Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ахова навакольнага асяроддзя і прыродакарыстанне.

Поиск

 

 

ПРАВІЛЫ ВЫКАНАННЯ АЦЭНКI УЗДЗЕЯННЯ НА НАВАКОЛЬНАЕ АСЯРОДДЗЕ I ПАДРЫХТОУКI СПРАВАЗДАЧЫ

 

 

Настоящий проект технического кодекса не подлежит применению до его утверждения

 

 

Минприроды

 

 

Минск

 


ТКП 17.XX-XX-2010

 

УДК 502.174.1:628.39 МКС XX.XXX КП XX

 

 

Ключевые слова: окружающая среда, оценка воздействия, отчет об оценке воздействия на окружающую среду

 

 

Предисловие

 

 

Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации установлены Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации».

Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению техническим нормированием и стандартизацией в области охраны окружающей среды установлены Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».

 

 

1 РАЗРАБОТАН республиканским научно-исследовательским унитарным предприятием «Бел НИЦ «Экология»

2 ВНЕСЕН специализированной инспекцией государственного контроля за обращением с отходами

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от ______________200_г. №___

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

 

Настоящий технический кодекс установившейся практики не может быть воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Минприроды Республики Беларусь

 

Издан на русском языке

 

 

II


ТКП 17.XX-XX-20XX

 

 

ТЕХНИЧЕСКИЙ КОДЕКС УСТАНОВИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ

 

 

Охрана окружающей среды и природопользование. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ

ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (ОВОС) И ПОДГОТОВКИ ОТЧЕТА

 

 

Ахова навакольнага асяроддзя і прыродакарыстанне. ПРАВІЛЫ ВЫКАНАННЯ

АЦЭНКI УЗДЗЕЯННЯ НА НАВАКОЛЬНАЕ АСЯРОДДЗЕ (АУНА) I ПАДРЫХТОУКI СПРАВАЗДАЧЫ

 

 

Environmental Protection and Nature Use.

Rules of carriyng out of an estimation of influence on environment and report preparation

 

Дата введения 2010-XX-XX 1 Область применения

 

Настоящий технический кодекс установившейся практики (далее – технический кодекс) устанавливает правила проведения оценки воздействия на окружающую среду (далее – оценка воздействия, ОВОС), в том числе с учетом возможного трансграничного воздействия, планируемой хозяйственной и иной деятельности (далее – планируемая деятельность) и подготовки отчета об оценке воздействия на окружающую среду (далее – отчета об ОВОС).

Требования настоящего технического кодекса являются обязательными:

- для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, планирующих осуществление на территории Республики Беларусь хозяйственной и иной деятельности (заказчики), для которой при разработке проектной документации (обоснования инвестирования в строительство, архитектурные и строительные проекты) проводится оценка воздействия на окружающую среду;

- для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку проектной или иной документации (проектные организации), в составе которой при ее предоставлении на государственную экологическую экспертизу должен содержаться отчет об оценке воздействия на окружающую среду.

 

 

Нормативные ссылки

 

В настоящем техническом кодексе использованы ссылки на следующие технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации (далее – ТНПА):

ТКП 17.06-03-2008 (02120) Охрана окружающей среды и природопользование. Гидросфера. Порядок оформления водохозяйственных балансов

СТБ ИСО 10381-4-2006 Качество почвы. Отбор проб. Часть 4. Руководство по процедуре проведения исследований естественных, близких к естественным и культивируемых систем

ГОСТ 17.4.3.01-83 Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб

ГОСТ 17.4.4.02-84 Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа

ГОСТ 17.8.1.02-88 Охрана природы. Ландшафты. Классификация

 


ТКП 17.XX-XX-2010

 

 

Примечание – При пользовании настоящим техническим кодексом целесообразно проверить действие ТНПА по каталогу, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году.

Если ссылочные ТНПА заменены (изменены), то при пользовании настоящим стандартом, следует руководствоваться замененными (измененными) ТНПА. Если ссылочные ТНПА отменены без замены, то положение, в котором дана ссылка на них, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

 

 

3 Термины и определения

 

В настоящем техническом кодексе применяют термины, установленные в [1]-[16], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 кларк: Среднее содержание химических элементов в определенной геохимической или геологической системе.

