Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 5. Тема: амнистия. Помилование. Судимость

Поиск

1. Понятие амнистии, ее содержание, порядок принятия.

2. Понятие помилования Лица, в отношении которых может быть осуществлен акт помилования. Круг лиц, имеющих право обращаться с ходатайством о помиловании. Уголовно-правовые последствия помилования. Отличие помилования от амнистии.

3. Судимость. Понятие и юридическое значение судимости. Погашение и снятие судимости – их различие. Сроки, установленные законом для погашения судимости. Условия снятия судимости. Правовые последствия погашения и снятия судимости

 

 

Нормативные правовые акты:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 84-86).

2. Указ Президента РФ от 28.12.2002г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» //Российская газета, N 255, 30.12.2001,Собрание законодательства РФ, 31.12.2001, N 53 (ч. 2), ст. 5149.

 

 

Официальные акты высших судебных органов и судебная практика:

 

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 марта 1929 г. «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

 

Дополнительная литература:

Антонов А.Г. К вопросу о судимости при освобождении от наказания // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление, 2005, N 4;
Аскеров Э. Акты об амнистии и помиловании // Законность. 2005. №11.*

Вырастайкин В. Порядок погашения судимости следует изменить // Российская юстиция, № 4, 1999;

Голик Ю., Левашова О. Последняя "чеченская" амнистия // Уголовное право. 2007. №2.*

Коротких Н. Судимость как признак рецидива преступлений // Законность, № 1, 2005;

Марогулова И.Л. Законодательные проблемы амнистии и помилования // // Журнал российского права, N 1, 1998;
Осмоловская Н.В. Юридическая природа институтов помилования и амнистии // Российский следователь, 2005, N 10;

Питецкий В. Судимость в уголовном праве // Законность", 2006, N 4;
Ратникова Н. Институт помилования в уголовном и уголовно-исполнительном праве и достижение целей наказания // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2006. №3.*

Спицын В.И. К вопросу о помиловании // Современное право, N 12, 2002;

 

 

Семинар 6. Тема: Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

 

1. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

2. Порядок назначения наказания несовершеннолетним.

3. Применение принудительных мер воспитательного воздействия.

4. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания.

 

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 Г.)

2. Конвенция о защите прав ребенка и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950г.)

3. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989г.

4. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), приняты 29.11.1985г. Резолюцией 40/33 на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН //Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

5. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних («Эр-Риярские руководящие принципы»), приняты 14.12.1990г. Резолюцией 45/112 на 68-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

6. Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением («Токийские правила»), приняты 14.12.1990г. Резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи ООН // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

7. Уголовный кодекс РФ (ст.20, 61, 87-96)

8. Уголовно-исполнительный кодекс РФ (ст.80, 132-142)

9. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (п.4 ст.5, ч.3 ст.27, п.4 ст.5, ч.3 ст.27,.397, ст.421, 427, 430-432).

ФЗ от 24.07.1998г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3802, Российская газета,

N 147, 05.08.1998.

ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ, 28.06.1999, N 26, ст. 3177, Российская газета, N 121, 30.06.1999.

Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденное постановлением Правительства РФ от 25.04.1995г. // Собрание законодательства РФ", 01.05.1995, N 18, ст. 1681,

"Российская газета", N 90, 11.05.1995.

Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.06.1967г. //Ведомости ВС РСФСР", 1967, N 23, ст. 536.

 

Официальные акты высших судебных органов и судебная практика:

 

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003г. г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» //Бюллетень Верховного Суда РФ, 2003, N 12.

