Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жуковский В.А., Батюшков К.Н., Рылеев К.Ф., Баратынский Е.А., Языков Н.М.

Поиск

Список поэтических текстов

Для заучивания наизусть

Жуковский В.А., Батюшков К.Н., Рылеев К.Ф., Баратынский Е.А., Языков Н.М.

по 2 стихотворения каждого из авторов по выбору

Грибоедов А.С отрывок из комедии «Горе от ума» (не менее 30 строк).

Пушкин К Чаадаеву, Пророк, Вакхическая песня, Элегия («Безумных лет угасшее весе­лье...»), Из Пиндемонти, Поэт («Пока не требует поэта...) «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце про­сит...», «Я памятник воздвиг себе нерукотвор­ный...», отрывок из романа «Евгений Онегин» (не менее 3-х строф) 2-3 стихотворения по выбору студента

Лермонтов Смерть поэта; Дума; Бородино; «И скучно, и грустно...»; «Выхожу один я на дорогу...», Когда волнуется желтеющая нива, Тучи.

СТАТЬИ ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ

  1. Гуковский Г.А Главы из монографии «Пушкин и русские романтики. (О Жуковском и о Пушкине)
  2. Тынянов Ю. глава из монографии Пушкин и его современники.
  3. Манн Ю.В. главы из монографии «Ревизор» Н.В. Гоголь
  4. Максимов Д. «Мцыри» и «Лермонтов.
  5. Гаспаров В.С. О лирике Пушкина
  6. Достоевский Ф.М. Речь…
  7. Коровин В.И. Крылов …
  8. Гинзбург Л.Я.
  9. Мережковский Д.С. Гоголь и черт // Д.С. Мережковский В тихом омуте. М., 1989.
  10. Манн Ю.В. Поэма «Мцыри» из кн. Манн Ю.В. Русская литература XIX века. Учебное пособие. М., 2002.
  11. Белинский В.Г. Сочинения А. С. Пушкина ст. 8-9.
  12. Непомнящий В. С. Поэзия и судьба. - М., 1983.

 

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1-2

ТЕМА: ПОЭЗИЯ К.Н. БАТЮШКОВА И В.А. ЖУКОВСКОГО

 

ПЛАН

1. Элегическое направление и поэзия К.Н. Батюшкова и В.А. Жуковского (по главам книги Г.А. Гуковского «Пушкин и русские романтики»).

2. Сакральный (религиозный) характер образа поэзии в творчестве Жуковского («Невыразимое», «К мимо пролетевшему знакомому Гению», «Лалла Рук», «Таинственный посетитель». «Камоэнс» и др.)

3. Жанр баллады в русской и европейской традиции и вопрос об истоках балладного творчества В. А. Жуковского.

4. Полемика вокруг баллады Жуковского «Людмила», или проблема становления русской романтической баллады.

5. Классификация балладного творчества Жуковского (И.М. Семенко);

(Русские, средневековые, античные баллады)

а) характер конфликта;

б) типы балладных героев;

в) роль фантастики.

6. Элегическая традиция в балладах Жуковского. («Эолова арфа»).

Вопросы и задания

  1. Сопоставьте стихотворения К.Н. Батюшкова «Странствователь и домосед» и В.А. Жуковского «Теон и Эсхин».
  2. Проанализируйте стихотворения К.Н. Батюшкова «Ты поднимаешься о, Бая, из гробницы» и В.А. Жуковского «Море».
  • Определите жанровую природу стихотворения.
  • Выполните структурный анализ текста. (Как в различных элементах художественной формы воплощено своеобразие ав­торского замысла?)
  • Какие художественные средства наиболее значимо определяют образ «моря»? Охарактеризуйте их. Из каких словесных знаков складывается образ лирического переживания? Чем оно характеризуется?
  • В чем, на ваш взгляд, проявляются в данном стихотворе­нии черты романтического мировидения поэта?

ЛИТЕРАТУРА

Любой сборник произведений В.А. Жуковского К.Н. Батюшкова

 

Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. - М., 1965.

Жуковский В. А. Эстетика и критика. - М., 1985.

Афанасьев В.В. Ахилл, или жизнь Батюшкова. М.,1987.

Коровин В.И. «И жил так точно, как писал...» М.,1987.

Кошелев В.А. Константин Батюшков. Странствия и страсти. М., 1987.

Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. М.,1971.

Григорян К.Н. К. Н. Батюшков // Пушкинская элегия. Л.,1990. - С. 46-68.

Макогоненко Г.П. Поэзия Константина Батюшкова. // Избранные работы. Л. 1987.

Касаткина В. И. Поэзия В.А. Жуковского. М., 1998.-С.15-84.

Кибальник С. А. Неоклассицизм в русской лирике конца XVIII – начала XIX века. // Русская антологиче­ская поэзия первой трети XIX века. Л.,1990. – С. 30-91.

Семенко И. М. Гл. 3 гл. Баллады, периоды, эпическое и другие произведения. //

Жизнь и поэзия Жуковского. - М., 1975. - С. 158.

Янушкевич А. С. Этапы и проблемы творческой эволюции Жуковского. - Томск, 1985.

