жанровое свое­образие произведения.

Архангельский А.Н. Стихотворная повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». (кафедра).

Сарнов Б. Бывают странные сближения «Медный всадник» Взгляд из ХХ века. // Вопросы литературы. – 2002. – Сентябрь- Октябрь. – С. 45–74.

РОМАН В СТИХАХ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».

Место романа в творчестве Пушкина. Творческая история произведения и воспри­ятие романа современниками Пушкина. Белинский о романе. Особенности жанра. Образ ав­тора в романе. Принципы его художественной организации. Современные исследователи о жанре, структуре и композиции, художественном методе романа.

Концепция героя; оценка Евгения Онегина в критике 40-50 гг.... и последующие де­сятилетия XIX-XX вв. Ф. М. Достоевский об Евгении Онегине. Герои романа и художест­венная идея произведения.

Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий.

Мартьянова С.А. Татьяна Ларина в последней главе романа «Евгений Онегин» // Русская словесность 2000. – 1. – С. 36.

Красухин Г.Г. Покой и воля. Некоторые проблемы пушкинского творчества М., 1987.

Лотман Ю.М. Структура романа «Евгений Онегин» // Ю.М. Лотман В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь.

Достоевский Ф.М. Речь о Пушкине.

Турбин В.Н. Поэтика романа Пушкина «Евгений Онегин» М., 1996.

Тынянов Ю.Н. О композиции Евгения Онегина Поэтика. История литературы. Кино. – М.: Наука, 1977.

ПУШКИН В 30-е ГОДЫ

Участие в литературной борьбе; публицистическая и издательская деятельность Пушкина. Пушкин - историк. Проза Пушкина, её своеобразие, художественные принципы.

«Повести Белкина». Проблема автора и образ Ивана Петровича Белкина. Особенно­сти жанра, композиции, сюжета. Роль традиции и пародии в цикле повестей. Идейно-художественное новаторство Пушкина в «Пиковой даме».

Историческая тематика и историзм в прозе Пушкина («Арап Петра Великого», «Дубровский», «Рославлев», «Капитанская дочка», и др.)

Эйхенбаум Б. О прозе. О поэзии. - М., 1986.

Афанасьев Э. С. «Повести Белкина» А.С. Пушкина: ироническая проза Русская литература // 2002. – 2. – С. 177.

Влащенко В.И. Загадка «Метели» // Русская словесность 2000. – 1. – С. 43.

Красухин Г.Г. Покой и воля. Некоторые проблемы пушкинского творчества М., 1987.

Петрунина Проза Пушкина и пути ее эволюции. // Р.Л. – 1987. - № 1. – С. 40

Император Николай I Бой на Сенатской. Смерть Пушкина. // Слово. - № 3. – 2002. – С.3-15.

Макогоненко Г.П. Творчество Пушкина в 1830-е годы (1830-1833) Л.,1974.

«Капитанская дочка» 1836. Творческая история повести, её источники. Русская жизнь ХУШ века в изображении Пушкина. Картины семейного быта Гриневых и Мироно­вых. Особенности изображения крестьянской войны и сё предводителя Пугачева. Компози­ция повести и ее проблематика. Смысл эпиграфа «Береги честь смолоду» и образы Швабрина и Гринева. Мотив милости, его роль в повести «Капитанская дочка».

Хализев В.Е. Цикл Пушкина «Повести Белкина» М., 1989. Достоевский Ф.М. Речь о Пушкине.

СКАЗКИ ПУШКИНА

Причины обращения писателей I трети XIX в. к устному народному творчеству. Ин­терес к народной сказке. Сказочные мотивы в поэме «Руслан и Людмила». Сказки Пушкина 30-х годов. Критика сказок современниками поэта. Народная основа и пути трансформации народной сказки. Проблематика сказок Пушкина.

Непомнящий В.С. Поэзия и судьба. – М., 1983.

Якобсон Р. Пушкин и народная поэзия. // Работы по поэтике. - М., 1987.

ЛИРИКА 30-х

Проблематика и особенности стиля лирики Пушкина 30-х годов.

