Коммуникативные компетенции делового человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникативные компетенции делового человека.



Коммуникативные компетенции делового человека.

 

БЛОК 1. КОММУНИКАЦИЯ И ЛИЧНОСТЬ

Коммуникативные барьеры.

Коммуникативные барьеры – это речевые, культурно-социальные препятствия на пути адекватной передачи и получении информации между партнёрами по общению.

1) Барьеры «непонимания» (не слышим, не видим, не понимаем). Выделяют 4 барьера непонимания (фонетический, семантический, стилистический, логический)

· Фонетическое непонимание – возникает из-за погрешности произношения, проглатывания концов слов, монотонная не выразительная речь (речь скороговорка, большое количество слов паразитов).

· Акустические барьеры – интонации не адекватные ситуации, тембр, громкость, звука, речевые паузы. Речь на иностранном языке. Акцент, невнятная речь.

· Семантический барьер непонимания – когда фонетически язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой»: используются жаргонные слова, тайные языки, часто употребляемые в какой-либо группе образы, примеры.

· Стилистический барьер непонимания возникает, когда происходит несоответствие между формой и содержанием, возникает стилистический барьер. Существуют два основных правила структурирования информации в общении: правило рамки (Г. Эббингаузом – начало и конец любого информационного ряда, сохраняется в памяти человека лучше, чем середина) и правило цепи ( основано на том, что содержание должно быть структурировано).

· Логический барьер, возникает в тех случаях, когда логика рассуждения либо слишком сложная для восприятия или кажется неверной или противоречивой.

2) Личностные барьеры – к ним можно отнести недоверие, неприятие партнёров по обмену информации

· барьер «личностной цензуры» – человек принимает и передаёт информацию через себя;

· эмоциональные барьеры – сильные эмоции (страх, волнение) не способствуют внимательному отношению к диалогу.

Барьеры, возникающие при включении сильных эмоций.

Барьер страдания – снижает уровень контактности, общительности человека, переживающего страдания; снижает уровень коммуникативности тех, кто вступает в контакт со страдающим.

Барьер гнева, ярости – рождается в ответ на неожиданные препятствия, оскорбления и т.д. Гнев буквально удваивает физическую и психическую энергию. И чем он сильнее, тем активнее человек его изливает в словесных или агрессивных действиях.

Барьер отвращения и брезгливости возникает в результате нарушений кем-либо элементарных этических норм или вследствие «гигиенического неприятия» другого человека.

Барьер презрения, аморальные поступки; неприемлемые черты характера (трусость, скупость); предрассудки и т.д.

Барьер страха – он может свести к минимуму контакт с тем, кто является его источником.

Барьер вины и стыда – может бытьна лесть, из боязни быть уличённым в содеянном.

3) Личностная несовместимость, когда возникает резкое неприятие партнёров их различий характеров, темпераментов, социальных установок и других индивидуальных различий; это может стать причиной межличностных конфликтов.

4) Социокультурные барьеры – это социальные политические, религиозные, культурные, профессиональные и иные различия, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, событий, ситуаций в процессе коммуникаций.

5) Коммуникативные барьеры

– социальные:

· образовательные

· культурные, межкультурные

· профессиональные.

БАРЬЕР «АВТОРИТЕТ». Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Например, пожилые слабо прислушиваются к советам молодых.

БАРЬЕР «ИЗБЕГАНИЕ». Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора). Иногда избегают не только источников информации, но определённых ситуаций (например, стремление закрыть глаза при просмотре «страшных мест» из фильмов ужасов).

Существуют барьеры, обусловленные факторами среды, создающие дискомфортные условия передачи и восприятия информации:

· акустические помехи – шум в помещении или за окном, ремонтные работы, хлопанье дверей, звонки телефона и т.д.;

· отвлекающая окружающая обстановка – яркое солнце или, наоборот, тусклый свет, цвет стен в помещении, пейзаж за окном, картины, портреты, т.е. всё то, что способно отвлечь внимание собеседников;

· температурные условия – слишком холодно или слишком жарко в помещении; погодные условия – дождь, ветер, высокое или низкое давление.

Каждый из перечисленных факторов может сказаться на результативности коммуникации в силу своего влияния на индивидуальные психофизиологические особенности коммуникантов.

