Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы преподавания и оценка знаний

Поиск

В соответствии с учебным планом дисциплина «Логика» читается во втором семестре на первом курсе обучения.

Дисциплина рассчитана на 28 часов: из них 16 часов лекций и 12 часов семинарских занятий. Тема каждого аудиторного занятия указана в тематическом плане. В ходе занятий освоение лекционного материала должно дополняться подготовкой устных сообщений на основе рекомендованной учебной и научной литературы. Текущий контроль включает решение задач и выступления на семинарах, а также выполнение двух контрольных работ. Форма итогового контроля – зачет.

 

 

2. Распределение учебных часов дисциплины по темам и

Видам работ

№ п/п Наименование тем лекций и семинарских занятий Кол-во часов
Всего Самост. работа Аудит.занятия
Лекции Семинары
1. Предмет логики и основные этапы формирования современной логики       -
2. Логика, язык, мышление       -
3. Понятие как форма мышления.        
4. Определение, деление, классификация        
5. Суждение как форма мышления.        
6. Умозаключение как форма мышления. Непосредственные умозаключения        
7. Силлогизм и его виды        
8. Логические аспекты аргументации        
ИТОГО:        

Текущий контроль – 2 контрольные работы
Итоговый контроль – зачет.

3.Оценка успеваемости студентов

Максимальная сумма баллов за итоговый и текущий контроль в семестре 100 баллов
1. Текущий контроль максимум 50 баллов
в т.ч.:  
-посещаемость максимум 6 баллов (1 балл за семинар)
-работа на семинарах (решение задач, выступления) максимум 24 балла
-выполнение контрольных работ (2 работы) максимум 20 баллов (10 баллов за 1 работу)
2. Итоговый контроль (зачет) максимум 50 баллов

 

 

4. Содержание дисциплины

 

 

Тема 1. Предмет логики.

Основные этапы формирования современной логики

Предмет логики. Роль рационального мышления в развитии науки и со­вре­менной цивилизации.

Условия и причины зарождения логики в Древней Индии; диспут в культуре Индии. Ус­ловия и причины за­рож­де­ния логики в Древней Греции. Со­фис­тика и софизмы и их роль в возникновении ло­ги­ки. Майевтика Сократа. Аристотель - основоположник европейской ло­гики. Разви­тие логи­чес­ких идей у стоиков.

Аристотелевская логика в средневековой культуре.

Развитие логики в Новое время. Индуктивная логика Фр. Бэкона. Идеи симво­ли­ческой (ма­те­ма­тической) логики у Лейбница; формирование и развитие ма­те­ма­тической логики в XIX-XX вв.

Современная неклассическая логика. Логика и компьютеры.

Тема 2. Логика, язык, мышление

Понятие «знака». Типы зна­ков. Семиотика как наука о знаках. Логика и семиотика. Знаковые треугольники и тетраэдр семиозиса. Синтаксис, семантика и прагматика. Язык как знаковая система. Языки естественные и ис­кусственные; типы естест­вен­ных и типы искусственных языков.

Логика и мышление. Основные формы мышления: понятие, сужде­ние и умозаклю­чение. Рассуждение и умозаключение. Структура рассуждений и логическая форма. Основные законы классической логики.

Проблема, гипотеза и теория как формы развития зна­ния.

Тема 3. Понятие как форма мышления

Понятие как форма мышления. Структура понятия (термин, объем и содержание понятия).

Виды понятий по количеству и ка­честву.

Отношения между понятиями на круговых схемах (кругах Эй­лера).

Закон обратного отношения между объемом и содержанием по­ня­тия. Операции обобщения и ограничения понятия.

Тема 4. Определение, деление и классификация.

Приемы сходные с определением.

Дефиниция определения. Виды определений (номинальные и ре­аль­ные, явные и неявные, виды явных и неявных определений).

Пра­вила и ошибки, связанные с опре­де­лениями.

Дефиниция операции деления. Виды деления: таксономическое (дихотомия и деление по изменению видообразующего признака) и мери­о­ло­ги­чес­кое.

Правила и ошибки, связанные с делением.

Клас­си­фи­ка­ция как логическая операция. Искусственная и естественная классификация.

 

Тема 5. Суждение как форма мышления

Предложение, суждение и высказывание. Смысл и значение повествовательного предложения. Простые и сложные высказывания.

