Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ее именуют порой «изящной словесностью» или «искусством слова».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Литература - письменная форма искусства слова. Различают художественную, научную, публицистическую, справочную, критическую, куртуазную, эпистолярную и др. литературу. Пространственно - временные – сценические – (театр, кино, цирк.)
3. Структура искусствознания. Виды изданий искусствоведческого и литературоведческого характера. Искусствознание - комплекс наук, изучающих: Многосоставность, комплексность структуры искусствознания проявляется главным образом в трех аспектах. Во-первых, искусствознание разделяется на общее (исследование закономерностей, присущих всем видам искусства) и частное - анализ специфических особенностей функционирования (производства и потребления) различных видов художественного творчества. Во-вторых, структурно искусствознание являет собой совокупность трех субдисциплин: художественной критики, которая есть не что иное, как рефлексия современников (экспертов в данном виде искусства) на текущие конкретные факты искусства, истории искусства, которая систематизирует и описывает генезис и функционирование художественных ценностей, и теории искусства, обобщающей закономерности создания и социального функционирования соответствующего вида искусства. Общей теорией искусства выступает эстетика. В-третьих, искусствознание вступает в определенные отношения с рядом неискусствоведческих научных дисциплин, методологические подходы, выводы и наблюдения которых существенны для комплексного изучения искусства. В этом отношении особенно значимы социология искусства, психология художественного творчества, семиотика искусства и культурология. Междисциплинарное изучение искусства обогащает искусствознание, способствует более углубленному изучению его различных аспектов - закономерностей творчества, характера художественных коммуникаций, особенностей социального функционирования художественных ценностей, специфики восприятия искусства и т. д. Виды изданий искусствоведческого и литературоведческого характера. Программно-методическая литература Учебная программа – учебно-программное издание, определяющее содержание, объем, порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины. Обучающие издания Учебник – учебно-теоретическое издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (или ее части, раздела), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебник является основной учебной книгой по дисциплине Учебное пособие – учебно-теоретическое издание, частично заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Обычно выпускается в дополнение к учебнику, может охватывать не всю дисциплину, а лишь один или несколько разделов учебной программы. Курс лекций – тексты лекций одного или нескольких авторов по отдельным темам или курсу в целом, его можно рассматривать как дополнение к учебнику. Программно-методическая литература Практикум – учебное издание, нацеленное формирование и закрепление умений, практических навыков, обучение способам и методам использования теоретических знаний в конкретных условиях. Хрестоматия – сборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника, в ее состав могут входить документы, литературные произведения и фрагменты из них. Важное место в хрестоматии занимают методические указания, в которых разъясняются особенности включенного текста, раскрывается его связь с учебным материалом. Сборник задач (упражнений) – учебно-практическое издание, содержащее задачи (упражнения) и ответы к ним в объеме определенного курса (или его раздела). Сборник иностранных текстов – учебно-практическое издание, содержащее тексты для изучения иностранного языка и методические рекомендации в объеме определенного курса. Учебно-методическая литература Учебно-методическое пособие – учебно-методическое издание, которое содержит как теоретические сведения по учебной дисциплине (или ее разделу), так и материалы по методике ее самостоятельного изучения и практического освоения. Методические рекомендации – учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике самостоятельного изучения либо практического освоения студентами учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний. Научная литература Тезисы докладов (сообщений) научных конференций, съездов, симпозиумов – подвид непериодического научного издания, содержащего материалы предварительного характера: аннотации, рефераты докладов и (или) сообщений. Материалы конференции (съезда, симпозиума) – непериодический сборник, содержащий полные тексты докладов, сообщений, выступлений участников, результаты дискуссий, рекомендации, решения, принятые на конференции, постановления, резолюции. Сборник