Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
С костелом (ул. В. Крайнего, 23)Содержание книги Поиск на нашем сайте
Архитектурный ансамбль бернардинцев включает в себя здания костела и монастыря, примыкающие друг к другу. Первоначально деревянный (1630), костел в 1639 ¾ 1645 годах стал каменным, а с 1864 года он переоборудован под православную церковь Св. Троицы. Однонефную базилику костела завершает полукруглый алтарь. Компактная композиция храма подчеркнута вертикалью трехъярусной башни-звонницы, приставленной к западному фасаду. Портал входа и башня имеют тонко профилированное декоративное оформление. Восьмерик верхних ярусов башни расчленен пилястрами, прорезан окнами с полуциркульным завершением и накрыт шатровой крышей. Костел отличается выразительной скульптурностью своего облика. В барочной в целом архитектуре памятника еще заметны черты готического стиля. Стены костела укреплены контрфорсами и прорезаны большими полуциркульными окнами. Целостный и монолитный характер храму придает высокая двускатная крыша, которая переходит в коническое покрытие апсиды. В дальнейшем композиция сооружения была усложнена пристройкой (в 1668 и 1750 годах) по обеим сторонам от апсиды квадратных в плане каплиц со шлемоподобными куполами, благодаря чему костел приобрел крестообразный план. Каплицы использовались как фамильные усыпальницы графов Слизеней и князей Полубинских. Захоронения были перенесены в крипту под алтарем при переустройстве костела под церковь. Тогда же в костеле появился иконостас. Главный и четыре боковых алтаря из стукко выполнены в стиле рококо в первой половине ХVІІІ столетия. В центре первого яруса главного алтаря помещена икона «Троица Новозаветная» (ХVІІІ век). Во втором ярусе ¾ композиция «Всевидящее Око» в обрамлении херувимов и ангелов. Двухэтажный, П-образный в плане монастырский корпус, соединенный с костелом и раскрытый в сторону улицы, построен в 1794 году и реконструирован в 1870 году под духовное училище. Здание имеет галерейную планировку, в его коридорах и помещениях сохранились крестовые и цилиндрические своды. В настоящее время оно используется как интернат медучилища. Стоит бернардинский монастырь в окружении зданий, появившихся уже на рубеже ХІХ ¾ ХХ веков. Они служат фоном этому выразительному ансамблю и сами по себе органично вписываются в исторический силуэт бывшей Бернардинской улицы, носящей имя пионера-партизана Васи Крайнего. Дом под номером 21 по этой улице был возведен рядом с костелом в 1905 году. Это здание банка. Банк (ул. В. Крайнего, 21)
Банк выстроен в стиле модерн. Его одноэтажный корпус имеет симметричную композицию фасадов. Основное внимание, естественно, было уделено главному фасаду, который должен был демонстрировать представительность учреждения. В центре он выделен ризалитом с выпуклым пластичным щитом. Главный вход оформлен рустовкой. Фактурно-цветовое решение строится на сочетании красного фона кирпичной кладки и оштукатуренных архитектурных деталей. Фасады ритмично членятся большими прямоугольными оконными проемами. Среди жилой застройки привлекает внимание дом под номером 5. Жилой дом (ул. В. Крайнего, 5)
Этот жилой дом начала ХХ столетия в плане имеет вид неправильного четырехугольника, вытянутого в глубь двора, что диктовалось ограниченной площадью участка застройки. На улицу дом выходит узким двухэтажным торцевым фасадом, который завершен фигурным щитом, насыщенным архитектурно-декоративными деталями. Последние выполнены средствами орнаментальной кирпичной кладки. Такого рода постройки ¾ одна из характерных примет исторического центра Слонима, определяющая своеобразие его лица. Живописные и колоритные, эти здания сразу же бросаются в глаза и фиксируются памятью. К ХVІІІ столетию планировка Слонима, которая поначалу складывалась стихийно, хаотично, что и предопределило ее нерегулярность, характеризовалась системой трех площадей: Рыночной, у синагоги и перед доминиканским костелом. Площадь перед доминиканским костелом ныне носит имя Ленина. На нее мы и проследуем. Площадь Ленина, сквер
Известна она с ХVІІ столетия как Площадь перед доминиканским костелом. Вместе с разбитым на ней сквером площадь имеет в плане неправильную, близкую к овалу форму. С ее северо-восточной стороны возвышался доминиканский костел, заложенный в дереве в 1680 году и отстроенный в камне к 1747 году. Не сохранившийся до наших дней, он прежде являлся архитектурной доминантой окружающей застройки. И его отсутствие визуально ощутимо и сегодня. На площади размещены жилые дома второй половины ХVІІІ ¾ начала ХХ столетия. Так, дома под номерами 7, 9, 11 были построены по распоряжению слонимского старосты Михала Огинского для придворных ремесленников. Поставленные один за другим, они ориентированы на площадь торцевыми фасадами. И это создавало характерный для городской застройки второй половины ХVІІІ века беспрерывный ряд однотипных фасадов, как правило, завершенных треугольными фронтонами и минимально декорированных. Жилой дом № 5, в нижнем этаже которого сейчас размещается аптека, построен в 1938 году. В его геометрически ясных формах проступают черты архитектуры конструктивизма. Вместе с тем нельзя не отметить такта архитектора, возводившего это здание в исторически сложившемся фрагменте городской застройки. Сомасштабное своим соседям, оно не выбивается из общего ритма ансамбля площади, хотя и принадлежит эпохе иного архитектурного мышления.
