Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Групповая динамика (или групповой процесс)Содержание книги Поиск на нашем сайте
Курт Левин ввел в психологию и психотерапию понятие групповая динамика (1936), подразумевая под этим процесс взаимодействия социальных и психологических детерминант (причин), воздействующих на поведение индивидов в группе. И хотя он практически не занимался терапевтической практикой, этот термин - групповая динамика - постоянно употребляется в смысле групповой процесс в групповой психотерапии такими ее выдающимися представителями, как Карл Роджерс, Шутц, Кельман, Кратохвил и другими. С этим нельзя не согласиться, так как сама идея и цель групповой психотерапии не просто в налаживании определенного группового взаимодействия, а именно в движении (динамике), развитии группы и каждого индивида в терапевтическом, позитивно развивающем направлении. Групповая динамика, являясь неразрывным процессом развития группы и индивидов, может быть условно разделена на определенные этапы. Кельман выделяет три таких основных этапа: податливость, идентификацию, присвоение. На первом этапе (этап податливости) члены группы начинают поддаваться влиянию друг друга, терапевта и всей группы. Точнее, они сдвигаются с мертвой точки бессознательной самозащиты своего внутреннего мира, включая сложившееся в нем отношение к своему неврозу или другой психологической проблеме, которая привела их в группу. Однако это еще не приятие других мнений и влияний, а только снятие защиты к их неприятию. Это, главным образом, лишь принятие изложенных терапевтом норм и правил работы группы и начало участия в этой работе. Устанавливается добровольная, но еще в значительной степени формальная общность группы. (Здесь и далее следует помнить об индивидуальных различиях членов группы и соответственно о разной скорости и эффективности прохождения ими этих процессов.) На втором этапе (этап идентификации) происходит внешнее принятие группы и ее участников - готовность не формально, а с пониманием выслушивать их мнения, подключаться к дискуссиям. Можно сказать, что на этом этапе устанавливается неформальная общность группы, ощущение определенного «мы», даже при разногласиях по отдельным вопросам и некотором неприятии отдельными участниками друг друга. На третьем этапе (этап присвоения) происходит принятие отдельными участниками уже сложившихся групповых ценностей и мнений как своих собственных, готовность оперировать ими от своего имени вне группы, в своей личной жизни. Другие представители групповой психотерапии (Шутц, Такман, Кратохвил и другие) по-своему описывают эти же этапы, но суть остается одна: последовательная групповая динамика от формального объединения до обретения значительной психотерапевтической силы взаимоподдержки, взаимовлияния, взаимокоррекции при одновременном самораскрытии и позитивном развитии группы в целом и каждого ее участника. Ялома выделяет такие лечебные факторы психотерапевтической группы, как сплоченность, внушение надежды, обобщение, альтруизм, предоставление информации, множественный перенос, межличностное обучение, развитие межличностных умений, имитирующее поведение. Эта классификация мало отличается от большинства других, терапевтическая ценность упомянутых факторов очевидна. Однако целесообразно сделать некоторые комментарии. Сплоченность К общеизвестному мнению о важности сплоченности группы следует добавить, что, как показала практика, большинство участников в значительной мере страдают от физического или психологического одиночества, что обычно коррелирует с высокой тревожностью, чувством незащищенности и ненужности. В удачно сложившихся группах все участники удовлетворяют естественную человеческую потребность в аффилиации (чувстве принадлежности к какому-либо сообществу), у них снижается чувство тревожности, повышается ощущение психологической защищенности. Надо сказать, что чувство сплоченности, сопринадлежности к группе людей, понимающих тебя, принимающих таким, какой ты есть, и к тому же переживающих аналогичные проблемы, нередко оказывается настолько важным для членов группы (особенно тех, кому не хватает такого общения в повседневной жизни), что у них меняется иерархия мотивов занятия групповой психотерапией: само общение в данных группах становится для них большей потребностью, чем решение тех проблем, с которыми они сюда пришли. (Хотя, разумеется, одно не только не исключает другого, а лишь взаимно способствует). Внушение надежды Здесь хотелось бы предупредить, что воздействие отдельных членов группы на других может быть как положительным (повышающим уверенность в успехе), так и отрицательным (снижающим эту уверенность скептицизмом). Еще Э. Куэ доказал, что помогают те лекарства, в которые пациенты верят, и не помогают те, в которые не верят. Естественно, что к психотерапии