Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Костел Св. Андрея (пл. Л. Сапеги)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Первоначально на этом месте в 1490 году был поставлен деревянный костел на средства короля Казимира ІV. Новый, также деревянный, костел возвел Лев Сапега столетие спустя, в 1595 году. Наконец, в 1775 году был построен каменный костел, который мы видим сегодня. Вокруг него постепенно сформировалась площадь с плебанией (домом ксендза-плебана) и загородным домом Огинского. Эти постройки не уцелели до наших дней. И нынешнюю площадь, недавно названную именем Льва Сапеги (прежде площадь носила имя Максима Горького), формируют ряд жилых домов, ресторан, построенный в 1950-х годах, корпус госпиталя второй половины ХVІІІ века и, разумеется, костел, переданный верующим в 1990 году и буквально поднятый из руин польскими реставраторами при содействии деятельного настоятеля храма ксендза Витольда Жельветро и прихожан[22]. Костел представляет собой однонефное, прямоугольное в плане сооружение, накрытое трехскатной черепичной крышей. В композиции храма доминируют две многоярусные башни на фасаде, завершенные фонариками на фигурных главках и соединенные изящным фронтоном с боковыми волютами. Башни поставлены под углом к изогнутой, словно пульсирующей линии фасада, что придает ему выразительную пластическую экспрессию. Фасад имеет ярко выраженное ярусное построение, подчеркнутое горизонтальными и вертикальными членениями. Силуэт здания отличается изысканностью рисунка и эффектными пропорциями. В нишах помещены деревянные скульптуры апостолов Петра и Павла в динамичных разворотах. Боковые фасады решены гораздо скромнее главного, они членятся плоскими одинарными пилястрами и включают в себя симметричные боковые сакристии, прямоугольные в плане. В плоской стене апсиды помещена скульптура «Распятие».
Интерьер костела
В интерьере высокий неф (более 14 м) перекрыт цилиндрическими сводами и освещен высокими арочными окнами. Главный алтарь представлен в виде портика со сдвоенными коринфскими колоннами, несущими разорванный треугольный фронтон, по обеим сторонам которого размещены стукковые скульптуры ангелов. В заверешнии ¾ сфера с крестом. В алтаре помещены скульптура «Распятие» и образ Жировицкой Божией Матери. Боковые алтари построены по примеру главного, завершены фигурными щитами с волютами, раскрепованы карнизами, пучками пилястр. На боковых стенах пресбитерия два прямоугольных фресковых панно на библейские сюжеты (размером 3×2 м), которые отличаются особой живописностью (сейчас они реставрируются). Внутреннее убранство костела дополняют декоративная роспись стен и архитектурная лепнина. Сегодня костел погружен в колористическую гамму светло-голубого, розового, белого тонов и легкой позолоты. По своей пластике, по цельности эстетической концепции, пронизанной стремлением его создателей к гармоничному синтезу искусств ¾ архитектуры, скульптуры, живописи, костел Св. Андрея в Слониме является выдающимся произведением позднего барокко в Беларуси, одной из вершин в архитектурном наследии страны. Он ставит достойную точку в нашем сегодняшнем путешествии по страницам каменной летописи Беларуси. А может быть, как знать, и многоточие, ибо за этим путешествием могут последовать и другие, в которых белорусское зодчество и история края представят памятники и события, вам доселе незнакомые... ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы покидаем Слоним и завершаем сегодня наше путешествие по страницам многовекового прошлого Беларуси. Оно, это прошлое, цементирует настоящее и служит фундаментом будущего. Историческая объемность бытия народа определяет духовную полноту и богатство как всего общества, так и каждого человека. Прошлое ¾ это то, что роднит всех нас, ибо в него уходят корни наших предков, наших родителей. Пятой же своей заповедью Бог повелел нам почитать родителей, «да благо ти будети да долголетен будеши на земли». С этого простого ручейка любви к сродникам своим и начинается могучая река патриотизма, омывающая душу народа и исцеляющая его от беспамятства, суетности и тлена. Всякий народ жив как народ, пока он хранит и сберегает свое прошлое, пока он знает его. И как тут в заключение не вспомнить пронзительные строки Владислава Сырокомли:
