Состав аспектов содержания первого блока 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состав аспектов содержания первого блока



 

Аспекты содержания первого блока Маркеры
   
1. Актуальность разработки курса · Актуальность данной проблемы возрастает в связи с..., связанными с... · В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования... относятся... · В связи с... большое значение приобрела проблема... · Интерес к вопросам обучения... обусловлен... · Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы...
2. Причины введения учебной дисциплины (курса, предмета, факультатива) · Необходимость введения... обусловлена несоответствием действующих... и требований... · Причины введения... заключаются в существующих противоречиях образовательного процесса таких, как... · Необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью... и недостаточной... · Введение..., как вариативной части учебного плана ОУ, обусловлено тем, что...
3. Особенности программного материала · Специфика данной учебной дисциплины обусловлена... · Особенность изучаемого курса состоит в... · Программа... ориентирована на применение широкого комплекса... · Отличительными чертами данной программы являются... · Особый акцент в программе сделан на использование..., что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. · Предлагаемая программа является... Она построена на основе... · Нами переработаны авторские материалы... (8), являющиеся основанием данной учебной программы. · Базой данного курса являются программы...
4. Роль и место дисциплины (курса, предмета, факультатива) · Курс входи в число дисциплин, включенных в учебный план... · Особое место данного курса обусловлено... в структуре учебного плана ОУ. · Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как... · Факультатив тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как...
5. Адресат · Программа адресована..., а также может быть частично использована в... классах. · Курс рекомендован учащимся... · Программа рассчитана на обучение...
6. Соответствие Государственному образовательному стандарту · Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по... · Учебная программа разработана на основе учебного плана специализации... для классов с углубленными изучением... · В связи с отсутствием соответствующего Государственного образовательного стандарта по..., мы опираемся на...
7. Требования к знаниям и умениям обучающихся · В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о: 1........................................; 2........................................; 3........................................; знает: 4........................................; 5........................................; умеет: 6........................................; 7........................................; 8.......................................; владеет: 9.......................................; 10.....................................; · В результате изучения курса обучающийся должен знать основные понятия..., этапы развития..., принципы организации...; понимать вопросы...; уметь использовать..., применять способы..., решать..., проводить..., пользоваться..., владеть культурой...
8. Целевая установка · В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является... (содействие формированию..., создание условий для..., ознакомление с..., формирование целостного представления...). · Данный курс преследует цель... · Данная программа имеет цель... В ходе ее достижения решаются задачи: 1. формировать систему...; 2. совершенствовать умения...; 3. развивать творческий подход к...; 4. создать основу для понимания... (скоординировать..., определить..., упорядочить..., систематизировать..., углубить понимание...). · Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:... · Основные задачи программы заключаются в следующем:...
9. Структура программы · Графическая форма представления курса в виде взаимосвязанных блоков (или модулей) в соответствии с логикой поставленных задач. · В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы: 1. «..........»; 2. «..........»; 3. «..........». · В курсе освещаются следующие темы (разделы, вопросы, проблемы):... · Программа... включает следующие разделы:...
10. Формы организации учебного процесса · Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций (проведение экскурсий, лабораторных, практических занятий, семинаров, обобщающих уроков, диспутов и др.).
11. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых · Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе по... · При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы... · Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (уроки, лекции и др.), выполнение внеурочных (домашних) заданий по... · В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные и лекционные занятия, участвуют в семинарах..., занимаются индивидуально...
12. Итоговый контроль · Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает... вопросов (заданий) по основным проблемам курса. · Курс завершается зачетом (экзаменом, тестом, контрольной работой) в... четверти (полугодии). При этом к зачету обучающийся должен представить..., продемонстрировать..., провести..., показать... · Контрольные (зачетные и др.) требования сводятся к следующему:... · Изучение курса завершается контрольным тестом, который включает... · Обязательным условием допуска ученика к зачету (экзамену и др.) является выполнения... и представление...
13. Объем и сроки изучения · Программа... общим объемом... часов изучается в течение... четверти (полугодия). · Курс рассчитан на... часа лекционно-практических занятий в... классе.