это относится еще больше. Это очень важно учитывать психотерапевту при подборе группы и при работе с ней. Обобщение Эффект обобщения близок к эффекту сплоченности. Так как группы комплектуются по определенной общности проблем, то у их участников снижается чувство тревожности и одиночества в борьбе со своими неприятностями: они видят, что и у других людей схожие ситуации, и обретают надежду, что вместе и под руководством квалифицированного психотерапевта смогут их преодолеть. У участников терапевтических групп, сформированных из людей, страдающих общими проблемами, снимается чувство ущербности, которое они могут испытывать в обычном обществе и которое усугубляет их комплексы и мешает самораскрытию. Здесь многое зависит от психотерапевта, который должен постоянно поддерживать у участников группы чувство собственного достоинства, уважительного отношения к группе и к тому, чем она занимается. Иначе у них может возникнуть чувство принадлежности к группе ущербных в чем-то людей, что лишь усугубит личные комплексы. Также внимательно нужно следить за возможностью негативного обобщения, когда кто-либо из участников группы, исходя из собственного неудачного опыта или повышенной мнительности, начнет заражать своим пессимизмом (иногда даже лишь выражением лица) других. Таким людям надо уделять особое внимание, нейтрализуя их отрицательное влияние на группу, вселяя в них веру в успех. В некоторых случаях их вообще не надо принимать в группу, а предложить индивидуальную психотерапию. Альтруизм Еще Альфред Адлер подчеркивал, что самое лучшее и быстрое средство излечения от неврозов - это переключение внимания на бескорыстную помощь другим. И хотя при правильной организации групповой психотерапии этот процесс спонтанно усиливает эффект работы группы и индивидуальное позитивное развитие, не мешает периодически напоминать о важном терапевтическом воздействии альтруизма: лучшая помощь себе - через помощь другим. Предоставление информации Этот пункт реализуется вместе со всеми предыдущими, в свою очередь усиливая их. Участники группы, обмениваясь информацией по общим проблемам, решают и такие терапевтические факторы, как: обобщение, внушение надежды, сплоченность и альтруизм. К тому же нередко члены группы получают друг от друга действительно ценную практическую информацию из практического опыта решения общих проблем, знакомства с соответствующей литературой и т.п. Однако и здесь важно следить, чтобы не пошло распространение неквалифицированных, научно необоснованных советов, а также информации, подрывающей веру в успешность всего процесса групповой работы. К сожалению, именно в сфере психотерапии нередко встречаются такие «советчики», а учитывая повышенную тревожность и внушаемость большинства членов психотерапевтических групп, такое информационное воздействие может быть далеко не безвредно (см. негативное обобщение). Множественный перенос Это определенное развитие идеи З.Фрейда о переносе, то есть о том, что клиент неосознанно переносит на психотерапевта различные особенности своих отношений к другим людям, значимым для него в прошлом и настоящем. Ялома и ряд других специалистов предлагают применять определенные механизмы такого анализа личности клиента, изучая его отношения не только к психотерапевту, но и к другим членам группы (с учетом их особенностей, которые могут оказаться более значимыми для одного и менее для другого и тем самым дадут определенную информацию о них самих и их проблемах). Естественно, что анализ переноса наиболее эффективно применяется психотерапевтами с психоаналитической подготовкой. Межличностное обучение В группе, в лабораторных или модельных условиях, отрабатываются те навыки общения, которые члены группы хотели бы более успешно применять в реальной жизни. Здесь они легче преодолевают робость при обращении к другим и предложении собственной помощи, видят, как реагируют на это окружающие, и либо обретают уверенность, что все делают правильно, либо самостоятельно или с помощью психотерапевта и группы вносят определенные коррективы, добиваясь в конечном итоге нужного результата (своего поведения с желательной реакцией на него со стороны других). Однако именно здесь необходимо сказать об одной существенной проблеме, на которую указывают практика и специалисты групповой психотерапии: даже при идеальной отработке нужных навыков общения в терапевтической группе перенос этих же навыков в реальную жизнь далеко не всем дается легко и быстро. Помочь этому может параллельное занятиям в группе выполнение домашних заданий, то есть закрепление тех же навыков дома, на работе, в любых удобных для этого условиях. На следующем занятии желательно разбирать и совместно анализировать успехи и неудачи выполнения домашних заданий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.238.107 (0.007 с.) |