Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Предметное окружение. Явления общественной жизни. Природное окружение
(перспективное планирование)
Время проведения
| Тема и цель занятий 1-й недели
| Тема и цель занятий 2-й недели
| Тема и цель занятий 3-й недели
| Тема и цель занятий 4-й недели
|
|
|
|
|
| Сентябрь
| Тема
| Знакомство с членами семьи
| Одежда
| Овощи и фрукты
| Домашние животные
|
Цель
| Учить называть свое имя и имена членов своей семьи. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать)
| Учить:
- называть по внешнему виду одежду;
- различать сходные между собой объекты. Познакомить с назначе нием предметов одежды
и ее значением для человека
| Учить:
- узнавать овощи по цвету, величине, вкусу, называть их;
- различать по внешнему виду фрукты и овощи.
Дать представление о характерных признаках некоторых овощей, их цвете
| Вызывать интерес к рассказу.
Расширять словарный запас.
Учить находить на картине и называть собаку, кошку, курицу
| Октябрь
| Тема
| Знакомство с группой
| Посуда
| «Листопад, листопад, листья желтые летят...»
| Рыбка плавает в воде
|
Цель
| Учить:
- ориентироваться в помеще нии своей группы, на участке;
- называть основные помеще ния, сооружения (групповая комната, лестница, веранда, песочница, горка). Воспитывать чувство симпатии к сверстникам
| Учить:
- узнавать и называть по внешнему виду столовую и чайную посуду;
- различать между собой. Познакомить с назначе нием и свойствами посуды
| Дать элементарные представления об осенних изменениях в природе. Формировать умения определять погоду по внешним признакам и последовательно, по сезону, одеваться на прогулку.
Учить выделять ствол, ветки и листья деревьев
| Понаблюдать за рыбками, отмечать их особенности («Имеет хвостик, глазки, рот, живет в воде»). Учить различать по цвету, форме.
Воспитывать бережное отношение к обитателям аквариума
| Ноябрь
| Тема
| Моя любимая бабушка
| Мебель
| Дерево и куст. Осенний наряд
| Кошка и собака в доме
|
Цель
| Развивать умение внимательно рассматривать фотографии бабушек, составлять по ним рассказы о своей бабушке: работает она или нет, что делает по дому, играет ли
| Познакомить с понятием «мебель», назначением и предметами мебели. Учить узнавать и называть по внешнему виду мебель, части и детали разных предметов
| Учить рассматривать дерево (основные особенности строения), обращать внимание на календарные изменения в жизни растений (показать, что осенью листья деревьев меняют
| Закрепить характерные признаки внешнего вида кошки (котенка), собаки (щенка): длинные (короткие) уши, большие (маленькие) глаза, на теле мягкая пушистая
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| с детьми, читает, рассказывает им сказки, вкусно готовит и т. п.
| мебели (у дивана - ножки, у кресла - спинка и др.); различать между собой объекты (диван, кресло)
| окраску, бережно относиться к растениям
| шерстка, короткий хвост и др. Воспитывать у детей доброе отношение к животным
| Декабрь
| Тема
| Мама дома - повар
| Купание куклы Кати
| Снеговичок и елочка
| У кормушки
|
Цель
| Помочь понять, как важен труд мам по приготовлению еды для всей семьи, какие вкусные блюда они готовят. Воспитывать уважительное отношение к труду мамы
| Учить правильно называть предметы и принадлежности купания (полотенце, мыло, ванночка).
Воспитывать эмоциональную отзывчивость (приятные воспоминания о купании)
| Расширять представления детей о деревьях. Показать свойства снега. Познакомить с елкой, признаками отличия ели от других деревьев
| Расширять представления о поведении птиц у кормушек. Продолжить формировать' умение различать птиц по внешнему виду.
Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок сада
| Январь
| Тема
| Здравствуй, детский сад!
| Транспорт
| Комнатные растения
| Котенок Пушок
|
Цель
| Учить узнавать свой детский сад, находить свою группу, рассказывать чем заняты дети, кто о них заботится в детском саду. Воспитывать чувство симпатии к сверстникам
| Знакомить с транспортными средствами, различать и называть по внешнему виду грузовые, легковые автомобили. Учить различать и правильно называть трамвай, машину, автобус
| Дать представление о частях растения (стебель, лист, цветок), о приемах полива комнатных растений
| Дать представление о домашних животных и их детенышах.
Знакомить с русским бытом.
