Ее именуют порой «изящной словесностью» или «искусством слова». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ее именуют порой «изящной словесностью» или «искусством слова».



Литература - письменная форма искусства слова. Различают художественную, научную, публицистическую, справочную, критическую, куртуазную, эпистолярную и др. литературу.

Пространственно - временные – сценические – (театр, кино, цирк.)

 

3. Структура искусствознания. Виды изданий искусствоведческого и литературоведческого характера.

Искусствознание - комплекс наук, изучающих:
- искусство и художественную культуру общества в целом;
- отдельные виды искусства и их отношение к действительности;
- совокупность вопросов формы и содержания художественных произведений.

Многосоставность, комплексность структуры искусствознания проявляется главным образом в трех аспектах. Во-первых, искусствознание разделяется на общее (исследование закономерностей, присущих всем видам искусства) и частное - анализ специфических особенностей функционирования (производства и потребления) различных видов художественного творчества. Во-вторых, структурно искусствознание являет собой совокупность трех субдисциплин: художественной критики, которая есть не что иное, как рефлексия современников (экспертов в данном виде искусства) на текущие конкретные факты искусства, истории искусства, которая систематизирует и описывает генезис и функционирование художественных ценностей, и теории искусства, обобщающей закономерности создания и социального функционирования соответствующего вида искусства. Общей теорией искусства выступает эстетика. В-третьих, искусствознание вступает в определенные отношения с рядом неискусствоведческих научных дисциплин, методологические подходы, выводы и наблюдения которых существенны для комплексного изучения искусства. В этом отношении особенно значимы социология искусства, психология художественного творчества, семиотика искусства и культурология. Междисциплинарное изучение искусства обогащает искусствознание, способствует более углубленному изучению его различных аспектов - закономерностей творчества, характера художественных коммуникаций, особенностей социального функционирования художественных ценностей, специфики восприятия искусства и т. д.

Виды изданий искусствоведческого и литературоведческого характера.

Программно-методическая литература

Учебная программа – учебно-программное издание, определяющее содержание, объем, порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины.

Обучающие издания

Учебник – учебно-теоретическое издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (или ее части, раздела), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебник является основной учебной книгой по дисциплине

Учебное пособие – учебно-теоретическое издание, частично заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Обычно выпускается в дополнение к учебнику, может охватывать не всю дисциплину, а лишь один или несколько разделов учебной программы.

Курс лекций – тексты лекций одного или нескольких авторов по отдельным темам или курсу в целом, его можно рассматривать как дополнение к учебнику.

Программно-методическая литература

Практикум – учебное издание, нацеленное формирование и закрепление умений, практических навыков, обучение способам и методам использования теоретических знаний в конкретных условиях.

Хрестоматия – сборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника, в ее состав могут входить документы, литературные произведения и фрагменты из них. Важное место в хрестоматии занимают методические указания, в которых разъясняются особенности включенного текста, раскрывается его связь с учебным материалом.

Сборник задач (упражнений) – учебно-практическое издание, содержащее задачи (упражнения) и ответы к ним в объеме определенного курса (или его раздела).

Сборник иностранных текстов – учебно-практическое издание, содержащее тексты для изучения иностранного языка и методические рекомендации в объеме определенного курса.

Учебно-методическая литература

Учебно-методическое пособие – учебно-методическое издание, которое содержит как теоретические сведения по учебной дисциплине (или ее разделу), так и материалы по методике ее самостоятельного изучения и практического освоения.

Методические рекомендации – учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике самостоятельного изучения либо практического освоения студентами учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний.

Научная литература

Тезисы докладов (сообщений) научных конференций, съездов, симпозиумов – подвид непериодического научного издания, содержащего материалы предварительного характера: аннотации, рефераты докладов и (или) сообщений.

Материалы конференции (съезда, симпозиума) – непериодический сборник, содержащий полные тексты докладов, сообщений, выступлений участников, результаты дискуссий, рекомендации, решения, принятые на конференции, постановления, резолюции.

Сборник научных трудов – научное издание, содержащее статьи с результатами исследований по научным и научно-техническим направлениям деятельности университета.

Монография – научное или научно-популярное книжное издание, которое полно и всесторонне исследует тему или проблему и подводит итог их разработки в науке многими учеными и специалистами. У монографии может быть один или несколько авторов (коллективная монография).