 

Дополнительная литература:

Авдеев В. Юридическая природа условно-досрочного освобождения несовершеннолетних // Уголовное право, 2000, N 3;

Благов Е.В. Особенности назначения наказания несовершеннолетним // Применение уголовного права: теория и практика. СПб.: Юр. центр Пресс, 2004.*

Ведерникова О. Ювенальная юстиция: исторический опыт и перспективы Российская юстиция, 2000, N 7;

Забрянский Г.И. Наказание несовершеннолетних и его региональные особенности. М., 2000;

Косевич Н.Р. Назначение несовершеннолетним более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление // Российское правосудие. 2007. №2.*

Косевич Н.Р. Назначение несовершеннолетним наказания по правилам статьи 64 УК РФ как одно из направлений предупредительной деятельности суда // Мировой судья. 2006. №7.*

Косевич Н.Р. Уголовная ответственность и ее роль в предупреждении преступности несовершеннолетних // Росссийский судья. 2005. №10.*

Ламинцева С.А. Уголовная ответственность несовершеннолетних // Российское правосудие. 2006. №1.*

Меркушов А.В. Практика рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Российская юстиция, 2000, N 6;

Мельников Э.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. Учебное пособие. М., 2000; *

Николюк В., Мамедов А. Правовое регулирование направления судом несовершеннолетнего осужденного в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа // Уголовное право. 2007. №1.*

Ответственность несовершеннолетних в уголовном праве: Гл. 3 // Уголовная ответственность: понятие, проблемы реализации и половозрастной дифференциации / Андриенко В.А., Лесниченко И.П., Пудовочкин Ю.Е. [и др.]; Ред. Пудовочкин Ю.Е. - М.: Юрлитинформ, 2006.*

Пудовочкин Ю.Е. Ювенальное уголовное право: понятие, структура, источники. Журнал российского права, 2002, N 3;

Пудовочкин Ю.Е. Ответственность за преступления против несовершеннолетних по российскому уголовному праву. СПб., 2002; *

Рыбальская В.Я. Проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних. Иркутск, 1994;

Скрябин М.А. Общие начала назначения наказания и их применение к несовершеннолетним. Казань, 1988;

Яковлева Л.В. Новый порядок освобождения несовершеннолетних от наказания. Российская юстиция, 2002, N 5.

 

Семинар 7. Тема: Принудительные меры медицинского характера. Конфискация имущества.

1. Понятие, основание, содержание и цели принудительных мер медицинского характера.

2. Виды принудительных мер медицинского характера.

3. Принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания.

4. Конфискация имущества как мера уголовно-правового характера.

 

Нормативные правовые акты:

 

1. Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 21, 22, 81, 97-104, 104.1-104.3).

2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (ст. 18).

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (ст. 300, 352, 433-446).

4. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г.

 

Официальные акты высших судебных органов и судебная практика:

 

Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 26 апреля 1984 г. № 4 «О судебной практике по применению, изменению и отмене принудительных мер медицинского характера» // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1984. № 3.

 

Дополнительная литература:

Беляев А. Новое уголовно-правовое регулирование конфискации имущества // Уголовное право. 2007. №2.*

Висков Н.В. Конфискация и арест имущества: отдельные вопросы в свете новых редакций УК и УПК РФ // Юридический мир. 2007. №1.*

Голоднюк М.Н. Развитие Российского законодательства о принудительных мерах медицинского характера. Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 1998, N 5.

Звечаровский И. Понятие мер уголовно-правового характера // Законность. 2007. №1.*

Келина С.Г. Наказание и иные меры уголовно-правового характера // Государство и право. 2007. №6.*

Колмаков П.А. Возвращаясь к проблемам назначения конкретного вида принудительного лечения // Следователь. 2006. №11.*

Курганов С. Меры уголовно-правового характера // Уголовное право. 2007. №2.*

Лужбин А.В., Волков К.А. Конфискация имущества - новая мера уголовно-правового характера и новые проблемы // Российская юстиция. 2006. №9.*.

