Понятие, эк сущность хоз резервов и их классификация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, эк сущность хоз резервов и их классификация.



Термин «резервы» употребляется в двояком значении:

1) Резервные фонды – это запасы сырья, материалов, оборудования и т.д.

2) Хозяйственные резервы – это неиспользованные и постоянно возникающие возможности роста и совершенствования производства, улучшение его конечных результатов.

Процесс образования хозяйственных резервов (далее – резервы) непрерывен, т.к. связан с научно-техническим прогрессом, совершенствованием организации труда и управления.

Целью поиска резервов является увеличение объема производства и реализации продукции, достижение уровня рентабельности, необходимого для сохранения конкурентных позиций и повышения стоимости бизнеса.

Поиск и оценка резервов предполагает количественное измерение возможного увеличение выпуска продукции в результате повышения эффективности использования ресурсов, их оптимального сочетания и увеличения доли предприятия на рынке.

Поиск резервов предполагает их классификацию по различным признакам:

1. По сроку использования: текущие и перспективные.

2. По способам выявления: явные (которые можно выявить по материалам бухгалтерского учета и отчетности) и скрытые (связаны с внедрением научно-технического прогресса).

3. По используемым ресурсам: фин, материальные и трудовые.

4. По стадиям жизненного цикла систем: предпроизводственные, производственные, эксплуатационные и утилизационные.

5. По пространственному: внутрихоз, общехоз, отраслевые, региональные, общегос.

6. По экономической природе и характеру воздействия на результаты: экстенсивные и интенсивные.

Классификация резервов позволяет понять сущность и организовать их поиск комплексно и целенаправлено.


Методика подсчета и обоснования величины резервов.

Методика определения величины резервов включает в себя выявление направлений поиска резервов, способы измерения резервов, оценку их реальной сбалансированной величины, мероприятия по реализации резервов.

Можно выделить три этапа подсчета и обоснования величины резервов: Аналитический этап – выявляют и измеряют резервы. Организационный этап – разрабатывают мероприятия, обеспечивающие исполнение выявленных резервов. Функциональный этап – выполняются мероприятия, осуществляется контроль за их внедрением, оценивается полученный результат.

Методика подсчета и обоснования величины резервов зависит от характера резервов (интенсивные и экстенсивные), способов их выявления (скрытые и явные) и способов определения их величины (формальный или неформальный подход).

Все выявленные резервы должны быть подкреплены соответствующими мероприятиями. Это может осуществляться двумя способами: выявляются резервы формальными методами, затем разрабатываются мероприятия по освоению выявленных резервов; разрабатываются мероприятия, затем подсчитываются резервы.

Для подсчета величины резервов в экономическом анализе используется ряд способов: прямого счета, сравнения, математического программирования, функционально-стоимостного анализа и др. Так, например, когда потри ресурсов или их экономия определяются в сравнении с планом, нормативами или уровнем затрат на передовых предприятиях, то используется способ сравнения. Использование при подсчете резервов функционально-стоимостного анализа позволяет найти и предупредить излишние затраты производства путем совершенствования техники и технологии производства, использования современных материалов.

Организационные формы и исполнители АХД на предприятиях.

Организационные формы АХД на предприятиях определяются составом аппарата и техническим уровнем управления.

Экономический анализ входит в обязанности не только работников экономических служб, но и технических отделов.Им занимаются также цеховые службы, руководители бригад, участков Только общими усилиями можно комплексно исследовать поставленную проблему и найти наиболее оптимал вариант ее решения.

Фин отдел анализирует процесс формирования прибыли и ее использование, фин состояние предприятия, его платежесп-ть

Служба б/у учитывает и анализирует затраты на производство продукции, ее с/сть, финн результаты и т.д.

Планово-экономический отдел составляет план аналитической работы и контролирует его выполнение, осуществляет методическое обеспечение анализа, организует и обобщает результаты АХД предприятия и его структурных подразделений.

Производственный отдел анализирует выполнение плана выпуска продукции по объему, ассортименту и качеству; ритмичность производства; внедрение новой техники и технологий, работу оборудования, расходование материальных ресурсов.

Отдел гл механика и энергетика изучает состояние эксплуатации машин и оборудования, выполнение планов-графиков ремонта и модернизации оборудования, качество и себестоимость ремонтов.

Отдел технического контроля анализирует качество сырья и готовой продукции, брак и потери от брака, рекламации покупателей, мероприятия по сокращению брака, повышению качества продукции.

Отдел снабжения изучает рынки сырья и поставщиков материальных ресурсов, контролирует своевременность и качество материально-технического обеспечения производства, выполнение плана поставок по объему

Отдел сбыта — выполнение договорных обязательств и планов поставки продукции потребителям по объему, качеству, срокам, номенклатуре; состояние складских запасов и сохранность готовой продукции, скорость продаж и др.

Отдел труда и заработной платы анализирует состояние организации труда, выполнение плана мероприятий по повышению ее уровня, уровень производительности труда, использование фонда рабочего времени, расходование фонда заработной платы.

Большая роль в проведении АХД отводится трудовым коллективам и акционерам. Им даны достаточно широкие полномочия в планировании социального и экономического развития, обеспечении контроля за рац испматериальных ресурсов, укреплении трудовой дисциплины, улучшении условий и охраны труда и т.д.

Анализ состояния экономики предприятия проводится также вышестоящими органами управления. Специалисты этих органов могут изучать отдельные вопросы или проводить комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия.

Вневедомственный АХД выполняется: Стат органы обобщают и анализируют стат отчетность и результаты представляют для практического использования. Налоговые органы анализируют выполнение предприятиями планов по прибыли, по отчислению налогов в государственный бюджет, ведут контроль за рац исп матер и финансовых ресурсов.

Испол всех форм внутрихоз, ведомственного и вневедомственного анализа создает возможности для всестороннего изучения хоз деятельности предприятия и наиболее полного поиска резервов повышения эфф-ти его работы.

 

Планирование аналитической работы.

Аналитическая работа на предприятии проводится по плану. Планирование осуществляется в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе предварительно обрабатывается информация и составляется план проведения анализа. В плане предусматривают цель и объекты анализа, программа и сроки проведения анализа, указываются исполнители и распределение разделов анализа между ними, порядок оформления и использования результатов анализа. На основном этапе анализируется вся информация, составляются таблицы, графики, определяется влияние факторов на результаты хозяйственной деятельности предприятия. На заключительном этапе оформляются результаты анализа, разрабатываются мероприятия по устранению выявленных недостатков и использованию резервов, осуществляется контроль за выполнением мероприятий.

По результатам анализа оформляются выводы с обоснованием сделанного заключения, даются рекомендации, направленные на повышение эффективности хозяйственной деятельности.

На предприятии могут составляться два вида планов:

1. Комплексный план аналитической работы предприятия.

2. Тематические планы.

Комплексный план – это календарное расписание этапов аналитической работы. В нем, кроме целей и задач анализа, перечисляются вопросы, которые будут проанализированы в течении года, с указанием времени для изучения каждого вопроса, исполнителей анализа, дается перечень всех документов для исследования, их содержание, разрабатывается схема организации контроля за выполнением мероприятий, намеченных по использованию результатов анализа.

Тематические планы – это планы проведения анализа по конкретным вопросам, которые требуют углубленного изучения на данном предприятии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.198.37.250 (0.026 с.)