3.2 объект-аналог: эксплуатируемый объект, аналогичный в отношении применяемой технологии объекту планируемой деятельности,

3.3 зона влияния: Территория, в пределах которой проявляются прямые или косвенные изменения компонента (условий) окружающей среды и (или) окружающей среды в целом в результате реализации планируемой деятельности.

 

 

4 Общие требования

 

4.1 Оценка воздействия планируемой деятельности проводится в соответствии с требованиями [1], [17], [18], настоящего технического кодекса, а также ТНПА, устанавливающих правила проведения оценки воздействия для отдельных объектов.

4.2 Оценка воздействия проводится при разработке проектной документации на первой стадии проектирования для объектов, указанных в части первой статьи 13 [1], и включает в себя следующие этапы:

- разработка и утверждение программы проведения оценки воздействия на окружающую среду (далее – программа проведения ОВОС);

- проведение международных процедур в случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности;

- разработка отчета об ОВОС;

- проведение обсуждений отчета об ОВОС с общественностью, чьи права и законные интересы могут быть затронуты при реализации проектных решений, на территории Республики Беларусь и в случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности – на территории затрагиваемых сторон;

- проведение консультаций в случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности с затрагиваемыми сторонами по полученным от них замечаниям и предложениям по отчету об ОВОС;

- доработка отчета об ОВОС по замечаниям и предложениям общественности и затрагиваемых сторон;

- представление доработанной проектной документации по планируемой деятельности, включая доработанный отчет об ОВОС, на государственную экологическую экспертизу;

- проведение государственной экологической экспертизы проектной документации, включая отчет об ОВОС, по планируемой деятельности;

- утверждение проектной документации по планируемой деятельности, в том числе отчета об ОВОС, в установленном законодательством порядке;

- представление в случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности утвержденного отчета об ОВОС и принятого в отношении планируемой деятельности решения в Министерство природных ресурсов и

 

 


ТКП 17.XX-XX-20XX

 

 

охраны окружающей среды (далее – Минприроды) для информирования затрагиваемых сторон [18].

4.3 Работы по ОВОС могут выполняться проектными, научно-исследовательскими организациями, независимо от формы собственности.

4.4 Степень детализации и объем работ по оценке воздействия должны быть достаточными для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий реализации планируемой деятельности.

4.5 При проведении оценки воздействия необходимо использовать достоверную и актуальную исходную информацию, поверенные и аккредитованные средства и методы измерений, утвержденные в установленном порядке методики и расчеты.

При отсутствии методик, утвержденных в установленном порядке, для оценки воздействия могут применяться методики и методические подходы, опубликованные в рецензируемых научных изданиях с обязательным условием их изложения и (или) ссылки на их публикацию в отчете об ОВОС.

4.6 При проведении оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду требуется сравнить планируемые технологические процессы (циклы) с наилучшими доступными техническими методами (далее – НДТМ) в соответствии с ТНПА по НДТМ. Также рекомендуется определить применяемые в республике на объектах-аналогах НДТМ с оценкой возможности их внедрения в планируемой деятельности.

4.7 Разработка отчета об ОВОС осуществляется на основе подготовленной программы проведения оценки воздействия на окружающую среду.

4.8 Разработка отчета об ОВОС включает в себя следующие этапы:

- изучение проектной и иной документации по планируемой деятельности для каждого из альтернативных вариантов реализации планируемой деятельности, сбор и анализ опубликованной информации, фондовых материалов, данных изысканий по существующему состоянию окружающей среды по 6.2;

- анализ информации о затрагиваемой стороне, запрашиваемой согласно [18], необходимой для разработки отчета об ОВОС в случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности;

- полевое обследование площадки, выбранной для осуществления планируемой деятельности, и прилегающей к ней территории для каждого из рассматриваемых альтернативных вариантов размещения планируемой деятельности, отбор проб компонентов природной среды, затрагиваемых планируемой деятельностью;

- камеральная обработка данных полевого обследования, испытания проб компонентов природной среды;