А те холмы с замшелыми крестами На деревенских кладбищах просторных? А храмы, возведенные отцами, Все в древней плесени и в пятнах черных? А старины огонь неугасимый? Не это ль звать отчизною должны мы? <...> Вода ключа и мед в старинном кубке, Истории истлевшие страницы. <...> Дым, что над кровлями села клубится, И даже сны, что видел ты когда-то, И камень мостовой, и дерн зеленый ¾ Все то, что навсегда для сердца свято, Что скрыто в нем, как пламень потаенный, Боль тайная и жизнь, что в сердце бьется, ¾ Все это, друг, Отчизною зовется... СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архiтэктура Беларусi: энцыклапедычны даведнiк. – Мн., 1993. 2. Генiюш Л. У Жыровiчы // Царкоўнае слова. – 2000. – № 5. 3. Ермаловiч М. Беларуская дзяржава Вялiкае княства Лiтоўскае. – Мн., 2000. 4. Живописная Россия. Т. 3. – СПб. – М., 1882. 5. Жыровiцкая абiцель. Багаслоўска-лiтаратурна-мастацкi лiсток. – 1998. – № 8. 6. Запруднiк Я. Беларусь на гiстарычных скрыжаваннях. – Мн., 1996. 7. Збор помнiкаў гiсторыi i культуры Беларусi. – Мн., 1984–88. 8. Канфесii на Беларусi (канец ХVІІІ ¾ХХ ст). – Мн., 1998. 9. Караткевiч В.Б., Кулагiн А.М. Помнiкi Слонiма. – Мн., 1983. 10. Круталевiч В.А., Юхо І.А. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi (1917 – 1945 гг). – Мн., 2000. 11. Падокшын С.А. Унiя. Дзяржаўнасць. Культура: Фiласофска-гiстарычны аналiз. – Мн., 2000. 12. Славутыя iмёны Бацькаўшчыны: зборнiк. Вып. 1. – Мн., 2000. 13. Супрун В. Жыровiчы// Чырвоная змена. – 1990. – 27 каст. 14. Супрун В. За смугою часу: (Даследваннi i меркаваннi). – Мн., 1994. 15. Сыракомля В. Добрыя весцi: Паэзiя, проза, крытыка. – Мн., 1993. 16. Ткачоў М.А. Замкi Беларусi. – Мн., 1977. 17. Цеханавецкi А. Мiхал Казiмiр Агiнскi i яго «сядзiба музаў» у Слонiме. – Мн., 1993. 18. Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi. – Мн., 1993 – 1999. Сноски к тексту экскурсии [1] Хотя при провозглашении независимости БНР в марте 1918 года было использовано имя Менска, но повсеместного официального употребления оно тогда не получило. [2] Койдановский район, созданный советскими властями в 1924 году, ими же был переименован в Дзержинский в 1932 году и объявлен «польским». Такое имя району и райцентру дали не случайно: неподалеку отсюда родился Ф. Дзержинский, который происходил из ополяченной белорусской шляхты. [3] В 20 километрах на север от Дзержинска, там, где сходятся границы Минского, Дзержинского и Воложинского районов, вблизи деревни Скирмонтово, располагается самая высокая точка Беларуси — гора Дзержинская (до 1958 года — Святая) — 345 м над уровнем моря. Она представляет собой покатое возвышение, юго-западный склон которого покрыт молодым лесом, остальные склоны распаханы. У подошвы горы берут начало реки Днепровского (Птичь, Уса) и Неманского (Волма, Ислочь, Сула) бассейнов. Гора поднимается над реками на высоту 40—50 м. [4] «Хроника Быховца» выявлена в 20-х годах ХІХ века преподавателем Виленской гимназии Климашевским в библиотеке помещика Быховца в имении Могилевцы Волковысского повета Гродненской губернии. Летопись охватывает события начиная с ХІІІ века до 1506 года. Полный текст ее опубликован в 1846 году Теодором Нарбутом. Хроника написана на белорусском языке, как полагают, православным автором. [5] Это добавление «и иных» употреблялось на всякий случай, ибо за ним «пряталась» любая территория, из-за которой держава могла вступить в спор с кем-нибудь из соседей. [6] Насевіч В. Пачаткі Вялікага княства Літоўскага. Мн., 1993. [7] 28 августа 1918 года правительство Советской России во главе с В. Ульяновым (Лениным) аннулировало трактаты о разделах Речи Посполитой, но в своей реальной политике оно продолжало ту же линию на создание «единой и неделимой» (но теперь уже советской) империи, что и его предшественники — самодержавные власти. [8] Главные фигуранты раздела Беларуси — Россия и Германия — не признали БНР, хотя ее признали другие государства (юридически или фактически): Украина, Турция, Финляндия, Австрия, Чехословакия, Литва, Эстония, Латвия, Польша, Армения, Грузия. [9] По подсчетам историков, из Западной Беларуси в сталинский ГУЛАГ до начала