Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логопедическое обследование речи детей раннего возрастаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ В раннем возрасте подражательные способности ребенка чрезвычайно велики, он легко и непринужденно усваивает огромное количество новых слов и понятий, с удовольствием учится произносить понравившиеся слова, стремится чаще использовать их в речи. Однако не стоит идеализировать способности малыша. Его артикуляционные возможности еще несовершенны, фонематический слух развивается постепенно, поэтому нормированное произношение сложных звуков еще долго будет оставаться недоступным ребенку. Как правило, даже на первой стадии нормального развития детской речи она хорошо понятна только близким родственникам ребенка. Общение же с чужими людьми часто вызывает у него серьезные трудности. Еще более затруднено общение посторонних с детьми, имеющими даже незначительные проблемы в развитии экспрессивной стороны речи. В этом случае создается определенный дисбаланс между познавательным и речевым развитием ребенка: стремясь сообщить взрослым какую-то информацию, он может так исказить произношение ряда слов, что общий смысл его сообщения станет доступен только при анализе самой ситуации общения. При этом малыш чутко реагирует на любые замечания в свой адрес, обижается и капризничает, когда его не понимают. Ребенок в раннем возрасте еще не способен подчиняться директивным указаниям взрослого типа «Произнеси звук», «Назови картинку», «Расскажи стишок», да и не стоит стремиться к такому «общению» с ним. Специалистам хорошо известно, что даже при проверке произношения у ребенка среднего и старшего дошкольного возраста не следует ограничиваться только проверкой звукопроизношения в заданиях, ориентированных на повторение на слух ряда слов по образцу взрослого или рассказывание хорошо знакомого стихотворения. Тем более это не стоит делать при первом знакомстве с малышом преддошкольного и младшего дошкольного возраста! Логопедическое обследование ребенка любого возраста должно проводиться только с использованием специального дидактического материала, разработанного с учетом возрастных особенностей развития высших психических функций, в том числе и речи. При обследовании речи ребенка ему надо предлагать такие задания, которые помогут собрать необходимую информацию не только о развитии произносительной стороны его речи, но и составить адекватное представление о сформированности его словаря, стадии развития фразовой речи, особенностях усвоениях основных ее частей и специфике использования некоторых грамматических форм. Обязательно надо учитывать влияние на развитие детской речи инпута (обращенной к ребенку речи близкого взрослого), который сначала играет ведущую роль в формировании начального детского лексикона, а затем оказывает существенное влияние на последующее усвоение нормированного произношения, основных лексических закономерностей и грамматических правил родного языка. Необходимо выявлять и случаи раннего билингвизма, особенно — при обследовании ребенка, воспитывающегося в условиях межнационального брака или проживания мононациональной семьи в другой стране или национальной автономии. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ЗВУКОВОГО СТРОЯ И СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ Логопедическое обследование ребенка раннего возраста надо проводить в светлое время суток, желательно спустя некоторое время после завтрака или полдника. Для обследования речи лучше иметь отдельные файлы с вложенными в них картинками. Картинки могут быть предъявлены ребенку в той последовательности, как они представлены в пособии, на нескольких индивидуальных занятиях. Они также могут быть специально отобраны по выбору логопеда для экспресс-диагностики произношения определенной группы звуков и предъявлены на одном занятии. Заключительные задания пособия содержат изобразительный материал для обследования звуков, отрабатываемых на стадии позднего онтогенеза. Мы включили данный материал в логопедическое обследование, потому что помимо возрастного субституирования у маленьких детей могут наблюдаться и патологические звуки-заменители, подробно описанные В.