Дополнительная литература по теме

Боброва С.П. Основы теории коммуникации / С.П. Боброва, Е.Л. Смирнова. – Иваново: Иван. гос. энерг. ун-т, 2005. – 124 с.

Гойхман, О.Я. Основы речевой коммуникации / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина М.:ИНФА – М.1997. – 55 с.

Загарина Е.М., Данилова Н. Коммуникативные помехи в процессе межкультурной коммуникации // Материалы III Международной научной конференции «Межкультурная коммуникация в современном обществе». – Саранск, 16.11.2012 г. (Язык. Культура. Общество. Выпуск 4. 2012 г.) [Электронный ресурс] http://yazik.info/2012-24.php (дата обращения 06.06.2015 г.)

Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации. – М.:АСТ: Восток – Запад, 2007. – 256 с. – (Лингвистика и межкультурная коммуникация: золотая серия.)

Крижанская Ю.С., Третьяков В.П.. Грамматика общения. – М.: «Смысл», «Академический проект», 1999. – 208 с.

Фешкина И.А. Коммуникативный инцидент в русле межкультурной коммуникации / И.А. Фешкина // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып. 30. – 2009. – № 10. – С. 143 – 146.

Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации / Ф. И. Шарков. М.: Социальные отношения; Перспектива, 2002. – 248 с.

БЛОК 2. КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Речевые умения как необходимый элемент

Виды влияния (убеждение, заражение, внушение).

Заражение – бессознательная, невольная подверженность человека определённым психическим состояниям – через передачу определённого, эмоционального состояния или психического настроя. Чем выше уровень развития личности – критичнее её отношение к воздействию, слабее действие механизма «заражения».

Убеждение – интеллектуальное воздействие на сознание личности (на разум, логику) человека через обращение к её собственному критическому суждению (построено на том, чтобы с помощью логичного обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию).

Внушение – целенаправленное эмоционально-волевое воздействие одного человека на другого. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на её некритичном восприятии.

Манипулирование в общении.

В основе любого делового взаимодействия лежит общение. В отличие от личностного, деловое общение не является самоцелью и кроме получения удовлетворения от него самого выступает одним из средств совместной деятельности людей, её инструментом. Эффективное использование механизмов (техник) делового общения позволяет значительно улучшить качество взаимодействия, добиться успехов в бизнесе.

БЛОК 3. КОММУНИКАЦИЯ: СТИЛИ, ТИПЫ, ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ

Коммуникативные стили

Ключевые понятия: коммуникативный стиль, коммуниканты, деловая беседа, дискуссия, спор, аргументы, деловые переговоры, речевые стратегии и тактики, деловое совещание, торги, презентация.

Коммуникативный стиль – наиболее привычный способ поведения коммуниканта, влияющий на выбор тактико-стратегического комплекса в диалогическом взаимодействии и характеризующийся своеобразными вербальными и невербальными характеристиками. Существуют различные классификации коммуникативных стилей. Прокомментируем некоторые.

Доминантный – коммуникант, использующий данный стиль, стремится завладеть инициативой в разговоре; применяет стратегии убеждающего или манипуляторского воздействия; занимает лидерскую позицию в общении; использует «властные жесты», демонстрирующие уверенность в себе и отсутствие склонности к компромиссу; стремится к «снижению престижа собеседника».

Демократичный – коммуникант склонен употреблять в речи стратегии вежливости; не навязывает своё мнение; даёт возможность собеседнику отстоять свою точку зрения; характерна спокойная манера ведения беседы; присутствует улыбка.

Демонстративно-эмоциональный – коммуниканта не интересует мнение собеседников о нём; он все свои позитивные и негативные чувства проявляет в речи, не беспокоясь о произведённом эффекте; эмоционально-окрашенная речь с использованием стилистически маркированных слов и выражений; преобладающими являются восклицания; невербальные характеристики также демонстрируют чрезмерную эмоциональность: гнев, слёзы, смех, возмущение; ярко выраженные жесты агрессии и т.д.

Гармонизирующий – коммуникант, использующий данный коммуникативный стиль, следует принципам и стратегиям вежливости; умеет найти выход из конфликтной ситуации; склонен не к воздействию на собеседника, а к взаимовыгодному сотрудничеству; умеет в нужный момент пойти на уступки или же, напротив, аргументированно доказать свою точку зрения.