Великой Отечественной войны было вывезено около 700 тысяч человек. [10] Автором текста этой песни является Анатоль Астрейко (1911—1978), уроженец деревни Песочное на Копыльщине, где речка Неманец получает имя Нёман. [11] Домейко жил под надзором полиции в имениях родственников ¾ сначала в Жибуртовщине (ныне Жибарты под Дятлово), затем в Заполье под Лидой. Помогал в учебе другим, занимался сельским хозяйством, посещал сеймики и даже переводил Коран для новогрудских татар. [12] В Медвядковской средней школе, а также в Крупово и Дятлово созданы небольшие музейные экспозиции, посвященные памяти Домейко. [13] Хотя место рождения А. Мицкевича и сегодня остается предметом дискуссий среди специалистов, тем не менее именно в «барановичском Заосье» воссоздана в 1998 году усадьба Мицкевичей. [14] Михаил Николаевич Муравьев, генерал от инфантерии, в общей сложности провел в Беларуси около 10 лет, будучи вначале вице-губернатором Витебска, затем губернатором Могилева и Гродно с 1827 по 1834 годы. Он принимал активное участие в подавлении восстания 1830–1831 гг. После этого его удачная служебная карьера продолжилась в России. В 1861 году он вышел в отставку, но был возвращен в апреле 1863 года императором Александром ІІ для удушения «Январского» восстания, за что удостоился от царя титула графа с правом писаться «граф Муравьев-Виленский». Вторично выйдя в отставку в марте 1865 года, он менее чем через полтора года умер в возрасте 70 лет. [15] Эта дата, которой традиционно придерживаются многие православные издания, сейчас оспаривается историками на основе архивных документов. [16] После смерти Ивана Александровича Солтана вся его собственность была поделена между 4 сыновьями. Жировичи достались сыновьям Давиду и Ярославу. Ярослав продал свою долю брату Ивану, а тот сдал в 1603 году имение и монастырь Ицхаку Михелевичу из города Хомска. Бурная хозяйственная деятельность последнего вызвала нарекания как монахов, так и местного населения. Разозленный Иван Солтан в 1605 году убил Михелевича и покалечил его родственников. За это суд лишил Солтана имения и передал Жировичи жене убитого арендатора ¾ Эстери. В 1606 году Иван Мелешко откупил у нее Жировичи со всей собственностью, людьми, монастырем и монастырским фольварком. [17] Источники дают разные даты постройки собора. Кроме приведенной нами, 1616 и 1671 годы. [18] Подробнее см.: Архим. Николай (Редутто). Жировицкая чудотворная икона Божией Матери и Жировицкая обитель. Вильно, 1867. С. 7. [19] В Жировичах побывали монархи Речи Посполитой: Владислав ІV (1644), Ян ІІ Казимир (1651), Ян ІІІ Собеский (1684), Август ІІІ (1744), Станислав Август (1784). [20] Стукко ¾ искусственный мрамор из обожженной смеси гипса, извести и клея с примесью толченого мрамора. Эта техника скульптурно-орнаментального декора костельных интерьеров была принесена из Рима. [21] Католическая церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии в 1854 году. Этот догмат является камнем (одним из главных, но отнюдь не единственным!) преткновения между католиками и православными. [22] При входе в костел с правой стороны можно увидеть фотографии, на которых святыня представлена до реставрации. Эти снимки конца 1980-х годов могут рассказать о многом! В костеле размещался склад соли, стены были разъедены ею, крыша обветшала, башни находились в полуразрушенном состоянии. Перемещения склада в другое место добивались и добились от местных властей представители минской интеллигенции: историки, археологи, сотрудники Реставрационных мастерских Министерства культуры БССР. Этот процесс начался еще в 1978 году и продолжался до 1990 года, когда храм перешел в руки верующих.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Анатолий Георгиевич ВАРАВВА с 1973 года работал экскурсоводом Минского бюро путешествий и экскурсий, возглавлял архитектурно-историческую секцию бюро. В Первом Республиканском туристском конкурсе «Познай Беларусь» (2003) награжден специальным дипломом«за пропаганду туристских регионов Беларуси». В 2004 году стал лауреатом этого же конкурса в номинации «Экскурсовод года». С 2004 года состоит в штате ОДО «Виаполь».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.252.16 (0.012 с.) |