Простое суждение. Атрибутивные и реля­ци­он­ные высказывания. Структура простого высказывания (субъект, предикат, кванторное слово и глагол-связка). Типы прос­тых высказываний (утвер­ди­тель­ные и отри­ца­тель­ные, общие и част­ные). Распреде­лен­ность терминов. Логический квадрат; от­но­ше­ния между простыми высказываниями на ло­ги­чес­ком квад­ра­те.

Виды сложных высказываний. Союзы ес­тес­твенного языка и логические связки. Табличное задание логических связок.

Логическое учение о вопросах. Виды вопросов и типы ответов. Логически коррек­тные и логически некорректные вопросы.

Тема 6. Умозаключение как форма мышления. Непосредственные умозаключения

Рассуждение, доказательство и логический вывод. Дедук­тив­ные и ин­дук­тивные умозаключения. Основные понятия индуктивной логики.

Понятие непосредственного умозаключения. Операции обращения, превращения и противо­по­став­ления субъекту и предикату.

 

Тема 7. Силлогизм и его виды

Простой категорический силлогизм, его структура (боль­­ший, меньший и средний термины); общие правила силлогизма. Модусы и фигуры силло­гиз­ма и их правила. Проверка правильности силлогизма на кругах Эйлера.

Полисиллогизм; правила проверки полисиллогизма. Энтимема; операция восста­нов­ле­ния энтимемы в правильный силлогизм.

Разделительно-категорический силлогизм. Условно-кате­го­ри­чес­кий силлогизм.

 

Тема 8. Логические аспекты аргументации

Понятие аргументации. Структура аргументации: тезис, аргументы и демонстрация. Вербальные и невербальные аргументы.

Виды споров (публичный/ не публичный, с квалифицированными судьями / без судей; научная дискуссия, деловой спор, спор ради победы). Спор, диспут и полемика.

Доказательство и обоснование. Критика и опровержение. Основные виды обоснования и критики. Прямое и косвенное обоснование. Доказательство от против­ного.

Допустимые приемы в споре. Правила, ошибки и уловки по отношению к тезису, аргументам и демонстрации. Стратегия и тактика деловой полемики.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по ТЕМАМ

Тема 1. Предмет логики. Основные этапы формирования современной логики

1. Какие причины вызвали рождение логики в древней Индии и древней Греции?

2. Какую роль сыграли софизмы в развитии логики в древней Греции?

3. Почему софизм «Лжец» («Критянин») является пара­док­сом, а софизм «Рогатый» - нет?

4. Почему логическую машину Р.Луллия можно считать праобразом компьютера?

5. В чем состоит принципиальное различие между классической и неклассической логиками?

Тема 2. Логика, язык, мышление

1. В чём заключается различие между знаками-индексами и ико­ни­чес­кими зна­кам­и?

2. В чём состоит различие между значением и смыслом знака?

3. Что такое автонимное использование знаков?

4. Что такое семиозис?

5. Какие типы языков вы знаете?

6. Что такое логическая форма?

Тема 3. Понятие как форма мышления

1. На каком основании различают нулевые, единичные и общие понятия?

2. Какие типы существования различаются?

3. В чём состоит различие между совместимыми и несов­мес­ти­мыми понятиями?

4. В чем состоит различие между операциями обобщения и ограничения?

5. Каков предел операций обобщения и ограничения поня­­тия?

Тема 4. Определение, деление и классификация.

1. Что такое дефиниция?

2. Какие существуют операции, сходные с определением?

3. Чем различаются номинальные и реальные опреде­ления?

4. В чём разница между таксономическим и мериологическим делением?

5. Что такое классификация?

 

Тема 5. Суждение как форма мышления

1. Какова структура простого высказывания?

2. Что такое распределенность терминов?

3. Какие отношения между суждениями можно определить по логическому квадрату?

4. Что такое логическое следование?

5. Что такое логически некорректный вопрос?

Тема 6. Умозаключение как форма мышления. Непосредственные умозаключения

1. В чём состоит принципиальное различие между дедуктивными и индуктивными умозаключениями?

2. Что такое непосредственное умозаключение?

3. Что такое операция обращения?

4. Что такое операция превращения?

5. Чем различаются операции противопоставления субъекту и предикату?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.130 (0.006 с.)