О бъективно-логичный – объективно анализирует любые ситуации общения; склонен к логическому доказательству своей правоты.

Абстрактно-лаконичный – используя данный стиль, коммуникант имеет целью абстрагироваться от собеседника, прибегая к кратким ответам и уклонению от темы.

Адаптирующийся – коммуникант способен «вжиться в любую роль» в зависимости от ситуации, выражая стратегии согласия с невербальным «подкреплением»; позиция в общении – ведомый.

Поучительный – в репертуаре коммуниканта главными являются стратегии совета, приказы, наставления, упреки.

Ироничный – коммуникант, использующий данный стиль общении, «ничего не принимает на веру»; любое высказывание собеседника воспринимает с иронией и подвергает со мнению; характерным признаком является насмешка.

Таким образом, коммуникативные стили детерминируют выбор тактико-стратегического комплекса коммуниканта. Существует иная классификация.

Демократический стиль.

Характеризуется стремлением руководителя к выработке коллективных решений, интересом к неформальным отношениям. Для этого необходимо строить общение на относительной паритетности руководителя и подчинённого, на умении слушать и понимать друг друга, допустимости плюрализма мнений, а порой и компромиссов.

Цели деятельности согласуются с сотрудниками. При распределении работ учитываются пожелания членов групп. У такого руководителя возникает потребность выслушать авторитетные мнения, сопоставить с ними свою позицию, выверить её в ходе дискуссии. Не пренебрегает он и дополнительной информацией, и чужим опытом.

Попустительский (пассивный, либеральный) стиль управления характеризуется стремлением руководителя устраниться от принятия решений или переложить эту задачу на других, полным безразличием к делам коллектива. Руководитель, избравший такой стиль, предоставляет полную свободу действий своим подчинённым. Необходимую информацию он выдаёт им по их просьбе. В группе отсутствует чёткое структурирование труда, распределение прав и обязанностей. Обобщённая характеристика основных стилей управления приведена в таблице 1.

Таблица 1.

Подготовка речи.

Как известно, все хорошие импровизации тщательно готовятся заранее. Выступление без предварительной подготовки, особенно начинающего оратора, почти наверняка будет провальным. Помните афоризм Марка Твена: «Требуется более трёх недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом». Вначале сделайте «каркас» или «скелет» будущего публичного выступления.

· Определите мотивацию слушания людьми вашего выступления. Для чего это им нужно? Что полезного или интересного они узнают для себя?

· Выделите главную идею вашей речи.

· Выделите подзаголовки, разделив вашу идею на несколько составных частей.

· Определите ключевые слова, которые вы повторите несколько раз, чтобы присутствующие лучше запомнили, о чем вы им рассказываете.

· Тщательно продумайте план и структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и выводы (окончание).

Подготовив «скелет», начинайте наращивать на нём «мускулы».

· Найдите яркие примеры «из жизни», из истории, литературы, которые используете в процессе выступления.

· Подготовьте необходимые схемы, иллюстрации, графики для зрительного закрепления информации.

· Определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-то вопросом, с просьбой что-то назвать, пересчитать – это поможет присутствующим сконцентрировать своё внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия вашего материала.

· Напишите полный текст. Особое внимание уделите его началу и окончанию.

Внимательно слушать и воспринимать ваши идеи публика может только ограниченный срок, обусловленный физиологическими причинами (обычно не более 15 – 20 минут, потом внимание аудитории начинает слабеть). От вас ожидают коротких, чётких, понятных, убедительных и доступных фраз. Учитывайте темпоритм вашей речи. Самая благоприятная скорость для восприятия – приблизительно 100 слов за минуту. При планировании выступления обязательно учитывайте время, которое нужно будет потратить для ответов на вопросы.

Желательно узнать заранее, перед кем вам придётся выступать: численность аудитории, её интересы, взгляды, чего она ждёт от оратора, какую реакцию необходимо получить от неё. В зависимости от этих показателей откорректируйте отдельные моменты своего выступления. Для начала оцените характер группы (аудитории), перед которой вы собираетесь выступать. Всех её участников можно условно разделить на три типа:

· зрители – играют пассивную роль, слушают, но практически не вмешиваются;

· болельщики – активно выражают своё отношение к вашим словам (поддержка или неприятие), вмешиваются в полемику;

· арбитры – они могут вести себя пассивно, но от их решения зависит окончательный итог полемики.