Автореферат диссертации – информационное бесплатное издание небольшого объема, в котором автор диссертации излагает основные положения своего исследовательского труда, представленного к защите на соискание ученой степени кандидата или доктора наук.

Научный журнал – периодическое издание, содержащее статьи и материалы о научных исследованиях как теоретического, так и прикладного характера.

Справочная литература

Словарь – справочное издание в форме упорядоченного перечня заглавных слов – названий объектов справки – и относящихся к ним справочных сведений.

Словарь-справочник – словарь, статьи которого содержат не только определение понятий, но и справочные сведения, рассчитанные, в отличие от словаря, на справки практического, а не энциклопедического характера.

Учебный справочник – учебно-справочное издание, содержащее справочные сведения по определенной учебной дисциплине (ее части, разделу) или комплексу дисциплин, предусмотренные учебной программой. Включает комплекс сведений, имеющих прикладной, практический характер.

Памятка – справочное издание, содержащее сведения по систематизации определенной области знаний. Включает материалы, имеющие практический характер.

Рекламные издания

Проспект (университета, его подразделения) – рекламно-справочное издание, содержащее систематизированные сведения об университете (и его подразделениях) или о его отдельном подразделении. Издательский дом периодически выпускает в свет ограниченным тиражом подобные проспекты на русском и английском языках.

Проспект (листовка) – рекламно-справочное издание, содержащее систематизированные и строго рубрицированные сведения о конкретном предмете (приборе, механизме, устройстве и т.п.), серии предметов или процессе, предназначенных для продажи или экспонирования.

 

 

4. Информационные потребности в области искусства.

Потребность - одно из фундаментальных понятий современной науки, имеющее совокупность утвердившихся значений в рамках той или иной области. В наиболее общем виде потребность определяется философами как '...нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом"

Понятие «информационная потребность» является одним из ключевых для всех видов искусства. Вместе с тем, несмотря на большое количество публикаций по данной проблеме в настоящее время не существует общепринятого определения термина «информационная потребность», информационные потребности остаются недостаточно изученными по существу.

Для всех видов потребностей человека характерна одна общая особенность - информационная составляющая. Справедливо отметил Г.И.Щербицкий: «Все живое, в отличие от неживого, испытывает потребность в информации»

Наибольшее распространение в современной теории информационных потребностей получил деятельностный подход в соответствии, с которым в основе возникновения информационных потребностей лежит деятельность человека.

Под воздействием факторов внешней и внутренней среды перед субъектом встает задача, реализация которой требует необходимой информации. В результате обдумывания задачи в соответствующей зоне долговременной памяти человека складывается образ или внутренняя модель этой задачи», т.е. осознание субъектом возникшей информационной потребности ведет к созданию идеального «поискового образа», который соответствует представлениям субъекта о характере и содержании той информации, которой ему не хватает для решения поставленных задач. Этот процесс формирования субъективных представлений о собственном незнании - отражение; процесса предметизации информационных потребностей и происходит на базе анализа «уже имеющейся у субъекта информации о компонентах и условиях деятельности, т. е. на основании его информационного потенциала (тезауруса) в определенной области».

С момента возникновения у человека информационной потребности он начинает оценивать под углом зрения этой потребности всю поступающую к нему информацию, разделяя ее на релевантную и нерелевантную. Созданный в долговременной памяти образ служит тем «...эталоном, с которым сравнивается вся поступающая информация. Если она имеет отношение к данному эталону, то считается релевантной и заносится в определенную зону... памяти... Вся остальная информация, считается нерелевантной».

По мнению С.Д. Коготкова, «информационные потребности оказывают важное управляющее воздействие на общественные институты и отдельных индивидов, занимающихся созданием, сбором, хранением, распространением и использованием информации, ориентируя их на производство, распространение и потребление той социальной информации, которая способна удовлетворять имеющиеся потребности и соответствует сложившемуся в обществе уровню деятельности и сформировавшемуся информационному потенциалу субъектов».

