Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Следите, чтобы игра и общение с вами

Поиск

доставляли ребенку удовольствие!

 
 

Ребенку даются задания «Положи пирамидку в стол», «Положи пирамидку на стул», «Положи мяч в ящик», «Положи мяч на ящик», «Поставь машинку на стул», «Поставь машинку под стул». Взрослый голосом выделяет предлоги, произнося их громче и в несколько замедленном темпе, тем самым фиксируя внимание ребенка на них. Если ребенок не понимает, что от него требуется, взрослый сам выполняет это действие, оречевляя его и повторяя предлог несколько раз подряд. После этого взрослый опять просит выполнить ту же инструкцию.

Чтобы малышу эта игра была интересна, к работе привлекаются различные игрушки или сказочные персонажи. Например, любимый мишка или кукла. Взрослый дает поручения игрушке: «Миша, убери мячик в коробку», «Миша, спрячь книжку в ящик». Ребенок выполняет эти задания «мишкиными лапами», действует от его имени. Такой прием хорош, как минимум, по двум причинам: во-первых, если задание было выполнено неправильно, то ошибся мишка, а не ребенок; во-вторых, ребенок занимает позицию учителя, а это, согласитесь, гораздо более комфортная позиция, чем ученика.

Другой прием предполагает наличие более активного участия ребенка. Это вариант игры в прятки. В игре участвует та же любимая игрушка, но меняется роль взрослого — она «неруководящая». Ребенок сам прячет какой-либо предмет (кроме драгоценностей и денег), затем берет в руки мишку. Взрослый с помощью игрушки, которой управляет ребенок, ищет этот предмет следующим образом «Миша, посмотри под столом — Нет под столом Миша, посмотри на полке — Нет на полке и т. д. При этом действия выполняет ребенок. Подобные игры доставляют детям массу удовольствия. Они позволяют им почувствовать свое превосходство над взрослыми.

Третий вариант игры предполагает предварительное знакомство с героями сказок. В русском фольклоре есть непоседливые персонажи, например, колобок, волшебный клубочек, Иван царевич. Кого или что выбрать, зависит от осведомленности ребенка и материальных условий. В процессе игры моделируются их передвижения «Катится колобок, катится и закатился».

Для контроля за пониманием предлогов взрослый может использовать инструкции, противоречащие повседневному опыту ребенка «Поставь чашку под стул», «Положи тарелку в тумбочку» и пр.

Постепенно инструкции усложняются, наращивается количество действий, производимых в соответствии с инструкцией. Используются двух-, а затем и трехступенчатые инструкции, например, «Возьми куклу и посади ее на стул», «Дай мне большой красный кубик, а себе возьми маленький красный кубик», «Возьми у меня мишку, поставь на место, а мне принеси зайку» и т. п.

é

По мере появления лепетной речи взрослый задает ребенку вопросы во время выполнения задания или после его окончания. «Что ты принес?», «Что у тебя?», «Что ты сейчас сделал?», «Какой(ую) ты принес?» и т. п. Таким образом, активизируется изученная ранее лексика, атакже стимулируется использование речевых средств.

На этом этапе формирования речи не проводится целенаправленной специальной работы по исправлению недостатков звукопроизношения и слоговой структуры. Основная задача родителя или педагога — научить ребенка вслушиваться в речь и соотносить свою речь с образцом. Поэтому в ходе коммуникативных упражнений допускаются и поощряются любые речевые реакции ребенка. Взрослый должен категорически избегать оценок и указаний типа «Неправильно!» «Скажи еще раз», «Повтори», «Следи за собой» и т. д. Текущая коррекция должна проводиться мягко неавторитарно с опорой на положительные эмоции ребенка.

Примерный сценарий ситуации.

Ребенок подходит к шкафу, полкам с игрушками и просит жестами или голосом дать ему машинку.

Взрослый. Что тебе дать? Машину?

Ребенок. Тр-р-рр.

Взрослый. Послушай и посмотри, как я скажу. Ма-ши-на (Ребенок внимательно смотрит на губы взрослого.) Ма-ши-на.

Ребенок. А тиа.

Взрослый. Молодец! (Берет в руки игрушку.) Послушай еще раз, как я скажу Ма-ши-на. Губы сжали помычали м-м-м.

Ребенок. М-м-м.

Взрослый. Очень хорошо! (Подносит игрушку к ребенку, но не отдает ее.) М-м-ма-ши-на. М-м-ма-ши-на.

Ребенок. Мматиа.

Взрослый. Умница. Вот тебе машина. Возьми ее (Игрушку отдают ребенку.) Это ма-ши-на. И т. д.

 

Остановимся поподробнее на этой сцене. Что происходит?

Взрослый создает такую ситуацию, в которой желание ребенка получить игрушку осуществляется только через общение. В ходе предметной ситуации взрослый целенаправленно фиксирует внимание ребенка на звуковой форме слова и аргументации («послушай» «посмотри») т. е. использует компенсаторные обходные пути — зрительное и слуховое восприятие в их единстве. Многократное утрированное произношение слова в медленном темпе позволяет ребенку вычленить часть существенных признаков слова, в данном случае количество слогов (а-ти-а). Поощряя его не только словами («умница», «молодец» и т. п.), но и приближая к нему игрушку, взрослый продолжает работу, направленную на формирование умения соотносить свою речь с образцом. Поэтому взрослый выделяет первую согласную, фиксируя внимание на ее артикуляции. Таким образом, тот приблизительный контур слова, который использует ребенок, с каждым разом становится ближе к образцу.