Такое деление не является жёстким, слушатели по ходу выступления могут менять свою позицию и ваша задача превратить их в своих болельщиков. Это – главная задача выступления. Нужно находиться на одном культурном уровне с аудиторией, общаться на её языке. Не следует затрагивать темы, которые выходят за рамки понимания аудитории. Проверьте по словарям значения «умных» слов, которые вы используете. Выясните правильность их произношения. Языковые ошибки могут вызвать насмешки в ваш адрес и погубить всё выступление, каким бы гениальным оно ни было по содержанию.

Когда речь подготовлена, её основные положения или тезисы лучше записать на небольшие карточки. Расположите их последовательно. Такими карточками очень удобно пользоваться во время выступления. Если это не двух-трёхчасовой доклад, то читать текст не рекомендуется, желательно выучить его наизусть и произносить по памяти, лишь время от времени заглядывая в свои заметки.

Произнесите речь несколько раз вслух (лучше перед зеркалом), чтобы привыкнуть к тексту и хорошо прочувствовать все нюансы. Для шлифовки фраз, интонации, мимики желательна работа с магнитофоном или видео-камерой. Такая предварительная тренировка снизит ваше волнение, позволит почувствовать себя уверенно и намного увеличит вероятность успеха публичного выступления.

Место выступления.

Перед выступлением очень важно изучить помещение, чтобы установить, с какой стороны будут смотреть на вас слушатели. Выбирая место, учитывайте свой рост. Необходимо проверить, все ли смогут вас видеть. Если нужно говорить за трибуной, то при невысоком росте позаботьтесь о том, чтобы под трибуну поместили крепкую подставку. «Говорящая голова» выглядит комично и не сможет долго удерживать внимание зрителей. Необходимо следить, чтобы оратор был виден по грудь.

Если во время публичного выступления придётся сидеть, проверьте удобство вашего места. Сидя за столом, нельзя сутулиться и класть на него руки; сидя в кресле, нельзя опираться на подлокотники и спинку, забрасывать ногу на ногу, сцеплять руки на коленах, старайтесь сидеть на краю кресла, немного наклонившись вперед с отодвинутыми слегка назад ногами и прижатыми к полу пятками; необходимо сидеть прямо, свободно, излучая открытость и доброжелательность; смотреть людям в глаза, следить за их эмоциями, жестами и мимикой, всем своим видом демонстрировать заботу и понимание.

Одежда.

Выступление перед большой аудиторией напоминает спектакль, поэтому большое значение имеет одежда докладчика. Учитывая это штаны и юбки должны быть достаточно длинными, носки – высокими, туфли – быть в полном порядке. Одевайте те вещи, в которых вы чувствуете себя комфортно, которые не отвлекают вас своим неудобством. В официальных случаях лучше использовать средне-тёмный костюм, белую или цвета слоновьей кости рубашку и элегантный выразительный галстук. Контрастные цвета, хороший костюм помогут сформировать положительное отношение к вам и поспособствуют успеху публичного выступления. Галстук не должен иметь яркого рисунка, чтобы не отвлекать внимание от лица, вместе с тем, он не должен быть одноцветным. Лучше всего подходят галстуки из матовой ткани, тёмно-синего цвета, цвета красного вина, бордо с едва заметным рисунком. Длина галстука должны быть такой, чтобы её конец едва прикрывал пряжку на поясном ремне.

Если ваш пиджак имеет две пуговицы, нужно застегнуть лишь верхнюю, если три – только среднюю. Если нет очень большой необходимости, не стоит одевать очки при публичном выступлении, ювелирные украшения также не нужны. Если оратор – женщина, её одежда должна иметь длинный рукав, длина юбки – средняя (к середине колена), она не должна быть слишком узкой. Женщины тоже должны избегать ярких массивных украшений. Обувь лучше всего тёмных цветов с незаметными или однотонными бантами; чулки одинакового с обувью цвета. Очки должны иметь простой дизайн и оправу под цвет волос.

