Выделение общих признаков, свойств языкового явления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выделение общих признаков, свойств языкового явления.



– Почему в каждой строчке записано по два предложения? (Чтобы мы смогли понаблюдать за ударными и безударными окончаниями у существительных одного и того же склонения.)

На стенк,.. (1 скл.) – на стен – на стенк … На окошк... (2 скл.) – на окн – на окошк … По сирен... (З скл.) – по степи – по сирен …

 

Вывод: безударное надежное окончание имени существительного можно проверить ударным окончанием существительного того же склонения.
– Проверочные имена существительные с ударным окончанием будем называть словами-помощниками.
З. Моделирование правила написания безударных падежных окончаний имен существительных.

4. Правило написания безударных падежных окончаний имен существительных: чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного, нужно определить его склонение и подставить слово-помощник, то есть проверочное существительное того же склонения с ударным окончанием. По ударному окончанию слова-помощника узнаем безударное окончание имени существительного.

5. Общий прием умственных действий при написании безударных надежных окончаний имен существительных:

1.) нахожу имя существительное с безударнмм падежным окончанием;

2) определяю склонение;

З) подставляю существительное с ударным окончанием того же склонения;

4) под ударением...

5) пишу ту же гласную в безударном окончании.

Интериоризация общего приема умственных действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных.

1) – Покажите сигнальными карточками, какую гласную вы напишете в окончании существительных. Объясните свой выбор. Работали на стройке, добрались до стройки; увидели в роще, дошли до рощи; читал о папоротнике; говорили об осени; думали о полете; увидели между березой и дубом.

2) Выборочный диктант.

– Выпишите имена существительные с безударными падежными окончаниями. Объясните их правописание. К самой лодке подплывают чайки. С лодки соскользнуло весло. Над лодкой склонился камыш. Легко плыть под ветром на паруснике. на стройк,.. – 1 скл. – на рек – на стройкё на стройк.,. – имя существительное с безударным окончанием. Определяю склонение: стройка – 1 скл. Подставляю слово-помощник: на реке, под ударением Е, значит, на стройке – пишу окончание Е.

З) Игра «Лучший грибник». – Наполните корзины Е и И словами-грибами. В какой корзине оказалось больше грибов?

 

Объясните правописание окончаний.

7. Самоконтроль и самооценка.
– Вставьте пропущенные буквы. Каким способом можно определить написание безударных падежных окончаний?
– Кто применял таблицу?
Кто подставлял слова-помощники?
На теплоход.., по Волг... мы подплывали к пристан...
– Оцените свое умение писать имена существительные с безударными окончаниями.

 

На данном уроке созданы условия для формирования таких компонентов учебной деятельности как целеполагание- ученики понимают недостаточность знаний для решения практической познавательной задачи, общеучебные умения анализа, синтеза,, самоконтроля и самооценки. Особенно эффективны для развития общеучебных умений приёмы моделирования орфографического действия.

Орфографические упражнения

Орфографические упражнения

План

1. Упражнения в формировании орфографического слуха – умения определять орфограмму при восприятии на слух.

2. Упражнения в формировании орфографической зоркости – умения выделять орфограммы в письменном тексте, соотносить произношение с написанием.

3. Упражнения в формировании умения применять орфографическое правило.

4. Типы и виды диктантов.

Содержание лекции

1. Классификация орфографических упражнений Упражнение – многократное (повторное) выполнение учебных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества. Педагогика: Универсальной, отражающей содержание мыслительной деятельности учащихся является классификация упражнений Г.Н. Приступа:

1. Аналитические упражнения.

2. Аналитико-синтетические

3. Синтетические

Перспективен также подход в квалификации упражнений по уровню самостоятельности познавательной деятельности.

1. Имитационные упражнения (по образцу)

2. Репродуктивные – воспроизведение с незначительными изменениями чужого текста (дополнением, изменением формы, заменой слов. синтаксических конструкций и др.).

3. Продуктивные – с большой долей самостоятельности в определении как учебной задачи, структуры выполняемого действия, так и создании нового продукта интеллектуальной деятельности, оригинального речевого произведения

Выделяют также упражнения в соответствии с языковым содержанием:фонетические, морфемные, морфологические, синтаксические, стилистические.

Упражнения языковые и речевые.

Представляем свою систему упражнений, соединяющих названные признаки, но учитывающие прежде всего предметное содержание, структуру, логику развёртывания учебной деятельности по овладению сложными учебными действиями..

1. Упражнения в формировании орфографического слуха – умения определять орфограмму при восприятии на слух.

 

А. Восприятие учащимися образца звукового анализа посредством поочерёдного протяжного интонирования каждого звука в слове: л-л-л-ук, л-ууу-к, лук-к-к. Нахождение одинаковых звуков, определение места звука в слове по отношению к другим звукам. Определение гласных в сильной и слабой позиции при восприятии слов на слух. Определение орфограммы по совокупности фонетических и грамматических признаков.

Б. Нахождение орфограммы в указанной морфеме.

В. Выборочный диктант – запись слов с определённой орфограммой.

Г. Перевод звуковой записи (транскрипции) в графическую.

Д. «Дырочное» письмо – пропуск букв на месте орфограмм.

Е. Диктант «проверяю себя» (Ученик пишет слова с пропусками, указывает в скобках количество пропущенных орфограмм, в написании которых сомневается).

Ж. Группировка слов по типам и видам орфограмм при записи слов под диктовку, выделение совокупности признаков орфограммы.

З. Дополнение таблицы своими примерами.

