Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы преподавания и оценка знаний↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В соответствии с учебным планом дисциплина «Логика» читается во втором семестре на первом курсе обучения. Дисциплина рассчитана на 28 часов: из них 16 часов лекций и 12 часов семинарских занятий. Тема каждого аудиторного занятия указана в тематическом плане. В ходе занятий освоение лекционного материала должно дополняться подготовкой устных сообщений на основе рекомендованной учебной и научной литературы. Текущий контроль включает решение задач и выступления на семинарах, а также выполнение двух контрольных работ. Форма итогового контроля – зачет.
2. Распределение учебных часов дисциплины по темам и Видам работ
Текущий контроль – 2 контрольные работы 3.Оценка успеваемости студентов
4. Содержание дисциплины
Тема 1. Предмет логики. Основные этапы формирования современной логики Предмет логики. Роль рационального мышления в развитии науки и современной цивилизации. Условия и причины зарождения логики в Древней Индии; диспут в культуре Индии. Условия и причины зарождения логики в Древней Греции. Софистика и софизмы и их роль в возникновении логики. Майевтика Сократа. Аристотель - основоположник европейской логики. Развитие логических идей у стоиков. Аристотелевская логика в средневековой культуре. Развитие логики в Новое время. Индуктивная логика Фр. Бэкона. Идеи символической (математической) логики у Лейбница; формирование и развитие математической логики в XIX-XX вв. Современная неклассическая логика. Логика и компьютеры. Тема 2. Логика, язык, мышление Понятие «знака». Типы знаков. Семиотика как наука о знаках. Логика и семиотика. Знаковые треугольники и тетраэдр семиозиса. Синтаксис, семантика и прагматика. Язык как знаковая система. Языки естественные и искусственные; типы естественных и типы искусственных языков. Логика и мышление. Основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Рассуждение и умозаключение. Структура рассуждений и логическая форма. Основные законы классической логики. Проблема, гипотеза и теория как формы развития знания. Тема 3. Понятие как форма мышления Понятие как форма мышления. Структура понятия (термин, объем и содержание понятия). Виды понятий по количеству и качеству. Отношения между понятиями на круговых схемах (кругах Эйлера). Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Операции обобщения и ограничения понятия. Тема 4. Определение, деление и классификация. Приемы сходные с определением. Дефиниция определения. Виды определений (номинальные и реальные, явные и неявные, виды явных и неявных определений). Правила и ошибки, связанные с определениями. Дефиниция операции деления. Виды деления: таксономическое (дихотомия и деление по изменению видообразующего признака) и мериологическое. Правила и ошибки, связанные с делением. Классификация как логическая операция. Искусственная и естественная классификация.
Тема 5. Суждение как форма мышления Предложение, суждение и высказывание. Смысл и значение повествовательного предложения. Простые и сложные высказывания. Простое суждение. Атрибутивные и реляционные высказывания. Структура простого высказывания (субъект, предикат, кванторное слово и глагол-связка). Типы простых высказываний (утвердительные и отрицательные, общие и частные). Распределенность терминов. Логический квадрат; отношения между простыми высказываниями на логическом квадрате. Виды сложных высказываний. Союзы естественного языка и логические связки. Табличное задание логических связок. Логическое учение о вопросах. Виды вопросов и типы ответов. Логически корректные и логически некорректные вопросы. Тема 6. Умозаключение как форма мышления. Непосредственные умозаключения Рассуждение, доказательство и логический вывод. Дедуктивные и индуктивные умозаключения. Основные понятия индуктивной логики. Понятие непосредственного умозаключения. Операции обращения, превращения и противопоставления субъекту и предикату.
Тема 7. Силлогизм и его виды Простой категорический силлогизм, его структура (больший, меньший и средний термины); общие правила силлогизма. Модусы и фигуры силлогизма и их правила. Проверка правильности силлогизма на кругах Эйлера. Полисиллогизм; правила проверки полисиллогизма. Энтимема; операция восстановления энтимемы в правильный силлогизм. Разделительно-категорический силлогизм. Условно-категорический силлогизм.
Тема 8. Логические аспекты аргументации Понятие аргументации. Структура аргументации: тезис, аргументы и демонстрация. Вербальные и невербальные аргументы. Виды споров (публичный/ не публичный, с квалифицированными судьями / без судей; научная дискуссия, деловой спор, спор ради победы). Спор, диспут и полемика. Доказательство и обоснование. Критика и опровержение. Основные виды обоснования и критики. Прямое и косвенное обоснование. Доказательство от противного. Допустимые приемы в споре. Правила, ошибки и уловки по отношению к тезису, аргументам и демонстрации. Стратегия и тактика деловой полемики.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по ТЕМАМ Тема 1. Предмет логики. Основные этапы формирования современной логики 1. Какие причины вызвали рождение логики в древней Индии и древней Греции? 2. Какую роль сыграли софизмы в развитии логики в древней Греции? 3. Почему софизм «Лжец» («Критянин») является парадоксом, а софизм «Рогатый» - нет? 4. Почему логическую машину Р.Луллия можно считать праобразом компьютера? 5. В чем состоит принципиальное различие между классической и неклассической логиками? Тема 2. Логика, язык, мышление 1. В чём заключается различие между знаками-индексами и иконическими знаками? 2. В чём состоит различие между значением и смыслом знака? 3. Что такое автонимное использование знаков? 4. Что такое семиозис? 5. Какие типы языков вы знаете? 6. Что такое логическая форма? Тема 3. Понятие как форма мышления 1. На каком основании различают нулевые, единичные и общие понятия? 2. Какие типы существования различаются? 3. В чём состоит различие между совместимыми и несовместимыми понятиями? 4. В чем состоит различие между операциями обобщения и ограничения? 5. Каков предел операций обобщения и ограничения понятия? Тема 4. Определение, деление и классификация. 1. Что такое дефиниция? 2. Какие существуют операции, сходные с определением? 3. Чем различаются номинальные и реальные определения? 4. В чём разница между таксономическим и мериологическим делением? 5. Что такое классификация?
Тема 5. Суждение как форма мышления 1. Какова структура простого высказывания? 2. Что такое распределенность терминов? 3. Какие отношения между суждениями можно определить по логическому квадрату? 4. Что такое логическое следование? 5. Что такое логически некорректный вопрос? Тема 6. Умозаключение как форма мышления. Непосредственные умозаключения 1. В чём состоит принципиальное различие между дедуктивными и индуктивными умозаключениями? 2. Что такое непосредственное умозаключение? 3. Что такое операция обращения? 4. Что такое операция превращения? 5. Чем различаются операции противопоставления субъекту и предикату?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.130 (0.006 с.) |