Краеведческий музей (пл. Ленина, 1)
За аптекой, на углу площади, продолжая изогнутую линию ее восточной стороны, стоит бывший жилой дом под № 1 конца ХІХ ¾ начала ХХ века. Его двухэтажный объем представляет собой в плане пятиугольник. Фасады, ориентированные на ул. В. Крайнего и пл. Ленина, получили насыщенный архитектурный декор, выполненный средствами орнаментальной кирпичной кладки. Рисунок декора, геометрический и в виде зубцов, повторяется в сандриках прямоугольных оконных проемов, в завершающих и межэтажных карнизах. Дом имеет анфиладную планировку, которая удачно соответствует его современному использованию: тут находится районный краеведческий музей, основанный в 1929 году археологом и краеведом Иосифом Стабровским. Он родился 21 октября 1869 года неподалеку от Слонима в семье капитана Мурманского пехотного полка, участника героической обороны Севастополя 1854 ¾ 1855 годов. Окончил Полоцкий кадетский корпус, Московский археологический институт, высшие археологические курсы при Самарском университете. Был членом-корреспондентом виленского отделения Московского археологического общества, членом Ярославского археологического общества. Изучая историю Слонима и соседних районов, исследовал курганы в бассейне Немана. Его археологические и этнографические коллекции стали основой слонимского музея, директором и хранителем фондов которого он был вплоть до своей кончины: умер Стабровский 15 января 1968 года в возрасте 98 лет. Слонимский краеведческий музей волею судьбы оказался в непосредственной близости от исторического ядра города, рядом с Замчищем, куда ведет отсюда улица Советская. На этой улице сохранилась и жилая застройка ХІХ ¾ ХХ столетий, и ряд памятников истории и архитектуры, в том числе и бывшая городская ратуша. К ней мы сейчас подойдем.
Ратуша (ул. Советская, 6)
Построена ратуша в середине ХVІІІ столетия и представляет собой компактный двухэтажный объем, прямоугольный в плане. Вместе со служебными корпусами она образует замкнутое дворовое каре. Ее облик нетрадиционен для ратуш, и это прежде всего проявляется в отсутствии башни ¾ привычного символа самостоятельности города. Плоскостно решенные фасады оживляют лишь пилястры, филенки и ниши. Внутренняя планировка коридорно-анфиладная, с центральным вестибюлем и межэтажной лестницей. Кроме покоев для членов магистрата и зала заседаний, в ратуше были помещения суда, гауптвахты, архива. Сейчас здесь располагается городская библиотека. Каменная ратуша была построена, по-видимому, на том же месте ¾ такова уж была сила привычки наших предков, ¾ где до нее располагалась ее предшественница, очевидно деревянная. Ведь самоуправление по магдебургскому праву город получил от великого князя литовского и короля польского Сигизмунда І Старого уже в 1531 году, а спустя 60 лет это право было подтверждено Сигизмундом ІІІ Вазой, даровавшим Слониму герб: Золотой Лев с дважды пересеченной стелой на голубом поле. Своим видом герб недвусмысленно намекал на тогдашнего старосту Слонимского и одновременно канцлера ВКЛ Льва Сапегу, из герба которого и пришла пересеченная стрела… Самоуправление, которое просуществовало в Слониме почти два с половиной столетия, до 1776 года, когда город был полностью подчинен власти старосты, способствовало развитию Слонима как крупного ремесленного и торгового центра в Понеманье. Уже в начале ХVІІ столетия слонимские ремесленники объединяются в цехи кожевников, столяров, ткачей, ювелиров, кузнецов и т.д. Налаживание с ХVІ века регулярных торгов, чему способствовали королевские привилеи, обусловило формирование вблизи ратуши Рыночной площади. На ней находились деревянные торговые ряды, образовавшие впоследствии единый комплекс, в который входило 150 лавок. Их место занял в настоящее время бульвар и идущие по обеим сторонам от него полосы движения, объединенные названием ¾ улица Первомайская. Ее застройка выполнена в основном в 50-60-х годах ХХ столетия, и там, где сейчас проходит северо-восточная сторона улицы, некогда располагался дворцовый ансамбль Огинских. При дворце стоял гостиный двор, или аустерия. Он расположен чуть ниже ратуши.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.99.192 (0.007 с.) |