Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Визначення екології. Предмет і об'єкти вивчення в екології. Мета й задачі дисципліни.↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Питання до іспиту з загальної екології 2012 року Оглавление Питання до іспиту з загальної екології 2012 року. 1 Реакция организма на изменение экологических факторов. 15
Визначення екології. Предмет і об'єкти вивчення в екології. Мета й задачі дисципліни.
Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen»). Современное значение понятия экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. В настоящее время чаще всего под экологическими вопросами ошибочно понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря всё более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду, однако необходимо разделять понятия ecological («относящееся к науке экологии») и environmental («относящееся к окружающей среде»). Всеобщее внимание к экологии повлекло за собой расширение первоначально довольно чётко обозначенной Эрнстом Геккелем области знаний (исключительно биологических) на другие естественнонаучные и даже гуманитарные науки. Классическое определение экологии[1]: наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы. Второе определение дано на 5-м Международном экологическом конгрессе (1990) с целью противодействия размыванию понятия экологии, наблюдаемому в настоящее время. Однако это определение полностью исключает из компетенции экологии как науки аутэкологию (см. ниже), что в корне неверно. Вот некоторые возможные определения науки «экология»: · Экология — познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды… Одним словом, экология — это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование.[2] · Экология — биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени, в естественных и изменённых человеком условиях. · Экология — наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах Сложности определения экологии · Неопределённость границ дисциплины и взаимоотношения со смежными дисциплинами · Неустоявшиеся представления о структуре дисциплины. · Деление экологии на общую экологию и частную экологию · Подразделение экологии на четыре отдела — экологию особей, популяций, биогеоценозов и экосистем · Место экологии популяции при разделении на аутэкологию и синэкологию · Различия в терминологии между экологами растений и экологами животных.
Місце екології у системі біологічних наук, а також інших природничих, суспільних та технічних наук. Экология – один из сравнительно молодых и бурно развивающихся разделов биологии – изучает взаимоотношения организмов между собой и со средой обитания. Взаимодействие организмов со средой рассматривает каждая биологическая наука. Экология затрагивает лишь ту его сторону, которая обусловливает развитие, размножение и выживание особей, структуру и динамику популяций, и сообществ. На определённом этапе развития наших представлений о природе произошло идейное сближение экологии с другими биологическими, да и не только биологическими, науками. Особенно тесные связи установились между экологией и физиологией. В результате выделилось и успешно развивается новое направление – экологическая физиология. Экологические и физиологические методы исследований взаимно пронизывают обе эти науки. Произошло сближение экологии и морфологии. Такие понятия, как «экологическая морфология», «экологическая эмбриология», стали уже привычными. Экология связана с систематикой. Последняя не может обойтись без экологического критерия, как и экология без объективной системы организмов для точного определения изучаемых видов. Существует взаимосвязь современной экологии с эволюционным учением и генетикой. Сейчас уже не вызывает сомнения тот факт, что в природе имеют место экологические механизмы эволюции, исследование которых возможно лишь при совместной работе экологов, генетиков и эволюционистов. На базе экологии развиваются биогеография, молодая наука этология (наука о поведении животных), палеоэкология и т.д. Экологическая трактовка необходима и при решении определенных задач в области физиологии, морфологии, систематики, биогеографии, поскольку любые биологические исследования в той или иной степени изучают жизнь животных и растений в природных условиях. Выясняя характер влияния физических факторов седы на организмы и ответные реакции последних, экология не обходится без таких небиологических наук, как климатология, метеорология, ландшафтоведение (физическая география). Геоморфология и почвоведение также сблизились с экологией, поскольку многие процессы образования и разрушения почв происходят под влиянием деятельности сообществ животных и растений. В настоящее время, в век научно-технического прогресса, когда у человека появляются неограниченные возможности воздействия на природу, экология приобретает особенно важное значение. Достижения её успешно применяются в сельском и охотничье-промысловом хозяйствах, медицине, ветеринарии, при проведении мероприятий по охране природы, рациональном использовании её ресурсов. В Декларации Верховного Совета Республики Беларусь о государственном