научных трудов – научное издание, содержащее статьи с результатами исследований по научным и научно-техническим направлениям деятельности университета. Монография – научное или научно-популярное книжное издание, которое полно и всесторонне исследует тему или проблему и подводит итог их разработки в науке многими учеными и специалистами. У монографии может быть один или несколько авторов (коллективная монография). Автореферат диссертации – информационное бесплатное издание небольшого объема, в котором автор диссертации излагает основные положения своего исследовательского труда, представленного к защите на соискание ученой степени кандидата или доктора наук. Научный журнал – периодическое издание, содержащее статьи и материалы о научных исследованиях как теоретического, так и прикладного характера. Справочная литература Словарь – справочное издание в форме упорядоченного перечня заглавных слов – названий объектов справки – и относящихся к ним справочных сведений. Словарь-справочник – словарь, статьи которого содержат не только определение понятий, но и справочные сведения, рассчитанные, в отличие от словаря, на справки практического, а не энциклопедического характера. Учебный справочник – учебно-справочное издание, содержащее справочные сведения по определенной учебной дисциплине (ее части, разделу) или комплексу дисциплин, предусмотренные учебной программой. Включает комплекс сведений, имеющих прикладной, практический характер. Памятка – справочное издание, содержащее сведения по систематизации определенной области знаний. Включает материалы, имеющие практический характер. Рекламные издания Проспект (университета, его подразделения) – рекламно-справочное издание, содержащее систематизированные сведения об университете (и его подразделениях) или о его отдельном подразделении. Издательский дом периодически выпускает в свет ограниченным тиражом подобные проспекты на русском и английском языках. Проспект (листовка) – рекламно-справочное издание, содержащее систематизированные и строго рубрицированные сведения о конкретном предмете (приборе, механизме, устройстве и т.п.), серии предметов или процессе, предназначенных для продажи или экспонирования.
4. Информационные потребности в области искусства. Потребность - одно из фундаментальных понятий современной науки, имеющее совокупность утвердившихся значений в рамках той или иной области. В наиболее общем виде потребность определяется философами как '...нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом" Понятие «информационная потребность» является одним из ключевых для всех видов искусства. Вместе с тем, несмотря на большое количество публикаций по данной проблеме в настоящее время не существует общепринятого определения термина «информационная потребность», информационные потребности остаются недостаточно изученными по существу. Для всех видов потребностей человека характерна одна общая особенность - информационная составляющая. Справедливо отметил Г.И.Щербицкий: «Все живое, в отличие от неживого, испытывает потребность в информации» Наибольшее распространение в современной теории информационных потребностей получил деятельностный подход в соответствии, с которым в основе возникновения информационных потребностей лежит деятельность человека. Под воздействием факторов внешней и внутренней среды перед субъектом встает задача, реализация которой требует необходимой информации. В результате обдумывания задачи в соответствующей зоне долговременной памяти человека складывается образ или внутренняя модель этой задачи», т.е. осознание субъектом возникшей информационной потребности ведет к созданию идеального «поискового образа», который соответствует представлениям субъекта о характере и содержании той информации, которой ему не хватает для решения поставленных задач. Этот процесс формирования субъективных представлений о собственном незнании - отражение; процесса предметизации информационных потребностей и происходит на базе анализа «уже имеющейся у субъекта информации о компонентах и условиях деятельности, т. е. на основании его информационного потенциала (тезауруса) в определенной области». С момента возникновения у человека информационной потребности он начинает оценивать под углом зрения этой потребности всю поступающую к нему информацию, разделяя ее на релевантную и нерелевантную. Созданный в долговременной памяти образ служит тем «...эталоном, с которым сравнивается вся поступающая информация. Если она имеет отношение к данному эталону, то считается релевантной и заносится в определенную зону... памяти... Вся остальная информация, считается нерелевантной». По мнению С.