Воспитывать доброту по отношению к животным
| Февраль
| Тема
| Дом, в котором я живу
| Постираем кукле платье
| Морковка от зайчика
| Заяц и медведь
|
Цель
| Учить:
- ориентироваться в ближай шем окружении: узнавать свой дом, свою квартиру, называть улицу;
- отвечать на вопросы воспи тателя о месте жительства, об устройстве их жилища
| Дать представление о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки (вода, мыло, таз или корыто).
Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых. Упражнять в назывании предметов одежды, белья
| Расширять представления об овощах (о моркови: оранжевая, гладкая, продолговатая, есть верхушка, корешки, хрустящая).
Формировать доброжелательное отношение к окружающим
| Учить:
- находить картинки с зайца ми, медведями и называть их;
- выделять наиболее харак терные особенности животно го (голова, хвост, ноги)
| \
Окончание табл.
|
|
|
|
| Март
| Тема
| Знакомство с городом
| Игрушки
| Травянистые растения
| Петушок и его семейка
|
Цель
| Напомнить название города, в котором живут дети, название их улицы. Закрепить умение называть родной город, улицу, на которой живут. Развивать умение внимательно рассматривать иллюстрации города, отвечать на вопросы
| Учить:
- находить существующие
у игрушек свойства (бьются, рвутся), качества (гладкие, мокрые, холодные);
- подбирать и группировать игрушки по форме, цвету. Воспитывать бережное отношение к игрушкам
| Формировать желание любоваться появившейся зеленой травкой.
Показать первые весенние цветы.
Воспитывать у детей бережное отношение к растениям (не рвать, не топтать)
| Расширять представления о домашних животных и их характерных особенностях. Рассмотреть внешний вид петушка, как передвигается (ходит важно), как клюет зерна. Формировать желание проявлять заботу о домашних животных
| Апрель
| Тема
| Какие мы помощники
| Автомобили
| «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко...»
| Насекомые
|
Цель
| Учить:
- выполнять поручения взрос лого;
- знакомить с выражениями, которые содержат предлоги (на, под, за) и местоимения (там, тут, такой же и др.). Наблюдать,как старшие дети убирают с участка про шлогоднюю листву
| Расширять запас понимаемых слов. Учить:
- правильно называть трамвай, троллейбус;
- различать виды и части ав томобиля (грузовой, легко вой); кабина, руль, колесо);
- отвечать на вопрос: «Что это?» полным предложением, состоящим из 3-4 слов
| Дать представление о весенних изменениях в природе. Формировать интерес к явлениям природы. Поддерживать удетей радостное настроение перед прогулкой в солнечный день, (чтение стихотворений). Учить передавать образ солнца в рисунке
| Закреплять желание наблюдать за насекомыми. Расширять представления о насекомых. Учить характеризовать внешний вид и поведение насекомых
Продолжать учить различать насекомых. Воспитывать доброе отношение к насекомым
| Май
| Тема
| Труд взрослых
| Знакомство со свойствами бумаги и ткани
| Там и тут, там и тут одуванчики цветут...
| Обитатели уголка природы
|
Цель
| Познакомить струдом помощника воспитателя (няни). Учить различать некоторые трудовые действия. Воспитывать чувство уважения к труду помощника воспитателя (няни)
| Помочь выявить свойства бумаги и ткани. Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность
| Формировать представления об одуванчике. Учить:
- выделять характерные особенности;
- называть его части. Развивать желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы
| Дать представление о том, что рыбки в аквариуме плавают; в клетке - птичка (летает, пьет воду, клюет корм). Воспитывать бережное отношение к обитателям уголка природы
| ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
(перспективное планирование)
Время проведения
|
| Тема и цель занятия
| Наблюдения на прогулке
|
| Растительный мир
| Животный мир
| Неживая природа
|
|
|
|
|
| Сентябрь
| Тема
| Овощи с огорода
| Дать представление:
- о травянистых растениях;
- об овощах: моркови, огур цах, помидорах, репе;
- о деревьях.
Учить различать овощи по вкусу, виду, форме. Показать особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья)
| Дать общее представление о птицах - голубях, воронах, воробьях.
Учить узнавать пернатых по внешнему виду. Дать представление о животных - бабочках, жуках, божьих коровках)
| Дать элементарное представление о свойствах песка. Формировать понятие' -о том, что для жизни на Земле нужно Солнце. Показать природное явление - ветер
|
Цель
| Учить различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа).
Расширять представление о выращивании овощных культур
|
Октябрь
| Тема
| Меняем воду в аквариуме
| Учить:
- любоваться осенними ли стьями;
- различать листья по цвету (желтый, зеленый, красный), высокие и низкие цветущие растения.
