Занятие 3. Анализ языка телодвижений некоммуниканта, коммуникантов.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 3. Анализ языка телодвижений некоммуниканта, коммуникантов.



(Проведение занятия планируется как риторическая прогулка).

Подготовительный этап к риторической прогулке включает задания:

1. Представьте себе одиноко идущую девушку, рассуждающую про себя как героиня стихотворения З. Ященко «Ах, Боже мой…» (обратите внимание на удивительную игру слов!). Ах, боже мой, какая жалость,Вам не к лицу мое лицо.Я поняла и растерялась,Взойдя на ваше на крыльцо.Купите мне с вуалью шляпуЯ научусь ее носить,И буду только в этой шляпеК вам на свидания ходить.Ах, боже мой, какая жалостьВ продаже шляп с вуалью нет.Совсем надежды не осталосьИ ваше «нет» сошло на нет.Купите мне морскую свинку,Я в темноте одна боюсь.И запишите на пластинкуМне голос ваш, мне вашу грусть.Изобразите «говорящий» невербальный комплекс этой молчащей девушки и дайте ему определение.2. Представьте себе человека, медленно идущего и разговаривающего по мобильному телефону. Изобразите его самого, вообразите его собеседника и восстановите диалог.Зависят ли «неизвестные» слагаемые коммуникации от того, каким вы представили себе невербальный комплекс коммуниканта?

3. Почему люди предпочитают обсуждать серьезные вопросы при личной встрече, а не по телефону?

Какую информацию несут собеседнику такие невербальные знаки, как отведение глаз в сторону; взгляд исподлобья в сочетании с маской неудовольствия (насупленные брови, вертикальные складки на лбу и под.); бегающие глаза; прищуренные глаза?

 

4. Представьте себе героиню стихотворения З. Ященко «Попрошайка». Составьте ее риторический портрет. По вашему мнению, нравится ли эта девушка прохожим? Почему?Стою попрошайкой и милостыню предвкушаю,Вы так ослепительны, сударь, я Вас обожаю!Мне нравится Ваша карета, и кучер, и лошадь,Подайте же, ради Христа, ну хоть ломаный грошик.Мы очень бедны и живем под разваленной крышей,Я Вашу карету сквозь щели чердачные вижу.Я вижу в цветных экипажах внизу мостовую,И к дамам проезжим, я, сударь, Вас очень ревную.А давеча барышня щедрая в лавке колбаснойСама подарила мне ленты кусочек атласной,Я ленту вплету, да и на мостовую отправлюсь,А вдруг я Вам, сударь, с атласною лентой понравлюсь.Стою попрошайкой и милостыню предвкушаю,Вы так ослепительны, сударь, я Вас обожаю!Мне грошика Вашего, барин, и вовсе не надо,Подайте же, ради Христа, лучик Вашего взгляда.А Вы все воротите нос, будто нет Вам печали,И все притворяетесь, будто меня не узнали.Я брошусь Вам в ноги, я в Вашу жилетку поплачу –Я Ваша ревнивая, нищая, злая удача.Так бросьте лукавить – Вам это не делает чести,Подайте же руку, мы дальше последуем вместе. 5. Как отметил Н. Прохоров в своей работе «Взгляды и жесты», каждый жест человека подобен слову в языке. Читая жесты, мы осуществляем обратную связь, которая играет главную роль в процессе взаимодействия, «Бессловесная» обратная связь может предупредить о том, что вам нужно изменить поведение, сделать что-либо, чтобы достичь нужного вам результата в общении с собеседником.Как можно распространить это справедливое утверждение?

 

6. Представьте, что мы видим коммуникантов, один из которых говорит что-то другому, сложив руки на груди. В другой коммуникативной ситуации говорящий скрестил руки на груди. Одинаково ли прочитываются эти жесты?

 

7. Теперь представьте эти же коммуникативные ситуации с той лишь разницей, что эти жесты принадлежат слушателям. Изменилось ли значение жестов?

8. Представьте, что мы видим семью, которая собирается фотографироваться на фоне памятника Минину на площади Минина и Пожарского. Какие эта картинка вызывает у вас ассоциации? Теперь вспомните стихотворение Б. Окуджавы«Приезжая семья фотографируется у памятника Пушкину»:На фоне Пушкина снимается семейство.Фотограф щелкает, и птичка вылетает.Фотограф щелкает, но вот что интересно:на фоне Пушкина! И птичка вылетает.Все счеты кончены, и кончены все споры.Тверская улица течет, куда, не знает.Какие женщины на нас кидают взорыи улыбаются... И птичка вылетает.На фоне Пушкина снимается семейство.Как обаятельны (для тех, кто понимает)все наши глупости и мелкие злодействана фоне Пушкина! И птичка вылетает.Мы будем счастливы (благодаренье снимку!).Пусть жизнь короткая проносится и тает.На веки вечные мы все теперь в обнимкуна фоне Пушкина! И птичка вылетает.