Если поиск информации в искусственных информационных системах, в т. ч. библиотеках, базах данных в Интернете завершился успешно, то субъект может приступать к реализации целей деятельности по удовлетворению потребности. Если поиск не принес ожидаемых результатов, значит, у субъекта ограничены возможности по доступу к располагающими человечеством информационными ресурсами, либо необходимая информация отсутствует в обществе вообще. Возможности субъекта по доступу к информационным ресурсам могут быть ограничены, например, местом проживания, техническими и финансовыми возможностями и рядом других причин. Так, житель небольшого населенного пункта может испытывать трудности по использованию информационных ресурсов крупнейших библиотек столицы, а отсутствие персонального компьютера на работе и дома значительно затрудняет доступ к Интернет-ресурсам.

Процесс переработки информационных источников с целью анализа и получения новой информации представляет собой характерный вид творческой деятельности, а созданная индивидуумом в процессе этой деятельности новая информация является источником нового знания.

Основываясь на вышеизложенном, информационную потребность можно определить как осознанную нужду в информации, необходимой для удовлетворения материальных и духовных потребностей индивидуума.

ВЫВОДЫ

1. Информационная потребность - это осознанная нужда в информации, необходимой для удовлетворения духовных потребностей индивидуума.

2. Механизм возникновения и функционирования информационной потребности выглядит следующим образом: потребность в духовных ценностях - потребность в информации о предмете потребности - создание поискового образа потребности и соотнесение его с имеющейся во внутренней памяти информацией - поиск недостающей информации во внешней среде (при необходимости) - создание новой нооинформации (при отсутствии необходимой) - анализ полученной из внешней и внутренней среды информации и осуществление деятельности по удовлетворению потребности.

3. Информационные потребности - первопричина возникновения и развития информационных систем.

4. Удовлетворение информационных потребностей посредством использования баз данных (информационных систем) становится обязательным условием для осуществления большинства видов деятельности современного человека, особенно в сфере искусства.

 

5. Типы и виды изоизданий.

Изоиздания: книжные (альбом), листовые издания и художественные иллюстрации в печатных изданиях.

Альбом – 2 разновидности: текст + иллюстративный ряд, вплетенный в ткань текста, сборник репродукций – альбом – каталог «Государственный Эрмитаж». В начале выступает статья научного, научно-популярного и популярного характера – уровень определяется рядом иллюстраций.

Художественные альбомы: персональные и общие.

К листовым изоизданиям относят все виды опубликованных листовых изоизданий, объединенных по признаку знаковой (визуальной) природы информации и материальной конструкции (лист), на любых носителях информации, а также их составные части и группы однородных и разнородных видов:

– изобразительные материалы, выполняющие функцию массовой визуальной информации и популяризации художественной культуры (художественная репродукция, изобразительная открытка, репродукционная фотография);

Листовые издания: – произведения графики (плакат, эстамп (оттиск с авторского экземпляра на литографском камне), лубок, прикладная графика – экслибрис, этикетка и т. д.).

– художественно-документальные материалы (тиражная и оригинальная авторская фотография).

Изоиздания могут быть одночастными или многочастными.

 

6. Типы и виды нотных изданий.

Типизируются по ряду признаков, в том числе:

По целевому назначению (научные, учебные, концертные).

Научное издание - это научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы. Рассчитаны они на специалистов в данной области науки, однако могут использоваться и другими категориями читателей.

Учебное издание (УИ) содержит материал, изложенный в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитано на учащихся разного возраста и степени обучения

Целевое назначение учебных изданий -- обеспечение процесса обучения, содействие усвоению знаний в условиях определенной системы образования, подготовки и переподготовки кадров.

Концертное

По читательскому адресу (для профессионалов и полупрофессионалов).

По составу (собрания сочинений, сборники, моноиздания).

 

7. Типы и виды изданий художественной литературы.

Издание — основной вид опубликованного, печатного, полиграфического документа. Это документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения. К изданиям могут быть причислены все документы, выпущенные по планам издательств или внепланово, на основе договоров с авторами, любыми способами полиграфической печати.

Издание — это документ, выполненный на бумаге. По печатной бумаге для различных способов печати различают издания на мелованной бумаге, глазированной, книжно-журнальной, на бумаге машинной гладкости.