Закреплять знания о фруктах - яблоках и грушах. Знакомить с характерными особенностями осенних деревьев, с осенним явлением природы - листопадом. Показать, что осенью листья деревьев меняют окраску
| Учить замечать, как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют воду из лужицы и т. д.). Подвести к пониманию, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Воспитывать удетейдоб-рое отношение к птицам, насекомым
| Дать элементарное представление о свойствах воды. Показать, что осенний дождь может быть разным, особенности осеннего неба. Учить:
- наблюдать, есть ли на небе солнышко, тучи;
- отмечать, какое небо (хму рое, чистое, голубое, ясное);
- отвечать на вопросы, напри мер:
- Что сделали тучи? (Закрыли солнце.)
|
Цель
| Расширять знания о декоративных рыбках. Дать элементарное представление об уходе за декоративными рыбками. Формировать доброе отношение к окружающему миру. Познакомить со средой обитания рыб (песок, камешки, растения).
Воспитывать желание ухаживать за обитателями аквариума
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
| Ноябрь
i____
| Тема
| В гостях у бабушки
| Расширять представления о том, что осенью собирают фрукты. Учить:
- различать по внешнему виду, вкусу, форме яблоки и груши;
- называть некоторые фрукты (яблоки и груши);
- бережно относиться к расте ниям;
- различать деревья по листьям;
- узнавать плоды рябины
| Закреплять представления о том, чем живые птицы отличаются от игрушечных. Формировать:
- эмоциональную отзывчивость к восприятию объектов при родного мира, к общению
с живыми существами;
- желание наблюдать за насе комыми
| Показать простейшие связи между явлениями природы. Учить:
- определять ветреную погоду;
- наблюдать, как раскачивают ся деревья, гнутся ветки, летят с деревьев листья;
- отвечать, почему так неспо-* " койно ведут себя деревья:
Дует, дует ветер, Дует, задувает, Желтые листочки С дерева срывает
|
Цель
| Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами. Учить правильно обращаться с домашними животными. Воспитывать у детей доброе отношение к животным, желание ухаживать за ними, заботиться о них
|
Декабрь
| Тема
| Подкормим птиц зимой
| Расширять представления о деревьях: у дерева есть ствол,ветки.
Показать особенности травянистых растений в зимний период.
Уточнить строение комнатных растений: различие названий стебель, лист, цветы
| Расширять представления о птицах - голубях, воронах, воробьях, синицах. Дать представление о снегирях.
Закреплять умение узнавать воробья по внешнему виду. Наблюдать за повадками птиц около кормушки
| Показать:
- солнце светит во все времена года;
- особенности зимнего неба. Познакомить с характер ными признаками зимы. Формировать общее представление о зимних явле ниях природы
|
Цель
| Закреплять знания о зимних явлениях природы. Показать кормушку для птиц.
Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представления о зимующих птицах
|
Январь
| Тема
| «В январе, в январе, много снега во дворе...»
| Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам, чувство красоты зимнего убранства деревьев. Рассмотреть одно из комнатных растений. Помочь запомнить название растения и его частей
| Формировать эмоциональную отзывчивость на общение с живыми существами. Обратить внимание детей на красоту зимнего пейзажа (кругом бело, светло, снег сверкает на солнце, небо голубое):
Мороз и солнце -
День чудесный.
(А. Пушкин)
| Дать представление о свойствах снега.
Показать особенности ветреной погоды зимой: быстро и низко несущиеся облака, раскачивающиеся ветви деревьев.
Учить определять, откуда дует ветер
|
Цель
| Уточнить знания о зимних явлениях природы. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе.
Обогащать и активизировать словарный запас детей
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
| Февраль
| Тема
| «У меня живет котенок...»
| Продолжать: '
- учить видеть красоту засне женных деревьев;
- знакомить с названиями комнатных растений (1-2 кон трастных по внешнему виду). Привлекать внимание де тей к комнатным растениям (какие они красивые, как ук рашают группу)
| Формировать желание
помогать птицам в зимний
период.
Обратить внимание на птиц,
прилетающих к кормушке.
Закрепить знание названий
птиц
| Продолжать знакомить со свойствами воды. Закреплять представления о признаках зимы. Наблюдать метель,послушать завывание ветра, как он несет снег, наметает сугробы
» -
|
Цель
| Продолжать знакомство с домашними животными. Формировать умение правильно обращаться с животными.
Развивать желание наблюдать за котенком. Учить делиться полученными впечатлениями
|
Март
| Тема
| Уход за комнатными растениями
| Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период.