- оценка существующего состояния окружающей среды, социально-экономических и иных условий на территории Республики Беларусь и затрагиваемых сторон в случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности;

- выявление источников, определение возможных видов, характера и масштабов воздействия на окружающую среду каждого из каждого из альтернативных вариантов размещения и (или) реализации планируемой деятельности;

- прогноз и оценка изменения состояния окружающей среды и социально-экономических условий в результате реализации каждого из альтернативных вариантов планируемой деятельности;

- описание мер по предотвращению, минимизации или компенсации возможного значительного вредного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду и улучшению социально-экономических условий;

- обоснование выбора приоритетного варианта размещения и (или) реализации планируемой деятельности из всех рассмотренных альтернативных вариантов;

 

 


ТКП 17.XX-XX-2010

 

 

- оценка возможного значительного вредного трансграничного воздействия каждого из альтернативных вариантов размещения и (или) реализации планируемой деятельности на окружающую среду каждой из затрагиваемых сторон и определение мер по его предотвращению, минимизации или компенсации в случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности;

- формирование отчета об ОВОС;

- доработка отчета об ОВОС по замечаниям и предложениям общественности и затрагиваемых сторон.

4.9 В случае, если проектной документацией не определены количественные и качественные характеристики источников воздействия на окружающую среду планируемой деятельности, данные характеристики рассчитываются в рамках оценки воздействия и приводятся в отчете об ОВОС.

При разработке проектной документации на следующих стадиях проектирования необходимо соблюдать обязательное условие: проектные решения в части использования природных ресурсов и (или) воздействия на окружающую среду должны быть «не хуже» принятых в проектной документации на предыдущей стадии проектирования. В случае несоблюдения указанного условия требуется повторное проведение оценки воздействия.

 

 

5 Требования к подготовке программы проведения оценки воздействия на окружающую среду

 

5.1 На начальном этапе проведения оценки воздействия для разработки программы проведения ОВОС требуется:

- определить цели и необходимость реализации планируемой деятельности;

- определить соответствие планируемой деятельности утвержденным в установленном порядке программам, планам, комплексным схемам охраны и рационального использования природных ресурсов, схемам рационального размещения особо охраняемых природных территорий, схемам отраслевого развития, схемам теплоснабжения, водоснабжения и канализации, градостроительным проектам общего планирования и другим документам при их наличии;

- проанализировать планируемые варианты размещения и (или) реализации планируемой деятельности, включая отказ от ее реализации;

- выявить общие особенности окружающей среды, социально-экономических и иных условий (далее – окружающая среда) на площадке, выбранной для осуществления планируемой деятельности, и прилегающей к ней территории для каждого из рассматриваемых вариантов размещения планируемой деятельности;

- установить с учетом критериев, установленных в Добавлении I и Добавлении III к Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, может ли воздействие планируемой деятельности иметь трансграничный характер.

5.1.1 На основе имеющейся на момент проведения оценки воздействия проектной и иной документации по планируемой деятельности, общих особенностей окружающей среды предварительно выявляются виды возможного воздействия альтернативных вариантов размещения и (или) реализации планируемой деятельности на компоненты (условия) окружающей среды, а также дается предварительная качественная оценка их масштабов.

Предполагаются меры по предотвращению, минимизации или компенсации вредного воздействия на окружающую среду и улучшению социально-экономических условий. При этом рекомендуется определять возможность естественного восстановления компонентов окружающей среды и воспроизводства возобновляемых природных ресурсов.

 


ТКП 17.XX-XX-20XX

 

 

5.2 Исходя из особенностей планируемой деятельности, существующего состояния окружающей среды определяются график, объем и степень детализации работ по оценке воздействия, а также структура отчета об ОВОС, что отражается в программе проведения оценки воздействия на окружающую среду (далее – программа проведения ОВОС).

