Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выпускного квалификационного экзамена

Поиск

ПРОГРАММА

ВЫПУСКНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ 0204 «ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

(СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 020400 «ПСИХОЛОГИЯ»)

 

 

Утверждаю:

Декан ф-та А.В. Булгаков

«» февраля 2010 г.

 

 

Составители:

д.пс.н., проф. Орлова Е.А.,

д.пс.н., проф. Носс И.Н,

к.пс.н., доц. Дедов Н.П.,

к.пс.н., доц. Мысин О.И.

 

МОСКВА – 2010

 

 

Рецензенты:

1. Д.псих.н., проф. Корчемный П.А.

2. Д.пс.н., проф. Екимова В.И.

 

Программа рекомендована и утверждена на заседании кафедры психологии развития и профессиональной деятельности Московского государственного областного университета 22 января 2010 г., протокол № 5.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка..................................... …………………с. 4

2. Психология управления…………………………………………….с. 6

3. Организационная психология………………………………………с. 11

4. Практическая часть билета............................. …………………..с.14

5. Примерные вопросы....................................... …………………..с.15

6. Список рекомендованной литературы........... …………………..с.19

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

Данная программа выпускного квалификационного экзамена предназначена для студентов психологического факультета, обучающихся по специализации «Психология управления. Организационная психология».

Программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020400 «Психология. Преподаватель психологии».

Основная цель выпускного квалификационного экзамена по данной специализации - подтвердить квалификацию выпускника и его знания и умения в области психологии управления и организационной психологии.

Содержание программы включает в себя обобщение знаний, умений и навыков студентов, полученных ими в процессе изучения дисциплин специализации, а также прохождения ими производственной и научно-исследовательской практик.

В результате изучения специальных дисциплин студенты должны:

знать:

- сущность, предмет, объект, теоретические и методологические основы психологии управления и организационной психологии;

- психологическое содержание и структуру управленческой деятельности и деятельности организационного психолога;

- психологические особенности субъекта управленческой деятельности и его развитие;

- методы психологии управления: их содержание и особенности применения;

- психологические особенности организации, стадии и механизмы ее развития;

- психологические особенности организации, стадии и механизмы ее развития.

понимать:

- психологические механизмы управленческого взаимодействия;

- социально-психологические факторы и условия, оказывающие непосредственное и опосредованное влияние на эффективность управленческой деятельности;

- теории, концепции и модели организационного поведения, принципы анализа управления и развития компаний.

иметь навыки:

- применения методов диагностики, консультирования и психологического сопровождения деятельности субъектов управления с целью повышения управленческой эффективности;

- использования полученных знаний для решения организационно-психологических проблем в реальных организациях;

- применения методик диагностики неформального лидерства.

быть ознакомленными:

- с историей развития теории и практики психологии управления и организационной психологии; с основными школами и направлениями в психологии управления и организационной психологии.

Первый вопрос билета охватывает область теоретических и методологических проблем психологии управления, вопросов психологической характеристики субъекта и объекта управленческой деятельности, психологии делового взаимодействия и общения при решении управленческих задач.

Второй и третий вопросы билета включают проблемное поле современной организационной психологии, психологические аспекты власти как системообразующей категории организационной психологии, психологические проблемы индивида в организации, психологии группы и группового поведения.

Четвертый вопрос билета является практическим заданием, в ходе выполнения которого выпускник должен продемонстрировать теоретико-практические знания в области психологии управления и организационной психологии, а также навыки практической работы психолога в организации.

 

Психология управления

Раздел I. Общетеоретические основы психологии управления

Тема 1. История становления и развития теоретических и прикладных знаний психологии управления.

Социальные предпосылки формирования теоретических и прикладных знаний психологии управления и их эволюция. Становление и развитие научных подходов к теории и практике управления, их сравнительный обзор. Подходы на основе выделения различных научных школ менеджмента: научное направление (Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилберты), административная школа управления (А.Файоль и др.), школа человеческих отношений (М. Фоллетт, Э. Мэйо), школа поведенческих наук (К. Арджирис, Д. Мак Гpегор, Ф.Герцберг), школа количественного анализа. Подходы на основе анализа управленческого процесса и формулирования функций управления (М.Мескон и др.). Использование системных и ситуационных (вероятностных) концепций управления. Психологическая составляющая этих подходов. Новейшие достижения управленческой мысли (идеи неформальности и трансформационности управленческих структур), их практическая реализация и социально-экономическая эффективность. Особенности становления и исторического развития психологии управления в Европе, США, Японии и России.

Тема 2. Предмет, задачи, теоретические и методологические основы психологии управления как прикладной отрасли психологической науки.

Предмет, задачи и функции психологии управления. Место психологии управления в системе научного и прикладного знания. Теоретические и методологические основы психологии управления. Связь психологии управления с разными областями психологической науки, а также взаимоотношения с другими науками и дисциплинами (социологией, антропологией, экономикой и т.д.). Проблематика психологии управления.

Раздел II. Психологическая характеристика субъекта управленческой деятельности

Тема 3. Психология личности и деятельность руководителя.

Управленческая деятельность как особый вид социального взаимодействия. Цели, задачи и социальная значимость управленческой деятельности. Механизмы и средства управления. Виды управления и их характеристика. Особенности управленческой деятельности: социотехническая направленность, опосредованность результата деятельности, многоплановость и многофункциональность, социально-психологические особенности управленческой деятельности. Модели руководства в организации. Руководство как когнитивный феномен. Руководство как интерактивный феномен. Вероятностные модели руководства. Трансформационная роль руководства. Особенности управления в разных социально-экономических формациях. Внешний и внутренний планы управленческой деятельности. Условия и факторы, влияющие на эффективность управленческой деятельности. Единицы анализа управленческой деятельности (роли - по Г. Минцбергу, измерения - по Г. Юклу). Эволюция управленческой деятельности. Особенности современного управления. Место и роль практического психолога в управленческой системе.

Тема 5. Выявление индивидуально-психологических и типологических особенностей руководителей.

Сущность и социально-психологическая структура личности руководителя. Индивидуально-психологические особенности субъекта управленческой деятельности: психические процессы, свойства, состояния и образования. Специфика социальной роли и социального статуса руководителя. Профессионально важные качества руководителя, сильный и слабый руководитель: сравнительная характеристика.

Личность эффективного руководителя. Мужчины и женщины в системе руководства. Интеллект руководителя и эффективность управления. Самоэффективность руководителя. Личностное саморазвитие руководителя. Психологическое обеспечение личностного и профессионального развития субъекта управления.

ОРАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Раздел I. Организационная психология как научная дисциплина

Тема 13. Отбор персонала.

Цель и задачи профессионального отбора. Оценка деятельности. Анализ биографических данных. Оценочное интервью. Оценки сослуживцев и руководителей. Тестирование. Типы тестов, используемых в профотборе. Центр оценки кадров (ассесмент-центр).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ БИЛЕТА

Выполните практическое задание.

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Древние источники и предпосылки науки управления.

2. Теории европейского, американского и японского менеджмента.

ПРОГРАММА

ВЫПУСКНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.235.195 (0.008 с.)