И. Бельтюковым. Лексический материал, используемый в этих заданиях (звуки [с], [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [р]), достаточно сложен, поэтому при их предъявлении целесообразно оказывать ребенку максимальную помощь, в некоторых случаях прибегая к подсказкам. В связи с тем что задания предъявляются ребенку последними, к этому времени сама ситуация логопедического обследования становится для него привычной, а игровая форма предъявления материала допускает возможность использования помощи взрослого при затруднениях с подбором слов или узнаванием изображения на картинке. Можно достаточно широко варьировать картинный материал, предлагаемый ребенку при обследовании, включая в него дополнительные задания по другим звукам. Например, большинство картинок на гласные звуки могут быть использованы и при исследовании произношения согласных звуков: «Дети сидят в... кафе» (звук [э] и (к], [ф]). Длительность диагностического занятия сугубо индивидуальна, зависит от возраста ребенка и его психофизического состояния, личностных особенностей, поведения в ситуации обследования. Оптимальная длительность диагностического занятия с ребенком раннего возраста — 10—15 минут. Мы не рекомендуем превышать это время, даже если вам кажется, что ребенок очень заинтересовался выполнением задания и не испытывает усталости после предъявления целой серии картинок. Помните, что вы имеете дело с бурно развивающимся хрупким человеческим индивидуумом, любая перегрузка нервной системы ребенка может привести к отставленным по времени нежелательным последствиям для его организма! Надо оптимизировать имеющийся в вашем распоряжении короткий промежуток времени, чтобы успеть узнать о развитии речи ребенка как можно больше. При назывании картинок во время проверки звукопроизношения надо учитывать: — состояние словарного запаса ребенка; — наличие перестановок слогов и/или отдельных звуков, усечений окончаний слов; — характер трудностей формирования слоговой структуры многосложных слов. Особо следует остановиться на изучении слоговой структуры слова как одной из важных характеристик произносительной стороны речи. При обследовании слоговой структуры слова необходимо выявить умение ребенка правильно произносить не только звуки в слове, но и их количество и последовательность. Традиционно считается, что в раннем возрасте слоговая структура слова только формируется. Однако специалист-логопед уже в раннем возрасте может обратить внимание на нарушения слоговой структуры, являющиеся явным показателем речевого дизонтогенеза. Слоговая структура слова формируется у ребенка постепенно. Уже к концу стадии гуления появляется первый слог. В период лепета у ребенка появляется тенденция к редупликации (повторению) однородных слогов, что приводит к развитию лепетной цепи, состоящей из 7—8 слогов. Лепетные цепочки образуются многократным повторением однородных по звуковому составу и по структуре слогов («ка-ка-ка»). Постепенно такие цепочки становятся все более разнообразными, происходит «разуподобление» слогов. Сначала «разуподобляется» гласноподобный звук («ка-ко»), затем — согласный («ка-та-ка»). К первому году жизни количество слогов лепетной цепи сокращается до 2—3, что соответствует среднему количеству слогов в слове русского языка. В это же время у ребенка появляются первые слова, в основном состоящие из одного слога («фа» — горячо, «бух» — упал). Как и в лепете, большинство первых двусложных слов в речи детей представляют собой повторение одного и того же слога («бобо» — больно). К одному году трем месяцам начинается усложнение произнесения слов, т.е. появляются слова из двух разных слогов. При этом усложнение происходит в двух направлениях: — увеличение количества однородных слогов в слове; — переход от слова с одинаковыми слогами к словам с разными слогами. Существует связь между формированием предложения и развитием слоговой структуры. Ребенок начинает раньше произносить предложения из трех и более слогов, чем трехсложные слова. Наиболее интенсивно процесс усвоения слоговой структуры предложения идет в 2—2,5 года. При этом ребенок испытывает закономерные, так называемые «физиологические», трудности: пропуски слогов и звуков в слове, ошибки добавления числа слогов, ошибки сокращения групп согласных, уподобление звуков и слогов, перестановки звуков и слогов в слове (табл. 5). Причиной временных нарушений слоговой структуры слова является незрелость моторных и фонематических предпосылок развития речи в раннем возрасте. Однако в наиболее тяжелых случаях речевой патологии эти нарушения приобретают стойкий характер. Уже после 2,5 лет при нормальном развитии речи нарушение слогового состава крайне редкое явление. Много информации о сформированности слоговой структуры слова можно почерпнуть при использовании картинного материала. Ниже мы даем примерный текстовый материал для обследования слоговой структуры слова. Слова подобраны с учетом специфики формирования начального детского лексикона и закономерностей развития слоговой структуры в онтогенезе (А.К. Маркова).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1093; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.223 (0.008 с.) |