Закреплять представления о кустарниках. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям (не рвать, не топтать)
| Расширять представления о поведении птиц весной. Продолжать формировать умение различать птиц по внешнему виду (голубь, ворона, воробей,скворец)
| Формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно Солнце. Показать:
- свойства снега весной;
- что весной солнце светит и пригревает землю
|
Цель
| Расширять представления о комнатных растениях. Закреплять умение поливать растения из лейки. Учить протирать листья влажной тряпочкой, поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними
|
Апрель
| Тема
| Прогулка по весеннему лесу
| Формировать желание любоваться появившейся зеленой травкой. Показать:
- первые весенние цветы;
- изменения, происходящие
с кустарниками в весенний период;
- посадку овощей
| Показать отличительные особенности червей. Отметить появление насекомых.
Продолжать учить различать насекомых. Воспитывать у детей доброе отношение к насекомым
| Показать:
- особенности весеннего неба.
- что весенний дождь может быть разным.
Обратить внимание на свойства песка: сухой, рассыпается; если полить (или он после дождя), становится влажным и из него можно лепить «пирожки»
|
Цель
| Знакомить с характерными особенностями весенней погоды.
Расширять представления о лесных растениях и животных. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе
|
Май
| Тема
| Экологическая тропа
| Формировать бережное отношение к природе. Наблюдать за первыми
| Формировать доброе отношение к миру природы. Расширять представления
| Закреплять знания о признаках весны.
|
Цель
| Расширять знания детей о растениях.
|
Окончание табл.
|
|
|
|
|
|
| Формировать:
- бережное отношение к рас тениям;
- трудовые навыки.
Дать представление о посадке деревьев.
Наблюдать за работой взрослых по посадке деревьев
| цветущими культурными растениями - тюльпанами, нарциссами. Посадка лука, гороха. Познакомить с правилами ухода за растениями. Обратить внимание на красоту цветущего сада. Наблюдать за всходами овощных культур
| о насекомых - мухах, бабочках, божьих коровках, муравьях. Учить:
- наблюдать за насекомыми;
- узнавать и называть разных насекомых, их признаки
| Продолжать знакомить с природным явлением ветер. Учить детей игровой деятельности с ветром (взять с собой на прогулку бумажные ленточки, вертушки и пона-, блюдать, как ленточки развеваются, шуршат вертушки)
| Лето
| Июнь
| Тема
| Растения луга. Птицы. Природное явление радуга
| Рассмотреть:
- травянистые растения луга
и уточнить названия, особенности внешнего вида колокольчиков, ромашек;
- растения цветника, уточнить цвет, форму листика. Напомнить о правилах ухода за растениями
| Продолжить формировать умение отличать птиц по внешнему виду (голуби, вороны, воробьи, скворцы, утки).
Уточнить знания о собаке и щенках (особенности внешнего вида, отличия)
| Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно (чистое, голубое), подставить ладошки лучам солнца и поиграть с солнечным зайчиком.
Наблюдать радугу (по возможности)
|
Цель
| Закреплять знания о травянистых растениях, птицах. Уточнить представления о строении растения. Воспитывать у детей доброе отношение к пернатым
|
Июль
| Тема
| Овощи. Насекомые. Природное явление гроза
| Показать, как растут овощи
летом.
Познакомить с овощными
культурами, которые начинали
созревать летом (репа, морковь,
огурец, помидор).
Учить различать некоторые
садовые и полевые цветы
по форме, окраске, запаху
| Расширять представления о насекомых - мухах, бабочках, божьих коровках, муравьях, кузнечиках.
Рассмотреть внешний вид насекомых, способы их передвижения (летают, прыгают, ползают и т. д.)
| Наблюдать летнюю грозу. Учить:
- устанавливать простейшие связи: идет дождь - на земле лужи;
- по цвету определять, сухой или мокрый песок. Продолжить вести наблю дение за ветром
|
Цель
| Закреплять знания об овощах.
Расширять представления о насекомых.
Понаблюдать за появившимися на участке бабочками, летающими на паутинке паучками
|
Август
| Тема
| Кустарники
| Расширить представления о кустарниках (малина, смородина).
Показать, что на кустарниках созревают ягоды
| Продолжать учить отличать насекомых от других живых существ.
Воспитывать у детей доброе отношение к насекомым
| Закреплять умение определять состояние погоды по основным признакам. Показать, что летний дождь может быть разным
|
Цель
| Расширять представления о кустарниках.
Закреплять знания о признаках погоды
|
|