Янушкевич А. С. Жуковский. Семинарий. - М., 1988.

Иезуитова Р. И. Жуковский и русская романтическая баллада //Жуковский и его время. - Л., Лен отд., 1989. - С. 83-100.

Маркович В. М. Балладный мир Жуковского и русская фантастическая повесть эпохи романтизма. //Жуковский и русская культура. - Л., Лен. отд., 1989. С. 138-165.

Шаталов С. Е. Характер отличий элегий и баллад Жуковского (к вопросу об единстве художественно­го мира поэта) //Жуковский в литературе конца XVIII -XIX вв. - М., 1988. - С. 48-68.

Семинарское занятие № 3

ТЕМА: РАННЕ-РОМАНТИЧЕСКИЕ ПОЭМЫ А. С. ПУШКИНА «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК». «БАХЧИСАРАЙСКИЙ ФОНТАН». «ЦЫГАНЫ»

 

 

ПЛАН

1. Романтизм раннего Пушкина и проблема романтического героя в его поэме «Кавказский пленник» в сопоставлении с произведениями Байрона.

2. Особенности романтического конфликта в поэме «Кавказский пленник».

3. Тема свободы и эпилог поэмы. Своеобразие романтической коллизии в поэмах «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники».

4. «Цыганы» – последняя романтическая поэма Пушкина. Философская проблематика «Цыган».

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965 (конспект).

2. Фридман Н. В. Романтизм в творчестве Пушкина М., 1980.

3. Коровин В. И. Романтизм в русской литературе 1 пол. 19 в. Пушкин // История романтизма в рус­ской литературе (1790-1825) в 2-х т. - Т. 1. - М., 1979.

4. Скатов Н. Н. Русский гений. – М., 1987.

5. Томашевский Б. В. Пушкин А. С. В 2-х т, - М., 1990. -Т. 2,

6. Манн Ю.В. Русская литература XIX века. Учебное пособие. М., 2002. (конспект).

Законспектировать:

Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965.

Манн Ю.В. Русская литература XIX века. Учебное пособие. М., 2002.

 

 

 

 

Семинарское занятие № 4

ТЕМА: ЛИРИКА А.С. ПУШКИНА

 

ПЛАН

1. Проблема периодизации лирической поэзии А.С. Пушкина.

2.Лицейская лирика (1813-1817): основные мотивы, жанровый состав, связь с европейской и отечественной поэтической тра­дицией. Анализ стихотворений «Городок», «Певец», «Лицинию».

3.Лирика петербургского периода (1817-1820): основные мотивы, характер лирического героя, особенности художественной формы. Анализ стихотворений «К Чаадаеву» и «Ты и я».

4.Лирика южного периода (1820-1824):особенности художественного метода, характер лирического переживания. Анализ стихотворений «Погасло дневное светило.,.», «Наполеон», «Кокетке».

5.Реалистическая лирика второй половины 1820-х гг.: основные принципы художественной изобразительности, своеобразие лирического автобиографизма, характер образа переживаний. Анализ стихотворений «К...» (Я помню чудное мгновенье), «Элегия» (Безумных лет угасшее веселье), «Зима. Что делать нам в деревне...».

 

Вопросы и задания

Подготовить (письменно) полный анализ одного из стихотворений с точки зрения его художественной структуры: лексика, тропы, ритмика, рифмовка, звукопись, стро­фика, характер лирического переживания, хронотоп и проч.

ЛИТЕРАТУРА

Бонди СМ. О Пушкине. Статьи и исследования. - М., 1978. - С.5-168.

Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., 1999.-С.10-136.

Гаспаров Б.М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного языка. - СПб, 1999.

Лотман Ю.М. Пушкин. – СПб., 1997.-С.187.

Пумпянский Л.В. Смысл поэзии Пушкина // Пумпянский Л.В. Классическая традиция: Собрание трудов по истории русской литерату­ры. - М., 2000. - С.564-575.

Степанов Н.Л. Лирика Пушкина. - М, 1959.

Тынянов Ю.И. Пушкин и его современники. - М., 1969. - С.122-165.

Эткинд Е.Г. Божественный глагол: Пушкин, прочитанный в России и во Франции. - М., 1999. - С.21-106,253-346.

 

 

Семинарское занятие № 5

ТЕМА: КОНЦЕПЦИЯ ГЕРОЯ В РОМАНЕ А.С. ПУШКИНА

«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

 

 

ПЛАН

1. Споры критиков о главном герое романа «Евгений Онегин».

2. Проблема характера и система образов в романе Пушкина.

3. Белинский об «Евгении Онегине».

4. Взаимоотношения автора и главного героя романа «Евгений Онегин».

5. Эволюция героя и вопрос об идеале и времени в романе А.С. Пушкина.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Белинский В.Г. Сочинения А. С. Пушкина ст. 8-9.

Достоевский Ф.М. «Пушкин» Речь Достоевского в 1880 г, (очерк) // Слово 1993. № 7-5, с. 6-10

Писарев Д.И. Статьи о Пушкине в любом издании.

Лотман Ю. М. Роман А. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. 2-е издание, - Л., 1983.