Лунеев В.В. Конфискация имущества из УК РФ незаконно исключена: что дальше? // Государство и право. 2006. №4.*

Минязева Т.Ф. Цели наказания и иных мер уголовно-правового характера и средства их достижения в современном уголовном праве // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. №5. С. 81-87.*

Михайлов В.И. Конфискация в национальном и международном уголовном и уголовно-процессуальном праве / Михайлов В.И. // Законодательство 2007. №3.*

Назаренко Г.В. Конфискация и возмещение ущерба как меры уголовно-правового характера // Следователь. 2006. №9.*

Право и психиатрия. /Сост. С.В. Полубинская. Научн. Ред. С.В. Бородин/. М., 1991;

Протченко Б.А. Принудительные меры медицинского характера. М., 1976;

Рагулин А. Проблемы применения конфискации имущества в уголовном праве // Уголовное право. 2007. №1.*

Семенцова И.А. Принудительные меры медицинского характера и наказание в отношении лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости. Журнал российского права, 2001, N 11;

Спасенников Б.А. Принудительные меры медицинского характера: история, теория, практика. СПб., 2003;

Шишков С. Исполнение принудительных мер медицинского характера (проблемы правового регулирования) // Законность. 2007. №6.*

Яни П.С. Объективные признаки налоговых преступлений: позиция Пленума Верховного Суда РФ // Законодательство. 2007. №5.*

Яни П.С. Применение норм о конфискации // Российская юстиция. 2006. №12.*

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

К теме 1. Понятие и цели наказания

Понятие наказания приведено в ст.43 УК РФ. В соответствии с ней,наказаниеесть особая мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Студент должен усвоить не только понятие наказания, но и его признаки. Признаки наказания следующие. 1. Наказание – это особая мера государственного принуждения. 2. Наказание носит личный характер. 3. Наказание назначается только за деяние, запрещенное уголовным законом. 4. Наказание назначается лишьпоприговору суда и от имени государства. 5. Наказание влечет за собой судимость.

Содержание наказания составляет лишение или ограничение прав и свобод лица, признанного приговором суда виновным в совершении преступления.

К целям наказания по УК РФ относятся: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.

Студент должен уметь раскрыть содержание признаков наказания, содержание его целей и социальных функций. Следует также знать отличие уголовного наказания от иных мер государственного принуждения. Целесообразно ознакомление с материалами постановления Пленума Верховного Суда СССР № 3 от 29 июня 1979 г. «О практике применения судами общих начал назначения наказания», постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 29 апреля 1996г. “О судебном приговоре” (в редакции от 06.02.2007г.)/Бюллетень Верховного Суда РФ 1996, № 7, постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 11 января 2007г. “О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания” /Бюллетень Верховного Суда РФ 2007, № 4, постановления Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 12 ноября 2001г. «О практике назначения судами видов исправительных учреждений»/Бюллетень Верховного Суда РФ 2002, № 1.

 

 

К теме 2. Система наказаний. Виды наказаний

Перечень наказаний предусмотрен ст. 44 УК РФ. Расположенные в определенном порядке наказания, образуют систему наказаний. Студент должен усвоить принцип расположения наказаний, уметь пояснить, почему избран именно этот подход.

Система наказаний построена по принципу усиления тяжести наказания. Такое расположение ориентирует суд на выбор более мягкого вида наказания, который не назначается только в случае, если не обеспечивает достижение целей наказания. По принципу построения системы наказаний построены и санкции статей Особенной части УК.

Система наказаний включает в себя двенадцать видов наказаний. Данный перечень является исчерпывающим. Иные меры уголовным наказанием не являются.

В систему наказаний впервые включено наказание в виде смертной казни. Ранее этот вид наказания в систему не включался. Несмотря на данную новеллу, смертная казнь остается исключительной мерой наказания. Статья 20 Конституции РФ устанавливает, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 724 “О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы” (Российская газета, 21 мая 1996 г.) наказание в виде смертной казни исполнению не подлежало.

Конституционный Суд РФ в п. 5 постановления от 2 февраля 1999 г. N 3-П по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» указал, что наказание в виде смертной казни назначаться не может. Учитывая, что постановления Конституционного Суда РФ имеют прямое действие, смертная казнь не может назначаться судами с момента вступления указанного постановления в силу (Вестник Конституционного Суда, 1999, N 3).

По сравнению с УК 1960 г. система наказаний пополнилась рядомновыхвидов, которые могут служить альтернативой наказанию в виде лишения свободы (обязательные работы, ограничение свободы, арест), а также новым видом наказания в виде пожизненного лишения свободы.