суверенитете указывается, что наше государство самостоятельно устанавливает порядок организации на своей территории охраны природы, использования природных ресурсов и обеспечение народу республики экологической безопасности. Очевидная роль экологии и в разработке ряда теоретических проблем, в частности тех, которые связаны с общими закономерностями миграции вещества и энергии в биосфере, с механизмами эволюционного процесса, с изменением структуры и организации живой материи. Сегодня на повестке дня стоит проблема формирования экономической экологии, или экологической экономики, - науки о биологических ресурсах, биоэкономики Мирового океана и суши. Успешно развивается и инженерная экология (прикладная биогеоценология), решающая вопросы устранения отрицательных последствий вмешательства человека в природные сообщества. Актуальные проблемы взаимоотношений человека, общества и природы в эпоху научно-технического прогресса разрабатывает интенсивно развивающаяся социальная экология (экология человека). Несмотря на то, что существует немало классификаций биологических наук, каждая из них, хотя и не охватывает все биологические науки (например, схема, предложенная Б.Г. Иоганзеном, табл. 1), даёт возможность определить место экологии среди других дисциплин. Таблица. 1. Классификация биологических наук (по Б.Г. Иоганзену)
В основе комплексных наук лежит изучение условий жизни организмов. Поэтому в них значительно глубже и шире развиваются экологические идеи, доминирует экологический подход при изучении конкретных явлений. Например, гидробиология изучает систематику, морфологию, физиологию (общие науки) животных, растений и микроорганизмов (частные науки), обитающих только в водной среде. Следовательно, экология как общая биологическая наука также может быть расчленена на составные части: на экологию животных, экологию растений, экологию насекомых, экологию лесных пород и т.д. но если для других наук индивидуум является найкрупнейшей единицей, то для экологии он – мельчайшая единица исследований. Экология – вполне самостоятельный раздел биологии, имеющий свои содержание, предмет, задачи и методы исследования. Интенсивность и фотопериод. Согласно разработкам Института Гипронисельпром оптимальная норма облученности в теплице для выращивании рассады — 40 Вт/м2 ФАР с фотопериодом 14 часов, для выращивания на продукцию — 100 Вт/м2 с фотопериодом 16 часов. Средняя суточная интенсивность естественного света — 100 Вт/м2. Фоторегуляция. Процессы фоторегуляции запускаются фоторецепторами. Фитохром — рецептор красного света, существует в двух состояниях — активном Ф730 и неактивном Ф660. Соотношение Ф730/Ф660 на дневном свете 1,05-1,25, в сумерках 0,65-1,15, в тени растений 0,05-1,15 (Smith, 1994). Каротин и ксантофилл — рецептор синего света. Для фоторегуляции требуется весьма незначительное количество энергии синих и красных лучей. Световое питание растений (субстратная роль света) Интенсивность субстратного света на 1-2 порядка выше, чем фоторегуляторного. Большое значение имеет свет зеленого (500-600 нм) диапазона. Влияние ИК радиации (ИКР) Каким должно быть соотношение ФАР/ИКР для обеспечения максимальной продуктивности растений. В пределах 20-50% от общего излучения ИКР не вляияет существенно на урожай, но сильно изменяет сроки вегетации.50-60% ИКР повышают выход урожая при минимальных сроках вегетацуии. Превышение доли ИКР выше 60% снижает урожайность, а снижение ниже 20% сильно удлиняет сроки вегетации. С ростом уровня облученности ФАР рекомендуется снижать долю ИКР. Спектральный состав ИКР Ближнее ИК излучение (750-1200 нм) слабо поглощается водой и тканями листа. Излучение 1200-1600 нм сильно поглощается водой, а следовательно и тканями листа. Измерение светового потока Люкс=1 Вт на длине волны 550 нм. Большим недостатком люксов является их привязка к зеленому диапазону 550 нм, в меньшим физиологическим значением. Необходимы поправочные коэффициенты. Рис. 3. Относительная спектральная эффективность фотосинтеза зеленого листа (Живописцев, Косицин, 1990) Растения, как живой организм, приспосабливаются к условиям среды, и их оптические свойства могут со временем меняться. В условиях светокультуры растения могут расти как в направленном, так и в диффузном световом потоке. Диффузное излучение называют объемным (например, свет при равномерном облачном небе или свет через матовое стекло). Для получения диффузного света используют переизлучающую или рассеивающую поверхность. У растений чувствительны к свету не только листья, но и стебли. Листья верхних ярусов получают прямой свет, а листья внутри ценоза находятся частично или полностью в тени и получают менее интенсивное диффузное облучение с измененным спектральным составом (меньше синих и красных лучей и больше зеленых). Более высокая эффективность рассеянного света по сравнению с направленным требует устанавливать в теплицах с искусственным освещением специальных рассеивающих отражателей и экраном для распределения света по всему ценозу. В парниках для этого используют диффузные пленки со светорассеивающими добавками. Люминофоры также служат этой цели.
