Глоссарий (понятийный аппарат) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глоссарий (понятийный аппарат)



Глоссарий (понятий аппарат) представляет в программе упорядоченный в алфавитном порядке список основных понятий с определениями, который характеризует содержание учебного курса (дисциплины, факультатива) и формирует компактное представление о курсе в целом.

Контрольные материалы

Содержание итоговых форм контроля, приведенных в учебно-тематическом плане, необходимо подробно описать в виде реферативных, творческих и проектных работ, эссе и т.д. (см. Приложения).

Также итоговые формы контроля могут быть представлены контрольными (зачетными, экзаменационными) вопросами (заданиями) по вариантам или тестам.

Таблица 5

Характеристика контрольных заданий

 

Нетестовые задания Тестовые задания
   
Вопросительная или отрицательная форма Тестовое задание в утвердительной форме, например, предложение, которое нужно закончить или вставить пропущенные слова, символы, формулы
Вопрос понимается неоднозначно (есть возможность его уточнять в беседе) Четко, однозначно сформулированное задание
Вопрос включает в себя несколько более простых вопросов Задание содержит только одну законченную мысль
Вопрос перегружен синтаксическими конструкциями, содержит двойное отрицание В задании используется не более одного деепричастного (причастного) оборота. Чаще это простое распространенное предложение
Вопрос содержит вводные фразы, повторы и сведения, мало связанные с основным вопросом Задание очищено от материала, не связанного или мало связанного с ним
Вопрос допускает неоднозначность ответа (это нормально для творческих задач) Задание имеет один однозначный, правильный ответ
Короткий вопрос и длинный ответ Четкий (при необходимости длинный) вопрос и краткий ответ
Ответ на вопрос зависит от ответа на предыдущий вопрос Задания не связаны друг с другом
Вопрос выясняет мнение ученика по поводу изученного материала Задание оценивает уровень владения учебным материалом
Вопрос неявно содержит правильный ответ Задание исключает все вербальные ассоциации, помогающие выбору правильного ответа с помощью догадки
Вопрос с «ловушкой» Задания с «подвохом» отсутствуют, т.к. они вводят в заблуждение наиболее подготовленных обучаемых (остальные просто могут не увидеть «ловушки» в задании)
Различные способы представления правильных ответов Одна инструкция для групп однотипных зданий
Время ответа на вопрос колеблется в широких пределах Ограничение на время выполнения каждого задания (1-2 мин.) и теста в целом
Ответ на вопрос требует дополнительных сложных вычислений и оформления   Ответы краткие, их форма оговорена в инструкции, они не требуют сложных расчетов («вижу - пишу»)
Ответ требует заученной формулировки, пересказа Ответ требует умения применять полученные знания в конкретных ситуациях
Ответ может быть оценен как частично правильный Задание оценивается или как верное, или как неверное. Промежуточных оценок нет
Распространенная форма вопроса: «дано - найти» Задания предлагают сравнивать, сопоставлять, находить закономерность и т.д.
Обязательное участие преподавателя в оценке правильности ответов Технологичность процедуры выставления оценок, не требующей участия в ней преподавателя
Вопросы требуют только знания конкретных фактов, определений, законов, правил Задание имеет «второй» план, требующий определенных общеинтеллектуальных умений
Вопросы случайны, не проверяют уровень подготовки ученика, который задается целями учебной дисциплины Задания соответствуют целям учебной дисциплины

 

Для разработки теста можно использовать различные типы тестовых заданий.

Таблица 6

Перечень основных типов тестовых заданий

 

Типы заданий Краткая характеристика
   
1. Закрытые задания Задание содержит вопрос и варианты ответов.
1.2. Альтернативный выбор Имеет два варианта ответа (да/нет, верно/неверно и т.д.), недостаток – высокая степень угадывания, которая может быть уменьшена за счет увеличения числа заданий в тесте. Число правильных ответов типа «да» или «нет» должно быть примерно равным, что предупреждает желание ответить одинаково на все вопросы.
1.3. Множественный выбор   1.3.1. Задание с одним (отрицательным или положительным) правильным ответом     1.3.2. Задание с множественными ответами (верно/неверно)   1.3.3. Задание на определение причинной зависимости Задание содержит вопрос и несколько вариантов ответов. За неоконченным утверждением, рисунком, формулой следует несколько (пять - оптимальное число) правдоподобных ответов. Сложность - поиск правдоподобных ответов; лучший вариант, если ответы являются верными, но в других ситуациях.   За утверждением, схемой, формулой следует чаще всего четыре пронумерованных ответа, например, выберете А В С D Если верно Если верно Если верно Если все 1,2,3 1,3 2,4 верно   Проверяется понимание причинной зависимости между двумя явлениями. Вначале тестируемый определяет верно или неверно каждое из утверждений по отдельности, а затем определяет верна или неверна зависимость между ними. Ответ утверждение 1 утверждение 2 связь А 1 0 1 В 0 1 0 С 1 1 0 D 0 0 0 E 1 1 0 1 - верно, 0 - неверно
2. Открытые задания (или задания со свободно конструируемым ответом) Ответы в произвольной форме
2.1. Задания дополнения     2.2. Задание свободного изложения Требуется вписать пропущенное слово, символ, знак и т.д. Прочерк ставится на месте ключевого термина, знание которого проверяется. Как правило, это условие задачи или описание конкретной ситуации, требующие решения. Сложность составления задания связана со сложностью формализации ответов.
3. Задания-соответствия Дается две колонки слов, фраз, рисунков, формул, требуется определить соответствие. Число вопросов и ответов должно быть неравным
4. Задание на классификацию (могут быть закрытыми или открытыми) Для классификации необходимо сравнить объекты по общему для них всех признаку. Нельзя классифицировать по двум различным признакам, классификация должна быть исчерпывающей, каждый объект попадает только в один класс.
5. Задачи на установление последовательности В задании в произвольном порядке приводятся действия или процессы, связанные с определенной задачей. Необходимо установить правильный порядок приведенных действий и указать его с помощью цифр.
6. Задания на исключение лишнего В задании представлен перечень слов, элементов, событий, законов, процессов, предметов и т.д. по определенному признаку, свойству, области применения, принадлежности к классу, блоку, системе и т.п. Необходимо исключить лишний компонент.