Красухин Г.Г. Покой и воля. Некоторые проблемы пушкинского творчества, - М. 1987.

Макогоненко Г.П. Избранные работы (О Пушкине). – Л. 1987.

Чумаков Ю. Н. «Евгений Онегин» и русский стихотворный роман. - Новосибирск, НГПИ, 1983.

Шаталов С. Е. Герои романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». - М., 1986.

 

 

Семинарское занятие № 6

ТЕМА: «ОПЫТЫ ДРАМАТИЧЕСКИХ ИЗУЧЕНИЙ» А. С. ПУШКИНА

 

 

ПЛАН

1. Художественный эксперимент Пушкина – «маленькие трагедии», «Русалка», «Сцены из рыцарских времен».

2. Вечные темы и сквозные мотивы в «маленьких трагедиях».

3. Анализ «Сцен из рыцарских времен» и драмы «Русалка».

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Городецкий Б. П. Драматургия Пушкина. М., 1953.

Устюжанин Маленькие трагедии Пушкина. М., 1974.

Непомнящий В. С. Поэзия и судьба. - М., 1983.

Л е с с к и с Г. А. «Каменный гость» (трагедия гедонизма) // Пушкин. Исследования и материалы Л.: Наука, 1989. – С. 134.

Ахматова А. статьи о Пушкине Л., 1974.

 

 

Семинарское занятие № 7

ПОЭЗИЯ ПУШКИНА 20-30-х ГОДОВ

 

 

ПЛАН

1.Поэма «Граф Нулин» - размышление над историей.

2. Две Болдинских осени в творчестве Пушкина.

3. Поэмы «Домик в Коломне», «Анджело»: проблематика и поэтика.

4. Философская лирика конца 1820-1830-х гг.: основные мотивы, принципы художественного мировидения, особенности худо­жественной формы. Анализ стихотворений «Вновь я посе­тил...», «Отцы пустынники и жены непорочны».

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Бонди СМ. О Пушкине. Статьи и исследования. - М., 1978. - С.5-168.

Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., 1999.-С.10-136.

Гаспаров Б.М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного языка. - СПб, 1999.

Лотман Ю.М. Пушкин. - СПб., 1997.-С.187.

Пумпянский Л.В. Смысл поэзии Пушкина // Пумпянский Л.В. Классическая традиция: Собрание трудов по истории русской литерату­ры. - М., 2000. - С.564-575.

Степанов Н.Л. Лирика Пушкина. - М, 1959.

Тынянов Ю.И. Пушкин и его современники. - М., 1969. - С.122-165.

Эткинд Е.Г. Божественный глагол: Пушкин, прочитанный в России и во Франции. - М., 1999. - С.21-106,253-346.

Кибальник С.А. Философско-исторический подтекст в «Графе Нулине», «Граф Нулин» и «Веппо» Байрона // Кибальник С.А. Художественная философия Пушкина. СПб, 1999.

Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы: 1830-1833. Л.,1974.

Сидяков Л.С. «Пиковая дама», «Анджело» и «Медный всадник»: К характеристике художественных исканий Пушкина второй болдинской осени // Болдинские чтения. Горький, 1979.

Соловьева О.С. «Езерский» и «Медный всадник». История текста // Пушкин: Исследования и материалы. М.; Л., 1960.

С т а р к В. П. Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны...» и цикл Пушкина 1836 г. // Исследования и материалы. Л.: Наука, 1982. – С.193

 

 

ЗАНЯТИЕ № 8

ПЛАН

1.Историософские воззрения А.С. Пушкина 1830-х гг.

2.Особенности композиции и сюжетостроения повести «Капи­танская дочка». Смысл эпиграфов.

3.Образ Петра Гринева в художественной структуре повести (ответ на каждый из подвопросов проиллюстрировать цитата­ми из текста):

• влияние сословной и родовой традиции на формирование его жизненных принципов;

• роль «случайных» встреч в судьбе Гринева (Зурин, Пуга­чев, Швабрин, семейство Мироновых);

• символический смысл сна Гринева (2-я глава);

• сюжетная роль дуэли Гринева и Швабрина;

• Гринев и Пугачев: смысл образного со- и противопос­тавления.

4. Роль рассказчика в тексте повести. Как вы думаете, почему
Пушкин использует здесь повествовательную форму от лица
персонажа - участника событий? Автор и его позиция.

5.Смысл заглавия повести.

ЛИТЕРАТУРА

Лотман Ю.М. Идейная структура «Капитанской дочки» // Лотман Ю.М. Пушкин. - СПб., 1995. - С.212-227. То же в книге: Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. - М., 1988.-С.107-124.

Пушкин в школе / Сост. В.Я. Коровина. - М., 1998. - С. 192-207.

Петрунина Н.Н. Проза Пушкина (Пути эволюции). - Л., 1987. - С.241-287.

Макогоненко Г.П. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина // Макагоненко Г.П. Избранные работы: О Пушкине, его предшественниках и на­следниках. - Л., 1987. - С.440-540.

Шмид В. Проза Пушкина в поэтическом прочтении: «Повести Бел­кина». - СПб, 1996. - С.226-237.

Архангельский А.Н. Герои Пушкина. Очерки литературной характеристики. М., 1999.-С.124-136.