Издание отличается от других видов документов своей конструкцией, спецификой оформления и полиграфического исполнения. Набор типовых конструктивных элементов издания, а также требования к его оформлению регламентированы специальными стандартами. В то же время конструкция каждого вида издания зависит от целевого и читательского назначения, характера информации и может конкретизироваться.

Литературно-художественное (ЛХИ) — это издание, содержащее произведение (одно или несколько) художественной литературы. В произведении художественной литературы средством познания и отражения действительности является художественное слово.

ЛХИ призваны обеспечивать ознакомление общества с содержанием произведений художественной литературы, способствовать формированию эстетического вкуса, нравственных принципов, высоких моральных качеств, содействовать отдыху. Читательское назначение этих изданий очень широко.

Форма описания произведения (стихотворная, прозаическая), жанр (большая — роман, драма, эпос; средняя — повесть, поэма, эссе; малая — рассказ, стих), объект и предмет описания (духовно-нравственная сфера, социальные проблемы, область эстетики и др.) определяют характер информации, содержащейся в ЛХИ, влияют на его тип и вид.

Издания художественной литературы подразделяются на три подтипа: научное, научно-массовое и массовое.

Научное издание произведений художественной литературы отличается наибольшей полнотой отражения творческого наследия писателя, точностью текста, тщательно разработанным справочным аппаратом. Этот тип издания предназначен для исследовательской работы. Такие издания представлены в виде полного собрания сочинений или академического собрания сочинений, которые включают все написанное писателем: законченные и незаконченные произведения, отрывки, наброски, письма, дневники, статьи и т.п.

Научно-массовое издание менее полно по составу. Оно включает не все произведения писателя, его справочный аппарат более популярен. Комментарий представляет собой связный рассказ, а вступительная статья носит характер обзора творчества автора, литературы, эпохи и т.п. Научно-массовое издание рассчитано на более широкий круг читателей. Оно представлено в виде собрания сочинений, включающее только наиболее значительные произведения писателя.

Массовое издание художественной литературы призвано удовлетворять запросы самых широких кругов читателей, знакомить их с наиболее значительными художественными произведениями писателей-классиков и современных писателей. Это отдельные издания литературно-художественных произведений, сборники, альманахи, антологии, избранные сочинения.

Научные собрания сочинений имеют большой объем (многотомные — до 60 томов), рассчитаны на длительное пользование, имеют плотный переплет, обычно покрытый тканью, строгое, научного типа внешнее оформление. Иллюстрации, как правило, документального типа.

Научно-массовые издания предназначены широкому кругу читателей, рассчитаны на интенсивное использование.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что издание — важнейший вид документа, главный источник информации, универсальное средство социальной коммуникации.


Типы литературно-художественных изданий (выделены на основе целевого и читательского назначения):

Научное. Цель – филологическая оценка произведения художественной литературы, адресовано – профессионалам литературоведам, филологам и др. Внешние признаки – канонический текст, все варианты, авторские редакции данного текста, все мемуары и документальные источники, огромный справочный аппарат (только русские авторы, не переводные)

Научно-популярно е. Цель – популяризация не только авторского текста, но и знаний о нем. Адресовано – квалифицированный читатель. Внешние признаки – подробный справочный аппарат наличие канонического текста.

Массовое. Цель – популяризация художественной литературы как одного из видов искусств. Адресовано – широкий круг читателей, который предполагает наличие элементарного художественного восприятия. Внешние признаки – отсутствие справочного аппарата. Титульный лист и текст.

Виды художественной литературы (выделены по структуре и составу):

Собрание сочинений – однотомное или многотомное издание содержащее часть наиболее значительных произведений одного автора дабы представить творчество в целом. Бывают: Полные, Избранные, Неполные.

Сборник – ряд произведений. Авторские (2 или более одного автора, бывает – жанровый, тематический, хронологический, итоговый и др.), коллективные (2 и более авторов по теме, литературному направлению, жанру, посвященные определенной литературной школе, течению, кружку и др. Бывают – альманах (жанры разные, одно литературное направление, 2 и более авторов), антология (в сб. включены произведения одного жанра), хрестоматия (ряд или часть произведений входящих в один учебный курс).

Моноиздание. Отдельное издание одного автора. Разновидности: моноиздание с полным текстом, издание с сокращенным (адаптированным текстом).

 

8. Справочные издания по искусству.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.94.251 (0.038 с.)