Как уже указывалось выше, специальной постановки звуков на этом этапе не проводится, поскольку многие из них появляются спонтанно (самостоятельно), по мере накопления словаря. В некоторых случаях наблюдается неустойчивое пользование звуками речи изолированно или в отдельных словах они произносятся чисто, в основной массе произносимых лепетных слов, звукоподражаний они заменяются другими или опускаются (не произносятся).

Очень полезными на этом этапе видами работы может быть чтение сказок и рассматривание иллюстраций к ним. Независимо от возраста, для детей с лепетной речью отбираются простейшие сказки с циклическим сюжетом (сказки, в которых несколько раз повторяется схожая ситуация с небольшими вариациями) и традиционным набором действующих героев «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя» и т. д. Каждая их этих сказок прочитывается многократно, отдельными частями с рассматриванием картинок.

Вообще-то, в соответствии с методикой дошкольного воспитания, в первый раз сказки надо рассказывать близко к тексту. Но если вы лишены дара сказителя, читайте сказку в медленном темпе, помогая ребенку соотнести текст с иллюстрациями. Если ребенок вдруг «застрянет» на какой-нибудь картинке, не торопите его, рассмотрите ее подробно вместе, прокомментируйте нарисованное.

 

Приведем примерный ход беседы при чтении сказки «Репка».

Устройтесь удобнее в месте, где вас никто не будет отвлекать в кресле, на диване, в беседке в саду. Создайте доверительную обстановку. Взрослый читает или рассказывает сказку, ребенок рассматривает картинки в книге. Это занятие может быть проведено и с группой детей.

Взрослый. Посадил дед репку. Посмотри, кто это? (Показывает на деда.) Это дед. Дед. Кто это?

Дети (отвечают хором или вразнобой). Де, дет, дядя.

Взрослый. Это дед. Правильно. Покажите где у деда глаза?

Дети показывают.

Взрослый. Что это?

Дети. Азя

Взрослый. Хорошо. Послушайте и посмотрите, как я вам скажу. Гла-за.

Дети. Газя.

 
 

Взрослый. Какие молодцы! Глаза. А где у дедушки нос? И т.д. (Рассмотрев иллюстрацию, переходят к следующей.) Выросла репка большая-пребольшая. (Рассматривают картинку с репкой.)

Занятия подобного типа не должны проводится дольше 7-10 мин, поэтому взрослый во время рассматривания картинок не должен «увязать» в деталях. Поскольку сказка читается многократно, каждый раз можно подробно рассматривать различные картинки или акцентировать внимание на различных деталях. Один раз на частях тела, другой — на одежде персонажей, в третий — на возрасте и размерах.

После того, как сказка будет прочитана несколько раз, и дети научатся уверенно называть действующих лиц, можно переходить к совместному рассказыванию. Рассказывая сказку, взрослый не называет некоторых персонажей, заменяя слова показом соответствующей картинки.

Взрослый. Сейчас вы мне поможете рассказать сказку. Я начну, а вы продолжите рассказывать. Внимательно смотрите на картинку. Посадил... (Показывает на деда.)

Дети. Дед.

Взрослый. Правильно. (Показывает на репку.)

Дети (хором). Епку.

Взрослый. Молодцы! Посадил дед репку. Смотрите следующую картинку. Выросла репка… (Показывает на картинку и делает жест руками, имитируя размеры репы.)

Дети. Басая.

Взрослый. Умницы! Большая-пребольшая. И т.д.

Через некоторое время дети начинают повторять целые фразы из этих сказок, хотя пока эти фразы грамматически неоформлены и носят заученный характер.

é

Появление фраз в отраженной речи является показателем перехода ребенка на новый качественный уровень развития речи. Мы можем переходить к формированию навыка владения некоторыми элементарными бытовыми синтаксическими конструкциями «Дай что либо», «На что либо», «Хочу что либо сделать» и т. п. а также средствами выражения приветствия, прощения, благодарности «Привет», «Пока, пока», «Спасибо», сопровождающимися соответствующими жестами. Освоение таких конструкций также проходит в предметно-коммуникативной или игровой ситуации, в которой по-прежнему отсутствуют прямые инструкции «Скажи» и «Повтори», а потребности ребенка удовлетворяются только после речевых реакций.

Например, ребенок просит какую либо игрушку жестом, сопровождающим голосовые реакции. Взрослый выясняет, чего хочет ребенок, и спрашивает «Как надо попросить? Дай куклу!, Дай куклу!» При этом родитель или педагог приближает игрушку к ребенку, но в руки ему не дает. Только после попытки воспроизвести фразу ребенок получает игрушку, и воспитатель его хвалит. Постепенно, по мере освоения имитации слов и коротких предложений, необходимо сформировать у детей потребность в использовании речевых средств, в том числе более совершенных.

С этой целью создается такая предметная или игровая ситуация, в которой ребенку необходимо использование речевых средств. Например, взрослый «симулирует» свою занятость и невозможность понять жесты ребенка, ссылаясь на свою занятость. Он стоит спиной к ребенку и протирает пыль, помогает одеться другому ребенку и не может прервать своего занятия.

Очень важно в такой ситуации, чтобы ваш отказ понимать ребенка не выглядел демонстративно. Необходимо найти внешнюю причину, оправдывающую ваше поведение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.242 (0.008 с.)