Вопросы ГЭК
1. Стратифікація й циркуляція в прісноводних екосистемах (лотичних та лентич-них). 2. Основні кліматичні зони й біоми Землі. 3. Концепція екосистеми. Структура й функції екосистем. Властивості екосистем. 4. Класифікація екологічних факторів за Мончадським. 5. Продукція та деструкція в екосистемах. Продуктивність екосистем. Основні пока-зники продукції.
Пресноводные экосистемы Пресноводные экосистемы занимают наименьшую часть Земного шара по сравнению с другими экосистемами, однако их значение очень велико, потому что они являются единственным источником пресной воды, которая необходима не только для существования всего живого, но и для хозяйственной деятельности человека.
Продукция и деструкция Продуктивністю називають здатність живої речовини створювати, трансформувати й нагромаджувати органічну речовину (біомасу). На відміну від біомаси — це динамічний показник біогеоценозу.
Окрім продукції, важливим показником є деструкція — швидкість розкладання органічної речовини до мінеральної. Процеси деструкції здійснюють редуценти — передусім гриби й бактерії. Різниця між первинною продукцією й деструкцією є показником акумуляції (накопичення) органічної речовини в біогеоценозі. Баланс продукції й деструкції у водних біогеоценозах. з величезною швидкістю: вміст біогенних елементів у воді збільшується передусім через скидання у водойми багатих на біогенні елементи стічних вод або надходження цих елементів у водне середовище із затоплених родючих ґрунтів унаслідок створення величезних рівнинних водосховищ, зокрема й на Дніпрі. Питання до іспиту з загальної екології 2012 року Оглавление Питання до іспиту з загальної екології 2012 року. 1 Реакция организма на изменение экологических факторов. 15
Визначення екології. Предмет і об'єкти вивчення в екології. Мета й задачі дисципліни.
Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen»). Современное значение понятия экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. В настоящее время чаще всего под экологическими вопросами ошибочно понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря всё более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду, однако необходимо разделять понятия ecological («относящееся к науке экологии») и environmental («относящееся к окружающей среде»). Всеобщее внимание к экологии повлекло за собой расширение первоначально довольно чётко обозначенной Эрнстом Геккелем области знаний (исключительно биологических) на другие естественнонаучные и даже гуманитарные науки. Классическое определение экологии[1]: наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы. Второе определение дано на 5-м Международном экологическом конгрессе (1990) с целью противодействия размыванию понятия экологии, наблюдаемому в настоящее время. Однако это определение полностью исключает из компетенции экологии как науки аутэкологию (см. ниже), что в корне неверно. Вот некоторые возможные определения науки «экология»: · Экология — познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды… Одним словом, экология — это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование.[2] · Экология — биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени, в естественных и изменённых человеком условиях. · Экология — наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах Сложности определения экологии · Неопределённость границ дисциплины и взаимоотношения со смежными дисциплинами · Неустоявшиеся представления о структуре дисциплины. · Деление экологии на общую экологию и частную экологию · Подразделение экологии на четыре отдела — экологию особей, популяций, биогеоценозов и экосистем · Место экологии популяции при разделении на аутэкологию и синэкологию · Различия в терминологии между экологами растений и экологами животных.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.38 (0.013 с.) |