Когда вы заходите в аудиторию, двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений. Идите своей обычной походкой, этим вы убедите присутствующих, что вы не волнуетесь и никуда не спешите. Когда вас представили, поднимитесь, обязательно подарите залу лёгкую улыбку и войдите в непосредственный зрительный контакт с аудиторией.

Для того, чтобы показать свою значимость и вызвать уважение аудитории, необходимо контролировать максимально допустимое пространство. Не старайтесь показать себя маленьким человеком и не таитесь где-то в углу сцены. Обязательно займите место в центре или же хотя бы направляйте в центр свой взгляд время от времени. Расправьте плечи, поднимите голову и немного наклонитесь вперёд, демонстрируя что-то наподобие поклона перед аудиторией, можно этот жест несколько раз потом повторить.

Когда вы поднялись на подиум, сцену, трибуну или заняли другое место для выступления, не спешите сразу же начинать говорить. Обязательно сделайте паузу. Можете воспользоваться любой возможностью – попросите стакан воды, разложите бумаги, что-то передвиньте. Используйте паузу настолько, насколько вы считаете необходимым, чтобы подготовить себя внутреннее и настроить аудиторию на общение с вами.

Если вы сильно волнуетесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи. Пауза также вам поможет, чтобы за несколько секунд изучить пространство вокруг вас, понять, как вы его будете использовать. Помните театральную аксиому: чем талантливее актёр, тем большую паузу он умеет держать.

Далее не просто охватите глазами, а внимательно осмотрите зал, присмотритесь ко всей аудитории. Остановитесь взглядом на нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры, маяками в вашем выступлении. Потом, в случае необходимости, вы их можете изменить. Попробуйте подарить ваше персональное внимание как можно большему количеству людей, но обязательно пройдитесь взглядом по всему пространству зала – слева направо, от первого к последнему ряду. Не задерживайтесь долго в задних рядах и снова переведите свой взгляд на передние места. Помните, что их всегда занимают наиболее заинтересованные люди, в их глазах вы найдете для себя поддержку. Зафиксировав для себя несколько таких зрительных «якорей», начинайте говорить.

Мимика и жесты.

Ваша мимика и жесты дают человеку куда больше впечатлений, чем все, что вы произносите. Жестами вы сконцентрируете внимание на важности информации. При жестикулировании существует три правила: первое – не кладите руки в карманы; второе – не прячьте их за спину; третье – не занимайте их посторонними предметами. Руки – это помощники, которые всегда должны быть свободными и готовыми объединиться в единое целое с вашими мыслями.

Нельзя применять «оборонительные» или «защитные» движения тела, например, скрещивание рук на груди, закладывание их за спину. Скрещивание рук демонстрирует неуверенность в том, что человек говорит. Лучше всего занять открытую позу и время от времени демонстрировать улыбку. Постоянно контролируйте свою осанку, спину держите прямой, голову поднятой, двигайтесь естественно.

Во время публичного выступления не застывайте, будто памятник, и не отбрасывайте голову назад, так как этим вы отталкиваете аудиторию и задерживаете поток личностной энергии, который должен динамично влиять на присутствующих. Обязательно двигайтесь. Нужно показать себя живым, энергичным, динамичным. Ваши движения должны быть короткими, точными и убедительными. Когда вы хотите что-то подчеркнуть, подайтесь телом навстречу аудитории или воспользуйтесь жестом приближения вашего тела к присутствующим. Если есть возможность приблизиться к аудитории, то сделайте это тогда, когда вы хотите сообщить ей что-то важное донести и убедить присутствующих в вашей правоте.

Ошибка 1: Несоответствие

Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Если вы начнёте говорить «Здравствуйте, как я рад вас всех видеть....» дрожащим неуверенным голосом, нервно перебирая пальцами пуговицы на костюме – будьте уверены, у слушателей моментально появится недоверие и к сказанному вами, и к самому говорящему. Поэтому вместо «Я рад...» – радуйтесь на самом деле! Если же вы не испытываете радости, не стоит лгать. Лучше честно признаться: «Сегодня великий день, поэтому я волнуюсь...» Тогда вы, по крайней мере, произведёте впечатление честного человека, говорящего правдивые вещи.

Ошибка 2: Оправдания.