 

Занятие № 9

ПЛАН

1. Поэты пушкинской плеяды – проблема терминологии.

2. Гармония как идеал поэтов пушкинской плеяды.

3. Идиллии и песни А. Дельвига.

4. Поэзия неразрешимых противоречий (О творчестве Е. Баратынского).

5. Шеллингианский контекст в стихотворениях Д. Веневитинова.

6. Поэзия П.А. Вяземского.

7. Славянофильская муза Н. Языкова.

8. Поэт-гусар Д. Давыдов.

ЛИТЕРАТУРА

Афанасьев. В.Денис Давыдов Давыдов Д.В. Стихотворения Поэтическая Россия. - М., 1979.

Вацуро В. А. Дельвиг – литератор. Вст ст. // А.А. Дельвиг. Сочинения. Л., 1986.

Сахаров В.И. Дмитрий Веневитинов и его поэзия // Дмитрий Веневитинов. Стихотворения. Поэтическая Россия. М., 1982.

Сахаров В.И. Стихов Гармония и сила (Н.М. Языков) // В. Сахаров Под сенью дружных муз. О русских писателях романтиках. М., 1984.

Сахаров В.И. Раздумье творческого духа (Д.В. Веневитинов) // В. Сахаров Под сенью дружных муз. О русских писателях романтиках. М., 1984.

Сахаров В.И. Песни светлой души (И.И. Козлов) // В. Сахаров Под сенью дружных муз. О русских писателях романтиках. М., 1984.

Филиппович П.П. Жизнь и творчество Е.А. Боратынского. Киев, 1917.

Пигарев К.В. Мураново. М., 1948.

Фризман Л.Г. Творческий путь Баратынского. М., t966.

Хетсо Г. Евгений Баратынский. Жизнь и творчество. Oslo - Bergen - Tromso, 1973.

Пешков В.П. "Моя начальная любовь...": Е.А. Боратынский в Маре. Воронеж, 1974.

Голубков Д.Н. Недуг бытия. Хроника дней Евгения Баратынского: Роман. М., 1981.2-е изд.

Лебедев Е.Н. Тризнам Книга о Е.А. Боратынском. М., 1985.

Бочаров С.Г. "Обречен борьбе верховной..." (Лирический мир Баратынского) // Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985. С. 69—123.

Стеллиферовский П.А. Евгений Абрамович Баратынский: Книга для учащихся старших классов средней школы. М., 1988.

Тойбин И.М. Тревожное слово: О поэзии Е.А. Баратынского. Воронеж, 1988.

Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. М., 1970.

Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. М., 1980.

ПЛАН

  1. Темы и жанры романтической прозы 30-х годов.
  2. Жизнь и творчество А. Бестужева-Марлинского. а) романтическая биография Марлинского. 6) Черты романтической поэтики повестей «Аммалат-Бек», «Испытание»). в) Стиль «марлинизм».
  3. Историческая проза. Роман М. Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году».
  4. Фантастические повести А.Погорельского, А. Вельтмана, В. Одоевского. Особенности фантастики в повестях «Сильфида» и «Саламандра».

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

В. И. Сахаров Форма времени // В.И. Сахаров Под семью дружных муз. - М., 1984. – С.152.

В. Ю. Троицкий, Романтизм в русской литературе 30-х годов XIX в. проза. // История романтизма в русской литературе - в двух томах. Т, 2,-М., 1979. С. 108,

Р. Белоусов Любовь Марлинского. // Р. С. Белоусов Хвала каменам. - М., 1982, С. 115.

Семинарское занятие № 12

ТЕМА ПОЭМЫ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ДЕМОН», «МЦЫРИ»

 

ПЛАН

1. Замысел и история создания поэмы «Демон».

2. Романтическая коллизия в поэме и особенности сюжета поэмы.

3. Идейно-философская проблематика поэмы «Демон».

4. Проблематика поэмы «Мцыри».

 

Вопросы и задания

Сопоставьте героев поэм Лермонтова «Демон» и «Мцыри», определите их сходство и различие.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Удодов Б.Т. М.Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческий процесс. - Воронеж, 1973.

2. Максимов Д. Е. Поэзия М. Ю. Лермонтова. 2-е издание. - М., 1964.

3. Гиреев Д. А. Поэма М, Лермонтова «Демон». Орджоникидзе. 1958.

4. Логиновская Е. В. Поэма Лермонтова «Демон». - М., 1977.

5. И. Б. Роднянская «Демон» Лермонтовская энциклопедия. - М., 1981. – С. 130.

6. Манн Ю.В. Русская литература XIX века. Учебное пособие. М., 2002.

 

 

Семинарское занятие № 13

СБОРНИКИ Н.В. ГОГОЛЯ

«Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород»

 

ПЛАН

1. Устное народное творчество и художественный мир «Вечеров...»

2. Роль рассказчика и форма повествования сб. «Вечера».

3. Идейно-художественная проблематика «Вечеров»,

4. Повесть «Иван Федорович Шпонка и его тетушка» в системе повестей сборника.

5. Сб. «Миргород». Проблематика и идейно-стилистические контрасты в повестях сборника.