Принципы изучения лирики Пушкина. Биографический, тематический, жанровый, стилистический и др. аспекты изучения лирики. Характеристика основных тру­дов по проблемам изучения лирики Пушкина.

Сквозников В.Д. Один стих «Мирской власти» Пушкина // Русская словесность 1999. – 3. – С. 6.

Сквозников В.Д. Лирика Пушкина.

ДРАМАТУРГИЯ 30-х ГОДОВ

Опыты драма­тургических изучений 30-х гг. Цикл «Маленькие трагедии». Особенности формы и философское содержание пьес. Драмы «Русалка» и «Сцены из рыцарских времен». Своеобразие художественного эксперимента.

Белый А. Из Моцарта что-нибудь // Литературная учеба. – 1990. – июль-август. – кн. 4. – С. 151.

Михайлова Н. О «маленьких трагедиях» // Литературная учеба. – 1985. – 6. – С. 224.

Макогоненко Г.П. Избранные работы. Л., 1987.

Красухин Г. Над страницами «маленьких трагедий» Пушкина // Вопросы литературы. 2001. – Сентябрь–Октябрь. – С. 101–134.

Якобсон Р. Статуя в поэтической мифологии Пушкина. // Работы по поэтике. - М., 1987.

ПУШКИН -РЕАЛИСТ.

Понятие о реализме. Реалистические тенденции в русской литературе начала века. Особенности реализма в романе «Евгений Онегин». Эволюция пушкинского реализма. Ис­торизм, универсализм, гуманизм - черты реалистических произведений 30-х гг. («К вельможе», «Граф Нулин», История села Горюхина» и др...).

Гинзбург Л.Я. Пушкин и проблема реализма.

Якобсон Р. Пушкин в свете реализма // Работы по поэтике. - М., 1987.

Непомнящий В.С. Опираться на достигнутое наукой (Политические взгляды Пушкина на рубеже 1820-30-х годов) // Вопросы литературы, 1985, 7, С. 142-159

Турбин В.Н. Пушкин, Гоголь, Лермонтов. М., 1978.

 

ЛИРИКА ПОЭТОВ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ

Понятия пушкинская пора, пушкинская плеяда. Полемика по поводу терминологии. Характеристика творчества А. А. Дельвига, Е. А. Баратынского, Д. В. Давыдова, Д. В. Веневитинова, П. А. Вяземского, Н. М. Языкова, Кюхельбекера, Ф.Глинки.

Тойбин «Бал» Баратынского // Р.Л. 1987. - № 3.

Климкова М. Здесь еще живет его доступный дух (О Боратынском) // Слово. - № 1. – 2000. – С. 51-55.

Манн Ю.М. Русская литература XIX в. Эпоха романтизма. Учеб. пособие. М., 2003.

Семенко И. М. Поэты пушкинской поры.

 

ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО ДВИЖЕНИЯ ПОСЛЕДЕКАБИСТСКОГО ПЕРИОДА

 

ХАРАКТЕРИСТИКА НИКОЛАЕВСКОЙ ЭПОХИ

Уваровская триада. Журналистика: «Московский телеграф», «Телескоп», «Современник, литературные общества и салоны. Литературная борьба.

История русской литературы XIX века 1880-1830-е годы Под редакцией В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. М.: Просвещение, 1988.

ПРОЗА 30-х ГОДОВ

Развитие публицистики и зарождение романтической прозы. Основные темы и жанры прозы 30-х гг. Судьба и творчество А. Бестужева-Марлинского. Своеобразие стиля и сю­жетов его повестей. Исторические повести и романы в творчестве И. Лажечникова. М. За­госкина, Н. Полевого, Ф. Булгарина. Фантастическая повесть в творчестве Вл.Ф. Одоевского,

А. Погорельского и других писателей этого периода. Советская повесть в произведениях А. Вельтмана, Н. Павлова, В. Соллогуба, Ф. Булгарина. Женская поэзия и проза 30-х годов. Творчество Бестужева-Марлинского. Понятие о стиле «марлинизм».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.017 с.)