5.3 Программа проведения ОВОС готовится в соответствии со структурой по приложению А и должна содержать:

- план-график работ по проведению оценки воздействия согласно форме по приложению Б;

- сведения о планируемой деятельности и альтернативных вариантах ее реализации;

- картосхему альтернативных вариантов размещения планируемой деятельности; - сведения о предполагаемых методах и методиках прогнозирования и оценки,

которые будут использованы для оценки воздействия;

5.4 Программа проведения ОВОС в соответствии с требованиями [18] должна включать следующие разделы:

- «Существующее состояние окружающей среды, социально-экономические и иные условия»;

- «Предварительная оценка возможного воздействия альтернативных вариантов размещения и (или) реализации планируемой деятельности на компоненты окружающей среды, социально-экономические и иные условия»;

- «Предполагаемые меры по предотвращению, минимизации или компенсации вредного воздействия на окружающую среду и улучшению социально-экономических условий»;

- «Вероятные чрезвычайные и запроектные аварийные ситуации. Предполагаемые меры по их предупреждению, реагированию на них, ликвидации их последствий»;

- «Предложения по программе локального мониторинга окружающей среды и необходимости проведения послепроектного анализа»;

- «Оценка возможного трансграничного воздействия».

5.4.1 В каждом разделе программы проведения ОВОС по 5.4 приводится имеющаяся на момент ее разработки общая, но достаточная для обоснования объема и степени детализации работ по оценке воздействия информация. Указывается перечень этих работ, планируемых по каждому разделу.

5.4.2 При отсутствии информации по разделам, указанным в 5.4, в соответствующем разделе следует указывать, что она будет приведена в отчете об ОВОС. В случае предполагаемого отсутствия значительного вредного трансграничного воздействия следует отражать данный факт в соответствующем разделе.

 

 

Требования к оценке существующего состояния окружающей среды

 

6.1 Оценке подлежит существующее состояние окружающей среды территории в границах зоны возможного воздействия планируемой деятельности (зон возможного воздействия для каждого из альтернативных вариантов размещения планируемой деятельности) (далее – изучаемая территория).

6.2 При оценке существующего состояния окружающей среды изучаемой территории характеристике и анализу подлежат:

- зональные и региональные особенности природной среды;

- обеспеченность природными ресурсами, природопользование;

- существующее антропогенное воздействие на окружающую среду, антропогенная преобразованность;

- социально-экономические условия, историческая и культурная значимость территории.

 

 


ТКП 17.XX-XX-2010

 

 

6.3 Существующее состояние окружающей среды оценивается с точки зрения возможности/ невозможности размещения и реализации планируемой деятельности в рамках проектного решения и, в случае невозможности, выявления альтернативного варианта размещения планируемой деятельности или определения оптимальности рассматриваемых альтернативных вариантов размещения планируемой деятельности.

6.4 При оценке существующего состояния окружающей среды собираются и анализируются: материалы топографической съемки участка, отводимого под строительство, данные геологических и гидрогеологических изысканий, фактические данные о состоянии окружающей среды, полученные в рамках Национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь, данные статистической отчетности, фондовые материалы по изучаемой территории, опубликованные литературные и картографические материалы, аэрокосмические материалы, результаты полевых исследований, результаты испытаний проб компонентов природной среды изучаемой территории; расчеты и модели прогноза.

6.5 При характеристике зональных и региональных особенностей природной среды анализу подлежат следующие природные условия и компоненты: климат и метеорологические условия, геолого-гидрогеологических и инженерно-геологических условия, рельеф, поверхностные воды, почвенный покров, растительный и животный мир. Также должна быть дана комплексная характеристика природно-территориальных комплексов изучаемой территории.

6.5.1 Климат и метеорологические условия на изучаемой территории характеризуются на основе следующих показателей:

- температурный режим (средняя температура воздуха за год, средние температуры воздуха самого жаркого и самого холодного месяца, протяженность периода с положительными среднесуточными температурами);

- ветровой режим (повторяемость направлений ветра в течение года, в зимний и в летний периоды, средняя годовая скорость ветра, максимальная скорость ветра с учетом порывов, скорость ветра, повторяемость превышения которой составляет 5 %);

- режим атмосферных осадков (среднее количество осадков за год, средняя высота снежного покрова);

- неблагоприятные метеорологические явления (туманы, штили, слабые ветра, грозы, метели, сильные ветра и шквалы, град (повторяемость и/или количество дней в году))

- других условий.