6. Связь проблематики сб. «Вечера» и «Миргород».

 

ЛИТЕРАТУРА

Манн Ю. В. Поэтика Гоголя, - М., 1978.

Золотусский И.П. Поэзия прозы. - М., 1987.

Гоголь: История и современность. coct.b. Кожинов, -М., 1985.

 

Семинарское занятие № 14

ТЕМА КОМЕДИЯ ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»

 

ПЛАН

1. Поиски Н. В. Гоголя в области современной драматургии.

а) первые драматические опыты.

б) новаторство замысла комедии «Ревизор».

2. «Миражная интрига» комедии «Ревизор».

3. Особенности композиции и конфликта в комедии Н. Гоголя.

4. «Ревизор» - комедия характеров или положений?

5. Значение образа Хлестакова в социально-философской проблематике комедии.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ю. Манн, Комедия Н. Гоголя «Ревизор». – М. 1966.

2. Ю. Манн Поэтика Гоголя Н.В. – М., 1978.

3. Д. Николаев. Сатира Гоголя. - М., 1984.

4. Е. Н. Куприянова. Гоголь-комедиограф. // Русская лит. - 1990,

 

 

Семинарское занятие № 15

ТЕМА ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ

 

ПЛАН

1. История создания петербургских повестей Гоголя.

2. Сквозные образы в петербургском цикле. Образ Петербурга.

3. Поэтика в петербургских повестях. Роль фантастики.

4. Анализ повестей «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Шинель», «Нос».

 

ЛИТЕРАТУРА

Машинский С. И. Художественный мир Гоголя. - М., 1979.

Храпченко М, Б. Творчество Гоголя. 3-е изд. - М., 1959.

Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. - М., 1978.

Белый А. Мастерство Гоголя. - М. -Л., 1934.

Маркович В. М. Петербургский повести H. В. Гоголя. - Л., 1989.

Гоголь и русская литература 19 века: Межвузовский сборник науч. тр. - Л., 1989.

Гоголь: история и современность (К 175-летию со дня рождения) // Сост. Кожинов. - М., 1985.

Золотусский И. П. Гоголь. Лермонтов. Жуковский. Лит. очерки. - М., 1986.

Еремина Л. И. О языке художественной прозы H. В. Гоголя. - М., 1987.

Золотусский И. П. Поэзия прозы: Статьи о Гоголе. - М., 1987.

Макогоненко Г. П. Гоголь и Пушкин. - М., 1985.

Степанов А. H. H. В. Гоголь. - М., -Л., 1966.

 

ВАРИАНТЫ ТЕМ

Семинарское занятие №

ТЕМА: ПОЭЗИЯ РЫЛЕЕВА В КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕКАБРИСТОВ.

ПЛАН:

1. Агитационное творчество Рылеева и других декабристов. Политические взгляды Рылеева и его литературная деятельность.

2. Жанр думы и особенности новаторства Рылеева в поэзии.

3. Проблема поэмы "Наливайко".

4. Особенности романтического конфликта в поэме "Войнаровский".

5. Агитационное творчество Рылеева и других декабристов.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Касаткина В.Н. Поэзия гражданского подвига. Литературная деятельность декабристов M., 1987.

2. Новикова А. М. Революционные песни декабристской эпохи М., 1982.

3. Рылеев К.Ф. Полное Собрание Стихотворений./ Вот. ст. В. Г. Базанова, А. В. Архиповой. Л, 1987.

4. Коровин В.И. Рылеев К. // Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. М., 1980.

5. О Мара К. Ф. Рылеев. "Политическая биография поэта-декабриста. М.,1989.

 

Занятие №

ПЛАН

1) Место комедии в системе драматических жанров (комический конфликт, комический герой, комическая интрига и проч.). Жанровое своеобразие «высокой комедии».

2) Синтетический характер художественного метода комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (черты классицизма, романтизма и реализма).

3) Природа драматического конфликта (личность и традиция) в комедии Грибоедова. «Горе от ума» в оценке И.А. Гончарова

4) Образная система комедии. Изобразительно-выразительные средства Грибоедова в создании персонажей (ответ проиллюстрировать цитатами из текста).

5) Феномен поэтического стиля грибоедовской комедии:

• роль авторских ремарок;

• афористичность и цитатность высказываний персонажей;

• характер передачи разговорных интонаций в речи героев;

• соотношение монологических и диалогических речевых конструкций в субъектной структуре комедии;

• речевая ирония и способы ее художественной вырази­тельности.

6) Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» как факт выражения национального самосознания первой 1/3 XIX века.

 

Законспектировать статьи: Гончаров А. «Мильон терзаний ». Цимбаева Е. Художественный образ в историческом контексте (Анализ биографий персонажей «Горе от ума») // Вопросы литературы. – 2003. – Июль-август. – С. 98–139. (зал периодики)

 

Литература

Гончаров И.А. Мильон терзаний (Критический этюд) [по любому изданию].

Баженов А. Идеи и образы комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» // Литература в школе. 1996. № 4-5.

Гершензон М.О. Грибоедовская Москва. М., 1997.