Изменились ли качественно ваши ассоциации? Какие новые мысли родились у вас при виде фотографирующейся семьи? (Попробуйте описать свои ассоциации без «выдумок на ходу»).

 

9. У вас есть любимый памятник в Нижнем Новгороде? Кому он поставлен? Где расположен? Кто его автор (И. Мартос, В Мухина или другой скульптор?) Опишите жестово-мимическую нагрузку выбранного вами памятника так, как это сделал бы экскурсовод.

Занятие 4. Ролевые миниатюры «Я вижу, что ты хочешь мне сказать».(Анализ коммуникативных ситуаций по выбору студентов).

 

Предварительные задания.

1. Определите по приведенным ниже цитатам основные источники информации в речевом общении. Согласны ли вы с полученными выводами? Приведите свои наблюдения.

1) «Из слов человека можно только заключить, каким он намерен казаться, но каков он на самом деле, приходится угадывать по его мимике и ужимкам при высказывании слов, по тем движениям, которые он делает нехотя» (Ф. Шиллер).

2) «Лицо человека высказывает больше и более интересные вещи, нежели его уста: уста высказывают только мысль человека, лицо – мысль природы» (А. Шопенгауэр).

 

2. «В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в словах», – уверял Ларошфуко.

Согласны ли вы с этим наблюдением?

3. Как вы думаете, в каких ситуациях А.В. Суворов «явно предпочитал жест слову. Ему, изумлявшему – в других ситуациях – своих собеседников красноречием, здесь явно начинало не хватать слов, и он переходил на глоссолалию: кукареканье, экстатическую жестикуляцию»[3].

4. В одной истории из жизни Ф.И. Шаляпина рассказывается, как среди артистов в его присутствии разгорелся спор по вопросу, что такое искусство. Шаляпин незаметно удалился в соседнюю комнату.

Внезапно распахнулась дверь, он стоял на пороге смертельно бледный, со взъерошенными волосами, дрожащими губами, с полными ужаса глазами и произнес: «Пожар!» Поднялась паника, крики... Но Шаляпин вдруг рассмеялся: «Теперь вам понятно, что такое искусство?!»

Что же было «написано» на лице у Шаляпина, и почему артисты поверили ему? Как по-вашему, требуется ли от юриста профессиональное владение лицедейством? Приведите пример.

5. Представьте, что рассказывая о чем-то, вы приближаетесь к кульминации – наиболее важному моменту. Как средствами внешнего поведения (перемещение, изменение позы и др.) вы подготовите к этому собеседника?

 

6. Существуют и определенные правила невербального поведения собеседников в процессе других видов речевого общения. Например, интервьюируемому категорически не рекомендуется:

· – непрерывно кивать при разговоре;

· – неестественно сгибаться к микрофону;

· – отворачиваться от камеры.

Это если интервью на телевидении. А какие рекомендации вы дадите человеку, чье интервью будет транслироваться по радио?

 

7. Представьте, что вам предстоит принять участие в любительском спектакле. Какими жестами вы воспользуетесь, чтобы выразить на сцене: страх, удивление, радость от неожиданной встречи, стремление уверить собеседника в искренности ваших слов, ощущение собственного превосходства над окружающими.

 

8. Придумайте и изобразите коммуникативную ситуацию. Будьте готовы к самоанализу невербального поведения и к прочтению невербального рисунка вашей коммуникации зрителями. Сопоставление самонаблюдений над тем, что удалось изобразить (или скрыть) из задуманного с восприятием «со стороны» послужит вам основанием для дальнейшего совершенствования умений кодирования и декодирования невербальных средств общения.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина построена по принципу коммуникативной направленности (основополагающему для любой лингводидактической дисциплины) и предполагает гибкую модель обучения. Освоение курса представляется традиционным: каждый последующий этап связан с предыдущим, базируется на пройденном материале и развивает усвоенное в умения, умения в навыки.

Для успешного освоения данного курса студенту потребуется:

ü усвоить теоретические основы учебного материала;

ü провести словарно-жестовую работу, работу со словарями;

ü научиться анализировать собственную мимику и жесты;

ü тренироваться в практическом применении полученных теоретических сведений.