Перечни анализируемых показателей могут дополняться и пересматриваться в зависимости от их значимости для оценки состояния природной среды территории исходя из характера планируемой деятельности.

6.5.1.1 В случае, если планируемая деятельность связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, метеорологические условия оцениваются, в первую очередь, с точки зрения их влияния на формирование уровня загрязнения атмосферного воздуха. Необходимо выделять и анализировать те метеорологические процессы и явления, которые способствуют рассеиванию загрязняющих веществ, а также те метеорологические процессы и явления, которые способствуют формированию повышенных концентраций загрязняющих веществ в приземном слое воздуха на изучаемой территории.

6.5.1.2 Источником сведений по климату и метеорологическим условиям на изучаемой территории являются данные близлежащего пункта гидрометеорологических наблюдений, материалы наблюдений которого показательны для изучаемой территории, опубликованные литературные и картографические источники.

Значения показателей метеорологических условий для изучаемой территории определяются также по данным мониторинга атмосферного воздуха в рамках Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь,

 


ТКП 17.XX-XX-20XX

 

 

запрашиваемым в государственных организациях, подчиненных Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, осуществляющих проведение мониторинга атмосферного воздуха (справка о значении фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и метеорологических характеристиках и коэффициентах, определяющих условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в районе планируемого строительства объектов планируемой деятельности).

6.5.1.3 Необходима оценка существующего уровня загрязнения атмосферного воздуха на изучаемой территории.

Оценка существующего уровня загрязнения атмосферного воздуха по каждому загрязняющему веществу производится с точки зрения соответствия (несоответствия) фоновой концентрации загрязняющего вещества в атмосферном воздухе нормативам качества атмосферного воздуха по [19].

Фоновые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе изучаемой территории определяются по данным мониторинга атмосферного воздуха в рамках Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, запрашиваемым в государственных организациях, подчиненных Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, осуществляющих проведение мониторинга атмосферного воздуха (справка о значении фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и метеорологических характеристиках и коэффициентах, определяющих условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в районе планируемого строительства объектов планируемой деятельности).

Для оценки существующего уровня загрязнения атмосферного воздуха загрязняющими веществами, за которыми не ведутся регулярные наблюдения на изучаемой территории, дополнительно может проводиться обследование состояния атмосферного воздуха. Эпизодическое обследование осуществляется в различных точках изучаемой территории или на разных расстояниях от имеющихся объектов воздействия на атмосферный воздух в соответствии с правилами, определенными в [20].

Измерения качества атмосферного воздуха должны проводиться организациями, аккредитованными в Системе аккредитации Республики Беларусь на выполнение данного вида работ в соответствии с законодательством и поставленными на учет Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

6.5.2 Для оценки существующих геолого-гидрогеологических и инженерно-геологических особенностей изучаемой территории должны быть определены:

- общие региональные структурно-тектонические условия;

- порядок напластования, мощность, состав грунтов, слагающих основание планируемой площадки строительства, фильтрационные и сорбционные свойства грунтов зоны аэрации и водовмещающих пород;

- глубина залегания первого от поверхности водоупора, уровень подземных вод, направление движения потока подземных вод, условия их питания и разгрузки, наличие гидравлической взаимосвязи между горизонтами подземных вод и с поверхностными водами;

- качество подземных вод.

6.5.2.1 Существующие геолого-гидрогеологические и инженерно-геологические условия требуется оценивать с точки зрения:

- выявления условий, способствующих активизации экзогенных геологических процессов в результате строительства и эксплуатации объектов планируемой деятельности;

- определения возможной мобильности и условий аккумуляции загрязняющих веществ, которые могут поступать в окружающую среду при реализации планируемой деятельности;

 


ТКП 17.XX-XX-2010

 

 

- определения водоносных горизонтов, которые могут испытывать негативное воздействие в процессе строительства и эксплуатации объектов планируемой деятельности и, соответственно, подлежат защите от загрязнения и истощения;

- определения возможности подтопления площадки строительства в результате паводков;

- определения существующего состояния подземных вод – исходного по отношению к реализации планируемой деятельности.