Дубровин А.Л. Принципы портретной изобразительности в творчестве А.С. Грибоедова // Проблемы художественного метода, жанра, стиля в русской литературе. М., 1995.

Западов В.А. Функции цитат в художественной системе «Горе от
ума» // А.С. Грибоедов: Творчество. Биография. Традиции. Л., 1977 -С.61-72.

Медведева ИМ. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. М. 1974.

Слонимский А. «Горе от ума» и комедия эпохи декабристов // А.С. Грибоедов. Сб. статей / Под ред. Н. Клабуновского и А. Слонимского. М., 1946. - С.39-73.

Смольников И. Ф. Комедия Грибоедова «Горе от ума». М., 1986.

Суражевский Л.Д. Реализм языка «Горе от ума» // А.С. Грибоедов: Творчество. Биография. Традиции. Л., 1977. С.85-98.

Фомичев С. А, Комедия Грибоедова А. С. «Горе от ума». Комментарий. – М., 1983.

Цимбаева Е. Художественный образ в историческом контексте (Анализ биографий персонажей «Горе от ума») // Вопросы литературы. – 2003. – Июль-август. – С. 98–139. (зал периодики)

 

Семинарское занятие №

ТЕМА ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

 

ПЛАН

1. Личность Печорина (кто он - герой времени или вечный тип.)

2. Герой в системе образов романа.

3. Образ автора и его отношение с повествователем и героем.

4. Проблема художественного метода в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени».

 

ЛИТЕРАТУРА

М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». - М., 1989.

Герштейн. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. - М., 1976.

Михайлова Е. Проза Лермонтова. - М,. 1957.

Виноградов Н.М. Философский роман // Новый мир. - 1964, - № 10. - С, 210-236.

 

СПЕЦВОПРОСЫ

 

1. Образ Наполеона в творчестве А.С. Пушкина.

2. Жанр послания в лирике поэтов пушкинского окружения.

3. Романтический конфликт в поэмах Е.А. Баратынского.

4. Проблема католицизма в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

5. Библейские образы в поэзии М.Ю. Лермонтова в контексте народной духовной поэзии.

6. Особенности фантастики в прозе В. Одоевского.

7. Светская повесть в творчестве Н. Павлова, А. Марлинского.

8. Поэзия Ф. Глинки в свете культурных традиций.

9. Характер романтической коллизии в балладах В.А. Жуковского.

10. Образ пути в произведениях писателей первой трети ХIX.

11. Мифологема в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама».

12. Тема: Античные образы и мотивы в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

13. Роль эпиграфа в романе Пушкина «Евгений Онегин».

14. Пушкин и любомудры.

15. Проблема романтического конфликта в «Песне о Вещем Олеге» Пушкина, «Певце» Языкова и в балладе «Граф Габсбургский» Жуковского и смысл его разрешения.

16. Сказки Пушкина и Жуковского как два разных подхода к народному творчеству.

17. Эстетика ужасного в повестях А. Погорельского, Вл. Одоевского и Н. Гоголя.

18. «Странная» лирика В. Бенедиктова.

19. Образ царя и концепция власти в творчестве Пушкина.

20. Жанр элегии в лирике Пушкина, Языкова и Баратынского.

21. Историческая тема в прозе Загоскина и Пушкина.

22. «Выбранные места из переписки с друзьями Гоголя в оценке русской и советской критики.

23. Сюжетные и идейные аналогии драмы «Маскарад» Лермонтова и поэмы «Бал» Бара­тынского.

24. Тема сумасшествия в творчестве Пушкина и Гоголя.

 

 

Литература

 

1 тема: Образ Наполеона в творчестве А.С. Пушкина.

Грузинский Н.К. Наполеон в русской художественной литературе // Русский филологический вестник. 1898. Т.40. № 3-4.

Муравьева О.С. Пушкин и Наполеон (Пушкинский вариант «наполеоновской легенды») // Пушкин. Исследования и материалы. Т. 15. Sorokine D. Napoleon dans la litterature russe. Paris, 1974.

Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. – Л., 1978.

Немировский И. В. Библейская тема в «Медном всаднике» // Р. Л. -1990 - № 3.

Поволоцкая О. «Гробовщик» коллизия и смысл // Вопросы литературы -1989 - № 12.

Фомичев С. А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. – Л., 1986.

 

2 тема: Мифологема в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»

Сидяков Л. С. Художественная проза А. С. Пушкина. - Рига, 1973.

Полякова Е Реальность и фантастика Пиковой дамы» // В мире Пушкина М.: Сов. писатель, 1974. – С. 373-512.

Евзлин М. Мифологическая структура преступления и безумия в повети А.С. Пушкина «Пиковая дама» // М. Евзлин Космогония и ритуал. М.: Радикс, 1993.

 

3 Проблема католицизма в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Гоголь в воспоминаниях современников. - М., 1952.

Н. В. Гоголь в русской критике. - М., 1953,

Храпченко М, Б. Творчество Гоголя. 3-е изд. - М., 1959.

Анненкова Е. И. Гоголь и декабристы: Творчество Гоголя в контексте литературного движения 30-40-х гг. 19 в. – М., 1989.