И. Систематизация материала – дополнение таблицы с типами и видами орфограмм недостающими компонентами – лингвистическими терминами.

2. Упражнения в формировании орфографической зоркости – умения выделять орфограммы в письменном тексте, соотносить произношение с написанием:

А. Выделение (подчёркивание, графическое обозначение) орфограмм в тексте.

Б. Списывание текста с пропуском букв на месте орфограмм, чередование слогового, орфографического чтения текста с орфоэпическим. (Следует отнестись с должным вниманием к аргументации В.В. Репкина относительно определения списывания не как приёма, а как метода.) [ 7]

В. Выборочное списывание слов с указанными орфограммами, подчёркивание, графическое выделение орфограмм.

Г. Группировка слов по типам и видам орфограмм.

Д. Соотнесение (цифровое обозначение) орфограмм в тексте со списком орфограмм (или таблицей «Типы и виды орфограмм»).

Е. Списывание с переводом цифр в слова при написании числительных.

Ж.

4. Упражнения в формировании умения применять орфографическое правило:

А. Подбор к слову с орфограммой проверочного слова, слова – помощника (из однокоренных, одноструктурных слов или с аналогичными грамматическими признаками).

Б. Оформление записи орфографического действия

Например:

1) зат [и]н`уть. (пояс)

и

2) зат? я н ` уть

е

3) зат` я нет

4) зат я н`уть

В. Орфографический разбор

В орфографический разбор (далее - ОР) входит нахождение орфограммы и обоснование написания. Орфографический разбор развивает базовое умение - орфографическую зоркость учащихся, предупреждает ошибки. Анализируя орфограммы и объясняя выбор написания, ученики развивают речь, учатся рассуждать.

Письменный орфографический разбор осуществляется в опоре на памятки, алгоритмы до тех пор, пока ученики нуждаются в зрительной опоре. Приём ОР, развивающий умение моделировать - обозначение орфограммы и условий, от которых зависит ее написание, условными значками и графическими средствами. Орфограмма подчеркивается снизу одной чертой, предшествующая или последующая (или та и другая вместе) буквы, от которых зависит написание данной орфограммы, подчеркиваются двумя чертами, например:

Образец письменного объяснения орфограммы играет важную роль. Он служит целям разъяснения условий, определяющих написание той или иной орфограммы, а в дальнейшем используется как прием письменного объяснения допущенной орфографической ошибки.

План орфографического разбора

1. Найти орфограмму и указать ее тип.
2. Соотнести с правилом.
З. Выполнить операцию проверки.

4. Записать слово.

5. Осуществить самопроверку и самоконтроль.

Образец устного и письменного разбора МОРЯК – в слове безударная гласная в корне слова, ее можно проверить. Проверочное слово МОРЕ, значит, пишу с гласной О, проверяю: мо-ряк. (Л.А.Фролова)

Данный вид работы усиливает мотивацию к изучению теории, так как ученики убеждаются в необходимости знаний по русскому языку, решая орфографические задачи. Орфографический разбор сложный аналитико-синтетический вид учебной деятельности на уроках русского языка, способствующий углублению и систематизации знаний, умений и навыков.


 

Типы и виды диктантов
1. По цели проведения 2. По характеру восприятия 3. По степени самостоятельности 4.По содержанию текста   5. По полноте передачи текста: 6. По изменению содержания текста: 7. По отсроченности восприятия и написания текста
а) обучающий (по одной теме, по нескольким изученным орфографическим правилам), б) контрольно-обучающий (проверяю себя, взаимопроверка), в) контрольный (текущий контроль, итоговый контроль). а) зрительное и слуховое, б) только слуховое восприятие, в) перевод транскрипции в буквенную запись, г) «картинный» диктант (запись слов, соответствующих иллюстративному материалу). а) с использованием справочных материалов, б) с с предварительным объяснением, в) с комментированием во время записи, г) с проверкой- консультацией после написания диктанта. а) словарные, б) из разрозненных предложений, в) композиционно-деформированные фрагменты текста г) композиционно-целостные тексты различных функционально-смысловых типов (описание, повествование и рассуждение). а) полный, б) выборочный;. г) диктантс«окошками» -пропуском букв на месте орфограмм,д) с указанием в скобках количества пропущенных орфограмм а) свободный (последовательное изложение смысловых частей текста сразу после их прочтения); б) творческий диктант (распространение предложений однородными членами, прилагательными, наречиями и др.); в) диктант с изменением форм слов; г) диктант с графическим и вербальным (кратким словесным) обоснованием выбора написания отсроченное письмо после устного орфографического разбора; комментированное письмо (объяснение одновременно с записью); диктант по памяти (непосредственно после зрительного восприятия, самодиктант; объяснительный диктант; – обоснование выбора написания после записи

 


Изложения:

а) по полноте передачи: подробные, выборочные, краткие,

б) с элементами творчества – придумыванием событий,

в) по виду восприятия – с учётом воспринимаемых источников информации: на слух и зрительно (использование аудиовизуальных источников), на слух (аудиальные); с опорой на иллюстрации, диафильм и др. визуальных источников.

г) по отсроченности написания изложения: сразу после восприятия и анализа; отсроченное написание (через1–2 дня или через1–2 недели после знакомства с текстом);

д) по функционально-смысловым признакам текста (описание, рассуждение, повествование, тексты смешанного типа).

 

Литература

· Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. Учеб. пособие для студ. пед.ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 415 с. С. 284 – 286

· Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 464 с. С. 290 – 307

· Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.С, Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская, и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – 3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 383 с. С. 134 – 136.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.026 с.)