Тренировки представляют собой самую трудную часть освоения дисциплины, поэтому целесообразно прислушаться к советам классиков.

СОВЕТ 1. От К.С. Станиславского:

«Главная мысль, на первый взгляд, проста: чтобы точно и правдиво выразить словами человеческие чувства, надо в момент речи их … переживать. Однако человек не может заставить себя просто так, без причины обидеться, обрадоваться или испугаться. Внутренние чувствования слишком сложны, неуловимы, капризны, они плохо фиксируются.

Вот тут-то на помощь и приходят «физические действия», т.е. позы, мимика, жесты, характерные для того или иного душевного состояния. Они устойчивы, видимы, ощутимы, подвластны сознанию и приказу, а главное – способны воздействовать на человека, вызывая чувства, им соответствующие»[4].

СОВЕТ 2. От А. Румнева:

«Жесты, берущие свое начало и имеющие развитие внизу, на уровне живота, носят оттенок грубый, практический, циничный, «низменный». Они несовместимы с представлениями интеллектуального или лирического порядка.

Грудь – это область сердца и дыхания. Душевные потрясения, нарушающие дыхание и деятельность сердца, отражаются в жестах, связанных с грудной областью, этой сферой чувств… На этой высоте человек жестикулирует, когда он восхищается или возмущается, когда он убеждает или клянется, когда он выражает любовь или ненависть…

Чем выше руки, тем интеллектуальнее, духовнее смысл жеста. Жест на высоте лба – это область рассудка, разума. Еще выше руки, когда рассуждаем о чем-то, что является недоступным для понимания. Жест выше головы касается области иррационального, непонятного, необъяснимого» [5].

СОВЕТ 3. От князя С.М. Волконского:

«Речь как всякое движение динамична, в ней есть и скорость, и тяжесть, и направление, а следовательно, и оттенки, проистекающие от различных сочетаний их различных степеней.

Хорошенько проникнитесь сознанием «направления» слов. Есть слова, идущие кверху, есть идущие вниз, есть раскидывающиеся полукругом перед говорящим, есть стремящиеся прямолинейно вперед. Есть слова, в которых заключается само движение рассказа, есть такие, которые как будто только расчищают место для будущего слова. Есть слова горизонтально стелющиеся, есть отвесно падающие. Есть и периоды, – периоды тяжелого восхождения, периоды стремительного блага, периоды скачущие, ползучие. А все сочетания и сопоставления! Хорошенько проникнитесь всем разнообразием физического, телесного динамизма – из него и разнообразие речи.

В 18 разновидностях проявляется физическая деятельность человека, говорил Леонардо да Винчи: покой, движение, бег, стоять, облокачиваться, сидеть, быть согнуту, на коленях, лежать, висеть, нести, быть несому, толкать, тянуть, бить, быть биту, отягчать, облегчать. Все это же – динамические краски нашей речи. Упражняйте тело во всем этом не для того, чтобы оно было умело, а чтобы испытывало разницу и по желанию могло в памяти вызвать любую динамическую окраску. Упражняйтесь в том, чтобы разбрасывать, ниспровергать, вколачивать, тащить, швырять, топать, разрывать и т. д. Сперва на действительных предметах, потом на вымышленных, потом и не думая о них, – только окрашивайте слова вашего рассказа в тот или иной динамический характер»[6].

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Для успешного осуществления самостоятельной работы студенту, в первую очередь, следует проанализировать свое отношение к проблеме невербального поведения человека и свой уровень знаний о несловесной составляющей речевой общения: только осознание коммуникативной важности предмета изучения сделает работу по освоению материалов курса и продуктивной, и по-настоящему увлекательной.

Рекомендуем также регулярные тренировки по применению полученных на занятиях знаний: анализ коммуникативного поведения окружающих, «чтение» фотографических и портретных изображений человека, распознавание жестовых и мимических средств создания кинематографических и театральных образов, внимание к деталям художественного описания литературных персонажей.

Для пополнения и систематизации знаний о единицах языка мимики и жестов полезно обращение к толковым и фразеологическим словарям русского языка и словарям жестов.

 

Задания для самостоятельной работы.

1. Ответьте на вопросы теста «Что говорят вам мимика и жесты»? (Приложение 5). Проанализируйте результаты и сделайте выводы.

2. Какие способы языкового обозначения эмоциональных реакций вы знаете? Самостоятельно подберите примеры лексических единиц со значением «испытывать недовольство». Проверьте себя по «Словарю синонимов».