Виды наказания в зависимости от возможностей их применения делятся на три группы: наказания, применяемые как основные; наказания, применяемые только как дополнительные; наказания, применяемые и какосновные, и как дополнительные. Студент должен усвоить виды наказания и возможности их применения.

Изучая вопрос о видах наказаний, следует усвоить их содержание,срокиили размеры, порядок и особенности назначения, последствия злостного уклонения осужденного от их отбывания.

Особое внимание целесообразно обратить на назначение наказания в виде лишения свободы, поскольку его назначение связано с выбором вида учреждения, где оно будет отбываться. Следует иметь в виду, что отдельные вопросы, относящиеся к содержанию наказания или его замене, регламентированы Уголовно-исполнительным кодексом РФ 1997 г.

 

К теме 3. Общие начала и правила назначения наказания.

 

Вопросы назначения наказания законодательно урегулированы вгл.10УК РФ. Изучая данную проблему, прежде всего, необходимо обратить внимание на вопрос об общих началах назначения наказания. Студент должен усвоить, что наказание должно быть справедливым. При его назначении учитываются характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, влияние наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.

Перечень обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание,приведен в законе. Студенту следует усвоить, что перечень обстоятельств, смягчающих наказание, не является исчерпывающим. В качестве таковых суд может учесть и другие обстоятельства. Перечень же обстоятельств, отягчающих наказание, является исчерпывающим. Какие-либо другие обстоятельства не могут быть судом признаны отягчающими.

Студенту необходимо знать, каким образом учитываются обстоятельства, влияющие на наказание, а также правила назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств.

Следует внимательно знакомиться с нормами, регулирующими вопрос о назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление, и назначение наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении.

Целесообразно освоить основания применения этих норм и порядок назначения наказания при наличии различных оснований.

Правила назначения наказания за неоконченное преступление позволяют в значительно большей мереобеспечить назначение справедливого наказания в зависимости от стадии совершенного преступления. Студенту следует усвоить установленные пределы сроков или размеров наказания, назначаемого за неоконченное преступление.

Целесообразно также обратить внимание и на положения, регулирующие вопросы назначения наказания за преступление, совершенное в соучастии, усвоить, какие обстоятельства учитываются при этом судом.

Правила назначения наказания при рецидиве преступлений призваны обеспечить усиление борьбы с рецидивной преступностью. Поэтому они содержат положения, не позволяющие назначать чрезмерно мягкие наказания для рецидивистов. При любом виде рецидива срок наказания не может быть менее одной трети максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного санкцией статьи Особенной части УК, по которой квалифицируется последнее преступление.

Одним из институтов, играющих важную роль при назначении наказания, как отмечалось выше, является институт совокупности преступлений. При его наличии повышается общественная опасность личности виновного. Поэтому закон предусматривает различные варианты назначения наказания с учетом тяжести совершенных преступлений. Так, если совокупность образуют преступления только небольшой или средней тяжести, суд может применить правила поглощения, частичного или полного сложения наказаний. Если же среди совокупности есть тяжкие или особо тяжкие преступления, то применяются только правила частичного или полного сложения наказаний. При этом окончательное наказание не может превышать более чем наполовину максимальный срок или размер наказания, предусмотренного за наиболее тяжкое из совершенных преступлений. Максимальный срок лишения свободы, который может быть назначен при совокупности преступлений, составляет двадцать пять лет.

При назначении наказания по совокупности приговоров к наказанию, назначенному по последнему приговору суда, частично или полностью присоединяется неотбытая часть наказания по предыдущему приговору. Окончательное наказание по совокупности приговоров, если оно менее строгое, чем лишение свободы, не может превышать максимального срока или размера наказания, предусмотренного для данного вида наказания Общей частью УК. Если же окончательное наказание назначается в виде лишения свободы, то его срок не может быть более тридцати лет.

Помимо вышеуказанного материала студент должен изучить и вопрос о порядке определения сроков наказаний при сложении наказаний, а также об исчислении сроков наказаний и их зачете.

