Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выделение общих признаков, свойств языкового явления.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
– Почему в каждой строчке записано по два предложения? (Чтобы мы смогли понаблюдать за ударными и безударными окончаниями у существительных одного и того же склонения.) На стенк,.. (1 скл.) – на стен – на стенк … На окошк... (2 скл.) – на окн – на окошк … По сирен... (З скл.) – по степи – по сирен …
Вывод: безударное надежное окончание имени существительного можно проверить ударным окончанием существительного того же склонения. 4. Правило написания безударных падежных окончаний имен существительных: чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного, нужно определить его склонение и подставить слово-помощник, то есть проверочное существительное того же склонения с ударным окончанием. По ударному окончанию слова-помощника узнаем безударное окончание имени существительного. 5. Общий прием умственных действий при написании безударных надежных окончаний имен существительных: 1.) нахожу имя существительное с безударнмм падежным окончанием; 2) определяю склонение; З) подставляю существительное с ударным окончанием того же склонения; 4) под ударением... 5) пишу ту же гласную в безударном окончании. Интериоризация общего приема умственных действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных. 1) – Покажите сигнальными карточками, какую гласную вы напишете в окончании существительных. Объясните свой выбор. Работали на стройке, добрались до стройки; увидели в роще, дошли до рощи; читал о папоротнике; говорили об осени; думали о полете; увидели между березой и дубом. 2) Выборочный диктант. – Выпишите имена существительные с безударными падежными окончаниями. Объясните их правописание. К самой лодке подплывают чайки. С лодки соскользнуло весло. Над лодкой склонился камыш. Легко плыть под ветром на паруснике. на стройк,.. – 1 скл. – на рек – на стройкё на стройк.,. – имя существительное с безударным окончанием. Определяю склонение: стройка – 1 скл. Подставляю слово-помощник: на реке, под ударением Е, значит, на стройке – пишу окончание Е. З) Игра «Лучший грибник». – Наполните корзины Е и И словами-грибами. В какой корзине оказалось больше грибов?
Объясните правописание окончаний. 7. Самоконтроль и самооценка.
На данном уроке созданы условия для формирования таких компонентов учебной деятельности как целеполагание- ученики понимают недостаточность знаний для решения практической познавательной задачи, общеучебные умения анализа, синтеза,, самоконтроля и самооценки. Особенно эффективны для развития общеучебных умений приёмы моделирования орфографического действия. Орфографические упражнения Орфографические упражнения План 1. Упражнения в формировании орфографического слуха – умения определять орфограмму при восприятии на слух. 2. Упражнения в формировании орфографической зоркости – умения выделять орфограммы в письменном тексте, соотносить произношение с написанием. 3. Упражнения в формировании умения применять орфографическое правило. 4. Типы и виды диктантов. Содержание лекции 1. Классификация орфографических упражнений Упражнение – многократное (повторное) выполнение учебных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества. Педагогика: Универсальной, отражающей содержание мыслительной деятельности учащихся является классификация упражнений Г.Н. Приступа: 1. Аналитические упражнения. 2. Аналитико-синтетические 3. Синтетические Перспективен также подход в квалификации упражнений по уровню самостоятельности познавательной деятельности. 1. Имитационные упражнения (по образцу) 2. Репродуктивные – воспроизведение с незначительными изменениями чужого текста (дополнением, изменением формы, заменой слов. синтаксических конструкций и др.). 3. Продуктивные – с большой долей самостоятельности в определении как учебной задачи, структуры выполняемого действия, так и создании нового продукта интеллектуальной деятельности, оригинального речевого произведения Выделяют также упражнения в соответствии с языковым содержанием:фонетические, морфемные, морфологические, синтаксические, стилистические. Упражнения языковые и речевые. Представляем свою систему упражнений, соединяющих названные признаки, но учитывающие прежде всего предметное содержание, структуру, логику развёртывания учебной деятельности по овладению сложными учебными действиями.. 1. Упражнения в формировании орфографического слуха – умения определять орфограмму при восприятии на слух.