 

Использование различных типов заданий, каждое из которых лучше всего проверяет подготовку по этому конкретному материалу, повышает качество теста.

Приложения

Приложения оформляются по желанию составителя учебной программы. В эту часть программы можно поместить дидактический материал, используемый в учебном процессе; работы обучающихся; конспекты занятий, обобщающих уроков; аналитические справки по результатам работы по данной учебной рабочей программе и др.

Приложения нумеруются и должны иметь название. Например:

 

Приложение 1

Рекомендуемые темы рефератов

1. ____________________________.

2. ____________________________ и т.д.

 

Оформление авторской программы

Программа может быть написана от руки или напечатана на любом множительном аппарате и представлена в сброшюрованном виде. Оформление программы производится в следующем порядке: титульный лист, оглавление, основная часть, заключение, список литературы, приложения (чертежи, схемы, иллюстрации). Каждая часть начинается с новой страницы.

Каждая страница нумеруется. Счёт нумерации ведётся с титульного листа, на котором цифры не проставляются. Страница должна иметь поля слева – 3 см (для подшивки и заметок), справа – 2 см, верхнее и нижнее поле – 2 см. Записи ведутся четко и аккуратно чернилами одного цвета. Шрифт 14, Times New Roman, интервал одинарный.

Таблицы, схемы, чертежи, графики, имеющиеся в тексте, а также возможные приложения нумеруются каждые в отдельности. Они должны иметь название и ссылку на источник данных, а при необходимости – и указание на масштабные единицы.

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Название таблицы, при его наличии, следует помещать над таблицей. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Если в документе одна таблица, она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В.1», если она приведена в приложении В.

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например: таблица 1.1.

Слово «Таблица» пишется справа над таблицей, ниже по центру пишется название таблицы.

При переносе части таблицы, слово «Таблица» и название её указывают один раз над первой частью таблицы, над другими частями слева пишут слова «Продолжение таблицы» с указанием номера (обозначения) таблицы.

Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рис. 1». Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. Например: Рис. 1.1. Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом:

Рис. 1. Электрокардиограмма Больной конструктивным перикардитом.

В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами. Пояснение символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должно быть приведено непосредственно под формулой.

Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него, например:

 

, (1)

 

где r – плотность образца, кг/м3;

m – масса образца, кг;

V – объём образца, м3.

Формулы, за исключением формул, помещаемых в приложении, должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках.

Одну формулу обозначают – (1).

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например,... в формуле (1).

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например, формула (В.1).

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).

При цитировании работ различных авторов, использование статистического и другого материала, оформляется ссылка на этот источник. Цитаты необходимо брать в кавычки.

Ссылки на источники следует указывать порядковым номером по списку источников, выделенным квадратными скобками. Ссылаться следует на источники в целом или его разделы и приложения. Ссылки на подразделы, пункты, таблицы и иллюстрации не допускаются, за исключением подразделов, пунктов, таблиц и иллюстраций данного документа. Например: [8], [6, с.75].

В тексте не допускается сокращение названий, наименований (за исключением общепринятых аббревиатур).

Список литературы оформляется на отдельном листе в алфавитном порядке (автор, название, издательство, год), ниже указываются электронные источники информации, Интернет-ресурсы.

Материал, дополняющий текст документа, допускается помещать в приложениях. Приложениями могут быть, например: графический материал, таблицы большого формата, расчеты, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ и т.д.

Приложение оформляют как продолжение документана последующих его листах. В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху по середине страницы слова «Приложение» и его обозначение.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают арабскими цифрами. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность. Ее в документе одно приложение оно обозначается «Приложение 1».

Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4. Допускается оформлять приложения на листах формата A3, А4´4, А2 и А1

Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.

Все приложения должны быть перечислены в содержании документа (при наличии) с указанием их номеров и заголовков.

Номера таблиц, иллюстраций, формул, содержащихся в приложении, состоят из обозначения приложения и порядкового номера таблицы иллюстрации и формул.

В программе должны применяться научные термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в научной литературе.

Если в работе принята специфическая терминология, то в конце его (перед списком использованных источников) должен быть перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями. Перечень включают в содержание программы.

В тексте программы не допускается:

- применять обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы;

- применять для одного и того же понятия различные научные термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

- применять произвольные словообразования;

- применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующими государственными стандартами, а также в данном документе;

- сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в заголовках и боковиках таблиц, и в расшифровках буквенных обозначений.

Включение авторской программы в образовательный процесс школы предполагает проведение следующих процедур:

1) Экспертиза авторской программы;

2) Рецензирование;

3) Апробация;

4) Утверждение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.82.232.31 (0.028 с.)