6.5.2.2 Рекомендуется проводить оценку устойчивости геологической среды к техногенным трансформациям в соответствии с критериями, определенными [21].

6.5.2.3 Геолого-гидрогеологические и инженерно-геологические условия оцениваются на основе сведений о геологическом строении и инженерно-геологических изысканий на площадке, выбранной для осуществления планируемой деятельности для каждого альтернативного варианта размещения.

Необходимо изучить материалы региональных гидрогеологических и геологических съемок четвертичных отложений изучаемой территории в масштабе 1:200000 или более крупных масштабах в целях уточнения особенностей площадки, выбранной для осуществления планируемой деятельности, и выявлении особенностей прилегающей к ней территории.

В качестве источника данных могут быть использованы результаты геолого-экологических исследований и картографирования на территории, охватывающей изучаемый район.

6.5.2.4 Материалы, характеризующие подземные воды включают: - эксплуатационные запасы;

- название и морфометрические показатели водоносных горизонтов; - водоотбор подземных вод;

- уровенный режим подземных вод, сведения о среднемноголетнем и допустимом понижении уровня;

- физические, химические, санитарно-гигиенические характеристики подземных вод в соответствии с действующим законодательством [22].

Базой для расчета гидрологических величин являются данные гидрометрических наблюдений. Определение расчетных гидрологических характеристик производится в соответствии с существующими методами расчетов [23].

Качественные и количественные характеристики состояния подземных вод определяются по результатам инженерно-геологических изысканий. Рекомендуется также использовать данные мониторинга подземных вод в рамках Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь (при наличии пунктов мониторинга на изучаемой территории).

6.5.3 Необходимо оценить особенности рельефа изучаемой территории с точки зрения возможности/ невозможности использования территории для планируемой деятельности при каждом из рассматриваемых альтернативных вариантов размещения.

6.5.3.1 Определяются общие особенности рельефа изучаемой территории в морфологическом, морфометрическом и генетическом отношении. Указывается тип рельефа (долина реки, озерно-аллювиальная, озерно-ледниковая, водно-ледниковая и моренная равнина, грядово-холмистый, конечно-моренный и другие типы). Выявляются преобладающие положительные и отрицательные формы рельефа (пойма, терраса, моренный холм, кам, оз, ложбина стока, малые эрозионные формы и т.д.).

6.5.3.2 Определяется средняя густота эрозионного расчленения изучаемой территории. на основе расчета соответствующего коэффициента по формуле 1

 

 

К = L / P, (1)

где К – показатель густоты эрозионного расчленения, км/км2

 


ТКП 17.XX-XX-20XX

 

 

L – суммарная длина тальвегов (линий низших точек) всех эрозионных форм на изучаемой территории, км

P – площадь изучаемой территории, км2.

 

 

При значении показателя густоты эрозионного расчленения ~ 0,6 км/км2 оно оценивается как слабое, ~ 1,6 км/км2– среднее, ~ 5,5 км/км2– сильное. Густота эрозионного расчленения изучаемой территории может быть оценена ориентировочно на качественном уровне. Также необходимо установить возможность и интенсивность дальнейшего развития эрозионных процессов на изучаемой территории без учета фактора реализации планируемой деятельности.

6.5.3.3 Определяются наибольшие и наименьшие абсолютные высоты, их расположение на изучаемой территории. Приводится амплитуда колебания высот – разница между максимальной абсолютной высотой (на междуречье) и минимальной (соответствующей урезу главной реки на нижнем для изучаемой территории створе).

6.5.3.4 Устанавливаются относительные высоты, характерные для изучаемой территории:

- относительные высоты форм рельефа – превышение положительных форм рельефа над соседними отрицательными формами в пределах междуречий;

- относительные превышения междуречий над днищами долин (превышение бровок долин над руслом либо разница наиболее распространенных абсолютных высот междуречий и абсолютных отметок днищ долин.