 

3. Вспомните, в каких жизненных ситуациях вам доводилось видеть или самим использовать следующие мимические движения: раскрыть/разинуть рот, насупить/нахмурить брови, задирать нос, разводить руками. Определите их значения.

 

4. Помните, как в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя Чичиков «примерял улыбки» перед зеркалом? Примите соответствующее выражение лица:

Ø для дружеского приветствия слушателей,

Ø для дружеского прощания с аудиторией,

Ø для снисходительного выслушивания вопроса

«не по существу»,

Ø для обдумывания собственного серьезного возражения.

Ø для обдумывания выслушанного серьезного возражения.

 

 

5. Проделайте перед зеркалом следующие упражнения, сопровождая каждое из них фразой: «Как ты мог это сделать?»:

а) сведите брови к переносице, так чтобы на лбу образовались глубокие вертикальные складки;

б) высоко поднимите брови, округляя глаза;

в) сведите брови к переносице и одновременно поднимите их внутренние уголки.

Какие дополнительные оттенки вносит каждое мимическое движение в значение словесной реплики?

 

6. Замените, где можно, слова жестом. Произнесите фразы перед зеркалом. Придумайте свои примеры, старясь использовать свои заготовки к экспромтам.

Пример:

Что посоветовать вам... не знаю.

Что посоветовать вам... [разведя руками, пожав плечами, качните головой].

1) Что и говорить теперь? Э-эх! Нечего сказать...

2) Сегодня здесь, в этом зале, собрались те, кому небезразлична судьба России.

3) Я рад вас приветствовать, благодарен вам за теплую встречу, но сейчас прошу тишины. Итак, сегодня мы поговорим о проблеме, которая волнует нас всех: о понимании людей друг другом.

 

7. Сопроводите фразы «я очень рад», «благодарю вас», «проходите, пожалуйста», «уже иду», «королева в восхищении!» жестами и мимикой, которые соответствуют контексту каждого из пластических рисунков:

Ø улыбаясь, протяните руку для приветствия;

Ø кокетливо поправьте прическу;

Ø восторженно зааплодируйте;

Ø испуганно закройте лицо руками;

Ø с тоской посмотрите по сторонам;

Ø равнодушно пожмите плечами.

8. В предполагаемых затруднительных ситуациях, возникших в процессе публичного выступления, где вы – оратор и где вы – слушатель, выразите мимикой:

Ø одобрение,

Ø согласие,

Ø недоумение,

Ø несогласие.

 

9. Постарайтесь воспроизвести свою последнюю коммуникацию без привнесения новых элементов мимики и жестов. Проанализируйте их необходимость, соответствие, исполнение.

Проверьте точность и выразительность мимики перед зеркалом. Можно ли безошибочно «прочитать по лицу» ваши мысли?

 

10. Рассмотрите фотографию памятника А.С. Пушкину, установленного на площади Искусств перед Русским музеем в Санкт-Петербурге (скульптор М.К. Аникушин). Охарактеризуйте позу поэта, выразительную роль таких ее компонентов, как прямая спина, слегка откинутая голова, взгляд вперед-вдаль, приподнятые плечи. Оцените, глядя на памятник, меткое выражение С.М. Волконского о плечах как «термометре чувств» (приподнимаются в ответ на эмоциональное возбуждение). Как это подчеркнуто особенностями одежды Пушкина?

Что придает фигуре поэта динамизм? Какая деталь позы играет в этом особую роль? Почему правая рука поэта протянута от плеча? С чем можно сравнить данный жест, что он выражает?

Свидетельствует ли опущенная левая рука о бездеятельности, покорности (ср. фразеологизм опустить руки)?

 

11. Рассмотрите скульптурные памятники выдающимся деятелям русской, мировой или национальной истории. Опишите один из них. Обратите внимание на положение рук, которое придали скульпторы героям своих произведений (куда обращена ладонь, концы пальцев, на каком уровне поднята рука и т.п.). Охарактеризуйте поворот головы, направление взгляда. Объясните, что всеми этими деталями хотел сказать скульптор.

 

12. Если вы возьмете фотографию улыбающегося человека и прикроете рукой его губы, о его подлинных чувствах скажут его глаза. И эти глаза могут быть очень грустными, даже если его губы и изогнуты в радостной улыбке.

 

13. Прочтите стихотворение А. Тарковского «Портрет». Какие ассоциации вызвало у вас это стихотворение? Опишите портрет. Опишите себя, разговаривающего с портретом. Проанализируйте свою мимику.

Никого со мною нет.На стене висит портрет.По слепым глазам старухиХодят мухи, мухи, мухи.Хорошо ли, – говорю, Под стеклом твоем в раю?По щеке сползает муха,Отвечает мне старуха:– А тебе в твоем домуХорошо ли одному?