Е.И. Анненкова Католицизм в системе воззрений Н.В. Гоголя // Гоголь и русская литература 19 века: Межвузовский сборник науч. тр. - Л., 1989.

Зверс Т. В. Повесть H. В. Гоголя «Тарас Бульба» в школьном изучении. - Л., 1980.

Золотусский И. П. Душа и дело жизни: Очерки о Гоголе. - М., 1981.

Золотусский И. П. Поэзия прозы: Статьи о Гоголе. - М., 1987.

 

4 тема: Особенности фантастики в прозе В. Одоевского.

Троицкий В.Ю. Романтизм в русской литературе 30-х годов XIX века («Сказочные», «ужасные и «фантастические» рассказы, романы, повести) // История романтизма в русской литературе (1826-1840). - М., 1979. – С. 141-164.

Сахаров В.И. Сеятель мыслей (В.Ф. Одоевский) // И.В. Сахаров Под сенью дружных муз. О русских писателях-романтиках. - М., 1984. – С. 203-255.

Турьян М.А. Странная моя судьба. О жизни Владимира Федоровича Одоевского. – М.: Книга», 1991.

Маймин Е.А. Философская романтическая проза В. Одоевского // Е.А. Маймин О Русском романтизме. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1975. – С.200-231.

 

5. Характер романтической коллизии в балладах В.А. Жуковского.

Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. - М., 1965.

Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. - М., 1975.

Жуковский и русская литература. - Л., 1987.

Жуковский и русская культура. - Сб. науч. Трудов. - Л., 1987.

Жуковский В. А. Эстетика и критика. - М., 1985.

Янушкевич А.С. В.А. Жуковский. Семинарий. - М., 1988.

Жуковский В.А. и литература конца 18-начала 19 века. - М., 1988.

Иезуитова Р.В. Жуковский и его время. - Л., 1989.

Янушкевич А. С. Этапы и проблемы творческой эволюции В. А. Жуковского. - Томск, 1985.

 

ЛИТЕРАТУРА I ТРЕТИ XIX ВЕКА

Академические школы в русском литературоведении / Под ред. П. А. Николаев. - М., 1975.

Мережковский Д.И.. М., 1991.

Виролайнен М.Н. Типология культурных эпох русской истории. // Рус. литература. -1991. - № 1.

Бердяев Н. А. Русская идея // Рус. литература, -1990, № 1-4.

Федоров А. В. Славянофильство и современность. // Русская литература. - 1990. - № 4.

ЛИТЕРАТУРА 10-х ГОДОВ XIX ВЕКА

Историческая ситуация начала XIX века; государственный переворот, реформатор­ская деятельность Александра I и ее следствия. Мистический характер эпохи Александра I; Сугубое ведомство под началом кн. А. Голицына. Война 1812 года, ее роль в исторической судьбе России. Декабристское движение и его просветительская программа.

Основные литературные направления и течения начала века; классицизм, предромантизм, карамзинизм, просветительский реализм: социально-исторические и литературно-общественные предпосылки зарождения и развития новых течений направлений; поиски нового поэтического содержания и форм его выражения. Особенности каждого литератур­ного течения и его основные представители.

Литературные кружки и общества, салоны, альманахи, журналы в начале XIX в. «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» (1801-1825); «Дружеское литературное общество» (1801); «Беседа любителей русского слова» (1811-1816); «Арзамас» (1815-1818); «Вольное общество любителей российской словесности» (1816-1825); «Зеленая лампа» (1819-1820); «Общество любомудров» (1823-1825). Журналы: «Вестник Европы» (1801-1830); «Русский вестник (1808-1820); «Сын Отечества» (1812-1829); «Мнемозина» (1824-1825); «Северная пчела» (1824-1864); «Северные цветы» (1825-1831).

Литературная борьба. Литературная полемика между «Беседой» и «Арзамасом» в отношении жанров и стилей.

Кружок Оленина, общие интересы его представителей. Творчество И. А. Крылова. Басни Крылова. Оценка басен современными Крылову исследователями и В. Г. Белинским.

И. А. КРЫЛОВ.

РУССКИЙ РОМАНТИЗМ

Романтизм как ведущее направление в литературе I трети XIX века. Социальные и философские корни романтизма. Романтизм в литературах Запада. Эстетика романтизма. Особенности русского романтизма: исторические и идеологические предпосылки. Стили и течения романтизма в русской литературе. Темы и жанры русского романтизма.

К.Н. БАТЮШКОВ (1787-1855)

Формирование мировоззрения К. Н. Батюшкова (М. Н. Муравьев, «Вольное общество», Оленинский кружок). Карамзинская традиция в поэзии К. Батюшкова. «Видение на берегах Леты» и статья «Речь о влиянии легкой поэзии на язык». Батюшков и Арзамас.

Анакреонтические мотивы в лирике Батюшкова. Особенности поэтического стиля.

Лирический герой батюшевской поэзии. Послание «Мои пенаты». Кризис мировоз­зрения Батюшкова и периодизация его творчества.

Исторические элегии и антологические стихи. Полемика о художествен­ном методе Батюшкова. Значение его творчества в литературном процессе начала XIX века.