При назначении наказания важное место отведено институту условного осуждения. Данный институт достаточно широко применяется на практике. Он позволяет не применять реальное наказание в тех случаях, когда суд приходит к выводу о возможности исправления осужденного без отбывания наказания.

Условное осуждение может быть применено только в случаях назначения наказания в виде исправительных работ, ограничения по военной службе, содержания в дисциплинарной воинской части, ограничения свободы или лишения свободы.

Студенту следует усвоить вопросы об основаниях применения условного осуждения, порядке его назначения, испытательном сроке, обязанностях, которые суд может возложить на условно осужденного, а также вопросы об отмене условного осуждения или продлении испытательного срока.

Следует отметить, что вопросы назначения наказания являются одними из наиболее сложных. Они постоянно находятся в поле зрения высших судебных органов, влияющих на формирование правоприменительной практики и, в частности, практике назначения наказания. Поэтому многие вопросы являлись предметом рассмотрения Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР, РФ. При изучении темы студенту целесообразно ознакомиться с указанными выше постановлениями: Пленума Верховного Суда СССР, РСФСР и РФ.

К теме 4. Освобождение от уголовной ответственности

Вопросы освобождения от уголовной ответственности регламентированы в ст.75-78, 84 УК РФ. Изучение вопроса целесообразно начать с повторения материала о понятии уголовной ответственности и понятии наказания. Студент должен вспомнить различия между этими понятиями.

Освобождение от уголовной ответственности имеет целевым назначением реализацию возможности исправления лица, совершившего преступление, и достижения иных целей наказания без привлечения его к уголовной ответственности.

Основания освобождения от уголовной ответственности предусмотрены законом. Закон выделяет три основания (вида) освобождения: в связи с деятельным раскаянием; в связи с примирением с потерпевшим; в связи с истечением сроков давности. Освобождение от уголовной ответственности может быть также осуществлено в связи с амнистией.

Кроме того, освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних возможно применением к ним принудительных мер воспитательного воздействия.

Как правило, освобождение от уголовной ответственности закон связывает с совершением преступления впервые, небольшой или средней тяжести, заглаживанием вины.

Студент должен усвоить виды освобождения от уголовной ответственности основания применения каждого вида.

Целесообразно также обратить внимание на преступления, при совершении которых не применяются сроки давности освобождения от уголовной ответственности.

 

К теме 5. Освобождение от наказания

Вопросы освобождения от наказания регламентированы ст.79-85 УК РФ. Освобождение от наказания следует отличать от освобождения от уголовной ответственности. Освобождение от наказания возможно только после обвинительного приговора суда. Виновный может быть освобожден от отбывания наказания вообще или от дальнейшего отбывания наказания. Целевым назначением института освобождения от наказания является освобождение тех лиц, которые могут быть исправлены без отбывания наказания или без его дальнейшего отбывания. Это одно из проявлений гуманизма государства к лицам, совершившим преступления.

Закон устанавливает восемь видов освобождения от наказания: условно-досрочное освобождение от отбывания наказания; замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания; в связи с изменением обстановки; освобождение от наказания в связи с болезнью; отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей; освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда; амнистия; помилование.

Кроме того, освобождение от наказания несовершеннолетних возможно в связи с применением к ним принудительных мер воспитательного воздействия.

Все эти виды освобождения от наказания студент должен изучить, уяснив содержание каждого из них, основания и порядок их применения.

Особо целесообразно остановиться на изучении вопроса об условно-досрочном освобождении. Это обусловлено тем, что этот институт наиболее широко применяется на практике и под его действие подпадает значительное число осужденных.

Студент должен усвоить понятие данного института, основания его применения, порядок, сроки, по истечении которых возможно условно-досрочное освобождение. При этом целесообразно обратить внимание на обязанности, которые суд может возложить на освобождаемого. Эти условия призваны обеспечить контроль за поведением освобожденного. Их неисполнение влечет за собой негативные последствия для нарушителя вплоть до отмены условно-досрочного освобождения.