14. Рассмотрите репродукцию произведения знаменитого итальянского художника Рафаэля «Сикстинская мадонна» (картина находится в Дрезденской галерее).

… Занавес распахнут, и перед нами, словно в окне, предстает Мария с младенцем на руках. Художник изобразил ее во весь рост, спускающейся с небес к людям, чтобы отдать им самое дорогое, что у нее есть, – свое дитя. Она предвидит трагическую судьбу сына, но жертвует им во имя спасения человечества. Маленький Христос тоже предчувствует ожидающие его страдания и неизбежность разлуки с матерью.

Марию сопровождают святая Варвара и папа Сикст II (отсюда название картины «Сикстинская»), который как бы вверяет человечество богоматери-заступнице. Внизу, у самой рамы, опираясь на барьер, отделяющий небесное от земного, два маленьких ангела смотрят на чудесное видение.

Рассмотрите фигуру Марии. О чем говорят ее прямой стан, поднятая голова, открытый взгляд? Только ли решимость в ее широко раскрытых глазах, в чуть приподнятых бровях? Как вы думаете, что видит Мария перед собой? Какое движение выдает инстинктивный порыв матери?

Что означают преклоненные колени и прижатые к груди руки святых? Почему отвернулась и потупила взор св. Варвара? В знак смирения? Выражая почтительность? А может быть, она просто смотрит вниз, на землю, на людей, которым заступница Мария приносит свою жертву? К кому обращена протянутая рука св. Сикста – к людям или к Марии? Как вы объясните этот жест?

Что написано на лицах ангелов, следящих за чудесным явлением? Интерес, любопытство, понимание важности происходящего? Что в выражениях их лиц помогает вам ответить на этот вопрос?

15. Опишите содержание картины П.А. Федотова «Сватовство майора» (картина находится в Государственной Третьяковской галерее).

Рассмотрите двух женщин в центре картины: кто они, о чем говорят различия в их одежде, позах, выражениях лиц?

Что хочет показать своим поведением купеческая дочка? Искренне ли ее смущение? Является ли приход жениха и свахи неожиданным для семейства купца?

Естественна ли в своем поведении купчиха-мать? О каких отношениях в семье говорит ее жест, взгляд? Одобряет ли она жеманное поведение дочери?

О чем говорит фигура купца, выражение его лица? Одобряет ли он предстоящий брак, заинтересован ли в нем?

Что дает предполагаемая женитьба обедневшему майору? С каким чувством переступает он порог купеческого дома? Убежден ли он в правильности принятого решения? Верит ли в успешность своего предприятия? Как относится к будущим родственникам?

Какие детали невербального поведения майора помогли вам ответить на эти вопросы?

 

16. Рассмотрите репродукцию картины Н.Н. Ге «Что есть истина?» (картина находится в Государственной Третьяковской галерее).

У мраморной стены перед Понтием Пилатом, римским правителем Иудеи, стоит Христос. Его волосы растрепаны, хитон разорван, руки связаны за спиной. Художник изобразил на картине тот момент, когда Пилат с усмешкой повернулся к Христу, только что сказавшему, что он пришел в мир, чтобы установить истину. «Что есть истина?» – спрашивает своего собеседника Пилат, пресыщенный властью и роскошью своего быта вельможа, который давно уже не верит в возможность истины на земле.

Обратите внимание на то, как художник изобразительными средствами передает напряженный диалог героев. На что указывает поза прокуратора: ноги слегка расставлены, тело повернуто к собеседнику вполоборота, голова слегка откинута назад? О чем говорит зрителю выражение его лица? Что означает жест Пилата – рука, протянутая к собеседнику на уровне груди, ладонью кверху, с чуть согнутыми пальцами?

Какая деталь в поведении Христа свидетельствует о том, что он не только не испытывает трепета перед высокопоставленным вельможей, но и уверен в своем божественном предназначении, в правоте своего дела?

Найдите диалоги Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри в романе «Мастер и Маргарита». Дайте характеристику невербального поведения героев, представленную М.А. Булгаковым.

 

 

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ
ВАРИАНТ 1.

1. Установите значение фразеологизма. Ответом должно быть сочетание цифр и букв. Например: 1Д 2В ЗА.