6.5.3.5 Дается описание форм и элементов рельефа изучаемой территории. При этом определяются важные для оценки благоприятности окружающей среды для планируемой деятельности морфологические и морфометрические особенности форм рельефа. При описании холмов отмечается их форма, характер вершин и склонов. Для поверхностей междуречий – общий их характер: плоская (без заметных перепадов высот), пологоволнистая (увалистая), пологохолмистая, холимстая и др. Указываются важные морфометрические характеристики форм рельефа: абсолютная и относительная высоты, длина, ширина, глубина. При морфометрическом описании склонов – наклоненных участков, ограничивающих положительные и отрицательные формы рельефа – определятся их протяженность, экспозиция и крутизна.

Для речных долин указывается их форма в профиле, ширина по бровкам в пределах изучаемой территории. Указывается наличие (или отсутствие) в долинах поймы и надпойменных террас (НПТ) по морфологическим признакам, а также геологическому строению. Определяются параметры поймы и НПТ: их ширина, высота над меженным урезом реки, характер поверхности.

Указывается наличие или отсутствие ложбин на междуречьях, наличие и пространственное расположение в пределах изучаемой территории озёр, болот, прудов, а также их приуроченность к тем или иным формам рельефа, плановые размеры, глубину (при наличии данных).

В тех случаях, когда описываемые объекты (формы и элементы рельефа), встречаются на местности не в единственном числе, необходимо дать их обобщенную характеристику, без подробного описания каждого из них. При этом указываются районы распространения тех или иных образований, закономерности их расположения и ориентировки, преобладающие размеры, общие морфологические черты.

6.5.3.6 При оценке рельефа необходимо выявить характерные для изучаемой территории современные геоморфологические процессы, их интенсивность и направленность.

6.5.4 Требуется оценка существующего состояния водных объектов на изучаемой территории.

6.5.4.1 Для характеристики современного состояния рек используются общие гидрографические данные, информация о степени гидрологической изученности

 


ТКП 17.XX-XX-2010

 

 

бассейна, данные по ресурсам поверхностных вод, уровенном, температурном и ледовом режимах, морфометрическим и гидравлическим параметрам.

Существующее состояние рек, планируемых к эксплуатации при реализации планируемой деятельности, оценивается по показателям в соответствии с приложением В.

6.5.4.2 Необходимые сведения для анализа состояния водохранилищ и прудов включают: название водохранилища (пруда), название зарегулированного водного объекта, тип водохранилища (пруда), вид регулирования, объем и площадь при нормальном подпорном уровне, данные о гидротехнических сооружениях и другие.

Состав необходимых сведений об озерах включает: название озера, морфометрические данные (ширина, глубина, длина, площадь), генетический тип, название впадающих и вытекающих из озера водотоков.

Существующее состояние водохранилищ, прудов и озер, планируемых к эксплуатации при реализации планируемой деятельности, оценивается по показателям в соответствии с приложением В. Также определяются батиграфические характеристики, показатель водообмена, характер зарастания гидробионтами.

6.5.4.3 Приводится характеристика использования водных объектов с указанием сведений о:

- типе водопользования исходя из целей использования воды (питьевые, хозяйственно-бытовые, сельскохозяйственные, промышленные, рекреационные и др. нужды);

- объеме забора воды по основным типам водопользователей, внутригодовом распределении забора воды;

- объеме отводимых сточных вод.

Определяется существующий уровень загрязнения водных объектов по содержанию загрязняющих веществ, перечень которых приведен в таблице 1

 

 

Таблица 1

 

 

  Показатель загрязнения     Единица измерения  
  Взвешенные вещества   мг/дм3  
  Растворенный кислород   мг/дм3  
  Бихроматная окисляемость   мгО2/дм3  
  БПК5   мгО2/дм3  
  Азот аммонийный   мг/дм3  
  Азот нитритный   мг/дм3  
  Фосфор фосфатный   мгР/дм3  
  Железо   мг/дм3  
  Медь   мг/дм3  
  Марганец   мг/дм3  
  Цинк   мг/дм3  
  Никель   мг/дм3  
  Нефтепродукты   мг/дм3  
  СПАВ   мг/дм3  

 

 

Для, объектов, используемых в целях рекреации, перечень основных загрязняющих веществ дополняется показателями санитарно-токсикологич



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.44.115 (0.011 с.)