Д. Коготкова, «информационные потребности оказывают важное управляющее воздействие на общественные институты и отдельных индивидов, занимающихся созданием, сбором, хранением, распространением и использованием информации, ориентируя их на производство, распространение и потребление той социальной информации, которая способна удовлетворять имеющиеся потребности и соответствует сложившемуся в обществе уровню деятельности и сформировавшемуся информационному потенциалу субъектов». Если поиск информации в искусственных информационных системах, в т. ч. библиотеках, базах данных в Интернете завершился успешно, то субъект может приступать к реализации целей деятельности по удовлетворению потребности. Если поиск не принес ожидаемых результатов, значит, у субъекта ограничены возможности по доступу к располагающими человечеством информационными ресурсами, либо необходимая информация отсутствует в обществе вообще. Возможности субъекта по доступу к информационным ресурсам могут быть ограничены, например, местом проживания, техническими и финансовыми возможностями и рядом других причин. Так, житель небольшого населенного пункта может испытывать трудности по использованию информационных ресурсов крупнейших библиотек столицы, а отсутствие персонального компьютера на работе и дома значительно затрудняет доступ к Интернет-ресурсам. Процесс переработки информационных источников с целью анализа и получения новой информации представляет собой характерный вид творческой деятельности, а созданная индивидуумом в процессе этой деятельности новая информация является источником нового знания. Основываясь на вышеизложенном, информационную потребность можно определить как осознанную нужду в информации, необходимой для удовлетворения материальных и духовных потребностей индивидуума. ВЫВОДЫ 1. Информационная потребность - это осознанная нужда в информации, необходимой для удовлетворения духовных потребностей индивидуума. 2. Механизм возникновения и функционирования информационной потребности выглядит следующим образом: потребность в духовных ценностях - потребность в информации о предмете потребности - создание поискового образа потребности и соотнесение его с имеющейся во внутренней памяти информацией - поиск недостающей информации во внешней среде (при необходимости) - создание новой нооинформации (при отсутствии необходимой) - анализ полученной из внешней и внутренней среды информации и осуществление деятельности по удовлетворению потребности. 3. Информационные потребности - первопричина возникновения и развития информационных систем. 4. Удовлетворение информационных потребностей посредством использования баз данных (информационных систем) становится обязательным условием для осуществления большинства видов деятельности современного человека, особенно в сфере искусства.
5. Типы и виды изоизданий. Изоиздания: книжные (альбом), листовые издания и художественные иллюстрации в печатных изданиях. Альбом – 2 разновидности: текст + иллюстративный ряд, вплетенный в ткань текста, сборник репродукций – альбом – каталог «Государственный Эрмитаж». В начале выступает статья научного, научно-популярного и популярного характера – уровень определяется рядом иллюстраций. Художественные альбомы: персональные и общие. К листовым изоизданиям относят все виды опубликованных листовых изоизданий, объединенных по признаку знаковой (визуальной) природы информации и материальной конструкции (лист), на любых носителях информации, а также их составные части и группы однородных и разнородных видов: – изобразительные материалы, выполняющие функцию массовой визуальной информации и популяризации художественной культуры (художественная репродукция, изобразительная открытка, репродукционная фотография); Листовые издания: – произведения графики (плакат, эстамп (оттиск с авторского экземпляра на литографском камне), лубок, прикладная графика – экслибрис, этикетка и т. д.). – художественно-документальные материалы (тиражная и оригинальная авторская фотография). Изоиздания могут быть одночастными или многочастными.
6. Типы и виды нотных изданий. Типизируются по ряду признаков, в том числе: По целевому назначению (научные, учебные, концертные). Научное издание - это научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы. Рассчитаны они на специалистов в данной области науки, однако могут использоваться и другими категориями читателей. Учебное издание (УИ) содержит материал, изложенный в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитано на учащихся разного возраста и степени обучения Целевое назначение учебных изданий -- обеспечение процесса обучения, содействие усвоению знаний в условиях определенной системы образования, подготовки и переподготовки кадров. Концертное По читательскому адресу (для профессионалов и полупрофессионалов). По составу (собрания сочинений, сборники, моноиздания).