1. Вертится на языке А. Не могу, не в состоянии сообразить, понять что-либо, догадаться о чем-либо.
2. Голова идет кругом Б. Остаться без того, на что рассчитывал, надеялся, чего добивался; без самого необходимого.
3. Ума не приложу В. Очень хочется сказать, спросить и т. п.; никак не вспоминается. О тщетном усилии вспомнить что-либо хорошо известное, знакомое, но забытое в данный момент.
4. Навострить уши Г. Кто-либо испытывает головокружение (от усталости, переутомления и т. п.); кто-либо теряет способность ясно соображать от множества дел, забот, переживаний и т. п.
5. Бровью не ведет (повел) Д. Вынуждать что-либо сказать, ответить, высказаться и т. п.
6. В ус не дуть Е. Взявшись за руки (идти, двигаться и т. п.). 2. Вместе, как единомышленники.
7. Тянуть за язык Ж. Приготовиться с напряженным вниманием и интересом слушать; прислушаться. 2. Насторожиться, поставив уши в направлении звука (о животных).
8. Остаться с носом З. Не обращать внимания.
9. Рука об руку И. О человеке, остающемся хладнокровным, спокойным, не обращающем на что-л. внимания. Собственно-русское выражение. В противоположность мимическому движению: поднимать брови – выражать крайнее удивление.
10. Море по колено К. Все нипочем, ничто не страшно.

2. Выберите фразеологизм, который вы могли бы сопроводить мимикой и жестом, и опишите ваши действия.

3. Рассмотрите репродукцию картины В.В. Пукирева «Неравный брак» (картина находится в Государственной Третьяковской галерее).

Найдите на картине предметы-знаки (зажженные свечи, наряд девушки и т.д.). Для кого этот брак является неравным. О чем говорит выражение лица невесты, ее покрасневшие глаза, опущенные плечи? Почему свеча, которую она держит, находится значительно ниже, чем свеча жениха?

О чем свидетельствует прямая фигура старика, высоко поднятая голова, его взгляд на невесту – искоса и сверху вниз?

Охарактеризуйте позу священника, собирающегося надеть на палец невесты обручальное кольцо. Что означает его согнутая спина, склоненная голова, вытянутая шея?

Рассмотрите людей, присутствующих на венчании. Кто из них страдает, негодует, сочувствует невесте, завидует жениху, просто любопытствует? Как вы об этом узнали?

ВАРИАНТ 2.

1. Установите значение фразеологизма. Ответом должно быть сочетание цифр и букв. Например: 1Д 2В ЗА.

 

1. Махнуть рукой А. Добиваться, достигать полного взаимопонимания.
2. Браться за ум Б. Перестать обращать внимание; перестать заниматься кем-либо или делать что-либо.
3. Окунуться с головой В. (Прост.) Заниматься пустой болтовней, пустословить.
4. Нос не дорос Г. Становиться благоразумнее, рассудительнее; образумливаться; (устар.) придумать, измыслить, найти какой-либо выход.
5. С глазу на глаз Д. Наедине, без свидетелей, без посторонних.
6. Находить (найти) общий язык Е. Отстраняться, уклоняться от участия в каком-либо деле; снимать с себя ответственность за что-либо.
7. Чесать языком Ж. Обманывать, вводить в заблуждение, обычно обещая что-либо и не выполняя обещанного.
8. Водить за нос З. (Прост.) кто-либо еще слишком молод, чтобы делать что-либо, заниматься чем-либо.
9. Умывать руки И. Действовать, поступать, развиваться и т. п. наравне с кем-либо или в соответствии с чем-либо.
10. Идти в ногу К. Целиком, полностью, безраздельно отдаваться чему-либо.

 

2. Выберите фразеологизм, который вы могли бы сопроводить мимикой и жестом, и опишите ваши действия.

 

3. Рассмотрите репродукцию картины П.А. Федотова «Свежий кавалер» (картина находится в Государственной Третьяковской галерее).

В центре композиции – молодой человек, чиновник, получивший свой первый орден. Художник изобразил его только что поднявшимся с постели после дружеской пирушки, которую он устроил в честь важного для него события.

Присмотритесь к обстановке, окружающей героя картины, к его вещам, разбросанным повсюду в ужасающем беспорядке. О чем говорят простая, грубая мебель, валяющиеся на полу селедочные хвосты и бутылки из-под пива, гитара с оборванными струнами и раскрытый томик пользовавшегося популярностью в среде необразованного чиновничества реакционного писателя Фаддея Булгарина, рваный халат чиновника, на котором прикреплен полученный орден, и папильотки на его голове? Можете ли вы по этим деталям сделать вывод о социальном положении героя картины, его вкусах, интересах, характере?