При изучении вопроса об условно-досрочном освобождении следует ознакомиться с постановлением Пленума Верховного Суда СССР № 9 от 19 октября 1971 г. “О судебной практике условно-досрочного освобождения осужденных от наказания и замены неотбытой части наказания более мягким” с изменениями, внесенными постановлениями Пленума № 6 от 25 июня 1976 г., № 12 от 21 сентября 1977 г., № 7 от 26 апреля 1984 г. и № 11 от 21 июня 1985 г. (См.: Сборник действующих постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам. С комментариями и пояснениями. М., 2000).

Применительно к отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, студент должен усвоить условия применения отсрочки, обязанности женщины, к которой применена отсрочка отбывания наказания, последствия неисполнения этих обязанностей.

Давность исполнения обвинительного приговора поставлена законом в зависимость от категории преступления, за совершение которого был осужден виновный. Сроки давности применительно к каждой категории следует изучить.

 

К теме 6. Амнистия. Помилование. Судимость

Особое место среди уголовно-правовых институтов занимают амнистия и помилование. Дело заключается в том, что эти институты имеют свою специфику, они применяются не судами.

Так, амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (ч. 1 ст. 103 Конституции РФ) в отношении индивидуально неопределенного круга лиц. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица (ст.89 Конституции РФ). Студент должен уметь раскрыть содержание амнистии и помилования, знать порядок их принятия.

Изучая вопрос о судимости, следует, прежде всего, уяснить содержание этого понятия. Судимость представляет собой особое правовое положение лица, вызванное обвинительным приговором суда. Судимость является одним из уголовно-правовых последствий совершения преступления. Наличие судимости ухудшает правовое положение лица. Так, судимость имеет значение при определении вида исправительного учреждения, где отбывается лишение свободы, судимость может быть препятствием к условно-досрочному освобождению и т.д. Погашение или снятие судимости означает исключение ее негативных последствий.

Студенту следует знать сроки погашения судимости, порядок ее снятия. При этом целесообразно изучить постановление Пленума Верховного СудаСССР№ 4 от 18 марта 1970 г. “Об исчислении срока погашения судимости” с изменениями, внесенными постановлениями Пленума № 11 от 21 сентября 1977 г. и № 7 от 26 апреля 1984 г. (См.: Сборник действующих постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам. С комментариями и пояснениями. М., 2000, Бриллиантов А.В., Побрызгаева Е.В. Уголовный кодекс Российской Федерации в материалах действующих постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (СССР) с комментариями.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008).

К теме 7. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних отражены в ст.87-96 УК РФ. Нормы, регулирующие указанные особенности, впервые выделены в самостоятельный раздел и объединены в одной главе. Ранее нормы об особенностях ответственности несовершеннолетних находились в различных главах УК.

Необходимость самостоятельного регулирования вопросов ответственности и наказания несовершеннолетних обусловлена особенностями их социально-психологического развития, мировоззрения, неустойчивостью психики и другими обстоятельствами, оказывающими влияние на их поведение.

Несовершеннолетними являются лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста. При этом лицо считается достигшим определенного возраста (например, 14, 16, 18 лет) не в день рождения, а начиная со следующих суток. По отношению к несовершеннолетним закон предусматривает особый подход. Во-первых, не все виды наказания могут быть им назначены вне зависимости от тяжести совершенного преступления. Во-вторых, сроки или размеры наказаний более низкие. В-третьих, закон обязывает суд учитывать ряд дополнительных обстоятельств при назначении наказания несовершеннолетним. В-четвертых, вместо уголовного наказания несовершеннолетние могут быть подвергнуты применению принудительных мер воспитательного воздействия.

Студенту необходимо усвоить вопрос о том, какие виды наказания применяются или не применяются к несовершеннолетним, каковы сроки или размеры этих наказаний. Особое внимание следует обратить на проблему применения принудительных мер воспитательного воздействия: основания их применения, виды, последствия неисполнения.

Следует учесть и то обстоятельство, что в исключительных случаях суд может применить положения главы об особенностях ответственности и наказания несовершеннолетних к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, кроме помещения их в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних.