 

Пояснительная записка предшествует изложению основного содержания работы. Ее функция – обосновать причины, по которым автор предлагает действовать тем или иным способом, аргументировать новый подход, выводящий из проблемной ситуации, показать его преимущества и результативность. Основные вопросы, на которые автор отвечает в этой части, таковы: «Почему сделана эта работа?», «Что она дает?».

Основными структурными элементами текста пояснительной записки являются: раскрытие целей учебного предмета, обоснование отбора содержания и общей логики в установлении его последовательности, общие характеристики учебного процесса, методов, форм работы, средства, разъяснение того нового, что вносится в данную программу по сравнению с предыдущими, техническими указаниями к тексту программы.

Отвечая, важно выделить причину (группу причин), по которой автор решил создать свою педагогическую разработку и объяснить направленность своих действий: на разрешение каких конкретных противоречий, проблем, затруднений в практике она нацелена.

Предлагается следующая группировка требований к пояснительной записке в четыре части:аналитическую, конструктивную, технологическую и информационную.

Аналитическая часть предполагает анализ программ, предшествующих авторской, их достоинств и недостатков, обоснование актуальности авторской программы (для конкретного региона, учреждения, ребёнка), её новизны и основных отличий, преимуществ от других аналогичных или смежных по профилю деятельности.

Если программа адаптированная, модифицированная, необходимо обосновать те изменения, которые автор вносит.

Конструктивная часть включает основные ведущие идеи программы: научные (по предмету занятий); общепедагогические; социальные и др., т.е. концептуальные положения, объясняющие (раскрывающие) научную и методическую позиции автора; обоснование цели на все годы действия программы (ради чего создаётся объединение по интересам), а также цели по годам (как возможный вариант); прогнозируемый результат и критерии его замера, т.е. формулировка цели и что будет достигнуто в результате.

Здесь необходимо иметь в виду взаимосвязь результатов и цели, в основе этой взаимосвязи лежит деятельность педагога, обеспечивающая адекватность прогнозируемых и реально получаемых результатов путём выявления противоречий, обусловливающих расхождение целей и результатов, и их устранения.

Здесь же должно быть обоснование отбора содержания, адекватного цели программы.

Технологическая часть раскрывает методическую оснащённость программы – пути, средства, методы достижения цели. Также необходимо отразить виды образовательной деятельности обучающихся, формы (кружок, клуб, секция, научное общество), методы сотрудничества, развивающего общения, взаимодействия педагога и учащихся, практикумы, семинары, конференции и т.д.

В информационную часть входят сведения о сроках реализации программы, характеристика возрастной группы, на которую она рассчитана, о знаниях, умениях, навыках, необходимых для начального этапа.

Второй блок программы

Следующей и основной структурной частью программы – констатирующей (содержательной), является текст программы, в котором отражаются с наибольшей полнотой и конкретностью содержание и структура учебного предмета. В основу этой части программы положены теоретические аспекты отбора и конструирования содержания конкретного предмета.

При подготовке программы, конструирования содержания учебного предмета, необходимо исходить из того, что текст программы должен наглядно и конкретно показать: как во времени, от класса к классу происходит реализация всех целей и задач, зафиксированных в пояснительной записке к программе.

Своим построением, разделением на темы и разделы текст программы отражает иерархию и взаимосвязи различных групп целей учебного предмета. Это означает, что не только знания, но и умения, и этапы творческой деятельности, и нормы воспитанности отношений должны быть зафиксированы в тексте программ.

Функция учебного предмета и реализация всех его целей раскрывается через структуру этой части программы: выделение разделов и тем, показ их наполнения и последовательности в том из компонентов содержания, который является ведущим для данного предмета. Например, в пределах физики, химии и т.д., где ведущим компонентом содержания являются «научные знания», (основы наук), основу текста программы составляют соответствующим образом структурированные знания, пронизанные мировоззренческими идеями.