Какие чувства испытывает новоиспеченный кавалер? Почему он стоит, выставив одну ногу вперед, важно выпятив грудь, надменно подняв голову? На что направлен его вызывающий указательный жест? Обратите внимание на мимику кавалера: поднятый кверху нос, сдвинутые брови, выдвинутую вперед нижнюю губу.

Как относится к чванству чиновника его кухарка? Испытывает ли она трепет перед хозяином? Как можно назвать выражение ее лица? О каком отношении к хозяину свидетельствует ее поза? Можете ли вы представить диалог этих героев? Какие чувства вызывает эта картина у зрителя?

ВАРИАНТ 3.

1. Установите значение фразеологизма. Ответом должно быть сочетание цифр и букв. Например: 1Д 2В ЗА.

1. Положа руку на сердце А. Уравнивать кого-либо с кем-либо в каком-нибудь отношении, не считаясь с различиями.
2. Ум за разум заходит (зашел) Б. Приходить в уныние, отчаяние, огорчаться.
3. Каша в голове В. (Разг., ирон.) На полном доверии и/или притворяясь наивным, незнающим.
4. На голубом глазу Г. Поменьше болтать, говорить, рассуждать; помалкивать.
5. Стричь под одну гребенку Д. Совершенно чистосердечно, откровенно, искренне (говорить, отвечать, заявлять и т. п.).
6. Рукой подать Е. Временная потеря способности здраво рассуждать в связи с «форс-мажорными» обстоятельствами, хлопотами, суетой и т. д.
7. Держать нос по ветру Ж. Кто-либо путано мыслит, у кого-либо нет ясности в понимании, в осознании чего-либо.
8. Держать ушки на макушке З. Не доверяться кому-либо, быть очень осмотрительным, осторожным; быть настороже, начеку.
9. Придерживать (придержать, попридержать) язык (язычок) И. Применяться к обстоятельствам, беспринципно меняя свои убеждения, свое поведение.
10. Повесить (вешать) нос К. Совсем близко.

 

2. Выберите фразеологизм, который вы могли бы сопроводить мимикой и жестом, и опишите ваши действия.

 

3. Рассмотрите репродукцию картины И.Е. Репина «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (картина находится в Государственной Третьяковской галерее).

Софья, старшая сестра Петра I, изображена на картине в самую драматическую минуту ее жизни: рухнул подготовленный ею заговор стрельцов против Петра, сама Софья заточена в Новодевичий монастырь, пострижена в монахини.

Н.И. Крамской по поводу этой картины писал И.Е. Репину, что Софья напоминает ему посаженную в железную клетку тигрицу.

Обратите внимание на позу царевны: производит ли впечатление покоя ее неподвижная, словно застывшая фигура? Из чего видно, что эта неподвижность только что сменила бурную вспышку ярости?

О чем говорят скрещенные на груди могучие руки Софьи, прямая фигура, поднятая голова? Что выражают расширенные глаза, поднятые внешними концами брови, сжатый рот, выдвинутый вперед подбородок?

ВАРИАНТ 4.

1. Установите значение фразеологизма. Ответом должно быть сочетание цифр и букв. Например: 1Д 2В ЗА.

1. Смотреть сквозь пальцы А. Выражать свое почтение, уважение кому-л. Оборот носит нейтральный характер с оттенком разговорности.
2. Ломать голову Б. Усиленно думать, стараясь понять, разрешить что-либо трудное
3. Лезть в глаза В. О ком-либо очень уставшем, утомившемся
4. Типун на язык Г. (Прост.) соображать, думать, размышлять.
5. Нос к носу Д. (Прост.) стараться, стремиться быть замеченным; привлекать к себе чье-либо внимание; быть особенно заметным.
6. Локти кусать Е. Недоброе пожелание тому, кто говорит не то, что следует.
7. Поставить на ноги Ж. Досадовать, сожалеть о непоправимом, упущенном, утерянном.
8. Снимать (снять) шляпу перед кем-либо З. Намеренно не обращать внимания на что-либо; умышленно не замечать ничего предосудительного в чем-либо.
9. Язык на плече И. Вылечить, избавить от болезни. 2. Вырастить, воспитать, довести до самостоятельности. 3. Заставить активно действовать.
10. Шевелить мозгами К. Непосредственно, вплотную встречаться, сталкиваться.

2. Выберите фразеологизм, который вы могли бы сопроводить мимикой и жестом, и опишите ваши действия.

3. Рассмотрите репродукцию картины Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе».

Объясните различия в позах действующих лиц. Почему царевич Алексей стоит, а Петр I сидит? Что выражают опущенные руки, опущенная голова царевича, его взгляд вниз?