Белинский В.Г. Русская литература в 1841 г. Сочинения Александра Пушкина (статья третья).

В. А. ЖУКОВСКИЙ (1783-1852).

Основные факты биографии В.А. Жуковского. Особенности мировоззрения. Своеобразие лирики Жуковского. Эволюция элегической поэзии («Сельское кладбище», «Вечер», «Славянка», и др.). Мотивы воспоминания, созерцания, переживания красоты и слияние с миром природы. Жуковский один из основателей школы гармонической точности». Эстетическая программа Жуковского и его стихотворение «Теон и Эсхин».

Романтическая проблема выражения и фрагмент Жуковского «Невыразимое». Жуковский и Арзамас. Темы и жанры его поэзии.

Балладное творчество Жуковского. Жанр баллады в европейской и русской тради­ций и вопрос об истоках жанра баллады в творчестве Жуковского. Полемика вокруг баллады «Людмила», или проблема становления русской романтической баллады. Классифика­ция балладного творчества Жуковского. Особенности конфликта и типы балладных героев, роль фантастики, элегическая традиция в балладах Жуковского.

Поэмы, сказки - развитие эпического начала в творчестве Жуковского. Проблема художественного метода значение творчества В. А. Жуковского.

К. Ф. РЫЛЕЕВ (1795-1826).

Деятельность декабристов и их отношение к литературе. Литературно-эстетические взгляды К. Ф. Рылеева, его полемика в стиле и жанрах с поэта­ми-декабристами, состоящими в «Беседе». Элегическая, легкая и гражданская поэзия Ры­леева. Особенности жанра «дум» иих оценка Пушкиным. Поэмы Рылеева «Войнаровский» и «Наливайко». Особенности в изображении героев. Агитационные песни Рылеева и других поэтов-декабристов.

Состояние стилей и жанров в 10-20-е годы XIX века.

А. С. ГРИБОЕДОВ

Личность Грибоедова и его литературная деятель­ность. Загадки в биографии писателя.

Творческая история комедии «Горе от ума». Особенности художественного метода комедии. Эволюция восприятия и оценок «Горя от ума». Проблема конфликта и героя ко­медии, социальная и философская проблематика комедии.

Цимбаева Е. Художественный образ в историческом контексте (Анализ биографий персонажей «Горе от ума») // Вопросы литературы. – 2003. – Июль-август. – С. 98–139. (зал периодики)

 

А.С. ПУШКИН (1799-1837)

Баевский В. Новые документы о жизни и смерти Пушкина // Вопросы литературы. – 2002. – Март–Апрель. – С. 135–156.

ЛИЦЕЙСКИЙ ПЕРИОД (1811-1817)

Проблема предыстории первоначального литератур­ного воспитания поэта.

Два периода в лицейском творчестве Пушкина.

I лицейский период. Влияние французского рококо, анакреонтики. Эстетическая программа ли­цеиста Пушкина в послании «Городок». Проблема бытового и условного. Влияние К. Н. Батюшкова. «Послание к Жуковскому» - декларация выбора пути, ориентация на «Арзамасское общество».

Пушкин ученик Жуковского. Война 1812 года и военная тема в поэзии Пушкина.

«Воспоминания в Царском селе». Вопрос о жанровом источнике (ода или историче­ская элегия). Концепция войны и Наполеона в «Воспоминании», формирование граждан­ских мотивов, политической лексики.

Общественное брожение и его влияние на Пушкина. Стихотворение «К Лицинию».

II лицейский период. Освоение жанра элегии. Особенности элегического «я» у Пушкина. Значение лицейского периода в творчестве Пушкина.

Сарнов Б. Бывают странные сближения «Медный всадник» Взгляд из ХХ века. // Вопросы литературы. – 2002. – Сентябрь- Октябрь. – С. 45–74.

ПУШКИН В 30-е ГОДЫ

Участие в литературной борьбе; публицистическая и издательская деятельность Пушкина. Пушкин - историк. Проза Пушкина, её своеобразие, художественные принципы.

«Повести Белкина». Проблема автора и образ Ивана Петровича Белкина. Особенно­сти жанра, композиции, сюжета. Роль традиции и пародии в цикле повестей. Идейно-художественное новаторство Пушкина в «Пиковой даме».

Историческая тематика и историзм в прозе Пушкина («Арап Петра Великого», «Дубровский», «Рославлев», «Капитанская дочка», и др.)

СКАЗКИ ПУШКИНА

Причины обращения писателей I трети XIX в. к устному народному творчеству. Ин­терес к народной сказке. Сказочные мотивы в поэме «Руслан и Людмила». Сказки Пушкина 30-х годов. Критика сказок современниками поэта. Народная основа и пути трансформации народной сказки. Проблематика сказок Пушкина.

ЛИРИКА 30-х

Проблематика и особенности стиля лирики Пушкина 30-х годов.

Принципы изучения лирики Пушкина. Биографический, тематический, жанровый, стилистический и др. аспекты изучения лирики. Характеристика основных тру­дов по проблемам изучения лирики Пушкина.

ДРАМАТУРГИЯ 30-х ГОДОВ

Опыты драма­турги



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 985; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.21.101 (0.016 с.)