Не нужно перед публикой оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Нужно говорить так, чтобы большая часть слушателей почувствовала: вы понимаете их стремления и желания, говорите для них и обращаетесь к каждому из них персонально. Если вы будете действовать именно так.

Ошибка 3. Извинения.

Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. «Прошу простить меня за... (мой простуженный голос, мой внешний вид, плохое качество слайдов, слишком короткое выступление, слишком длинную речь и т.д. и т.п.)». Лучше с самого начала избегайте того, за что нужно будет просить прощения. Вырабатывайте умение превратить недостаток в достоинство: «У меня сегодня простуженный голос, поэтому прошу вас сдвинуться и сесть ко мне поближе. Таким образом, сплотившись ещё больше, мы продемонстрируем, что мы все – одна команда, работающая в тесном взаимодействии».

Ошибка 4: Глаза и брови.

Исследования показали, что области глаз оратора публика уделяет в 10 – 15 раз больше внимания, чем любой другой части лица. Брови – главный элемент вашей мимики, они не только указывают на эмоции, но и управляют ими. Высоко поднятые брови – признак неуверенности и некомпетентности. Обращайте внимание на свои глаза и брови. Если они будут говорить то же, что и ваши слова, публика вас полюбит. Смеющиеся глаза и прямые брови – это как раз то, что нужно. Слушать вас приятно, публика уверена в вашей компетентности.

Ошибка 5: Подбор слов.

В древности учителя риторики говорили своим ученикам: «Расскажи мне так, чтобы я это увидел!». Слова должны создавать нужную вам картинку в голове слушателей. Поэтому используйте только те слова, которые подкрепляют желаемую цель. Пусть до ушей слушателей долетает лишь то, что должно туда попасть. Если вы хотите создать позитивный настрой, тогда вместо «это не плохо», скажите «это хорошо». Создавайте позитивное настроение позитивными словами – ведь от настроения публики зависит очень многое.

Ошибка 6: Отсутствие юмора.

Добавьте в свою серьёзную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность – слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства. Смех – это живительная среда для работы мозга. Высококлассные педагоги знают, что юмор и хорошее настроение только прибавляют желания учиться и делают процесс более эффективным. Смех помогает расслабиться и приводит к образованию в мозгу такой химической среды, в которой лучше происходит восприятие новой информации – это доказано нейрофизиологами.

Ошибка 7: Всезнайство.

Чтобы не попасть в смешное положение, достаточно просто ответить: «Нет, этот автор мне не знаком. Если вы считаете, что его учение подходит к нашей теме, прошу рассказать о нём в нескольких словах». Открыто признаваясь в своём знании или незнании, вы завоевываете ещё большую симпатию аудитории. Подключайте слушателей с новой информацией к докладу, умейте оценить их знания. Этим вы убьете сразу нескольких зайцев: продемонстрируете уважение к участникам и внесёте оживление в собственное выступление, дополните и обогатите его. Вы должны быть благодарны аудитории за активное участие, ведь это, как минимум, признак интереса к вашему выступлению.

Ошибка 8: Суетливость.

По тому, как движется докладчик, легко понять, насколько он уверен в себе. Постоянное «хождение» во время публичного выступления не случайно. Оно выдаёт желание неуверенного в себе оратора сбежать. Именно так оно и воспринимается аудиторией. Главное, чтобы со своего места вы могли установить зрительный контакт со всей аудиторией. Перемещайтесь, но перемещайтесь осознанно, контролируя пространство. Различные части доклада маркируйте сменой позиции. Этим вы улучшите восприятие информации и облегчите её запоминание.

Ошибка 9: Монотонность.

Монотонно бубнящий лектор быстро вызывает раздражение и усталость аудитории, слушатели еле сдерживаются, чтобы не начать зевать. Напротив, искусный оратор мастерски владеет своей речью. Чтобы держать публику «в тонусе» он постоянно варьирует громкость и силу своего голоса, придавая ему живости. Когда хочет вызвать напряжённость и интерес, он заговорщически затихает и произносит слова чуть медленнее. Говоря громче, он выделяет главное в своём публичном выступлении. Когда нужно, он добавляет голосу значительности и драматизма. Обратите внимание на звучание своей речи. Выделяете ли вы голосом ключевые моменты публичного выступления, цитаты, утверждения? Повышаете ли высоту звука в конце вопроса? Изменяется ли темп речи в зависимости от её содержания? Выражайте голосом свои чувства, и вы завоюете публику.