А. Восприятие учащимися образца звукового анализа посредством поочерёдного протяжного интонирования каждого звука в слове: л-л-л-ук, л-ууу-к, лук-к-к. Нахождение одинаковых звуков, определение места звука в слове по отношению к другим звукам. Определение гласных в сильной и слабой позиции при восприятии слов на слух. Определение орфограммы по совокупности фонетических и грамматических признаков. Б. Нахождение орфограммы в указанной морфеме. В. Выборочный диктант – запись слов с определённой орфограммой. Г. Перевод звуковой записи (транскрипции) в графическую. Д. «Дырочное» письмо – пропуск букв на месте орфограмм. Е. Диктант «проверяю себя» (Ученик пишет слова с пропусками, указывает в скобках количество пропущенных орфограмм, в написании которых сомневается). Ж. Группировка слов по типам и видам орфограмм при записи слов под диктовку, выделение совокупности признаков орфограммы. З. Дополнение таблицы своими примерами. И. Систематизация материала – дополнение таблицы с типами и видами орфограмм недостающими компонентами – лингвистическими терминами. 2. Упражнения в формировании орфографической зоркости – умения выделять орфограммы в письменном тексте, соотносить произношение с написанием: А. Выделение (подчёркивание, графическое обозначение) орфограмм в тексте. Б. Списывание текста с пропуском букв на месте орфограмм, чередование слогового, орфографического чтения текста с орфоэпическим. (Следует отнестись с должным вниманием к аргументации В.В. Репкина относительно определения списывания не как приёма, а как метода.) [ 7] В. Выборочное списывание слов с указанными орфограммами, подчёркивание, графическое выделение орфограмм. Г. Группировка слов по типам и видам орфограмм. Д. Соотнесение (цифровое обозначение) орфограмм в тексте со списком орфограмм (или таблицей «Типы и виды орфограмм»). Е. Списывание с переводом цифр в слова при написании числительных. Ж. 4. Упражнения в формировании умения применять орфографическое правило: А. Подбор к слову с орфограммой проверочного слова, слова – помощника (из однокоренных, одноструктурных слов или с аналогичными грамматическими признаками). Б. Оформление записи орфографического действия Например: 1) зат [и]н`уть. (пояс) и 2) зат? я н ` уть е 3) зат` я нет 4) зат я н`уть В. Орфографический разбор В орфографический разбор (далее - ОР) входит нахождение орфограммы и обоснование написания. Орфографический разбор развивает базовое умение - орфографическую зоркость учащихся, предупреждает ошибки. Анализируя орфограммы и объясняя выбор написания, ученики развивают речь, учатся рассуждать. Письменный орфографический разбор осуществляется в опоре на памятки, алгоритмы до тех пор, пока ученики нуждаются в зрительной опоре. Приём ОР, развивающий умение моделировать - обозначение орфограммы и условий, от которых зависит ее написание, условными значками и графическими средствами. Орфограмма подчеркивается снизу одной чертой, предшествующая или последующая (или та и другая вместе) буквы, от которых зависит написание данной орфограммы, подчеркиваются двумя чертами, например: План орфографического разбора 1. Найти орфограмму и указать ее тип. 4. Записать слово. 5. Осуществить самопроверку и самоконтроль. Образец устного и письменного разбора МОРЯК – в слове безударная гласная в корне слова, ее можно проверить. Проверочное слово МОРЕ, значит, пишу с гласной О, проверяю: мо-ряк. (Л.А.Фролова) Данный вид работы усиливает мотивацию к изучению теории, так как ученики убеждаются в необходимости знаний по русскому языку, решая орфографические задачи. Орфографический разбор сложный аналитико-синтетический вид учебной деятельности на уроках русского языка, способствующий углублению и систематизации знаний, умений и навыков.
Изложения: а) по полноте передачи: подробные, выборочные, краткие, б) с элементами творчества – придумыванием событий, в) по виду восприятия – с учётом воспринимаемых источников информации: на слух и зрительно (использование аудиовизуальных источников), на слух (аудиальные); с опорой на иллюстрации, диафильм и др. визуальных источников. г) по отсроченности написания изложения: сразу после восприятия и анализа; отсроченное написание (через1–2 дня или через1–2 недели после знакомства с текстом); д) по функционально-смысловым признакам текста (описание, рассуждение, повествование, тексты смешанного типа).
Литература · Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. Учеб. пособие для студ. пед.ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 415 с. С. 284 – 286 · Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 464 с. С. 290 – 307 · Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.С, Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская, и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – 3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 383 с. С. 134 – 136.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.114 (0.012 с.) |