7. Типы и виды изданий художественной литературы. Издание — основной вид опубликованного, печатного, полиграфического документа. Это документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения. К изданиям могут быть причислены все документы, выпущенные по планам издательств или внепланово, на основе договоров с авторами, любыми способами полиграфической печати. Издание — это документ, выполненный на бумаге. По печатной бумаге для различных способов печати различают издания на мелованной бумаге, глазированной, книжно-журнальной, на бумаге машинной гладкости. Издание отличается от других видов документов своей конструкцией, спецификой оформления и полиграфического исполнения. Набор типовых конструктивных элементов издания, а также требования к его оформлению регламентированы специальными стандартами. В то же время конструкция каждого вида издания зависит от целевого и читательского назначения, характера информации и может конкретизироваться. Литературно-художественное (ЛХИ) — это издание, содержащее произведение (одно или несколько) художественной литературы. В произведении художественной литературы средством познания и отражения действительности является художественное слово. ЛХИ призваны обеспечивать ознакомление общества с содержанием произведений художественной литературы, способствовать формированию эстетического вкуса, нравственных принципов, высоких моральных качеств, содействовать отдыху. Читательское назначение этих изданий очень широко. Форма описания произведения (стихотворная, прозаическая), жанр (большая — роман, драма, эпос; средняя — повесть, поэма, эссе; малая — рассказ, стих), объект и предмет описания (духовно-нравственная сфера, социальные проблемы, область эстетики и др.) определяют характер информации, содержащейся в ЛХИ, влияют на его тип и вид. Издания художественной литературы подразделяются на три подтипа: научное, научно-массовое и массовое. Научное издание произведений художественной литературы отличается наибольшей полнотой отражения творческого наследия писателя, точностью текста, тщательно разработанным справочным аппаратом. Этот тип издания предназначен для исследовательской работы. Такие издания представлены в виде полного собрания сочинений или академического собрания сочинений, которые включают все написанное писателем: законченные и незаконченные произведения, отрывки, наброски, письма, дневники, статьи и т.п. Научно-массовое издание менее полно по составу. Оно включает не все произведения писателя, его справочный аппарат более популярен. Комментарий представляет собой связный рассказ, а вступительная статья носит характер обзора творчества автора, литературы, эпохи и т.п. Научно-массовое издание рассчитано на более широкий круг читателей. Оно представлено в виде собрания сочинений, включающее только наиболее значительные произведения писателя. Массовое издание художественной литературы призвано удовлетворять запросы самых широких кругов читателей, знакомить их с наиболее значительными художественными произведениями писателей-классиков и современных писателей. Это отдельные издания литературно-художественных произведений, сборники, альманахи, антологии, избранные сочинения. Научные собрания сочинений имеют большой объем (многотомные — до 60 томов), рассчитаны на длительное пользование, имеют плотный переплет, обычно покрытый тканью, строгое, научного типа внешнее оформление. Иллюстрации, как правило, документального типа. Научно-массовые издания предназначены широкому кругу читателей, рассчитаны на интенсивное использование. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что издание — важнейший вид документа, главный источник информации, универсальное средство социальной коммуникации.
Научное. Цель – филологическая оценка произведения художественной литературы, адресовано – профессионалам литературоведам, филологам и др. Внешние признаки – канонический текст, все варианты, авторские редакции данного текста, все мемуары и документальные источники, огромный справочный аппарат (только русские авторы, не переводные) Научно-популярно е. Цель – популяризация не только авторского текста, но и знаний о нем. Адресовано – квалифицированный читатель. Внешние признаки – подробный справочный аппарат наличие канонического текста. Массовое. Цель – популяризация художественной литературы как одного из видов искусств. Адресовано – широкий круг читателей, который предполагает наличие элементарного художественного восприятия. Внешние признаки – отсутствие справочного аппарата. Титульный лист и текст. Виды художественной литературы (выделены по структуре и составу): Собрание сочинений – однотомное или многотомное издание содержащее часть наиболее значительных произведений одного автора дабы представить творчество в целом. Бывают: Полные, Избранные, Неполные. Сборник – ряд произведений. Авторские (2 или более одного автора, бывает – жанровый, тематический, хронологический, итоговый и др.), коллективные (2 и более авторов по теме, литературному направлению, жанру, посвященные определенной литературной школе, течению, кружку и др. Бывают – альманах (жанры разные, одно литературное направление, 2 и более авторов), антология (в сб. включены произведения одного жанра), хрестоматия (ряд или часть произведений входящих в один учебный курс). Моноиздание. Отдельное издание одного автора. Разновидности: моноиздание с полным текстом, издание с сокращенным (адаптированным текстом).
8. Справочные издания по искусству.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.39.176 (0.012 с.) |