При изучении темы целесообразно ознакомиться с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 “О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних” (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 4).

 

К теме 8. Принудительные меры медицинского характера. Конфискация имущества.

При изучении данной темы необходимо ознакомиться с положениями ст.97-1043 УК РФ.

Студент должен усвоить понятие принудительных мер. Их следует отличать от наказания. Принудительные меры отличаются от наказания по содержанию, по формальным признакам и по целевому назначению. Студент должен знать, что принудительные меры могут быть назначены лицам: совершившим преступление в состоянии невменяемости; у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания; совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

Следует также знать виды принудительных мер, их содержание, сроки применения, виды учреждений для их применения.

Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что срок применения мер медицинского характера засчитывается в срок наказания. Вопрос о продлении, изменении или прекращении мер принудительного характера регламентирован ст. 102 УК РФ.

Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера регламентирован УПК РФ.

Вопрос о применении психиатрического лечения является одним из наиболее острых. Студентам рекомендуется ознакомиться с положениями Закона РФ от 2 июля 1992 г. “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” (Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВерховногоСоветаРФ. 1992. № 33. Ст. 1913) и постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 26 апреля 1984 г. № 4 “О судебной практике по применению, изменению и отмене принудительных мер медицинского характера” с изменениями от 1 ноября 1985 г. (Сборник действующих постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам. М., 2000. С.181-186).

У института конфискации имущества в последние годы была сложная судьба. Конфискация имущества как вид наказания активно применялась правоохранительными органами в советское время. В Уголовном кодексе РФ первоначально конфискация имущества как вид наказания сохранялась, она могла быть установлена только за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений. Это правило определяло основную цель назначения такого наказания - борьба с экономическими и иными преступлениями, совершаемыми из корыстных побуждений. Однако у такой радикальной меры, как конфискация у осужденных их имущества, нашлось немало противников. Был принят Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", которым в Уголовный кодекс РФ были внесены изменения, статья 52 УК была исключена, а из текста Особенной части были удалены все упоминания о конфискации имущества. При этом была сохранена возможность применения уголовно-процессуальной (в соответствии со ст. 81 УПК РФ) конфискации вещественных доказательств, а именно: орудий преступления, принадлежащих обвиняемому; предметов, запрещенных к обращению; денег или иных ценностей, нажитых преступным путем. Кроме того, никак не изменилась норма Гражданского кодекса, посвященная конфискации имущества, отдельные ее положения "повисли в воздухе". В соответствии с частью 1 статьи 243 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация), то есть Гражданский кодекс продолжал ссылаться на несуществующую норму.

Исключение из Уголовного кодекса РФ нормы, предусматривающей возможность конфискации имущества осужденного, неоднократно критиковалось впоследствии в прессе и в Государственной Думе, делались заявления о том, что отсутствие этой нормы существенно осложняет борьбу с коррупцией, с налоговыми и иными преступлениями, где возможны присвоения крупных имущественных активов, а также борьбу с террористической деятельностью. Будучи участником многих международных процессов, Россия была вынуждена вернуться к применению конфискации имущества в уголовном праве спустя всего два с половиной года после ее отмены, приняв Федеральный закон от 27.07.2006 N 153-ФЗ. Правда, теперь конфискация имущества не является наказанием за совершение преступления, а относится к "иным мерам уголовно-правового характера", в число которых до последнего времени входили только принудительные меры медицинского характера.

Изучая вопрос о конфискации имущества, студенту следует обратить внимание на вопросы о содержании конфискации, основаниях и условиях ее применения. Кроме того, необходимо знать и о наличии такого имущества, которое не подлежит конфискации.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

При изучении дисциплины особая роль отводится самостоятельной работе студентов.

Самостоятельная работа студентов включает: ознакомление с содержа­нием настоящих методических рекомендаций, чтение и изучение учебной и другой научно-методической литературы; конспектирование текстов лекций и вопросов, разбираемых на семинарских занятиях, подготовку прак



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.51.35 (0.024 с.)