Полноте, конкретности и процессуальному характеру изложения способствует введение в программу указаний о средствах обучения: лабораторных работах, практических работах, экскурсиях, демонстрациях, технических средствах. Средства обучения должны быть распределены по темам, увязаны с конкретным материалом.

Следующее требование к тексту – четкое разделение содержания программы на обязательное и дополнительное. Итак, содержательная (констатирующая) часть программы выполняет несколько функций:

1. определяет собственно содержание учебного материала

2. определяет объем содержания разделов

3. определяет минимальный обязательный уровень усвоения указанного содержания.

Данный раздел программы дает представление о последовательности изучения учебной дисциплины (курса, факультатива) с приведением расчетной сетки часов в разрезе форм организации учебного процесса (уроки, лекции, практические, лабораторные работы, экскурсии, самостоятельная работа и др.).

 


Таблица 3

Учебно-тематический план

 

Наименование разделов и тем Количество часов Формы контроля Образовательный продукт
всего лекции практика
Раздел 1. ___________ 1.1. ______________ 1.2. ______________ 1.3. Резервное время Итого по разделу:          
Раздел 2. ___________ 2.1. ______________ 2.2. ______________ Итого по разделу:          
............................... ...............................       ................... ...................  
Всего          

 

Количество столбцов в расчетной сетке часов определяет педагог в зависимости от особенностей учебного материала и возраста учащихся.

Например:

 

Наименование разделов и тем Количество часов Формы контроля
Всего Уроки Экскурсии Лабора- торные занятия Самостоя- тельная работа
             
……………… ……… ……… ……….. ………… ………… ………..

 

Третий блок программы

Содержание программы тесно связано с учебно-тематическим планом. В содержании тема, лишь обозначенная в учебно-тематическом плане, раскрывается достаточно полно с указанием всех основных вопросов, прежде всего, в теоретической части. Такого же полного раскрытия требует и практическая часть, причём необходимо указать названия практических работ и формы их проведения. Содержание бесед можно привести в виде тезисов. Если по теме планируется экскурсия, желательно указать, где она проводится и по возможности её содержание.

Необходимо продумать темы рефератов, докладов, проектов и других форм самостоятельной работы (в том числе исследовательской) для сообщений на общем занятии с целью их защиты или обсуждения.

В каждом разделе программы, по каждой теме определяются ожидаемые диагностируемые результаты обучения (образования), достижения, которые могут быть сформулированы в виде возможных эталонов заданий для выполнения и контроля.

Намечаются варианты оценки обученности (исходной, текущей, итоговой), варианты изучения изменений личностных качеств обучающихся, варианты коррекции усвоения и развития.

Основные требования, предъявляемые к третьему блоку программы:

1. Содержание определяется задачами программы.

2. Содержание структурировано, выделены разделы, темы, подтемы.

3. Строгое соответствие текста содержания программы учебно-тематическому плану.

4. Названия разделов, тем, подтем должны начинаться с абзаца.

5. Употребляются предложения телеграфного стиля, основой которых являются ключевые словосочетания (слова).

6. Не допускается использование сложных синтаксических конструкций и фраз, имеющих многозначное толкование.

Текст программ должен быть:

- точным, что достигается правильным подбором слов, не допускающим двоякого толкования;

- ясным, проявляющимся в умении излагать мысли доступно и доходчиво;

- кратким, выражающимся в умении избегать ненужных повторов и излишней детализации.

Исходя из принципов системного подхода, можно предложить делать ссылки на задачи учебной программы при написании текста содержания.

Таблица 4

Содержание учебной программы.