Почему Петр I сидит вполоборота к сыну и смотрит на него искоса? Рассмотрите лицо царя: положение губ, бровей, подбородка. Объясните отдельные элементы позы: Петр положил ногу на ногу, левая рука сжимает подлокотник кресла.

Почему бумага (сообщение о предательстве Алексея, полученное царем) лежит на полу? О каком предшествующем жесте Петра это говорит?

Какое последующее движение Петра уже намечено в картине?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная:

1. Аксенов Д.В., Борисова В.А. Гений общения. – М., 2004.

2. Виноградов В.Д., Фролова И.А., Сметанина Н.П. Невербальные средства общения: Учебное пособие. – Нижний Новгород, 1994.

3. Гласс Л. Я читаю ваши мысли / Пер. с англ. – М., 2003.

4. Ипатова И.С. Практическая риторика, или человек в контексте речи. – Нижний Новгород, 2004.5. Квинн В. Невербальное общение. / Русский Гуманитарный Интернет Университет. Библиотека учебной и научной литературы // http://www.i-u.ru

6. Кузнецов И.Н., Масалов А.А. Язык мимики и жестов. – М., 2007.

7. Куницына В.П., Кулагина Н.В., Поголыпа В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. – СПб., 2002.8. Куракина К. Основы техники речи в трудах К.С. Станиславского. / Центр ИГРО. 2005. // http:www.ritorika.igro.ru

9. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М., 2004.

10. Нэпп М., Холл Д. Невербальное общение. / Пер. с англ. – М., 2004.11. Нелсон О., Голант С. Язык мимики и жестов. Что это такое. / Пер. с англ. – М., 2007.

12. Пиз А. Язык телодвижений: Как читать мысли окружающих по их жестам / Пер. с англ. – М., 2003.

13. Пиз А., Гарнер А. Язык разговора. / Пер. с англ. – М., 2006.

14. Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений: Расширенная версия. / Пер. с англ. – М., 2006.

15. Поваляева М.А., Рутер О.А. Невербальные средства общения. – М., 2004.

16. Прохоров Н. Взгляды и жесты // http://www.koob.ru.

17. Рыбалка С.В. Язык мимики, взглядов и жестов. – М., 2007.

18. Сикорский И.А. Физиогномика в иллюстрированном изложении / Читать человека как книгу – М., 1998. – С. 7-219.

19. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Ч.1. Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. – М., 1985.

20. Тиль Э. Язык жестов, мимики и поз: Как читать мысли человека по его телодвижениям. – М., 2003.

21. Хьюбер Ч. Первое впечатление. Язык мимики и жестов. / Пер. с англ. – М., 2007.

Дополнительная:

1. Аленикова С. Язык жестов / Наука и жизнь. – 1985. №7. – С. 143-148.

2. Андриянов В.В. Сравнительная характеристика жестов русских и французов // Национально-культурная специфика речевого поведения. – М., 1977.

3. Антипова А.М. О взаимодействии вербальных и невербальных средств общения в спонтанной разговорной речи // Сб. науч. Трудов Моск. гос. ун-та ин. яз. им. М. Тореза. – М., 1989. Вып. 332. – С. 61-75.

4. Барабанщиков В.А., Малкова Т.Н. Исследование восприятия эмоционального состояния человека по выражению лица // Проблема общения в психологии. – М., 1989. – С. 121-139.

5. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов // http://www.koob.ru

6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи (гл. «Невербальные средства общения»). – Ростов-на-Дону, 1995.

7. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения мысли / Пер. с англ. – СПб., 2003.

8. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. О своеобразии отражения мимики и жеста вербальными средствами (на материале русского языка) // Вопросы языкознания. – 1981. № 1. – С. 36-47.

9. Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов. мысли / Пер. с англ. – СПб., 2001.

10. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М., 1980.11. Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. – М., 1991.12. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения. – М., 2000.

13. Изард К.И. Эмоциональный контакт // Наука и жизнь. – 1977. № 12. – С. 112-121.

14. Изард. К. И. Эмоции человека / Пер. с англ. – М., 1980.

15. Капанадзе Л.А., Красильникова Е.В. Жест в разговорной речи / Русская разговорная речь. – М., 1973. – С. 464-479.

16. Красильникова Е.В. Жест и структура высказывания в разговорной речи / Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. – М., 1983. – С. 214-235.

17. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). – Ростов, 1986.

18. Лабунская В.А. Невербальное поведение: структура и функции. – М., 1986.

19. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.211.101.93 (0.013 с.)