Ошибка 10: Отсутствие пауз.

Новички в ораторском ремесле панически боятся пауз, неизбежно возникающих во время публичного выступления. Как правило, они спешат заполнить их разной словесной чепухой и словами-паразитами: «Ээээ... Значит так... Ээээ... Ну, что ещё сказать... Ээээ...». В результате публика думает: «Ээээ... Ну ничего себе! Когда же он закончит мычать?» Кто-то начинает считать, сколько раз вы скажете «Ээээ..», кто-то погружается в свои мысли и начинает смотреть в окно, не обращая на вас внимания, остальные мучаются и считают минуты до конца лекции. Когда нечего сказать – лучше помолчите, пока придут нужные слова. Иногда оратору необходимо время, чтобы подумать, свериться со своими записями, или же просто попить воды, а публике нужны паузы, чтобы осмыслить сказанное вами.

Асы ораторского мастерства используют паузы целенаправленно, чтобы получить обратную связь от аудитории. Они активно пользуются интерпаузами, во время которых публика может обдумать сказанное, и нагнетающими обстановку интрапаузами, когда слушатели должны предугадать дальнейшее развитие повествования. Паузу можно использовать для установления визуального контакта, чтобы проконтролировать, правильно ли вас поняли; для усиления напряжения и драматизма; для возбуждения любопытства («...а что он скажет дальше?») и для многого другого. Поэтому не бойтесь делать паузы. Обычно публика воспринимает их длительность гораздо короче, чем это кажется самому докладчику.

Публичное выступление имеет ряд своих особенностей, которые необходимо учитывать, если вы хотите быть услышанными.

В отличие от диалога, публичное выступление – это всегда немного спектакль, для его успеха надо захватить внимание аудитории. Этого не добьёшься монотонным зачитыванием текста «по бумажке», поэтому придётся заранее и подготовить своё выступление, поработать над его содержанием.

Уловки выступающего.

Есть ряд приёмов, которые могут заметно усилить эффект ваших слов – специалисты называют их уловками:

· жесты – многозначительные покачивания головой, шутливый призыв к вниманию при помощи поднятого пальца, пожимание плечами во время выступления оппонента и т.п.;

· обращение «к карману» – заостряйте внимание на соответствие ваших предложений интересам присутствующих, их прямую заинтересованность в разрешении вопроса;

· «сам съешь» – обращайте колкости и возражения оппонентов против них самих («– Вы экстремист! – Экстремисты – чиновники, которые творят это безобразие…»).

Не бойтесь, если ваше выступление выльется в спор, полемику. При грамотной тактике, вы сможете одержать победу, что ещё больше усилит эффект ваших слов – «раз ваш противник оказался неправ, значит правы вы».

Перефразируйте задаваемые вопросы.

Когда кто-либо задаст вам вопрос, потратьте пару секунд на то, чтобы его перефразировать. Во время выступления перед аудиторией это позволит вам быть уверенным, что суть вопроса понятна каждому присутствующему. Но более важным преимуществом такого метода является возможность выкроить дополнительное время для подготовки к ответу.

Опытные ораторы и мастера публичных выступлений чаще всего заранее подготавливают качественные ответы на возможные общие вопросы. Но, если у вас нет достаточного опыта или поставленный вопрос слишком неожиданный, перефразировка вопроса позволит помочь сохранить самообладание. При этом со стороны для всех это выглядит, как будто вы незамедлительно смогли дать убедительный ответ.

Не спешите.

Во время презентаций, выступлений или переговоров проявление вашей нервозности может привести к неприятным последствиям. Когда вы чувствуете, что начали запинаться, терять нить разговора или забывать то, что хотели сказать, просто прервитесь и сделайте глубокий вдох. Такая пауза будет едва заметна для окружающих. Большинство людей спешат и делают ошибки во время своей речи, чувствуя нервозность. Поэтому умышленное замедление речи и небольшая пауза поможет предотвратить возможные проблемы, которые могли бы быть гораздо заметнее.

Блок 5. НЕВЕРБАЛИКА

Движение глаз

Коммуникативные компетенции делового человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.36.249 (0.078 с.)