 

Раздел 1 _____________________ Тема 1. ______________________ ________. ____________. ________ Тема 2. __________ и т.д.   Ссылки на задачи:  

 

Четвертый блок

Программа должна не только раскрывать содержание учебного предмета, но и регулировать процесс обучения и его результаты. К нормативной части программы относится время, выделяемое на изучение отдельных тем, и, выделенные в специальную рубрику, «Требования к знаниям, умениям и навыкам»

Под требованиями к знаниям, умениям и навыкам (ЗУНАМ) понимается описание планируемых результатов обучения, позволяющее представить, что и как должны усвоить школьники, в каких видах деятельности должны проявить те или иные знания, умения и навыки, какими качествами должны обладать ученики. Иначе, требования являются конкретизацией целей образования, которые могут задаваться на разных уровнях и представлять собой описание планируемых результатов обучения, воспитания и развития.

При разработке требований к результатам обучения, воспитания и развития необходимо опираться на:

- детализированное описание учебного предмета, раскрывающее как, какими путями, в каких объектах содержания конкретизируются цели обучения;

- деятельностный подход к обучению, согласно которому любые его результаты проявляются в соответствующей деятельности учащихся;

- личностный подход, требующий учета реальных учебных возможностей учащихся, возрастных особенностей и уровни развития, обученности и воспитанности.

Для описания учебной деятельности результатов обучения в программах используются традиционные термины: знать, уметь.

Целесообразно учесть и выделить при этом следующие виды знаний, различающиеся по своим функциям:

- основные понятия и термины;

- факты, законы науки;

- теории, идеи;

- знания о способах деятельности;

- методологические знания;

- оценочные знания;

- рефлексивные знания.

Исходя из того, что умения являются составной частью содержания образования, они должны входить необходимым компонентом в требования к учебной подготовке школьников. При этом важнейшие виды учебной деятельности при определении требований к умениям школьников могут быть сведены к следующим:

- специальные (или частные) умения, неразрывно связанные со знаниями, которые формируются у учащихся в процессе изучения конкретного предмета;

- умения рациональной учебной деятельности (обобщенные учебные умения), являющиеся общезначимыми для учения (пользоваться различными источниками знаний, планировать и организовывать свою учебную деятельность, контролировать и корректировать результаты учебной деятельности, управлять своей деятельностью и т.п.);

- интеллектуальные умения, представляющие собой ядро учебной деятельности, в которых проявляется развивающий эффект обучения (владение такими операциями, как анализ, синтез, обобщение, дифференциация, сравнение и аналогия и т.п.);

- для полноценной характеристики требований к ЗУН АМ существенно указание на качество усвоения школьниками учебного материала и уровень овладения необходимой учебной деятельностью.

Пятый блок программы

Список литературы

В рабочей учебной программе должны быть представлены два списка литературы: список литературы, используемый педагогом при составлении программы и организации учебного процесса, и список литературы для обучающихся, который включает учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии и другие источники информации по предмету.

Списки строятся по алфавитному ряду. Записи рекомендуется располагать следующим образом:

- если указано несколько работ одного автора – по алфавиту заглавий;

- при совпадении первых слов в названиях источников – по алфавиту вторых и т.д.;

- указывать количество страниц документа (книги), если он полностью изучен – 336 с.;

- если рассматриваем несколько страниц – С. 30-38.

Например:

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1977. - 223 с.

2. Скок Г.Б., Лыгина Н.И., Колесникова Н.И., Низовских Е.В. Как спроектировать учебный процесс по курсу: Учеб. пособие для преподавателей. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999. - 83 с.

3. Методологические проблемы современной науки / Сост. А.Г. Москаленко. – М.: Политиздат, 1979. – 295 с.

4. Статьи из журналов и газет.

Усова А.В. Чтобы учение стало серьезным и успешным // Педагогика. – 2000. – №4. – С. 30-33.

Можно посоветовать оформлять списки литературы по основным разделам программы, что является очень удобным для самостоятельной деятельности учащихся по изучению курса и показывает тщательную работу составителя программы.

При использовании информации с электронного носителя обязательно указываются выходные данные издания, при использовании Интернет-ресурсов – полное указание электронного адреса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.043 с.)